В этом году мы запустили 12 новых решений/помощников/роботов, которые улучшают клиентский опыт и облегчают жизнь сотрудников. Например, внедрили чат-бота-рекрутера: теперь первичный контакт с кандидатом проводит робот и делает это успешно и быстро: за месяц бот проводит столько мини-собеседований, сколько 1 сотрудник делает за 6 месяцев. Конверсия в найм не снизилась, зато у сотрудников HR появилось свободное время для более важных и творческих задач. 

12 новых решений — это по одному в месяц. Это достаточно быстро и много. Но так было не всегда. Раньше, над внедрением инноваций в Альфа-Банке работали обособленные подразделения, а успешные проекты и инновации были единичными событиями. Мы пересмотрели этот подход и отдали работу с инновациями в руки бизнес-команд. 

Привет, меня зовут Екатерина Соловьева, в статье расскажу, как команды ищут интересные технологии, как тестируют, считают пользу, где могут возникнуть «бутылочные горлышки» (если решите повторить). В этом мне помогут коллеги — они поделятся примерами проектов, и расскажут о проектах и деталях их реализации.

Екатерина Соловьева

Начальник отдела развития и поддержки инноваций

Шаг №1: две недели на скаутинг

На первом шаге мы ищем перспективные идеи со всего мира.

В разных подразделениях Альфа-Банка работает 148 цифровых решений/помощников/роботов, которые облегчают жизнь сотрудников. Например, одно из них — технология RPA (robotic process automation): распознает текст в документе и загружает в виде документа. Позволяет сотрудникам не перепечатывать вручную текст из нетиповых документов, что сильно экономит время.

Равиль Нигматов

Директор по трансформации и управления изменениями в Альфа-Банке

«Это решение особенно пригодилось в начале года, когда люди массово запрашивали справки по ипотеке. Типовое подразделение может обрабатывать 6 000 справок в месяц, что для клиента выражается в 20 днях ожидания ответа. Когда мы внедрили RPA, в одном из подразделений, число обработанных справок обычного подразделения выросло до 13 000 за месяц»

Чтобы внедрять такие решения очень быстро, мы находим перспективные стартапы, тестируем их инновационные сервисы и технологии, и самые успешные быстро запускаем в работу. Например, для этого в прошлом году мы изучили продукты 250 компаний.

Инновации в Альфа-Банке делает бизнес, каждое подразделение самостоятельно непрерывно анализирует продукты и процессы — выявляет потребности для развития (это отличается от других банков, где инновации делают отдельно стоящие подразделения, а потом уже несут свои предложения бизнесу), а если нет сейчас идей — заказывают Исследование трендов у наших скаутинг-партнеров и вдохновляются.

Поиск (скаутинг) технологических решений мы отдаём на аутсорс скаутинговым компаниям. 

  • Один из наших ключевых партнеров — компания GoTech Innovation. Она хорошо знает венчурный рынок, что позволяет быстро и эффективно искать вендоров (решения).

  • Стартапы в других странах для нас ищет международное подразделение Сколково. 

  • А по самым узконаправленным запросам мы работаем с компанией Generation S. У неё есть больше 1500 экспертов, которые разбираются в мировых трендах и стартапах в разных регионах мира. 

Елена Пастовенская

Отвечает за скаутинг и работу с партнерами

«Например, так появился проект ‘‘Мобильный сканер’’. Когда клиент приходит в банк впервые, он обязательно проходит этап обработки документов. Но ещё недавно приходилось долго ждать: сотруднику нужно было дойти до сканера, авторизоваться, отсканировать страницы, найти файлы в ноутбуке и загрузить в базу — это было неудобно.

Мы решили упростить процесс и вместе с партнёром разработали приложение для сотрудников — «Мобильный сканер». Теперь сотрудники фотографируют документы на смартфон —роль сканера выполняет камера. Данные попадают в системы банка в 5 раз быстрее — всего за 20 секунд. Это безопасно: на смартфоне фото не сохраняются, а значит, сотрудник не может использовать их в личных целях

Разработка такого приложения с нуля отняла бы много денег и времени. Мы управились за 2 месяца, из которых на скаутинг ушло 14 дней»

После фотографирования отсканированные документы (не фото) появляются в базе, а в телефоне фотографии не сохраняются.
После фотографирования отсканированные документы (не фото) появляются в базе, а в телефоне фотографии не сохраняются.

В среднем, на скаутинг уходит всего 2 недели.

Всё, что нужно сделать бизнес-команде как заказчику сервиса — заполнить простейший запрос на 1 слайд.

За 2 недели наши партнеры находят все решения, которые максимально подходят под запрос продуктовой команды банка. Эти решения переносим в шорт-лист, и скаутинговая компания организует демо-дни, где стартапы показывают свои сервисы, а мы задаём вопросы. По итогам встреч выбираем одну или несколько компаний, с которыми готовы запускать пилот.

Кроме того, стартапы, которые заинтересованы в сотрудничестве с Альфа-Банком, могут самостоятельно предложить готовый к запуску сервис. Всё, что нужно — отправить заявку на пилотирование.

Шаг №2: три месяца на «опыты»

Второй шаг — эксперименты. Быстрые эксперименты.

Чуть выше писала, что за прошлый год мы отсмотрели 250 компаний, из которых на этап пилота перешли 40. Пилот — это тестирование новых решений,технологий или проверка гипотез. 

По итогам пилота бизнес-команды решают, стоит ли брать сервис или технологию в промышленную эксплуатацию. Например, недавно провели 2 пилота для борьбы с мошенниками, которые прошли успешно — телефонный антифрод и поведенческая биометрия:

  • телефонный антифрод минимизирует мошеннические операции, связанные со звонками;

  • а поведенческая биометрия анализирует, как человек пользуется приложением банка: если телефон держат под другим углом или нажимают на экран не так, как обычно — это сигнал, что его использует мошенник.

Решения позволяют выявлять и предотвращать 30% мошеннических операций по косвенным признакам.

Виктория Дьяконова

Отвечает за Fasttrack пилотов

«Мы стремимся провести проверку гипотезы максимально быстро — пилот этого антифрода мы провели за 3 месяца. Подобные сроки реальны потому, что все этапы запуска новых решений прописаны, у каждого этапа есть сроки и ответственный. 

Подобных решений только в этом году мы протестировали больше 30, половина из них уже масштабируются на банк. Лучшие решения в кратчайшие сроки попадают клиентам, а неподходящие технологии не расходуют наше время и деньги. Для этого у нас есть список метрик качества пилота, которые мы отслеживаем, собираем и анализируем. 

Раньше только на подготовку к тестированию уходило от 3 до 7 месяцев — согласовывали финансирование, подписывали договоры и обсуждали прочие нюансы. Сейчас мы делаем это за один месяц – все благодаря fast track (ускоренной процедуре запуска пилотного проекта)»

Как работает fast track?

  • Сначала находим ответы на 4 вопроса: какую проблему решаем, какую гипотезу проверяем, какой результат считаем успешным и в какой срок должны уложиться.

  • Следующий шаг – финансирование. Деньги на пилоты выдаём всего за 5 дней из отдельного бюджета. Прагматичные инновации -- часть стратегии банка, решение об отдельном бюджете поддержали топ-менеджеры, потому что лично поддерживают идеологию быстрого тестирования гипотез.

  • Согласование юридических документов – тоже больше не проблема! У нас было несколько проектов в которых только NDA согласовывали 3 месяца, потому что юристов не устраивали формулировки. Но теперь на это уходит максимум неделя, потому что мы составили типовые договоры и NDA, и зафиксировали сроки согласования со всеми участниками процесса. Здесь не обходится без помощи нашего комьюнити — целая команда экспертов Альфа-Банка: юристы, IT, сотрудники комплаенс и кибербезопасности, оказывают поддержку стартапу на всех этапах пилотного проекта. 

 

Пример договора.
Пример договора.

Шаг №3: ошибаемся правильно

Что если пилот не «полетел»? Не беда — неуспешных пилотов нет.

Из каждого тестирования мы делаем выводы о технологии, её зрелости и о том, возможно ли применить её в Альфа-Банке. На старте пилота мы определяем четкие и измеримые критерии его успешности, а по завершению сравниваем фактические итоги с ожиданиями на старте. 

Например, мы пилотировали VR-обучение сотрудников Phygital офисов. Критерии успеха пилоты были понятны и просты. Мы измерили скорость выхода новых сотрудников на пороговую продуктивность продаж после прохождения обучения в VR и в формате видеокурса, а также оценили VOC (voice of clients) – интегрированный показатель удовлетворенности пользователя. И, конечно, сравнили стоимость текущего решения и нового внедрения.

Данные по каждому пилоту собираем и готовим отчетную презентацию, где объясняем — перспективен пилот или нет
Данные по каждому пилоту собираем и готовим отчетную презентацию, где объясняем — перспективен пилот или нет

Тестовая группа проходила обучение в VR-очках, а группа сравнения проходила стандартную программу: вебинары и электронные курсы.

Результаты участников VR-курсов оказались не хуже, чем у тех, кто учился по обычным программам. При этом каждое обновление обучающего контента для VR-платформы требует слишком больших затрат. Поэтому мы решили пока не внедрять эту технологию.

Мы уверены: ошибаться не страшно, если делать это быстро.

Шаг №0: коммьюнити

Последний пункт. Но, если быть точнее — он первый. Потому что всё начинается с людей.

В центре развития инноваций в банке стоят люди. Мы создали комьюнити, которое помогает строить культуру инноваций. В его составе владельцы продуктов и процессов, заинтересованные в получении качественного результата от новых технологий.

Главная дискуссионная площадка для комьюнити — это Совет по инновациям. Раз в месяц руководители бизнес-направлений собираются вместе и обсуждают мировые тренды, собственные идеи, делятся итогами экспериментов. 

Коллаж из постов с канала
Коллаж из постов с канала

Во внутреннем Telegram-канале для сотрудников, не равнодушным к инновациям, мы публикуем приглашения на обсуждения, итоги пилотов, результаты исследований трендов, дайджесты инновационных мероприятий и обсуждаем новые технологии.

Обсуждение помогает продуктовым командам обменяться опытом с другими бизнес-юнитами, находить синергии от пропилотированных инициатив и формулировать запрос на технологии или сервисы, которые они хотят внедрить. С готовым запросом обращаются к нам — команде по развитию инноваций.

Если у вас есть стартап…

Мы продолжаем искать партнёров в России и других странах — и открыты к сотрудничеству. Нас интересуют как инновационные решения в сфере финтеха и кибербезопасности, так и сервисы, которые помогут автоматизировать внутренние операционные процессы в банке. 

Сотрудничество выгодно всем.

  • Стартап получает шанс заявить о себе и запустить свой сервис или технологию на большую аудиторию — с нашей поддержкой и ресурсами. 

  • А мы можем быстро протестировать и реализовать решение, которое повысит нашу конкурентоспособность и сделает Альфа-Банк ещё более удобным для клиентов.

Что дальше?

В планах — обучать и вовлекать в нашу работу сотрудников, чтобы инновации становились обыденным ежедневным делом. Мы стремимся сокращать время от начала разработки идей до реализации инновационных решений, поэтому планируем и дальше развивать fast track: помогать успешно пропилотированным решениям масштабироваться на банк быстрее.

Примечание. О других примерах инноваций можно прочитать в статье «Пять мифов о роботизации: как и зачем машинам делегируют рутину».

Комментарии (0)