В качестве введения

Несмотря на опыт работы в проектном менеджменте более 10 лет, с продуктовой линейкой «atlassian» (Confluence и Jira) познакомился не так давно. Теперь же, после использования этих инструментов на «боевом» проекте, хочу поделиться своим опытом и видением их дальнейшего использования.

Для начала небольшая предыстория, без которой «картина», изложенная ниже, может быть не полной.

10 лет в проектном менеджменте, это в большей мере инфраструктурные «телеком» проекты. Возможно, по этой причине, долгое время не приходилось сталкиваться с линейкой «atlassian».

«Телеком» отрасль 10 лет назад жила в парадигме «эксель-менеджмента», и меняться не спешила.

Но все течет и изменяется, что в общем то хорошо.

Технологии становятся доступней, время меняет людей, кто-то учится, а кто-то уходит на покой (в смысле заслуженный, а не вечный). 

В любом случае все отрасли подверглись «цифровой» трансформации, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И сейчас Jira можно встретить в «телеком» проектах любой степени сложности, а бесплатную версию Confluence может установить себе студент любого учебного заведения.

Также стоит отметить, что нижеописанный опыт, это опыт применения стека методологий проектного менеджмента, в основе которых PMBoK.

Первое знакомство

По работе столкнулся с Confluence и Jira в крупной федеральной «телеком» компании в блоке инфраструктурных проектов, своих ИТ команд нет, при необходимости привлекаются отдельно.

Коллеги по отрасли с неохотой используют «новые» ИТ инструменты. Основной «таск-трекер» это служебная почта.

В компании, где я работал, было много разных ИТ-инструментов. Мне повезло, под «флагом» цифровой трансформации получил «зелёный» свет от Руководства на любое применение (на своих проектах) Confluence и Jira, включая любые изменения, которые можно сделать с этими системами.

Проекты и команды, о которых идет речь

Проектов было несколько, это и классические инфраструктурные проекты, а также несколько «комплексных» проектов.

Инфраструктурные проекты, это классика, к примеру построить или запустить узел связи. Команды проектов, это специалисты от инженерно-монтажных подразделений до планирования и R&D, это все телеком-команды.

В комплексных проектах решение включало в себя как ИТ, так и инфраструктурные компоненты. Команды «комплексных» проектов смешанные, привлеченные ИТ специалисты (ИТ-команды) и телеком-команды.

Забегая вперед, можно отметить, что ИТ-команды сразу подхватили «идеи» применения Confluence и Jira в наших проектах, телеком-команды были более сдержаны, но также оценили «наработки», и в последствии уже вошли в процесс постфактум.

О Confluence

За полтора года экспериментов и применения обе Системы показали себя крайне эффективными. Конечно, Confluence «влился» в проектный процесс сразу, с Jira пришлось «повозиться».

Основные достижения при использовании Confluence:

1.      Единая точка хранения документов.

Все технические документы теперь были в едином доступе команд. Нет проблем с неактуальными версиями, или просьбами: «Пришли мне файл».

2.      Интуитивно понятный и унифицированный дизайн «сайтов».

По проектам создал «зеркальные» разделы, с идентичным структурным наполнением.  Это позволило снять часть нагрузки с меня как с РП при поиске информации, снизило количество точек принятия решений. Это важно, так как речь идет о крупном федеральном проекте с по фазовой структурой жизненного цикла и отдельной Программе проектов федерального масштаба (в составе 5 проектов).

3.      Редактирование в Confluence

В последствии мы уже редактировали документы прямо в Confluence.

4.      Страничку «Confluence» всегда можно скачать

Вы всегда можете скачать страничку Confluence себе в Word. Что в свою очередь будет расширять и укреплять персональную Базу знаний.

5.      Передача проекта сводиться к переоформлению «прав доступа» и описании структуры «сайта» проекта.

Вся информация по проекту, все «Служебки», Протоколы, документы РП и документация по Решениям были на корпоративном ресурсе, что упростило передачу проекта новому РП в разы.

О Jira

Несколько доводов в пользу Jira даже для инфраструктурных проектов.

В первую очередь необходимо отметить, что использование Jira не отменяет создание структуры проекта (формирования ИСР) или использования MS Project (или его аналогов). Это просто инструменты, они не взаимозаменяемы, а дополняют друг друга.

Для справедливости нужно отметить, нижеописанное применимо и для других «таск-трекеров». Но так как «статья» о линейке «atlassian», то будем говорить все же про Jira.

Основные достижения при использовании Jira:

1.      Трекинг, история изменений

Разгрузили почту за счет обсуждения в комментариях активностей по Пакетам работ и Задачам, в том числе декомпозированной структуры этих «сущностей» ИСР проекта (речь о подзадачах и/или поручениях в рамках отдельных Задач).

2.      Использование эпиков

«Прикрутили» использование эпиков, что позволило существенно улучшить визуализацию структуры Задач Jira, и соответственно управляемость.

3.      Единый онлайн-доступ к компонентам ИСР

Ссылками на Задачи Jira удобно обмениваться, добавляя их ко встречам или вставляя в сообщения корпоративной почты/мессенджера. Также ссылки на Задачи Jira добавлял в структуру MS Project.

4.      Единый дашборд «задач» для РП

Единый инструмент аналитики для РП и команды на странице «статистики» Jira.

5.      Гибкая кастомизация проекта

Сконфигурировали структуру Задач, Типы задач, статусы задач под проект, настроили отчетность нужного формата.

6.      Доски KANBAN и Спринты

Управление проектом выполняли с применением, как подхода KANBAN, так и планирования работ по Спринтам. Платная версия Jira позволяет применять оба подхода в одном проекте параллельно.

7.      Фильтры досок KANBAN.

С учетом использования подхода KANBAN гибкая настройка «фильтров» Доски, позволила отображать задачи в нужном разрезе.  

Но, как всегда, есть нюансы.

Общие недостатки Confluence и Jira

В равной степени данные недостатки будут и в других аналогичных решениях.

Пришлось столкнуться со следующим:

1.      Противодействие изменениям.

Многим «не молодым» сотрудникам сложно меняться и использовать всякие «новые» инструменты. И хорошо если это «рядовой» участник команды, а если речь идет о «Архитекторе» или другом «старшем» специалисте, то это прямо проблема. В отдельных отраслях это еще встречается.

2.      Излишняя кастомизация или запутанная структура «сайта».

Излишняя кастомизация может погубить любую идею, «сайтом» проекта просто никто не будет пользоваться. Что Jira, что Confluence позволяет сотворить многое, но это не говорит о том, что это все будет понятно не посвящённым в «ваши» замыслы. Команда «наше все», интерфейс сайта должен быть максимально понятный. Если кто-либо не очень в курсе термина «юзабилити», то рекомендую почитать легкое чтиво – «Не заставляйте меня думать» автор Стив Круг.

Извлеченные уроки или в качестве рекомендаций для внедрения

1.      Работа с командой

Нужно искать поддержку у отдельных участников команды, чем больше людей будут поддерживать нововведения, тем проще преодолеть противодействие изменениям.

2.      Нужны формализованные «Соглашения».

Не важно, что мы внедряем, Confluence, Jira или аналоги, нужны простые и понятные правила, как это работает\должно работать.

Формализуйте в документе Word нужный минимум:

  • Для Confluence, это понятная структура «сайта», правила именования файлов.

  • Для Jira, это структура проекта, явная структура статусов (бизнес-процесс Задачи).

 3.      Используем ИСР

В качестве структуры проекта Jira подойдет ИСР проекта. Ясный и понятный артефакт.

4.      Используем области знаний/управления проектом

+/- все РП знают PMBoK, структуру Confluence можно привязывать к областям знаний.

5.      Минимизируйте уровни вложенности

Не важно, о чем речь, меньше вложенностей, 2-3 уровня это максимум. Про четвертый уровень вложенностей вы забудете через месяц.

6.      MS Project (или аналоги).

Инструменты MS Project позволяют совместно применять веб-приложения как «таск-трекеры», если вам на проекте нужен MS Project, используйте его. Условие успеха в следующем, именование задач Jira и MS Project должно «+/-» совпадать (см. пункт про ИСР).

7.      Доступу команде и пользователям

В идеале доступ к «сайту» проекта на Confluence должен быть у всех Пользователей Confluence вашей организации. Права на «изменение» у отдельных участников команды.

Доступ к проекту Jira, только для Команды.

8.      Используйте макросы и шаблоны

Confluence имеет ряд встроенных инструментов, например это макросы и Шаблоны страниц. Используйте их и создавайте собственные Шаблоны «страниц».

Макросы Confluence предоставляют различные функциональные возможности, возможности для организации пространства на страничке или маппинга страниц. Почитайте отдельно про макросы, их возможности очень обширны, но это тема отдельной статьи.

9.      Разделяйте пространство

Пространство странички нужно не просто разделять, а правильно организовывать. Но если на первом этапе не понятно, как и чем это сделать, то просто разделяйте – макрос «Разделитель».

10.  Воля РП и личный пример

Пожалуй, это самая важная рекомендация. Заставьте себя полностью уйти в те Системы, которые внедряете. Используйте их каждый день, проводите статусы и рабочие встречи с применением Системы, при решении рабочих вопросов используйте возможность и отправляйте ссылки на обсуждаемую Задачу.

11.  Обратная связь от команды

Собирайте обратную связь от команды, где и что можно улучшить, где и что упростить.

12.  Бойтесь «улучшайзинга» или «золочения»

Помните, что не все советы/просьбы стоит реализовывать. В основе всех доработок должны стоять ваши принципы, которые отражены в «Соглашениях». «Соглашения» можно менять, но помним о правилах работы с изменениями.   

Jira VS ASANA (кратко)

Несмотря на то, что сравнительного анализа «таск-трекеров» в статье не предполагалось, стоит отметить несколько нюансов про Jira в сравнении хотя бы с одним из популярных аналогов.

Как «таск-трекер» Jira интересней чем ASANA по нескольким объективным причинам:

1.      Jira позволяет создавать собственную минимальную бизнес-логику.

2.      Интеграция с Confluence и другими продуктами «atlassian» «из коробки» даже в бесплатной версии.

Ограничение бесплатной версии Jira как «таск-трекер» по сравнению с ASANA, это масштабируемость.

Но мой взгляд основным ограничением (что очень критично) бесплатной версии линейки «atlassian» это количество Пользователей (до 10 бесплатных пользователей).

Примеры структур

Чтобы визуализировать ваше описанное и предоставить несколько практических примеров, провожу ниже макеты структуры «сайта» Confluence.

К сожалению, в качестве примера, нет возможности полностью продемонстрировать структуры «сайтов» «боевых» проектов, NDA никто не отменял. Но макеты страниц разработаны с учетом конкретных наработок. На макете представлены пять базовых страниц и их схематичная структура.

Для Jira макетов нет, все же проекты Jira индивидуальны.

Подведем итог

Confluence и Jira подкупают своей гибкостью и интегрированностью друг в друга, мобильные версии приложений удобны и понятны. С учетом того, что «atlassian» сделало эту линейку с бесплатными версиями, возможности их применения возросли в разы.

Варианты использования:

  1. Рабочие проекты. На рабочих проектах возможно применение Confluence как мета структуры проекта, в которой хранятся требуемые ссылки. ИМХО: КСУП не всегда понятны и «юзабельны», а их изменение может быть ограничено политиками Компании. В этой ситуации Confluence приходит на помощь в качестве весьма гибкого инструмента для личного «сайта» РП.

  2. Личные проекты. Перспективы же для личных проектов масштабны и зависят только от вашей фантазии.

  3. Обучение. В качестве «песочницы» для изучения продукта бесплатные версии Confluence и Jira незаменимы.

Из недостатков стоит отметить малый размер хранилища бесплатной версии, но при обдуманном подходе это ограничение легко можно обойти интеграцией с одним из облачных хранилищ.

На мой взгляд бесплатный Confluence имеет потенциал для применения Руководителями проектов как в рабочих, так и в личных проектах.

Основным ограничением при работе с бесплатной версии является обдуманное обращение с конфиденциальными данными.

P.S. Буду благодарен за обратную связь, положительную или отрицательную, и/или за советы/примеры применения Confluence и Jira.

Комментарии (16)


  1. SergeyDeryabin
    15.06.2022 00:37
    +4

    А вас не смущает, что в текущих реалиях вы можете просто без всей инфраструктуры и данных у атласин остаться?


    1. Vanger
      15.06.2022 08:40
      +3

      Да что ему будет, когда оно крутится на своём сервере, в контуре предприятия. Да я из тех кто считает, что вся критическая инфраструктура, должна находится под полным контролем, а не где то у кого то в облаке.


      1. LokkiD Автор
        15.06.2022 10:01
        +1

        Спасибо за важный акцент.

        Да, КИИ должна быть под контролем, не обсуждается. Последнее предложение в статье специально выделено жирным. Это как раз об этом.

        ИМХО: речь о инструменте, молотком можно тоже убить.


    1. LokkiD Автор
      15.06.2022 09:59

      Да, думал об этом конечно. Саму статью написал до "событий". Решил опубликовать уже сейчас когда стало понятно, что как минимум частично "атласиан" остается. К тому же несмотря на полит обстановку хотел поделиться своим опытом.


  1. ivlad
    15.06.2022 05:06
    +11

    Язык ужасный, конечно. Невозможно читать эти «Руководство» и «Соглашения». Похоже, это отражает формалистскую и забюрократизированную культуру телекома, где автор работает.

    А сама статья забавная - «я в телекоме и мы в 2022 году открыли для себя вики, как инструмент совместной работы. Но поскольку мы в телекоме, мы не смогли удержаться от того, чтобы сделать для неё Соглашения с разрешения Руководства. Ещё у нас карго-культ и поэтому канбан и спринты.»

    Забавно, как люди, работающие в маленьких компаниях, плюются от ленами продуктов «атлассиана» (напрасно и несправедливо, по-моему, но понятно, почему), а тут люди для себя впервые его открыли.


    1. LokkiD Автор
      15.06.2022 10:02

      Спасибо за комментарий. Да, есть "проф" деформация, но я за развитие :).


  1. Vanger
    15.06.2022 10:18
    +1

    В Конфлюенсе всё хорошо, до того момента когда нужно делать документацию по ГОСТ или что то отличное от HTML, тут начинаются грабли и иногда очень серьёзные.


    1. LokkiD Автор
      15.06.2022 10:31

      Да, согласен. В этом случае лучше использовать Word.

      Применял такой подход не некоторых проектах. В этом случае редактировали документ через "Atlassian Companion" (штатное приложение Atlassian). Единственное "Atlassian Companion" не позволяет использовать многопользовательский режим.

      Вроде у Atlassian есть еще какие-то инструменты по редактированию Word документа с функцией многопользовательского режима, но точно не скажу какие именно (мало опыта работы с линейкой Atlassian). Возможно более опытные товарищи подскажут.


    1. ivlad
      16.06.2022 04:21

      А в чём состоят проблемы? Можете пример привести? Любопытно.


      1. Vanger
        17.06.2022 10:01

        Ну например, первая проблема из коробки, собрать и раздела с вложенными разделами Word документ невозможно в принципе.
        Если попробовать использовать сборку PDF с кириллицей, то на выходе документ без текста.
        Ну и да форматирование по ГОСТ, это применение шаблона для PDF или Word, опять же штатными средствами ну никак.
        Ну и самая большая болезнь, попробуйте создать 2 подраздела с одинаковым именем, даже при условии что это разные 2 документа и у них по 1 подразделу с одинаковым именем.


  1. kalesik
    15.06.2022 11:14
    +1

    Привет, коллега из телекома!

    По своему опыту, как мы побеждали бюрократию с помощью Jira, может будет как доп.совет или нет:

    1. Все встречи команды/отдела велись в Confluence, включая планы доработок по системе, типа добавить поле customfield, или договоренности по корректировке бизнес-процесса и правил по работе (чтобы никто не съехал с темы)

    2. Учили JQL и творили дашборды для руководства с презентацией работы в режиме онлайн, без требования времени на подготовку отчетов. Отталкивались от стандартных метрик, типа заблокированной работы, потом делали кастомные под конкретный процесс. (это поможет внедрять инструменты сверху)

    3. Учили Project Automation и облегчали работу команды по максимуму, в соответствии с правилами работы с досками. Например, когда шло подписание договора на новую позицию, то автоматом задача переводилась на коллег, которые занимаются сопровождением текущих сделок и одновременно задача падала коллегам, которые получали явный триггер, что можно идти строить и нет препятствий. По аналогии с Тойотой откуда все это растет, при подготовке к строительству объекта они на той же доске видели, когда будет подписан договор и к какому моменту уже можно заказывать оборудование.

    4. Чтобы необходимая по кастомным полям информация собиралась и не оставляла дыр, делали условия перехода карточки в другой статус, что пока какая-то инфа не внесена, то jira не дает перевести карточку дальше.

    5. Научили каждого члена команды отслеживать свои метрики через дашборды или фильтры.

    6. Руководству продали со временем инфу, что более не используем эксель-менеджмент в отделе (помогло внедрить эту историю у коллег)

    7. При внедрении этих же продуктов у коллег, получилось настроить интеграцию с автоматическими обменами задач, как только есть необходимость привлекать их в работу.

    8. Одно из самых главных, чем "сманили немолодых", провели ретро и показали на конкретных примерах и тех же дашбордах, что некоторые элементы процесса стрельнули по времени отработки. У нас так сроки подписания договора сократились в 2 раза, по строительству объектов сократился срок подачи сервиса, что есть чистые денюжки. У нас большинство "немолодых" люди все-таки с системным мышлением, и такая конкретика структурировала хаос от непонятных изменений в их представлении.


    1. LokkiD Автор
      17.06.2022 13:21

      Спасибо за интересные комментарии, поделился с "коллегами по цеху".


  1. AstorS1
    15.06.2022 20:22

    Простите, "макрос" Разворачиватель" это spoiler в англоязычной версии или что-то другое?


    1. LokkiD Автор
      17.06.2022 13:23

      Эмм )))) не знаю. Но он выглядит вот так:

      Думаю визуализация в англоязычной версии и русскоязычной одинакова.


  1. mzeg
    16.06.2022 09:50
    -1

    Меня удивляет, как система с настолько сырой реализацией смогла получить такую популярность (в том числе в крупных корпорациях). Во многих местах выпадающие списки отсортированы хаотично и нет возможности поиска. И наконец - при редактировании описания к фиче если в редактирование заходит два сотрудника, сохраняется изменение того, кто нажал "Сохранить" вторым. А изменения первого теряются (видны разве что в истории изменений). И никаких предупреждающих сообщений!!! Сойдет для курсового проекта студента-троечника, но не для корпоративной системы. Архитектура спроектирована грамотно, но с реализацией явно недоработки


  1. Shiftapp
    17.06.2022 13:23

    Сскриншот от 02.06.2022