Будущее всегда представляется нам неразрывно связанным с настоящим. Как генералы готовятся к прошлой войне, так и мы в своих мечтах наделяем будущее чертами известных нам сегодня технологий. Но пройдут десятилетия, наши внуки и правнуки, возможно, будут умиляться и хихикать над наивностью наших представлений о будущем. Конечно, ведь они-то будут в нем жить и знать, как все повернулось. Будущее всегда наступает как-то незаметно, прямо-таки буднично, без пафоса. Вот уже и Марти Макфлай вчера прилетел, и левитирующий над землёй скейт придумали, и голограммы на сцене поют. Глядишь, скоро и машины полетят.
Сегодня мы со снисходительной улыбкой рассматриваем картинки, на которых изображено будущее — то, каким его представляли 50-60 лет назад. А от визуализированных фантазий 80-100-летней давности на глаза наворачиваются слезы умиления. Даже жалеешь, что будущее стало таким, каким стало, а не таким, каким его представляли в начале XX века. Уж очень колоритно и масштабно футуристы тех времен живописали скорые достижения человечества.
В середине прошлого века мечты техногиков стали уже куда ближе к реальности сегодняшнего дня. Некоторые технологии и гаджеты действительно появились в нашей жизни, а какие-то могут скоро появиться. Что-то пробовали сделать, но по ряду причин не получилось, а какие-то фантазии вообще никогда не будут реализованы. Но все равно очень интересно рассматривать иллюстрации тех времен, особенно 1950-1970-х годов — периода расцвета техноутопизма. Одним из самых плодовитых футуристов-художников в то время был Артур Радебо (Arthur Radebaugh). На рубеже 1950-1960-х годов он создал немало иллюстраций, вдохновлявших людей на мечты о светлом будущем.
Итак, как же в те годы представлялось не слишком отдаленное будущее? Под катом много картинок!
В конце 1950-х годов автомобильная промышленность США оказалась в кризисе. Снижения удельного потребления топлива было уже недостаточно для поддержания продаж машин — нужен был иной способ подстегнуть интерес населения к автомобилям. Так появилась иллюстрация, на которой сам вице-президент Chrysler Джеймс Зедер (James Zeder) спрогнозировал, что уже через несколько лет можно ожидать появления серийных автомобилей на солнечных батареях. Но что-то, вероятно, не сложилось.
Погода всегда диктовала свои условия. Какими бы всемогущими мы себе ни казались, стихия дает нам почувствовать, насколько ничтожен человек перед природой. Но это не значит, что надо опускать руки. Чтобы защититься от непогоды, было предложено накрывать дома с прилегающими участками стеклянными куполами. Обратите внимание на название компании в тексте — Corning. Вот вам и Gorilla Glass для дачного участка.
История человечества терниста, практически вся его история прошла под страхом голода. Именно поэтому мы так часто «даем слабину» и едим на ночь — этот инстинкт достался нам от предков: ведь завтра еды может не быть. Миллионы лет приматы (как и все остальные виды живых существ) ежедневно боролись за пропитание. За тысячелетия сельскохозяйственной селекции большинство привычных нам зерновых, овощных и фруктовых культур существенно увеличились в размерах. Например, современный картофель выглядит гигантом по сравнению с тем, что выкапывали в древности на просторах Северной Америки.
Однако нынешнее продуктовое изобилие в странах «золотого миллиарда», возможно, тоже скоро закончится. Население растет стремительно, климатические изменения приводят к увеличению числа засух и наводнений, к ускорению опустынивания. В общем, в ближайшем будущем нам нужно серьезно задуматься над решением проблемы питания нескольких миллиардов ртов. Так Радебо видел сельхозугодия будущего. Учитывая наличие гамма-лучевого разбрызгивателя становится ясно, почему урожай имеет такой нездоровый размер.
Проблема быстрого и эффективного управления складскими запасами всегда играла важнейшую роль для крупных торговых и производственных компаний. На иллюстрации изображены роботы, занимающиеся сборкой и перемещением грузов — эта идея уже нашла свое воплощение на гигантских складах Amazon. Хотя современные складские роботы вовсе не выглядят столь же круто, а, скорее, смахивают на почтовые ящики с колесиками.
После окончания Второй Мировой войны во многих странах резко возросла рождаемость. Женщины истосковались, уцелевшие солдаты вернулись с фронтов — после нескольких лет ужасов и разрушений людям хотелось спокойной жизни. В сытой и не разрушенной Америке, чья экономика благодаря войне получила мощнейший импульс, всплеск рождаемости был особенно силен и получил название Baby Boom. И в 1950-х годах многочисленные результаты бэби бума пошли в школы, которые оказались не готовы к такому наплыву учащихся. Классы были переполнены, учителей не хватало. Так родилась идея дистанционного обучения.
Проблема спасения людей в зонах катастроф и бедствий до сих пор является одной из острейших. Обилие частного автотранспорта — вещь, конечно, хорошая, но в случае какой-то беды это становится причиной гибели множества людей, которые из-за забитых дорог не могут выбраться из опасной зоны. Вероятно, предлагая свое решение проблемы, Радебо вдохновлялся марсианскими треножниками из «Войны миров».
Идея автомобилей, отринувших земную твердь и воспаривших, владеет человечеством давно. Техника на воздушной подушке хоть и не имеет той же свободы, что и летающие машины, но тем не менее обладает рядом неоспоримых преимуществ перед колесной техникой. Правда, возникает вопрос: как обеспечивается экстренное торможение?! Выбросом тормозного парашюта?
Помимо летающих автомобилей мы давно мечтаем и о реактивных ранцах. История знает немало прототипов подобных устройств, но пока никому не удалось создать более-менее приличное устройство. Ограниченность топливного запаса, большие трудности с управляемостью, высокая температура реактивных струй, громоздкость конструкции, шумность — все это пока не преодолено. Ближе всего к джетпакам приблизились ранцы, использующие в качестве топлива… воду, которая выбрасывается с большим напором, создавая реактивную силу. А проблему отсутствия реактивных ранцев для почтальонов мы решили с помощью электронной почты.
Когда-то автомобильный тоннель под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией стал одним из инженерных чудес. Но даже во времена холодной войны находились мечтатели, желавшие соединить подводным тоннелем США и Россию. Не через Атлантику, конечно же! Мы так привыкли к принятому у нас в стране изображению карты мира, что совершенно не вспоминаем о Беринговом проливе между Чукоткой и Аляской. Правда, осталось только придумать, для чего был бы нужен подобный тоннель? Разве что по причине глобального потепления оба региона станут достаточно заселены.
Ажиотаж колонизации других планет в наше время сильно поутих, разве что новости с Марса приводят к всплескам оптимизма. У идеи космических переселенцев множество сторонников и противников. Трудно сказать, сможем ли мы когда-нибудь колонизировать другие каменные шары, летающие в пустоте, но все же на этом крест пока не поставлен. На этой иллюстрации Радебо предложил отправлять космические «Мэйфлауэры» с Луны.
Еще в конце 1980-х годов идея наручных часов с функцией персональной беспроводной видеосвязи казалась далеким будущим. А в середине века это вообще было высоким полетом фантазии. Сегодня же носимая электроника вплотную подобралась к подобному функционалу.
Вам не кажется, что мужик на картинке задумал недоброе? Вообще, все трое не выглядят счастливыми.
Доблестным сотрудникам полиции работается непросто. Из-за сплошных пробок зачастую и проблесковые маячки со спецсигналами не помогают проехать. Радебо предложил довольно странное решение проблемы — в стиле «высоко сижу — далеко гляжу». Правда, не совсем понятно, зачем этому пепелацу светофор на крыше.
Видеосвязь стала одной из немногих фантастических технологий, ставшей обыденной реальностью. И куда более удобной, чем на иллюстрации.
На подходе еще одна «сбыча мечт» — беспилотные автомобили. Конечно, ожидать подобной дизайнерской удали не приходится, но нам же ехать, а не шашечки. Кстати, пассажиры в наше время скорее уткнутся в смартфоны, чем будут общаться друг с другом, как на этой оптимистичной иллюстрации.
60 лет назад домашняя медиатека представлялась в виде коллекции книг и то ли аудио-, то ли видео-катушек, а также универсального устройства для просмотра и прослушивания. Оно же является «телевизионным записывающим устройством», то есть прообразом видеомагнитофона. Что же, этот этап будущего мы уже прошли.
Бытует мнение, что управление погодой станет оружием в будущих войнах. Зачем создавать огромные, высокотехнологичные и очень дорогостоящие арсеналы, когда можно поставить противника на колени с помощью многолетних засух, наводнений и лесных пожаров? Пусть он тратит массу сил и денег на спасение производства, городов, на закупку продовольствия, на восстановление инфраструктуры. В конце концов, можно добиться массовой миграции населения. Но в то же время управление погодой может служить и благим целям, предотвращая те же засухи и наводнения. Или, например, с помощью орбитальных зеркал повышая температуру в районах, традиционно слишком холодных для выращивания каких-то сельскохозяйственных культур.
Вы живете слишком далеко от своих близких и хотите отправить им на праздник поздравительную открытку? Не нужно идти на почту — достаточно направить с помощью отраженного от Луны радиолуча текст поздравления, а там его распечатают и вручат адресату!
Сегодня мы уже можем смотреть телепередачи практически любых стран мира — спасибо интернету и спутникам! А если в комнате достаточно места, то можно организовать и телевизор во всю стену с помощью проектора. Правда, решение имеет ряд недостатков, поэтому будем считать его условным. Но в целом можно надеяться, что появления огромных телеэкранов ждать не так долго. Может, еще лет 20?
Аэропорты будущего должны были стать такими большими, что пассажирам пришлось бы наматывать чуть ли не километры, чтобы добраться до нужного зала ожидания и посадочного выхода. Но люди ленивы, ходить не хотят. Раз Магомет не хочет идти к горе, то можно создать передвижные залы ожидания со встроенными эскалаторами для подъема прямо на борт самолета.
В хорошем ресторане официанты обслуживают быстро и вежливо, зарабатывая чаевые. Но хороших ресторанов мало, и они не каждому по карману. А в заведениях уровнем ниже можно столкнуться и с нерадивостью, и с откровенным наплевательством на посетителей. Да и не всем хочется общаться с официантами. Выход — роботы-официанты. Они уже появились в некоторых заведениях Азии. Но пока поголовье малочисленно, устройства не слишком расторопны, передвигаются на колесах, а не на воздушной подушке, да и людей заменить не всегда могут. Но начало уже положено. Осталось дождаться домашних роботов-официантов со «всевидящими ТВ-глазами».
Во время холодной войны по обеим сторонам Атлантики разрабатывались боевые психотропные вещества, позволяющие выводить противника из строя нелетальными методами. Что же, не самый плохой вариант.
Современные среднестатистические ванные комнаты заметно отличаются по своему дизайну и наполнению от того, что было 50 лет назад. Но с точки зрения эстетики и комфорта нам все же еще есть к чему стремиться.
Электромобили уже поставлены в серию, «Теслы» бороздят просторы автострад, в мире появляется все больше пунктов зарядки. Этот кусочек будущего уже здесь.
Выше мы упоминали о переполненности школ в середине прошлого века. В качестве одного из решений предлагался компьютеризированный стол для домашнего обучения. Стол обладал экраном с изображением учителя, экраном для тестов, а также электронной тетрадью. А вся конструкция чем-то отдаленно напоминает панель приборов современного авто.
В случае катастроф нужно не только эвакуировать людей, но и помогать им на местах: вытаскивать из-под завалов, оказывать медицинскую помощь, снабжать питьевой водой, обогревать и т.д. В этом, по мнению Радебо, помогали бы гигантские многоцелевые вездеходы.
В российских супермаркетах роботизированные терминалы пока не прижились, да это и к лучшему, судя по проблемам, которые с ними возникают. Но представьте только, что для оплаты полной тележки покупок вам достаточно просто перечислить все, что в ней лежит. И вам бы поверили. Ведь джентльменам верят на слово.
В северных регионах снегопады могут полностью парализовать не только автомобильное, но и железнодорожное движение. Для борьбы со снежными заносами используется мощная техника, работающая по принципу механического удаления снега с пути. Есть даже снегоуборочные машины, на которые установлены реактивные двигатели от старых истребителей — сметают ОЧЕНЬ эффективно.
Но Радебо пришла в голову идея с… огнеметами.
Во времена наших дедов еще только мечтали о системах наблюдения национального масштаба. Еще не было информационных сетей, компьютеров, видеокамер и многого другого. А сегодня мы оплачиваем штрафы от автоматических систем регистрации и смотрим сериал «Подозреваемый», который можно считать едва ли не документальным.
Современная хирургия позволяет творить чудеса. Сквозь маленькие надрезы уже делают сложные операции — пересаживаются хрусталики, оперируется головной и спинной мозг. Постепенно развиваются и роботы-хирурги, которые в будущем помогут решить проблему нехватки квалифицированных врачей в удаленных регионах. А следующим шагом, по мысли Радебо, должна стать бескровная хирургия. Для этого достаточно синхро-циклотрона и генератора протонного луча.
Конечно, проблему питания растущего населения планеты нам придется решать, повышая эффективность сельского хозяйства, выводя более плодоносные растения, выращивая искусственные протеины, водоросли и насекомых, и перерабатывая их. Но вот вариант Радебо не очень хочется видеть воплощенным в жизнь: огромные резервуары с пластиком (!), который смешивается с органикой, подозрительный мужик, выглядящий как нацистский ученый, что-то вкалывает явно мутировавшему помидору… Спасибо, но мы лучше по старинке, на шести сотках.
Лесные пожары — абсолютное зло, это очевидно каждому. И бороться с ними необходимо (а желательно вообще не допускать). Вот только необъятные просторы и отсутствие дорог делают это крайне сложным. Радебо предложил обстреливать очаги возгорания… ракетами с тепловыми головками самонаведения, распыляющими химикаты для подавления огня. Решение оригинальное, но что потом делать с этими лесами, засыпанными химией?
Солнечная энергия, несомненно, будет использоваться все шире. В некоторых регионах можно почти полностью перевести домовладения на электрическое самообеспечение. Но эффективность солнечных панелей сильно зависит от интенсивности и угла падения света. Радебо предложил сделать вращающиеся дома, которые, как подсолнухи, будут поворачиваться вслед за солнцем. Романтичная идея. Кстати, там же предложено делать помещения из пластика.
Крупные города сегодня задыхаются от автомобилей, а дороги съедают очень большие площади дефицитной земли. К тому же во многих районах тротуары не слишком широки. Почему бы не помечтать о городе, в котором дороги и тротуары находятся на разных уровнях, а сами тротуары движутся, как дорожки в аэропортах?
Проблема взлета в авиации и космонавтике всегда стояла острейшим образом. Оторвать от земли машину весом десятки и сотни тонн, чтобы она еще при этом не упала, — задача непростая. А для современных пассажирских лайнеров требуются длинные взлетно-посадочные полосы. В качестве способа решения этой проблемы был предложен метод запуска самолетов с помощью гигантской реактивной пращи. Оставим на совести футуристов физическое и экономическое обоснование этой идеи, интересно другое: хорошо, взлетную полосу мы сократили до круга, но куда этим самолетам потом садиться?
Как вы помните, население растет, и мясо кушать хочется очень многим, и желательно почаще. Но при таких темпах размножения нам будет все труднее обеспечивать достаточное поголовье зверушек для последующего убиения. Возможно, на помощь нам придет генная инженерия, и мы сможем вырастить, скажем, мясную свеклу.
Выше уже упоминалась идея с орбитальными отражателями для управления погодой. Но также они могут служить в качестве искусственных светил, что позволило бы увеличить световой день в высоких широтах, когда наступает полярная ночь.
После первых лет бурного развития космонавтики многие верили, что через несколько десятилетий человечество будет с космосом на ты — будем летать на другие планеты, а околоземное пространство вообще превратится в аналог дачи. Естественно, при таком количестве народа на орбите нужно озаботиться медицинской помощью. А то мало ли чего.
Небоскребы — яркий пример того, как некоторые технологии опережают другие. В частности, технологии строительства сильно обогнали технологии пожаротушения. Пожар на верхних этажах небоскреба — страшная беда, и не только потому, что это пожар. Просто не получится подогнать пожарные машины и залить огонь водой и пеной — слишком высоко. Поэтому современным небоскребам жизненно необходимы развитые системы обнаружения возгораний и автоматического пожаротушения. А в будущем мы будем ждать появления пожарных конвертопланов с адской грузоподъемностью для перевозки запаса воды.
50 лет назад стандартное рабочее место выглядело так: стол, стул, стопка бумаги, чернильница и перьевая ручка, карандаш и ластик. Опционально: бумажный календарь, блокнот, механическая пишущая машинка, счеты, дырокол. В общем, старый-добрый олдскул. Это сегодня мы избалованы мощными компьютерами, смартфонами, ноутбуками, планшетами. А ведь еще лет 30 назад мало у кого были калькуляторы. Представьте теперь, каким полетом мысли было это рабочее место в середине прошлого века.
Ждать беспилотные автомобили нам осталось недолго, а вот беспилотные поезда вряд ли будут созданы. Наверное, просто незачем. Но когда-то об этом мечтали.
Города живут своей жизнью. Идут десятилетия, одни районы приходят в запустение, другие расцветают. С перемещением производств из городской черты опустевшие промышленные зоны начинают сдавать в аренду и перепрофилировать. В том числе создавая пешеходные и развлекательные зоны, разбивая парки и т.д. Сейчас этот процесс для нас привычен, а когда-то это было смелым экспериментом.
Когда уже не знаешь, чем завлечь покупателей, приходится выдумывать всякую ерунду — яркие чехольчики, например, или брелоки для смартфонов. А поскольку раньше не было смартфонов, то фантазировали о более привычных вещах. Например, о скоростной перекраске автомобилей на специальных станциях за сущие копейки. Мечта для угонщиков и гламурных кис на подаренных папиками машинах.
Комментарии (11)
DmitrySpb79
22.10.2015 15:30+2Спасибо за интересную подборку.
Только поправка насчет поездов: беспилотное метро таки существует, есть линии в Париже например.
ruikarikun
22.10.2015 15:48+2>>> Но Радебо пришла в голову идея с… огнеметами.
Это не работает. Расход топлива — 70'000 л на 100 километров.
TheRaven
22.10.2015 17:27+6Ближе всего к джетпакам приблизились ранцы, использующие в качестве топлива… воду, которая выбрасывается с большим напором, создавая реактивную силу.
Луц изобрели?
Вода не топливо, а рабочее тело.
eandr_67
Изменение климата с помощью зеркал в космосе — это ещё в «Звезде КЭЦ» Беляева (со ссылкой на Циолковского).
baldr
Проект «Знамя» — был запущен в 1992 году еще для проверки концепта.
Беспилотные поезда — в Европе в метро много таких.
Гигантская праща для запуска самолетов — хм, как насчет рельсотрона, которым американцы уже практическ запускают самолеты с авианосцев?
Zenitchik
«Знамя» был запущен для отработки системы разворачивания паруса. А создавался под впечатлением от конкурса на проект солнечного парусника (Сыромятников, «100 рассказов о стыковке»)
baldr
Разрешите с вами не согласиться. Я читал Сыромятникова и поэтому тоже вспомнил о нем.
Цитата из википедии: