Несмотря на то, что автоматизация складских процессов - это отличное решение для повышения эффективности работы склада, многие небольшие и средние компании все еще отказываются от применения WMS программы. Это связано с затратами и длительностью внедрения. Но можно ускорить процесс и минимизировать расходы, если провести подготовительную работу. О том, что нужно знать перед установкой программы расскажем в данном материале.

Основные аспекты и порядок действий

  1. Определение проблем и потребностей склада.

  2. Внедрение адресного хранения.

  3. Выбор способа размещения товаров на складе.

  4. Выбор оборудования и вида сканирования товаров.

  5. Выбор WMS программы управления складом.

  6. Технология запуска WMS.

На первый взгляд — понятная и очевидная схема действий, но на практике компании решают задачи иногда в другом порядке, тем самым увеличивая издержки.

Автоматизация склада
Автоматизация склада

Определение проблем и потребностей склада

Перед началом автоматизации работы склада необходимо тщательно проверить все складские процессы и выявить возникающие сложности в них, понять какие операции необходимо автоматизировать. Из часто встречающихся проблем— называют следующие:

При разгрузке автотранспорта

  • На территории склада больше транспорта для разгрузки, чем позволяет рабочая площадь.

  • Объем поставок превышает площадь приемки склада: товар разгружать некуда, не подготовлено место на складе, а транспорт отпустить надо. Кладовщики в спешке выгружают товар в уже заполненные зоны и ставят коробки в проходах, мешая перемещению техники и сотрудникам.

  • Недостаточное количество складской техники (погрузчиков, перевозчиков паллет), чтобы быстро разместить товар.

  • Не хватает персонала или неправильное планирование количества работников в смену.

При приёме и размещении товара

  • Нет четкого плана поставок.

  • Неправильно рассчитана площадь зоны приёма и размещения товаров. Не хватает места хранения для большой партии товара, часть которого переносится на другое свободное стеллажное оборудование в отдаленной части склада.

  • Низкая скорость приёма товаров - отсутствует маркировка, не хватает сотрудников или техники.

В процессе отбора и отгрузки товара

  • Низкая скорость подбора заказа, т. к. отсутствует информация о точном местонахождении товара.

  • Несвоевременная подпитка ячеек отбора при увеличенном товарообороте.

  • Некорректная информация об остатках товара, пересорт.

  • Нехватка техники или сотрудников для своевременного перемещения заказа в зону комплектования и отгрузки.

В процессе инвентаризации

  • Процесс идет слишком медленно — не хватает ТСД/сканеров и персонала или подсчет идет вручную.

В зависимости от уровня организации компании (наличие филиалов, разделение склада по категориям отправлений или ответственных лиц и т. п.) могут возникать также индивидуальные проблемы, решение которые которых можно организовать через WMS сервис.

Все процессы склада и необходимые доработки прописывают в техническом задании для внедрения системы управления складом. Чем точнее был проведен анализ складских операций и отражен в проекте автоматизации, тем больше в дальнейшем будет сэкономлено времени и денег. Уже на этом этапе будет понятен необходимый функционал программы среди большего количества складских программ.

Адресное хранение на складе

Автоматизация складского помещения нераздельно связана с адресным хранением товаров. Складское помещение разделяют на зоны. Должны быть функциональные зоны (приемка, хранение, комлектование, отбор и отгрузка), а также могут по категориям товаров (в зависимости от разнообразия ассортимента) или структурно-организационные (в случае деления на филиалы, регионы и т. п.). Для каждого товара определяют место хранения (ячейку) с уникальным адресом в виде штрихкода или QR-кода на этикетке. Ячейка может обозначать место в секторе на улице, быть в напольной зоне хранения внутри помещения, на фронтальных или бытовых стеллажах, а также в пластиковых или гофрокартонных коробках. Таким образом составляется карта (топология) склада.

Выбор способа хранения товаров на складе. На основе данного решения будет сформирован алгоритм размещения и передвижения товара на складе.

Статический способ закрепляет постоянное место на складе для каждого вида номенклатуры. Характерен для небольших складских помещений или для крупного производства, у которого хранится малое количество единиц продукции с нестандартными размерами (промышленное оборудование, станки, объемные запчасти).

Такая система наиболее проста и понятна, но подходит только компаниям, получающим прибыль от небольшой линейки товаров с высоким оборотом. При срочном увеличении или изменении ассортимента могут возникнуть сложности с перераспределением мест хранения.

При выборе динамического способа место хранения товара может меняться с учетом спроса и оборачиваемости продукции. Отбор и отгрузка должны происходить максимально быстро. Через какой-то период времени остатки перемещаются в другие секции, и на его место в эту ячейку поставляются уже новые наименования. Динамический способ хранения - это гибкий метод, позволяющий адаптироваться к тенденциям и сезонам продаж.

Это более распространенный вариант распределения - позволяет оптимально использовать пространство с учетом объема поставок, но потребуется оперативное планирование нагрузки на стеллажное оборудование в случае смены габаритов поставляемой продукции.

Комбинированный вариант хранения представляет собой комбинацию выше указанных способов.

Все места хранения как и товар имеют определённые значения по каждой характеристике (управление ячейки, уходимость ячейки, размер ячейки).

Комбинированное хранение - самый сложный вариант, т.к. необходимо регулярно проводить анализ и расчёт товарной матрицы, параметров и количества мест хранения. В учетной программе компании проводится системная работа с номенклатурой: вносят данные о кодах управления товаром, весогабаритных характеристиках и товарооборачиваемости. Сопоставляя все данные с техническими возможностями вместимости ячеек - принимаются решения об изменении в расположении и перемещении товаров внутри склада. Данный способ хранения чаще применяется на крупных складах региональных центров с большим количеством категорий товаров.

Выбор оборудования и организация штрихкодирования

В список устройств для автоматизации склада входит:

  • терминалы сбора данных;

  • принтеры этикеток;

  • сканеры штрихкодов.

Техническое оборудование подбирается исходя из особенностей условий работы и условиями хранения товаров (в т.ч. и температурный режим). Длина луча считывания этикетки может отличаться у разных моделей ТСД.

При выборе принтеров этикеток  необходимо учитывать тираж и скорость печати этикеток, возможности связи и поддержки мобильной печати.

Критерии выбора сканера — это привязка или ее отсутствие к рабочему месту, возможности распознаваемых штрихкодов, маркировки и мощность аккумулятора.

Немаловажным моментом является наличие качественной Wi-Fi сети на всех участках склада с учетом всех сложностей (преград в виде заполненных стеллажей, скачков уровня сигнала, совместимости основной точки доступа и подчиненных модулей связи и т.п.).

В зависимости от выбора штрихкодирования продукции склада подбирается тот или иной тип терминала сбора данных.

Согласно разработанной карте склада с зонами и структурой ячеек распечатывают и расклеивают этикетки со штрихкодами. Нужно проклеить этикетками с уникальными адресами все места хранения: от балок стеллажей и напольных поддонов до пластиковых контейнеров.

После внедрения маркировки на складе, количество ошибок сотрудников сводится к нулю. Исключается ручной труд, связанный с заполнением и последующей сверкой данных о товарах.

Выбор WMS программы управления складом

Рынок систем управления складом в России начал формироваться с конца 90х и в настоящее существует большое разнообразие различных решений как крупных западных компаний, так и отечественных разработчиков систем. Между ними есть два значительных различия. Отечественные варианты дешевле, западные соответственно – дороже. У иностранных систем автоматизации изначально разработан больше и сложнее функционал. Среди российских систем можно подобрать программу управления склада как под минимальный перечень задач, так и заказать доработку дополнительных расширений для учета хозяйственных операций.

Основные критерии в выборе WMS

  • Стоимость программы и настройки.

  • Архитектура решений и параметры.

  • Наличие необходимых функций учета и управления.

  • Возможность интеграции в учетную систему компании.

  • Количество успешно внедренных систем компанией разработчиком.

  • Возможность индивидуальной доработки программы для решения индивидуальных задач.

Среди складских программ стоит отметить следующую классификацию

  • коробочные решения

  • настраиваемые или адаптируемые системы

  • специализированные решения под заказ

Коробочные системы - быстрая установка программы с минимальным типовым функционалом и настройками. Такой вариант оптимален для склада с небольшой площадью.

Настраиваемые решения выбирают под специфические бизнес-задачи. Данный вид сервиса подходит, в большей части, для среднего бизнеса с многоэтапными складскими процессами. 

Разработка специализированного решения под заказ — это создание индивидуального сервиса для определенной компании с учетом особенностей всех бизнес-процессов. Как правило, подобные программы применяются в распределительных центрах, где огромный перечень разнообразной продукции, за один час проходит более тысячи операций.

Для большинства компаний, ведущих учет на базе 1С, можно установить модуль WMS, отвечающий за складские процессы и адресное хранение в базы данных. В данном случае сервис в виде расширения не требует дополнительных затрат на сервер, его лицензии, система работает в штатном режиме без особой нагрузки.

Модуль WMS в 1С
Модуль WMS в 1С

Технология внедрения WMS

После того как окончательно сформулированы все задачи для системы и выбрана конкретная программа WMS, необходимо определить исполнителя. Можно установить и настроить своими силами, если есть в команде технические специалисты. Чаще компании выбирают варианты внедрения системы совместно с подрядчиком или передать проект полностью подрядчику. У каждого решения свои плюсы и минусы. Перед принятием решения, нужно понимать объем и перечень работ:

  • заполнение данных НСИ (нормативно-справочной информации). В справочниках (карточках) номенклатуры должны быть внесены характеристики размера и объема, штрихкоды, упаковки, вместимость паллет и т.п.

  • первоначальная установка и настройка системы WMS;

  • настройка функций в программе в соответствии с техническим заданием;

  • настройка интеграции и обмена данными между WMS и 1С;

  • подключение дополнительных устройств (сервера, принтеры, ТСД);

  • обучение складских сотрудников работе в системе;

  • проверка работы системы;

  • последующее сопровождение и техническая поддержка.

Чтобы запуск системы прошёл успешно, необходимо провести ряд работ, связанных с обучением сотрудников компании, настройкой оборудования, выполнением маркировки мест хранения на складе.

Сложность установки WMS зависит от технического уровня проекта и интенсивности работы конкретного склада, а также параметров самой платформы системы. Где-то установлены автономные системы и требуются только ввод в систему первоначальных остатков, а у некоторых систем в виде «расширения/модуля» остатки в системе уже есть, но они не распределены по ячейкам адресных мест.

Привлекая к установке сторонних специалистов с большим опытом, компания существенно сэкономит время и быстрее повысит эффективность выполнения складских операций. Чтобы убедиться в экспертности исполнителя, стоит посетить предприятие, на котором уже настроена выбранная WMS данным подрядчиком. Посмотрев программу в действии, можно получить наиболее картину процессов и результатов работы по автоматизации склада.

Комментарии (17)


  1. oller
    26.06.2022 21:11

    Любую автоматизации нужно проводить с анализа 2х решений:

    1. Выбираем готовое решение и подстраиваемся под него, после чего немного дописываем, а если вглядется, то дописываем овермного и как итого думаем, а почему не:

    2. Пишем почти с ноля под свои нужды. Хаха, но может выйти гораздо дешевле итого

      В любом случае нужен программист, а точнее не один и целую кучу бабла от лицензий до допиливания в течении всего срока службы с вылизанием кучи багов.


    1. mgis
      26.06.2022 21:35

      Первый вариант подходит для подовляющего большинства компаний, а для тех, кому не подходит первый вариант выбор должен осуществлять IT отдел этой компании, который будет это добро внедрять, и который знает внутренюю кухню.

      В свое время много насмотрелись WMS-ок разных при выборе решения для автоматизации склада, в итоге пришли к тому, что проше бизнес подстроить к подсистеме WMS что имеется в УТ11, нежели внедрять дорогостоящие решения от сторонних вендоров.
      Спустя 5 лет, могу резюмировать, что выбор себя оправдал. Отрасль фарма.


      1. edo1h
        26.06.2022 22:07
        +1

        проще бизнес подстроить к подсистеме WMS

        можете проиллюстрировать? как именно бизнес подстраивался


        Спустя 5 лет, могу резюмировать, что выбор себя оправдал

        и как оценивали


        1. Redf
          27.06.2022 10:36

          можете проиллюстрировать? как именно бизнес подстраивался

          Как и везде. Как, например, большинство пользователей 1Сочки подстроило свои бизнес-процессы под логику 1Сочки.

          Если есть готовая WMS по сходной цене и с нормальной поддержкой - можно не то что под неё подстроиться, но полностью перекроить складские процессы, это может оказатьс менее затратно по времени и средствам, чем писать заново или радикально переписывать.


        1. mgis
          27.06.2022 13:05
          +1

          можете проиллюстрировать? как именно бизнес подстраивался

          Ну например изначально хотели, чтоб сама WMS "счиитала" заполненность ячеек и сама "решала" куда и в какую ячейку этот товар класть. В итоге смирились с тем, что это в УТ11 полноценно не реализовано и складские работники кладут товар в ячейки по фактической заполненности. Ну и по инвентаризации, было много хотелок, чтоб например можно было ее проводить без приостановки работы склада, но сейчас все же тот товар которые инвентаризируем мы приостанавливаем к продаже.
          В общем на такие вот ограничения мы умышленно решили пойти, дабы съэкономить время и нервы на внедрении. Об экономии денег речи не шло, руководство готово было идти на траты. Но мы, как руководители IT отдела решили что, бизнес сам пока не готов к таким кардинальным переменам. Не утверждаю, что наше решение это истина, но исходили из предчувствий и реальной оценке своих сил.

          и как оценивали

          Бизнес по всем показателям вырос. Как минимум принцип "не навреди" мы учли.


  1. OlegZH
    26.06.2022 22:32

    Автоматизация складского помещения нераздельно связана с адресным хранением товаров. Складское помещение разделяют на зоны. Должны быть функциональные зоны (приемка, хранение, комлектование, отбор и отгрузка), а также могут по категориям товаров (в зависимости от разнообразия ассортимента) или структурно-организационные (в случае деления на филиалы, регионы и т. п.). Для каждого товара определяют место хранения (ячейку) с уникальным адресом в виде штрихкода или QR-кода на этикетке. Ячейка может обозначать место в секторе на улице, быть в напольной зоне хранения внутри помещения, на фронтальных или бытовых стеллажах, а также в пластиковых или гофрокартонных коробках. Таким образом составляется карта (топология) склада.

    Разрешите это использовать в качестве постановки задачи при разработке программного обеспечения.

    Статистический способ ...

    Не "статистический", а статический.

    После внедрения маркировки на складе, количество ошибок сотрудников сводится к нулю. Исключается ручной труд, связанный с заполнением и последующей сверкой данных о товарах.

    Наверное, нужно некоторое дублирование. Например, можно представить, что упаковка сохраняет историю своих перемещений. А ещё, наверное, было бы полезно иметь специальный материал для упаковки, чтобы его можно было бы сканировать в темноте. (Не знаю, RFID будет достаточно?)


    1. vassabi
      27.06.2022 10:54

      чтобы его можно было бы сканировать в темноте

      эээ .... обычно в сканере штрихкодов свой собственный лазер стоит, темнота ему не помеха.

      Или вы хотели написать "чтобы можно было сканировать под слоем непрозрачной обертки" ?


  1. IvanSTV
    27.06.2022 09:02
    +5

    набор сугубых банальностей самого общего плана, для специалиста по складской логистике - статья ни о чеи.

    Так как я занимался много именно автоматизацией склада, то скажу, что основные проблемы автоматизации состоят не в том, чтобы установить модуль WMS и организовать адресное хранение, это самое простое, а в том, чтобы подстроить это все под процессы. Необходимо добиться:

    • чтобы система писала адекватный маршрут по подбору заказа на отргузку

    • чтобы система окмплектовала сам заказ по оптимальному принципу, уменьшая количество вскрытий упаковок и вообще операций

    • чтобы расстановка и отгрузка осуществлялась из оптимальных зон

    • чтобы зоны хранения, подбора, приемки и отгрузки взаимодействовали наиболее оптимальным способом

    • чтобы система экономно нарезала операторам задачи

    • чтобы система контролировала и проверяла операторов с целью исключения ошибок

    Вот это есть действительная проблема автоматизации складов - автоматическая оптимизация операций. Если установить WMS, нарисовать топологию и наклеить адресов может любой дурак, то все, что за этим следует, достаточно сложно и действительно достойно статьи. К слову сказать, ни одного хорощо работающего коробочного решения на склад более чем 1000 SKU и более 1000 м2 не наблюдал. ОСновную массу сил сжирает доработка напильником.

    Человек, который хватается за автоматизацию, должен быть готов решать проблемы:

    • автоматизации и контроля очередности и приоритетности загрузки/выгрузки транспорта

    • контроля операторов (в том числе мониторинг активности при дифференциации сложности операций)

    • оптимизации работы техники (минимизировать подъем\съем)

    • автоматизировать системное (циклическое или полное) инвентаризирование остатков, причем как в режиме DIY. так и не системном уровене.

    • формирование дашбордов для управления складом.

    • формирование нужных форм документов для операционки

    Причем все это должно работать в реальном времени интегрировано с решениями для ТСД.


    1. Redf
      27.06.2022 10:48

      набор сугубых банальностей самого общего плана, для специалиста по складской логистике - статья ни о чечеи.

      Горячо поддерживаю. "За всё хорошее протв всего плохого".

      ни одного хорощо работающего коробочного решения на склад более чем 1000 SKU и более 1000 м2 не наблюдал. ОСновную массу сил сжирает доработка напильником.

      1Сочка. Если шо, я не шучу. Если склад не слишком высокий, не 24/7 и если зона подбора не меньше половины этой тысячи. И никаких ТСД - собирать по бумажке.


      1. IvanSTV
        27.06.2022 11:19
        +1

        Коробочная версия никаких оптимизирующих функций фактически не содержит. Приспосабливать ее без дописок к процессам сложней "вот тебе список, хватай где видишь" не получится.


    1. ShirokovPN
      27.06.2022 11:24

      Коробочные решения, как и сама статья - для тех, кому надо с чего-то начать. Хоть какой-то процесс на складе организовать. Единственный минус, как я считаю, мало описали возможности 1С в этом плане. Т.е. не показали ничего на примере и выстрели мимо ЦА, на которую она рассчитана. Для специалистов здесь одна вода, а для не специалистов - написано много всего непонятного. Надо попроще - вот пример, вот решение.


      1. Redf
        27.06.2022 11:44
        +1

        для тех, кому надо с чего-то начать. Хоть какой-то процесс на складе организовать. 

        Можно ( и нужно) начинать не с WMS. Если совсем сначала и если 1С- придумать топологию склада и адресного пространства, внятную систему артикулов, занести всё эо в карточку товара. Для кого-то и это решит немалую часть проблем.


      1. IvanSTV
        27.06.2022 14:42

        да куда ж проще-то...

        С этим не "хоть какой-то процесс на складе организовать", а просто "людей какой-то работой занять". Система адресного хранения бесполезна без настройки процессов взаимосвязей зон и процессов по складу.


        1. Redf
          27.06.2022 19:07

          Это смотря какой склад. У собственников и менеджмента частенько чешется во что бы то ни стало чего-то там автоматизировать, по поводу и без. В итоге деньги, и немалые, потрачены, внедряльщики счастливы, ТСД пикают, пик-ту-лайт мигает, всёр касиво, а толку мало.


          1. IvanSTV
            28.06.2022 09:12

            это да, внедрение WMS с ТСДшками - это очень хлебная штука. С одних переработок по перешиванию процессов на улучшенную WMS и обучению персонала я семью на отдых свозил, и еще полтинник остался.


  1. wed
    28.06.2022 10:55
    +1

    Меня всегда жутко удивляло - вот например программа "мой склад". Как аналог 1с, там же невозможно сделать приёмку/инвентаризацию с помощью тсд. Просто неудобно с точки зрения интерфейса, и например есть риск потери данных. Считал ты 100 штук товаров, шлёп, сосчитай все заново, проглючило.

    И найти из готовых коробочных решений, я что то не нашел. У всех интерфейс и удобство 90х.

    Причем задача - корректно проверить что пришло, и например проверить что уходит, по готовым документам.


    1. IvanSTV
      28.06.2022 14:47

      если вам сделают нормальное коробочное решение, то как они будут кормиться дальше?