Каждый раз, когда мы сталкиваемся с оценкой своих трудов, они почти всегда несут единственную цель - обозначить насколько работа соответствует ожиданиям оценивающего. Понять, плохо это или хорошо может быть сложнее, чем кажется на первый взгляд. В общем, давайте разбираться.

Отличник, хорошист, двоечник...

В школе одной из главных целей оценки труда является отслеживание того факта, насколько опыт ученика соответствует государственному стандарту образования. Однако, уже на этом этапе жизни мы сталкиваемся с несправедливыми оценками по самым разным причинам: плохое расположение духа учителя, его некомпетентность, предвзятость и наконец, неоптимальное устройство самой образовательной системы, которая не в силах предоставить подходящий каждому отдельному ученику метод обучения.

В конце концов из школы медалистами или просто отличниками выходят люди, которым либо подошел метод образования, либо хорошо поддающиеся зубрежке материала, либо просто одаренные. Но таких в общей массе не так уж много и, как итог, мы имеем огромное количество подростков, которые не раскрывают свой потенциал, потому что однажды учитель оценил их труды в недостаточной мере, посчитав отклонение от стандарта обучения чем-то плохим.

Староста, квнщик, бездельник...

В большом количестве университетов стран СНГ и не только ситуация не сильно отличается, но разница все же есть. Во-первых, на этом этапе свою роль начинает играть не только успеваемость, но и социальная функция каждого отдельного студента и преподавателя. Помимо знаний профильных и непрофильных предметов, большую роль в оценке успеваемости начинает играть социальная активность, проявляемая в самых разных формах. Так как возрастные рамки уже не играют столь важной роли, студенты вполне могут заводить знакомства и дружбу среди преподавателей и студентов старших курсов. И тут объективность каких либо оценок может быть нарушена этим самым фактором "знакомства".

На личном опыте я множество раз встречался с очевидно необъективными оценками как в положительную так и в отрицательную сторону. Преподаватель мог приподнять итоговую оценку, за то, что я играл в команде КВН от факультета или спел где нибудь на городском конкурсе талантов. При этом другой преподаватель мог после беседы на устном экзамене занизить оценку за отсутствие нескольких конспектов, даже если я смог ответить на вопросы из этих конспектов.

И вот, спустя 4 года, в вашей группе есть несколько красных дипломов: у ребят, которые убивали все свое свободное время на дополнительное образование, у квнщика, и у старосты, который просто ни разу не прогулял пару, и законспектировал все лекции.

Ты конечно молодец, но 5 поставить не могу, нет конспекта, да и 2-ю лекцию прогулял...

Джун, милд, синьор...

И вот, спустя долгие годы обучения, ты попадаешь на работу, где менеджмент решил, что раз в полгода необходимо производить оценку твоей эффективности, а по результатам повышать или снижать твою зарплату. Ты соглашаешься, так как всю твою жизнь тебя оценивали, и вроде все было ок. Первые пол года проходят в ожидании оценки, и вместо нормального погружения в рабочий процесс и развития своих рабочих навыков, ты скорее всего занимаешься бездумным закрывательством тикетов, ведь коллеги подсказали, что именно это является решающим фактором.

Спустя 6 месяцев у тебя в календаре появляется приглашение на созвон, где ты, твой тим лид и третий человек, садитесь обсуждать твой прогресс. Джуновские нервы начинают натягиваться, но вдруг оказывается, что на созвоне тим лид просто говорит эксперту что все нормально, а потом вы около 20 минут обсуждаете предстоящую конференцию и вечеринку, которая будет после.

Немного ошарашенный ты не понимаешь, почему эксперт не глянул тикеты, над которыми ты работал, не оценил твою активность на гитхаб, а просто спросил у тим лида. Все просто - тим лид, тот же староста или ведущий семинар младший научный сотрудник, у которого профессора частенько спрашивают, нужно ли поднять или снизить оценку. Если количество студентов (читай сотрудников) слишком велико, следить за каждым по отдельности не хватит времени и сил, поэтому задача делегируется следующему в звене иерархии. Как итог, даже если ты неэффективный сотрудник, если твоя цель повышение зарплаты или удержание ее на том же уровне, все что нужно делать - это нравиться ближайшему начальнику. Давайте разберемся, почему это так и иначе в большей части случаев не будет.

Идейная сторона

"Эффективный" менеджмент в IT (и не только) почти всегда стоит на цифрах. Сколько багов исправлено, сколько фич добавлено, сколько клиентов оставили положительный или отрицательный отзыв о продукте. Логично, что при оценке эффективности сотрудников тоже нужны цифры, но какие? Количество закрытых тикетов? А что, если тикеты по большей части пустяковые, и создаются они в таком количестве, просто потому что QA очень хорошо справляется с поиском багов, даже самых маленьких. Количество добавленных фич? А что, если продукт на той стадии развития, где добавление новой фичи это сверхдлительный процесс, или конкретно в этом полугодии новых фич не предвиделось. Ну тогда количество кода, это стопроцентный вариант. И тут ты видишь, что один сотрудник закоммитил за пол года 150т. строк, а другой 1.5т. Увольняем второго, только если эти полторы тысячи не являются тем, что действительно улучшило продукт, а 150т. это просто формат json изменили и нужно было статические файлы перегенерировать.

Если подытожить, универсальной объективной оценки по одному признаку со стороны быть не может, можно лишь наблюдать за совокупностью показателей, общаться с разработчиками по поводу их мыслей о продукте и работе. Процесс это не дискретный, с отметкой в полгода, а постоянный. При этом чем крупнее компания, тем этот процесс сложнее наладить, поэтому и появляются люди, умело эксплуатирующие систему.

Финансовая сторона

Система грейдов - весьма удобный инструмент в условиях текущего рынка труда. Так как уволить сотрудника не всегда простая задача, то при заметной неэффективности у тебя есть 2 пути: уговорить его уйти по собственному желанию или сформировать комиссию по оценке трудоспособности и потратить уйму сил и времени на законное увольнение. Здесь и появляется система оценок и новый трудовой договор, по которому тебе могут уменьшать зарплату, ведь такими уменьшениями достаточно легко вынудить человека уйти из компании. ИМХО это и есть самая частая причина ввода грейдов, и она вполне обоснована для компаний, не желающих собирать в штат лентяев, копящих на старость без малейшего желания что-либо делать.

Однако такой инструмент в неумелых руках может принести компании не только экономию зарплатного фонда, но и отток действительно хороших кадров. Если вертикальные коммуникации в компании не налажены, а горизонтальные цветут и пахнут, то уволенный за неэффективность сотрудник расскажет за чашкой кофе, как он в поте лица трудился над сверхсложной задачей, а менеджер этого не оценил и снизил ему зарплату, поэтому теперь он вынужден искать другую работу. Слушатель после такого задумается, а стоит ли ему ставить под угрозу свою финансовую безопасность, и тоже понемногу начнет искать другое место, желательно без системы грейдов и, скорее всего, достаточно быстро найдет такое место.

Что в итоге?

В итоге компании, которые вводят грейдовую систему, чаще всего используют ее не для контроля эффективности, а в качестве инструмента принуждения. Это обычная человеческая смекалка, существующая для обхода трудового законодательства и не несущая никакой реальной пользы для работников компании. Она может быть использована во благо, а может служить инструментом давления на сотрудников в личных целях. В таких компаниях, скорее всего, тебя оценит как специалиста твой коллега или ближайший начальник, но не сможет оценить менеджер, ведь, если быть честным, это не его задача, ему нужен релиз и нужно, чтобы продукт работал ровно настолько, насколько этого требует клиент.

Комментарии (9)


  1. AVX
    28.04.2022 16:31

    По факту никто реально не будет использовать эти инструменты чтобы поднять ОКЛАД сотруднику. Будут исходить от наличия денег и некоторых других факторов (вероятность ухода, сложность поиска замены, рыночная з/п по аналогичной позиции, время простоя и т.д.)

    А вот практика сделать 40% оклад, остальное - премия, очень даже часто используется. И если в одних компаниях начисление премии - практически формальность (пара-тройка параметров, которые ставит руководитель и в среднем всем всегда одинаково, ибо даже небольшое отклонение приводит к заметному увеличению или уменьшению премии); то вот в других могут сделать этих параметров довольно много, и все будут отслеживаться автоматически в какой-нибудь системе по (с виду) объективным критериям - количество заявок отработанных, жалобы/благодарности, время реакции на заявку, и так далее. При таких автоматических расчётах сотрудник чувствует, что он не зависит от субъективной оценки руководителем, но как правило, компания оставляет за собой право на пересмотр формул для расчёта премии, и меняет периодически всякие коэффициенты. И если, например, раньше выполнение 100 заявок почти гарантировало максимум премии, то после изменений оказывается, что за них же получаешь 70%, или вообще 20, или даже ступенчатые градации делают. Работодатель может "закручивать гайки", так что каждый раз вроде бы становится хуже (для работника), нужно больше выкручиваться (а иной раз могут сделать так, что никаким способом не получить максимальные показатели). При этом работники будут конечно недовольны, но не настолько, чтобы увольняться. И так гайки крутить можно долго. При этом периодически возвращая для видимости улучшений разные параметры к исходным.


  1. JLavlinskaya
    28.04.2022 16:31
    +1

    Читаю статью, думаю, какое интересное развернутое вступление к мыслям автора, сейчас начнет выкладывать... а потом упираюсь в "что в итоге".
    Кажется, что текст обещал быть более развернутым, но не стал(


  1. kinall
    28.04.2022 16:38

    Всю статью ждал, какую автор предложит замену. Видимо, несмотря на недостатки грейдовой системы, ничего лучше не придумали?


  1. DeathSAAD
    28.04.2022 18:11

    Если использовать для оценки качественные характеристики, а не количественные, то все будет более хорошо.
    Например, такой характеристикой может служить отношение принятых пулреквестов к отклоненным (в результате ошибки слияния, падения тестов или код-ревью).
    Перевод абсолютных количественных оценок в относительные с правильным выбором основания также повысит их полезность (вопрос только что считать "правильным" основанием для нормализации оценок).
    Проблема грейдовой системы в оценочных функциях, в статье это отмечено. Именно эти методы и определяют эффективность и качество конкретной системы построенной по определенному подходу. В руках идиотов любой инструмент может стать разрушительным.


    1. XaBoK
      28.04.2022 18:52
      +1

      К сожалению, глобально такое не работает, а не одна компания не будет делать разные стратегии для разных команд. Дело в том, что вы не избавляетесь от человеческого фактора в вашей системе. Если работник слабый, то ему могут давать легкие задания (тупую черную работу) - будет много комитов и все с апрувом и без багов. И наоборот, опытный работник получит сложную исследовательскую задачу и будет её долго пилить с высокими шансами на ошибки и переделки. Я такое видел.

      Пытались избежать такое и давали возможность людям самим брать такси - если оценивают количество, то все берут лёгкие и самые нужные и критичные становятся висяками в бэклоге. Тогда решили, что каждый таск/стори будет иметь бал сложности или полезности. Но если их задавала команда на груминге, то они специально завышали оценки - так как конкуренция за бюджет есть и между командами. А когда давали выставлять оценку менеджменту или продактам, то они не могут оценить сложность. По их мнению "тут надо только кнопочку добавить" и оценят на ноль с хвостиком, хотя там может быть 2 спринта работы. Или изменение в инфраструктуре безопасности "это же не так важно как кнопочки, которые видят" - получи опять низкий бал на задание.


      1. DeathSAAD
        28.04.2022 21:05

        Так ваша оценка сложности не являлась качественной, потому что нарушала принцип надежности: "информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений".
        Вообще сама оценка сложности состоит из множества аспектов: оценки рисков, создаваемого технического долга, сложности реализуемого бизнеспроцесса, шаблонности (схожести с ранее решенными задачами), тестируемости, сборки и доставки, желания угодить руководству по срокам и т.п.
        Хотите большей объективности, точности и правдивости, оценивайте по большему списку параметров отдельно и выводите общий балл.


        1. XaBoK
          28.04.2022 21:33
          +1

          Вы забыли главное - оценки по хоть по 3 хоть по 20 параметрам будут ставить люди. И они всегда не объективны, не профессиональны, не ещё чего то там.

          Я в свое время слышал, что лучшей метрикой является количество строк кода в продукте на момент его смерти. То есть когда уже больше ничего не измениться, можно ретроактивно проверить кто проделал больше полезной работы. Но такая метрика обычно уже никому не нужна...


      1. XaBoK
        29.04.2022 02:50

        Вот так пишешь с телефона, потом перечитываешь с компа вечером, а ошибки уже исправить нельзя...


  1. XaBoK
    28.04.2022 18:19

    В большинстве стран законодательно нельзя ухудшать условия труда. Это будет либо нарушением трудового кодекса, либо личного контракта, либо коллективного соглашения.

    Поднятие зарплаты для рядовых сотрудников в западных корпорациях решается обычно не по оценкам. На команду дают определённый бюджет - деньгами, поинтами, услугами и тд. И ваше начальство просто раскидывает его по команде. Если кого то нужно удержать и похвалить - им дадут на основании личных интересов, а не KPI. KPI и беседу подведут под нужные цифры. Так что если на 4х дали 1000$ и кому-то отдают 500, то надо сильно постараться получить 0. Обычно будет что то 500, 200, 200, 100. Просто потому что.

    Насчёт удержать - тут вот грейд играет. Обычно есть сетка зарплат по рынку согласно внутреннему грейду. И если вам подняли ранг или просто вы ниже рынка - вам добавят. Так как потеря сотрудника дороже и плохо скажется на KPI начальства.