На основе исследований разобрался в позитивных и негативных эффектах гейминга на ментальное здоровье.

Привет! На связи проект R153, в рамках которого рассматриваются принципы работы мозга, а также способы развить его и поддержать ментальное здоровье с помощью ноотропов.

Например, здесь разобраны способы улучшить концентрацию, а тут — приёмы, которые помогают повысить продуктивность. Раньше материал выходил в основном, на VC, но теперь решил глубже исследовать влияние игр и кино на мозг, а свои изыскания публиковать здесь. Начать решил с самого животрепещущего.

Со времён трагедии в «Колумбайне» в 1999-м видеоигры раз за разом становятся объектом ненависти в СМИ — их обвиняют одновременно в бесполезности и культивировании жестокости. Да даже моя любимая школьная учительница как-то сравнила игры с наркотиками, а разработчиков назвала наркодилерами.

Наука однозначного ответа на вопрос о влиянии игр на мозг до сих пор не даёт. Но сегодня достаточно исследований, которые описывают и позитивные, и негативные эффекты, оказываемые играми на ментальное здоровье. В них я и решил разобраться.

Игровые исследования и их проблемы

Видеоигры — один из самых молодых видов развлечения в целом. Как и любой другой медиум в начале своего пути, они подвергаются нападкам со стороны консерваторов. А в общественном сознании они закрепились в качестве детской забавы, губительной в больших «дозах».

Рассказывать о вреде видеоигр начали ещё во второй половине прошлого века, но их научное опровержение появилось лишь в нулевых. Тогда получилось собрать статистику, которая показала, что геймеры не склонны к асоциальному поведению, а их количество никак не коррелирует с мировым понижением уровня преступности. Последнее сегодня и вовсе очевидно. Как сказал геймдизайнер Дмитрий Филатов, слово «геймер» постепенно уходит в прошлое — мы все становимся геймерами, даже если «залипаем» в гиперказуалки по пути на работу. Но в громких заявлениях манипуляций усреднённым мнением гораздо больше, чем статистики. Хороший пример — высказывания Трампа после шутинга. Хотя некоторые требуют от государственных учреждений рассмотреть игры, как способ лечения, и не обвинять их в проблемах пациентов без весомых доказательств.

Ещё одна проблема с научным подходом к играм в условиях исследований — подробно об этом написано здесь. Обычно в них сравнивают людей, которые играют в игры постоянно, и тех, кто никогда их не запускал, либо участников этих групп между собой. При этом «подопытная» игра не превышает нескольких десятков часов, что не даёт понять, насколько долгосрочны полученные эффекты и как они зависят от игрового времени. Особенно если учесть, что, например, в США среднестатистический подросток только к своему 21-му дню рождения проводит в играх около 10 тысяч часов. Некоторые учёные и вовсе предлагают дать крысам поиграть в Call of Duty для большей репрезентативности.

Или так
Или так

Впрочем, с 2005-го исследований влияния видеоигр на мозг становится, в среднем, на 20% больше с каждым годом. Так что мы вполне можем прийти к более объективным и эффективным моделям исследования в ближайшем будущем. Да и фокус ученых со временем смещается со времени игры и особо жестоких проектов на другие типы игр и медиум в целом. К тому же, исследователи постепенно отходят от ложной дихотомии, согласно которой игры либо причиняют абсолютное зло, либо лечат от всех болезней.

Описанное ниже стоит воспринимать с долей скепсиса, ведь пока игровые исследования учитывают очень небольшое количество факторов. Человек становится жёстче из-за командных перестрелок или сражений против всех? Как игра отображается на экране? Какой у вас геймпад? В теории, все это влияет на эффект от игры не меньше, чем ее содержание. А, например, на время, которое подросток проводит в играх, и вовсе зависит от социального статуса его матери.

Положительные эффекты и их причины

В отличие от специально составленных заданий вроде сортировки слов в алфавитном порядке, видеоигровой опыт проще перенести в реальную жизнь. Например, это исследование показывает, что игры развивают визуальное восприятие и пространственное мышление. Дело в том, что геймеры привыкают к представлению разных объектов и величин у себя в голове. Например, предметов, карты местности или расстояний между локациями. Условный игрок в Arma 3 сможет за несколько секунд считать нужную информацию по реальной карте.

Карта в Metro: Exodus
Карта в Metro: Exodus

А анализ 116 работ, посвящённых влиянию видеоигр, показывает, что они развивают выборочное и постоянное внимание. Всё из-за того, что часто в играх нужно постоянно сохранять концентрацию. Причем рост отвечающего за внимание правого гиппокампа наблюдался не только у бывалых геймеров, но и у людей, которые лишь прошли короткую «программу игровых тренировок».

Для наглядности здесь описан тест с плавающими пятнами, меняющими цвет. Обычный человек в состоянии отслеживать статус одного пятна, а геймер — 6-7 одновременно. Результат сравним с показателями оперативников спецслужб. Там же выяснили, что заядлые игроки быстрее обрабатывают поступающую информацию, а потому у них лучше развита многозадачность и способность эффективно работать под давлением. Геймерам также проще даётся чтение и математика. При этом желание достичь успеха в учёбе не варьируется в зависимости от времени в играх. Что важнее — у игроков реже появляются мысли о смерти. А ещё те, кто (по мнению учителей и родителей) испытывал трудности в общении и учебе, играл меньше других.

Вот здесь на примере нескольких исследований показывают, что с проблемами социализации помогают справиться RPG и мультиплеерные игры. В депрессии поддерживают казуальные проекты вроде Candy Crush и Angry Birds, а с тревогой борются Rayman, ролевые игры и игры с физическими упражнениями. Кстати, на DTF есть целая редакционная статья с подборкой игр, которые (возможно) помогут облегчить депрессивное состояние. А ещё история от человека, которому игры помогали расслабиться при биполярном расстройстве.

Candy Crush Saga
Candy Crush Saga

Зависимость, жестокость и другие проблемы «на слуху»

В ВОЗ официально признала игровую зависимость болезнью. Ещё в исследовании 1998-го выяснилось, что игры стимулируют выработку дофамина. Причём его количество соотносимо с оным при инъекции амфетамина. Мало того, что часто игровой цикл основан на погоне за наградой в духе слот-машин, так ещё и после выделения такого объёма дофамина мозг решает, что этот нейротрансмиттер ему больше не нужен. Более того, такой его «выброс» практически отключает префронтальную кору, из-за чего человек может играть сутками без еды и сна — мозг просто перестаёт «понимать» последствия долгой игры.

О масштабах же проблемы игровой зависимости можно судить по этому исследованию — оказывается, что, например, зависимость от онлайн-игр (самый частый тип игровой зависимости) наблюдается меньше чем у 1% жителей США. Болезнь схожа с другими аддикциями, и на Западе даже существуют аналогичные группы поддержки.

Но понимание игровой зависимости сегодня далеко от идеала. Проблемы здесь схожи с проблемами игровых исследований вообще. Например, пока неясно, связана зависимость лишь с играми или игры провоцируют её из-за наличия у человека других ментальных проблем. Если же совсем страшно подхватить зависимость, можно ограничиться играми, раздробленными на короткие отрезки. Например, проходить строго по паре дней за игровую сессию в какой-нибудь Animal Crossing или Minecraft.

Animal Crossing: New Horizons была особенно популярна на пике пандемии коронавируса, ведь позволила проводить время с другими людьми
Animal Crossing: New Horizons была особенно популярна на пике пандемии коронавируса, ведь позволила проводить время с другими людьми

С «терпимостью к насилию» тоже всё не так однозначно. Да, после игры в какой-нибудь Manhunt человек действительно легче воспринимает вид крови или травмы в реальном мире. Но это не обязательно ведёт к жестокому или бесчувственному поведению — такой опыт вполне может пригодиться в карьере какого-нибудь хирурга, который постоянно наблюдает кровь и обнаженные человеческие органы. Уровень агрессии при этом у геймеров, в среднем, не выше, чем у обычных людей.

Я уже упомянул влияние «готовых» ментальных проблем на развитие игровой зависимости. Так вот, согласно материалу, игры в целом могут вредить, если человек уже страдает от психологических неполадок. Здесь, правда, снова нужно упомянуть об оговорке из начала статьи — влияние игр на ментальное состояние строго индивидуально, и один и тот же проект может повлиять на разных людей немного по-разному. Но только играми вряд ли получится что-то вылечить: они вполне могут и усугубить ситуацию, особенно если проводить в них слишком много времени.

Как игры влияют на людей с конкретными ментальными проблемами
Как игры влияют на людей с конкретными ментальными проблемами

Видеоигры как терапия

Вне игровой индустрии существуют специальные игровые «тренажёры», которые создают учёные для профилактики конкретных проблем вроде синдрома дефицита внимания. Но вряд ли кто-то будет выделять время под такие игры вместо пары матчей в Call of Duty. Да и «играми» их назвать сложно — гораздо больше внимания в них уделено полезности, а не геймплейному веселью. Поэтому гораздо интереснее случаи применения «обычных» (исследователи называют их «коммерческими») игр в лечении ментальных проблем.

Клинический психолог Келли Данлэп, которая получила магистерскую степень по геймдизайну, ведёт терапевтическую группу по Dungeons&Dragons. По её словам, игры помогают справиться с негативными мыслями, которые приходят вместе с депрессий и тревогой. В реальной жизни нам может казаться, что ничего никогда не получится, и мы ничего не умеем. Но большая часть игр даёт прямо противоположный опыт — в них мы обычно в одиночку спасаем галактику, королевство, а то и всю вселенную. Многопользовательские проекты по словам Данлэп, опять же, развивают навыки общения и решения проблем.

Все это доказывает, например, случай Рафаэля Боккамаццо, которому в 35 диагностировали аутизм. Он испытывал трудности в общении с реальными людьми, но увлёкся видеоиграми. Со временем он понял, что в его персонаже из какой-нибудь RPG есть частичка его самого — остаётся только перенести опыт своего сверхуспешного героя в реальную жизнь. Сегодня Боккамаццо — психолог, который занимается интеграцией видеоигр в лечение ментальных заболеваний.

Если верить этому исследованию, игры также использовали при лечении посттравматического расстройства после аварий. Людям в таких случаях особенно помогала езда в виртуальной реальности. А восьминедельный «курс» игры у других пациентов снизил количество галлюцинаций и других проявлений шизофрении.

Согласно тому же материалу, после игры в онлайне у пациентов с аутизмом наблюдалась активность в частях мозга, отвечающих за социализацию и эмпатию. Впрочем, исследователи замечают, что всё это — заслуги не столько видеоигр, сколько простейших принципов мотивации, награждения и обучения в их основе. Именно поэтому у них огромный образовательный потенциал.

Для листающих в конец

С каждым годом становится все больше детальных исследований влияния игр на мозг. И все же учесть все факторы почти невозможно: на эффект от игры влияют сотни вещей от покрытия контроллера до семейного положения. Пока что можно сделать лишь усреднённые выводы, согласно которым игры далеко не всегда вредят здоровью. Особенно если проводить в них умеренное количество времени.

Игры помогают справиться с травматичными событиями, побороть одиночество и облегчить депрессию, снизить тревогу. При этом людям с такими проблемами явно не стоит играть слишком долго, потому что ментальные проблемы могут подпитывать игровую зависимость, которая, в свою очередь, усугубит их. По этой же причине одними играми разобраться с проблемами вряд ли получится.

И все же сегодня видеоигры начинают применять даже в лечении настоящие доктора. Кому-то они помогают справиться с посттравматическим расстройством, кому-то — завести друзей и поднять самооценку. Все эти эффекты подтверждаются и физически: у человека под воздействием игр буквально меняется мозг. Например, у геймеров лучше развита его часть, которая отвечает за визуальное восприятие и пространственное мышление, а также внимание.


Спасибо, что дочитали до конца! Расскажите, как вы относитесь к играм и ощутили ли на себе их влияние? Может, они и вам помогли справиться с ментальными «неполадками»?

А если вы хотите узнать больше о том, как работает мозг и как улучшить его работу с помощью ноотропных веществ и не только, подписывайтесь на мой Telegram-канал и группу ВКонтакте. Там выходят короткие посты о разнообразных комплексах, веществах и практиках, а также анонсы статей.

Комментарии (4)


  1. Pavel_Kodyanu
    14.07.2022 17:57

    Очень интересно было почитать здравый, четкий и фактический материал, без лишней воды и всяких фейков. Спасибо автору!

    Единственное в чем можно обвинить игры я думаю это малоподвижность влияющая на физическое (не ментальное) здоровье, и то далеко не одни игры виной этому, та же офисная работа, личные хобби и увлечения, та даже чтение книг это малоподвижность. Просто всему нужно знать меру)


    1. mavir
      14.07.2022 19:01
      +1

      А вот если поиграть с очками виртуальной реальности в какие-нибудь стрелялки, где надо от пуль приседать и прятаться за преградами... у меня потом ноги болели с непривычки пару дней


      1. dizatorr
        15.07.2022 11:39

        Кинект, в своё время, вызвал сильный ажиотаж и надежды на то что компьютерные игры могут стать действительно активными. С друзьями рубились в одну из них, в результате в комнате повис устойчивый запах спортзала. Мышцы болели нереально, при том что сама игра не доставляла ни какого дискомфорта, свойственного иногда обычным тренировкам.

        К сожалению реально хороших игр на Кинекте вышло немного, от силы две.


  1. SADKO
    14.07.2022 18:02
    +1

    Вся жизнь игра, а для мозга нет принципиальной разницы во что играть.
    И наука знает об этом сильно больше чем журналист способен у неё спросить.
    Хотя и ей не чужда прокачка публикаций, и прочие игровые механики, и это тоже часть игры.
    Эмпирическое искусство давно в прошлом, и гейм дизайн ничуть не менее расчётлив чем режиссура. И вопрос лишь в том, хотим ли мы наносить пользу и причинять здоровье.
    Этим вообще-то положено психотерапевтам заниматься.