Закатное солнце с любопытством пялилось в монитор, бликовало, мешало. Мы с Гулей Аналитиковной уткнулись в экран носами, пытаясь разглядеть всплеск на графике установок приложения.
– Где, говоришь, у тебя реклама выходила? – Гуля сдвинулась чуть влево, перекрывая солнце.
– Вот здесь…
– Не вижу…
– Вот и я не вижу…



Мы дружно придвинулись ближе и стукнулись головами.
– Блин! – Я потерла висок. – Так и сотрясение мозга недолго получить.
– Было бы чего сотрясать… – буркнула Гуля.
– Чего?!
– Оптимизацией страницы в магазинах, говорю, когда займешься? У тебя явно пользователи где-то в пути теряются.

– Так ребята же обещали.
– Это те, которые громко кричали в Фейсбуке, что готовы забесплатно для портфолио, а потом молча слились? Ну да, ну да… Жди.
Я вздохнула. Хотелось, конечно, чтобы со страничкой мне помогли грамотные люди, но судя по поведению этих товарищей, надеяться на них не стоит от слова «совсем». Если компания в принципе позволяет себе динамить клиентов, пусть даже бесплатных (большинство из которых можно перевести в разряд потенциальных, а то и реальных) – она может подвести и в более ответственный момент уже на оплаченном проекте. Сказали бы: «Извини, передумали, набрали более интересные для нашего портфолио проекты» – да без проблем! Только зауважала бы, что так вдумчиво к своему проекту относятся и что предупредить не забыли. А так… Удачи им, чо.
Но заниматься оптимизацией самой не хотелось категорически. Кроме знания расшифровки аббревиатуры, в багаже наличествовал лишь опыт маркетинга вообще и несколько рекламных кампаний в АдВордс, не самых удачных, прямо скажем. Разбираться еще и в ASO?
– Переходов с рекламы на лендинг тоже кот наплакал. – Я продолжила вяло сопротивляться, уже понимая, что впустую. – Значит, раньше пользователи теряются. Думаешь, оптимизация спасет?
– Думать – это не моя работа!
– Оно и видно…
– Чего?! – взвилась Гуля.
– Хорошо, говорю, сделаю! Только позже, когда очередную версию приложения допилю.
– А какая связь?! – Судя по тону, крепко ее задело. – Давай-давай, не филонь! Долго ли – разобраться, сесть и сделать?
– Сказала же, будет, – примирительно улыбнулась я. – Ты мне лучше подскажи, стоит ли еще рекламу пускать, коли с нее выхлоп нулевой?
Гуля, еще бухтя под нос, села в кресло напротив, повозилась, якобы устраиваясь… Но уже видно было – отошла. Она вообще отходчивая.
– Если такую, как тебе в прошлый раз сваяли – не стоит.
– Ты про тот обзор, который я правила, и который все равно с кривым заголовком вышел? Ну это нонсенс какой-то, остальные-то вполне вменяемые ребята, с кем я работала.
– Напомни, сколько ты за него заплатила? – ехидно осведомилась Гуля.
– Ну, так… – смутилась я. Признаваться, что за лажу еще и уплочено, было стыдно. – Штуку.
– В бизнесе копейка, потраченная впустую – это уже много. А тут тебе мало того, что текст после них пришлось весь исчеркать, так еще и возмущение выслушивать, что ты посмела быть недовольной их работой.
– Да поняла я уже, поняла, что эти ребята идут в тот же лес, что и асошники! Кончай пилить. По делу что скажешь?
Гуля снова встала и подошла к столу.
– Ну-ка, покажи еще раз график установок. Где, говоришь, реклама выходила?
– Где-где… Не нарывайся на рифму! Ни одна не сработала, ни разу даже сотни установок не было, а народ пишет, что и тысячи имел. Почему у меня не так?!
– Почему-почему, не нарывайся на рифму.
Я зависла, пытаясь сообразить, какое неприличное слово она имела в виду. Хотя по словарному запасу Гуля могла приделать кого угодно – дочь самого Гугла, не абы кто.
Вообще, странная ситуация с этим приложением… Вроде все делала, что опытные маркетологи советуют – и обзоры были, причем, на весьма популярных сайтах. И новости в крупных пабликах вешала – и тематически-литературных, и андроидных. И даже баннер месяц висел на прилично посещаемом сайте. Это не говоря уже о поддержке нашей, издательской аудитории, коей сотен пять голов наберется, а если Фантлаб сосчитать – с его-то под сотню тысяч юзеров… И что? А ничего! Максимум установок пришелся как раз на первое объявление на Фантлабе – стыдно признаться, но их было 33 за день. Неужели, действительно, проблема в странице магазина?
Гуля молчала, разглядывая график, меняя разрезы и выборки.
– А стоит ли заниматься реанимацией этого приложения вообще? – не глядя ей в глаза, негромко спросила я. – Может, оно уже того… А? Руки опускаются. Может, зря я обновление готовлю, время на него трачу?..
Да… Думала я уже на эту тему, думала… Вовремя сказать «Стоп» – важно, если речь не о хобби. Но пришло ли уже это время? Или пациента еще можно вернуть в наш бренный мир, и у него впереди длинная, счастливая и яркая жизнь?
– А что останавливает? – так же тихо и так же не отрывая взгляда от монитора, вернула вопрос Гуля.
– Понимаешь, я пока еще верю, что идея хороша. Что такое приложение нужно людям. Может, немногим, но если наберется тысяч пять активных пользователей, можно считать, что оно состоялось. Неужели нереально столько набрать?
– А ты точно все испробовала?
– Блин! Да сделаю я оптимизацию! Сделаю!!!

Спустя пять дней

Если смотреть на закат через бокал с коньяком, его цвет трудно описать, банальщину же вроде «темного золота» или «янтаря» даже мысленно озвучивать стыдно. Просто – цвет «взгляд на солнце через коньяк». Надо будет дизайнерам посоветовать – пусть включат в список, где цвет бедра испуганной нимфы уже значится…
– Ну, как успехи? – Гуля материализовалась за моим правым плечом. – Смотрю, коньяк пьешь, не водку. Значит, получилось?
– А то! Глянь на графики.




– Что-то еще в эти дни делала?
– Не-а. Ну, очередная авторская неделя пошла, так она с понедельника, а рост начался сразу после того как я в субботу вечером страницы в магазинах обновила. Да и не первая у нас такая неделя в Талейдоскопе – прошлая, вон, аж с букеровским номинантом была. Паблики неплохо охватили, а результат сама видишь.
– Мда… Значит, это реакция именно на смену страниц. Поздравляю!
Я салютнула ей бокалом и пригубила. Все-таки Хенесси ХО – хорош!
– Сложно было? – Гуля устроилась в кресле напротив.
– Не-а. Подыскала в планировщике АдВордса ключевые слова с приличным количеством запросов, выбрала из них те, которые можно в текст гладко вставить. Потом сам текст набросала, стараясь списками все оформлять. Скриншотики перерисовала, название приложения поменяла на банальную, но говорящую «Библиотеку фантастики»… Вот и все.
– Мораль? – улыбнулась Гуля.
Я улыбнулась в ответ. А что тут скажешь? Глаза боятся, а руки делают. И в данном случае оказалось неважным, что ни знаний, ни опыта у меня не было. Здравый смысл и один день работы, включая чтение пары-тройки статей по теме. Результат, конечно, не тот, что могли бы профи выдать, но моя задача-то решена. Для себя я вывод сделала – к спецам в таких вопросах есть смысл обращаться при масштабном продвижении, когда все действия должны быть согласованы, а запросы по ключевым словам нужно постоянно мониторить. Если же речь идет просто о том, чтобы убрать существенные, как оказалось, помехи на пути пользователей к установкам приложения, то тут реально справиться и самостоятельно. Но неудачно оформленная страница, действительно, может умножить на ноль всю активность по продвижению.
– Что дальше делать думаешь? – Считав ответ с моей довольной физиономии, Гуля продолжила допрос.
– Ретеншены надо увеличивать, чтобы новых пользователей уже в самом приложении не терять – тут хочу напоминалки встроить. Да и длительность первого сеанса слишком мала и падает. Подозреваю, что работать во время первого обновления каталога неудобно. Буду схему загрузки контента менять и тьюториал добавлю… Пока юзер его смотрит, каталог, глядишь, и обновится.
– А по остальным сеансам что?
– Они тоже, большей частью, короткие – надо увеличивать, но пока не знаю как. Потом подумаю.
– Потом она подумает… Ну-ка, покажи диаграммку по месяцам.



– Мда, грустное зрелище… Душераздирающее зрелище… Кошмар…
Ну вот кто ее просил? Такое настроение отличное – удалось пациента реанимировать, пусть не бегает еще, но в палату интенсивной терапии уже переводить можно… Нет, чтобы просто порадоваться за меня. Планы бы и позже обсудили. Через день там, неделю… Хотя сколько за эти день-неделю полезного сделать можно?..
– А насколько хочешь увеличить? – Почуяв мое возмущение, Гуля сменила дурашливый тон на деловой.
– Ну… не знаю. Просто побольше чтобы…
– Просто побольше… – передразнила Гуля. – Пять минут или полчаса?
Я пожала плечами. Как такое оценишь?
– У тебя какая средняя длительность сеанса с конверсиями?.. Ну-ка, ну-ка… Вот она, родимая… Смотри. Средняя за весь период – 18 минут, многовато. Но если выкинуть февраль с его 25-тью минутами и посмотреть на последние месяцы, то в марте – 10 минут, в апреле – пока 8. Вот на эти цифры и ориентируйся. Поняла?
Я ошалело кивнула. Вот же умная, зараза! Хотя много знать и быть умной – две большие разницы… Но об этом я вслух говорить не стала.
– Дизайн бы тебе еще поменять…
– Это да. Хочу материальный попробовать, но не в ближайшем обновлении, а то я его до морковкиного заговенья делать буду.
– Логично. Ну, удачи тебе! Зови, когда понадоблюсь. – Махнув на прощание, Гуля растворилась в воздухе.
Я снова посмотрела на угасающее солнце сквозь бокал. С прикладной точки зрения закат бессмысленен, но красив. Циферки в таблице с аналитикой некрасивы, но осмысленны. А вот приложение должно быть и осмысленным, и красивым… Красивым, как взгляд на солнце через коньяк.
Сочувственно вздохнув, солнце окончательно скрылось за горизонтом. А меня ждала очередная, и не последняя рабочая ночь – надо допиливать обновление…

Комментарии (3)


  1. vvzvlad
    19.04.2015 20:04

    Мило. А описание ритуала вызова Гули есть? Только Гули, а не Гуля.


    1. Oksumoron Автор
      19.04.2015 20:09

      «Сие тайна великая есть» (с) ;)


      1. zayko
        19.04.2015 22:26

        Кас, прекрати :D