DIY разработка. Ошибки и грабли. Возможные сферы применения

Я покажу свой опыт как сделать автономный гусеничный робот, не раздувая щеки и бюджет. Задача оказалась достаточно интересной, а в процессе реализации я собрал все грабли, которые cмог.

Гусеничное шасси

Мне помог с корпусом и шасси Алексей Беляков, с которым вместе мы сотрудничаем давно и писали статью о промышленном дизайне.

Примерная схема компоновки с которой начали работу и подбор комплектующих. Так как раздувать бюджет не хотелось нужно было выбирать из комплектующих доступных в продаже. Приступили к выбору гусениц.

Корпус

Как сказал бы мой внутренний гуманитарий "Общий вид должен быть агрессивный, напористый, технологичный, транслирующий уверенность и стремление к решению задачи, демонстрирующий инновационную начинку робота". Кроме эстетической стороны, должна быть возможность быстрого прототипирования и перехода к вакуумной формовке при производстве в дальнейшем. Эскизных вариантов было большое количество, глаза разбегались и хотелось сделать все.

Другие варианты дизайна

В итоге была выбрана концепция, по которой проектировали корпус.

Моторы и контроллеры

Изначально планировал использовать BLDC моторы. Есть большой опыт в настройке контроллеров Kelly, писал об этом статью. Так как хотелось иметь запас по мощности я решил использовать по мотору 1кВт на каждую ось. Напряжение я решил выбрать 48В, так как для этого напряжения есть огромное количество доступных контроллеров, BMS. Моторы с Али MY1020

Так как в приоритете высокий момент решил использовать редуктор с большой степенью редукции 1:10 и более. Первые опыты с двухступенчатым цепным редуктором не увенчались успехом.

Хотелось мотор в закрытом корпусе от грязи, воды и пили, я выбрал мотор-редукторы с червячным приводом, забегая вперед скажу, что это не самое лучшее решение в плане КПД, но это рабочий вариант. Очень долго искал бюджетный, в итоге выбрал NRV в фирме Подольск Привод. Для того, чтобы соединить мотор и редуктор необходимо было выточить вал и муфту.

Вал
Вал
Муфта
Муфта

Батарея

Батарею решено было сделать из призматиков LiFePo4 по 50А*ч. Самый экономичный и неприхотливый вариант с огромным количеством недорогих BMS и возможностью работать при температуре ниже 0.

Плата управления

Спроектировал плату управления в EasyEDA, там же и заказал.

На плате управления:

  • микроконтроллер Atmega, чтобы от православной ардуины далеко не отходить;

  • Гребенка для связи с Jetson nano на будущее;

  • Управление моторами и считывание показаний энкодеров через опторазвязки;

  • Реле для управления навесным оборудованием.

  • Разъемы для подключения приемника радиоуправления

  • Разъем для соеднинения BeagleBone компьютера.

И естественно, с первого раза все на перемычках, где-то дорожка не туда пошла, где-то что-то забыл. Это как синяя изолента при прототипировании на удачу.

Ardupilot и Mission planer

Управление платформой с пульта дистанционного управления хоть и весело, позволяет закрыть Гештальт и залечить детские травмы, но не так технологично как автономный робот.

Для решения задач патрулирования или проезда по маршруту можно использовать ROS, но самым простым вариантом является использование Ardupilot, я писал статью о настройке.

С BeagleBone мы получаем два RC-канала, для левой и правой гусеницы, вся остальная магия происходит внутри Ardupilot, там же и настройки. BB создает точку WiFi, цепляясь к ней мы можем управлять роботом еще и с джойстика и получать телеметрию.

Использование радио-модулей, например Holybro позволяют получать данные и управлять роботом на расстоянии около 1000метров. Для большего радиуса можно использовать ZigBee Pro.

Во вкладке Flight plan создаем маршрут, загружаем по WiFi в робота и отправляем его по маршруту.

Робот едет на испытания

Ко мне обращались из нескольких организаций с потребностью в автономном роботе или операторозависимой гусеничной платформе. Речь шла о роботе для передвижения легкомоторных самолётов и вертолетов из ангара, автономный робот для обработки полей от борщевика, рое роботов для передвижения мишеней на полигоне.

Гусеничная платформа не цель, а скорее средство. Это лишь способ доставить навесное оборудование решающее определенные задачи. Наличие платформы с высокой проходимостью и возможностью удаленного управления позволяет сфокусироваться. Готов к сотрудничеству и решению интересных задач. Если Вам интересно делать роботов, Вы готовы учиться новому - напишите мне.

Комментарии (19)


  1. nochkin
    31.08.2022 02:51

    я выбрал мотор-редукторы с червячным приводом, забегая вперед скажу, что это не самое лучшее решение в плане КПД

    Спасибо за статью и линки. Какие-то ещё варианты были опробованы, которые показали лучше результат в плане КПД и надёжности?


  1. Javian
    31.08.2022 05:10
    +2

    off Не вижу смысла в гусеницах на покрытии предназначенном для движения самолетов и вертолетов. В этом случае колеса удешевили бы и упростили конструкцию шасси.


    1. starfair
      31.08.2022 09:13

      А как же снег или гололёд? Исключая шнеки, это до сих пор самый проходимый в таких ситуациях движетель, насколько я в курсе.


      1. Javian
        31.08.2022 09:52

        Имхо если снег и гололед на аэродроме, то этот аэродром не подготовлен для работы и полеты будут запрещены.


        1. starfair
          31.08.2022 10:01

          Ну, так можно навесить грейдер и расчищать тот же снег. Если речь идёт о малых аэродромах. На больших, такой робот и не нужен, в общем то. Получится достаточно универсальный помощник на таком аэродроме!


          1. Javian
            31.08.2022 13:53

            Наверное выгоднее к пикапу прицепить и нет проблем замерзающих зимой батарей


          1. trunya
            31.08.2022 21:41

            Отвал, грейдер это машина для профилирования местности.


    1. vladislav_smirnov
      31.08.2022 20:41
      +1

      Могу предположить, что при той же массе, колесный вариант будет обладать меньшим сцеплением. То есть для буксирования того же груза потребуется либо увеличить массу и мощность, либо привод на несколько осей. И тот и другой вариант выглядят сложнее и дороже


      1. brdm
        01.09.2022 17:22
        +1

        Бронетехника на асфальте- это как корова на льду. Всё зависит от того какая поверхность: на мягких грунтах предпочтителен гусеничный движитель, на хорошо несущих грунтах- колёса.


    1. kirichoar
      01.09.2022 19:47
      +1

      Только больше 3х осей тогда: при меньшем количестве сцепление с грунтом лучше у гусениц. ВПП для легкомоторных самолетов часто представляет из себя выровненную грунтовую дорогу или просто травянистое поле, на котором срыли кочки и засыпали ямки


  1. axe_chita
    31.08.2022 07:47
    +5

    Как сказал бы мой внутренний гуманитарий «Общий вид должен быть агрессивный, напористый, технологичный, транслирующий уверенность и стремление к решению задачи, демонстрирующий инновационную начинку робота».
    Реально по визуалу шушпанцер получился агрессивный, напористый, технологичный.
    Надеюсь что его ждет светлое будущее и новые необычные задачи;)


  1. Sergiv
    31.08.2022 09:19
    +2

    Почему корпус отвалился, когда теслу тянул ?


    1. webzuweb Автор
      31.08.2022 10:06
      +1

      Не закреплён был.


  1. KonstantinGreat
    31.08.2022 11:33

    дизайн из теплого детства (rock and roll racing)


  1. trunya
    31.08.2022 18:36

    "Как сказал бы мой внутренний гуманитарий "Общий вид должен быть агрессивный, напористый, технологичный, транслирующий уверенность и стремление к решению задачи, демонстрирующий инновационную начинку робота". Кроме эстетической стороны, должна быть возможность быстрого прототипирования и перехода к вакуумной формовке при производстве в дальнейшем. Эскизных вариантов было большое количество, глаза разбегались и хотелось сделать все. "

    Могу с уверенностью заявить по ходовой части, что эскизный проект провален.

    Грабли на которые наступали на заре танко и тракторостроения разбросаны под вашими ногами, вам лишь нужно на них наступить (найти "подходящее" препятствие или режим движения) чтобы они вам влетели в лоб.

    При общей доступности технической литературы (особенно русскоязычной и специализированной) по гусеничным движителям не устаю удивляться изобретателям велосипедов.


  1. alphikk
    01.09.2022 14:17

    Кто знает есть ли подобные проекты в open source? Грубо говоря список что купить, чертежи того что сделать и исходники для софта.


  1. AlexSeley
    01.09.2022 17:22

    А во сколько обошёлся весь проект?


  1. expromt
    02.09.2022 06:21

    6 точек спереди это фары? Если так, то зачем они так глубоко утоплены? Это ведь создает большие неосвещенные зоны сверху и снизу.


  1. Mc_Key
    02.09.2022 18:48

    В YT есть канал Robotodatel тоже похожее делает, кит набры имеются разнообразеые.