image

Когда речь идёт про станок, автомобиль или другой механизм, там очень понятно, почему нужны профилактика и регулярные проверки работы. Ремонтировать до того, как всё внутри разнесёт при аварии, обычно как-то проще и дешевле, чем потом.

С людьми это не работает. Чтобы прийти к такому подходу про человеческое здоровье, надо поменять сложившийся веками и тысячелетиями принцип: человек не идёт к врачу, пока он здоров. Он обращает внимание на здоровье, только когда симптомы начинают мешать ему жить привычной жизнью.

В принципе нигде в мире, где эта история добровольная, а не по повесткам, как в Японии, не было и нет массовой системы профилактической медицины. Все системы здравоохранения, даже в самых богатых и развитых странах, работают по реактивному принципу. В 90 % случаев мы начинаем действовать, когда уже есть яркая симптоматика.

Да, в Советском Союзе практиковались регулярные профосмотры для всех работающих. Есть и сегодня отголоски и в туботрядах Крайнего Севера: там тяжело добраться до больницы, поэтому летом по сёлам летает вертолёт с врачами, рентгеновской установкой, аппаратом УЗИ и полевой биохимической лабораторией. Но в целом как система профилактики это не работает, потому что при административном принуждении зачастую цель визита сводится к тому, чтобы просто поставить галочку напротив фамилии, а не выявить проблемы.

Повторюсь: исторически так сложилось почти во всех странах, хотя это просто неэффективно.

И вот пару лет назад мы вдруг начали наблюдать первые проблески того, что профилактика для людей начинает работать. И очень удивились.

Что случилось


Мы заметили, что изменилось мышление.

Во-первых, стало много профилактик уровня «Вылечите мне зубы на год вперёд», возможно, перед отъездами. Во-вторых, даже те, кто никуда не собирался (ещё до 2022 года, в ковид), постепенно увеличивали долю профилактических приёмов относительно симптоматических.

А случилось то, что мы как клиника премиум-сегмента вышли на умных людей, которые в целом умеют считать. И понимают, что если они ходят на профилактику, то потом не будет сюрпризов со здоровьем. Поначалу это была профилактическая гигиена зубов: там цена ошибки — несколько миллионов на новый рот. И люди по понятным причинам предпочитают так не рисковать.

Мы предложили пакеты гигиены для самых сознательных. Однако затея провалилась.

Сейчас мы видим продолжение тренда, снова делаем такие пакеты в клинике, и вот теперь они внезапно начали работать.

Решение придумал Алексей Ремез — гендиректор коворкинг-клиники Point of Care: он предложил что-то вроде программной платформы, где можно смотреть своё здоровье. То есть придумал сервис, который помогает следить за здоровьем примерно так же, как организован современный мониторинг разных механизмов.

Почему проактивный подход не используется массово?


В реактивном подходе медицина работает, когда пациент обращается за помощью даже не по факту заболевания, а при настолько острых симптомах, что они уже мешают нормальной жизни. И врач борется уже именно с патологией.

Проактивный — когда медицина не столько лечит, сколько не даёт появиться заболеванию. Это именно «здравоохранение», то есть охрана здоровья. Нельзя сказать, что это какая-то инновационная мысль: об этом говорят уже лет 150–200 (а на самом деле — и дольше).

Основные проблемы проактивного подхода банальны:
  • Несовершенство самой медицины как науки. Чтобы выявить болезнь на ранней стадии её развития, нужно знать, где искать и что искать. И хотя определённые, даже весьма большие подвижки в этом плане есть, мы до сих пор многого не знаем о нашем организме. И нет полного понимания того, что значит быть здоровым или больным. Если вы встанете на мониторинг онкологии — всё равно есть шансы её пропустить, то есть гарантии пока нет нигде. Представляете, насколько классным был бы оффер, если бы сказали: «Ребята, выполняйте наши рекомендации, тогда вы никогда не заболеете и доживёте примерно до 100 лет!» Но такого пообещать нельзя. Без лукавства, без лицемерия сказать такое, к сожалению, пока ещё невозможно. Это главный барьер.
  • Несовершенство медицины как системы. Врачей мало, людей много, прикрепить к каждому человеку по медработнику невозможно даже теоретически. Поэтому медицина сосредоточена в первую очередь на тех, кому необходима помощь прямо сейчас, то есть пациентах с симптомами и тех, кто ещё не болеет, но попадает в какую-либо группу риска. Переход к профилактике сложен и требует больше нагрузки. Это всё равно что заставить МВД не ловить преступников, а активно создавать условия для предотвращения правонарушений: просто рук не хватит.
  • Чисто технические проблемы: коммуникация и логистика, ограниченное количество больниц и прочих ресурсов, и, наконец, очень большая проблема — низкий уровень цифровизации.
  • Отсутствие мотивации, когда нет симптомов и привычки. Люди так делают. Редко кто думает стратегически, и редко у кого горизонт планирования — больше месяца (это можно оценить, например, по способу тратить деньги от получки до получки).

Для примера: ходят слухи, что в Древнем Китае врачам платили не за лечение, а за сохранение здоровья пациента. Из современных примеров ближе всего (но не полностью) к проактивному подходу подобралось здравоохранение Японии и Южной Кореи. Там национальные медицинские системы поощряют население проходить плановые проверки скидками, которые сокращаются после каждой пропущенной диспансеризации. Законодательства этих стран обязывают работодателей предлагать сотрудникам ежегодные осмотры, и большинство компаний делает это обязательным условием как для кандидатов, так и для уже работающего персонала. Похожие правила действуют и для учащихся учебных заведений: игнорирование обследований лишает права на некоторые услуги. Ещё пример — в некоторых странах Европы действуют успешные профилактические программы (скрининги и вакцинации), но эти программы прецедентные и не слишком массовые.

Проактивно работающая система экономически эффективнее в долгосрочной перспективе. На ранних стадиях любую болезнь лечить гораздо проще и дешевле, причём как для самого пациента, так и для системы здравоохранения. Пациент не только напрямую оплачивает услуги или налоги, но и платит за ресурсы медицинского учреждения, такие, как больничная койка, лекарства, расходные материалы, питание и т. д. При лечении многих болезней на ранних стадиях можно обойтись без этих затрат и лечиться амбулаторно. Проактивная модель, если она будет масштабной, серьёзно сэкономит деньги и пациентов, и больниц, а ведь стоимость лечения и медицинских технологий в мире растёт быстрее инфляции. Каждый год медицинские системы стран, например, британская NHS, вынуждены отказываться от каких-то новых технологий и фармпрепаратов, потому что не могут заплатить за всё. Так же происходит и в России, и в других странах. Этот тренд ведёт в тупик — к отказу от самых современных способов лечения. Единственный выход — менять парадигму, т. е. сам подход к системе здравоохранения.

Тем более что в плюс проактивному подходу накопился ряд факторов, которых не было прежде:
  • Накопилось достаточно научной информации. Мы стали лучше знать, как устроен человеческий организм на всех его уровнях, почему и как развиваются многие заболевания. Да, мы по-прежнему многого не знаем, но это «белое пятно» постоянно сокращается, причём сейчас гораздо быстрее, чем когда-либо раньше. Мы всё больше и больше знаем причинно-следственных связей и больше можем влиять именно в профилактической парадигме.
  • У людей сформировалась осознанная потребность не просто не болеть — они хотят жить на качественно более высоком уровне, и чем более развито общество экономически, тем эта потребность ярче. Отсюда и такой быстрый рост Welness- и Wellbeing-индустрии. А благодаря простому доступу к информации население стало больше знать о своем организме, различных заболеваниях и вызывающих их причинах.
  • Сформировалась инфраструктура. Сегодня, чтобы получить консультацию у врача, необязательно ехать к нему и стоять часами в очереди на приём. Я уже рассказывал, как у нас устроена опытная клиника: это сервис, в её основе — анализы и телемедицина. Для того чтобы взять анализы, не нужны суперквалифицированные специалисты. Фактически сейчас активно формируются условия и есть технологическая инфраструктура, когда амбулаторная система здравоохранения может превратиться из сети поликлиник в медицинский сервис: примерно как сети кинотеатров превратились в сервис Netflix. Причём парадокс тут ещё и в том, что кинотеатры сами становятся пользователями Netflix. В общем, тенденции строятся интересные.

От концепции — к реализации


Давайте минутку пофантазируем. Представьте себе профессиональную медицинскую организацию или сервис, который:
  • Собирает с вас максимальный объём информации о вашем здоровье и каждый день использует её, чтобы выявлять потенциальные риски.
  • Регулярно по определённому алгоритму связывается с вами, напоминая пройти те или иные медицинские мероприятия, не ожидая, когда появится какая-то проблема и вам придётся идти к врачу самостоятельно.
  • Не просто предотвращает возможные заболевания, но и корректирует ваш образ жизни: помогает справиться с вредными привычками, подбирает научно обоснованные, передовые и эффективные подходы, Wellbeing-сервисы и т. д.
  • Если какая-то проблема всё же возникает, то организует лечение: направит на нужные анализы, консультации с врачом, назначит необходимые процедуры.
  • При этом не стоит как крыло от самолёта или как система медицинского обслуживания ЦК КПСС.

То есть это не просто набор поликлиник, которые принимают пациента, когда у него уже что-то случилось. Это сервис, который сам активно взаимодействует с человеком.

Принцип формулируется очень просто:

«Система или организация, которая снимает с вас ответственность за ваше здоровье».

Наша «Белая радуга» — это традиционная стоматология, которая лечит людей, уже имеющих проблемы с зубами. Наш зачаток проактивной медицины позволяет четыре раза в год ходить на гигиену зубов и жить без кариеса. Если кариес всё же появился, то мы лечим его бесплатно.

У Алексея — своя история. Он в теме проактивной медицины уже давно, сделав первую в стране (и третью в мире) полностью цифровую лабораторию гистологии и иммуногистохимии UNIM с собственной облачной информационной системой для дистанционной диагностики. Ещё сильнее в этом направлении он продвинулся с проектом-стартапом Point of Care.

image

Это коворкинг-клиника в «Сколково», которая, помимо очной медицинской диагностики и помощи, предлагает цифровой междисциплинарный консилиум, комплексное ведение пациента, онлайн-консультации с врачом, онлайн-диагностику, финансовые и юридические сервисы для врача.

Теперь — о технических моментах. Хотя пока всё это — на уровне концепта, у нас есть понимание того, как проект должен работать.

Онбординг. Сбор информации (возраст, пол, анамнез и т. д) о пациенте — то, с чего начинаются любая профилактика и/или терапия. В обычной поликлинике это тоже есть, но зачастую врач ведёт опрос по памяти, просто руководствуясь какой-то инструкцией. Из-за этого некоторые моменты он забывает или просто игнорирует как несущественные. Низкая стандартизация — одна из проблем современной медицины. Другая — в том, что существующие чекапы слабо персонализированы. Да, есть разделение по полу, возрасту и другим основным параметрам. Однако, например, для женщины, у которой в роду были предки с раком шейки матки, зачастую применяется тот же чекап, что и для той, у которой их не было.

Мы же хотим реализовать полноценный трёхступенчатый онбординг, который даст о пациенте максимально полную и объективную информацию:
  • Анкетирование. У команды Алексея есть анкеты, которые они сами ассемблят на основе нескольких источников данных по превентивной медицине, по управлению рисками в здравоохранении. Грубо говоря, берут американские, британские, японские, австралийские гайдлайны, крупные актуальные исследования, собирая это всё воедино. Потом убирают вопросы с низкой клинической значимостью — и вот понятная, краткая, но полная анкета готова. Естественно, эти анкеты постоянно обновляются вслед за последними научными данными.
  • Консультация с врачом. Это часовая беседа с терапевтом, который строго по протоколам, имеющимся в софте, дополняет анкетные данные. На этом этапе задача состоит в более глубоком погружении в детали, нюансы. В расширении, углублении и конкретизации информации из анкеты. Но, повторюсь, всё строго по протоколу — никаких вопросов из головы врач не задаёт.
  • Консультация с психотерапевтом. Это тоже расширенное интервью по строгому гайдлайну. Задача на этом этапе — выявить риски и сложности, связанные с ментальным здоровьем пациента. Речь идёт не только о норме и патологиях, но и о тенденциях, которые тоже нужно выявлять. В обычных клиниках этот момент часто упускают. А зря. Mental Health — неотъемлемая часть управления рисками в здравоохранении как в плане понимания психологического профиля человека, за здоровье которого мы хотим взять ответственность, так и с точки зрения неразрывной связи ментального и физического здоровья. Без этого управлять рисками сложно.

Собственно, такой трёхэтапный онбординг позволяет решать три главные задачи: сбор максимально подробной информации, его стандартизацию и одновременно персонализацию.

Вся информация, собранная на этапе онбординга, заносится в информационную систему. Представьте, что это такой таск-менеджер. Дальше менеджер в проактивном режиме работает с рисками, связанными со здоровьем конкретного пациента, используя различные инструменты автоматизации, которые есть в этом софте.

То есть эта информационная система выступает как ассистент врача. Дело в том, что основные задачи врача — это экспертиза, приём пациента и проведение терапевтических манипуляций. Но в проактивной модели это 1 % всей работы. Всё остальное можно автоматизировать и переложить на плечи виртуального ассистента.

Мультидисциплинарный подход. В современной медицине есть такая вещь, как Multidisciplinary team. Это когда случай пациента обсуждают врачи разных специальностей. Происходит это следующим образом: терапевт на этапе онбординга по протоколу собирает информацию о пациенте и агрегирует её в софте. Если необходимо — назначает дополнительные обследования. Затем в зависимости от полученных данных и жалоб пациента терапевт подключает уже других врачей к обсуждению случая. Если в процессе обсуждения специалисты понимают, что каких-то данных не хватает (такое тоже может быть, несмотря на строгое протоколирование), — их дозапрашивают.

Причём участие пациента необходимо только на этапе консультации с терапевтом. Дальше обсуждение происходит уже без него, строго по полученным данным. Запрос дополнительных данных также выполняет сам сервис, а не врач. Это, с одной стороны, не привязывает врача и пациента друг к другу в плане времени, а с другой — исключает ошибки при досборе информации. Конечно, это возможно не всегда, не в 100 % случаев, потому что есть, например, физикальные исследования, где нужно личное присутствие пациента. Тем не менее около 50 % процентов случаев может проходить через такие digital-MDT. Если это поставить на поток, сделать рутиной, то пациенты перестают быть сильно привязанными к конкретному врачу и его компетенции: у них появляется доступ к разным специалистам.

Что в идеале это даст


  • Персонализацию на базе AI-наработок.
  • Уменьшение вероятности клинической ошибки — консилиум и ассистирующие модели (не всегда речь идёт про нейросетевые, это могут быть и эвристики).
  • Экономию времени и ресурсов как пациента, так и системы здравоохранения. Одна из причин, почему люди неохотно идут на профилактику, — это как раз потеря времени. На поход по врачам даже в какой-нибудь комфортной и современной поликлинике придётся потратить несколько дней.

Подводные камни


1. Несовершенство медицинских знаний

Мы не можем вам обещать, что вы останетесь здоровыми, если будете заниматься профилактикой. Мы не можем вам обещать, что профилактика не пропустит серьёзного долго развивающегося заболевания. Вероятно, так будет ещё очень долго. Что мы можем обещать — это хорошие шансы вовремя найти всё самое опасное.

2. Мотивация пациентов

Да, это подводный камень. С этим можно работать, но это сложно. Выше я уже писал, что многие люди предпочтут не тратить времени на походы по врачам, особенно если у них неярко выраженная симптоматика или её нет вообще. Другая проблема: даже сходив к доктору, пройдя обследования и получив рекомендации, далеко не каждый пациент потом их соблюдает. Элементарно: не все правильно и вовремя даже чистят зубы. Врачебные рекомендации часто идут вразрез с привычным укладом жизни, и многие люди просто не видят смысла его менять, пока не столкнутся с серьёзными проблемами. Но тогда уже может быть поздно.

Это значит, что если клиника сказала не есть пиццу и не бухать, то пациент с вероятностью около 80 % уже вечером закусит стакан водки гавайской пиццей. Я не верю, что реально решить эту проблему полностью, но раза в два улучшить ситуацию возможно.

3. Ценообразование и интеграция с системой здравоохранения

Кажется, что это должна быть подписная схема. Точно насчёт цен этого проекта мы пока ничего сказать не можем хотя бы потому, что даже ещё не знаем себестоимости продукта. Алексей в своё время делал похожий пилотный продукт для пожилых людей 55 +, не страдающих серьёзными патологиями и без инвалидности. Подписка на него стоила примерно 50 долларов в месяц, то есть где-то 5 000 рублей. При такой цене, кажется, массовость возможна. По крайней мере, в Москве.

Чего мы в итоге хотим?


У нас есть три основные задачи, которые мы хотим решить в рамках нашего проекта:
  1. Мы планируем заниматься не розничной медициной, а работой именно с ИТ-продуктом, чтобы интегрировать это в как можно большее число больниц. Важен подход.
  2. Максимальная качественная автоматизация, чтобы удешевить сервис.
  3. Массовое внедрение в систему здравоохранения. Можно создавать в каждом жилом комплексе такую небольшую проактивную клинику, где население жилого комплекса сдавало бы анализы — технически чуть больше, чем сдают в биохимических лабораториях.

Вообще хотелось бы, чтобы медицина выглядела такой в большинстве стран мира: и развитых, и развивающихся. Кажется, экономически это возможно. Но это огромная фундаментальная задача. Она про то, чтобы приложить рычаг к точке опоры и попробовать сдвинуть систему здравоохранения планеты Земля.

Мы в начале пути, но, кажется, наконец-то начали менять медицину серьёзно, и не только в рамках узкой аудитории премиум-сегмента.

Ещё посты:

Комментарии (66)


  1. verax_mendax
    07.11.2024 07:13

    "Профилактическая медицина неэффективна, но мы предлагаем эффективную профилактическую медицину" (с)

    Ничего не смущает в подаче?


    1. 0mogol0
      07.11.2024 07:13

      вроде бы пишут не " Профилактическая медицина неэффективна", а "не могут заставить работать" профилактическую медицину... Это всё же другое.

      Но пусть автор сам пояснит, если я неправильно понял.


      1. verax_mendax
        07.11.2024 07:13

        Да там в названии вообще написано, что она не работает.


        1. vasvaspiter
          07.11.2024 07:13

          Так и речь о том, что в текущем сценарии не работает. И как прийти к тому, чтобы заработала, и что пробуют делать. И делают, а не ноют, что всё плохо. Я не очень верю, что удастся так повернуть глобально в сторону профилактики. Но даже попытки вызывают уважение


          1. verax_mendax
            07.11.2024 07:13

            Хорошо, я поясню, что мне не понравилось.

            Предположим, что вам скажут, что условие А - неверное, а после этого начнут говорить, что условие А - верное, если верно условие Б. В этих двух логических выражениях одно непременно получается ложным, вам так не кажется?

            Мы тут на серьёзном ресурсе или читаем бульварную газетку где каждый пишет как горазд и понимай что написано "как хочешь"?


            1. vasvaspiter
              07.11.2024 07:13

              Я понимаю, что вам не понравилось. Выступлю в защиту подачи. Автор вполне убедительно доказывает тезис, обозначенный в посте - сейчас профилактическая медицина не работает. А далее говорит о том, что этот подход может работать в будущем. Я тут не вижу нарушений логики. Что-то не работает сейчас. Но может заработать в будущем, если будет выполнен ряд условий. Вы считаете, это нужно было указать в заголовке сразу? Вариант, в принципе. Но не обязательный.


        1. StjarnornasFred
          07.11.2024 07:13

          Выражение "не работает" имеет два значения:

          1. в принципе не выполняет свои функции (мотор без бензина не работает, прибор сломался и теперь не работает, магазин ночью не работает).

          2. неэффективен для заявленных целей (гомеопатия не работает, айкидо не работает, коммунизм не работает).


          1. verax_mendax
            07.11.2024 07:13

            Это рискует свалиться в бессмысленную патетику, но всё же отвечу, что я с вами не согласен.

            Выражение "не работает" обозначает ровно то, что оно "не работает" если после него не идёт определения условий когда оно не работает. Например: "Оно не работает в условиях ... (перечисление условий)"; или "Оно не работает, если ...(условие). В любых других случаях это определение будет вводить в заблуждение, когда, например, сначала человек говорит "оно не работает" (в настоящем времени), потом "оно было не эффективно" (получается раньше работало неэффективно, а потом перестало работать вовсе?.) Сразу вопросы возникают. А потом, внезапно выясняется, что оно то эффективно, если его выполнять, просто ранее не выполняли как дОлжно, т.е. помехой был человеческий фактор, а не сам принцип, а сам принцип - рабочий. Не знаю как вас, а меня это прям зацепило.

            В разговорной речи может быть такое, что вы привели как второе значение, но в таких случаях оно обычно подразумевается контекстом, который мог бы быть обозначен уже заранее, а мог бы и не быть, а тогда вообще бардак. Люди не читают мыслей и если вы говорите "не работает" а потом сокрушаетесь, что вас просто не так поняли, то проблема в вас - в том, что вы мысли не можете нормально сформулировать.

            Вне контекста "не работает" - это "не работает". Всегда.


    1. ag_belaya_raduga Автор
      07.11.2024 07:13

      Конечно, смущает. Потому что написал я немного о другом. Если коротко:
      «Пока за всю историю ни у кого не получалось сделать нормальную массовую профилактическую медицину, но мы верим что именно профилактика эффективна, а потому — попробуем».


      1. khulster
        07.11.2024 07:13

        До тех пор, пока консультации не будут входит в пакеты страхования - профилактическая медицина не случится. Никто в здравом уме не будет тратить кучу времени, чтобы выбить из страховой прием у профильного специалиста без явных симптомов или оплачивать профилактический осмотр по полному прайсу приема у врача.


        1. ag_belaya_raduga Автор
          07.11.2024 07:13

          Вы имеете в виду консультации узкопрофильных специалистов или консультации врачей общей практики? С одной стороны вы правы, с другой — это тоже не достаточно для того чтобы медицина называлась профилактической.


          1. khulster
            07.11.2024 07:13

            Вы имеете в виду консультации узкопрофильных специалистов или консультации врачей общей практики? 

            Да не принципиально. Вот к примеру, есть у меня желание на всякий случай проверить сердце и все, что с ним связано. Наслышан про внезапные сердечные приступы у относительно молодых и вроде здоровых. И есть у меня вполне приличный полис ДМС. А дальше все сложно. Единственный способ попасть на осмотр профильным врачом по этому полису - это позвонить в страховую и начать врать про боли в районе сердца и прочие "симптомы". Программ страхования, которые бы включали минимальный общий скрининг приличного качества - просто напросто нет.


            1. ag_belaya_raduga Автор
              07.11.2024 07:13

              Да, это так и есть. И собственно так работает не только ДМС, но и в 90 % случаев система здравоохранения.


            1. Ravager
              07.11.2024 07:13

              Вообще у вас должен быть профилактический checkup, сейчас проверил - у меня он есть(best doctor). По направлению страховой. Но надо отметить что количество анализов там скудное. К слову ЭКГ там нет, но есть флюорография, УЗИ брюха и почек, общий на кровь , моча, скрытая кровь и кое-какая биохимия. Так что выявить базовые проблемы это должно помочь.


        1. ag_belaya_raduga Автор
          07.11.2024 07:13

          (дубль, удалено)


        1. Kanut
          07.11.2024 07:13

          Ну вот в Германии профилактику оплачивают. Особенно в контексте зубной медицины. Работает всё равно средненько.


        1. avegad
          07.11.2024 07:13

          Согласен. Даже по ДМС, выбить из страховой направление на обследование, если ничего не болит, та ещё задача. Причём зависит от "оператора": один может послать, даже не взирая на то, что в пакет обследование(например по аллергии) входить, и даже зачитывание договора акафистом не поможет, а другой в 5 сек. отправляет в нужное мед.учреждение гарантийное письмо.

          Моё мнение, что ни ОМС, не ДМС, просто не заточены на профилактику впринципе. Одно нужно чтобы просто не сдохнуть, а второе - чтобы не сдохнуть с подобием комфорта.


      1. shadrap
        07.11.2024 07:13

        А как же опыт Финляндии, где в рамках целой страны удалось создать успешную профилактическую систему в стоматологии ? это широко-известный факт.


        1. ag_belaya_raduga Автор
          07.11.2024 07:13

          Система профилактической стоматологии в Финляндии — отличный пример, как работает профилактика на практике. Также например в Японии или Южной Корее или в Австралии или в Финляндии есть программы профилактики и раннего выявления по другим узким областям. Но важно помнить, что стоматология — это лишь одна из многих областей медицины. В этой статье мы говорим о создании комплексной профилактической медицины, которая охватывает не только здоровье зубов. Да, финская стоматология действительно близка к идеалу, особенно когда речь идет о детях — почти все дети охвачены системой. Но среди взрослых процент охвата ниже, и до 100 % эффективности еще есть куда расти. Тем не менее, пример Финляндии остаётся показателем, к чему может привести продуманная и доступная профилактика, даже если это только одна часть общего медицинского подхода.


          1. shadrap
            07.11.2024 07:13

            Вы, стоматологическая клиника задумались о комплексной медицине ? Что ж это дело не плохое, я то же мечтаю , что б слово "анамнез" ушло из употребления, но вам не кажется , что это ближе к трепу ? простите за жесткость. Современного не инвазивного мониторинга пока нет и его нет даже в ближайшей перспективе, было порадовавший всех "генетический скрининг" уперся в эпигенетику и достоверность его предсказаний весело деградирует у здоровых индивидуумов. На сегодняшний день вы можете хотя бы похвастаться тем, что храните клиентскую информацию на медицински- сертифицированных серверах ? А ведь в комплексе оказания медицинской услуги и средства хранения информации пациента должны быть сертифицированы.

            Я согласен с тем , что человеческий организм един и проблемы в одном месте, очень возможно отразятся в другом и атрофии костной ткани - как следствие расстройства эндокринной системы это не только ваша проблема... Но пока об этом можно только теоретизировать.... особенно с АИ и в Сколково


      1. garwall
        07.11.2024 07:13

        считаем прививки массовой профилактической медициной?


        1. sptor
          07.11.2024 07:13

          Они как бы ее часть, только вот , положа руку на сердце, когда большинство (включая меня) кроме тех, кому ревакцинация обязательна, в силу работы например, это делали? У меня есть ощущение, что все регулярные вакцинации заканчиваются по достижению совершеннолетия - пока можно заставить это сделать. Как только давление исчезает, большинство просто забивают на это.


    1. IvanBodhidharma
      07.11.2024 07:13

      А случилось то, что мы как клиника премиум-сегмента вышли на умных людей, которые в целом умеют считать.

      Те, кто платит нам, умные, остальные дураки. Хочешь быть умным, неси нам деньги ))


  1. jaker
    07.11.2024 07:13

    "5 000 рублей. При такой цене, кажется, массовость возможна. По крайней мере, в Москве." Для пенсионера, это 20% пенсии в Москве, это нереально много.


  1. sptor
    07.11.2024 07:13

    Одна из основных проблем это психология человека как мне кажется, и понимание подсознательное того что "здоровых нет, есть недообследованые" и именно поэтому к врачам идут когда есть симптомы и прочее как тут и написано, потому что пока их нет/ничего особо жить не мешает ты вроде как и "здоров" , а после того ка ктебе сказали вот тут у тебя плохо и тут не очень ощущать себя здоровым уже не выходит и это давит на психику тоже, поэтому проще забить и решать возникшие проблемы, а не потенциальные. Сам такой, прекрасно знаю что профилактика это полезно и все дела, но вот все равно. Зубы это отдельный разговор вообще, это в отличии от обычной медицины еще и офигенно дорого. Плюс второй момент тут тоже освещенный, профилактическая медицина не дает гарантии что проблем не возникнет, и что они будут устранены ко всеобщему удовлетворению, и это тоже отталкивает - смысл тратить время нервы, средства, если результат все равно тот же может быть ка кесли бы этого не делать.

    Так что наверно единственный вариант сделать профилактическую медицину работающий это принуждение со штрафными санкциями, как в Японии, иначе, мне кажется ничего не сработает


    1. ruomserg
      07.11.2024 07:13

      Но тогда штрафные санкции должны быть в обе стороны, вы не находите ? Причем для врачей - как за то что лечили то, чего не было - так и за то что было, но не лечили. Вы уверены что это такая система вообще может работать ? Штрафы - это очень грубый механизм, который эффективен только для пресечения явных и нарочитых нарушений общественного договора...


      1. sptor
        07.11.2024 07:13

        Штрафные санкции это не штрафы как таковые, собственно пример Японии именно про это, это не отобрать дополнительно, а отказать в льготе например. И опять таки речь не про лечение, а про обследования, а уж лечить или нет, и где это делать выбор человека в конечном итоге.


      1. sptor
        07.11.2024 07:13

        Штрафные санкции это не штрафы как таковые, не нужно понимать буквально, собственно пример Японии именно про это, это не отобрать дополнительно, а отказать в льготе например. И опять таки речь не про лечение, а про обследования, а уж лечить или нет, и где это делать выбор человека в конечном итоге.


  1. ruomserg
    07.11.2024 07:13

    Проблема профилактической медицины заключается в глобальном отсутствии доверия между сторонами в массовом медицинском сегменте (в сегменте долларовых миллионеров это более или менее решается):

    Пациент, пришедший за ранней диагностикой в массовом здравоохранении - ее все-равно не получит, но зато нищий врач на подработке у фарм.компании или сети аптек - с удовольствием выпишет ему витаминов (определенной торговой марки) и фуфломицинов. Анализы - скажите вы ? А что анализы - в лабораториях не хватает реагентов но KPI выполнять надо - и анализы тоже рисуются... Ранее выявление заболеваний - скажите вы ? В городе-миллионнике в Сибири вы можете ходить ко врачам с уже вполне себе сформировавшимися симптомами - но ничего кроме хождения по кругу: "терапевт - анализы - специлист - анализы - терапевт" вы не получите. Единственный способ начать получать адекватное лечение - это попасть в больницу. Да, там больничные инфекции, ужасные палаты - но там хотя бы лечат. Амбулаторное звено годится в основном только для выписывания рецептов для хроников (и для сезонных простуд - которые пройдут сами в любом случае, но можно выписать фуфломицин for fun and profit).

    Советы врачей правильно питаться, не перерабатывать и не переохлаждаться - как правило не выполнимы средним человеком. Допустим, вы живете в Сибири - и врач говорит что вам бы больше подошел мягкий климат черноморского побережья - каковы ваши шансы выполнить эту рекомендацию ? Россия - бедная в массе своей страна, и попытка дожить до ста лет по рекомендациям врачей скорее всего приведет к преждевременной смерти от чего-то другого.

    Я уж не говорю о том, насколько скакнула бы продолжительность жизни - если просто перестать пить. Или хотя бы перестать пить столько. Или хотя бы столько крепких напитков типа водки... Но это не медицинская проблема.

    И да, в сегменте "медицина для богатых" все обстоит лучше. Там платят - там есть нормальные специалисты. Там врач привязан к пациенту и заинтересован в том, чтобы пациент жил как можно дольше. Миллионеры вообще имеют больше шансов выполнить разумные рекомендации врачей и переехать в другой климат если на то есть показания...

    Я к этому бы еще добавил что текущее поколение врачей изобилует врачами-дебилами (впрочем, как и современное ИТ аналогичного качества программистами). Их любимое занятие - лечить анализы. То есть, если у вас какой-то анализ отклоняется от нормы - они вам назначат препарат который его в норму вернет. При этом, конечно, у вас отклонится что-то другое - но тогда в следующий раз они назначат вам другой препарат. В особо запущенных случаях - даже без понимания какие препараты между собой совместимы...

    В реальности, превентивная медицина требует ГОРАЗДО большей квалификации врачей, чем медицина реактивная. Каждый джун может чинить null pointer exception если его туда ткнуть носом. А вот для того чтобы предотвратить негативные случайности - джуном, увы, не обойдешься...


    1. novoselov
      07.11.2024 07:13

      Добавлю про доверие, это проблема не решается маркетинговыми методами, тут стоит с самого начала строить систему чтобы в ней не было конфликта интересов. Анализы, направления, лечение, лекарства должны быть только через сторонние независимые клиники. Иначе это все в итоге сведется к выкачиванию бабла из тревожных клиентов. Вы можете обещать и клясться что так никогда не будет, но это все работает только до того момента как в бизнес войдет крупный инвестор и поставит задачу увеличения прибыли, а ручной МВА радостно побежит исполнять ее понятными ему методами.

      В плане модели это должен быть скорее AirBnB или Uber. Можно ввести сертификацию на соответствие собственным стандартам, можно добавить градацию эконом/комфорт/бизнес, но у пациента всегда должна быть возможность взять ваш отчет/направление/рецепт и получить конечную услугу в любом удобном ему месте. Поэтому стоит изначально делать все на английском в общепринятом международном формате, состоятельным клиентам будет удобнее лечиться за границей без заморочек с переводами.

      Из того что хотелось бы еще получить от такого сервиса, так это комплексный осмотр на первом приеме, начиная с МРТ всего тела и других дорогостоящих проверок, которые нужны редко. С учетом подписки стоимость таких процедур проще размазать на несколько месяцев чем платить сразу.

      Еще стоит сразу подумать об интеграции со страховыми компаниями, они могут как добавлять ваш сервис в страховку, так и пересчитывать страховку в соответствии с результатами прохождения первоначального осмотра.

      В итоге для пациента это должно быть что-то типа онлайн медицинской карты с мониторингом состояния и расписанием осмотров, а для врача база данных с протоколами и стандартами обмена информацией, и возможно, мета-анализом работающих методов лечения и рекомендациями по конкретному пациенту.


    1. khulster
      07.11.2024 07:13

       А вот для того чтобы предотвратить негативные случайности - джуном, увы, не обойдешься...

      И из этого возникает вторая коллизия - стоимость услуги. Если предварительный осмотр проводит более высококвалифицированный специалист, значит стоимость минуты приема будет выше. И вот я что-то не знаю знакомых людей, которые готовы оплатить по повышенному прайсу простой осмотр.


  1. vvbob
    07.11.2024 07:13

     Но в целом как система профилактики это не работает, потому что при административном принуждении зачастую цель визита сводится к тому, чтобы просто поставить галочку напротив фамилии, а не выявить проблемы.

    Помню как на одной работе всех заставляли проходить диспансеризацию. Один из пунктов был в отдельной поликлинике, когда я туда пришел то был послан нахер в поликлинику куда я "прикреплен", находилась она за полторы тысячи км. от места работы и проживания.. Тогда решил проблему.. обходным путем.


    1. Soorin
      07.11.2024 07:13

      "На одной работе" всех заставляют проходить диспансеризацию (в отдельной поликлинике, без разъездов). Цель - отстранить от работы (->уволить) тех, кто не прошёл по некоторым параметрам в данный момент времени на усмотрение данного врача.


      1. vvbob
        07.11.2024 07:13

        И это тоже бывает, да


    1. StjarnornasFred
      07.11.2024 07:13

      Странно. У нас тоже всех заставляют проходить диспансеризацию, но бригада врачей выезжает к нам на адрес, всех обследуют полностью (насколько это возможно), ЭКГ, кровь, моча. Через несколько дней всем пришла бумага с подробным результатом обследования, данными анализов и присвоенной группой здоровья. Никакой профанации не заметил.


      1. iShrimp
        07.11.2024 07:13

        Вы имеете в виду Диспансеризацию или всё же Периодический медосмотр?

        В России гражданин (работающий в таких условиях труда, где положены медосмотры) имеет право пройти оба обследования независимо друг от друга. Разница в том, что диспансеризация - это скрининг за счёт государства, только в гос.клиниках и только на самые частые причины смерти. А медосмотры - за счёт работодателя, и для вас они могут проходить совершенно по-разному, в зависимости от жадности вашего работодателя клиники, с которой заключен договор - от формальной отписки до действительно глубокой диагностики вероятной профессиональной патологии.

        Да, по приказу МЗ РФ №404н есть ещё третий вид скрининга - профилактический медицинский осмотр, который тоже бесплатен, но как правило уже входит в состав диспансеризации, и также содержит только самый минимум.


  1. murkin-kot
    07.11.2024 07:13

    Технологии - это занимательно. Но начинать надо с умения выстраивать процессы. Если в чём-то присутствует бардак - никакой вам эффективной медицины не будет.

    Конкретно в Белой радуге был, да, в целом приятно-чисто-культурно, но с первого же посещения очевидно - процессы не выстроены. Это не бардак в колхозном понимании, разумеется, но, во первых, нет предела совершенству, и во вторых, отдал почти 500 т.р. другой клинике, в которой процессы лучше (хотя тоже не идеал).

    Ну и общая причина такой ситуации - руководство (безотносительно конкретной фирмы). Может как врачи они просто супер, но вот когда касаются сложной и долговременной работы, которая требует кучу внимания к различным бесконечным мелочам - всё, тут у нас лапки, мы же должны когда-то отдыхать, и вообще у нас технологии на самом наипрекрасном уровне, чего вы к нам с глупостями лезете.

    Так что подумайте сначала о земном, прежде чем замахиваться на космические дали.


    1. khulster
      07.11.2024 07:13

      Может как врачи они просто супер, но вот когда касаются сложной и долговременной работы, которая требует кучу внимания к различным бесконечным мелочам - всё, тут у нас лапки, мы же должны когда-то отдыхать,

      Мой опыт был схожий и сложилось впечатление, что клиникам очень не хватает проектных менеджеров. Вот тебе назначили план лечения, но в нем по сути описаны только шаги 1-2-3-4-5. Ни сроков, ни интервалов, ничего. И вот ты сходил на процедуру 1 и ожидаешь, что когда будет необходимо тебя назначат процедуру 2. А этого не происходит.

      Нет человека, который отвечал бы за тебя, как за клиента и пытался закрыть весь план лечения целиком перенаправляя от специалиста к специалисту и от этапа к этапу. Отсюда же адовые сроки. Вот приходишь ты записаться на этап 2, а приемные часы твоего специалиста расписаны на три недели вперед. Ибо заранее под тебя окно не пытался застолбить. И такой "лаг" на каждом этапе.


      1. ag_belaya_raduga Автор
        07.11.2024 07:13

        Вы абсолютно правы — в классической модели здравоохранения не хватает этого элемента. Действительно, это один из краеугольных камней, путь пациента как во время лечения, так и вне этого времени. Нужно менеджерить и использовать для этого весь современный технологический стек. И это принципиально важно для построения новой модели здравоохранения.


        1. khulster
          07.11.2024 07:13

          Нужно менеджерить и использовать для этого весь современный технологический стек. И это принципиально важно для построения новой модели здравоохранения.

          Причем все необходимые инструменты давным-давно есть в других отраслях.
          По сути чем профилактическая медицина, с точки зрения процесса от ТО автомобиля отличается? Есть сроки, есть прописанные на эти сроки процедуры с понятными расценками. Есть менеджеры, которые следят за сроками и напоминают клиентам, что пора на процедурку (ТО). Как говорится, бери - да пользуйся.


  1. Viacheslav01
    07.11.2024 07:13

    "Это коворкинг-клиника в «Сколково»"

    От этого словосочетания аж тестикулы втянулись.

    Круче него будет только "коучинг-клиника при теологической академии"


  1. Gryphon88
    07.11.2024 07:13

    Сейчас мы видим продолжение тренда, снова делаем такие пакеты в клинике, и вот теперь они внезапно начали работать.

    Вы долго старались и в итоге получили доверие пациентов, это очень круто. А вот меня успели хорошо "покачать", и зубы, которые не болят, я теперь лечу, только если мне обозначат проблемы минимум два несвязанных стоматолога, не совпавшие зубы - не лечу. Также проблема с "переездом": на обследовании панорамный снимок челюсти бесплатен, его запись на диск или чистую флешку - 3000, при этом заключение врача по этому снимку на руки не отдадут, как и историю болезни в частной клинике.
    Отдельный вопрос к согласию на оперативное вмешательство: его общий смысл "мы будем стараться, но ничего не обещаем". С одной стороны, в случае проблем я защищен законом, а с другой - как бы освобождаю врача от ответственности, при этом не могу проконтролировать нужность и правильность его действий. Получается бессмысленная бумажка, которая только подрывает доверия. Иногда понимаю хабровчан, которые самостоятельно сколы дремелем подравнивают.


  1. OpenA
    07.11.2024 07:13

    В моем понимании профилактическая медицина это когда лечащий врачь выписывает пациенту пить не меньше 2,5л воды в сутки и раз в полгода-год ходить в поликлиннику на узи проверять почки на наличие камней.

    А возить например простудившееся животное на капельницы, сдачу крови и прочие на чем настаивают в частных ветклиникахэто не профилактика заболеваний, а способ частной клиники хоть как то существовать навязав нафиг не нужные услуги, т.к. зарплаты аренду и прочее надо платить каждый месяц а клиенты не прирастают.
    Чисто по человечески я это все конечно понимаю, но всегда подозревал что весь это атракцион "важных медицинских услуг" закончится прямым лоббированием интересов через минздрав росветнадзор и что там у нас еще. А то что вы предлагаете еще и приведет к появлению 100500 мошеннических организаций, мало нам фальшивых газовиков-мчсников-проверяльщиков счетчиков вентиляций, будут еще сборщики анализов с тетрадкой и пробирками по квартирам ходить и тыкая в какое то там постонавление баночки для анализов продавать, кровь грязной иглой брать.


  1. iShrimp
    07.11.2024 07:13

    Мы же обсуждаем профилактическую медицину с точки зрения ИТ, верно? Значит, нужно подумать над тем, какие инструменты из сферы ИТ могут улучшить качество/доступность/результативность профилактики.

    Чисто технические проблемы: коммуникация и логистика, ограниченное количество больниц и прочих ресурсов, и, наконец, очень большая проблема — низкий уровень цифровизации.

    Действительно, про недостаточную цифровизацию говорят все, начиная с высших государственных лиц. Но часто то, за что берётся государство, у него получается плохо.

    Безусловно, единая медицинская информационная система необходима. Информация о здоровье должна быть доступна всем клиникам и только им, не должна теряться из-за несовместимых форматов данных, не должна требовать ручной обработки, отнимающей время медиков. Разработка такой системы должна должна проводиться под руководством самих клиник, в качестве основы можно взять лучшие существующие коммерческие МИС (в т.ч. от авторов данного блога) и сделать их максимально кастомизируемыми под любую медицинскую специальность.

    Для чего, собственно, медицине нужна цифровизация? Не столько для обмена данными между клиниками и облаком, сколько для развития самой медицины как науки. Чем больше будет накопленный объём данных, тем больше возникнет возможностей для их анализа - а это позволит выявлять новые, ранее неизвестные предикторы заболеваний, исследовать эффективность (или неэффективность) лечения и т.д. Но для этого системе нужно всестороннее доверие, обусловленное (1) открытостью алгоритмов и (2) надёжной защитой той части данных, которая составляет медицинскую тайну.

    Сложность также в том, что медицина очень консервативна, и многие врачи привыкли учиться только на своём опыте и опыте ближайших коллег. Этот опыт, каким бы большим он ни был, ограничен. Нужно расширять взаимодействие между каждым отдельным врачом и сообществом, чтобы врач имел доступ к опыту всех коллег, не только в виде описания отдельных случаев заболеваний, но также в виде агрегированной информации с указанием вероятности того или иного исхода.

    Многие медицинские показатели (например, лабораторные анализы) хорошо формализуемы и могут быть сразу внесены в систему. Но МИС также должна иметь интерфейс, облегчающий формализацию тех данных, которые врачи обычно описывают словами. Например, помимо текстовых полей "Анамнез", "Объективный статус" и др., в интерфейсе должен быть селектор для ввода отдельных симптомов и признаков. Либо система должна уметь самостоятельно выделять их из обычного текста. Путём анализа цепочек "пациент в состоянии A -> проведена процедура B-> пациент в состоянии C" можно находить закономерности в развитии заболеваний и прогнозировать результаты профилактики и лечения в полностью автоматическим режиме.


  1. Javian
    07.11.2024 07:13

    Профилактическая медицина ... когда-то давно была. Санатории, профилактории, пионерские лагеря, отпуск 28 дней... И подозреваю, что это работало - те поколения себя намного лучше чувствуют в пенсионном возрасте, в отличие от более молодых поколений.


    1. Format-X22
      07.11.2024 07:13

      Не сходится со средней продолжительностью жизни. И может оно даже и работало, но не компенсировало. Ностальгия ностальгией, но цифры это цифры.


      1. Caraul
        07.11.2024 07:13

        Слишком разная жизнь, чтобы вот так в лоб эти цифры сравнивать. Речь тут про то, что в СССР процесс уже был построен.


        1. arheops
          07.11.2024 07:13

          Так же как и все остальное в СССР.

          В профилактический лагерь детей отправляли, да. Но обычных детей - в лагерь в лесу, хороше если возле речки, и почти нереально - к морю.

          Про взрослых все еще хуже было.

          Даже являесь детьми непростых инженеров, еще и многодетной семьи - на море в лагере мы не разу не было по путевке.


          1. Caraul
            07.11.2024 07:13

            Ничего не понял - все намешано. Диспансеризацию проходили все - и дети и взрослые, и обычные и необычные. Кому по здоровью надо было - тех и посылали куда надо. Мне было не надо, я и ездил "в лагерь в лесу возле речки", для здорового человека самое то. Система была несовершенна? Так это любая система такая, уж на Хабре инженеры не дадут соврать.


            1. arheops
              07.11.2024 07:13

              Обычный средний рабочий среднего завода не мог получить билет каждый год даже в лагерь на окраине завода. Для детей.

              Для себя - вообще практически нереально.


              1. Caraul
                07.11.2024 07:13

                Да-да-да - никогда ни один никакого завода в никакой год никуда. Ваш частный случай никак не тянет на обобщение по всему Союзу.


                1. arheops
                  07.11.2024 07:13

                  Я вам про статистику, а вы про частные случаи. Тупо в СССР никогд не было количества лагерей достаточных для того, чтоб одновременно хотя бы 10% детей там поместилися.

                  Да, их было много. Но детей - сильно больше.


                  1. Caraul
                    07.11.2024 07:13

                    Не вижу в Ваших сообщениях никакой статистики - вообще цифр не вижу.


                1. Kanut
                  07.11.2024 07:13

                  А ваш частный случай тянет?


          1. Oleg_P_7
            07.11.2024 07:13

            Обычный детсад в горняцком поселке имел летнюю "резиденцию" в лесу.
            Пионерские лагеря имели и зимние корпуса для зимних каникул.
            Туда могли поехать дети шахтеров совсем бесплатно.
            Хорошие предприятия имели свои детские лагеря и санатории на берегу Черного моря.
            Во всех этих заведениях мне довелось побывать !

            Продолжу. Регулярное профобследование у нас началось на третьем курсе института. И продолжалось после выхода на пенсию.

            Как ни относится к большевикам, но они на словах постулировали, что главное у них - человек!
            А сейчас главное для всех и каждого - деньги и личный, а не командный успех.
            Так что не будет у вас профилактической медицины, пока у общества не поменяется целевая функция.


            1. Kanut
              07.11.2024 07:13

              Как ни относится к большевикам, но они на словах постулировали, что главное у них - человек!

              И даже практически всегда было ясно о каком конкретно человеке идёт речь :)

              И да, описываемая вами инфраструктура была. Но была доступна тоже далеко не всем. И бесплатной она тоже была далеко не для всех. И качество там далеко не везде было на высоте.


            1. arheops
              07.11.2024 07:13

              Я жил в городе в 50тыс населения.

              У нас было два лагеря "городских". В одном смена в 45 человек, в другом - где-то 80(8 отрядов по 8-11 человек разных возрастов). Смен в первом было 3, во втором - 2.

              Догадайтесь сами какой процент детей мог туда попасть. Если вы не вкурсе, в СССР количество детей было в районе 10%.

              Чтоб мы попали один раз мама( инженер) работала все три смены этого года на кухне лагеря. В две смены.

              Жили в неотапливаемых каркасных разваленных домиках, из развлечений была речка раз неделю(больше нельзя, вдруг кто-то утонет) и активность вожатых.

              Лагеря в Крыму у города, конечно, были. Но я знаю только одного ребенка который там был, он был сыном не последнего чиновника ГОРОНО.

              Людей которые попали в Артек или более известные лагеря до 2000х - я ни одного не знаю.

              И да, дети шахтеров в СССР - это не средний. У шахтеров была 2х-5х зарплата и соотвественные льготы.


              1. Caraul
                07.11.2024 07:13

                знаю только одного ребенка который там был, он был сыном не последнего чиновника ГОРОНО

                И я знаю - сын бухгалтера и домохозяйки, совсем не москвич, но победитель матолимпиад, был и в Артеке и в Орленке. Откуда знаю? Это мой отец. А я вот не был - то ли большевики, то ли гэбня, не знаю на кого свалить. Хотя постойте - я-то не победитель...

                Жили в неотапливаемых каркасных разваленных домиках

                Это какие годы? А то наш лагерь в Подмосковье когда-то тоже был похожим, только в 70-80-е я это уже не застал.


                1. arheops
                  07.11.2024 07:13

                  Я был победителем 5 олимпиад, включая две уровня республики. Два раза рассматривалося рассмотрение послать меня в Артек. Оба раза поехали дети номенклатуры ;)

                  В Артеке смена около 1000 детей. Победителей разных олимпиад сильно больше.

                  Мой ребенок в Артеке - был. Но нам это обошлось в 2средние зарплаты по стране. Плюс путевка выбитая мамой - зав кафедрой университета. В ее зарплатах это было 4. Плюс кого угодно не берут, это стоимость для победителя олимпиад.


                  1. Caraul
                    07.11.2024 07:13

                    Я был победителем 5 олимпиад, включая две уровня республики.

                    Это здорово без всякого сарказма.

                    Оба раза поехали дети номенклатуры ;)

                    Ну так в человеками построенные системы всегда включается человеческий фактор - увы нам.

                    В Артеке смена около 1000 детей. Плюс кого угодно не берут

                    Правильно, поэтому в Артеки ездят далеко не все. Но не Артеками едиными мир полнится.

                    Мой ребенок в Артеке - был.

                    То никто и никогда, то все-таки поехал. Тут надо или крестик/трусы или со временем определиться.


                    1. arheops
                      07.11.2024 07:13

                      Мой ребенок поехал платно и в 2013м. С крестиками сами разбирайтесь.


                  1. Javian
                    07.11.2024 07:13

                    На кой вам это море и Артек. С точки зрения ребенка - да, ему хотелось, потому что он читал об этом, но никогда не видел. Конечно имевшаяся площадь пляжей Черного моря и пансионатов, и лагерей не смогла бы вместить всех желающих - отдых на пляжах Черного моря всего 2,5 месяца в году. Физически не перевезти, не разместить там нельзя. Хотя бы ни кто не стал бы строить недвижимость, которая остальные месяцы не используется - это могли позволить себе только очень богатые предприятия. К слову возле Евпатории был Артек-2 - несколько лагерей построенные крупными предприятиями, и по капитальности не уступавшие Артеку.

                    И южный климат не всегда то, что полезно для здоровья. Сам Артек это - очень раскрученная картинка пропаганды. Его и сейчас после 2014 пытались использовать, но в современных реалиях там смотреть нечего.


  1. tchkEn
    07.11.2024 07:13

    Может в первую очередь стоит донести до людей понимание важности сохранности здоровья?

    Недавно услышал разговор как один персонаж жалуется другому что из-за медосмотра его жизнь стала хуже: нашли болячку, отправили на лечение, вылечили и перевели на менее вредное производство. Да, все делалось за счёт работодателя, но человек теперь не доволен что зарабатывает на менее вредной работе меньше чем раньше. Считает что "лучше сдохнуть, чем меньше зарабатывать".


  1. northrop
    07.11.2024 07:13

    Это всё равно что заставить МВД не ловить преступников, а активно создавать условия для предотвращения правонарушений:

    Нашли кого в пример приводить - при борьбе с преступностью эти персоны вообще подпадают под поговорку "пчелы против меда"


  1. geradeaus
    07.11.2024 07:13

    Вообще хотелось бы, чтобы медицина выглядела такой в большинстве стран мира: и развитых, и развивающихся

    Т.е. выписывающая ибупрофен и "пошел нафиг, стмулянт" при любых хоть чуть смазанных симптомах, не угрожающих жизни пациента здесь и сейчас, но вынуждающих Светило в халате морщить мозг, шевелить извилинами, а страховку - раскошеливаться на обследования? С многомесячными ожиданиями терминов, даже если реально хреново?


  1. P1ngZer0
    07.11.2024 07:13

    Противоречащий статье заголовок => реклама собственного проекта.

    Не надо так.