Привет, меня зовут Аня Анциферова и я – продакт «Цифрового вагона», о создании и принципах работы которого мы уже рассказывали ранее тут и тут. Если совсем коротко, то это сервис предиктивной аналитики технического состояния вагона. Он помогает заранее узнавать о том, что вагону нужен ремонт.
Как известно, «плох тот повар, который никогда не пробовал собственных блюд». Поэтому мы с командой, работающей над этим сервисом, решили своими глазами посмотреть, как ремонтируют вагоны, и для этого отправились в вагоноремонтное депо «Грязи».
Немного теории
Вагоны, которые отправляются под погрузку, должны быть исправными, а главная задача их владельца — вовремя и в нужном количестве предоставить парк клиенту. Если вдруг на этапе погрузки выяснится, что вагон неисправен, то оперативно заменить его будет нечем. Это убытки для бизнеса.
Чаще всего вагоны направляются в ремонт из-за износа гребня колесной пары. Мы разработали программный модуль «Предиктивный ремонт», который обрабатывает большие массивы неструктурированных данных о состоянии этих деталей. Информация поступает с датчиков на сетях железных дорог и помогает решить, куда отправить каждый конкретный вагон – под погрузку или в ремонт.
Депо. Начало
До «Грязей» путь неблизкий - около 6 часов. Было время поразмышлять вот о чем: как правило, разработчики не бывают «в полях». Некоторые вообще никогда вживую не видели грузовые вагоны, поэтому и процесс ремонта представляют себе довольно условно. Вагон для нас, в первую очередь, не тара для перевозки груза, а набор данных, которые можно интерпретировать. Так стоит ли так далеко ехать, чтобы научиться отличать полувагон от крытого, посмотреть, как выглядят тележки, колесные пары, как обтачивают обода и гребни, может быть даже побыть в роли путевого обходчика и постучать по ним молотком?
Забегая вперед, могу сказать, что точно стоит. Важно увидеть и пощупать то, что до этого выглядело для тебя как ряды цифр, послушать людей, для которых ты создаешь свой продукт. Не менее значима возможность изучить, как устроены «аналоговые» процессы внутри депо и понять, какие из них мы еще можем оцифровать. «Цифра» уже заметно изменила облик бизнеса ПГК. Это напоминает внедрение поточного производства, которое обычно связывают с именем Генри Форда. Он разделил процесс изготовления сложных деталей на множество небольших операций, что кратно увеличило скорость производства и уменьшило стоимость товара. Тогда компаниям, чтобы выжить, пришлось учиться производить массово дешевую продукцию. Сегодня главный драйвер увеличения операционной эффективности бизнеса – работа с данными. А значит, поездка в депо не просто ликбез, но и реальная возможность посмотреть, как цифровые решения уже применяются на производстве и как можно их улучшить.
В депо
Приехали. По традиции всем провели инструктаж по технике безопасности и выдали каски. Некоторые манипуляции с вагонами при определенных обстоятельствах могут быть опасны. Это, кстати, одна из причин того, что все ремонтные работы в цехах депо проходят при ярком свете.
Для многих из нас это была первая поездка в депо, так что по дороге мы фантазировали, каким же оно будет на самом деле, что мы там увидим. Было интересно увидеть результаты модернизации предприятия, в которую ПГК основательно вкладывалась все прошлые годы. 1935 год основания – это вам не шутки! Попав в помещения, мы убедились, что в тележечном и колесно-роликовых цехах стоит современное оборудование, есть автоматизированная система контроля качества ремонта АСУ-В. В общем все далеко не такое уж «аналоговое», как думали некоторые из нас.
Потрогать руками
Мы ехали на предприятие с конкретной целью – посмотреть, как происходит заполнение листов комплектации колесных пар. Это нужно для того, чтобы понять сущность данных. Они обычно поступают из главного вычислительного центра владельца инфраструктуры и не всегда понятно, что за ними скрывается, какие есть недостатки. Полезно знать, в каком порядке расположены колесные пары, для дальнейшей предиктивной аналитики.
Но было еще кое-что. Мне было интересно посмотреть, как вообще устроена работа депо, какой путь проходит вагон от поступления до выходного контроля после ремонта. Коллеги с гордостью показали новинку – современный станок СОНК. Да, меня, как и вас, эта аббревиатура вогнала в ступор, но оказалось, что ничего сложного в ней нет. СОНК – это «старая ось, новое колесо», то есть когда при ремонте используются уже новые колеса взамен вышедших из строя, а вот ось еще в хорошем состоянии и может долго прослужить. Еще я, наконец, увидела, что такое обод и гребень колеса, как их обтачивают. Эти данные мы, в том числе, учитываем при расчетах, поэтому увидеть все вживую очень важно.
Многим кажется, что ремонт вагонов — слишком консервативная отрасль, которую невозможно полностью оцифровать. Доля истины в этом есть. Эффект от цифровых сервисов ощутим только в том случае, если он «вписан» в бизнес-процессы компании и продуктом реально пользуются. Если же процесс трудно алгоритмизируется, то и цифровой продукт сделать сложно. Что делать?
Искать
За пару часов экскурсии много не успеешь. И все же кое-что новое удалось выяснить. Один из важных критериев принятия решения о направлении в депо – это длительность простоя. Сотрудники предприятия показали нам, как выстроен процесс работы по ремонту вагонов, сколько времени примерно уходит на работу с той или иной деталью. На ВРП Грязи все процессы отлажены и порой проходят даже быстрее, чем прописано в нормативах. Оказывается, чаще всего простой вагонов возникает тогда, когда на станции их много, а техники и бригад не хватает.
Как использовать эти входные данные? Разумеется, наполнять бэклог! Мы уже начали разработку сервиса, который позволит автоматически подбирать и заадресовывать вагоны в наиболее выгодные и эффективные депо с учётом большого количества факторов. Возможно, уже совсем скоро поделимся новостями о том, как движется проект.
Кстати, вы хотели бы услышать про особенности работы продактов в промышленных компаниях? Если да, маякните в комментах, что наиболее интересно?
Комментарии (4)
Ra-Jah
18.08.2022 15:08Определенно не хватает гик-порно с наборами данных, которые снимаются и чем снимаются, не таким уж аналоговым.
DMGarikk
чёто я какойто токсичный стал в последнее время… но видимо нервы сказываются
в начале нулевых я работал бригадиром на установке которая называлась СДПВ (система диагностики пассажирских вагонов), которая осуществляет выходной 'компьютеризированный' контроль качества ремонта и соответствия параметрам… и… мммм… нафиг оно никому не надо там, это всё.
перед тем как я оттуда ушел, моя работа заключалась в печати отчетов 'правильных', а моя установка уже полгода как не работала
было бы забавно если в РЖД всётаки наконецто чтото такое внедрят… в последний раз когда я такое видел (в конце нулевых), там внедрили САП и (в одном из грузовых депо подмосковья) туда вбивали всякие циферки для трекинга ремонта вагонов… но делали это не онлайн — как надо, а раз в месяц и подбивая цифры 'чтобы компьютер не ругался и начальник не ругался если окажется что вагон не соответствет параметрам'
Anna_Antsiferova Автор
Здравствуйте! В одной из статей мы ранее писали о датчиках, которые на сети измеряют технические показатели колесных пар вагонов. Благодаря анализу данных с этих датчиков мы можем сделать выводы, в том числе, о качестве проведенного ремонта. Но, конечно, потенциал для автоматизации процессов еще огромный.
DMGarikk
потенциал там бесконечный, который разбивается об реальность на местах
до сих пор помню фразу начальника ответственного за ремонт на нашей дороге на вопрос слесарей:
«если мы будем закупать все запчасти которые вы тут просите, зачем же вы тут нужны тогда?» (с)