Год назад вы спросили нас про цены премиум-сегмента: почему полечить зубы иногда стоит, как купить квартиру в регионе? Тогда я отвечал понятными нам категориями качества, лицензирования, класса оборудования и так далее. Вот тот пост.
За этот год к нам пришли сотни пациентов с Хабра, и приходили вы за другим. По сути, вы платите много за три основные вещи:
- За решение проблемы (а не отдельные вмешательства), то есть мы несём риски по возможным осложнениям, переделкам и так далее.
- За снижение рисков, в том числе хирургических (протоколы и техника дают возможность отыграть несколько процентов).
- И за пятилетнюю гарантию на работы.
На самом деле нам нужно было доказать пациентам качество, и я не знаю ничего лучше, чем отвечать за качество своими деньгами. Мы не пробуем процедуру за процедурой, мы собираем комплекс и отвечаем за него в целом.
При этом качество как таковое не управляется в лоб: чтобы снизить риски вмешательств, например, нужно установить культуру кросс-ревью, детального обсуждения планов лечения, получить доступ к большому количеству научных данных об использовании тех или иных методов для различных случаев, обучить врачей распознавать эти случаи и применять эти методы наиболее эффективно, обеспечить весь спектр методов лечения максимально подходящим набором инструментов (препаратов и оборудования) и так далее.
Вряд ли пациент готов платить за каждую отдельную услугу, но готов — за парадигму клиники и её уровень. Сейчас я приведу несколько примеров, чтобы была понятна разница подходов.
Снижение рисков
Возьмём удаление зуба-восьмёрки («зуба мудрости»). Предположим, что диагноз уже на однозначное удаление. За 250 рублей или вообще бесплатно в рамках ОМС региональный хирург сделает вам инфильтрационную анестезию (потому что нормативом запрещено делать такие вмешательства без анестезии), схватит и выдернет его клещами. Вы услышите отчётливый звук «хрусь» и увидите окровавленный зуб перед своим лицом. Если повезёт, на этом ситуация и закончится: три дня антибиотиков широкого спектра и полосканий хлоргексидином не в счёт.
Скажем, риск серьёзных осложнений в такой ситуации — 15%. Например, врач может сломать вам челюсть, что случается не так уж и редко, как можно подумать. Ну или он заденет вам нерв, что обесточит вам половину лица на всю оставшуюся жизнь. Можно ли уменьшить этот риск? Конечно, нужно сделать снимки (ещё 200–600 рублей в региональной клинике или несколько тысяч рублей за снижение лучевой нагрузки на томографах с чувствительной большой матрицей вроде нашего) и посмотреть, где идут сосуды и нервы и как лежит зуб. Можно ли ещё уменьшить риски? Да. Можно дёргать не клещами, а аккуратно отделить зуб более точными инструментами — или же вообще распилить его на части и вынуть по одной.
Теперь перейдём к некритичным осложнениям. После хирургического вмешательства остаётся рана. Само вмешательство довольно болезненно. Мы можем сделать анестезию нормально и снизить её риски — и можем обезболить вас даже в том случае, если у вас аллергия на один из компонентов или вы очень плохо реагируете на адреналин в составе обезболивающего. В конце концов, мы можем сделать всё под общим наркозом, если нужно.
Мы можем очень сильно уменьшить риски того, что вы станете «хомячком» с огромной опухшей щекой — это опыт хирурга и его мануальные навыки.
Итог — вы заплатите 30 тысяч рублей, но будете знать, что вашей челюсти и вашей лицевой мимике угрозы практически нет. Вы будете знать, что процедура пройдёт безболезненно, вы быстро восстановитесь и так далее. Вы будете знать, что «схватили» лучевую дозу примерно в 10–15 раз меньше, чем могли бы.
Это первый необходимый слой нормальной медицины — снижение рисков. Что-то делается очень просто, что-то дороже.
Управление рисками (решение проблемы)
Биосистемы нестабильны и отчасти непредсказуемы. Тот же хирург никогда не делает работу на 100% сам: он перемещает фрагменты вашего организма так, чтобы затем за них взялись ваши собственные возможности регенерации. От точности и скорости работы врача зависит, насколько просто или сложно будет затем выполнить регенерацию, но в любом случае в любой сфере медицины мы всегда полагаемся на организм пациента. С точки зрения рисков это означает, что мы можем только максимально точно предсказывать результаты использования конкретных методов в конкретных ситуациях на больших статистических выборках, но не в случае отдельных пациентов. В смысле, мы можем сказать, что для вашего случая подходят три разных плана лечения: дешёвый и дающий шанс 90%, дорогой и дающий шанс 95% и ещё один с шансом 96%, который делают только в одной клинике мира (не у нас).
Во-первых, мы дадим объективную информацию до того, как вы покажете деньги.
Во-вторых, мы назовём окончательную цену до того, как вы пойдёте что-то делать.
В-третьих, в цене будет расширенная гарантия на пять лет (обычная клиника в России предлагает гарантию на работу один год).
В-четвёртых, окончательная цена будет включать все нужные исследования, осмотры и переделки-доделки, если они возникнут. Ценоформирование обычной клиники при той же имплантации выглядит так: вы платите за имплант, работу хирурга, а затем, сюрприз, за каждое исследование (а нужно предварительно сделать КТ и в конце два-три контрольных снимка), за каждый консультационный приём. Если что-то пойдёт не так, лечение осложнений тоже будет за ваш счёт. У нас же всё это входит в услугу. Кстати, контрольный осмотр нужен далеко не пациенту. Он нужен врачу, чтобы врач мог отследить результаты работы, чтобы быть уверенным в том, что всё правильно, чтобы была возможность малой кровью устранить проблему. Если не делать контрольный осмотр уже включённым в стоимость, это ударит в первую очередь именно по клинике.
Ещё один важный момент про пять лет гарантии — это срок, за который всплывают все возможные ошибки и нестыковки в биосистемах. Есть целый класс проблем, которые в костной ткани проявляются только на второй-третий год, поэтому в обычной клинике при их возникновении вы заплатите ещё почти такую же сумму, как за имплантацию, только за лечение осложнения.
Да, вы платите «за себя и за того с осложнениями», потому что это фактически лотерея. Точнее, правильнее рассматривать модель оплаты как чек за услуги + страховку. Страховкой можно не воспользоваться вообще, либо она может пригодиться, чтобы покрыть очень большой счёт. Мы считаем, что условно в процедуре стоимостью около 80–120 тысяч рублей допустимо увеличить чек на 2 тысячи рублей, чтобы покрыть все риски, нежели потом объяснять клиенту про то, что нужно заплатить ещё 200 тысяч за хирургию, необходимость в которой возникла в результате нашего же вмешательства из-за редкого осложнения, название которому может выбрать сам пациент.
Очень важно понимать, что это всё создаёт системный эффект. Та же гарантия — это не обещание, что всё будет хорошо. Это покрытие рисков: мы гарантируем стойкость результата. Если это не так, то все затраты на устранение дефектов клиника берёт на себя. Мы не можем гарантировать, что имплант приживётся, или какой-либо другой 100% исход. Мы гарантируем, что, если он не приживётся, возьмём на себя затраты на повторную имплантацию. Есть ещё гарантия производителя: если имплант как физический объект неудачен, то производитель даст имплант бесплатно. Более того, у нас такие договорённости, что в нашем случае производитель даст нам второй точно такой же имплант, если ваш не приживётся по любой причине. Потому что производитель знает, что врачи обучены, протокол соблюдается, материалы и медикаменты из лучших практик.
Управление будущими рисками (понимание следующих шагов)
Те же импланты стоят совершенно по-разному из-за того, что некоторые производители больше 30 лет на рынке, а некоторые меньше. Разница не только в том, что через 20–25 лет вам могут понадобиться комплектующие для техобслуживания (и хорошо бы, чтобы у производителя была такая поддержка). Разница ещё в том, что будет дальше с этим имплантом.
Представьте, что через 18 лет после установки импланта вы утрачиваете ещё один или два зуба. Поскольку имплант фактически является монтажным слотом в кости, логично будет убрать имеющуюся коронку и поставить на имплант новую конструкцию. То есть то, что было винтом в кости и коронкой одного зуба, может быть преобразовано в опору для более крупной конструкции на несколько замещаемых зубов. В этот момент нужны новые супраструктуры для именно вашего импланта. Цена снятия с поддержки — выкручивание и замена или установка дополнительных ненужных железяк в вашу челюсть. Следующий этап наступит в глубокой старости при полной утрате зубов: скажем, через 40 лет после установки потребуется ещё один тип супраструктуры. Важно, чтобы была возможность дополнять имплант, как конструктор. В старости вам новые операции точно не нужны, и вопрос комплектующих станет критичным для вашего комфорта и возможности жевать стейк. Вот эта 40-летняя поддержка как раз стоит дорого, а не сам имплант.
Естественно, пациент не заботится о себе в будущем. Это абсолютно нормально. Но когда вы обращаетесь в клиники нашего класса, мы не предлагаем костыльных решений. Есть общемировые стандарты, грубо говоря, архитектуры лечения, и мы придерживаемся лучших практик.
Парадигма клиники
Пациент обычно ориентируется или на личные достижения врача (тогда он приходит к нему как к человеку и специалисту), или на парадигму клиники. Парадигма клиники — это её специализация и подход. Если организация серьёзная, то врачи и сотрудники держатся за место работы. В такой ситуации есть уверенность, что либо главврач всё время будет тот же (то есть будут сохраняться подходы), либо будет преемственность в рамках одной парадигмы. Когда врачи разделяют общий взгляд на то, как и что должно проводиться.
Это касается всех аспектов начиная от политики закупки оборудования и заканчивая особенностями кросс-ревью. Например, у нас на собеседованиях врачей частый вопрос как раз про обсуждения случаев пациентов: многим не хватает привычной 15-минутной «летучки», они хотят, чтобы их работу (результаты и планы) обязательно видел кто-то ещё, потому что это резко ускоряет профессиональный рост и создаёт дополнительный слой защиты от рисков.
Кстати, если врач уходит из нашей клиники, то никому не приходит в голову скрывать место, куда он ушёл. Клиника заинтересована в благополучии пациента, а не в том, чтобы удержать денег. Интересно распределяются и гарантийные обязательства: врач может решить, что сам несёт ответственность перед пациентом и поможет ему на новом месте работы — либо же, если он явно об этом не сообщил, клиника возьмёт это на себя. Врач может уйти по разным причинам: например, женщины в декрет, взрослые на пенсию. Клиника как система должна обеспечивать поддержку в любой ситуации.
Следующая важная вещь — мы не даём перерабатывать и закладываем резерв. Хороший врач — бодрый врач. В регионах я часто видел картину, как врач бегает между двумя клиниками, чтобы закрыть ипотеку. По нормативу у нас семичасовой рабочий день у врачей, плюс мы не поддерживаем совмещение. Более того, в рамках семичасового рабочего дня у нас 20% времени лежит в резерве. Этот резерв может использоваться на экстренных пациентов, но гораздо чаще он применяется чуть иначе. И вот здесь появляется очень важный аспект. Когда у врача возникает мысль, что лучше бы сделать что-то ещё дополнительное, что сделает лучше пациенту — он не сомневается:
- Ведь у него есть время на это.
- И ему не нужно думать про стоимость: мы же выставляем счёт за результат, а не за отдельные вмешательства.
- Мы никогда не удерживаем с врача расходы на переделки, даже если он решит ещё раз сделать заказ в лаборатории чего-то точно такого же, как только что установил, потому что ему что-то не нравится, как оно выглядит в пациенте.
Это значит, что врач делает максимум из возможного, не задумываясь о том, сколько это будет стоить пациенту и как жонглировать расписанием.
Наш врач сам регламентирует продолжительность приёма. Кроме врача, никто не может сократить расписание и срочно записать первичного пациента, чтобы он не ушёл в другую клинику. Никто, кроме врача, не может сократить продолжительность процедуры.
И конечно же, мы всё документируем и протоколируем — ко всем данным визита имеете доступ в том числе вы как пациенты через приложение (как минимум к фотопротоколам «до — во время — после» и к результатам исследований). Сбор данных — это возможность использовать их для науки, а открытость пациентам — это знание, что пациент совершенно спокойно покажет это всё врачу другой клиники. Это тоже повышает уровень работы.
Вот за это вы платите: за экосистему, где мы используем комплекс подходов, которые улучшают результат. Да, это дорого в разрезе прямого сравнения с прайсами клиник среднего сегмента. Но, опять же, если начать считать риски и понимать, что вся эта система фактически гарантирует вам качество услуги и неповышение счёта — становится чуть понятнее, что именно мы делаем. Мы пошли на такое ценоформирование осознанно, потому что пациенты должны иметь доказательство, что мы отвечаем за риски — а фиксированная цена это доказывает более чем доступно.
Ещё посты:
- Хирургические случаи: пост про то, как пациент терпел зубную боль до момента, когда ему пришлось резать горло в нескольких местах. Про пациента-проказника, выпавшего с третьего этажа и упавшего на лицо. Про пациента-спортсмена, неожиданно затормозившего в дерево.
- Для гиков: про то, как именно можно умереть от анестезии прямо на приёме терапевта. Как самостоятельно читать КТ. Про моего коллегу Андрея, хирурга senior+. Про Гусейна, его навигационные шаблоны и участие в разработке ПО для хирургов по всему миру.
- Инструкции: FAQ про пломбы. Что вам нужно знать про гигиену зубов. Как правильно бояться стоматолога. Что вам нужно знать про наркоз и седацию. Реплантация зубов: как правильно собирать свои зубы в пакетик. Что делать, когда вы нафаршированы зубами (про молочные зубы). Про зубы ваших пожилых родственников. Про типичные зубы ИТ-пациента. Коренные зубы — это атавизм, и почему их часто удаляют «на всякий случай».
P.S. Если вы дойдёте до наших клиник, то говорите, что вы с Хабра, будет скидка 5%.
Комментарии (27)
yroman
11.08.2022 15:28А у вас есть реальные примеры неудачных вмешательств, когда ваше лечение привело к проблемам и вы, вместо того, чтобы отмораживаться и судиться, все честно исправили? Если есть, то где почитать? Или, может, здесь кто-то отпишется? А то все всегда рассказывают какие они классные, какие у них стандарты, а чуть что - в кусты сразу.
ag_belaya_raduga Автор
11.08.2022 15:43Конечно, есть, мы регулярно публикуем кейсы в этом блоге. Вот пример, который наиболее близок к вашему описанию.
unclejocker
11.08.2022 16:17+1Из мелкого, там жена зуб лечила, когда оказалось что 4го канала на снимках не было, а в жизни он есть - сделали за те же деньги. Хотя так то прайс собирается по частям - пломбирование канала стоит Х и умножается на количество каналов.
isden
11.08.2022 17:04+6вы заплатите 30 тысяч рублей
У вас 30к за удаление одной восьмерки? О_О
Daddy_Cool
11.08.2022 17:43+1У Нила Стивенсона в "Криптономиконе" есть сцена где главному герою удаляют зуб за который никто не брался. И берут за него э... по высшему разряду сложности.
denis-isaev
11.08.2022 17:25+7Итог — вы заплатите 30 тысяч рублей, но будете знать, что вашей челюсти и вашей лицевой мимике угрозы практически нет.
А если ваш врач все же заденет вам нерв, что обесточит вам половину лица на всю оставшуюся жизнь, то чем будет отличаться исход от аналогичной ситуации с ОМС врачом?
Ну, к примеру, вы выплатите клиенту денежную компенсацию в тонны нефти т.к. стоимость процедуры в 30000 вместо 250 включает щедрое страхование потенциальных рисков в страховой компании?doomguy49
11.08.2022 19:44+2Вероятно, да, но тут дело в том, что потеряв пол-лица, уже как-то не до 30 тысяч, тем более операция в таком случае будет бесплатной, то есть ничем не отличается от ОМС
Если же задет не будет, то скорее всего не будет задет и по ОМС, но тогда разница будет составлять 30к
А если нет разницы, то зачем платить больше? Снимок в премиум-клинике не отличается от снимка в областнойyerbabuena
11.08.2022 20:25Снимок в премиум-клинике не отличается от снимка в областной
В это хочется верить, как и в то, что там будет такой же комплект оборудования + врач с прямыми руками, а не купивший место в Ташкентском стомате за отару овец....
ag_belaya_raduga Автор
12.08.2022 13:10Как раз сегодня день рождения у одного нашего пациента, лечение которого около трёх лет назад закончилось пусть не таким, но схожим осложнением — потеря чувствительности небольшого участка кожи на подбородке. Эта зона постепенно уменьшается, но суровая правда жизни в том, что осложнений не избежать. Мы честно сводим их вероятность к минимуму и не бросаем человека, если они всё же произошли. Выбор, где получать лечение, в любом случае за вами. Аналогия: пристегнуты вы ремнём или нет, автоавария может привести к гибели. Выбор простой: пристёгиваться или нет.
Daddy_Cool
11.08.2022 17:41+8Регулярно читаю статьи "Белой радуги", сходил на консультацию.
Из забавного.
Сотрудницы ходят просто на цыпочках и с обожанием смотрят на клиентов.
Врач поздоровался со мной за руку.
Лечение сложного коренного зуба+установка коронки была оценено в 104 тыс. руб. (уже с учетом хабра-скидки в 5%). Я не смог сдержать эмоции от услышанной цифры, на что врач сказал: "Э, друг! Вот такие нынче цены!". (Я сразу вспомнил как покупал на рынке арбуз...)
Поскольку нужна была еще куча работ спросил во сколько обойдется всё. Сильно примерно оказалось порядка 2 млн. Тут клиент, т.е. я потерял интерес к дальнейшей беседе и это скрыть тоже не получилось. Дома подумал, что если поскрести по сусекам (преимущественно друзей и родственников, а не своим), то эту сумму можно и набрать, но... В результате была выбрана другая клиника, более соответствующая моему уровню доходов. Из забавного уже там - главврач меня по сути отговаривала от некоторых работ которых мне хотелось.
К "Белой радуге" собственно претензий никаких нет, эх если б у меня вчера пять рублей было, правда у меня и сегодня трех нет...aMster1
11.08.2022 18:56А в этой, другой клинике, проблемы решали те же самые? Или на некоторые забили?
Какой уровень разницы цен?
Daddy_Cool
11.08.2022 19:23В первую очередь те же самые - терапия. Получилось примерно в два раза дешевле. На эту тему в каком-то посте БР цифры есть - что у них в среднем в 2-5 раз дороже чем в других местах.
В плане других работ - оказалось что всё сильно завязано друг на друга, и в брекетах без некоторой ЧЛХ смысла нет. А этого мне уже не очень хотелось - очень долго, с возможными побочками и не сказать, что прям так уж надо.
anatolius
11.08.2022 18:57а каких цен вы ждали от премиум- сегмента?
Daddy_Cool
11.08.2022 19:28+2Я пришел без ожиданий и без предварительного анализа рынка. В прайсе стоматологических клиник всегда много непонятных терминов, поэтому мне трудно оценить, что мне нужно, что не нужно, технологии к тому же движутся вперед.
ag_belaya_raduga Автор
12.08.2022 11:29+1У «Белой радуги» нет задачи вылечить всех людей, оставить в клинике всех, кто обратился за консультацией. Но в сухом остатке ваша траектория выглядит так: чтение этих текстов — визит в клинику для консультации — лечение, пусть и в другом месте. Таким образом, наша «верхнеуровневая» задача решена: вооруженный знаниями, вы обратились за адекватной вашим возможностям помощью.
doomguy49
11.08.2022 19:38+2Итог — вы заплатите 30 тысяч рублей, но будете знать, что вашей челюсти и вашей лицевой мимике угрозы практически нет. Вы будете знать, что процедура пройдёт безболезненно, вы быстро восстановитесь и так далее.
Или же нерв все-таки будет задет, несмотря на 3D снимки (которые, кстати, делают даже в бесплатных клиниках) и опыт, и половина лица будет обесточена точно так, как это могло бы произойти в бесплатной клинике, ведь это на самом деле больше зависит от конкретного специалиста и еще больше от расположения нерва/зуба, нежели от всего остального
Это уже получается не стоматология, а страховая компания. И тут дело в том, что в подавляющем большинстве случаев риска как такового нет, а значит, клиника берет деньги за воздух, а когда в редких случаях лажает, пузырь вероятностей компенсирует неудачу с лихвой
В целом хорошая система для сотрудников, но с другой стороны, если можно без проблем переделать — необязательно делать хорошо сразу. Так что тоже не аргумент
Да и повышать доходность надо как-то не за счет клиентов (что и так, понятно, составляет основной доход), а за счет передовых решений и инвесторов
В общем, как-то отвратительно звучит идея платить "за гарантию", как будто все что отличается в цене — является обманом и сразу же после работы сломается. Вообще-то это нормально — нести ответственность за любую работу с любой оценкойDaddy_Cool
11.08.2022 20:29Согласен со всеми пунктами кроме 4-го и 5-го. Прицеплюсь к ним.
Да и повышать доходность надо как-то не за счет клиентов (что и так, понятно, составляет основной доход), а за счет передовых решений и инвесторов
1. Инвесторы хотят получить доход на инвестиции.
2. Передовые решения имеют ограниченную применимость - если вам надо поставить простую пломбу, то врач со средней квалификацией сделает это не хуже (а то и лучше) гения медицины. И передовые решения - ну пусть там вырастить новый зуб вместо пломбирвоки старого - очевидно будет дороже.
3. Продавать воздух под именитым брендом - мечта любого маркетолога и капиталиста.
4. идея платить "за гарантию" . Ну так а как описать понятие "качество"? У меня ноуту Asus 10 лет и с ним всё хорошо, и есть китайский ноут Yepo который через год стал разваливаться. Вокруг народ с какими-то китайскими телефонами жалуется на какие-то странные проблемы, с Samsungом серии S никаких проблем нет.doomguy49
12.08.2022 01:22+1Ну так а как описать понятие "качество"? У меня ноуту Asus 10 лет и с ним всё хорошо, и есть китайский ноут Yepo который через год стал разваливаться.
Безусловно, можно и так, ничего против не имею, и ничего не имею против того, чтобы высоко оценивать работу.
Я против того, чтобы брать огромные деньги только за гарантию того, что работа сделана качественно, которая к тому же еще и зависит от обстоятельств по большей части. Какая к черту гарантия, если я уже заплатил за работу? То есть если я заплатил за халатную работу, но не купил гарантию, ее никто переделывать не будет? Чем тогда это отличается от обмана?
Я предпочту телевизор, который будет с гарантией на год, но проработает два десятка (несмотря на то, что гарантия только на год), а не тот, который я буду постоянно возить в сервис по гарантии. И я не люблю, когда в комплекте с тем же телевизором мне пытаются навязать за 20к + 10 лет гарантии, зная, что он и так проработает лет 15.
Например, я получал от одного стоматолога рекомендацию поставить коронку на зуб за 40к, а два других сказали, что зуб здоровый и не надо стачивать родную эмаль. И самый шик, что это было в одной и той же частной клинике, в одном и том же кабинете, первый стоматолог ушел в отпуск после осмотра, и я попал к двум другим.
Еще был случай, когда пытались лечить здоровые зубы и наоборот, не хотели лечить зуб с кариесом. И чтобы реально понять картину, нужно пройти осмотр в нескольких клиниках. Причем типовая работа вроде пломб и удаления зубов может удачнее пройти по ОМС. Но может и в частной. Тут корреляции с ценой нет.
PereslavlFoto
11.08.2022 20:30-1схватит и выдернет его клещами
Почему же этот вариант до сих пор остаётся допустимым для врачей?d2ab
11.08.2022 22:23+3Потому что именно так зубы и рвут - что в бесплатно по ОМС, что в премиум-платном сегменте, только обзывают другими словами
Lolu4
12.08.2022 09:07+2Я только вчера был у вас, и сказал врачу что айтишнички вечно ноют, что дорого, а вы сегодня уже статью на эту тему запили)
eaa
12.08.2022 15:27+2Ну с одной стороны, оно действительно дорого, но с другой, айтишнички и получают не самые малые зарплаты. Так что мне кажется, у стоматологии неплохой улов с хабра.
Что касается меня лично, то я пошел туда за нормальным отношением к пациентам, потому что после того, как мне удаляли зуб в "среднем ценовом сегменте", что я чуть на стену не полез, я себя просто не могу заставить пойти в "средний сегмент" - у меня все доверие улетучилось, а лечить-то надо все равно. Вот и выбор - либо никак, либо за дорого, а лезть на стену - больше не хочу.
DMGarikk
я бы всётаки отдельно указал в теме что вопрос именно про стоматологию, потому что по моему опыту из всех остальных платных медуслуг именно стоматология самая честная
Я, к сожалению, насмотрелся на разных врачей в платных клиниках (не стоматологической направленности) и все больше склоняюсь к тому что живя в Мск лечится надо или в бесплатной и в профильном НИИ (за деньги)… в остальном премиум — только счета но и не более… а ну еще в зале ожидания могут золотые люстры висеть.
iShrimp
В регионах, как правило, частные клиники первыми внедряют новые технологии и методы лечения.
Ну а вообще, нет простого ответа, какая медицина "лучше" - государственная или частная. Выбор зависит не только от специальности, но даже от конкретной процедуры.
Например, государственная медицина сильна в таких сферах, как кардиология, онкология, гематология, неотложная хирургия. Врачи сделают всё, чтобы спасти вам жизнь и вернуть трудоспособность, но качество жизни - это уже дело вторичное. В неврологии, ревматологии могут быть отличные специалисты, но отсутствовать необходимые серологические исследования или талоны на МРТ. В офтальмологии - профессионально прооперируют катаракту, но установят самую дешёвую монофокальную линзу. Ну а со стоматологией всё и так понятно.
Многие люди выступают за национализацию медицины, мол это неправильно, что разные специалисты и услуги разбросаны по разным клиникам. Но на самом деле централизация всегда хуже, чем конкуренция. Эту проблему нужно решать другим путём - дать частным клиникам больше возможностей для работы в сфере ОМС. Не просто дать квоты на две-три процедуры, а разрешить проводить все этапы лечения, от первичного приёма до реабилитации.
Daddy_Cool
Всё по-разному. Знакомая с проблемами после травмы ноги была у кучи врачей, лежала в больнице, это всё продолжалось несколько месяцев, ну и в результате помогло лечение назначенное некой молодой девочкой-врачом в платной клинике (сетевая, без золотых люстр).
VIPDC
Собственно про это и пишет автор. Частная медицина часто точно такая же как и обычный ОМС, где то даже консервативнее. Но она клиентоориентированна, здесь не экономят на материалах потому что их нет, здесь не будут выбирать подешевле, здесь выбирают нужные характеристики.
Конечно не все идеально, но в стоматологии, офтальмологии и заборе анализов частное на момент очевидно лучше