Все изобретатели хотят улучшить и упростить жизнь людей. К сожалению, часто технологии используются с противоположными целями. Мы все уже устали от спама – нежелательная реклама по e-mail, SMS-рассылки, звонки от «менеджеров по продажам» и от автоответчиков, коммивояжёры на пороге… Но технологии готовят нам новое испытание – звонки от автоматических систем распознавания голоса, притворяющихся людьми.
В последние годы мы привыкли к тому, что интерактивное меню в телефонах служб поддержки обзаводятся распознаванием голоса. И даже работа электронных помощников вроде Siri нас уже не удивляет. Компании, предоставляющие услуги по облачному распознаванию голоса – CallFire, PlumVoice, Nuance (именно на её API работают Siri и Cortana), оказывают и услуги другого вида. На их основе легко построить автоматическую систему, которая будет сама звонить клиентам.
Такую систему испытал на себе один из авторов ресурса Ars Technica, когда в середине дня у него раздался телефонный звонок. Он быстро догадался, что звонок автоматизирован, и, по его признанию, ощутил эмоциональный шок, схожий со «зловещей долиной». Робот-продавец принадлежал компании, занимающейся вытягиванием денег из населения под названием "North American Direct Services". Они забивают доверчивым людям головы рассказами о лотереях с миллионными призами, а в результате втюхивают им дорогую подписку на ненужные журналы. Автор поизучал возможности системы, и даже немного развлёкся с ней — на вопрос, куда он потратит выигранные деньги, он ответил, что на пиво, компьютеры и взрывчатку. Система похвалила его за отличный выбор и пожелала удачи.
Поддержка роботизированного кол-центра обходится гораздо дешевле выплаты зарплат армии продавцов. При этом звонить можно через VoIP-системы, сокращая свои телефонные расходы до совсем небольших сумм. Звонок, идущий через интернет, выходит на телефонную линию в регионе «жертвы», поэтому стоимость таких звонков, особенно купленных оптом, весьма низка. Часто меняя «входящий» номер, спамеры обходят возможные чёрные списки.
Действуя таким образом, они совершают значительное количество звонков. А если получатель звонка поддался на уговоры робота, его можно перевести на живого человека из немногочисленного персонала, который завершит сделку или ответит на нестандартные вопросы.
Когда-то сайты стали вводить «капчу» для того, чтобы их ресурсами не могли пользоваться только боты. Вводя текст с картинки, посетитель доказывает, что он человек. Теперь же роботы пытаются создать впечатление, что они — люди; можно сказать, ежедневно пытаются пройти тест Тьюринга. И если одни системы имитируют рукописный почерк, а другие работают в кол-центрах — то некоторые, к сожалению, отнимают у людей время и деньги. Поневоле почувствуешь себя героем фильма «Я, робот».