У Узбекистана есть амбиции стать центром развития всего среднеазиатского региона. У страны многое для этого есть: историческое наследие, население в 35 миллионов, неплохое географическое положение. На этом фоне IT и цифровизация в целом — один из официальных приоритетов. Тем интересней было оказаться на недельном айтишном форуме в Самарканде и своими глазами посмотреть, что к чему.
Об этом и расскажу в посте. Может быть полезно тем, кто еще не уехал присматривается к релокации в Узбекистан или просто хочет узнать больше об этой стране. Все впечатления в тексте личные.
Где всё это было
Форум проводился в совершенно новом комплексе Silk Road на окраине Самарканда. Комплекс состоит из нескольких гостиниц, конгресс-центра и экспофорума. Построен он рядом с бывшим гребным каналом, который превратили в акваторию с речными трамвайчиками.
Гостиницы в комплексе Silk Road — большие и дорогие. Для примера — обед в одной из них мне обошёлся в 30 долларов. По местным меркам это ОЧЕНЬ дорого. Поесть в ташкентском Хилтоне можно, например, за 17 баксов.
Спрашивал у таксиста, зачем вам столько дорогих отелей в Самарканде? Говорит: у нас был Саммит ШОС, а каждому президенту нужна отдельная гостиница. Вот, мол, и построили.
Сколько это стоило
Программа недели ICT состоит из двух больших частей: непосредственно форум (площадка для докладов и общения), а также выставка, на которой представлены различные компании и технологии.
Всё это полностью бесплатно. Основные языки — русский, узбекский, английский. Большая часть докладчиков, включая некоторых местных чиновников, выступала на русском. Впрочем, синхронный перевод тоже был.
Аудитория, по моим впечатлениям, примерно наполовину состояла из местных специалистов. Вторая половина посетителей — айтишники из России, Китая, Казахстана и других стран СНГ.
О чём говорили на форуме
О кадрах. В Узбекистане подсчитали, что для удовлетворения спроса на квалифицированные кадры при запланированном росте не хватит никаких внутренних ресурсов. А амбиции серьёзные — стать главным IT-центром в Средней Азии. Прикинули, что для такой цели собственными специалистами не обойтись, даже если 1% населения будет работать в IT. Поэтому два года назад Узбекистан создал IT park. Он предлагает комплекс налоговых льгот для компаний-резидентов и специальные визы для физлиц. Плюс сопровождающую инфраструктуру: офисы, нетворкинг, поддержку.
Вот пара фото с деталями налетай:
А вот тут даже разложили экономию для компаний, которые станут резидентами IT Park:
О финтехе. Одна из самых быстрорастущих отраслей в Узбекистане — финтех. Местные классические банки не успевают за развитием IT и сейчас находятся в позиции догоняющих. На взгляд обычного пользователя, качество банковских приложений и дистанционных услуг откровенно хромает. Эквайринг дешёвый, поэтому сами банки оплату картами никак не стимулируют. Кэшбэка, соответственно, тоже нет. И, похоже, Узбекистан «перешагнул» через кредитные карты: сейчас местные банки активно смотрят в сторону BNPL (Buy Now Pay Later).
Всё это стало благодатной почвой для появления финтех-приложений, ставших, по сути, надстройкой над платежными картами. Наиболее известные — Payme и Click. Они позволяют оплачивать всё, что угодно (в том числе в магазинах по QR-коду), переводить деньги и т. п. Кстати, растут они быстро и уже начинают превращаться в экосистемы. Например, Сlick запускает маркетплейс и постаматы.
Кроме того, в Узбекистане уже появились первые полностью цифровые банки (Anorbank) и нео-банки (Bank Apelsin, Multicard), что в целом соответствует мировому тренду. Ну и добавлю для тех, кто ещё не был в этой стране, что здесь есть две собственных платёжных системы — Uzcard и Humo.
О цифровом правительстве и городах. За последний год Узбекистан поднялся на 18 позиций в рейтинге цифровых правительств ООН. Кстати, представитель ООН приехал презентовать первую версию отчёта о цифровых правительствах на русском языке именно на этот форум в Узбекистан.
Для упрощения услуг в стране был внедрён единый идентификатор ПИНФЛ. Его выдают с рождения, он прописан в паспорте (т. е. однозначное соответствие), по нему начисляют налоги (аналог нашего ИНН), считают стаж и выдают пенсию (у нас для этого есть СНИЛС). Более того, в ПИНФЛ закодирована дата и регион рождения. Очень интересный опыт, так что будем следить за тем, как это повлияет на качество данных в организациях. Биометрия и удалённая идентификация также поддерживается на законодательном уровне и уже активно используется банками.
Если сложить бурный рост финтеха и либерализацию цифровых услуг, то можно предположить резкий рост финансового мошенничества. По официальным данным, с этим пока проблем нет, что тоже занимательно. И тут в самую пору вспомнить, что в Узбекистане до сих пор при оплате картой иногда нужно сказать пин-код сотруднику магазина. Ну вот так тут всё устроено: терминал для оплаты находится у продавца, и он сам вводит все данные))
Об электронной торговле и персональных данных. Запомнилось, что в одной из сессий представитель парламента, непосредственно участвующий в разработке законов, активно обсуждал сложные моменты с аудиторией. Мне не удалось погрузиться в тему глубоко, но создалось ощущение, что пока законодатели стараются не зажимать интернет-бизнес, чтобы дать ему подрасти и набрать жирок. Законодательные рамки обозначаются пока довольно плавно. И на данном этапе развития это кажется верным.
О стартапах и венчурном рынке. Тут всё только зарождается. Полностью внутренних фондов в стране пять, в их портфелях единицы проектов. Но, возможно, эффект низкой базы даст неплохой рост уже в ближайшее время, работая вместе с быстро подстраивающимся законодательством и другими мерами поддержки. Например, Plug and Play (известный международный акселератор) на форуме заявили об открытии офиса в Узбекистане. До этого из стран СНГ они работали только в Казахстане.
Что показывали на выставке
На выставке тоже было интересно. Где-то 30% места заняли компании из России.
Это, например, Иннотех, Дататех и АНО «Цифровая экономика», которая привезла под своим зонтиком продукты компаний 1С, Контур, Platforma и других.
А вот, кстати, как оценивает рынок Узбекистана российский Иннотех:
Не обошлось и без Яндекса. Яндекс-такси уже работает в некоторых узбекских городах, но дополнительно компания заявила, что собирается запустить сервис заправок и создать школу для детей 10-11 классов.
Сопоставимо по размаху с российскими были представлены китайские компании. Больше всех, конечно, выделялся Huawei, у которого в Ташкенте есть офисное здание. В целом, китайские компании были больше про железо, чем про софт.
В остальной части выставки были узбекские финтехи и банки, а также образование.
В общем, по итогам форума у меня сложилось ощущение, что страна находится в начале пути очень быстрого развития. И хочется, чтобы это было именно так. А если кто-то тоже был на форуме или в целом готов что-то добавить по Узбекистану, велкам в комментарии. Дополняйте картинку:)
Комментарии (14)
a40
09.11.2022 17:20+2Может быть полезно тем, кто
еще не уехалприсматривается к релокации в УзбекистанПонапереехавшие говорят, что там уже и жить негде - всё снято.
Разве что в аулы, но там с английским туго.
Может преувеличивают?..
mehanizm Автор
09.11.2022 19:45Снять можно, просто пока очень дорого. Есть ощущение, что это временно, рынок должен отыграть.
lu_lita
09.11.2022 19:29+2спасибо за интересную статью, особенно ту, что касается моей родины) хоть моя семья покинула эту страну с мыслями, что негде учиться (высшее образование) и работать придется только на заводах, я всегда верила, что страна не стоит на месте, особенно сравнивая системы образования, медицины, коммуникации и т.п. с российскими
Vitaly48
09.11.2022 20:46+1в Узбекистане до сих пор при оплате картой иногда нужно сказать пин-код сотруднику магазина
Не иногда а всегда)
Очень редко когда кассиры сами дают терминал, приходится самому просить. У меня коллега ходит в магазин возле дома и каждый и каждый раз называет пинкод, однажды пришёл а кассир сам его ввёл в терминал)
А ещё тут у большинства пинкоды состоят из одинаковых цифр вроде 1111 или 5555
mehanizm Автор
10.11.2022 07:32По моим наблюдениям все же тенденция на улучшение есть. Признаю, в магазины у дома хожу не часто :)
PhoenixRed
10.11.2022 21:28+1Тут скорее дело в самих покупателях, а не продавцах. Многим просто лень набирать пин и собирать свое добро в пакеты, вот продавцам и приходится всё делать самим. И продавцы зачастую не против, если вы проявите инициативу, попросив самостоятельно набрать код от карты :)
amirkhonov
10.11.2022 09:16+2Не рассказывали об UZIMEI?
mehanizm Автор
10.11.2022 10:12Про UZEMEI знаю, есть подобные практики и в других странах. В статье как-то забылось об этом рассказать. Что бы вы хотели об этом добавить?
Plovchik
10.11.2022 09:43+1Если все сделать правильно Узбекистан может "перехватить" некоторые Компании которые ушли из России. Это и инвестиции и дополнительные рабочие места и здоровая конкуренция. Предпосылки действительно есть и нужно было действовать не сейчас а еще несколько месяцев назад.
Gachevskii
10.11.2022 14:08Да, при оплате картой в 99% случаев спросят пин и уходят к терминалу, по началу было стремно)
Квартиры пока дорогие, 3ка в центре с норм ремонтом, квадратов 70, обходится в 720$, но это временно.
Нашего брата тут сейчас на каждом углу, по крайней мере в Ташкенте.
conopus
>>Узбекистан «перешагнул» через кредитные карты
Возможно, это влияние религии. Государство там светское, но культура формируется под разными факторами. В исламе ростовщичество это грех, отсюда особенности "исламского банкинга".
mehanizm Автор
Да, это тоже верно. Но тут сложно явно разделить причины: все же перескок каких-то технологий из-за стартовой задержки в развитии — тоже известная история.
Sigest
Дело совершенно не в этом. Овердрафты существуют с начала 2000. Просто Узбекистан очень и очень неповоротливый в этом плане. Как мне кажется все началось с первопричины. Внедрение безналичных расчетов проводилось в лоб и со всей «жестокостью» местного чиновничества. Началось в году 1998-1999. Госслужащим начали насильно выдавать «пластик» и переводить зарплату туда (мой брат попал в первую волну этого беспредела). Банкоматов в 98 году естественно не было, может единицы стояли где-нибудь в отделениях банков. Чтобы получить нал, то надо было тащиться в банк. Это первое посеянное зерно недоверия к банку/картам. Вторая волна была в 2010+ годах. Насильная выдача пластика продолжалась. Но свободно снять наличность теперь было невозможно, ни в банках, ни в банкоматах. Тут коррупция быстро запустила свои ручонки. На выдачу наличных были квоты, работники банков сообразили, что за это можно просить «благодарность» в виде процента. Короче если тебе нужен нал, то за 15%(!!!) ты его получишь. Ну а местные чиновники, глядя на это стороны, не видя всех деталей, думали, что население не готово к продвинутым продуктам. Да и сами чиновники времен Каримова были те еще неандертальцы «сАвецкой» школы, пригласить специалистов из-за рубежа - «ой нет, что ты, что ты? У нас тут свой менталитет и путь развития». А с религией связи тут нет. Простой пример. Алкоголь, свинина продаются свободно. И если тебе запрещено пить, то ты просто не пьешь, вот и все. Так же и с кредитом. Нельзя? - Не бери!
mehanizm Автор
Спасибо за развернутый комментарий!