Недавно мы писали о европейских радиорелейных линиях связи, используемых, в основном, для нужд биржевой торговли. Их протяжённость — несколько сотен километров. Но сегодня мало кто знает о том, что в Советском Союзе была построена тропосферная радиорелейная линия протяжённостью больше 13 000 км, охватившая наши северное и тихоокеанское побережья, а также протянувшаяся вдоль рек Обь, Енисей и Лена.
Что такое тропосферная радиосвязь?
В 1940-50-х годах учёные обосновали и изучили возможность загоризонтного распространения радиосигнала: когда приёмник и передатчик находятся так далеко друг от друга, что не могут общаться по прямой из-за искривления планеты и сложного рельефа. Вместо этого сигнал направляется не в сторону приёмника, а под углом в небо, и радиоволны на высоте 10-15 км отражаются (переизлучаются) от верхней границы (условно) тропосферы и попадают в приёмник. Благодаря этому расстояние между приёмником и передатчиком может достигать 400-600 км.
Конечно, описание очень упрощённое, и в жизни всё гораздо сложнее: граница проходит на разных высотах в зависимости от географической широты, высота «отражающего слоя» постоянно колеблется, сигнал переизлучается в широком диапазоне и сильно ослабляется, что требует мощных передатчиков и антенн большого размера, и так далее.
Военное и мирное строительство
Как и все наиболее передовые технологии, тропосферная радиорелейная связь возникла в военной среде. В 1950-х годах Пентагон был озабочен возросшей дальностью действия советской бомбардировочной авиации, которая уже могла нанести бомбовый удар по США через Северный Полюс. Однако узнать о подлёте бомбардировщиков американцы не могли — их просто нечем было засечь. И поэтому в 1954 году началось строительство линии DEW — сети РЛС раннего предупреждения. И для обеспечения связи между радарными станциями и командным центром началось развёртывание тропосферных радиорелейных линий.
В СССР, с его гигантскими труднодоступными регионами, колоссальным северным побережьем, почти целиком находящимся за Полярным кругом, всегда остро стояла проблема транспорта и связи. После войны началось активное освоение Крайнего Севера и Дальнего Востока, и потребность в надёжной связи стала ещё острее. Поэтому в 1950-х у нас разработали оборудование станций радиорелейной связи «Горизонт». В 1961 году была испытана первая улучшенная версия станции «Горизонт-М» (60-канальной). После успешных испытаний началось проектирование линии связи, которая должна была в первую очередь связать территории Крайнего Севера с европейской частью страны.
ТРРЛ «Север»
С 1966 года, в тяжелейших условиях — экстремальные холода, вечная мерзлота, бездорожье, сложный рельеф, глубокий снежный покров, непроходимая тайга — началось возведение сети станций стратегической тропосферной радиорелейной линии связи (ТРРЛ) «Север». Строительство продолжалось до 1970 года, всего было возведено 46 станций.
Что представляла собой типичная станция «Горизонт-М»?
Во-первых, это антенный комплекс, состоящий из огромных параболических антенн размером 20х20 или 30х30 метров. Рабочий диапазон — 700-1000 МГц. Огромный размер антенн был обусловлен очень сильным затуханием сигнала в дециметровом и сантиметровом диапазонах. На момент своего создания, ТРРЛ «Север» была настоящим достижением инженерной мысли.
Рядом находились технические здания с аппаратурой, склады, дизельная электростанция и казармы. Как правило, станции строились у чёрта на рогах — в безлюдных местностях, вдалеке от дорог и вообще какой-либо цивилизации. Каждый объект был полностью автономен и зависел только от периодических поставок дизельного топлива и продуктов.
За таким большим, достаточно сложным и хрупким хозяйством нужно постоянно присматривать, но гражданские специалисты вовсе не горели желанием не то что жить, но даже периодически добираться в эти забытые места. Поэтому обслуживание ТРРЛ «Север» было возложено на армию: каждая станция была закреплена за какой-либо воинской частью. Это имело смысл и потому, что магистральная линия решала нужды как народного хозяйства, так и военных.
В течение всего времени эксплуатации линии её аппаратура постоянно модернизировалось, повышалась надёжность. К 1977 году удалось добиться коэффициента исправного действия «Севера» 99,99%: несмотря на все сложности обеспечения тропосферной связи, пропадание сигнала даже на одну минуту уже считалось ЧП. На наиболее нагруженных направлениях количество каналов было увеличено до 72-84.
ТРРЛ «Север» исправно служила вплоть до 1990-х. Однако развитие спутниковой связи и развал СССР привели к тому, что станции начали одну за другой консервировать — по сути, закрывать. Последняя из «Горизонт-М» прекратила свою работу в 2003 году.
Станция «Ока» (в правом нижнем углу) возле посёлка Гыда в 2012 году:
Сегодня большинство станций заброшено и разграблено. На некоторых станциях, расположенных неподалёку от населённых пунктах, постройки приспособлены под склады. По слухам, на самых отдалённых объектах инфраструктура сохранилась почти не тронутой.
Такая участь постигла не только российский «Север», но и многие американские станции тропосферной радиорелейной связи. Например, линия, построенная в 1950-е и переданная в управление Японии в 1974-м. Американский аналог «Севера», линия White Alice на Аляске просуществовала до 1980-х: из-за развития спутниковой связи её вывели из эксплуатации и в течение 20 лет часть станций перестроили, а большую часть — снесли. Но некоторые из объектов сохранились до сих пор, превратившись, как и станции ТРРЛ «Север», в реликты, памятники технологиям связи.
Комментарии (105)
ilis
11.01.2017 11:57+1Интересно, а почему антены своей параболической частью смотрят вниз. Как-то это контр-интуитивно, или сигнал переотражался в том числе и от земли?
nad_oby
11.01.2017 12:08+1Излучатель и приемник расположены "на земле" в тени антенны, судя по всему. Это позволяет излучать и принимать на тех самых 10 градусах к горизонту.
Igor_O
11.01.2017 12:08+3Излучатель находится рядом с землей для упрощения обслуживания и уменьшения длины фидеров. Антенна светит максимально близко к поверхности земли для обеспечения максимальной дальности связи. Т.е. если смотреть на антенну строго сбоку луч пойдет не вверх и даже не параллельно земле, а действительно вниз. Но под небольшим углом. Километров через 5-10-15 он «коснется» земли и дальше уже пойдет «вверх».
sim2q
15.01.2017 00:52по ссылке из текста много фотографий и рассказов (читал неск лет назад), там есть упоминание, что в луче жёлтая листва и вооот-такие грибы :)
Ion_beam
11.01.2017 12:30+1zahardcore
11.01.2017 18:30Позволю себе добавить. Вот собственно на картинки сами волноводы приемные видимо
Igor_O
11.01.2017 12:15+5Да… Вспоминается военная кафедра, где нас учили строить радио-релейные линии… В том числе и тропосферные.
Тропосферная станция на шасси грузовика — дальность имеет чуть поменьше, чем «Горизонт» — километров около 150… Но это из-за маленького размера антенны и «небольшой» мощности.
Но ужасов про тропосферки нам порассказывали немало… Т.к. антенна «светит» почти параллельно земле, то на километр-полтора вдоль «луча» рекомендовалось не заходить в сектор примерно градусов 15-20 от антенны. Бродили непроверенные слухи, что пролетающие сквозь луч птицы умирали, и что если станция работает на одном месте долго, то деревья и трава по направлению луча на пару километров вымирали…
И да, антенны мы разворачивали, станцию включали, связь устанавливали… Но на двух рядом стоящих грузовиках, соединенных фидером… А подключать антенну к выходу передатчика нам было строжайше запрещено…kxx
11.01.2017 20:09У нас примерно то же самое было: разворачивали-сворачивали, но связь только через фидер. Интересно, насколько правдив сказ про поджаренные в небе стаи птиц?
b4444
12.01.2017 11:18аж слезы навернулись, как вспомнил про «вспышки от поджариваемых птиц в ночном небе»
да, тоже на кафедре рассказывали)
Rumlin
12.01.2017 11:26Читал воспоминания служивших в пунктах космической связи (НИП, КИК) — вспоминают, что крыша служебных зданий была завалена трупами птичек.
Ezhyg
12.01.2017 15:39Не знаю, как на больших, но про Р417 могу сказать — байка, разумеется :). Даже просто зная, как она варьируется от «сгорают перья и кожа поджаривается», до «просто упала замертво». Сам рассказывал такие, вроде — «вот вчера, смотрю летит стая — бац, одна птица вниз камнем, за ней вторая, а остальные чуть выше летели и дальше летят». Правда посмеявшись говорил, что шучу, хотя верили же :).
Неоднократно видели с коллегами пролетающие через «луч» стаи чаек, но ни одного окорочка так и не видели :(.
sim2q
15.01.2017 00:57если станция работает на одном месте долго, то деревья и трава по направлению луча на пару километров вымирали
такой эпизод есть где то в рассказах на: http://trrlsever.org
alien1900
11.01.2017 12:16На наиболее нагруженных направлениях количество каналов было увеличено до 72-84.
Интересно, что подразумевается под каналами в этом случае и каковы их характеристики? Ведь, наверное, все это было использовано не только для аналоговой телефонной связи?konar
11.01.2017 12:54+1Не знаю, как на этих станциях, но в радиорелейных под каждый телефонных и телеграфный канал при частотном разделении каналами, общий диапазон частот разбивается на субполосы и каждому каналу выделяется своя полоса частот — так работает частотное разделение каналами. При временном разделении в общей полосе пропускания каждому каналу выделяется временной интервал в течении которого канал может передавать свою информацию. Эти интервалы периодически повторяются.
AnatV
11.01.2017 18:30+1Аналоговые каналы телефонной связи, aka «стандартный канал ТЧ 0,3 — 3,4кГц». Уплотнение этих каналов (т.е. сложение их в один канал, который, собственно, и излучался в эфир) происходило тоже аналоговыми методами.
vicvv
11.01.2017 18:30+2Под каналом здесь подразумевается обычный телефонный канал со спектром 0.3-3.4 кГц.
На самом деле аппаратуру уплотнения К-60 достаточно быстро поменяли на К-120. Т.е. количество каналов было 120, а не 72-84. Другое дело, что часть линейного спектра тропосферки использовалось для ретрансляции телевидения и других полезных плюшек. Поэтому в итоге телефонных каналов оставалось 72-84.
Для примера плюшек, в Магадане можно было поговорить по прямому московскому номеру.artskep
11.01.2017 21:56Для примера плюшек, в Магадане можно было поговорить по прямому московскому номеру.
Э-э… А можно здесь по-подробнее?
Как один из отрезков канала связи и прямой московский номер вообще связаны между собой?
Или это просто намек на то, что для *кого-надо* резервировали каналы?ziblis
12.01.2017 20:34Для этого необходимо доп оборудование на обоих концах канала, которое и вудет выдавать в тф линию необходимы напряжения
AnatV
18.01.2017 18:19Уже тогда были т.н. «трансляторы дальнего набора» (ТДН). Если совсем на пальцах, то где-то в Москве — в ТДН втыкалась обычная абонентская линия (т.е. он включался вместо телефона). Из ТДН выходил аналоговый 4хпроводный канал ТЧ, который дальше шел туда, куда нужно. На конце этого 4хпроводного канала — стоял второй ТДН, в который уже по двум проводам втыкался обычный телефонный аппарат.
ТДН на ближней стороне эмулировал телефон, и транслировал все служебные сигналы «тоном» в сторону дальнего. А ТДН на дальней стороне — эмулировал АТС, принимая все тоновые служебные сигналы из канала ТЧ, и отдавая их в виде звонков в сторону телефона.
Не совсем удобно, расточительно (кто-то другой — этот канал уже не займет), и лишнее преобразование из двух проводов в 4 (т.е. лишний источник «эхо»). Но для телефона «с гербом» — самое подходящее решение.
JTG
11.01.2017 13:09+4Очень рекомендую к прочтению «566 километр» Виктора Ковтуненко — цикл рассказов о службе на станциях ТРРЛ «Север».
Mithgol
11.01.2017 16:49Печально, что большинство станций заброшено и разграблено, а не просто законсервировано.
Получается, что когда околоземные космические спутники будут выведены из строя космическими ядерными взрывами (типа Starfish Prime), готовой наземной альтернативы для связи (расконсервируй и пользуйся) у армии не будет.Igor_O
11.01.2017 17:00+1Не верно. Во-первых, координаты каждой из этих станций ПП известны с точностью до метра и все они в случае серьезной войны были бы выведены из строя первыми, до запуска ЯО по космическим или наземным целям.
Во-вторых, одновременно с развертыванием таких вот стационарных станций на период мирного времени, изготавливалось немалое количество подвижных систем связи на базе грузовиков. Т.е. просто одиночные грузовики приезжают, в час «Ч» поднимают антенны, заводят генераторы, настраиваются и обеспечивают канал связи.
Тропосферные такие станции тоже есть на хранении в достаточных количествах. Тропосферки, конечно, антенны выставляют вообще минуты за 2. Но… Настраивать на них прием — высокое искусство. Зато связь Москва-Питер можно при некотором везении обеспечить четырьмя машинами…SerJ_82
11.01.2017 17:43+1Откуда же столько грузовиков взять? Это первое.
Второе: какой грузовик свяже Москву и Анадарь (Камчатку), где даже дороги, связывающей с большой землей нет? Любая связь только морем и воздухом.
Все дороги как раз в Магадане и заканчиваются…
Москву с Питером связать не проблема, но ТРРЛ связывали всю страну.IRI
11.01.2017 23:54Рискну предположить, что грузовики стоят на военных базах, расположенных как следует. В таком случае выезжать в бездорожье не надо будет — выкатил грузовик из ворот, настроил и пользуйся. Военные тоже не имбецилы. Да плюс сотовая и кабельная сеть уже некислая протянута.
SerJ_82
12.01.2017 00:05+3Еще раз, на пальцах: дорога на Дальнем Востоке заканчивается в Магадане. Чукотка и Камчатка, а так же огромные территории Сибири и Урала вообще без дорог. Любых.
А ТРРЛы стояли везде по периметру страны, посмотрите на карту.
Чтобы иметь кучу грузовиков их надо где-то держать, охранять. А значит все это можно засечь со спутника. И, как уже писали выше, несколько высокоточных ударов и цепь будет разорвана.9660
12.01.2017 11:17На камчатке и чукотке масса дорог. И масса автомобилей.
SerJ_82
12.01.2017 12:56+1Каких дорог, простите? Направлений может быть, от моря к морю? Или зимников…
Более-менее приличная трасса как заканчивалась в Магадане так и заканчивается.9660
12.01.2017 13:19+2Нормальных дорог. Или для вас все что не асфальт то не дорога?
SerJ_82
12.01.2017 14:09Еще раз, снова: каких дорог? Чукотка и Камчатка НЕ связана с центром. Я об этом писал!
На Камчатке дорога между столицей региона и другими ближайшими населенными пунктами — она то как поможет?
А на Чукотке от Анадыря, насколько я помню, нет асфальта вообще, ни до какого городка.
Так что нет и не было дорог на Дальнем Востоке.9660
12.01.2017 14:19-1На камчатке и чукотке масса дорог. Нормальных дорог. И масса автомобилей.
И эти авто передвигаются по этим дорогам.
Так что дороги на ДВ есть давно.
Для того чтобы выйти из парка и развернуть связь не нужна дорога до москвы.SerJ_82
12.01.2017 15:21Давайте я в третий и, надеюсь, последний раз напишу:
1. Те «дороги», который и присутствуют на Чукотке и Камчатке НЕ связаны ни между собой, ни с остальной страной.
2. В зоне этих дорог крайне мало нормальных населенных пунктов, способных поддерживать работоспособность автопарка. Фактически, из нормальных городов остались только Магадан, Петропавловск и Анадырь.
3. Цепочку из большого количества таких автомобилей на каждые 200 км. создать НЕ получится.
Захотите опять написать что дороги там есть, подкрепите доказательствами.
А мое доказательство — рождение и вся жизнь в этом регионе.9660
12.01.2017 15:23-1То есть дороги тут таки есть? Спасибо, вопросов более не имею.
SerJ_82
12.01.2017 15:28Вы так троллите что ли?
Я писал выше, дороги между Петропавловском и соседним городком или между Магаданом и Омсукчаном — от них какой толк???
Между ними огромные расстояния тайги, а на Чукотке — тундры.
Ну выведете вы свои 3 машины, а дальше куда?
Что именно не понятного я пишу?9660
12.01.2017 15:32«Так что нет и не было дорог на Дальнем Востоке.»
Вот это вот непонятное вы пишите.
Дороги есть, то что они вас чем то не устраивают не мешает им быть дорогами.SerJ_82
12.01.2017 16:01-1Хосспади… Да мне сейчас все равно на эти «дороги», они меня не могут устраивать или нет.
У нас разговор НЕ о них, а о замене ТРРЛ и транспортной доступности между автомобилями подвижной радиосвязи.
И я думал что вроде как пишу вполне понятно и четко именно в этом контексте!
А вы прицепились к предложению и давай его обсуждать. А мне надо как в школе объяснять пальцами.
Еще раз повторяю, в сравнении с европейской частью страны их нет и не будет.9660
12.01.2017 16:04У нас с вами разговор как раз о наличие дорог на ДВ.
Их есть, и не важно в каком сравнении. Они хуже, их меньше но они есть.Zenitchik
12.01.2017 16:41Вы реально троллите? Вам же русским языком написали, что дороги есть, а дорожной сети нет. Несвязанные между собой дороги не способны обеспечить задачу снабжения части.
Igor_O
12.01.2017 16:54А зачем дорожная связность между промежуточными пунктами?
Достаточно, чтобы был способ доставить станцию на точку. Эта доставка может быть вертолетами, самолетами, если есть ВПП, баржами в ближайший порт а дальше на буксире по болоту. Главное, что станции нужно ставить не на расстоянии 25-30 км друг от друга, как УКВ радиорелейку, а на расстоянии 150-200 км. А когда у нас на 200 км две станции вместо 20 — задача быстрого развертывания линии связи становится резко проще. В том числе и с точки зрения логистики.
А стационарная линия связи, для которой с точностью до метра известны координаты всех ответственных компонентов, живет единицы часов от момента начала боевых действий. Для ее обрыва достаточно 2 ракеты/бомбы. А восстановление после этого займет годы.SerJ_82
17.01.2017 13:46Мда… Вы где живете, простите? Если где-нибудь у Москвы — тогда понятно.
А в той же Магаданской области есть такая штука как сопки.
Т.е. НЕ выйдет расставлять каждые 200 км. в зоне прямой видимости релейки.
Да и даже если бы получилось, я уже три раза написал: ГДЕ держать этот автопарк вместе с персоналом на пустынных территориях??? Как обеспечивать? И снова: местонахождение этих точек так же будут вычислены со спутника.
Фактически, единственный выход, ИМХО, восстанавливать то что есть + оснащать нехилым комплексом защиты. Как — это другой вопрос…Igor_O
17.01.2017 14:32Напоминаю, мы говорим о тропосферной связи. Т.е. достаточно, чтобы был виден кусочек неба. Прямая видимость — не обязательна. Учитывая, что луч переотражается и переизлучается в тропосфере, даже не всегда обязательно, чтобы антенны были направлены строго друг на друга.
Для обычных радиорелейных станций, которым нужна прямая видимость, сопки тоже очень полезны — если поставить антенны на сопках, можно получить связь не на 25-30 км, а на 40-50 км.
И еще раз скажу, этот автопарк на этих территориях уже есть (скорее всего, точной дислокации всех тропосферных радиорелейных станций я, естественно, не знаю). Местонахождение точек действительно будет вычислено со спутника. Только пока еще спутник над всеми точками пройдет. Со спутниковой разведкой все совсем не так просто, как показывают в кино, когда прям в реальном времени смотрят со спутника, как люди ходят…
Восстанавливать «то, что есть», в условиях существования спутниковых телефонов — бред. Огромные затраты на восстановление. Огромные затраты на эксплуатацию (не забываем, что все электричество там — от дизельгенератора, электричества нужны мегаватты. Это только солярки под 12 тонн в сутки. 4 с гаком тысячи тонн в год. Только затраты солярки на примерно 5 таких больших тропосферных станций окупают запуск и эксплуатацию спутника связи на геостационарной орбите.
(Еще комплекс защиты городить… Спутник связи на геостационарной орбите вывести из строя стоит в несколько раз дороже, чем вывести спутник на геостационарную орбиту. При этом, если идут боевые действия, никто не мешает сбить нафиг «противоспутник» на взлете обычной зенитной ракетой. И по времени, кстати, сильно дольше, чем разбомбить пару радиорелейных станций)SerJ_82
17.01.2017 18:31Совершенно верно, о тропосферной. А эти мобильные станции как будут эту саму тропосферу использовать при таком размере и мощности? Никак, насколько я понимаю.
Значит — только прямая видимость.
Далее.
«Поставить антенны на сопке» у вас вряд ли получится))) Поставить можно только предварительно подготовив площадку и толлько вертолетом. Сопка — это не холмик, там непролазный стланник и лиственница. И НЕТ никаких дорог на вершины, зимой только можно, на снегоходе.
Я точно знаю о чем говорю))
Восстанавливать, повторяю, только как резерв. На случай реальной угрозы выведения орбитальной группировки из строя.
Верно, затраты будут очень большие. Но лично я не вижу других способов связать огромные территории России. Думаю что вахтово содержать 46 станций все же можно, это вопрос безопасности.
С другой стороны кто сказал что способы выведения спутников из строя не улучшат? Те же гиперзвуковые технологии, кинетическое оружие и т.д. и т.п.
СВЧ-излучение в конце концов))
Не только же ракеты существуют…Igor_O
17.01.2017 19:32Стационарная тропосферка «пробивает» в среднем около 300 км. Мобильная, как тут уже писали — около 150. Как раз из-за существенно меньшей мощности и меньшего размера антенн. И каналов, естественно, не 90 широкополосных, а что-то типа 12 телефонных.
А с прямой видимостью тропосферную станцию ставить смысла нет. Обычная радиорелейка с 15-ти метровой мачтой даст 30 км дальности на прямой видимости, если трассу правильно проложить.
По поводу восстановления и резерва. Еще раз. Даже без учета строительства, стоимость поддержания и обслуживания одной такой станции связи — сравнима со стоимостью запуска и эксплуатации геостационарного спутника. Геостационарный спутник — всего несколько сотен тысяч долларов за 10-15 лет стабильной связи. Если поделить на 10 лет, то он стоит дешевле, чем солярка, которую сожжет одна тропосферная станция связи. Отдельная история — как и сколько этой солярки туда нужно завозить… И это все еще до затрат на жизнеобеспечение для персонала этой станции.
С точки зрения резерва — дешевле вывести штук пять спутников с разгонными блоками на какую-нибудь странную переходную орбиту, а потом, в случае чего, поднимать их на геостационарную.
По поводу гиперзвуковых технологий и кинетического оружия… Они не помогут вам «дострелить» до геостационарной орбиты. Максимум, это Иридиум посшибать, если сильно повезет.
СВЧ излучение — это как раз то, что спутник связи принимает и ретранслирует. «Только не бросай меня в терновый куст!»
Если только электромагнитный импульс от ядерного заряда. Но во-первых, его тоже нужно вывести в космос. Во-вторых, мощность импульса убывает пропорционально квадрату расстояния. Т.е. чтобы «сбить» спутник — нужно быть в небольших десятках километров от него. На таком расстоянии существенной разницы, сбивать импульсом или сбивать столкновением, уже нет.
Кроме того, как я писал раньше и писал выше, с точки зрения затрат спутник стоит дешевле, чем сбить спутник. И имея несколько «запасных» спутников на разных промежуточных орбитах, нет особых проблем уклониться от сбивальщиков и потом выйти на рабочую орбиту.SerJ_82
17.01.2017 21:28Так или иначе мобильных станций понадобится много, их нужно где-то держать, потом разворачивать и т.п. Уже не раз писал выше.
А везти всё это дело придется морем, так как и ЖД заканчивается в Якутске.
Ну а во время боевых действий мутить логистику — странное дело.
Соответственно всё нужно предусмотреть задолго до удара.
А значит опять: держать базы, снабжение, какие-то бункеры нужны защищенные для мобильных станций на каждые 200-300 км.
В общем так же крайне дорого.
Но при этом восстановить работу ТРРЛ будет явно дешевле, нет?
Что касается спутников — согласен. Наверное это и останется последним способом. Может как-то замаскировать под космический мусор или еще как.
Потому что думается мне все эти резервные спутники так же легко вычислят.
И к моменту начала 3й Мировой технологии все же разовьются до того уровня, когда спутник на любой орбите будут сбивать за секунды…
К примеру пресловутый СВЧ, только очень большой мощности. Разве нельзя такой сделать?Zenitchik
17.01.2017 21:38И к моменту начала 3й Мировой технологии все же разовьются до того уровня, когда спутник на любой орбите будут сбивать за секунды…
На таком уровне технологий и связь будет происходить без спутников на любые расстояния.
Igor_O
18.01.2017 11:05+1Мобильных станций от Москвы до Петропавловска камчатского нужно… Аж 50 штук. Для спокойствия и гарантии пусть будет 60 штук. Воинских частей вдоль маршрута, думаю, не меньше. Держать в каждой на хранении по десятку дополнительных кунгов — вообще не проблема.
Тщательно подозреваю, что трасса и места размещения уже запроектированы, техника вдоль трассы завезена. Нужна только команда. (другой вопрос, как там себя эти станции на консервации чувствуют, все ли заведется… но когда мы на сборах были, выданные нам с консервации станции завелись и работали без необходимости какого-либо ремонта. Больше проблем было с грузовиками, на которых эти кунги, но грузовики в результате тоже все своим ходом приехали)
По поводу спутников — там уже очень много всякого запущено, «геодезические», «метеорологические», «астрономические». Вычислить — какие из них по факту резервные «на случай ядерной войны» — почти невозможно. Сбить все — нереально. В любом случае, сбить и вывести из строя все геостационарные спутники — нереально. А вариантов их использования…SerJ_82
18.01.2017 16:02+1Не обращали внимания на места расположения станций «Север»?
Строго вдоль крупных рек и рядом с морем.
Это НЕ то же самое как вытянуть линию между мобильными станциями от Москвы до Камчатки, примерно до Хабаровска на юге и до Якутска на севере, вдоль используемых дорог.
В итоге получится неполная «шина» без захвата как раз Чукотки и Камчатки. А «Север» реализовывал «кольцо на Северо-Востоке.
Если посмотреть на схему, понятно что ветки выходили как раз на трассу, на юге.
В общем, еще раз, фактически возрождать мертвые ТРРЛ и реализовывать мобильный вариант — будет почти одно и то же. Но на ТРРЛ уже хоть что-то есть.
На Северо-Востоке огромные пустынные территории, никаких воинских частей почти не осталось. Сколько точно, конечно, не знаю, но явно очень мало, и все в ближайшей доступности от более-менее крупных городов.
А их на ДВ осталось сколько? На пальцах одной руки можно посчитать…Igor_O
18.01.2017 17:11Как ни странно, ваши аргументы — как раз к моему тезису… Я внимательно рассмотрел места расположения станций Север. Так вот. Там места «глухие» — не просто так. Все сообщение либо пароходом в летнюю навигацию, либо вертолетами на перекладных. В тех местах обеспечение жизнедеятельности станций даже в мирное время — очень дорогое удовольствие. При этом, еще раз подчеркну, координаты всех станций и ключевых их узлов известны потенциальному противнику до сантиметра. Достаточно вывести из строя пару штук для того, чтобы связь с ДВ прекратилась.
Мобильную линию тропосферной связи строить вдоль той же трассы — совершенно не обязательно. Ее можно вдоль Транссиба сделать. Или зигзагом. Или как угодно. За счет того, что расстояние между точками 150 км, станций нужно совсем не много. 60 станций дают нам трассу длиной 9000 км. 9000 км — это как раз трасса до Петропавловска-Камчатского вдоль Транссиба и дальше по Курильским островам до Камчатки. Одна из причин, по которой «Север» вели вдоль океана — так на 2500 км короче. А значит по тому принципу устройства сети — примерно на 16 станций меньше. С учетом не сильно большой разницы в стоимости снабжения на берегу океана или в глубине тайги, для стационарной сети идти вдоль океана выгоднее.
Но в любом случае, в современной ситуации — строить такую линию нет особого смысла. Очень дорого. Очень сложно обслуживать. Очень сложно находить желающих на такой линии работать. Вахтовым методом? Можно, но еще больше удорожает обслуживание и поднимает риски — возить такие толпы народа вертолетами…
«И еще раз скажу», выведение из строя системы спутниковой связи, пока не налажено серийное производство Икс-Вингов и Тай-файтеров, задача выполнимая, но стоить будет дороже, чем постройка системы спутниковой связи с нуля. При этом, надеюсь очевидно, что «нападающему» придется «свои» спутники тоже выводить из строя. (со «своими», хотя бы, проще. Их можно просто выключить и увести на орбиту захоронения).
Американцы, кстати, не поленились. Они на большинстве своих аналогичных станций оборудование вывезли, а площадки разровняли бульдозером. Хотя, местами еще видны останки фундаментов антенн и зданий.SerJ_82
19.01.2017 10:16Совершенно верно, вывод из строя одной станции — обрыв всей цепочки.
Но так же можно вывести и мобильные…
Поэтому выше и писал о возможности развертывания систем ПВО рядом с каждой станцией. Мне это кажется сравнимым по стоимости развертывания мобильных систем, вместе со всей поддерживающей инфраструктурой, если не дешевле…
Вдоль Транссиба — это напрашивается самом собой. Но почему тогда ТРРЛ так не ставили?
Может быть потому что эти станции нужны были для связи периметровых РЛС на крайнем севере?
Для целей связи между станциями слежения за Северным Ледовитым и Тихим океанами, а не потому что так было выгоднее ставить.
Дорого обслуживать — конечно. Я и писал выше, оба варианта равноценны по дороговизне. Но ТРРЛ уже стоят, площадки есть, восстановить будет дешевле, ИМХО.Igor_O
19.01.2017 12:22Восстановить там только один способ, к сожалению: снести все и построить с нуля.
Вдоль Транссиба — это дополнительные 2500 км. Дополнительно порядка 16 ретрансляторов. А они денег стоят и обслуживать нужно. Обслуживать около транссиба попроще, и электричество местами есть не от дизеля. Но все равно, дорого.
Добавление ПВО — увеличение стоимости стройки и обслуживания. И снижение вероятности вывода из строя через 15 минут после начала боевых действий на небольшие проценты. При этом все равно остается 100% вероятность вывода из строя за первый час боевых действий.
Посмотрел на викимапии северные ТРРС — там у большинства вообще рядом ничего нет. Совсем. Тундра голая и все. Соответственно и радиолокационного оборудования там нет.
Но кстати, там же на викимапии видно немалое количество ТРРС в разных В/Ч вполне живого вида.SerJ_82
19.01.2017 17:25+1Так а я о чем? Возле Магадана — в нормальном состоянии.
Отремонтировать здания, завести оборудование, дизеля — и можно работать.
Вдоль Транссиба не нужны. Там есть обычная проводная связь. То есть Хабаровск с Москвой вполне на связи. ТРРЛ нужны для связи отдаленных участков + резервирование разными маршрутами.
Радиолокационное оборудование и не должно находится рядом с каждой станцией. Станции — лишь ретрансляторы сигнала. РЛС расположены вроде как по периметру страны, где именно — не скажу. Их немного совсем, но периметр закрывают наглухо. И именно с ними и была нужна связь.
Но выведение из строя ударом, если не спасет ПВО — это да, актуально.Igor_O
19.01.2017 18:40В более-менее обжитых местах — ТРРС мало того, что есть. Они еще и эксплуатируются местами. Радиолокационные станции тоже очень разные есть и в наше время нет никакого смысла для связи с ними тащить столь дорогую и сложную линию, они и через спутник прекрасно держат связь. Тут же какое дело — РЛС — они там для раннего обнаружения нападения. А после начала боевых действий, опять же, эти РЛС — они в списке на уничтожение в первой тройке. Еще одна засада с ТРРС в том, что если кто-то начнет шарашить ядрен-батонами, скорее всего изменятся параметры переотражения/переизлучения. ТРРЛ просто от этого может развалиться.
Ezhyg
18.01.2017 18:52Извините, что комментирую в куче, но часовой таймаут не даёт нормальной возможности комментирования.
Говорю предметно — Р417 (410)
200 км. в зоне прямой видимости
Эм… противоречие в этих словах не замечаете? :D
Во-первых, они загоризонтные, отсюда следует и просто во-вторых, прямая видимость (и горизонт) это что-то около 4,5 километров. Даже если взять высоту на которой находится тарелка на кунге — 4,5 метра, получаем… кажется около 7,5 километров.
Высота над поверхностью Земли Расстояние до горизонта Пример 1,75 м 4,7 км стоя на земле 25 м 17,9 км 9-этажный дом
все электричество там — от дизельгенератора
Наши электропитающие — на бензине, как и сами машины, правда если бы грянул кризис им же пофигу какой бензин, это сильный плюс.
Электроптающая содержит два генератора, на 60 кВ каждый, для питания двух аппаратных — аналоговой и цифровой, плюс сопровождение, бак на 700 литров, непрерывная работа… ЕМНИП 4 часа.
А эти мобильные станции как будут эту саму тропосферу использовать при таком размере и мощности? Никак, насколько я понимаю.
ШТА?! О_о нет, вы серьёзно? Сам смысл «тропосферной связи» в использовании свойств отражения сигнала направленного под очень острым углом к этой самой тропосфере и те самые 150 (160) в релейке и 190 на одиночный сегмент (даже 200 если один линк и очень надо).
И каналов, естественно, не 90 широкополосных, а что-то типа 12 телефонных.
60 телефонных, плюс два служебных и это для каждой аппаратной (аналог + цифра).
Вроде военных тайн не раскрыл :D.Igor_O
18.01.2017 19:06Начну с конца…
Нас учили на каком-то древнючем варианте с консервации, там была «продвинутая» по сравнению с релейкой аппаратура уплотнения, которая давала что-то типа 12 каналов. Что было прогрессом по сравнению с аппаратурой уплотнения для радиорелейки на 6 каналов… Видимо, на более новых станциях была более серьезная и современная аппаратура уплотнения, что логично.
На счет 60 кВт — не помню конкретных характеристик, но в том кунге, который нам с консервации выписали, был отсек с генератором. С питанием от которого, собственно, мы и тренировались. Отдельной машины у нас не было.
Кроме того, посмотрев разнообразие вариантов радиорелеек, например, под названием Р412, возможно, существовали разные комплекты и комплектации для разных родов войск и для разных длин линии связи.Ezhyg
18.01.2017 20:34Р412 имела сильно меньшую мощность и дальность.
У нас были Р40 (КВ, если не ошибаюсь) в составе, которые обеспечивали связью точки для координации, там был собственный мелкий генератор, но там мелкого и достаточно.
http://voenservice.ru/voennaya-tehnika/troposfernyie-sistemyi-peredachi/troposfernaya-stantsiya-trs-r-417-baget/
http://military.trcvr.ru/2015/12/12/радиостанция-р-417/ — 1 — вторая фотка — как живая в памяти. Во втором ряду фотографий показана как раз одна половина полного комплекта (у нас не было прицепов с тарелками на мачте).
http://www.computer-museum.ru/connect/radio_rele_2.htm ещё интересная инфаIgor_O
19.01.2017 12:33Почитал по последней ссылке, похоже у нас была Р412, но вот хоть убей меня, но антенны мне запомнились совсем другими — и меньше диаметром, и не решетчатые…
9660
12.01.2017 16:55Написал бы человек сразу про то что состояние дорожной сети не располагает, другое дело. А то «дорог на ДВ нет», вот уж сюприз.
Ну а про снабжение выше было написано что и у «севера» с этим сложности были ибо ебуня и глухомань.
Igor_O
12.01.2017 11:33Дорога там, может быть, и заканчивается. Но населенные пункты на расстоянии меньше 200 км друг от друга есть по всему полуострову вплоть до Петропавловска-Камчатского. А 200 км тропосферка правильно настроенная пробивает.
SerJ_82
12.01.2017 14:00Большинство населенных пунктов полумертвые или вахтовые. Народ валит из тех мест со страшной силой, а те кто поумнее уже свалили.
Соответственно: опять надо воссоздавать инфраструктуру поддержки жизнеобеспечения, везти людей, платить большие деньги. Местные спившиеся аборигены не помогут.Igor_O
12.01.2017 16:47А местные-то там зачем в случае войны и уничтожения спутников связи?
Баржой подгоняется несколько станций, они, в принципе, могут быть и на гусеничном шасси. Дальше они своим ходом по проселкам и болотам выходят на точки, разворачиваются, работают. Дня через два-три приезжают следующие, хоронят кого найдут, разворачиваются по-соседству, работают пока их снова не разнесут…
Ezhyg
12.01.2017 08:40Мало того, что нужно две (в аварийной ситуации одна) с лопухами, так каждой из них нужна электропитающая (и для питания сопутствующей техники), машина обслуживания, машина, например с Р40, для установления обычной связи.
В общем чего я, копипаста про Р417:
Экипаж: 12 человек.
Состав комплекта станции:
аппаратная машина 1Д (аналоговая) -1шт.
аппаратная машина 2Д (дискретная) -1шт.
машина обслуживания и служебной связи — 1 шт.
Электропитающая станция типа Э-351Б — 2 к-та.
В состав станции могут входить антенные прицепы типа А1Б1 на базе прицепа 2ПН41М — 4 к-та.
Минимальный комплект состоял из 5 машин, «стандартным» считалось аж 11, по 5 на каждый конец и 1 командирская/связная.Igor_O
12.01.2017 10:56При этом в критической ситуации было достаточно одной аппаратной машины 1Д. Она комплектовалась генератором, имела на крыше антенны, внутри имела аппаратуру уплотнения/разуплотнение каналов и все необходимые приемо-передатчики. Все остальные машины — это уже для удобства и обустройства более-менее стационарной точки ретрансляции.
Ezhyg
12.01.2017 11:20Аппаратура была аналогична в обеих аппаратных, разница была в цифра или аналог, при одной машине — без разницы какую юзать, всё равно доступны будут только служебные каналы. Генератор там просто физически некуда засовывать, 60 кВ, не хухры-мухры, в розетку не воткнёшься.
Это всё было давно, но зря я отличник подготовки чтоли был?! :)Trilioner-Kvintilionich
18.01.2017 16:45+1Аж прослезился от воспоминаний я единственный в своей 9-ой роте сдал специальную подготовку по тропосферной связи на отлично. В роте около 100 человек служило. И при этом я до сих пор не понимаю смысла реализации связи с помощью таких монстров, если на то время (1995г) была масса других вариаций передачи сигналов. Не зря у нас ходили армейские стишки типа «Кто е*ётся в дождь и грязь — наша доблестная связь. Когда нет дождя и грязи нас е*ёт начальник связи»))
Ezhyg
18.01.2017 17:36А мне даже не удалось сдать… потому что взводный ошарашил — вместе с ним в аппаратной экзамены принимать (а он у нас целый капитан был) :).
Ну, у нас как-то забывали, что помимо самой связи такими «монстрами», там ещё шифрование, аж двух степеней: первая — теоретически взламываема за… сколько-то там лет (что-то вроде 2 года), вторая — даже теоретически невзламываема (но 20 лет назад).Trilioner-Kvintilionich
19.01.2017 00:31Да, шифрование с выдаваемым каждый день командованием новым ключом к нему помню. Но здесь не расскажу. Военная тайна, однако))
Mithgol
11.01.2017 23:55-2Кроме сценария «ракетно-термоядерное нападение на Россию» есть ещё сценарий «Пакистан сбивает в космосе индийский спутник, задевая спутники ещё двадцати держав, а после этого связываться с Камчаткой всё ещё как-то надо».
Zenitchik
12.01.2017 12:23Небесная механика такого сценария не допускает. Не надо было смотреть «Гравитацию».
aleksandros
13.01.2017 12:08Может, конечно, они уже и не нужны, но напоминает Древний Египет. После постройки Пирамид древнеегипетская цивилизация существовала не одну тысячу лет. Но почему-то ничего более величественного уже не построила.
Zenitchik
13.01.2017 14:03+1Ну, у них вследствие строительства Великих пирамид, экономика сказала «кря». Последующие правители решили, что «нафиг надо», и строили пирамиды поменьше, а ещё более последующие — вообще забросили это дело.
SerJ_82
11.01.2017 17:12Всем кто с Магадана — привет! =)
Фактически в шаговой доступности, на ближайшей сопке стоят четыре сооружения, позывной «Дракон». Все ржавые, но еще крепкие. Сооружения обслуги многие в разрухе, но в одном балке живет видимо сторож. Охраняет наверное антенны сотовой связи, либо еще что-то.
Залезть на них и сфотографировать вид на бухту — обязательная часть местной туристической программы))
Говорят на тех, что стоят в области (еще две) были крутые дизеля. Их конечно скоммуниздили…
artskep
11.01.2017 18:31+1Недавно мы писали о европейских радиорелейных линиях связи, используемых, в основном, для нужд биржевой торговли.
«в основном» радиорелейки используются для совершенно других и более приземленных нужд (по большому счету — практически везде, где кабель класть дорого).
А те особенные, которые используются для биржевой торговли, сомнительно, что используются для чего-то еще.
ugsm
12.01.2017 11:17глядя на первый рисунок вспомнилась разновидность АОЛС (атмосферных оптических линий связи)/FSO (Free Space Optics) на рассеянных лучах. Работали(ют) так же без прямой видимости друг друга: в небо под углами друг к другу светят здоровенные прожекторы модулированным сигналом, а на стороне приемника детектируется рассеянный в атмосфере свет.
Вообще всю сознательную жизнь проработал с РРЛ, ни разу не видев вживую ни одной FSO системы, но тема эта «зацепила» еще со времен универа вплоть до желания повторить какое-нибудь из подобий Ronja Laser Link. Даже странно, что никто не пытается повторить его на современной элементной базе — это было бы идеальное решение для mesh сетей — практически невозможно засечь извне. И что самое невероятное — по нашим законам оптические линки не нужно регистрировать!
Izlan
12.01.2017 11:17+1«За таким большим, достаточно сложным и хрупким хозяйством нужно постоянно присматривать, но гражданские специалисты вовсе не горели желанием не то что жить, но даже периодически добираться в эти забытые места.»
Этот пассаж скорей всего надо читать так — так как гражданским специалистам не хотели платить наравне с военными специалистами то сделали по советски. Прислали офицеров-политруков с высокой зарплатой и кучей льгот, приписали к ним бесплатных срочников-крепостных, которые и работали на станциях.
Когда станции стали не нужны их все равно не стали сокращать. Где это видано сокращать армию? Это волюнтарист Хрущев мог, при ставленнике ВПК Брежневе сокращение было немыслимо. И отправились станции на слом только после Брежнева, еще до развала СССР.Rumlin
12.01.2017 11:32У гражданского семья, дети. Не привыкшие они к таким условиям. Поэтому и НИПы стали военными, а не гражданскими. При обсуждении главным аргументом стало — кто поедет в дикую степь или в тайгу и будет строить там всё с нуля.
Zenitchik
12.01.2017 12:31У военного тоже семья и дети, только привыкшие.
Rumlin
12.01.2017 13:45+1Об этом и речь. Вспомнился характерный пример
http://www.kik-sssr.ru/05_Iskup.htm
К моменту прибытия части строители сумели построить только три сборно-щитовых четырех-квартирных домика, барак для командного пункта и узла связи. В стадии строительства находились баня, казарма и дизельная.
Суровый необжитый край, тайга, ближайшее село Верхне-Имбатск — в 18 км севернее на правом берегу Енисея и на том же берегу напротив пункта за островом местечко Искуп, состоящее из трех ветхих домиков.
Вскоре, в конце сентября, закончилась навигация на реке Енисей. Полная оторванность от цивилизованного мира. Связь с Москвой — только по радио. В такой обстановке начал свою работу НИП по подготовке техники и личного состава к грядущим работам с искусственными спутниками Земли.
Наряду с основной задачей личный состав пункта (121 человек офицеров, сержантов и солдат) решал массу запланированных и возникающих вновь задач чисто бытового плана. Организация питания превратилась в целую проблему. Весь запас продуктов, завезенный на пункт, состоял полностью из консервированной сухой продукции: мясные консервы, рыбные консервы, сухие картофель, морковь и т.д. Не было квалифицированных поваров и надо было научиться готовить пищу из сухих продуктов в полевых условиях. Столовая была введена в строй к ноябрю. Особое место занимал вопрос выпечки хлеба. Многие дни личный состав питался пробным, не доведенным до кондиции хлебом. Он был то недопеченным, то подгоревшим, и в ход шли запасы сухарей. Но и эта трудность была преодолена, наши смышленые, трудолюбивые солдаты научились готовить вкусные обеды и выпекать прекрасный хлеб. Кроме того, как добавка к рациону шла рыба и дичь, добываемая энтузиастами. Благо, в глухой тайге и Енисее их было достаточно.
Izlan
12.01.2017 15:02Cтроили гражданские? Выходит находились люди и без погон. И да, работал я на ИП. Военные на этом ИП занимались в основном самообеспечением. К каждой станции приписана куча офицеров и солдат. Из которых на станции появляется, не значит работает, половина или треть. Остальные не умеют-не обучены, в нарядах, на работах, на смотре песни и пляски, на поисках убежавших солдат. И всех этих лишних людей обслуживает транспорт, которого тоже нужно гораздо больше в том числе авиации. Квалификация офицеров низкая, сменяются быстро, может они знают уставы и способы перерезания глоток и т.п. военное, но техникой пользоваться получается трудно, не говоря уже о солдатах. Все равно ремонтом, модернизацией занимались гражданские.
Rumlin
12.01.2017 15:25По ссылке можно прочитать полностью. А на сайте узнать что строили такие объекты «военные строители».
Сроки строительства объектов были крайне сжаты. Однако все — руководители и рядовые военные строители понимали, что решается важная государственная задача, готовится новый прорыв в космос. Поэтому трудились в 2-3 смены, без выходных дней, по скользящему графику. Особенно высокая организация труда была при бетонировании фундаментов под антенну АДУ-1000. По технологии бетон поступал беспрерывно. Все заказы и заявки на материалы и изделия для НИП-16 выполнялись предприятиями Севастопольвоенморстроя и мастерскими УНР без промедления.
http://www.kik-sssr.ru/ADU-1000__Vitino.htm
Военные строители работали по своему плану. Все строительные материалы находились на складе в Джаман-Сор. Сделать что-либо хозяйственным способом силами личного состава было невозможно из-за отсутствия строительных материалов.
http://www.kik-sssr.ru/02.1_Makat_Anan_Shak.htmIzlan
12.01.2017 15:39ИП на котором я работал тоже строили военные строители, работали они в основном с бетоном. В конечной стоимости ИП их трудозатраты были около единиц процентов. Дороже всего стоила аппаратура и ее монтаж, в том числе антенн. Всю квалифицированную дорогостоящую работу выполняли гражданские.
Rumlin
12.01.2017 20:20Пусконаладка уже не имеет отношения к строительству капитальных сооружений. Очевидно, что монтаж и запуск подобных систем делают узкие специалисты-
ЭВМ в космонавтике
QDeathNick
14.01.2017 14:51Помогите вспомнить, а то это всё мне кажется сном каким то…
Я когда служил в 93, у нас был кунг, в котором была аппаратура для перехвата, и мы сообща его подогнали ночью к казарме, включили, перехватил спутниковые каналы с порнухой, раскодировали их и ретранслировали в МВ или ДМВ и смотрели на большом телеке ночью порнуху всей батареей разведки. Это всё технически реально или мне приснилось со всеми подробностями?
А ещё мне запомнилась машинка на гусеничном ходу, в которой стояло устройство, которое механически рисовало на карте пройденный путь, это что было, где бы почитать?Stalker_RED
19.01.2017 03:02А механическим навигаторам вообще почти сто лет https://habrahabr.ru/company/boxowerview/blog/214333/
Rumlin
LORAN и ЧАЙКА не так изощренны, но не менее монструозны.
Говорят они имели/ют отношение к связи с подводными лодками. Как второе назначение.
ChiefMate
Но всех зрелищней, пожалуй, гигантская фазированная антенная решетка вроде той, что под Одессой — с многоэтажный дом размером:
Rumlin
Видел версию, что она построена была для прослушивания западных геостационарных спутников.
ChiefMate
Что сумел нагуглить — «По данным, которые невозможно проверить, до 1991-го года этот комплекс входил в систему 16-го управления КГБ СССР, отвечавшего за электронную разведку и радиоперехват. Ловил, в том числе, данные, которые транслировали в родные штабы вражеские спутники. Сейчас «Овидиополь-2» (так назывался в те далекие времена объект) занимается тем же самым, но в интересах Службы безопасности Украины.»
Вундервафля находится на территории воинской части, за колючкой, строго охраняется, и проявлять даже чисто научный интерес желания ни малейшего нет ))
maxzhurkin
То, что на фото, IMHO, не похоже на фазированную антенную решетку: зелёная поверхность — поверхность, образованная вращением параболы вокруг оси, одновременно перпендикулярной оси параболы и плоскости экватора; фокус параболы при этом вращении образует окружность, на которой располагаются антенны, каждая из которых сфокусирована на свой участок геостационарной орбиты. Расположение оси вращения в плоскости образующей параболы при этом выбирается таким, чтобы кривизна поверхности минимально отличалась от кривизны поверхности параболоида вращения (идеальная поверхность отражателя антенны для бесконечно удалённого источника/приёмника сигнала) с осью вращения, расположенной в плоскости, образуемой осью образующей параболы.
Tarisper
100 кГц слишком короткие волны для связи с лодками. Даже 30 кГц еле-еле пробивает 20 м воды.
В стародавние времена у меня был курсач по антеннам сверхдлинных волн :)
Rumlin
Как вариант реализован отдельный режим низкой частоты и режима навигатора 100кГц. И опять же вопрос на каком расстоянии связь, может быть дальше 500 км нет необходимости.
Tarisper
Я сейчас уже не вспомню формулы, но разница в несколько десятков килогерц, это значительная разница в метраже антенны. Так что маловероятно, что на одной антенне реализовали две разные частоты длинных и сверхдлинных волн.
По поводу расстояния. Связь будет на расстоянии гораздо большем, чем 500 км. Сигналы с такой длиной волны хорошо отражаются от верхних слоёв атмосферы (ионосферы). Практическая дальность связи для длинных волн составляет около 20000 км.
Tarisper
Раньше, не знаю как сейчас, использовались еще и ретрансляторы для сверхдлинных волн, чтобы связываться с подводными лодками. Ретрансляторы были либо на специализированных подводных лодках, либо на самолётах. Эти транспортные средства тащили за собой гигантские гибкие антенны — от нескольких сотен метров длиной до нескольких километров. Не знаю, используют ли их сейчас.
Вот тут есть немного теории по самим антеннам. Там же есть иллюстрации с их распространёнными типами.
Rumlin
Ретрансляторы на самолете упомянуты в статье Мистика низких частот. Как связаться с подводной лодкой?. Судя фото в статье антенны примерно той же высоты, что у чайки. Думаю высота обусловлена техническими возможностями промышленности и стоимостью.
P.S. Внезапно. Ища инфо по Голиафу, нашел цитату в статье ОНЧ связь для подводного флота
Далее иду в Википедию — РСДН-20
и внизу в Передатчики указан единственный один и тот же передатчик, что и у Чайки: Плодовое, Крым (44°53?20? с. ш. 33°52?24? в. д. ). Он же на фото в первом комментарии.
DROS
Для связи с подлодками используется система КНЧ «ЗЕВС»
"«ЗЕВС» — крайненизкочастотный (КНЧ) передатчик, работающий на частоте 82 Гц и предназначенный для связи с подводными лодками, находящимися в открытом океане." (из вики)
rechmp
У нас под Симферополем до сих пор стоит похожий комплекс.
Rumlin
Это оно и есть. Фото из Википедии.