Нишель Николс позирует вместе с Зотарелли при вручении инженеру почетной грамоты (2007 год, 30 лет запуску Voyager)
Представьте, что вы работаете на компьютере, которому 40 лет, и ваше начальство (а работаете вы в офисе) даже не знает, что с этой машиной делать. И это не фантазия, а реальная ситуация, которая сложилась с проектом Voyager в NASA. Аппарат был построен в 1975 году и на борту у него компьютер из эры Atari. Последний человек, который полностью понимает, что с этим делать и как работать — 80-летний инженер NASA Ларри Зотарелли ( Larry Zottarelli).
И сейчас он уходит на пенсию.
Voyager 1 находится на расстоянии около 20 миллиардов километров от Земли. В 2013 году этот аппарат стал первым рукотворным объектом, покинувшим Солнечную систему. Основная миссия Voyager — изучение Юпитера и Сатурна, и она завершилась много лет назад. Вместо этого космический аппарат изучает внешние области пространства, а кто-то — управляет системой.
Правда, на расстоянии в 20 миллиардов километров обновить бортовую компьютерную систему практически невозможно, и приходиться мириться с тем, что есть. По словам Сьюзи Додд, текущей главы проекта Voyager, такого рода компьютер должен стоять в музее.
Зотарелли работает в проекте со дня запуска Voyager — с 5 сентября 1977 года. Он управляет системами данных аппарата, объем которых — целых 64 КБ. Для работы с устройством нужно использовать давно устаревший язык программирования.
Для того, чтобы определить, покинул Voyager 1 Солнечную систему или нет, ученые решили прослушать аудио-запись продолжительностью в 45 секунд, записанную аппаратом («космическая музыка» открытого космоса отличается от того, как «звучит» Солнечная система). Правда, Voyager 1 записывает аудио всего дважды в год, и это могло быть проблемой. Додд попросила Зотарелли решить проблему, и он это сделал.
Сьюзи Додд исполнилось всего 16 лет, когда Voyager был запущен. С тех пор множество инструкций пропало, мануалы — канули в лету. Сейчас у команды проекта часто возникают вопросы о том, как и что работает. Люди, которые работают в проекте, зачастую не в курсе, как что-то функционирует, а найти документацию для 38-летней системы бывает просто невозможно. Ранее все документы были в порядке, но команда Voyager не раз и не два меняла офис, а в процессе переезда что-то обязательно терялось.
Инженеры проекта, к сожалению, не всегда документировали свои действия, и сейчас многих старых членов команды уже нет. С ними ушли и знания, информация, вернут которую невозможно.
К примеру, несколько лет назад текущая команда Voyager поняла, что полетное ПО аппарата должно было отключиться в 2010 году. Додд созвала всех старых работников проекта, кого только можно. Но никто не помнил, почему система была запрограммирована именно таким образом. Команде удалось обойти ограничения и предотвратить остановку работы аппарата.
Сейчас уходит последний представитель старой команды, и задача руководства — найти того, что сможет его заменить. Сделать это не просто сложно, а очень сложно. Минимум, что можно сделать — это найти молодого инженера, и попросить Зотарелли поработать с новичком около года. Но как найти молодого инженера, который знает языки программирования 30-летней давности? Это практически невыполнимая задача.
Комментарии (19)
suratovvlad
28.10.2015 16:11+1Мне одному показалась здесь Ухура?
potan
28.10.2015 16:15+1Надо было написать эмулятор и сетевую игрушку, в которой он бы управлял боевыми роботами.
click0
28.10.2015 16:29+1Кажется, пора создавать профессию — программист-археолог :)
Zegaldis
28.10.2015 17:30Совсем не факт, что всякие Фортран и Пролог — это археология :)
voyager-1
28.10.2015 23:02Фортран — правда ещё может использоваться, а вот HAL/S — навряд ли.
Вот описание компьютеров Вояджеров и Галилео, если кому интересно.
И кстати 64 Кбайта — там суммарно, распределённых по трём компьютерам, выполняющим разные задачи)
Color
>Но как найти молодого инженера, который знает языки программирования 30-летней давности? Это практически невыполнимая задача.
Индия, Китай. Джобоффер человеку с условием освоения определенных технологий — еще лет пятьдесят стабильной работы.
Хотя, имхо, работать в NASA для многих очень престижно, поэтому обучиться программировать на древнем языке — небольшая цена
aikixd
Непонимаю вообще, в чем проблема языка. Освоить язык, дело нескольких недель. Дальше нужно изучать особенности системы с которой работаешь, но это и есть работа, которую нужно работать.
marks
В том и проблема, что особенности системы уже никому неизвестны.
aikixd
Вон тому дядьке на фотке известны. Были известны и другим людям.
Мне в последнее время, судя по новостям, кажется что в НАСА что-то пошло не так. Плутоний проворонили, Вояджер проворонили.
marks
Дядька на пенсию уходит, ему 80 лет, что-то может и сам что-то не помнить. И какие-то нюансы важные все равно останутся, за год весь свой опыт передать невозможно.
idiv
Здесь то как раз нормальный процесс экономический. Просто никто не рассчитывал на такой длительный срок работы Вояджера, вот и не вкладывался в его дальнейшее обслуживание.