Как эффективно составлять и заполнять анкеты, чтобы находить своих
людей и релевантные активности, беречь своё и чужое время и расти профессионально — рассказывает QA-инженер red_mad_robot Ксеня Сергеева.


Если вы следили за обновлениями red_mad_robot последний год, то точно видели, как мы регулярно запускали разные активности. Это были Робопрактики для разных специалистов, стажировки на реальных проектах и буткемп для начинающих ИТ-спецов.

Робопрактики — регулярные активности внутри компании, которые проводят отдельные команды: backend- и frontend-разработчики, QA-инженеры, бизнес-аналитики, android-разработчики, менеджеры проектов и другие.

Буткемп — два месяца интенсивной проектной работы над продуктом от идеи до MVP и лекций от экспертов red_mad_robot. Сейчас набор закрыт, но можно следить за обновлениями.

Участников отбирали с помощью анкет-опросников. Так, например, на Робопрактику для QA-инженеров мы получили 338 заявок, участников было 12 и трое из них остались в компании. А на буткемп из 54 заявок отобрали 10 участников от QA-практики.

С анкетами-опросниками сталкиваются две стороны: организаторы мероприятия — чтобы получить актуальную информацию о соискателе и сделать правильный выбор, и потенциальные участники — чтобы их выбрали. Я впервые оказалась в этом процессе как организатор и активно участвовала в составлении вопросов, а потом и в отборе — и хочу поделиться опытом.

Организатору: увлекательно, системно, объективно

Вот что оказалось важным при формировании анкет и отборе участников.

  1. Заранее сформулируйте критерии отбора. Составляя вопросы, подумайте, на что обратите внимание в ответах, — что будет плюсами для кандидата, а что стоп-сигналами. Если анкеты оценивает команда, убедитесь, что все понимают критерии одинаково и на этапе отбора не будет разногласий.

  2. Составьте интересные и открытые вопросы. Это не анкета на загранпаспорт, и можно проявить фантазию. Если важно оценить не только хард скиллы, но и софты — добавьте открытые вопросы, включая те, что не предполагают одного верного ответа. Так вы увидите, как кандидаты рассуждают и формулируют мысли, и поймёте, пусть даже верхнеуровнево, насколько человек вписывается в культурный код компании.

  3. Экономьте своё и чужое время. Не делайте анкету слишком длинной — «Войну и мир», которую напишут соискатели, читать именно вам. Заботливо будет предупредить в подводке к анкете, сколько времени она займёт у кандидата, нужно ли как-то заранее подготовиться или можно писать ответы прямо на полях. Оптимальное время на заполнение — не больше тридцати минут. Если анкета короткая, это тоже будет нелишним упомянуть.

  4. Используйте удобный рабочий инструмент. Сервисы Google позволяют оформить анкету через гугл-формы, а ответы потом смотреть в гугл-таблице — фанаты Excel оценят.

  5. Фокусируйтесь на главном и оценивайте объективно. Для этого скройте то, что будет отвлекать от самого важного, — это позволяет оценивать беспристрастно и здорово экономит место на экране. Например, я скрывала столбцы с личной информацией об участниках: ФИО, пол, возраст и контакты.

  6. Обрабатывайте ответы, а не анкеты. Оценивайте не каждую анкету по отдельности, а все ответы на один вопрос. Это тоже позволяет быть объективнее: не возникнет ситуации, когда один понравившийся ответ повлияет на общую оценку участника.

  7. Выберите систему оценки. Эффективно (но более сложно) — давать ответам разное количество баллов в зависимости от важности информации, которой владеет соискатель. Но если не хотите заморачиваться с удельным весом каждого ответа, то можно просто смотреть, сколько из них понравилось, а сколько нет. Так легко составить рейтинг участников, анкеты которых вы изучите более детально.

  8. Попросите взгляд со стороны. Над скорингом анкет мы работали вместе с роботами из QA-отдела, которые не принимали участия в их составлении. Ревью ответов со стороны человека, глубоко не погружённого в организацию, позволяет посмотреть на них свежим взглядом и где-то добавить пропущенное или убрать лишнее.

  9. Презентуйте результаты. Полезно сформулировать, что получилось в результате, чтобы оценить проделанную работу и скорректировать процесс в будущем. Для точности дать статистику. Описать систему оценки: на что обращали внимание, какие были спорные моменты. Отрефлексировать, что прошло хорошо, а что стоит исправить. И оформить это в кейс.

Соискателю: смело, адекватно, честно

Перейдём на сторону кандидата. Но прежде чем заполнять анкету на участие в каком бы то ни было мероприятии, советую проверить себя по этим трём пунктам.

  1. Дерзайте. Не бойтесь подавать заявки на участие в практиках, обучениях, хакатонах и других профессиональных мероприятиях. В тематических чатах, куда я приносила информацию о Робопрактиках, часто получала вопросы вроде: «Я сомневаюсь в собственном опыте, есть ли смысл подавать заявку?». Есть. Как минимум вы потренируетесь заполнять анкеты, формулировать мысли и оцените свои навыки. Как максимум — получите шанс выйти на новый уровень работы.

  2. Рассчитайте ресурсы. Важно трезво оценить, сможете ли вы полноценно участвовать, если вас пригласят: есть ли у вас достаточно свободного времени и сил, чтобы слушать вебинары, участвовать во встречах, работать над проектом, выполнять домашние задания и изучать дополнительные материалы. Если понимаете, что новая активность не укладывается в ваши планы, своевременно напишите об этом организаторам и откажитесь от участия — попробуете в следующий раз полноценно вместо того, чтобы отвалиться на середине работы над проектом.

  3. Объективно оцените свой уровень. Для участия в любом мероприятии red_mad_robot существует свой порог вхождения — набор знаний и умений, которыми нужно обладать, чтобы получить максимум пользы. Оцените свой: выпишите навыки и напротив каждого укажите уровень владения («читаю со словарем», «могу записать простые join’ы», «уверенно владею», «знаю, где быстро найти»). Если не хватает немного — можно наверстать либо до начала занятий, либо в процессе. Если не знаете половину или больше, имеет смысл отложить участие, пока не подтянете знания, и в будущем сможете полноценно заниматься, получите удовольствие от процесса и достигните цели.

А вот что оценит и не оценит человек, читающий вашу анкету:

Вывод

Для меня это был интересный опыт — сравнить себя в качестве соискателя, заполняющего анкеты, с организатором, который эти анкеты читает и анализирует. Следите за нашими обновлениями о Робопрактиках и других активностях.

Что ещё может помочь:

  1. Прочитать книги Максима Ильяхова «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно», чтобы излагать мысли простым, доступным и чистым языком.

  2. Составить карту своих навыков и компетенций, чтобы была под рукой и помогала расти быстрее.

  3. Продумать индивидуальный план развития: какие навыки хотите усилить, какого уровня и в какие сроки достичь.

Комментарии (0)