image

Я бродил по пустошам в отчаянных поисках водяного чипа, необходимого, чтобы починить машину и спасти своих. Я провёл несчётное количество часов в калифорнийских пустынях, разыскивая «набор для создания Райского сада», чтобы накормить голодающих.

Я искал способ окропить животворящей водой пустыни Округа Колумбия, сражался с супермутантами в тоннелях метро, и потратил будто бы целые годы, играя в казино Нью Вегаса, в то время как Легион Цезаря сражался с Новой Калифорнийской республикой.
Я знаю войну… война никогда не меняется.

Если от этой фразы у вас побежали мурашки – от ностальгии, или от радостного возбуждения, вы понимаете, к чему я клоню. Лучшей историей про ядерную войну стала серия компьютерных игр Fallout.

Игры – это большой бизнес, и продажи электронных развлечений уже несколько лет как бьют книги, фильмы и телевидение. Но кроме этого, игры – ещё и искусство. Они обладают уникальной возможностью полностью погружать игрока в иной, вымышленный мир.

Как и фильмы с телевидением, игры являются визуальным средством, в котором главенствующую роль занимает видение создателя. Но подобно книгам, игры создают уникальные, прекрасные миры, включающие воображение пользователя и предоставляющие многие часы для развлечений.

И как всякое искусство, лучшие игры рассказывают нам что-то необычное про людей вообще и про культуру, их создавшую, в частности. Именно это лучше всего получается у Fallout – франшизе возрастом в 20 лет, помогшей «поколению MTV» понять, высмеять и взять под контроль страхи их родителей перед Холодной войной.

Fallout разворачивается в постапокалиптическом мире – таком, как его представляли пропагандисты минобороны США в 1950-х годах. В этом мире внуки Холодной войны вызвали к жизни страхи предыдущего поколения и рассеяли их, превратив их в игровую площадку.

image

Одно из самых запоминающихся свойств франшизы – это художественный стиль и окружающая обстановка. Каждая игра разворачивается в радиоактивной пустыне примерно через 100 лет после падения последних ядерных бомб. Социум был восстановлен, но существовать в нём очень сложно. Бандиты нападают на мирные деревни, города балансируют на грани, и фракции с враждующими идеологиями сражаются за контроль над тем, что осталось.

Уникальности действию продаёт его ретрофутуризм. История Америки, которая отличается от нашей. Культура осталась в 50-х годах, а технологии продвинулись далеко вперёд, оставив культуру позади. Поэтому пустыни старого мира выглядят как кошмар в стиле гуги и полны созданий, будто сошедших с обложек книг Джека Вэнса.

Приземистые роботы гудят, щёлкают и размахивают странными конечностями. Лазерные ружья выглядят так, будто они принадлежали Тому Свифту. На каждой ракете красуются элегантные стабилизаторы. Пустыни всё ещё полны постеров с рекламой, рисунками и пропагандой. Мужчина с массивной челюстью ухмыляется из-за курительной трубки, в то время как женщина несёт им шлёпанцы. Маленький Тимми носит небольшую круглую шапочку с пропеллером, а собака гоняется за роботом по двору двухэтажного домика в колониальном стиле. Это мило, прекрасно и вызывает ностальгию.

Но при этом ностальгия маскирует мрачную историю – ту, в которой кошмары Холодной войны превратились в разрушения. У вселенной Fallout общая с нашей история – вплоть до окончания Второй мировой войны. А затем всё пошло не так.

В 1947 году во вселенной Fallout, лаборатория Белла так и не закончила разработку транзисторов и технологической миниатюризации не случилось. Отсюда и странные роботы и объёмное оружие.

После войны Америка так сильно испугалась угрозы всеобщей коммунизации, что разделилась на 13 республик, чтобы справиться с внутренним политическим разделением. Различные республики отличаются друг от друга достаточно для того, чтобы каждый нашёл себе свою нишу.

Но случилось обратное – позиции разделённой Америка на мировой арене ослабли. Никсон не посетил Китай, СССР не развалился, и напряжённость холодной войны продлилась сотню лет. Культура стагнировала, остановившись в китче 50-х годов.

А затем, в 2050-м, всё развалилось. Ближний Восток взвинтил цены на нефть, и часть стран в Европе была повергнута в хаос. На территории Америки разразилась эпидемия и правительство закрыло границы. Террористы взорвали атомную бомбу в Тель-Авиве.

На волне страха перед всеобщей ядерной войной компания Vault-Tec предложила своё решение напуганной общественности: сотни навороченных убежищ по всей стране. Она предложила выход из ситуации, новую жизнь в защищённом убежище, вместе с единомышленниками. С едой, водой и развлечениями – для всех, кто мог это оплачивать. Тысячи людей переехали в убежища.

В 2066 году Китай вторгся на Аляску с целью захвата нефтяных месторождений. Разразилась война, и кто-то прибег к запуску ядерных ракет – кто именно, так и осталось неизвестным. И бомбы уничтожили весь мир.



Именно в такой радиоактивной и безрадостной Америке и происходит действие игр. Обычно игрок начинает игру как один из жителей убежища, на несколько поколений отстоящих от событий войны. Всё, что известно персонажу – уют убежища. А затем что-то идёт не так, и игроку приходится исследовать пустоши для решения этой проблемы.

При поверхностном взгляде завязка кажется простой и непонятно, почему игра заслужила титул лучшей истории про ядерную войну. Для понимания этого факта необходимо понять моё поколение. Я родился в 1983 году, и у меня сохранились лишь смутные воспоминания о Холодной войне.

Я помню падение Берлинской стены как некое событие по ТВ, над которым плакали взрослые. Я помню падение СССР в виде фотографий москвичей, рушащих статуи Ленина на первой странице газеты — как раз того номера, который я впервые попробовал серьёзно прочесть. И я помню, как взрослые сидели с такими довольными лицами, будто это именно они победили коммунизм.

Падение Стены и развал СССР были переломными моментами мировой истории. Они отметили конец эры страха и тревог, которые пропитывали американскую культуру в течение 50 лет. Но я не мог тогда этого полностью понять. Холодная война не пугала меня так, как пугала моих родителей и их родителей.

Поэтому мне так нравится Fallout. Игры помогают мне понять этот присутствовавший в культуре страх так, как не помогают в этом исторические или художественные книги вроде «Alas, Babylon». История даёт факты, а Fallout – ощущения.

Поколение 80-х – довольно странные люди. Я цинично смотрел на войну против радикальных исламистов. Когда отряд морской пехоты уничтожил Осаму Бен Ладена, студенты от радости устраивали флэшмобы по всей стране.

В этом есть смысл – они были детьми, когда упали башни-близнецы, и провели половину жизни в стране, находящейся в состоянии войны. Я уже видел коллапс одной из крупных угроз – СССР. И был циничен.

Первый Fallout вышел в 1997 году, когда мне было 14 лет. И они стали чем-то постоянным в моей игровой жизни. И в радиоактивных пустынях, окрашенных странной американской культурой, которая могла бы быть, но не случилась, я нашёл нечто странное… и понятное.

Мир Fallout – это тот самый мир, которого страшились мои родители, сидя перед телевизором. А по ТВ стареющие актёры предупреждали страну о зле, исходящем от людей из другой страны, которых я никогда не видел.

А эти пустыни случились только потому, что их история не развивалась. Бушующие 60-е и 70-е не наступили, люди цеплялись за старые понятия – это их и убило. Ностальгия – это яд, и Fallout показывает, насколько он смертелен.

Кроме всего прочего, в сериале полно мрачного и странного юмора. В Нью Вегасе в качестве одной из главных банд выступают «Короли» – которые поклоняются Элвису как святому и подражают ему. В Fallout 2 мой персонаж, чтобы заработать, снимался в фильмах для взрослых. Затем он съел радиоактивный фрукт и отрастил ещё один палец на ноге, после чего директор его уволил.

Я смеялся над этой нелепой ситуацией. Настолько же нелепой, как десятилетия балансирования на грани войны между враждующими сверхсилами, которые почти создали мир, населённый вампирами, мутантами и радиоактивными порнозвёздами.

Fallout чудесен, поскольку он дал мне возможность понять страхи моих родителей. Более того, он дал мне разрешение смеяться над ними и способ контролировать их – в цифровой песочнице, подрывающей ностальгию по ушедшей Холодной войне.

Комментарии (37)


  1. Anisotropic
    30.10.2015 00:32
    +7

    И тем не менее, трейлер 4 фоллаута вызвал только недоумение. Всё та же дёрганая анимация и древняя графика уровня 2008 года. Never changes.


    1. nullptr
      30.10.2015 00:38
      -5

      Да черт бы с ней, с графикой, лучше бы сюжет и игровой мир были чуть менее унылые, чем в предыдущих беседкоподелиях.


      1. Undiabler
        30.10.2015 01:38
        +31

        но ведь теперь можно строить домики… и есть собачка…


        1. nullptr
          30.10.2015 11:33

          То бишь они в лучших своих традициях просто портанули фичи (сомнительные, как по мне, на кой вообще дома строить?) из Скайрима.
          Не уверен насчет войны, но Обливион с пушками точно никогда не меняется. :)


    1. BelBES
      30.10.2015 11:11
      +9

      А я всё жду, когда же наконец выпустят новую часть фоллаута с древней графикой 1997 года :(
      з.ы. в крайнем случае согласен на графику как в недавно вышедшей Shadowran…


      1. vakimov
        30.10.2015 13:12
        +1

        Я тоже = ( Надеюсь, что после популярности пиксель арта настанет эра low-res арта.
        А пока из похожих по стилю на оригинальный Fallout жду игру Insomnia.


        1. neomedved
          30.10.2015 19:16
          +1

          А чем вам не угодила изометрическая графика как в Pillars of Eternity?


      1. EagleXK
        02.11.2015 12:36
        +1

        Fallout: Nevada — как на мой взгляд, не хуже оригинальных первого и второго. fallout-nevada.ucoz.ru


  1. DanXai
    30.10.2015 08:28
    +5

    Любителям Фоллаута предлагаю поностальгировать и сыграть в отличный фан-проект на основе второго Фола «Fallout of Nevada».


    1. GeckoPelt
      30.10.2015 09:02

      Да, он местами даже поинтереснее Fallout 2!


    1. warner
      30.10.2015 16:27

      Спасибо! Я даже не слышал об этом проекте, а теперь обязательно поиграю.


  1. DikSoft
    30.10.2015 08:40

    Подскажите, тому, кто не видел вообще ни одной части, с какой сегодня стоит начать знакомство с миром Fallout?


    1. DanXai
      30.10.2015 08:44
      -7

      С Нью-Вегаса, на мой взгляд.


    1. GeckoPelt
      30.10.2015 09:03
      +20

      ИМХО, с первого Fallout


    1. Anisotropic
      30.10.2015 09:07
      +17

      С первого или второго, однозначно. Кстати, народ запускает на мобильных девайсах через эмуляторы.


    1. Neuronix
      30.10.2015 11:53
      +3

      Думаю 1 или 2. Наверно, 2 будет веселее. 3 и далее — это уже другая игра, что бы не говорили…


    1. Sing
      30.10.2015 12:17
      +6

      Зависит от вкуса. Если вас не пугает графика, вы хотите прочувствовать весь мир — то конечно, начинайте с оригинального Fallout и двигайтесь попорядку.

      Если вы, скажем, не любите, когда вас ограничивают во времени (в Fallout 1 изначально вы ограничены), то можно начать с Fallout 2. Сюжетно они связаны несильно (всё, что нужно знать скажут в интро, времени прошло много, совпадающий персонаж, если не ошибаюсь, один — Танди), но прохождение F1 даст понимание многих моментов второй части (появление НКР, заброшенная база супермутантов, и многое другое), да и серии в целом.

      Если вам не хочется именно проникаться вселенной, а только познакомиться и разобраться, что к чему, либо вы не приверженец изометрии, либо вам нужен графоний-295, то я бы посоветовал Fallout 3. Весьма неплохой продолжатель серии, хоть и оторванный от сюжета предыдущих частей (но это и логично, т.к. место действия совершенно другое).

      Ну и Fallout: New Vegas, как попытка исправить некоторую неканоничность Fallout 3, где были учтены пожелания фанатов и были приглашены люди, работавшие над F1 и F2 и более-менее связанная с ними сюжетно и территориально.

      Fallout 4 должен иметь отсылки к Fallout 3, т.к. действия происходят неподалёку (Бостон и Вашингтон соответственно). Если цель — подготовка к F4, то можно учесть и это.

      С другой стороны, не рекомендую Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, т.к. это, во-первых, игра не каноничная, а во-вторых, не сильно атмосферная: вы просто выполняете цепь отдельных миссий. Как пошаговая тактическая игра «по мотивам», впрочем, не так уж и провальна.


      1. Sing
        30.10.2015 15:57
        +2

        > совпадающий персонаж, если не ошибаюсь, один — Танди

        Ещё Гарольд. Он и до F3 дотянул.


      1. DIHALT
        31.10.2015 18:38

        Второй Фалаут тоже ограничен. Там можно умереть от старости :) Я как то увлекся прокачкой по пустыне и внезапно получил геймовер. Пришлось срочно искать предыдущую не сильно далекую сохранялку, чтобы за считанные часы вынести Анклав.


        1. Sing
          01.11.2015 15:21

          Это ограничение движка, а не игры. Они захардкодили 13 лет ещё для первой части.
          Но за эти 13 лет игру со всеми квестами можно пройти несколько раз, вы видимо совсем уж фанатично увлеклись =)


          1. DIHALT
            01.11.2015 15:48

            Сон лучшее лекарство!


            1. Chamie
              02.11.2015 13:20

              Да, я как-то проспал несколько лет нажав «спать до полного выздоровления».


              1. DIHALT
                02.11.2015 14:49

                Ну несколько лет эт вы загнули. Но проспать недельку другую на раз.


                1. Chamie
                  03.11.2015 16:15

                  Нет, не загнул. Просто «спать» нажал в таких условиях, что здоровье, фактически, не поправлялось (то ли рана была незаживающая, то ли радиация, то ли ещё что-то — не помню). Ждал-ждал, нажал стоп.


    1. DenimTornado
      30.10.2015 13:38
      +3

      Я за второй, в первый играл уже после второго и ощущение было как-будто из большого зала попадаешь в комнатушку. Второй гораздо шире в плане событий, карты, сюжета, юмора.


  1. k4shik
    30.10.2015 10:51
    +4

    «War. War Never Changes.» скорее эта фраза вызывает ностальгию. А начинать знакомиться с миром Fallout конечно же стоит с первой либо второй частей, а лучше пройти их обе. Именно эти части создали когда то большую армию фанатов данной игры.


  1. Akuji_bwn
    30.10.2015 11:24

    Лучшей историей про ядерную войну стала серия компьютерных игр Fallout.


    Для меня лучшая история на постапокалиптическую тему — трилогия (уже тетралогия, но четвертую еще не читал) Сергея Доронина “Черный день”: безо всяких мутантов и футуризма, зато весьма реалистичная и жесткая.


    1. DiveSlip
      30.10.2015 12:11
      +1

      А он разве не Алексей Доронин?


      1. Akuji_bwn
        30.10.2015 12:12

        Он самый, опечатался, т.к. писал по памяти.


    1. KOLANICH
      02.11.2015 00:37

      А для меня — худшая из тех, которые доводилось читать. Не дочитал, бросил. Последующие части даже читать не начинал. Эпитеты и оценки произведения и его автора оставлю при себе.


  1. HomoLuden
    30.10.2015 15:35
    +4

    Я помню падение Берлинской стены как некое событие по ТВ, над которым плакали взрослые. Я помню падение СССР в виде фотографий москвичей, рушащих статуи Ленина на первой странице газеты — как раз того номера, который я впервые попробовал серьёзно прочесть. И я помню, как взрослые сидели с такими довольными лицами, будто это именно они победили коммунизм.

    А я помню падение СССР в виде пустых полок магазина, многочасовых стояний за сахором и прочей «роскошью», развалов предприятий легкой промышленности (швейной, к примеру).

    Извините за оффтоп.


    1. BelBES
      30.10.2015 16:15

      А я помню падение СССР в виде пустых полок магазина, многочасовых стояний за сахором и прочей «роскошью», развалов предприятий легкой промышленности (швейной, к примеру).

      И это всё есть в Fallout ;-)


    1. veam
      30.10.2015 21:01
      +2

      Ага, тоже покоробили эти «радостные лица».
      Горе проигравшим.

      Как только вечность исчезла, Татарский оказался в настоящем. Выяснилось, что он совершенно ничего не знает про мир, который успел возникнуть вокруг за несколько последних лет.

      Этот мир был очень странным. Внешне он изменился мало – разве что на улицах стало больше нищих, а все вокруг – дома, деревья, скамейки на улицах – вдруг как-то сразу постарело и опустилось. Сказать, что мир стал иным по своей сущности, тоже было нельзя, потому что никакой сущности у него теперь не было. Во всем царила страшноватая неопределенность. Несмотря на это, по улицам неслись потоки «мерседесов» и «тойот», в которых сидели абсолютно уверенные в себе и происходящем крепыши, и даже была, если верить газетам, какая-то внешняя политика.

      По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее. Татарский часто представлял себе Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии. Татарский, конечно, ненавидел советскую власть в большинстве ее проявлений, но все же ему было непонятно – стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии.


  1. PavlovM
    31.10.2015 15:16
    +1

    «поисках водяного чипа, необходимого, чтобы починить машину»
    Ээ. Я, может, что то забыл, давно это было… но водяной чип из первой части (он был и во второй, но в качестве бесполезного хлама, как издевка над прошлой историей) для починки машины во второй?


    1. DIHALT
      31.10.2015 18:42

      Наверное тут имелся в виду насос.


    1. Sing
      01.11.2015 00:24

      В этой фразе, очевидно, речь про первую часть.

      А во второй вообще не надо было чинить машину, нужен был ГЭКК. Он же Генератор Эдемских Кущ Компактный. =)


      1. PavlovM
        02.11.2015 07:28

        В первой части машины (автомобиля) вообще не было. Разве что под «машиной» здесь подразумевалась система жизнеобеспечения Убежища, что вряд ли :)