Несколько месяцев назад я купил первое в своей жизни радио на электронных лампах — AM/FM-приёмник Philips 353A, который на данный момент является старейшим предметом в моей коллекции. Мне нравится электроника, и я уже давно хотел заняться реанимированием винтажной радиоаппаратуры, после того как начал смотреть некоторые YouTube-каналы вроде Mr Carlson’s Lab. Так что в этой статье я поделюсь с вами историей восстановления сего ретрочуда.
Прим. пер.: осторожно, много фото!
Этот приёмник в неизвестном состоянии я купил в антикварном магазине в Киркби Стивене всего за £30.00. Выглядел он невзрачно, даже разъём внешней антенны был обрезан.
Приёмник Philips 353A до восстановления
Модель 353А является довольно сложным супергетеродинным радиоприёмником на семи электронных лампах. Питается этот прибор от сети, имеет переключатель каналов и внутреннюю антенну, а также разъём для внешней антенны и прямой аудиовход под звукосниматель.
Если вам интересен принцип работы супергетеродинов, то рекомендую прекрасную книгу Transistor Superhet Receivers сэра Клайва Синклера.
▍ Разборка и инспекция приёмника
Электронные компоненты этого приёмника не отличаются особой надёжностью, в связи с чем часто ломаются или выходят из строя от возраста. Если их периодически не проверять, то в результате они могут повреждать радиолампы и прочие элементы цепи — поэтому приёмники той эпохи перед подключением к сети (без ограничения тока) необходимо инспектировать и обслуживать.
Разбирать 353A довольно просто — его задняя крышка держится всего на шести винтах с плоским шлицем. В некоторых приёмниках тех лет использовался асбест (особенно в задних крышках), поэтому с ними нужно быть очень осторожным. Хотя, насколько мне известно, в этом радио асбеста нет.
После снятия крышки нашему взору открывается шасси. В данном случае оно оказалось уже изрядно покрыто ржавчиной и пылью, так что наш приёмник явно повидал немало. Но при этом все лампы оказались на месте, и все детали вроде как были оригинальными.
Первый взгляд на заднюю часть шасси после снятия задней крышки
Нижняя крышка держится всего на двух винтах. Сняв её, мы обнаруживаем проводку с навесным монтажом. Так выглядели электрические цепи до вхождения в обиход печатных плат.
Шасси фиксируется на месте четырьмя винтами с резиновыми проставками. Чтобы извлечь его из корпуса, сначала необходимо вытащить указатель шкалы из намотанного на него тросика.
Шасси извлечено из корпуса
Для более удобного доступа к шасси я дополнительно отсоединил динамик, который фиксируется с помощью четырёх прижимных планок и гаек.
Шасси и динамик извлечены из корпуса
Внутренности оказались очень грязными и, очевидно, пережили за свой век интенсивную эксплуатацию. Однако все компоненты были на месте и выглядели нетронутыми. Учитывая такое состояние, я решил произвести следующие манипуляции по восстановлению:
- почистить и проверить шасси;
- заменить электролитические и бумажные конденсаторы;
- заменить сетевой кабель;
- проверить и по необходимости заменить радиолампы;
- заменить настроечный тросик;
- почистить и отполировать корпус;
- заменить лицевую ткань.
▍ Чистка и проверка шасси
Я решил почистить шасси, чтобы получше рассмотреть все детали, с которыми предстояло работать.
Основную пыль и грязь я сдул сжатым воздухом, после чего оттёр панель, компоненты и лампы с помощью универсального обезжиривателя и микрофибры. Лампы я для этого предварительно осторожно снял.
Все гнёзда ламп и регуляторы я протёр очистителем контактов. В процессе я обнаружил, что переключатель диапазонов напрочь заело, поэтому промочил его контакты WD-40, чтобы они откисли, после чего прокрутил через все положения, чтобы прочистить.
▍ Замена электролитических конденсаторов
Алюминиевые электролитические конденсаторы обычно используются для фильтрации, сглаживания и разделения как в высоковольтной, так и в низковольтной электронике. Обычно они состоят из намотанной алюминиевой фольги, покрытой жидким электролитом, который со временем либо высыхает, отрицательно влияя на функциональность и зачастую вызывая замыкание, либо вытекает, вызывая коррозию печатной платы и окружающих компонентов.
Поскольку наш радиоприёмник из 50-х, то и конденсаторы в нём использовались соответствующие. Эти детали и так существенно уступают качеством современным аналогам, а если прибавить ещё и преклонный возраст, то лучше вообще заменить их до пробного включения прибора.
Два из электролитических конденсаторов (большие банки)
Другие электролитические конденсаторы
Всего в 353А использовано четыре таких конденсатора:
- C1: 50мкФ 350В, электролитический (в большой банке Дубилье);
- C2: 50мкФ 350В, электролитический (в большой банке Дубилье);
- C3: 100мкФ 12В, электролитический (большой красный конденсатор Дубилье);
- C4: 5мкФ 75В, электролитический (большой оранжевый).
Эти два электролита, подключённые навесным монтажом, довольно легко снять и заменить. Выводы компонентов с навесным подключением обычно обёрнуты вокруг друг друга для механической прочности, поэтому при выпаивании их нужно разъединить.
Я снял и заменил все эти конденсаторы по очереди, максимально укоротив выводы новых. Вместо большого красного конденсатора Дубилье я взял осевой на 100мкФ 25В, а вместо оранжевого — радиальный на 4.7мкФ 100В.
Новые детали намного меньше оригиналов, что демонстрирует, насколько сильно продвинулась технология изготовления конденсаторов за последние 70 лет.
Также сложно найти в точности совпадающую замену по некоторым характеристикам — например, я заменил нестандартный конденсатор на 5мкФ стандартным на 4.7мкФ. Такая подмена не должна вызывать проблем у электролитов, поскольку обычно они имеют широкий производственный допуск, вплоть до 20%. Здесь важно использовать конденсатор с вольтажом равнозначным или превосходящим оригинал.
Заменить эти детали определённо стоило, так как у красного уже присутствовали признаки протечки, а у оранжевого — следы повреждения от перегрева.
Что касается двух конденсаторов в больших банках, то по их замене есть разные варианты: некоторые спецы заменяют конденсатор внутри оригинальной банки на новый; другие ставят новые детали, убирая банку; третьи просто выпаивают банку из цепи и ставят новые конденсаторы.
Я предпочитаю последний вариант — в таком случае шасси сохраняет свой оригинальный вид сверху, и при этом в дальнейшем его будет проще обслуживать. В любом случае крайне важно убрать из цепи старые конденсаторы (а не просто впаять рядом с ними новые), поскольку оригиналы могут банально потечь и нарушить работу всей схемы либо вызвать полное замыкание и повредить приёмник.
Обычно внешняя сторона банки подключается к минусовой стороне конденсатора, а в нижней части у неё есть клемма для подключения плюсовой.
Установлены новые конденсаторы сетевого фильтра
В данном случае я установил два радиальных конденсатора на 47мкФ 400В в нижней части шасси, зафиксировав их проводами — с помощью клеммы одной банки я прикрепил плюсовые провода к одному конденсатору, естественно, заизолировав её.
Электролиты заменены
Электролитические конденсаторы поляризованы, то есть они должны устанавливаться в правильном положении, иначе возникают неприятные последствия. Поэтому важно внимательно проследить, чтобы ёмкость, напряжение и расположение нового конденсатора были соответствующими. Это сложнее сделать при навесном монтаже, поскольку правильные точки подключения не очевидны, и полярность не отмечена. Поэтому важно сделать достаточно фотографий «до», чтобы впоследствии на них ориентироваться.
У Philips 353A есть очень полезная документация, которая включает список деталей и схему шасси, что очень пригождается при замене конденсаторов.
Схема компонентов нижней части шасси (фото с RadioMuseum.org)
▍ Замена бумажных конденсаторов
В 353A также использовались бумажные конденсаторы — эти древние модели буквально сделаны из свёрнутой бумаги, пропитанной воском. При этом они, как и электролиты, склонны с годами разрушаться, что чревато утечкой тока или обрывами/замыканиями.
Такие конденсаторы существенно отстают по техническим характеристикам от современных — особенно полипропиленовых, полиэстеровых плёночных и металлизированных плёночных аналогов (керамические имеют микрофонный эффект, поэтому для таких схем не годятся) — и подобно электролитам в идеале должны заменяться ещё до пробной подачи питания.
Четыре из всех бумажных конденсаторов (большие тёмно-коричневые цилиндры с жёлтой маркировкой)
Все видимые бумажные конденсаторы, включая один за выходным аудиотрансформатором
Всего в 353A использовано шесть бумажных конденсаторов:
- C47 (2K2A 4.5): 2,200пФ (10%) (400В) — 2.2нФ 630В полипропиленовый осевой;
- C49 (L8K2A 4.5): 8,200пФ (10%) (1000В?) — 8.2нФ 630В полиэстеровый плёночный;
- C51 (100KP 4.5): 0.1мкФ 400В — 100нФ 630В полипропиленовый осевой;
- C52 (15KP 4.5): 15,000пФ (400В) — 15нФ 400В полипропиленовый осевой;
- C54 (15KA 4.5): 15,000пФ (400В) — 15нФ 400В полипропиленовый осевой;
- C55 (S1KA 4.5): 1,000пФ (1000В) — 1нФ 630В полипропиленовый осевой.
Бумажные конденсаторы подключены навесным монтажом, так что заменить их проблемы не составляет. По аналогии с электролитами их я тоже менял по очереди, максимально укоротив выводы. При этом я дополнительно сделал аннотации к некоторым из фотографий «до», чтобы правильно установить новые детали.
И снова очень помогла документация приёмника.
Старые конденсаторы
▍ Замена сетевого кабеля
В целях безопасности при ремонте винтажной техники важно обратить внимание на сетевой кабель — оригинальный в моём приёмнике находился в плачевном состоянии, поэтому я решил заменить его современным литым аналогом со штекером стандарта UK, оснащённым предохранителем на 1А (в данном случае я просто купил двухметровый шнур «восьмёрку» и обрезал его конец).
Удерживается сетевой кабель специальным зажимом, который фиксируется одним винтом. Открутив этот винт, я отпаял кабель от контактов выключателя питания, обратив внимание на полярность рабочего и нейтрального проводов. Для установки нового кабеля я проделал всю ту же операцию в обратной последовательности.
Новый кабель установлен
▍ Инспектирование и замена ламп
Прежде чем пробовать включить приёмник, я решил проверить электронные лампы на предмет каких-либо очевидных проблем. Все они визуально выглядели в порядке, кроме лампы, отвечающей за вывод аудио (EL84). Это была деталь компании Mullard. Лампы аудиовывода обычно работают при повышенных температурах в районе 150С+, то есть приходится им нелегко, и износ тут был вполне ожидаем.
Оригинальная лампа вывода аудио
На всякий случай я решил её заменить на новую Langrex EL84 старого образца.
Новая и старая лампы для вывода аудио
▍ Замена тросика настройки
В процессе очистки и тестирования узла настройки оригинальный тросик, передающий вращение настроечной ручки во вращение настроечного конденсатора, порвался — он уже был довольно ржавый и очень хрупкий, так что это был лишь вопрос времени. Так что я решил заменить его на новый старого образца диаметром 0.6 мм.
Порванный настроечный тросик
Установка нового
Это кропотливый и раздражающий процесс, который занимает немало времени, особенно с непривычки. Тем не менее вся процедура тщательно описана в мануале 353А, включая длину тросика, расположение центральной отметки и способ его намотки вокруг ручки и настроечного конденсатора.
На концах тросика должны быть зажим и крючок — их я снял со старого.
Настроечная ручка и новый тросик
Настроечный конденсатор и новый тросик
При тестировании новый тросик показал себя вполне ожидаемым образом — правда пришлось немного его укоротить, чтобы увеличить натяжение, так как при установке он чуть проскользнул на ручке. После подстройки тросик заработал отлично.
▍ Замена радиоткани
Оригинальная ткань окончательно выцвела — она должна иметь приятный золотистый цвет с красной прострочкой, но сейчас выглядела тусклой и потрёпанной. Я попытался её очистить, но ощутимого эффекта это не дало.
Оригинальная лицевая ткань
Старая ткань держалась на высохшем контактном клее, так что снять её было легко, после чего она отправилась прямиком в мусорную корзину.
Заменить я её решил на современный аналог, предназначенный специально для винтажных радиоприёмников. Кусок нужного размера я вырезал из полотна 18" x 18".
Радиоткань, вырезанная в размер
Зафиксировал я его с помощью сверхсильного контактного клея, который распылил по двум склеиваемым поверхностям, затем слегка подсушил, после чего уже прилепил ткань к корпусу. Далее канцелярским ножом я обрезал излишки ткани по контуру передней панели и проделал дырки в местах монтажных отверстий.
Передняя крышка с новой радиотканью
▍ Чистка и полировка корпуса
В целом бакелитовый корпус выглядел неплохо — на нём не было ни царапин, ни сколов — однако время всё же оставило следы износа и грязи, а кремовая краска по внутреннему краю переднего ободка сильно облупилась.
Для начала я тщательно протёр корпус микрофиброй с обезжиривателем, чтобы снять самую сильную грязь. Затем я решил снять всю краску с переднего ободка ацетоном. Бакелит — прочный материал, так что проблемы с этим не было.
После я до блеска отполировал внешнюю часть корпуса с помощью полироли Brasso — тут важно сильно не углубиться в бакелит, иначе есть риск оголить наполнитель, который иногда содержит асбест.
После этого я ещё раз промыл корпус и удалил остатки краски — лицевая сторона выглядела хорошо и без неё, так что перекрашивать я не стал.
Переднее стекло удерживается двумя клипсами — оно было сильно запачкано и покрыто пятнами краски, поэтому я его снял, чтобы протереть микрофиброй с обезжиривателем. Стекло индикатора на лицевой панели у винтажных приёмников зачастую очень нежное, поэтому к нему желательно не прикасаться.
Рукоятки управления я тоже почистил — оригинальная золотистая фольга вокруг их краёв была покрыта грязью и коррозией, но очистилась довольно хорошо.
▍ Обратная сборка приёмника
Обратная сборка — это просто разборка наоборот.
Первым делом нужно было намотать тросик. Эта процедура подробно описана в документации приёмника. Родную износившуюся пружину я заменил.
Передняя крышка вставляется в лицевую часть корпуса и фиксируется на восьми нажимных защёлках. Динамик по-прежнему крепится четырьмя гайками и прижимными пластинами (на этот раз я подключил его через съёмные клеммы, чтобы в будущем было проще снимать).
После этого я подсоединил шасси к динамику и прикрутил на место.
Теперь можно было ставить обратно индикатор — он фиксируется настроечным тросиком, который обматывается вокруг него на пару оборотов.
Теперь можно ставить нижнюю и заднюю крышки.
Приёмник Philips 353A после восстановления
▍ Тестирование приёмника
Изначально я протестировал шасси вне корпуса, чтобы можно было сразу внести необходимые доработки. При первом включении я использовал блок с защитной лампой собственной сборки (он ограничит потребляемый приёмником ток в случае, например, короткого замыкания и, надеюсь, исключит потенциальное повреждение), подключённый к 300-ваттному разделительному трансформатору через измеритель мощности для защиты и мониторинга потребления тока.
Первое тестирование через блок с контрольной лампой
При запитывании от ограниченного источника тока подсветка индикатора горела тускло, а подогреватели радиоламп вроде светили нормально — 60-ваттная лампочка тестера не загоралась, а измеритель мощности показывал около 30Вт, так что каких-то непосредственных проблем явно не было. Тогда я включил приёмник в обход лампы тестера и он прекрасно заработал.
Радиоприёмник Philips 353A в гостиной
Я ещё раз протестировал приёмник после окончательной сборки и проверил все его регуляторы — звучит он восхитительно, особенно в корпусе!
Воспроизведение музыки на Philips 353A со смартфона
Я также собрал переходной аудиокабель, который подключается через разъём для звукоснимателя, позволяя обходить секцию демодуляции AM/FM и использовать радио в качестве аудиоусилителя — звук превосходный! Если всё делать правильно, то это вполне безопасно, так как у 353A есть сетевой трансформатор, и шасси никак не подключено к сетевому входу. Хотя это касается не всех винтажных приёмников, так что будьте внимательны.
Если говорить в целом, то меня очень порадовал столь впечатляющий результат приложенных усилий.
Philips 353A до восстановления и после
RUVDS | Community в telegram и уютный чат
Комментарии (41)
progchip666
23.10.2022 17:06+15Использование конденсаторов "нового образца" в реставрации подобных аппаратов на мой взгляд является кощунством. Ну потрать ты лишних пару часов и впихни в корпус старых новые, раз они в несколько раз меньше по размерам. Я лично так и делаю. Сохраняется аутинтичность не только внешнего вида, но и внутреннего устройства, что важно в данном случае.
REPISOT
23.10.2022 17:20+5Меня больше расстраивает замена типов. Бумажный на пленочный, например.
progchip666
23.10.2022 17:33+3Ну уж раз менять, на кондюк совершенно других габаритов и внешнего вида... Хорошо что хотя бы не наоборот - в большинстве случаев плёночный будет работать лучше бумажного.
materiatura
23.10.2022 18:13+7К реставрации действия автора не имеют отношения. Он просто восстановил работоспособность приемника. Замена лицевой ткани, удаление покраски рамки, современный сетевой шнур, - все это убило аутентичность. Теперь этот рабочий приемник стоит меньше чем до восстановления. Самый ценный результата - выпаянные оригинальные кондеры, но автор это не оценит, и я думаю, что он их выкинул. А так, да, хорошее хобби и хорошая работа.
dlinyj
23.10.2022 18:23+9Тут спорный вопрос. Ваша правда в том, что утрачена аутентичность. Но вещь должна работать, после манипуляций автора это можно поставить в гостиной и слушать музыку. А в старом виде — это гора хлама. Да, знаю про аутентичные конденсаторы. Но точно такой же конденсатор не сделаешь, а старые ставить — глупо. Невозможно перенестись в прошлое, так что всё правильно, что автор взял и поставил современные надёжные детали.
materiatura
23.10.2022 18:40+5Я же свой комментарий написал в дополнение к совершенно правильному замечанию progchip666, что принято вставлять новые кондеры в корпуса старых если восстанавливается работоспособность при реставрации. Ну, и конечно, в старом виде, это совсем не "гора хлама", это был Philips 353A 1956 года. В прошлое может и нельзя перенестись, но вот прошлое доходит до нас, а вот как с ним поступить, тут каждый сам решает.
Trabant_Vishnya
23.10.2022 23:53+3Согласен. Это все равно, что Buick 1956 года взять и поставить на современные колеса + воткнуть Kenwood однодиновый. Ну и мотор помощнее
nafikovr
24.10.2022 01:04+6как бы его не звали, это была гора хлама, которая выглядела как гора хлама и не работала как гора хлама. сейчас это не аутентичный Philips 353A (а он вообще ценность имел как реликт?), зато вполне пристойный элемент интерьера, да еще и работает
progchip666
23.10.2022 18:28+3Точнее тут не скажешь!!!
Буду благодарен автору перевода, отозвавшемуся на псевдоним "Кирпичная стена", если он творчески переведёт и от имени читателей Habra разместит перевод уважаемого пользователя "materiatura" в комментариях к оригиналу блога.
P.S. От себя замечу, что к огромному сожалению, подавляющая часть "реставраторов", отнюдь не в рамках хобби, а в рамках платных заказов за немалые деньги фактически безвозвратно уничтожают аутентичность гораздо более редкой и дорогой старой техники!
Javian
23.10.2022 18:45+3Смотрел лекции Яндекса "Демодуляция 2022". Там есть одна "Союз-Неон: самый желанный компьютер", где двое взяли очень редкий компьютер и начали его переделывать.
Александр Мачуговский (Manwe) с 1987 года участвует в создании игр, демо и музыкального софта, а Евгений Володин руководит конструкторским бюро. На «Демодуляции» они покажут последний домашний компьютер советской эпохи: самый уникальный, самый мощный, самый редкий.
progchip666
23.10.2022 20:15+4Ну это уже кроме как вандализмом трудно назвать. Я ещё могу понять людей, которые вставляют в какую нибудь "Вегу" второго или даже первого класса вместо сгоревшего китайский модуль усилителя класса D. Но когда издеваются над "вышками" уже душа кровью обливается. А уникальные образцы техники, сохранившиеся в нескольких или вовсе одном экземпляре дорабатывать - это кощунство!
Bright_Translate Автор
23.10.2022 20:41+4Если вопрос в истинности "реставрации", то тут, возможно, в оригинале автор закладывал более общий смысл вроде "возвращение к жизни", а не "к первозданному виду". Термин restoration довольно гибко в этом смысле трактуется. Так что тут вернее будет в переводе перефразировать для точности.
engine9
23.10.2022 21:25+2А обсуждаемый приёмник редкий и старый? Если нет, не вижу причин для этого плача.
SpecterOfChaos
24.10.2022 12:10+2Не могу понять это нытьё по "аутентичности". Гора подобных приемников отправляется на помойки. Автор вернул кучу мусора к жизни. Вышло красиво и звук сохранился тот самый, что у него с рождения. По моему прекрасная работа. Я бы понял это осуждение, если бы он выкинул всю начинку и поставил современные железки, но перепаковывать современные конденсаторы в старые корпуса = уменьшать ремонтопригодность в будущем.
REPISOT
23.10.2022 17:20+8Перевод хороший для какого-нибудь блога. Но видно, что переводчик не в теме. Не знает устойчивых терминов и допускает ошибки по сути.
Но и явные ошибкипереводчикаавтора тоже есть. Например:его задняя крышка держится всего на шести потайных винтах
в оригинале — six flat-head screws. На фото же явно видно, что никакого потая нет. Головки полукруглые.progchip666
23.10.2022 17:36Часто бывает много хуже. Было бы интересно о подобных нюансах в реставратором пообщаться, а с переводчика какой спрос - диалог с ним как с кирпичной стеной... Он своё дело сделал, гонорар получил. Сделал кстати будем уж справедливы далеко не самым худшим образом...
REPISOT
23.10.2022 17:53+2Я и написал, что для не профильного специалиста перевод неплохой. Но все же перевести заголовок
Bakelite Vacuum Tube Radio
как бакелитовый приемник…progchip666
23.10.2022 18:02Если считать что Bakelite - материал корпуса, а не название какой-нибудь мне ранее неизвестной фирмы, то сравнительно близко по содержанию. Наверно Ламповый Радиоприёмник в корпусе из Бакелита" было бы точнее, но не "звучало" для переводчика в качестве заголовка
Bright_Translate Автор
23.10.2022 18:08+5Газета из бумаги - бумажная газета. Бутылка из стекла - стеклянная бутылка. Приемник из бакелита - бакелитовый приемник. Вроде все логично. Хотя да, каюсь, vacuum tube я убрал из соображений лаконичности.
rdp
24.10.2022 14:40Bakelite radio указывает на возраст и класс устройства, как, например, "радиоточка". Дословный перевод не передаёт смысла т.к. идиома "бакелитовый радиоприемник" в русском языке не использовалась.
dlinyj
24.10.2022 15:15Bakelite radio указывает на возраст и класс устройства, как, например, «радиоточка».
Это не правда. Это материал корпуса из которого изготовлен приёмник. В русском языке этот материал называется эбонит (исторически так сложилось). В тоже время были и деревянные корпуса. Вот например описание объявления на русском:Продаю Абонентский громкоговоритель — радиоприемник «Прибой», сделан в СССР, ГОСТ 1951 год, винтажный, для коллекции, корпус эбонитовый.
rdp
24.10.2022 16:18Это не правда.
Не будте так категоричны. Ваше цитирование объявления подтверждает отсутствие идиомы в русском языке.
dlinyj
24.10.2022 18:26Я указываю не на отсутствие идиомы (хотя она с успехом гуглиться), а на то что:
Bakelite radio указывает на возраст и класс устройства
Как читатель подобных статей утверждаю, что вопрос идёт исключительно о материале корпуса.rdp
24.10.2022 18:53+1вопрос идёт исключительно о материале корпуса
Это утверждение ещё раз подтверждает отсутсвие идеомы в русском языке и ваше его непонимание.
Так же неправильно дословно переводить Volksempfänger с немецкого как "народный приёмник", который как раз "bakelite radio".
Радиоточка - это ближайший аналог. Дешёвое устройство для несения информации в народ. В СССР из-за бедности народа применялось проводное решение.
Bright_Translate Автор
23.10.2022 18:10+3Кирпичная стена благодарит вас за внимание и предлагает перевести имеющиеся у вас к автору статьи вопросы. Можете написать их в ЛС.
Bright_Translate Автор
23.10.2022 17:54+2Меня этот момент тоже смутил. Я обратил внимание на фото, где винты явно не с потаем. Ну уж перечить автору не стал в данном случае. За рекомендации в ЛС благодарю, отдельно по ним вам отпишу еще.
Paranoich
23.10.2022 18:46+3Вот кто нибудь так же, но про "Ригонду".
Все таки подобные Philips в наших краях не произрастают, либо дорогие. А Рижская техника в гаражах и дачах встречается. В начале двухтысячных восстановил другу Ригонду, поменял электролиты и динамик рваный. Но дом сгорел, вместе с селеновым выпрямителем и прекрасным корпусом.
А мою Ригонду выбросили, пока я в армии служил.
Теперь жалею. Восстанавливаю неизвестный кассетный магнитофон (ГДР), но уже не с тем удовольствием.За перевод спасибо, но про технику из СССР почитал бы с удовольствием.
dlinyj
23.10.2022 19:37+1Есть шикарная серия статей про восстановление радиолы «Мир» от BootSector. Возможно он разместит этот шедевр и тут.
sim2q
24.10.2022 04:41+1Шасси очень важная составляющая, что видно по ссылкам.
А тут в статье на это подзабили.
Flexits
24.10.2022 08:33+3Масштабная работа, внушает уважение. Но вот электролитические конденсаторы вместо китайского ноунейма стоило бы поставить брендовые. Epcos, к примеру. Да тот же Cornell Dubilier жив до сих пор, может и у них что найдётся.
vvbob
24.10.2022 09:45+1Да, ткань, конечно, вид портит. Стоило поискать либо оригинальный рисунок, либо что-то максимально близкое к оригиналу, эта смотрится как чужеродный элемент (чем она, по факту и является).
Ну, и, понятное дело - это не реставрация, впрочем, похоже автор такой цели перед собой и не ставил, восстановлено довольно аккуратно все.
Alexander34
24.10.2022 18:39+2Подход - заменить все конденсаторы очень не понравился. На моей практике радио 50х-60х годов все нормально с кондерами. Надо уметь включать под наблюдением, замеряя ток потребления. Ламповая техника дает возможность успеть выключить всё без потерь, когда запахнет жареным.
progchip666
Я уже так было обрадовался по названию, думал оригинальный контент, кто то из читателей сделал это своими руками...
Нет, опять перевод...