Вот приехал вагон лома, мы опускаем туда краном два огромных магнита и передвигаем ими внутри вагона. Так мы разгружаемся:



Если вы присмотритесь к этому лому, то увидите, что он не совсем чистый: где-то есть земля, где-то — тряпки, где-то может попасться ветка дерева. Несмотря на подъём магнитом, из-за того, что железяки у нас довольно корявые, за них цепляется мусор и потенциально может уйти в переплавку. А мы очень не любим, когда на переплавку пытается уехать, например, батарея отопления. Батарея отвратительна, потому что в сантехническом чугуне очень много фосфора, и её надо обрабатывать дополнительно. Древесина и тряпки вообще не плавятся, а горят, земля повышает количество шлака, и поэтому все они не только портят расплав, но ещё и сильно уменьшают КПД электродуговой печи за счёт дополнительных затрат энергии. Поэтому мы очень хотим контролировать качество лома.

Ещё лом отличается, в частности, по толщине металла и размеру кусков. Толстый, правильно порезанный лом без мусора вроде разобранных металлоконструкций мостов — дорогой, а тонкий, мелко накрошенный и с землёй вроде полежавшего на пляже разбитого вдребезги холодильника, — дешёвый.

Естественно, поставщики не стремятся сильно очищать лом, потому что, чем больше там будет мусора, тем меньше металла нужно для поставки — это им выгодно. А потребители лома готовы мириться с порогами в 1,5-2 % мусора (это закреплено в ГОСТах и ТУ), но не больше.

И вот здесь на разгрузку ворвались наши цифровизаторы, очень быстро и очень весело решив проблему. Точнее, они решали одну проблему, а в результате получилось нечто даже более крутое.

image
Вот так выполняется разгрузка

Непростая судьба лома


Предположим, что вы разлюбили свой холодильник и решили от него избавиться. В отличие от других металлических предметов смыть его в унитаз будет не только технически сложно, но и экономически глупо. Холодильник можно сдать на площадку приёма лома, и вы даже окупите затраты на топливо.

Предположим, что ваш белый друг попадает на площадку. Проблема с ним в том, что он сложный, то есть состоит из различных металлов, пластика, резины и фреона. И если фреон неважен, то всё остальное нужно тщательно разделить. Но вам заплатят как за целый холодильник, сверившись с таблицей удельного содержания металла в бытовой технике. Точно так же при сдаче из гаража старой машины 1920 года они сверятся с таблицей содержания металла в разных машинах.

Дальше нужно раздербанить холодильник и разделить материалы. Кроме очищения от сора (пластика и резины), нужно будет разделить лом чёрных металлов и лом цветных металлов. Если цветмет попадёт в чермет, то он будет считаться мусором, а не более дорогим подарком, и поставщик пострадает. Естественно, разборка производится с некоторой погрешностью, например, не все снимают катушки и конденсаторы с плат.

После этого остов холодильника нужно порезать ножницами (это большие гидравлические ножницы), чтобы лом принял определённые габариты. ГОСТ писался исходя из габаритов приёмных лотков тогдашних печей. Слишком мелкий и слишком тонкий лом — это плохо: он не очень хорошо укладывается в печь, оставляет много воздуха. Негабарит может не пройти в погрузочную ёмкость (бадью).


Закладка лома в дуговую печь


Вот так выглядит электродуговая печь. Она вся закрыта защитными кожухами, завалка лома происходит сверху.

Ваш холодильник — «грязный» лом, потому что полученная масса кусков металла будет сложена на землю (хотя на современных площадках уже есть требования по жёсткому покрытию вроде бетона), а затем погружена большим краном-клешнёй в вагон или грузовую машину. Естественно, эта клешня зацепит и землю, и какой-то возможный мусор, плюс в самом ломе останутся куски пластика и прочий сор ещё с момента разборки.

«Чистый» лом обычно остаётся после демонтажа металлоконструкций. Например, если вы сдаёте в лом металлический мост, то его можно очень аккуратно порезать на идеальные куски, которые покатаются по стране и станут позже отличным новым мостом.

В итоге этот лом попадает в грузовые вагоны и едет к нам на производство. В зоне разгрузки останавливаются сразу два состава на параллельных путях, и начинается одновременная разгрузка лома тем самым краном с электромагнитами.



На картинке выше — примерно 60 тонн металлолома, сырья для производства металла на НЛМК-Калуга. При этом полторы тонны из них может оказаться деревом, песком, пластиком и прочим сором, что мы и вычтем из цены вагона. Всего с такого вагона снимается примерно 35 слоёв по мере его разгрузки, каждый слой фиксируется и анализируется.

В чём проблема


  • Лом может быть не того качества, который заявлен поставщиком. Например, заявили один размер куска, а приехал хуже, то есть дешевле. Очень не хочется переплачивать за него.
  • В ломе может быть мусор. Баллоны встречаются редко (как и идиоты, которые кладут их в лом), а вот батареи отопления и резина — относительно часто. Их нужно вынимать оттуда вовремя. Может встретиться негабарит. Его нельзя выгружать и нужно вернуть обратно поставщику.
  • Может быть много земли, за неё не хочется платить.


Батарея приехала!

Более того, некоторые поставщики в цепочке от ломозаготовителей до нас осознанно или случайно запрессовывают землю в трубы и кладут дерево внутрь пакетов. Пакет — это такая форма поставки лома, когда его собирают в пресс и делают кубик. Если внутри пакета будет древесина, то об этом мы узнаём только в печи. Габарит пакета — до полутора метров.

В итоге крановщики выгружают лом в специальные места для хранения — закрома. С крана крановщик не всегда видит, что разгружает, а вот инспекторы с галерей над вагонами контролируют выгрузку и видят намного больше.

Если поставщик нарушает не специально, то может быть понижена оценка партии или применена какая-то санкция за каждый выявленный случай. В случае поставщика, периодически злостно запрессовывающего землю в трубы, мы вообще запрещаем отгрузки в наш адрес.

Как это было всю жизнь у всех


Раньше, если был косяк, то его фиксировали на обычный фотоаппарат.

Затем в конце приёмки инспектор делал заключение о качестве лома: тот ли это был сорт, который заявлен, не было ли слишком много сора и так далее. Если было понижение качества от заявленного в транспортной накладной, то отчёт сопровождается доказательствами (ручными фотографиями) и отправляется поставщику.

В реальном мире процесс этот крайне неоптимальный, неудобный и требует либо много людей, либо выборочного контроля. «Выборочного» — это значит, что те люди, которые есть в разгрузочном цехе, успевают увидеть то, что успевают: отсортировать батареи, баллоны, покрышки, крупные ветки и негабарит. При этом страдает качество оценки партии: её просто нельзя сделать детально при одновременной разгрузке 28 вагонов. Чтобы вы понимали масштаб, в день через разгрузку проходит 70–100 вагонов, а это до 4 500 тонн лома.

Как выглядит контроль лома в НЛМК-Калуга теперь


Вот такой вагон приходит:


Это нейросеть определила количество мусора в нём


Это нейросеть определила итоговый состав лома. 3А2Н — это ножничный сорт установленного размера кусков без мотков проволоки.

Задача для цифровизаторов


Первое, что мы придумали, — это сделать послойное фотографирование вагона по мере разгрузки, то есть установить камеру над вагоном и после каждой итерации снятия крановыми магнитами слоя корявых железяк делать фото. Это уже само по себе даст огромный плюс для оценки качества: имея послойную структуру вагона на фото, инспектор-оценщик может сразу сказать, сколько там и чего было, а также представить очень чёткие доказательства.

Вот пример отчёта, который сейчас генерится автоматически:







Фотографировать просто так было нельзя, потому что один и тот же вагон мог вставать в разные места цеха, его могли разгружать несколько разных кранов, и даже выбор момента для фото с данными телеметрии крана не представлялся возможным: подача или снятие напряжения с магнитов никак не гарантировали, что крановщик взял или отпустил металл.

Хорошей идеей были бы тензометрические датчики на путях (весы), но их интегрировать с учётом требований безопасности невозможно. Снимать данные с крана тоже сложно: слаботочка в цехе малореальна из-за невероятных помех (высокое напряжение в толстенных кабелях, которое банально не даст прокинуть слаботочку для питания), монтировать что-то на движущийся кран тоже сложно, а закупить камеры и видеокарты — это вообще мелочь по меркам цеха в сравнении с остальным.

Куда проще и дешевле оказалось создать модель, которая фотографировала бы вагон сама, определяя после простого обучения, что сейчас делает кран и что остается в вагоне.

А знаете, что бывает, когда вы уже готовы внедрить первую модель видеоаналитики? Вы не можете остановиться. Собственно, следующей идеей было научить модель останавливать разгрузку, если в вагоне лежит что-то, что нам очень не нравится: те самые батареи или баллоны, например. То есть крановщик просто не мог снимать следующий слой и передавать его в бадью, если косячный предмет не убрали.


В вагоне с иконкой красной руки нейросеть что-то нашла

Но и на этом мы не остановились. Итогом всего этого стало то, что модель стала считать итоговое качество лома сама, оценивая количество мусора во время разгрузки и используя данные взвешивания вагона до и после разгрузки (это даёт понимание о массе неметаллического мусора, который ссыпался на дно во время разгрузки). То есть она предотвращает выгрузку брака из вагона и сама оценивает партию.



Естественно, возникли сюрпризы, причём как плохие, так и хорошие.

Что выяснили в процессе внедрения и эксплуатации


Изначальная идея была взять весь банк фотографий инспекторов-оценщиков и учить на них модель, а потом обученную модель уже «натравить» на фотографии с камер сверху цеха. Не получилось: фотографии с земли не подходили, нужно было делать фотографии именно с того же ракурса, откуда лом видит камера. В итоге мы набрали 25 тысяч изображений для обучающей выборки и ещё под тысячу — для тестовой (не участвующей в обучении) и учили уже на них.

В цехе пришлось сделать разметку для установки вагонов и договариваться с машинистами так, чтобы у них появился стандарт на остановку ровно в нужном месте, чтобы вагоны оказывались под камерами в предсказуемом положении.

В серверной завели новый сервер с GPU, в цех поставили новые маршрутизаторы и видеорегистраторы.

Цех крытый, поэтому имеющееся освещение менять не пришлось. Если был бы открытый, то пришлось бы делать отдельные выборки для зимы и солнечного лета, скорее всего.

После оценки того, что решит нашу задачу без того, чтобы это потом было мучительно сложно поддерживать (и по другим параметрам), по всей совокупности требований подошла платформа Deepstream от Nvidia. Это набор инструментов потоковой аналитики, кусок NVIDIA Metropolis, платформы для обработки изображений и данных датчиков. Там есть конструктор блоков-плагинов для работы с аппаратным ускорением (GPU или CPU), декодеры, нейросети, фильтры и прочие элементы. Deepstream поддерживает C / C ++ и Python, в основе — опенсорс GStreamer. Пайплайн примерно такой:



То есть, например, там есть видеодекодер (H.264), блок масштабирования изображения IMAGE PROCESSING и так далее.

Вспомогательные модели:

  1. Детектор вагона: модель сигнализирует, что под камерой — вагон, а не что-то другое.
  2. Детектор цифр: мы считываем номер вагона с борта и соответственно поставщика.
  3. Модель для определения магнита в вагоне позволяет вычленять из нескольких часов разгрузки несколько десятков кадров, с помощью которых можно однозначно определить параметры сырья.



Основная модель — нейросеть, которая оценивает класс лома и процент засора приходящего лома. С помощью свёрточных нейронных сетей на каждый снятый с вагона слой даётся прогноз качества материала. Ещё один детектор ищет негабарит и опасные предметы.

Самое интересное было в оценке фотографий обучающей выборки. Если «есть брак или нет» получить просто — ну, эксперту достаточно посмотреть на фото, и он сразу узнает спрятавшееся колесо, — то вот с оценкой качества сложнее. Мы предложили все фото обучающей и тестовой выборок двум группам экспертов: нашим с завода и отправителям со стороны металлозаготовки. После получения прогнозов качества лома на каждый слой вычисляется интегральная оценка на вагон, которая и идёт в отчёт.

100-процентное покрытие лома


В процессе разметки обучающей выборки поставщики, естественно, очень заинтересовались, что же мы такое делаем. Мы охотно объяснили. Что удивительно, недовольства не встретили и в первый месяц тестовой эксплуатации поняли, почему. Мы достигли абсолютной прозрачности разгрузки и синхронизировали наши глаза с глазами поставщика. Появилось полное взаимопонимание при оценке качества.





А вот дальше случилось удивительное! Мы начали находить конкретные элементы брака и присылать 40-страничные отчёты с фото с анализом каждого слоя, решениями о том, ссыпался мусор на следующие слои при разгрузке или нет (пятно земли должно кочевать с 11-го на 12-й слой и так далее), и прочим. И мы поняли, что робот, не теряя бдительности, осматривает каждый кусок лома. Кроме пакетов, конечно. С пакетами мы не работаем.

Такого ни у кого не было.

И в этот момент к нам начал приходить лом гораздо более чистый, чем раньше. В совокупном экономическом эффекте у нас появились экономия энергии в дуговой печи (точнее, повышение её КПД), снятие рисков по авариям (тот самый детектор опасных предметов в браке) и, самое главное, глубокая психологическая вера, что весь лом будет отсмотрен. Уже этого хватало, чтобы качество лома резко выросло. Расходные коэффициенты резко изменились так, что даже технологи пришли нас хвалить. Если вы были на реальных производствах, то это примерно так же вероятно, как если бы вас похвалили бухгалтерия или юротдел в офисе.

А ещё мы перестали платить за мусор.

А потом к нам пришёл другой металлургический завод (не из нашего холдинга) и попросил такое же решение. Я считаю, что это высшая похвала тому, что мы сделали.

Сейчас модель всё ещё в тестовой эксплуатации, то есть работает ассистентом людей, но не заменяет их. В планах у нас много интересного. Мы уже придумали, как лучше собрать обучающую выборку для резинотехнических изделий и настроить детекцию точнее. Нам нужны детекторы не только для кранов с магнитами, но и грейфером (ковш-клещи, он иногда используется на других участках), а также много других улучшений. Плюс интерфейсы для загрузок обучающих выборок из других цехов, где другое расположение кранов, вагонов и другое освещение: точно понадобится дообучение или переобучение от места.

Комментарии (77)


  1. NP447
    30.08.2022 10:15
    +2

    А правда, что сталь из металлолома получается хуже по качеству, чем из руды?


    1. ion2
      30.08.2022 12:14
      +2

      Неправда. Всё ровно наоборот. Для подшипников, например, сталь варят из металлолома.


    1. Dodge40 Автор
      30.08.2022 14:12
      +7

      Сталь получается того качества, которое необходимо для конечного продукта. Это разные технологии. Сталь из металлолома содержит больше цветных примесей, чем сталь из руды. Все остальное – это особенности конечного назначения и соответствующие технологии. Например, из металлолома выплавляют сталь, из которой производят металлокорд. У нас в Калуге делают арматуру, самолётная сталь – это другая история.


    1. economist75
      30.08.2022 15:02
      +25

      Да, но выход найден :-) Многократные переплавки лома (на 40-75% это автомобильный лом) сопровождаются неизбежным попаданием цветмета (латунные, бронзовые, медные детальки, в основном электротехнические) в сталь. Это приводят к постепенному накоплению меди (Cu) в стали (Fe 0.98-0.999, C 0.001-0.02). Даже мизерная доля меди сильно уменьшает прочность стали на разрыв, кручение, свариваемость итд. Имеющимися в XXI в. технологиями металлургии - атомы меди из расплава железа убрать нельзя никак - они прочно удерживаются кристаллической решеткой Fe.

      Поэтому в мире около 0,5 млрд. тонн металлолома уже не подлежат переплавке из-за "замеднения". Они лежат мертвым грузом, иногда перепродаются простакам, но в основном лежат.

      Заводы, имеющие доступ к железной руде, могут лишь по чуть-чуть подмешивать такой замеднённый лом в чугун или сталь из чистой Fe-руды. Но судя по растущей динамике накопления замеднённого лома - никто из крупных заводов в мире это массово не делает, т.к. это хлопотно и опасно - можно привести к браку всю плавку, а это 50000-200000$ убытков, расписанные на всю виновную смену (100-500 человек).

      Поэтому металлурги всех стран соединяйтесь дружно решили спихнуть эту проблему на плечи будущих поколений. Это разумно, т.к. "глобальное тепло" или инопланетное вторжение могут слегка поменять повестку в "следующий" раз, когда наступит очередной повод задуматься о судьбе планеты.


      1. DMGarikk
        30.08.2022 15:22

        а это 50000-200000$ убытков, расписанные на всю виновную смену (100-500 человек

        что значит убытки расписанные на всю виновную смену? лишение премий на 5 лет вперед?


        1. StjarnornasFred
          31.08.2022 16:32

          Математика подсказывает, что это 100-2000 баксов на рыло, т.е. лишение примерно одной премии.


          1. DMGarikk
            31.08.2022 17:32

            мне логика подсказывает что из-за ошибки плавки не могут быть виноваты 100-500 человек, какаято коллективная ответственность чтоли?


            1. economist75
              01.09.2022 09:07

              Виноват во всем и всегда лишь один человек, генеральный директор, Но это по закону. Де факто виноваты двое: сталевар Вася и шихтовщик Петя, которые решили "выполнить план ради премии" и таки-загрузили в корзину тот самый латунированный лом.

              На деле собственники все штрафы относят прямо или косвенно на персонал, т.к. другие статьи сэкономить крайне трудно. Были кейсы трагедии в Трансвааль-парке и др., но случаи рекламаций редко публикуются и доходят до kad.arbitr.ru Так что статистики считай что нет.


              1. DMGarikk
                01.09.2022 12:30

                На деле собственники все штрафы относят прямо или косвенно на персонал,

                как я рад что в ИТ такого нет ;) (вспоминая случай когда мы уронили онлайн у банка почти на сутки, нас даже премий не лишили)


      1. cepera_ang
        30.08.2022 15:30
        +4

        Такая ли уж это большая проблема? Прямо судьба планеты на волоске из-за горки (ладно, горы) некачественной стали? 0.5млрд тонн это звучит сильно-сильно много, но это всего лишь 25-30% годичной добычи (т.е. сколько от всего добытого за всю историю железа? 2%? 1%?). И что, у нас назревает исчерпание запасов свежего железа на планете?


        1. hbn3
          30.08.2022 16:32

          Думаю что если понадобиться, вполне можно будет найти применение, там где не требуются подобные характеристики.

          Мне вот интересно сознательным саботажем никто не занимается?


        1. economist75
          01.09.2022 09:10

          Вот именно потому что плохого лома немного (0,5 млрд. тн) и еще в 100+200 раз больше запасов чистой железной руды (1-2 место по величине запасов, кстати, занимает РФ и Украина) - именно поэтому мы имеем дело с проблемой будущих поколений.


          1. cepera_ang
            01.09.2022 10:52

            У нас вся планета — железо-никелевый шарик, проблема будущих поколений это придумать, что с ним делать.


      1. Dodge40 Автор
        30.08.2022 16:00
        +12

        Лом является накопительной частью цветных металлов, которые не окисляются и их количество в ломе постоянно растет из передела в передел поступательно по жизненным циклам. Это и медь, и никель, и хром и т.п. это нормально.

        Такой лом используется при производстве тех марок, где требования к цветным металлам позволяют это делать.

        Для стали, где необходимо минимальное количество цветных металлов, применяют первородное сырье в той или иной степени.

        Тут ничего нового.

        Весь лом используется, никто его не накапливает. Лома наоборот становиться все меньше и меньше, т.к. на замену металлическим конструкциям и изделиям приходят органические композиты и т.п.

        Кроме того, сейчас в автопроме активно применяется алюминий и пластик при изготовлении отдельных узлов кузовов.

        По выбросам СО: электрометаллургия считается самым экологически чистым производством по количеству выбросов СО. На международной конференции металлургов была озвучена цель: переход максимально на электросталь до 2035 г для максимального снижения выбросов СО.


      1. axe_chita
        31.08.2022 05:25

        Я не думаю что накопление стали загрязненной цветметом большая проблема. К ней надо относится как к проблеме «хвостов» при горнодобыче. Это когда ранее ненужные хвосты, остатки переработки руды, стали ценным ресурсом с появлением новых технологий делающих их ценным ресурсом, а переработку/добычу экономически выгодной


  1. prishol
    30.08.2022 10:44

    Интересна история постановки задачи. В какой момент времени появилась такая производственная необходимость внедрения такой системы? Судя по тексту, кто то с фотоаппаратом лишился работы.


    1. Muzzy0
      30.08.2022 11:31
      +15

      Судя по тексту, кто то с фотоаппаратом лишился работы.
      Кто-то с фотоаппаратом перестал прыгать по вагонам (приятного мало, и высока вероятность травмы) и смог больше времени проводить в более гуманных условиях, отсматривая данные с камер.
      Говоря проще, существенно улучшились условия труда этого «кого-то с фотоаппаратом».


    1. Dodge40 Автор
      30.08.2022 14:28
      +2

      Дело в том, что автоматизация этой задачи дала возможность показывать поставщикам, в чём дело с качеством детально: раньше такое доказательство заняло бы очень много ресурсов людей с фотоаппаратами. Да, людей в разгрузке надо меньше, но речь тут не про оптимизацию ФЗП, это, по сравнению с повышением качества лома, капля в море.


  1. Kpt_Nemo
    30.08.2022 12:54
    +2

    Плюсануть не смог. Смолчать тоже ))

    Тема совсем не моя, но прочитал с интересном и удовольствием! Молодцы! И написано вкусно ))


    1. Nahrenako
      30.08.2022 13:14
      -7

      Куда уж вкуснее…. «опускаем туда краном два огромных магнита и передвигаем ими внутри вагона.».

      «Она схватила ему за руку…». (С)


  1. McDeadd
    30.08.2022 13:15
    +1

    Очень интересное решение! Наверняка неплохая экономия получилась.

    Есть понимание какая в итоге точность получилась? Металлолом все же весьма разнообразный может быть.


    1. Dodge40 Автор
      30.08.2022 14:32

      Сходимость хорошая но, как любой продукт, с учетом изменчивости структуры лома и его качества, программу нужно постоянно доучивать и развивать, чем мы стремимся достичь максимальной сходимости результата оценки контролером и программой. Сегодня программу контролирует контролер. Это в разы эффективнее в части охвата объема контроля (100% выгружаемого лома) и использования рабочего времени.


  1. a40
    30.08.2022 13:46
    +1

    Крутая штука. Не всегда можно внятно измерить экономический эффект, но тут он очевидно внушительный.

    Разработчикам премию дали хоть сколько-нибудь?


    1. Dodge40 Автор
      30.08.2022 15:02
      +7

      Конечно, дали. У нас за инициативу платят — для этого существует специальный проект «Банк идей». Делаешь полезное компании, подаёшь заявку —  и получаешь признание и премию.


      1. a40
        30.08.2022 15:38
        +1

        ????????????


      1. evtomax
        31.08.2022 11:22

        Как насчёт индексации зарплат всех работников выше уровня инфляции? Производительность труда всего предприятия увеличилась навсегда, следовательно, материальное вознаграждение должно быть постоянно, а не только единоразово.


        1. AB_AG
          31.08.2022 14:45

          Можно купить акций на премию и участвовать в доходе


          1. MechanicusJr
            31.08.2022 21:28

            Можно купить акций на премию и участвовать в доходе

            У НЛМК в акциях грусть


  1. INSTE
    30.08.2022 14:16
    +49

    Ce moment когда металлургический завод выдает первоклассные статьи в непрофильной области, в то время как специализирующиися на IT компании пишут такой шлак...


    1. select26
      30.08.2022 14:25
      +7

      А так всегда бывает, когда делаешь для себя.


      1. Dodge40 Автор
        30.08.2022 15:50
        +4

        Спасибо!


    1. Didimus
      31.08.2022 14:49
      +1

      Крок иногда жжет отлично, тоже про заводы-пароходы


  1. cepera_ang
    30.08.2022 14:26
    +4

    Удивительно, что это всё работает на фотках такого замечательного качества. Суровые металлурги конечно, но учитывая экономический эффект, можно было бы и камеру моложе 20-ти лет поставить и освещение специальное, под конкретную задачу организовать. А то всё выглядит как фото на нокию 3310 в полумраке.


    1. DMGarikk
      30.08.2022 15:45

      вангую эту штуку взяли потому что она уже была
      а также видел я разок как вообще подобную технику заказывают
      есть целая категория людей из инженеров зданий, они очень консервативны, помню на одной работе выбирали какие камеры ставить, человек отвественный за них был категорически против современных IP камер, только аналог, только хардкор с разрешением 320x240 где вообще ничерта не видно… просто потому что 'везде на объектах ставили, никто не жаловался, зато надежно'… не переубедить


      1. cepera_ang
        30.08.2022 15:48
        +1

        Когнитивный диссонанс у меня от таких рассказов :) С одной стороны, команда прогрессивных ребят, которые из г-на и палок (и за оклад) делают систему, решающую задачу, которой раньше даже намёков на решение не было, экономят (ака приносят) денег, но при этом не имеют политической воли даже на такие мелочи, как выбор оборудования для решения этих задач.


        В альтернативной реальности, такие же задачки решаются похожими ребятами, которые делают это на стороне, продают за бешеные деньги, постепенно завоёвывают рынок, за счёт объёмов совершенствуют решение, становятся индустриальным эталоном и потом бывшие советские заводы покупают эти решения за кучу денег. А создатели молодые миллионеры.


        1. hbn3
          30.08.2022 17:06

          такие же задачки решаются похожими ребятами
          По идее проблема то не новая и у кого-то в мире должна быть уже решена.

          Интересно, рассматривались ли уже готовые решения?


          1. cepera_ang
            30.08.2022 17:22
            +2

            Сейчас много такого стало возможно благодаря прогрессу, но ещё мало кем реализовано на практике (потому что спецы в нейросетях обычно не на заводах работают и не знают, что у них там такие проблемы есть, а заводы не знают, что такие проблемы уже решить можно).


          1. ComodoHacker
            30.08.2022 19:39

            Вообще-то, если вы не заметили, все решение собрано из готовых компонент, как аппаратной, так и в программной части.


      1. begin_end
        31.08.2022 00:30

        В статье упоминается один момент:

        слаботочка в цехе малореальна из-за невероятных помех (высокое напряжение в толстенных кабелях, которое банально не даст прокинуть слаботочку для питания)
        Из моей практики, система видеонаблюдения с аналоговым интерфейсом гораздо более живуча «из коробки» по сравнению с ip-камерами на витой паре в условиях высоковольтных или ВЧ наводок.
        Конечно, можно и витую пару экранированную взять и все правильно заземлить, с молниезащитами/фильтрами, да сами камеры выбрать в цельнометаллическом корпусе… но для более старых систем видеонаблюдения все это специально делать не требуется.


        1. cheburen
          31.08.2022 07:13
          +1

          Из моей практики лучше всего работает IP-камеры c передачей трафика по оптике до видеорегистратора, то есть сама камера подключается витой парой к коммутатору или медиаконвертеру установленому рядом, а дальше сигнал по оптике, к камере идёт только питание и диэлектрическая оптика. А вот с аналогом у нас не сложилось, паук со 100-200 метровыми кусками кабеля неизбежно ловит помехи и имеет вероятность прихода сетевого напряжения на вход, но цена ниже в разы, по сравнению с полностью цифровым решением.


        1. Muzzy0
          31.08.2022 10:49
          +1

          Конечно, можно и витую пару экранированную взять и все правильно заземлить, с молниезащитами/фильтрами, да сами камеры выбрать в цельнометаллическом корпусе

          С такими помехами, как включение/отключение электромагнита, витая пара - не вариант. Никакое экранирование и заземление не спасёт. Более того, любая дорожка внутри камеры - это тоже приёмная антенна. Корпус должен быть клеткой Фарадея, а это не то же самое, что цельнометаллический.


    1. vanxant
      30.08.2022 17:03
      +1

      Хз насчёт камер, но вот про освещение в цеху на 2 состава это вы прям мощно задвинули. И да, лампы дневного света дают именно вот такие фотки, хоть вы профессиональные камеры за много килобаксов поставьте. Металлолом ещё ладно, но морды людей тоже такого цвета получаются.


      1. cepera_ang
        30.08.2022 17:20
        +1

        Почему-то загугливая иностранные фабрики я получаю сплошняком картинки подобные такой:


        Видимо возможно всё-таки яркое освещение :)


        1. hbn3
          30.08.2022 17:47

          Возможно, но на этой картинке ещё влияет цвет стен. Если есть разгрузка с большим количеством пыли, затраты на очистку будут непропорциональны результату.

          по идее наверное есть нормы освещённости, но как в примере с датацентрами, смысла всё освещать нету. Сделать хорошее локальное освещение, над магнитами повесить источники и т.п.


          1. cepera_ang
            30.08.2022 17:54

            Ну да. Там в статье есть упоминание о том, что вагоны стали ставить в определённые места, вот можно было их и осветить.


            Ещё забавное — какие-то там датчики с крана не могли передавать данные из-за «невероятных помех», а зато данные по сети в серверную прекрасно передаются :)


            1. Muzzy0
              31.08.2022 10:51

              Ещё забавное — какие-то там датчики с крана не могли передавать данные из-за «невероятных помех», а зато данные по сети в серверную прекрасно передаются :)

              Если вы намотаете витую пару прямо на кран - у вас и в серверную ничего не передастся. В таких условияъ только оптика.


        1. MechanicusJr
          30.08.2022 20:15
          +1

          Почему-то загугливая иностранные фабрики я получаю сплошняком картинки подобные такой:

          Выглядит как обработанный снимок с длительной выдержкой. И людей нет.

          Вот фото с экскурсии на Северсталь

          https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/47814.html

          Вот Выкса

          https://onepamop.livejournal.com/976969.html


          1. cepera_ang
            30.08.2022 21:35

            По ссылкам везде ощущение полумрака, вот для сравнения загуглил «внутри автозавода». Светло и люди есть :)



            Может это конечно маленькое помещение, два состава не загонишь конечно, но вот фабрика самолётов:



            Может они там только на большой выдержке фотают? Или освещение специальное для журналистов приносят? :)


            1. vanxant
              31.08.2022 06:16

              Думается, освещение в этом цеху с советских времён на люминисцентных (ртутных) лампах. Ну и соответствующие светильники под них. Менять светильники, естественно, никто не будет, ибо их там сотни штук под потолком.

              Спектр у таких ламп - узкая полоса синего, узкая зелёного, чуть пошире - в районе оранжевого. CRI 20 или типа того) 80% видимого спектра просто отсутствует, там чернота. У фотиков с фильтром Байера от такого сносит крышу.


            1. Muzzy0
              31.08.2022 10:53

              но вот фабрика самолётов

              Так это сборочное производство. У него нет причин не быть чистым. Металургия - одно из самых грязных (во всех смыслах) производств.


            1. MechanicusJr
              31.08.2022 21:32

              Или освещение специальное для журналистов приносят? :)

              Вот камаз

              https://zavodfoto.livejournal.com/6140769.html?

              вот Самара

              https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/588384/

              лампы и условия сьемок разные.


        1. Sergeant101
          31.08.2022 00:46
          +3

          Там где плавки - там везде чернота, как не драй стены, а ваши фотоньки уже с машиностроительных цехов.


          1. cepera_ang
            31.08.2022 13:52

            Окей


    1. Dodge40 Автор
      31.08.2022 13:44
      +1

      В условиях запыленности промышленного объекта (выгрузка лома) камеры вполне справляются с поставленной задачей. К вопросу «крутости» можно подходить по разному. Можно ездить на суперкаре по пробкам 20км/час или на авто попроще с тем же результатом. Для справки: снимки в статье — скрины, с сильно урезанным качеством, на самом деле стоят не самые крутые, но достаточно продвинутые камеры.


  1. MechanicusJr
    30.08.2022 20:16

    Очень круто сделали!


  1. Tippy-Tip
    31.08.2022 01:21
    +1

    С чугунными радиаторами отопления понятно, объяснили. Но баллоны-то почему Вам не ко двору пришлись? Или есть такие поставщики, которые баллоны отправляют необезвреженными, не порезанным на куски (до категории 5А)?


    1. Dodge40 Автор
      31.08.2022 14:45

      К сожалению, бывают случаи поставок неподготовленных к переплаву баллонов. Такие баллоны выявляются, изолируются, а поставщику выставляется штраф.


    1. economist75
      01.09.2022 09:23
      +1

      На практике попадается всё: сплющенные баллоны с хлором, заклинившие снаряды в артиллерийских стволах и прочие "подарки". На любом заводе раз в год что-то да взрывается, но как правило без серьезных последствий. Для этого существуют определенные регламенты поведения персонала (например, не находиться в течение первых 5 мин возле Печи после включения электрической дуги после каждой очередной подвалки лома). Есть специальные безопасные зоны, куда не долетит горячий шлак, брызги металла и окалина в случае взрыва. Спецодежда и СИЗ.

      Обнаружение взрывоопасных предметов - хорошая задача для ML/CV, потому что глаз у людей замыливается, лом слишком неоднороден.


  1. DaneSoul
    31.08.2022 01:52

    или случайно запрессовывают землю в трубы
    Если эти трубы были частью беседки или виноградника, то когда при демонтаже их вытаскивают из земли, там эта земля внутри остается, и выбить ее оттуда не всегда легко.

    А металлолом переплавляют сразу в готовые изделия (трубы, арматуру и т.п.) или вначале делают типа мега-слитков, а уже из них потом на специализированных заводах выплавляют конечный продукт?


    1. Muzzy0
      31.08.2022 10:55

      Если эти трубы были частью беседки или виноградника, то когда при демонтаже их вытаскивают из земли, там эта земля внутри остается, и выбить ее оттуда не всегда легко.

      Эта труба не будет полностью забита землёй. А ещё её можно порезать - тогда и выбивать не придётся.


      1. DaneSoul
        31.08.2022 11:03

        Полностью не будет, но земли в ней прилично и она прям там запрессованная может быть, так как в землю при установке труба забивается довольно глубоко.
        Я сам не так давно дома виноградник разбирал, представляю о чем говорю.
        А пилить болгаркой толстую трубу удовольствие тоже на любителя, скажем. Тем более если планируешь ее не использовать, а сдать на металл.


        1. Muzzy0
          31.08.2022 11:59

          Я сам не так давно дома виноградник разбирал, представляю о чем говорю.
          А пилить болгаркой толстую трубу удовольствие тоже на любителя, скажем.

          Я своими руками и трубы в землю забивал кувалдой, и пилил их же болгаркой :) Сомнительное удовольствие пилить именно забитую землёй трубу - иди знай, вдруг диск закусит или разлетится на куски.

          Тем более если планируешь ее не использовать, а сдать на металл.

          А в пункте приёма её откажутся принимать. Тогда уже и решать - или резать, или просто выбросить.


          1. DaneSoul
            31.08.2022 12:06

            Я своими руками и трубы в землю забивал кувалдой, и пилил их же болгаркой :)
            Забивать и «корчевать» трубы приходилось, а пилил пока только арматуру и т.п. мелочевку — не особо я люблю большую 2 КВт болгарку в не самых прямых моих руках :-)
            Тогда уже и решать — или резать, или просто выбросить.
            Если дать земле высохнуть, то потом обычно можно кувалдой постучать и вытрясти. Ну или просто поехать на другой пункт приема металла — далеко не везде особо присматриваются :-).


            1. Muzzy0
              31.08.2022 12:13

              не особо я люблю большую 2 КВт болгарку в не самых прямых моих руках :-)

              У меня своей большой (под диски 230 мм) никогда не было - но пользовался иногда. 125 мм хватало почти для всех моих нужд. Дело не в кривизне рук, а в их твёрдости. А ещё в средствах индивидуальной защиты и соблюдения техники безопасности.

              Если дать земле высохнуть, то потом обычно можно кувалдой постучать и вытрясти. 

              Для этого нужна подходящая (сухая) погода и место, где этот металлолом сушить. Засохшая земля может окаменеть. С другой стороны, наоборот - можно попытаться размочить и водой убрать. Но оба эти варианта по трудозатратам не выигрывают у варианта с резкой, а по времени - однозначно проигрывают.


    1. Didimus
      31.08.2022 14:32

      Можно трубы заморозить и расколоть. На производстве же используют жидкий кислород для мартенов.


      1. DMGarikk
        31.08.2022 16:31
        +1

        мне чет кажется, трубы золотые получатся…


        1. Didimus
          31.08.2022 21:05

          Там все равно кислород надо нагревать перед использованием.. Нам так в школе рассказывали


    1. Dodge40 Автор
      31.08.2022 14:49
      +1

      Беседка или скамейка — не важно. Задача предприятий по работе с ломом (ВЧМ) как раз и заключается в том, что бы подготавливать лом к переплавке: удалять землю, мусор, бетон, разрезать на требуемые габаритные размеры и т.п. У каждого своя задача в части работы с ломом. Одни его готовят для переплавки, другие переплавляют.

      Из металлолома сначала производят заготовку (полуфабрикат) требуемого химического состава. Затем из такой заготовки производят металлопрокат: арматуру, трубы, катанку, швеллер, двутавр и т.п.


    1. MechanicusJr
      31.08.2022 21:55
      +4

      / А металлолом переплавляют сразу в готовые изделия (трубы, арматуру и т.п.) или вначале делают типа мега-слитков, а уже из них потом на специализированных заводах выплавляют конечный продукт?

      Исторический экскурс и теоретический ответ, а авторы меня поправят если что:

      Давным давно (то есть где-то до 50-х) вся технология выплавки была 2 стадийной, а производство 3 и более стадийным. Сначала из руды в мега-домне по методу кокс+руда делался чугун (который отливался в формы), а затем в мартеновской печи чугун превращался в сталь. Дальше сталь отливали - тоже в формы и уже затем прокатывали, и дальше уже обрабатывали всяко иначе. До 50-х сталь - почти всегда мартеновская. Туда же отлично шел и чугун и лом ( В позднем Советском Союзе, например, на одну тонну мартеновской стали использовали в среднем 580–590 килограммов чугуна и 480–490 килограммов лома. )

      После 50-х научились делать кислород много и дешево, и вместо универсального мартена появилась отдельно конвертерная сталь (на кислородном конвертере) и электродуговая сталеплавильная печь, обвешанная всякими бонусами, типа продувки нейтральным газом, и откачкой газов (вакуумизацией). Плюс стало возможно не отливать чугун / сталь в слитки, а возить их жидкими по территории - или разливать из конвертера или печи сразу в отливочно - прокатные машины - машина непрерывного литья заготовок. так тратится гораздо меньше энергии, чем сначала отлить что-то, потом это снова разогреть в печи (колодце), прокатать и снова охладить.

      Или, если сталь с повышенными требованиями, есть системы доводки - внепечной обработки и так далее. Очень интересная штука на самом деле,

      Вот сляб прокатный, весь цикл

      https://www.youtube.com/watch?v=-fH6Gj3K6Kc

      вот видео НЛМК- калуга

      https://www.youtube.com/watch?v=HNxzUEwuLo8

      Намного дешевле сразу горячую отливку прокатать в нужную форму, чем потом греть.


  1. ogost
    31.08.2022 07:23
    +3

    Простите за глупый вопрос, а как магнитный кран в конце разргузки не цепляется за сам вагон?


    1. Didimus
      31.08.2022 14:26

      Видимо, просто поднять его не может. И почему не цепляется за стенки вагонов?

      И ещё, как разгружают цвет мет на переплавку?


    1. Dodge40 Автор
      31.08.2022 14:53
      +3

      Есть специальные технологические приёмы при работе с выгрузкой лома со дна вагона. При определенном расстоянии между шайбой и дном вагона лом примагничивается на шайбу, не травмируя при этом само дно вагона.


      1. ogost
        01.09.2022 11:08

        То бишь либо мастерство крановщика держать шайбу на определённом растоянии ото дна, либо кран физически не достаёт до дна?


  1. Didimus
    31.08.2022 14:29

    Если батареи не принимают на переплавку, почему их с такой радостью принимают на пунктах вторсырья?

    И ещё, нет ли инициатив по уменьшению загрязнения металла в процессе производства? Чтобы потом можно было все легко и просто отделить друг от друга при переработке.


    1. Dodge40 Автор
      31.08.2022 15:55

      Батареи содержат большое количество фосфора, который регламентируется в производимой нами стали для строительного назначения. Есть марки стали, которые специально легируются фосфором для достижения требуемых характеристик. Вот туда и направляют сантехнический чугун, который включает и батареи. А радость при приеме на ВЧМ (вторчермет) батарей понятна: хороший удельный вес, чистый, не загрязненный неметаллическими примесями чугун, прекрасно сортируются. К нам они попадают по недостаточному контролю при загрузке на ВЧМ.

      По инициатива очистки лома: да, они есть. Благодаря этому на нашем предприятии лучшие показатели в отрасли при производстве стали. Инициативы внедрены как на площадках ВЧМ, так и на нашем предприятии.


    1. economist75
      01.09.2022 09:31

      Есть еще одна причина - часть батарей можно перепродать гораздо дороже, чем лом по цене 21 руб./кг.

      Насчет все рассортировать: средний российский завод потребляет лома в сутки - "кучку". Размеры кучки - 100м*20м, высотой 4-5 метров. Это 3-5 тыс. тн. лома, состоящие из примерно 1 млн. "предметов". Их контролем за сутки занимается около 10-30 человек. Зрительная нагрузка - колоссальная.


  1. Buuu
    01.09.2022 17:21

    А внешним клиентам уже помогаете внедрять это решение на их площадках? Например вашим посставщикам лома.