Цифровизация правосудия в европейском правовом пространстве началась достаточно давно. Постоянные шаги в этом направлении ведутся как на национальном, так и на международном уровнях.
В рамках внедрения информационных технологий в международное сотрудничество следует отметить следующие интересные проекты Евросоюза:
Find a Lawyer - это поисковая система, которая позволяет гражданам и предприятиям легко находить адвоката по всему Европейскому союзу, применяя такие критерии поиска, как страна, язык и область адвокатской практики. Поисковая система доступна через европейский портал электронного правосудия;
цифровой трансграничный реестр неплатежеспособных контрагентов. IRI (Взаимосвязь реестров неплатежеспособности) работает над объединением информации из национальных реестров неплатежеспособности. Создание общеевропейской взаимосвязи национальных электронных реестров неплатежеспособности повысило прозрачность производства по делу о несостоятельности в Европейском союзе. Соответствующие данные о должниках, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности, стали общедоступны через единую многоязычную поисковую систему на европейском портале электронного правосудия;
электронная система трансграничного взыскания алиментов реализуется в форме проекта iSupport, который доступен на английском, французском, испанском и португальском языках;
в качестве самостоятельного направления цифровизации правосудия следует отметить развитие сервисов так называемого предсказанного правосудия. 4 декабря 2018 г. Европейская комиссия по вопросам эффективности правосудия (CEPEJ) Совета Европы приняла первый документ в этом направлении - "Этические принципы, касающиеся использования искусственного интеллекта в судебных системах". Государства Европы осознают новые возможности предсказанного правосудия и активно разрабатывают соответствующие программы на национальном уровне.
Набирает обороты e-CODEX (Электронное правосудие через обмен данными в режиме онлайн). Данный инструмент играет важную роль в создании совместимой, безопасной и децентрализованной ИТ-связи в трансграничных процессах. Указанная платформа обеспечивает связь между судами, позволяя государственным органам, адвокатам, сторонам быстро и безопасно отправлять и получать документы, доказательства и информацию. При этом активно используется система цифрового обмена электронными доказательствами (eEDES).
Еврокомиссия в сообщении "Цифровизация правосудия в Европейском союзе - набор возможностей" 2020 г. выявила следующие основные препятствия для использования цифровых решений:
1. Добровольность участия. В настоящее время государства-члены сами решают, хотят ли они и в каком объеме использовать цифровые средства для трансграничной связи. На сегодняшний день пилотные проекты, осуществляемые государствами на основе инструмента e-CODEX, охватывают не все страны ЕС. Такая мозаичность правового регулирования не повышает эффективность используемых процедур.
2. Допустимость доказательств. Не во всех инструментах определена юридическая сила документов для целей судебного разбирательства. В некоторых государствах доказательства, полученные "электронным" путем, могут быть недопустимыми. Дело в том, что в случае трансграничной передачи с использованием e-CODEX государства использовали "доверительное соглашение" для преодоления этого препятствия. Однако указанное соглашение не является обязательным <7> и не предоставляет достаточных гарантий в масштабах всего ЕС. Отчасти проблема решена Регламентом ЕС 2016/119133 о публичных документах, которым закреплена возможность для граждан получать некоторые документы в цифровом формате и представлять их в суды. Однако Регламент относится не ко всем документам и не закрывает всех лакун.
3. Распознавание электронных идентификаторов и подписей. При отсутствии общепринятых гарантий электронных подписей/печатей, используемых издавшим государством, документ может не признаваться принимающим государством. Изданный для устранения указанных противоречий, Регламент eIDAS не во всех случаях применяется к "полузакрытым" системам, ограничивающим доступ к компетентным органам. Необходимы единые нормы относительно удостоверения подлинности документов, использования подписей, печатей, штампов, электронных подписей и электронных печатей. Это касается обмена информацией между: а) компетентными органами государств в трансграничных процедурах; б) компетентными органами государств и агентствами и органами ЕС; в) физическими и юридическими лицами и госорганами в трансграничных процедурах.
4. Различный уровень цифровизации в государствах-членах. Так, по сведениям Еврокомиссии, только в 20 странах ЕС все суды оснащены технологиями дистанционной связи, в частности оборудованием для видео-конференц-связи. В шести государствах лишь некоторые суды оснащены технологиями дистанционной связи. В Болгарии ни один суд не оснащен оборудованием для видео-конференц-связи.
Органы прокуратуры еще менее подготовлены. Лишь в 15 государствах сотрудники могут полностью выполнять свои обязанности в удаленном формате. В пяти странах прокуратура на местах вообще не оснащена оборудованием для видео-конференц-связи.
Совет коллегий адвокатов и юридических обществ Европы и Совет нотариусов ЕС, представляющий нотариусов Европы по гражданскому праву, Европейский фонд судебных приставов, дают сходные цифры.
Таким образом, техническая оснащенность органов, вовлеченных в судопроизводство, оставляет желать лучшего.
5. Доступность информации и возможность электронной оплаты судебных сборов. В 10 государствах доступна полная информация о судебных пошлинах; они могут оплачиваться онлайн по всем делам. В семи странах возможность получить доступ к информации о судебных сборах в режиме онлайн и оплатить их онлайн существует только в отношении части дел. В шести членах ЕС имеется возможность доступа к информации о судебных сборах, однако онлайн-оплата невозможна. В двух государствах не доступна информация; нет и онлайн-оплаты.
Остановимся на двух небезынтересных документах в указанной сфере. Регламент (ЕС) 2018/1724 Европейского Парламента и Совета от 2 октября 2018 г., устанавливающий единый цифровой шлюз для обеспечения доступа к информации, процедурам, услугам по оказанию помощи и решению проблем, ввел "принцип единовременности". Пользователи не должны представлять госорганам, включая суды, документы или сведения, уже имеющиеся у других органов. Регламент охватывает ситуации, которые актуальны для многих гражданских дел: получение стипендии; признание дипломов; регистрация автомобиля; получение Европейской карты медицинского страхования; ходатайство о пенсионных выплатах, а также регистрация сотрудников в пенсионных и страховых схемах. Внесудебные документы передаются на тех же условиях, что и судебные. Правда, Регламент не распространяется на налоговые, таможенные или административные вопросы, ответственность госорганов при осуществлении своих законных полномочий, в отношении лиц, место нахождения которых неизвестно.
Таким образом, Регламент применяется к трансграничному обмену доказательствами. Все национальные онлайн-процедуры должны быть полностью доступны для трансграничных пользователей. В конце 2023 года доказательства по указанным вопросам будут полностью доступны онлайн во всех странах ЕС.
Регламент (ЕС) 2020/1784 Европейского Парламента и Совета от 25 ноября 2020 г. о вручении в государствах-членах судебных и внесудебных документов по гражданским или коммерческим делам.
В "документы" входят запросы, подтверждения, квитанции, сертификаты и сообщения. Они передаются между органами посредством: а) безопасной и надежной децентрализованной ИТ-системы; б) наиболее подходящей альтернативы, если электронная связь по каким-либо причинам недоступна.
Страны ЕС определяют государственные органы и компетентных лиц для отправки ("передающие агентства") и получения ("принимающие агентства") документов; назначают центральный орган для представления информации передающим агентствам; уведомляют Еврокомиссию о соответствующих структурах и лицах.
Передающие агентства направляют документы напрямую в принимающие органы, оформляя соответствующие запросы на официальном языке ЕС. Получив запрос, принимающая сторона должна подтвердить получение; проинформировать контрагента, если какая-либо информация отсутствует или запрос выходит за рамки законодательства; направить документ, если они не обладают необходимой юрисдикцией, в соответствующую структуру; вручить документ в течение месяца; проинформировать передающий орган о результатах.
Таким образом, Регламент повышает скорости передачи и судебных, и внесудебных документов в трансграничном гражданском процессе.
Как мы видим, перед ЕС в сфере трансграничного правосудия стоит общая цель - повысить эффективность и устойчивость сотрудничества судов. Необходимо также расширить доступ к правосудию для физических лиц, компаний и практикующих юристов.
Наиболее значимые моменты этого процесса могут (и должны) быть восприняты и российскими властями тоже. Это, в частности, должно выражаться в дальнейшей оцифровке судопроизводства, содействии использованию безопасных и качественных технологий связи, облегчении взаимосвязи баз данных и реестров и содействии использованию безопасных электронных каналов связи между компетентными органами. Государство должно всемерно поддерживать систему правосудия путем внедрения цифровых технологий.