Как научиться общаться, чтобы вас понимали, вступая в конкуренцию со смартфоном и Википедией.
Когда я начала много преподавать, то столкнулась с тем, что не всегда и не всем могу объяснить. Я привыкла, что другие тоже должны включиться и пойти навстречу, так как в процессе обучения всегда участвуют двое (учитель и ученик). Но в какой-то момент осознала, что не все могут это сделать: у людей после рабочего дня нет нужного ресурса, чтобы прикладывать силы к пониманию и многие еще живут в парадигме, что обучение – ответственность только препода.
Я решила разобрать эту тему и нашла у себя в покупках от 2014-го года хорошую книгу, по которой я теперь строю лекции и которая в корне поменяла мой взгляд на коммуникацию.
Чему учит эта книга: быть понятным
Чему она научила меня: вести коммуникацию так, чтобы после нее люди выходили уверенные и окрыленные
Что я хочу от материала: кратко объяснить основные идеи книги, которые помогают упаковать свои мысли в более понятную форму
Шкала объяснений
Перед тем, как кому-то что-то объяснить, надо представить виртуальную шкалу от 1 до 10 (автор советует использовать весь алфавит, но мне достаточно было упростить до 10). Затем понять, в каком диапазоне находится человек.
Тут, я думаю, всё просто: с помощью 3-4 наводящих вопросов достаточно «проверить почву» и понять уровень экспертности.
Если вы, к примеру, рассказываете про NFT, то можете столкнуться как с аудиторией, которая в лучшем случае слышала, что это что-то трендовое и дорогое, так и с теми, кто уже что-то создавал или покупал.
Спросите аудиторию, знают ли они, что такое блокчейн и токен, приходилось им пользоваться криптовалютой, про какие биржи они слышали. Так вы поймёте, от какого уровня отталкиваться.
Объяснение всегда отвечает на два вопроса: зачем и как
Если вы не знаете, с чего начать объяснение, то лучший способ — это ответить на вопрос: «Зачем?» Ответив на него, мы уже переводим человека на новый уровень понимания по вышеуказанной шкале. И когда человек понимает, зачем, то можно переходить к стадии «Как?».
Вы можете найти и передать людям тысячи инструкций: как поменять шины, как зарегистрироваться и выложить статью на Хабре, как испечь торт или как развивать в своих детях оптимизм. Но все эти инструкции не разбудят интерес в человеческом мозгу, пока тот не знает, зачем всё это.
В качестве примера Ли ЛеФевер рассказывает, как на конференции в Кремниевой долине CEO несколько раз упомянул RSS. Пожилой сотрудник поднял руку и спросил: «Что такое RSS?», на что CEO посмотрел на него и радостно ответил: «О, RSS – это формат синдикации контента на основе XML».
Объяснение было абсолютно точным и настолько же бесполезным: сотрудник ничего не понял, но опустил руку. А вот если бы CEO дал такое разъяснение: «RSS позволяет делать подписку на сайтах, чтобы получать всю новую информацию», сотрудник почувствовал бы себя увереннее и запомнил бы, что такое RSS.
Тут сделаю небольшую оговорку: в оригинале книги используется английское слово “Why?”, которое также можно перевести как «Почему?» То есть иногда начать объяснение можно и с причин, которые толкают человека что-то узнавать.
Человек после коммуникации с вами должен чувствовать себя умнее
Это очень важный пункт. Ведь невероятно круто, когда беседа может вдохновить или настроить на новую волну. Мы любим своих собеседников именно за то, как мы себя чувствуем с ними. И если во время любой коммуникации опираться на то, каким человек выйдет после нее, сохраняя баланс, то вы можете стать самым любимым собеседником. После любого хорошего объяснения человек должен становиться чуточку умнее. Ведь это дает человеку шанс/способ предсказывать и контролировать будущее.
При работе с аудиторией есть классный и эффективный способ это сделать — предложить одной части группы подготовить объяснение чего-либо для другой её части. Этот феномен был исследован на примере взаимообучения, когда обучаемые сами становились обучающими (например: Hooper, 1992; Roscoe & Chi, 2008; Ross & Cousins, 1995). В российском юмористическом фольклоре он отражается в анекдоте про двух преподавателей:
Разговор преподавателей:
- Ну и группа мне в этом году попалась тупая!
- А что так?
- Представляешь себе, объясняю теорему — не понимают! Объясняю второй раз — не понимают!! В третий раз объясняю. Уже даже сам понял!
В науке это называется эффект самообъяснения (Chi, Bassok, Lewis, Reimann, & Glaser, 1989; Chi, de Leeuw, Chiu & LaVancher, 1994), он был обнаружен у людей всех возрастов, от дошкольников до взрослых (см.: Fonseca & Chi, 2010). Экспериментов на эту тему было немало, типичным можно назвать такой: одна группе участников получает задание сформулировать объяснение при изучении текста или решении задачи, а другая — просто изучает материал, но не формулирует объяснение. Результаты показывают, что участники, сформулировавшие объяснения, превосходили в понимании другие группы.
«Пузырь экспертности»
Когда мы хорошо в чем-то разбираемся, нам трудно представить, что это можно не знать. Думать мозгом другого человека невозможно, поэтому поставить себя на место другого действительно очень непросто.
Цитата из книги:
«Знания мешают нам увидеть мир глазами нашего слушателя и точно оценить его уровень знаний».
Если мы работаем на большую аудиторию, то мы не всегда знаем, сколько там кого. Но, как правило, аудитория разделяется так: 49% замотивированные, 49% не интересующиеся, 2% эксперты в той области, что и вы.
Если при выступлении использовать терминологию, посредством которой вы привыкли общаться в своих профессиональных кругах, то большинство людей не поймут и будут чувствовать себя идиотами. Вы в их глазах будете слишком высоко в «роли эксперта». Позиция хорошая, но недоступная большинству, и поэтому они будут разочарованы.
Цитата из книги:
Но если вы используете то же самое для широкой аудитории, вы так не поможете им почувствовать себя умнее, скорее наоборот. Поэтому лучше шагнуть на уровень простого объяснения и формулировок. Эксперты вас поддержат и может даже получат новые инсайты, ведь у вас свой опыт. А аудитория уйдет довольной.
«В своем кругу членам команды нужна профессиональная лексика, специфические аббревиатуры: люди получают вознаграждение за сообщения, демонстрирующие, что они напрягают свой ум. Это подтверждает их высокий интеллект»
Сейчас уже давно идет тренд на материалы и книги, написанные простым языком, сайты, написанные для людей, используется лаконичный способ общения.
В мире стало больше простоты. Почему бы не впустить ее и в нашу речь и стать простыми сами для себя?
Если вам кажется что тему невозможно объяснить простыми словами, вспомните слова Эйнштейна: «Если вы что-то не можете объяснить 6-летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете». Потренируйтесь «на детях». В кавычках, потому что это не обязательно должны быть именно дети, подойдёт любой знакомый, который не понимает тему.
Решать проблемы
Когда вы можете «закрыть гештальт» человека одной своей речью, и он уйдет и поймет, как решить свою задачу, в этом мире станет на одного грустного котика меньше. Плюс человек, пытаясь понять вас, пытается вас «обыграть» — так дайте ему почувствовать себя победителем. Это опять же вернется к вам бонусом, ведь он почувствовал это рядом с вами и потому вы стали для него приятным собеседником.
Цитата из книги:
«Объяснение тесно связано с уверенностью в себе. Хорошие объяснения повышают уверенность, плохие – снижают или полностью уничтожают, а в жизни и так слишком много возможностей ее потерять».
Планируя объяснение, подумайте, чем оно может помочь вашему слушателю. Это, кстати, возвращает нас к важности вопроса «Зачем?»
Идентичность
Используйте истории с людьми. Во-первых, люди идентифицируют себя с такими же, и им проще понять на «человеческих примерах» или на примерах, которые находятся в их информационном поле. Для этого, кстати, лучше уточнить их в самом начале объяснения и лучше услышать «три да», чтобы понимать направление, объяснение и само поле. И тогда вы рассказываете историю из жизни на каком-то примере, который на 100 процентов соответствует теме.
Я часто прибегаю к этому, когда меня просят объяснить, как я решаю задачу. Начинаю с того, где я стартовала и какими шагами и категориями мыслила, чтобы прийти к результату.
Например: Что такое дневник для роста и изменений?
Можно объяснить так:
Все вы задумывались о том, что мы чувствуем себя счастливее, когда видим свои результаты?
Было ли у вас такое, что вы шли к одной большой цели и отчаивались, не видя конца и края?
Есть такой феномен, когда мы что-то узнаем или используем, это попадает ниже порога нашего сознания, и мы думаем, что это было у нас всегда. И таким образом мы можем обесценить наш путь и людей, что нам помогали. Согласны?
Так вот, я, чтобы чувствовать себя увереннее, провожу индивидуальные марафоны с другими коллегами-коучами. У меня есть большие цели на год и тактика = шаги по достижению их. Я пишу большую цель, расписываю шаги и каждый день фиксирую те достижения, что я сделала по каждой задаче. В конце месяца сверяюсь с ориентирами и, возможно, перенастраиваю цель. Все это я фиксирую в обычном большом блокноте, мне так удобно. Так я вижу свои результаты, и так выглядит мой дневник роста и изменений. Но если вы хотите, то я назову основные опорные пункты этого дневника. Вы спросите, а причем же тут марафоны? Они еще и дают поддержку в достижении цели ;)
Перед объяснением задайте себе эти вопросы:
Можно ли сделать из этого историю?
Если да, то кто будет героем и каковы его потребности?
Каков его опыт работы с этим предметом?
Улучшит ли это объяснение?
Если вы никак не можете придумать, кто может стать героем вашей истории и каковы его проблемы, внимательно посмотрите в зеркало ))
Планирование
Очень важно планировать не только свою речь и коммуникацию, но и понимать «тонкие места» и закладывать туда ресурс и схемы на объяснение.
Например, теперь, готовясь к лекции, я прикидываю и спрашиваю себя, нужно ли уточнить еще глубже термин или тему, или всем понятно? И останавливаюсь там, где может быть неоднозначно или понято по-другому. Потому что даже при слове «чашка» каждый представит свою, а если в аудитории есть медики, то там будет и чашка Петри. Поэтому важно давать один вектор при объяснении и его детально планировать.
Заключительные мысли
Я за то, чтобы человек сам находил ответы на свои вопросы, меня этому учили в коучинге — задавая вопросы, выводить слушателя на результат. Но если уж мы всё-таки ищем метод вывести человека на новый уровень уверенности и понимания этого мира, снижая уровень шума с помощью простой и полезной коммуникации, то книга Ли ЛеФевера — идеальный помощник в этом.
Комментарии (20)
SiteCenter
15.07.2022 22:29+2Замечательный обзор, сразу пошёл изучать книгу) Странно, что бумажного варианта нет в наличии даже на сайте издательства МИФ. Пишите подобные обзоры почаще, пожалуйста)
Lukina Автор
16.07.2022 12:12+1Спасибо, за теплые слова и надеюсь, что книга вам раскроется еще шире)
Moskus
16.07.2022 09:28+3Используйте истории с людьми. Во-первых, люди идентифицируют себя с такими же, и им проще понять на «человеческих примерах» или на примерах, которые находятся в их информационном поле.
Если вам попадутся люди, более склонные к абстрактному мышлению, чем к конкретно-предметному, они после таких объяснений решат, что вы - идиот. И это будет вполне правомерно с их стороны, потому что вы им будете рассказывать в стиле "приключений Васи в такой-то ситуации", а они от вас ожидают услышать, как данная ситуация устроена.
Почему-то люди, пытающиеся учить других, как учить, вечно фокусируются на ситуации, когда обучаемый не просто знает меньше о какой-то предметной области, но еще и находится где-то ниже обучающего на шкале интеллектуальных способностей. Но подобной ситуацией все не ограничивается.
Lukina Автор
16.07.2022 12:20+2Смотрите, когда у вас группа, которую вы ведете несколько месяцев, то конечно вы выявляете там общий темп и алгоритмы обучения и идете по ним. И вы уже знаете какие там люди и даете материал исходя из их возможностей. Но если у вас лекция на 1 раз, то очень низка вероятность того, что вы поймете аудиторию перед ней;) Поэтому примеры тут идеальны.
Предметы, что я преподаю давно и знаю темы, где чаще всего много вопросов я даю с примерами. Остальное по мере поступления вопросов, тк изначально проговариваю, что у нас интерактив и вопросы можно задавать + предусматриваю паузы для них.
они после таких объяснений решат, что вы - идиот.
Тут я бы отдельно поставила акцент, что нельзя понравится всем;) Тк вы никогда не знаете по каким критериям (а это связано чаще всего с воспитанием и средой взросления каждого конкретного человека) вас оценивает другой человек.
Moskus
16.07.2022 18:46+1Это характерно, что вы (как и многие другие до вас) всю статью рассуждали о том, как "объяснять простыми словами", то есть не просто для тех, кто меньше знает, а (грубо говоря) ещё и для тех, кто хуже соображает. А как только я вам на эту однобокость подхода указал, вы начали оправдываться в духе "ну конечно я знаю, что делать в другой ситуации". "У нас есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем", да.
Между тем, из моего опыта как в роли студента, так и в роли преподавателя или инструктора, могу сказать, что научиться объяснять "простыми словами" и использовать все эти приёмы вроде личного повествования удается куда большему числу преподающих, чем детально описывать сложные отношения факторов в комплексных системах.
А нередко это вырождается в довольно неприятную историю, когда преподаватель выбирает себе зону комфорта, фокусируясь на слабых студентах, потому что им можно рассказывать эти самые "личные истории" и они будут с интересом слушать, а более сильные оказываются заброшены и вынуждены сами тратить силы на то, в чём им, в принципе, должен помочь преподаватель. Это иначе называется "снисхождение низких ожиданий". И это очень плохо, потому что результат этого - те, кто понимает предмет посредственно, получают поощрение, а кто может понять (и реально применять знания, а не просто следовать паттернам) отлично ощущают себя в духе "а что мы вообще здесь делаем". Это нечестно в их отношении.
Что касается критериев оценки - вы тут ответили мимо темы, потому что проблема не в субъективных оценках, а в том, что преподаватели застревают на более низком уровне (намеренно или нет) и объективно производят впечатление того, кто не понимает, о чём говорит, потому что вместо механики проблемы рассказывает "истории из жизни", апеллируя к конкретно-предметным, эмпирическим когнитивным механизмам. Если преподаватель за весь курс ни разу не поднялся на уровень выше, у наблюдающих его студентов есть законное основание предположить, что он - идиот, потому что недостаток абстрактных когнитивных процессов - это симптом.
Lukina Автор
16.07.2022 22:04Слушайте, то что я вижу, это то что вы пришли поспорить и "покрасоваться" и не уловили суть самого обзора;) Здорово, если вы сами начнете делиться своим опытом и решать свои задачи, как преподавателя так и студента;)
Moskus
16.07.2022 22:51+2Давайте вы обойдетесь без "чтения мыслей" и приписывания мне мотивов, о которых вы ничего знать не можете. А также без пассивно-агрессивных советов.
Подобное обвинение - это что, проекция вашего образа действий? Занятно, как сменяются поколения, а стоит поскрести среднего преподавателя, как под внешней цивильностью с высокой воспроизводимостью обнаруживается вот такое.
svr_91
18.07.2022 13:34Если вам попадутся люди, более склонные к абстрактному мышлению, чем к конкретно-предметному, они после таких объяснений решат, что вы - идиот
А почему вы так думаете?
4reddy
Вспомнилось:
Курт Воннегут. "Колыбель для кошки"
Lukina Автор
точно!
AndrewYaremko
Упрощение объяснений, если мы не имеем ввиду детей в их биологическом восприятии, очень часто ведет к искажению первоначальных мыслей. И такие упрощения бывают фатальными не толлько в рамках одной персоны, но и индустрии.
Можно вспомнить «пирамиду» Масло, которая таковой не является. И в оригинальной публикации, а я лично проверял, Маслоу описывает сам как наложение волновых функций, и дает примерное процентное распределение. Еще одним более распростаненным заблуждением является всеми изместная формула E=mc*c — в которой, разумеется обозначается масса покоя.
Стоит ли упрощать информацию — разумеется ее стоит делать доступной для аудитории и как написано в статье, нельзя забывать про разный уровень. Я уже два года преподавания экспериментирую с этим и многими другими аспектами. И то что резюмировано в статье, по своему опыту могу сказать, что отлично работает, даже если сначала сталкиваюсь с возражениями аудитории.
4reddy
Вот поэтому меня немного расстраивает, когда даже литературный текст, не претендующий на точность, присущую какой-нибудь математической статье, мы пытаемся понять буквально. Слово в слово, буква в букву. Нам надо информацию разжевать и подать сто раз "переваренной". И это ещё в лучшем случае.
А если серьёзно, то есть такое понятие как "фундаментальные знания", базовые. Ну и, конечно же, терминологический аппарат. Без него и не стоит пытаться что-то объяснять даже одному человеку. А что уж говорить о группе людей. Ууу...
Moskus
Проблема, о которой вы говорите - это ситуация, когда механика какого-то явления требует для описания (и его понимания) владения абстрактными когнитивными операциями (которыми, в принципе, должен владеть взрослый человек без дефектов развития интеллекта). А дети (и люди, которые каким-то образом "застряли" на детском уровне) используют конкретно-предметное мышление, средствами которого некоторые вещи просто невозможно воспринять.
Lukina Автор
Но тут есть поправочка, тк уровень интеллекта не может быть на все сферы одинаковым, грубо говоря - где-то я "ребенок", например авто-теме, а где-то я "взрослая", там где построена моя карьера.
Moskus
О, да вы смешиваете когнитивные способности (интеллектуальный уровень) и наличие знаний. Это проблема.
Интеллект (простыми словами) - это способность усваивать информацию, анализировать её, строить обоснованные гипотезы, используя для этого поведение свойств ситуации (а не только сходство с известными паттернами). Это не то же самое, что просто знать множество примеров и выбирать наиболее похожий (без всякого понимания механики решаемой проблемы). И это универсальное свойство, которое не зависит от контекста. От контекста зависит наличие знаний, а не способность их интерпретировать и использовать.
velvetovay
Мне кажется проблематика, которую вы описываете, проявляется благодаря:
1. отсутствие у воспринимающего (ученика) абстрактного мышления как такового
2. неумении учителя выбрать адекватный (большинству аудитории) уровень абстракции
Moskus
Гхм, если кто-то владеет только конкретно-предметным мышлением, то это называется "олигофрения". Но да, множество людей опираются на него слишком часто, когда нужно напрячь абстрактное, и именно к таким апеллирует стиль преподавания через личные истории, честные примеры и пересказ опыта.
Пункт 2 просто повторяет мои слова, отбросив детали.
4reddy
Согласен с вами. Примерно это я и имел в виду.
Вот говорят про такой навык как "учиться учиться". Как можете прокомментировать это?
Moskus
Это выражение употребляют очень часто в контексте (ложного) оправдания ситуации, когда обучающийся, на самом деле, просто заброшен преподавателем. В принципе, предоставление самостоятельности в условиях, когда необходимая помощь может быть оказана - это нечто, что помогает эту самую самостоятельность развивать, но это не тоже самое, что просто забросить студента.
В принципе, умение учиться - это не какой-то один специфический навык, это комплекс черт, от когнитивных способностей до вполне очевидного терпения. Я сам стараюсь не использовать это выражение из-за его неспецифичности и ассоциаций с ложной аргументацией.