Представим начинающего специалиста, который собирается войти в IT-сферу, но не знает, какие шаги можно совершить, как ему действовать. В мае я ездила на конференцию TeamLead Conf, где мне удалось договориться об интервью с теми, кто достиг определённых результатов в IT-сфере. По итогам опроса удалось выявить ошибки и сильные ходы, которые может совершить начинающий специалист.

В интервью принимали участие:

  • Илья Шишков, старший разработчик Яндекса, соавтор специализации «Искусство разработки на современном C++»;

  • Андрей Смирнов, начальник управления клиентской разработки в X5 Group;

  • Александр Кириллов, технический директор (СТО) Evrone.

Ошибка №1. Уделять внимание только учёбе в университете, не получая опыт работы с продуктами, кодом и инструментами.

Не всегда в университете дают знания и навыки, которые в дальнейшем IT-специалист сможет использовать в работе. Преподаватели могут дать азы, но их может не хватать для того, чтобы браться за выполнение реальных задач и проектов, а некоторые знания наоборот могут быть избыточными.

«В какой-то момент я перестал углубляться во все перипетии вычислительной математики и кибернетики. Какие-то предметы давались мне откровенно тяжело, потому что я подсознательно понимал: этот уровень глубины в профессиональной деятельности мне не пригодится. Нужно было обучиться готовить предмет ровно настолько, чтобы его сдать», — рассказывает Андрей Смирнов.

Сильный ход №1. Нарабатывать бэкграунд в работе над проектами. С помощью онлайн-курсов получить дополнительную специальность — тестировщик программного обеспечения, Python-разработчик, Data Scientist.

Наиболее востребованный специалист на рынке тот, кто имеет опыт работы над проектами. Соответственно, сильным ходом будет получить этот опыт, ещё обучаясь в университете. Как это можно сделать?

Один из способов — пройти online-курсы и получить дополнительную специальность:

«Большинству компаний интересны профильные специалисты, т.е. люди, которые могут сразу работать с продуктами, с кодом, с инструментами и имеют бэкграунд. А студент обычно бэкграунда не имеет. Есть вариант: онлайн-образование, т.е. пойти на онлайн-курсы и получить дополнительную профспециальность — тестировщик программного обеспечения, Python-разработчик, Data Scientist. Бэкграунд по работе с каким-либо продуктом из каких-либо курсов позволяет делать практические задания, решать реальные задачи. Большинство таких платформ сотрудничают с работодателями и отвечают за трудоустройство выпускников» — говорит Александр Кириллов.

Ошибка №2. Руководствоваться нереалистичными представлениями — как об отрасли в целом, так и о конкретных подходах, методах, инструментах. Ограничиваться только теоретическими знаниями.

Представления начинающего специалиста о том, что такое IT-сфера, могут быть нереалистичными. Например, если они сформированы режиссёрами, стремящимися сделать фильм поэффектнее, или рекламой, цель которой — привлечь как можно больше кадров в отрасль. Кроме того, даже если специалист читает профессиональную литературу, описанные там вещи на практике могут работать по-другому:

«Например, ты читаешь книжки про то, как писать красивый код и выстраивать архитектуру. Думаешь, что придёшь в большую компанию, а там всё по книжке. Приходишь в большую компанию и понимаешь: если некоторые вещи делать по книжке, это долго или требует слишком много ресурсов на поддержку», — считает Илья Шишков.

Сильный ход №2. Погрузиться в среду, где специалисты решают реальные задачи, чтобы посмотреть, что представляет из себя отрасль / специальность, и понаблюдать за работой более опытных сотрудников.

Один из таких способов — устроиться на стажировку, так как это даёт возможность на некоторое время попасть даже в передовые компании IT-отрасли.

«Для студентов сейчас очень круто работают стажировки в том же Яндексе. Если ты хочешь работать в IT, нужно стремиться попасть на 3 месяца на стажировку в Яндекс или что-то подобное, потому что, грубо говоря, ты попадаешь в высшую лигу и играешь в ней наравне со всеми ребятами» — даёт рекомендацию Илья Шишков.

Стажировки можно найти самостоятельно. Например, чтобы принять участие в отборе на стажировку в Яндексе, необходимо заполнить заявку на сайте, выполнить тестовое задание и пройти два-три технических интервью.

С другой стороны, можно узнать, какие возможности предоставляет Ваш вуз. Например, вуз сотрудничает с какой-либо компанией и может предоставить рабочее место:

«Наш DevRel ездил в Казань, в Иннополис, и смотрел, как там ребята учатся, работают, и там достаточно интересная картина. В кластер по развитию IT-технологий интегрированы как обучающая площадка, т.е. учебное заведение, так и представители компаний, которые работают в Иннополисе. Они могут предоставить всем выпускникам рабочие места. Это один из пунктов договора», — объясняет Александр Кириллов.

Либо есть возможность погрузиться в среду на базе вуза: 

«Я учился в аспирантуре, где нужно было работать в лаборатории. Она позволила более приземлённо смотреть на жизнь. Когда ты учишься в университете, приходят разные важные люди и говорят: «Наука… мы тут осуществляем научный поиск…» Кандидаты наук, учёные степени и всё такое. Потом ты начинаешь в этом вариться и понимаешь, в жизни оно проще и приземлённей. Где-то тебе нужно не научный прорыв совершать, а пойти договориться, потому что есть какие-то формальные вещи, которые нужно выполнить: например, нужно определённое количество публикаций, и ты просто договариваешься, чтобы тебя где-то опубликовали. То есть это было полезно с точки зрения приземлённого взгляда на многие вещи, хотя изначально всё это казалось возвышенным», — замечает Илья Шишков.

Ошибка №3. Выбирать первое место работы случайным образом.

Бывает так, что при устройстве на работу выбирать не приходится — из тех компаний, куда Вы отправили резюме, откликнулась только одна. Но если у Вас есть выбор из нескольких компаний, принимать решение, бросив жребий — далеко не самый сильный ход.

Сильный ход №3. Определить, что важно для Вас в компании — системность работы или динамичность. При выборе компании оценивать собственные возможности для развития в ней. Задать критерии оценки и сравнить компании, проводя анализ по критериям.

Рассмотрим, какие критерии предлагает Андрей Смирнов:

«Я бы смотрел на то, как проходит собеседование. Насколько всё проходит быстро или медленно. Если много этапов собеседования, много согласований, то и работа в компании будет более системной. Например, меня много лет назад собеседовали в Rambler&Co: со мной пообщался HR, потом было одно собеседование, мне чуть ли не сразу после первого собеседования показали офис и сделали оффер через пару дней. Всё было очень быстро. На тот момент я проанализировал: если всё так происходит в компании, значит там быстро принимаются решения – это мне и было нужно.

Очень внимательно я бы смотрел на руководителя. Если ваш линейный руководитель не присутствует на собеседовании, я бы запросил, чтобы с ним можно было познакомиться на каком-нибудь интервью, потому что это человек, к которому вы будете приходить за советами, повышением или с какими-то проблемами. Будет плохо, если у вас не будет коннекта. Если руководитель так себе, то даже если всё вокруг хорошо, будут появляться проблемы, потому что вы будете инкапсулированы от остального мира своим плохим руководителем.

В рамках совета: придумайте вопросы в ответочку своему руководителю – это запоминается.

Также я бы посмотрел на то, как общается рекрутер, и позадавал вопросы, как работают люди в компании, какие есть процессы и всё такое. Можно узнать о корпоративной культуре».

Таким образом, некоторые возможные критерии анализа:

  • Как проходит собеседование, насколько быстро принимаются решения;

  • Кто ваш руководитель;

  • Как общается рекрутер;

  • Какие люди работают в компании, какая корпоративная культура.

Вы можете составить собственные критерии, исходя из того, какие параметры важны для вас. Также одна из рекомендаций — задать вопросы вашему руководителю. Например, один из разработчиков составил 22 вопроса для руководителя и задал их на пятнадцати собеседованиях. 

Более подробно в этом материале: Вопросы не мальчика, а джуна. 22 вопроса работодателю на собеседовании на позицию «Middle Python-разработчик» / Хабр (habr.com)

Ошибка №4. Задерживаться на месте работы, даже если Вы выросли из задач, которые решаются на этой должности / на уровне этой компании.

«Вот ты выбрал место работы, провёл там какое-то время, полгода или год, и вот понимаешь, что с коллегами не получается законтачиться, задачи уже неинтересные — что-то научился, а дальше какая-то рутина. По-хорошему важно понять: «Здесь я всему научился, эту историю я для себя закрываю и иду в следующую». Т.е. ошибка — это сидеть на одном месте работы слишком долго», — рекомендует Илья Шишков.

Сильный ход №4. Выбрать одну из стратегий развития в IT-сфере и двигаться согласно ей:

а) устройство в одну из ведущих IT-компаний и постепенный карьерный рост;

б) движение между компаниями с более взрывным ростом зарплаты и должности.

«Есть путь развития: прийти изначально в какую-нибудь классную компанию — Яндекс, Тинькофф и т.д. — и работать там до победного, потому что культура этих компаний позволяет тебе добиться успехов, если ты будешь много работать. Тогда это будет не взрывной рост, ты будешь поступательно двигаться вперёд.

Есть второй вариант: можно двигаться между компаниями. Возможно, таким образом ты даже вернёшься в компанию, с которой начинал, но это необязательно. Очевидно, что это даёт более взрывной рост по зарплате. У меня был пример в Рамблере: каким-то образом я нашёл парня, который никогда не находился в IT-сфере, но прошёл курсы, и я увидел на собеседовании, что у него что-то получается. Я взял его на стажировку, и на тот момент мы платили ему небольшие деньги — около 30 тысяч рублей. Он поработал, развился и однажды пришёл со словами: «Меня хантит другая компания на 150 тысяч рублей». В рамках компании обычно у тебя нет опции «повысить человека в два раза», ты физически не можешь это сделать, поэтому пришлось с человеком расставаться. Таких случаев действительно много: ты вырастил человека, раскрыл, а потом он уходит туда, где его уже берут как полноценного специалиста.

Такой рост имеет место быть, и он действительно проще. В одном из докладов я рассказывал, что разработчиком быть удобно — ты в любом случае в выигрыше. Например, ты сходил на собеседование, получил оффер. Если тебе нравится в твоей компании, ты показываешь им этот оффер, и тебя стараются удержать, как-то компенсировать это, сделав тебе контроффер. Если же тебе не нравится в компании, ты можешь уйти в ту другую и получить какие-то новые условия», — объясняет Андрей Смирнов.

Ошибка №5. Стагнировать, игнорировать тренды отрасли. Использовать в работе только те подходы, методы и инструменты, к которым специалист привык.

«В области программного обеспечения, да и в принципе в IT-сфере стагнировать подобно самоубийству. Сфера активно развивается, эволюционирует, и если человек не готов к изменению инструментов, подходов и т.д., то он становится либо хардкорным техлидом, либо уходит из профессии», — говорит Александр Кириллов.

Сильный ход №5. Изучать тренды, новые подходы, методы, инструменты, в том числе и через участие в конференции. Начинать публичные выступления с участия в митапах внутри компании.

«Конференции — хорошая вещь, чтобы открыть для себя то, что ты раньше не знал, посмотреть, какие подходы используют другие специалисты. Я понимаю, что на конференции ни я, ни кто-то другой не научит слушателей чему-то новому. Задача конференции и спикера часто сводится к тому, чтобы задать вектор, вывести человека из его привычной среды, показать, что есть что-то другое, новое, непохожее.

Конференция — это один из способов, чтобы быть в курсе того, что сейчас происходит в отрасли. Если не следить за информационным потоком, боюсь, можно оказаться в информационной яме», — предостерегает Александр Кириллов.

Кроме того, участие в конференциях в качестве докладчика даёт и другие преимущества:

«Докладчиком полезно быть по разным причинам. Во-первых, это развитие личного бренда. Ты считаешься признанным специалистом. Такие люди больше ценятся на рынке при смене работы. Во-вторых, социальные связи, которые формируются на этих конференциях, довольно часто помогают в работе. Например, ты не можешь решить задачу в рамках своей компании, и нужно обратиться к специалисту в какой-либо сфере. Ты знаешь, что у тебя точно есть люди, которые могут помочь.

Не так давно мы записывали сезон выпусков Frontend Weekend. Суть в том, что мы это сделали почти бесплатно. У меня есть друг Глеб, с которым я познакомился в программном комитете конференции Frontend Conf. Он говорит: «Давай снимем у меня в Skillbox, я со всеми договорюсь». 8 человек согласились записаться по двухчасовым слотам в субботу-воскресенье, чтобы я смог всех снять за один раз – это те, с кем я познакомился через конференции. С ребятами, которые приехали помочь со съемкой, я познакомился в Иваново на их подкасте “Мы обречены”. В итоге все эти социальные связи преобразовались в то, что я бесплатно снял сезон видеоподкаста.

Также опыт публичных выступлений помогает и на работе. Ко мне, как к руководителю, чаще приходят кандидаты, потому что они знают, что их руководителем будет не просто абстрактный человек, а чувак, который выступает», — делится Андрей Смирнов.

При этом необязательно сразу начинать с участия в крупных конференциях. Для начала можно попробовать свои силы, выступая на митапах внутри компании:

«Сначала я стал выступать на митапах внутри компании. Бывало, мы даже не уходили на выходные: в субботу приходили в офис для того, чтобы что-то новое послушать, попробовать, различные мастер-классы были. [...] В какой-то момент внутренних мероприятий стало не хватать. Хотелось поделиться экспертизой не только внутри команды, но и во вне. 

Мы работали в Ульяновке, и там ежегодно проходила конференция «Стачка», куда приезжали спикеры со всей России и не только из России. Нашу компанию пригласили поучаствовать в организации этой конференции, а также выступить в качестве спикеров. «Стачка» была моей первой конференцией, но так как был опыт внутренних выступлений, всё получилось довольно хорошо», — рассказывает Александр Кириллов.

Выводы

Как НЕ надо делать начинающему IT-специалисту:

  1. Уделять внимание только учёбе в университете, не получая опыт работы с продуктами, кодом и инструментами;

  2. Руководствоваться нереалистичными представлениями — как об отрасли в целом, так и о конкретных подходах, методах, инструментах. Ограничиваться только теоретическими знаниями;

  3. Выбирать первое место работы случайным образом.

  4. Задерживаться на месте работы, даже если Вы выросли из задач, которые решаются на этой должности / на уровне этой компании.

  5. Стагнировать, игнорировать тренды отрасли. Использовать в работе только те подходы, методы и инструменты, к которым специалист привык.

Как надо делать начинающему IT-специалисту:

  1. Нарабатывать бэкграунд в работе над проектами. С помощью онлайн-курсов получить дополнительную специальность — тестировщик программного обеспечения, Python-разработчик, Data Scientist.

  2. Погрузиться в среду, где специалисты решают реальные задачи, чтобы посмотреть, что представляет из себя отрасль / специальность, и понаблюдать за работой более опытных сотрудников.

  3. Определить, что важно для Вас в компании — системность работы или динамичность. При выборе компании оценивать собственные возможности для развития в ней. Задать критерии оценки и сравнить компании, проводя анализ по критериям.

  4.  Выбрать одну из стратегий развития в IT-сфере и двигаться согласно ей:

    а) устройство в одну из ведущих IT-компаний и постепенный карьерный рост;

    б) движение между компаниями с более взрывным ростом зарплаты и должности.

  5. Изучать тренды, новые подходы, методы, инструменты, в том числе и через участие в конференции. Начинать публичные выступления с участия в митапах внутри компании.


Один из важных навыков, который необходим в любой сфере деятельности — это умение выдвигать гипотезы. Если человек умеет выдвигать гипотезы, он способен предложить для решения проблемы не одно решение, а несколько, а затем выбрать из них оптимальное.

Я создаю онлайн-курс для старшеклассников и студентов по выдвижению гипотез и предлагаю желающим (опять же старшеклассникам и студентам) бесплатно его протестировать. Записаться можно, связавшись со мной:

Комментарии (6)


  1. MechanicusJr
    17.09.2022 20:56
    +5

    Я создаю онлайн-курс для старшеклассников и студентов по выдвижению гипотез и предлагаю желающим (опять же старшеклассникам и студентам) бесплатно его протестировать. Записаться можно, связавшись со мной:

    то есть "я пиарюсь"


  1. Harliff
    17.09.2022 23:37
    -4

    Доступно и по делу! Спасибо!


    1. tanyakyrkalova Автор
      18.09.2022 00:04
      -6

      Благодарю за обратную связь!


  1. tkutru
    18.09.2022 00:53
    +15

    Не увидел "карьерных стратегий IT-специалиста". Скорее набор из 5 (не всегда однозначных) советов.

    Уделять внимание только учёбе в университете, не получая опыт работы с продуктами, кодом и инструментами


    Это зависит от ВУЗа и ваших целей. Если вы хотите заниматься наукой и пр. передовыми вещами и учитесь в топовом ВУЗе (например МФТИ), лучше слушайте своих преподов, а не управленцев на галерах.

    > Руководствоваться нереалистичными представлениями

    А надо, конечно, реалистичными представлениями. Только кто определяет "реалистичность" - неясно...

    > Выбирать первое место работы случайным образом

    Выбирать что-либо случайным образом - почти всегда плохая идея... Спасибо, кэп!

    > Задерживаться на месте работы, даже если Вы выросли из задач, которые решаются на этой должности

    Зависит от ваших жизненных целей. Я не поддерживаю идею, что всем надо всегда бесконечно расти. Во-первых, есть практический потолок у каждого человека в каждой дисциплине. А во-вторых, work-life balance. Но понимаю, многие капиталисты хотели бы видеть в своих работниках вечно замотивированных, не устающих, не выгорающих "эффективных" роботов без личной жизни и прочих земных "проблем".

    > Стагнировать, игнорировать тренды отрасли

    Надо развивать критическое мышление и понимание фундаментальных законов. См. метод первых принципов.
    "Тренды" сегодня одни, завтра другие.


    1. lamerok
      18.09.2022 15:30

      Выбирать что-либо случайным образом - почти всегда плохая идея... Спасибо, кэп!

      А вот и нет, принцип Питера, говорит как раз об обратном, даже Шнобеля получили за это.

      Алессандро Плукино, Андреа Раписардра и Чезаре Гарофало из Университета Катании, применив агентное моделирование, создали систему, в которой соблюдается принцип Питера. На этой модели они показали, что лучшая тактика — повышать человека случайно. За эту работу они получили Шнобелевскую премию 2010 года в области менеджмента[3].


  1. agmt
    18.09.2022 06:03
    +1

    Выбирать что-либо случайным образом - почти всегда плохая идея

    Но при этом лучше, чем не выбирать, а в универе отрицательный опыт легче усваивается.