В 2010 году одно из крупных издательств объявило конкурс на лучшее произведение в стиле офисного романа. Мне об этом рассказала моя уже бывшая коллега за обедом. Она собралась писать и подавать рукопись. На моё удивление она ответила: «А что здесь сочинять? Бери и описывай наш коллектив, тот ещё офисный детектив с элементами хоррора». И то правда: офис из полтысячи сотрудников был богат на интриги, конфликты, локальные серпентарии и уничтожение самооценки человека. Самое интересное, что речь шла об IT-компании, одной из лучших на тот момент. В этой компании было немало ребят, которые задавались вопросом, а можно ли просто спокойно поработать, не ввязываясь в баталии и битвы с местными сколопендрами. Как показал дальнейший опыт, этот вопрос звучит почти везде. Так что же мешает работать, кроме устаревшей техники и медленного интернета, которые почти повсеместно удаётся извести?

Добро пожаловать в молодую, успешную, позитивную, динамично развивающуюся команду!

Подсиживание


У меня была офигенная первая начальница: грамотная, умная, серьёзная, мастер дедлайнов и талантливый инженер. Я тоже не промах, но спустя год был с позором и унижением изгнан из её департамента. Почему тогда я отзываюсь о ней хорошо? Потому что спустя 5 лет мы случайно встретились в московском метро, засели в кафе и она сказала: «Никогда не бери глупых подчинённых и никогда не бери способных, бери трудяг». Я был способным, молодым, выпендрёжным и представлял для неё угрозу. Её слова помогли мне выбирать сотрудников для эффективной, но не склочной команды (хотя единственная ошибка мне стоила хорошей должности). 

Увы, подсиживание распространено в том числе в сфере ИТ: за 14 лет наблюдений я осознал, что в группе риска находятся менеджеры продуктов и проектов, руководители в тестировании, коммерческая служба. Это обусловлено тем, что для их должностей большую роль играют софт скилы, а это поле, на котором удобно играть и обыгрывать. Подсидеть классного, быстрого и опытного разработчика сложно, его ценность заметна, исчислима и строго зафиксирована в понимании руководства. Сам факт подсиживания опасен для обеих сторон: тот, кто идёт на освободившееся место, рискует потерять уважение коллег и скорее всего станет объектом всеобщей нелюбви, а тот, кого подсиживают, фактически теряет работу, потому что работать после всего уже не получится (иногда есть возможность горизонтального перемещения, но и это лишь временный выход).

▍ Как распознать?


Ваш коллега неожиданно начинает интересоваться вашей работой, тщательно расспрашивает, просит у вас помощи и профессиональных советов. Одновременно с этим он начинает помогать вам или стягивать на себя часть рабочих задач, чтобы собрать в руках больше «ниточек». Нередко такие коллеги берут в соратники нашу лень: выполняя задачи, он освобождает вас, вам хорошо, вы расслабляетесь… мышеловка захлопнулась. Есть и другая стратегия: вы начинаете замечать, что неожиданно обнаруживаются и становятся всеобщим достоянием даже самые небольшие ваши ошибки и пробелы, появляется открытая критика, вашим подчинённым транслируется мысль, что «Акелла промахнулся», вы уже не столь профессиональны. Первая стратегия проще и требует меньше интеллекта от исполнителя, поэтому встречается чаще. Вторая стратегия опасная в силу ума соперника и практически молниеносной скорости (точнее, она становится молниеносной, когда вы её замечаете — а подготовка там долгая, глобальная и подпольная).

▍ Как справиться?


Предусмотреть подсиживание зачастую практически невозможно, поэтому лучше всего работает профилактика.

  • Не делитесь ключевыми секретами мастерства с ближайшими коллегами и подчинёнными — пусть у вас будут уникальные функции и обязанности, с которыми никто не справится.
  • Развивайте 2-3 сильных навыка и будьте в них доскональным профессионалом, чтобы стать в чём-то по-настоящему незаменимым.
  • Выбирайте подчинённых, которые будут вашими соратниками. Если это в ваших полномочиях, обеспечьте карьерный рост для подчинённых, чтобы у каждого был свой путь, а не ваш.
  • Как ни парадоксально: не задерживайтесь на одном рабочем месте слишком долго, растите и развивайтесь, беритесь за комплексные проекты и массивные задачи. В этом случае вы просто будете двигаться горизонтально и вертикально по карьерному пути и не оставлять шанса конкурентам.
  • Не занимайтесь грязными играми: обесценивание коллег, унижения, придирки и специально продуманная профессиональная травля могут дать осечку на совершенно неожиданном сопернике и тогда все ваши же орудия пойдут против вас. 

А вообще, лучшая защита от подсиживания — отличная работа, равноудалённость от конфликтов и уверенность в себе (да-да, которая включает и публичные выступления, и наставничество, и выстраивание равных и уважительных отношений с руководителем). На самом деле, довольно сложный труд. Ну и я буду нечестен с вами, если не скажу, что в отдельных случаях лучше уступить, чтобы не запачкаться и сделать лучший, выгодный вам выбор. Всё зависит от ситуации.

Интриги


Если вы думаете, что рабочие интриги — это истории битого стекла в пуантах и клея на бальных платьях, скорее всего, вы всю жизнь фрилансите (ну или тот редкий счастливчик, кому повезло работать в небольшой компании с отличными коллегами). Интриг хватает везде: в ИТ, вне ИТ, в мужском коллективе, в женском, в смешанном… Рано или поздно это касается каждого, вы неожиданно попадаете в вязкое болотце очередной склоки и понимаете, что находитесь в эпицентре, выйти без потерь не получится. Резко уходит на задний план работа, настроение портится, подкатывает нездоровая злоба.

Рабочие интриги могут быть тихими и скрытными, а могут громкими и заметными. Тихая интрига вовлекает сотрудников в противостояние, непонятная (но точно существующая!) сила втягивает коллег в склочную ситуацию, внутри которой они меряются зарплатами, уважением, авторитетом, бэклогом и т.д., теряя самоуважение и достоинство. Громкая и заметная вынуждает каждого встать на чью-то сторону — и самое мерзкое, что даже нейтральная позиция не оставляет шансов остаться в стороне. 

▍ Как распознать?


Признаки интриги: с вами делятся «важным и сокровенным», вы становитесь обладателем ненужной информации, ваше внимание всё больше занимает неформальное поведение коллег, вы погружаетесь в сплетни. Таким образом холдер интриги (а точнее, её выгодоприобретатель) вовлекает других: он делится чем-то личным и малоценным, но теперь вы — сообщники, и у вас нет идей, как отойти от всего происходящего.

▍ Как справиться?


Не «принимайте» информацию, даже если вам страшно любопытно, — резко и твёрдо скажите, что у вас много работы и вам не очень хочется касаться других вопросов. Если из интриги не выйти на раннем этапе, считайте, всё, вы в ней.

Эго руководителя


Непосредственный руководитель определяет значительную часть комфортной рабочей атмосферы: либо он щит и позволяет спокойно работать, либо он shit и вносит в жизнь лёгкое разнообразие бреда и суету. Работать довольно сложно, если:

  • руководитель постоянно пытается доказать и показать, что он начальник, а все остальные — прах под ногами и обязаны ходить по струнке;
  • руководитель самоустраняется в любых взаимодействиях с другими подразделениями и печётся только о своём спокойствии;
  • руководитель некомпетентен и не работает;
  • руководитель некомпетентен и во всё суёт свой нос с непрошенным советом;
  • руководитель не транслирует своим подчинённым всю важную и нужную рабочую информацию, полагая, что он в одиночку решит все проблемы;
  • есть мнение руководителя и неправильное;
  • руководитель не учится вместе с командой и полагает, что является изначальным квантовым хранилищем всех возможных знаний.

Думаю, многие с такими руководителями сталкивались и многие же увольнялись именно из-за особенных отношений с начальником.

▍ Как распознать?


Да никак, тип руководителя становится более или менее понятным почти сразу. Достаточно 2-3 недель совместной работы, чтобы понять, под чьим началом предстоит работать.

▍ Как справиться?


Почти никак. Отдельные смелые и по-хорошему наглые команды идут к вышестоящему руководству и просят о помощи — отлично и справедливо для компании, но это риск. Другие терпят и пытаются подстроиться, делая работу не так, как надо, а так, как понравится взбалмошному боссу. Третьи увольняются из соображений, что хуже уже не будет. Все три выхода — так себе, они влияют и на мораль, и на профессиональное самосознание.

Лучше всего спокойно работать, добросовестно выполнять свои задачи, не подставляться и, если есть понимание, что кресло занято надолго, спокойно искать другую работу. Важный козырь: искать работу тогда, когда это нужно вам, а не когда вас вынудит он. Эта грань — почти искусство. 

Желание выслужиться


Короля делает свита. Вокруг этого высказывания бушуют споры — что всё же первично, инициатива свиты или желание короля? Жизнь подтверждает истинность изначального утверждения. Бывает, что несколько особо рьяных сотрудников портят руководителя, приучают его к обращению со стукачами, навязывают свои медвежьи услуги. Наверняка вы слышали что-то вроде: «А давайте все делать ежедневные отчёты?», «Боитесь, что не успеем? Давайте выйдем в субботу», «Я соберу совещание» и т.д. Отдельные коллеги делают всё чтобы выслужиться — и часто этот процесс затрагивает почти всех, потому что чем масштабнее твоя идея или твоё предложение, тем лучше. В терминальной стадии выслуживания сотрудники принимают на себя тяжкое бремя руководства и начинают себя вести так, будто они правая или левая рука босса. 

▍ Как распознать?


У вашего руководителя появляются всадники апокалипсиса гонцы, которые приносят информацию, распоряжения, уточняют прогресс выполнения задач, раздают поручения, выступают с незначительными для работы инициативами.

▍ Как справиться?


На глазах у таких сотрудников по возможности уточнять у руководителя, верно ли вы его поняли, игнорировать запросы от «гонцов», — в общем, всем видом демонстрировать недоверие и безразличие. Чаще всего такие сотрудники относительно безопасны (максимум пожалуются, но про них все всё понимают), поэтому индифферентное отношение им быстро надоест и они переключатся на более робких и впечатлительных коллег.

Рабочая ревность


Это такая специфическая форма нездоровой конкуренции. Её особенность в том, что она полностью иррациональна. И именно она отнимает колоссальное время от работы, потому что вы, ощущая мнимый неуспех в команде, ввязываетесь в гонку и уже не решаете рабочие задачи, а выступаете на олимпиаде: кто быстрее закроет задачи, у кого выше KPI, кого сильнее похвалят. Специфика рабочей ревности ещё и в том, что чаще всего она случается между сильными коллегами, способными и готовыми к гонке интеллекта. В классической конфликтологии такой тип конфликта считается скорее позитивным, поскольку компания получает кучу быстро и хорошо сделанной работы, а сотрудники прокачивают скилы. Однако рабочая ревность обязательно приводит к выгоранию и продуктивность сотрудников начинает резко стремиться к нулю, а поскольку они ключевые или просто многофункциональные, то падает эффективность команды.

▍ Как распознать?


Ревность на работе — прежде всего не вызов, а чувство, которое формируется в ответ на чужой успех и чужую качественную работу. Вам кажется, что вы уже за бортом, что-то не то, вламываетесь в амбиции и начинаете испытывать себя: а способны ли вы сделать так же и даже лучше? Чтобы не скопировать действия коллеги, вы ищете свои формы подачи сделанной работы, увеличиваете объёмы и загоняете себя.

▍ Как справиться?


Обрести уверенность в себе и своём профессионализме, заниматься своими задачами и отвечать за них. Если вам что-то понравилось у коллеги или вызвало зависть его изящное решение, разберитесь, чего вам не хватает, чтобы делать так же и лучше, — и ликвидируйте досадный пробел.

Бюрократия


Собрания, митинги, встречи, зумы, миты, отчёты, дейли отчёты, ретроспективы на каждую строчку кода, каждую продажу, каждый рабочий день — как же всё это надоело и сколько времени отжирает! В любой компании (хоть в медицинском центре, хоть в ИТ-компании, хоть на автомобильном заводе, хоть в журнале) есть сотрудники, которые работают работу (то есть создают продукт), есть сотрудники, которые помогают работать работу и работают свою работу (сисадмины, девопсы, ассистенты, секретари, завхоз и т.д.), и есть менеджеры, которые управляют тем, как другие работают работу. Думаю, вы уже точно поняли, о ком я: о менеджерах с десятками сертификатов с однодневных курсов, которым жизненно необходимо показать свою важность. Именно они любят формализовывать абсолютно любое действие, создавать инструкции, внедрять регламенты, предлагать готовить ежедневные отчёты и т.д. Они разносят по компании страшную заразу — бюрократию. Сами того не замечая, вы начинаете тратить чуть ли не больше половины рабочего времени на обсуждения, переговоры, мозговые штурмы, заполнение ролей в какой-нибудь табличке и т.д. Если вам ещё и не повезло работать в структуре, где есть вышестоящая организация или в филиале, пиши-пропало: вас завалят формальностями. 

Бюрократия опасна прежде всего тем, что её невозможно скинуть с себя, дабы не навлечь гнев руководителя (которому скорее всего всё нравится). На основную работу остаётся меньше времени, и перед сотрудником всплывает непростой выбор: или сделать всё в оставшееся время и кое-как или начать перерабатывать, а потом и хронически перерабатывать.

▍ Как распознать?


Признак очень простой: вашу основную работу начинает вытеснять всё что угодно, а перед глазами мелькают скучающие или озабоченные лица коллег. Ну а в голове вместо ненавязчивой мелодии вроде «Я ядрёный, как кабан, я имею свой баян» всплывает выученный в школе стих Маяковского: 

С волнением не уснёшь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»


▍ Как справиться?


Справиться трудно, особенно если бюрократия разрастается с молчаливого или активного согласия руководителя. Поэтому по возможности старайтесь планировать рабочие задачи, жёстко фиксировать время (для себя), чтобы в случае срыва дедлайна подробно рассказать, чем вы занимались и сколько из этого отняла «оргработа». Для небольшой компании, где бюрократия только зарождается, есть лайфхак: начните организаторам и инициативным менеджерам задавать вопросы (зачем, кто будет, с какой целью, какой результат ожидаем и т.д.). Это немного охлаждает пыл носителей бюрократии. 

Да ты белая ворона


«Ему больше всех надо», — клеймо большинства заинтересованных сотрудников, если коллектив управленчески болен. Если вы оказываетесь хорошим, инициативным работником, который пытается вовлечь в проекты скучающих коллег, рано или поздно вы станете объектом критики и обвинений. Увы, так устроено большинство людей: работаю от сих до сих, а всё что сверху, не оплачено. Эта пассивная агрессия отбивала руки не у одного активного и живого сотрудника, который знал, умел и готов был начать делать и достигать результата. Коллектив единомышленников — исчезающе редкая штука, и довольно трудно соответствовать желаниям всех сотрудников или групп сотрудников. Распознавать такую ситуацию не нужно: вы сразу почувствуете негативное отношение, отстранение вас ото всех или всех от вас, навязывание чувства вины за мифические проблемы (вроде «из-за тебя всем приходится работать» — и это цитата) и т.д. 

▍ Как справиться?


Спокойно выполнять свою работу и, если воздух слишком тяжёлый, искать пути перехода в другое подразделение или на другую работу. Ну и конечно, стараться не кичиться своими достоинствами: кому надо и кто поймёт — заметят, а с остальными диалог вряд ли получится. Могу сразу сказать: на сто процентов «своих» не будет нигде, везде найдутся противники, соперники, конкуренты или банальные завистники.

Обыкновенная токсичность


Вроде самая обычная помеха от коллег на работе: они душные критики, постоянно бубнят, им ничего не нравится, некоторые огрызаются и грубят, другие полагают, что они — носители истины в последней инстанции и т.д. Токсичность (не люблю это слово, но он ёмкое) имеет множество проявлений. Но это одна из самых противоречивых ситуаций, потому что…завтра токсичным коллегой можете оказаться вы. Проявления токсичности находятся в прямой зависимости не только и не столько от характера, сколько от текущей жизненной ситуации и внекорпоративных условий человека (как пример: разлад в семье, больные родители, узнал о страшном диагнозе, обострилось хроническое заболевание, предстоит развод, да хоть лезут волосы после ковида или нет денег на оплату долга). Поэтому к токсичным коллегам практически всегда стоит относиться с внимательным снисхождением, если, конечно, вы точно не знаете, что человек — мчудак. 

▍ Как распознать?


Коллега цепляется, грубит, ставит препоны (если это в его полномочиях), остро и постоянно критикует, на просьбы о помощи может среагировать резким и неприятным отказом. Со стороны кажется, что человек зазнался. Такие коллеги неконструктивны в работе: согласование с ними может занимать много времени, а плохое настроение и негативный настрой «гасят» всю команду. 

▍ Как справиться?


Здорово, если вы сможете сами для себя разобраться в причинах такого поведения и уже исходя из полученной информации выстраивать стратегию поведения и общения с «токсом». Но и лезть в душу не стоит. По большому счёту такие коллеги не особенно опасны, но крайне раздражающие. Поэтому стоит либо минимизировать взаимодействие с ними, либо попытаться найти общий язык, особенно если токсичным стал нормальный и адекватный сотрудник. Иногда помогает просто заговорить в неформальной обстановке на отвлечённую тему и прощупать поведение человека, увидеть его внеофисное лицо — после этого он уже не будет казаться таким уж мрачным негодяем. 

Самая лучшая стратегия — абстрагироваться от всех рабочих конфликтов и показывать свой профессионализм. Но скорее всего, у вас это не получится. Ни у кого не получится. Потому что, как писал дедушка Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Рано или поздно вам придётся принять правила игры и научиться выживать в той среде, которая вас окружает. Иногда это звучит отвратительно и занимает много времени, но по своему опыту вам скажу: однажды вы найдёте нормальную команду, с нормальными паттернами работы и нормальными отношениями (только не путайте их с напускным мегапозитивом!), и вы на фоне предыдущего опыта сможете оценить её по достоинству. Можно поспорить, что это будет то место, в котором вы проработаете достаточно долго. Или это уже и есть то самое место?

Комментарии (61)


  1. LesnoyChelovek
    21.12.2022 13:12
    +31

    Как только услышите из уст HR'а или непосредственного руководителя слова «Мы команда» или «Мы тут как одна семья» – бегите (:


    1. ProFfeSsoRr
      21.12.2022 13:21
      +19

      У HR это могут быть дежурные слова. А вот у руководителя стоить спросить, что он под этим понимает, а потом уже делать выводы.


      1. rezedent12
        22.12.2022 11:39
        +1

        Так нужно сразу спросить. "Это дежурные слова?"


    1. PuerteMuerte
      21.12.2022 14:54
      +30

      Справедливости ради, эта заезженная фраза никак не коррелирует с качеством работы в компании. Бегите с работы в том случае, если вам там плохо, и не бегите, если вам там хорошо.


      1. FinnParnish
        21.12.2022 16:50

        Это понятно, но часто ты надеешься, что вы реально будете что-то типо команды, а на деле....


    1. FinnParnish
      21.12.2022 16:37

      АХхахахахахах, ну кстати жиза, звучит опасно.


    1. aPiks
      21.12.2022 17:17
      +4

      Лучше спросите на собеседовании с разработчиками как им работается в компании.
      Если на том-же собеседовании нет их руководителя, то услышать можно вполне правдивую информации. Я всегда спрашиваю довольны ли разработчики и прошу описать обычный рабочий день. Уже на нескольких собеседованиях слышал от собеседующих про неоплачиваемые переработки, про менеджера - идиота и т.д. После чего просто решаешь, компенсирует ли их зарплата перечисленные минусы. А компаний и команд без минусов не бывает.


      1. Tresimeno
        21.12.2022 18:04

        Если на том-же собеседовании нет их руководителя, то

        ... в помещении вполне себе могут быть микрофоны для прослушивания, так что я бы не полагался на искренность говорящих в помещении их работы независимо от того ,есть там их руководство.


        1. PuerteMuerte
          21.12.2022 18:19
          +8

          в помещении вполне себе могут быть микрофоны для прослушивания,

          Камеры для подглядывания и сенсоры для принюхивания.

          А если серьёзно - не перегибайте. Переговорка эйчара, это не то место, которое кого-то настолько интересует, чтобы идти ради этого на такое уголовное правонарушение, как установка скрытой прослушки. Вероятность этого не нулевая, конечно, но настолько ничтожна, что можно ей пренебречь. Во всяком случае, если вам рассказали про имеющиеся проблемы, можно достаточно достоверно предполагать, что они там действительно есть.


          1. pae174
            21.12.2022 19:59
            +1

            Среди собеседующих разработчиков может спокойно сидеть "серый кардинал", который для начальства лучше любого микрофона.


            1. PuerteMuerte
              21.12.2022 20:08
              +2

              Это совсем не повод не спрашивать. Если они стесняются кого-то из своих коллег, ну, просто не будут при нём вам ничего рассказывать, только и всего.


          1. Nalivai
            22.12.2022 12:28

            Установка скрытого микрофона это преступление, а запись всех разговоров по зумам и полный доступ к железу это пункт 132.b.9 подпункта 8 страница 65 стандартного контракта который не читая подмахнул любой работник


            1. PuerteMuerte
              22.12.2022 14:51

              Кандидат на собеседовании по очевидным причинам ещё не имеет стандартного непрочитанного контракта с этой компанией, и в отношении него прослушка ничем от микрофонной не отличается.


          1. Efimov_pr
            23.12.2022 23:19

            Шутки шутками, а у меня как-то на одной работе ещё 12 (!) лет назад выдали ноут, который сканировали в режиме реального времени по всей инфе. И начальник, когда я читал новости в перерывах, потом мне пересказывал их, чтобы подколоть меня и показать, что он всё видит. Спалились на этом и том, что как-то прям посреди рабочего дня настройки на ноуте мне поменяли в одной из программ удалённо. Потом извинялись за это, а я начала даже не понял, что произошло. И да, это была не крутая IT компания, а относительно заштатная шарага, что выглядит совсем смешно и крипово.


  1. ws233
    21.12.2022 13:52
    +41

    Интересно, про "подсиживание".

    Вот вы вскользь упомянули, что Ваша начальница Вас уволила. Это ведь тоже плохое поведение. Нельзя не только подсиживать, но и выживать способных из команды. А это по моему опыту в российском айти прям сплошь и рядом.

    И советы по борьбе с подсиживанием тоже мне показались вредными. Любой руководитель должен стремиться делегировать максимум своих обязанностей подчиненным, чтобы максимум освободившегося времени тратить на самую важную свою задачу, которую делегировать подчиненным нельзя – стратегическое планирование. Задача не из простых, и чем меньше времени на нее тратится, тем хуже будут результаты команды и руководителя.

    А если вы не делитесь специфической информацией с подчиненными, то не можете делегировать максимум своей работы. А значит, не сможете достойно осуществлять стратегию развития.

    Аналогично, если вы не заменим и пытаетесь этот статус сохранить, то вы не можете ходить в отпуска. Вы постоянно под стрессом и "на стреме". Вы постоянно ждете, что вам упадет работа, которую никому кроме вас доверить нельзя, а выполнить ее нужно в конкретные, не всегда удобные, сроки.

    И в противовес. Если вы подготовили себе хорошую смену, если вашу работу могут выполнять другие, то ваш начальник легко сможет Вас порекомендовать на рост. Он не будет бояться, что с вашим диагональным ростом или горизонтальным переходом работа вашего отдела (и его в том числе встанет). Вы не переживаете по поводу работы, которую не сделает никто, кроме вас. У вас меньше стресса, потому что есть 2-3 человека, которые легко выполнят любую работу за Вас.

    При этом Вы защищены от подсиживания, потому что хороший руководитель (а Ваш руководитель определенно хороший, просто потому, что он Ваш руководитель, а не Вы его :) понимает, что главная задача руководителя – это стратегия развития. И если Вы ее выполняете на отлично, то никто вас и заменить не сможет. Ни одному Вашему подчиненному не хватит угла и высоты обзора, чтобы заниматься стратегией так же успешно, как Вам. Просто в силу того, что он занимает позицию ниже и сосредоточен на деталях. Вы же об этом постарались выше? Вы же погрузили его во все тонкости и нюансы Вашей работы :)

    В итоге, ничего утаивать не нужно. Сотрудник Ваш сам никогда не увидит картину стратегически. А значит, не сможет превзойти или просто заменить Вас в этом компоненте никогда. А всем остальным нужно с сотрудниками делиться в обязательном порядке. Вашему подсиживанию это не угрожает.

    Это очень хорошо прослеживается в компаниях с пирамидальными структурами управления. В засилье плоских организаций это, конечно, не видно, но оно работает точно так же.

    Что думаете?

    За пост – спасибо. Все по делу, кроме первого пункта.


    1. IB2022
      21.12.2022 15:30
      +3

      Все так, но есть нюансы. Вы описываете идеальный случай, когда все играют честно.

      Но как говориться "поганая овца все стадо портит". Проще говоря, когда кто-то использует грязные приемы для своего продвижения, а руководитель этого не видит или делает вид, что все нормально, работать становиться некомфортно.

      И с определенной численности коллектива такая овца будет обязательно. Вопрос только в приемах и силе их влияния. Если оказался целью данных приемов, то вариантов не много. Начать делать также (крайне не приветствую) или искать работу (возможность перевода, чтобы уйти из под удара).

      Мне некомфортно даже если такие приемы прямо не направлены на меня.


    1. unnamed
      22.12.2022 10:54
      +2

      Мы не знаем всей ситуации, вполне возможно что начальнице (искали / готовили смену / выжимали с должности для "своего" кандидата / ...) другие интриганы уровнями выше в внутрифирменной борьбе за власть/бюджеты/проекты.


      1. ws233
        22.12.2022 11:20

        Простите, все равно не прослеживаю связи. Как это бы сподвигло ее выжимать своего способного подчиненного? Пока это все равно выглядит, как неправильное понимание своей роли и восприятия конкуренции, и как следствие неправильное выполнение своих обязанностей и прямой саботаж работы собственного отдела. Все равно обсуждаемые советы - вредны.


        1. unnamed
          22.12.2022 11:49

          Да вот же описано у автора

          Ваш коллега неожиданно начинает интересоваться вашей работой, тщательно расспрашивает, просит у вас помощи и профессиональных советов. Одновременно с этим он начинает помогать вам или стягивать на себя часть рабочих задач, чтобы собрать в руках больше «ниточек».

          Я такое наблюдал лично, боец вместо своих тасков занимался всем этим и прочая, прочая...


  1. kompilainenn2
    21.12.2022 14:38
    +3

    О да, бюрократия и целый пласт специально нанятых бюрократов с отличными зарплатами. Как же тошно от них.


    1. Chillingwilli
      22.12.2022 01:42

      В принципе от бюрократии есть какое-то отвращение.


  1. GBR-613
    21.12.2022 15:11
    +26

    Первая начальница - дура. Начальник должен не избавляться от энергичных работников, а использовать их для своей карьеры. Если ты не умеешь это делать - не становись начальником.


  1. aelaa
    21.12.2022 15:30
    +8

    Статья у Григория Остера списана?

    Ощущение, что все перечисленные проблемы характерны исключительно для компаний, в которых бюрократия уже является центральной идеей.

    Может проще работу сменить?


    1. Chillingwilli
      22.12.2022 01:42
      +1

      Проще, но нормальную организацию и команду нужно поискать ещё.


      1. aelaa
        22.12.2022 10:42
        +1

        Других вариантов-то нет, терпеть, бороться или уйти.

        Статья намекает на какое-то решение, но в половине случаев пишет что сделать ничего нельзя (еще и эмоционально принижает тех кто что-то пытается, как в варианте с плохим начальником), а местами вообще призывает бороться с объективной реальностью, призывая считать что вы чем-то уникальны. Еще и с противоречием в последнем пункте той же части.


  1. Racheengel
    21.12.2022 15:35
    +4

    Имхо хуже всего, когда начальник- это родственник генерального, без профильного образования, но с желанием покомандовать. Такие окружают себя серыми и неквалифицированными кадрами, на фоне которых можно самоутверждаться без лишних переживаний. Нормальные люди там долго не задерживаются.

    В случае дуры начальницы, очень похожая ситуация. Наверняка пробилась "по блату".


  1. sepulkary
    21.12.2022 16:11
    +28

    Не делитесь ключевыми секретами мастерства с ближайшими коллегами и подчинёнными — пусть у вас будут уникальные функции и обязанности, с которыми никто не справится.

    Честно сказать, на этом абзаце прекратил чтение.

    Всегда и везде, если замечаю, что собеседник "не догоняет", максимально тщательно стараюсь разъяснить, что я имел в виду и что конкретно надо сделать. И наоборот, не стесняюсь сказать "не понял" или даже "вообще ничего не понял".

    В этом отношении я солидарен с Миямото Мусаси, автором "Пяти колец", который считал, что в учении не должно быть никаких "тайных глав" и передавал ученикам максимум знаний и навыков, просто ориентируясь на их уровень подготовки:

    В моей школе ... нет ни врат, ни тайных принципов. В пяти положениях меча нет никакого внутреннего смысла.


    1. vkni
      21.12.2022 19:08
      +1

      Это просто у вас есть hard skills. А представьте, что их нет, получать их не хочется, а в Пятак идти, где всему научат, тоже.


    1. Rikhmayer
      22.12.2022 10:46

      Вы зря так быстро бросили читать. Там в том же списке есть пункт:

      не задерживайтесь на одном рабочем месте слишком долго

      Пусть потом ещё поплачут о том, кого потеряли!


  1. 13oz
    21.12.2022 16:23
    +9

    Статью надо назвать "наставления по job security - как стать незаменимым, при этом не делая ничего полезного, а в идеале - вообще ничего"


    1. vkni
      21.12.2022 17:39
      +10

      "Только слегка вредить" ;-)

      Блин, такой гадюшник описан. И, главное, чудесно сказано про "софт навыки" — вот этих людей с "прокачанными софт навыками" надо собрать в одном чане, чтобы они жрали друг друга, и не выпускать. Тогда, возможно, остальные смогут сделать что-то нормальное.


      1. 13oz
        21.12.2022 19:07
        +2

        Ну тут типа да, но нет.

        Софт скиллы - это именно что скиллы, их можно употреблять для разного, хорошего и плохого. Как, собственно, любые скиллы. "Ваш коллега неожиданно начинает интересоваться вашей работой, тщательно
        расспрашивает, просит у вас помощи и профессиональных советов.
        Одновременно с этим он начинает помогать вам или стягивать на себя часть
        рабочих задач" - это может быть как попыткой подкопать под тебя, так и правда желанием помочь и хорошо решить задачу, которая перед вами стоит.

        Проблема в разные несознательные люди стараются софт-скиллами компенсировать недостаток или отсутствие хард-скиллов


        1. vkni
          21.12.2022 19:14
          +1

          Ну мы инженеры, мы знаем, что у всего есть две стороны. Но я про тех, кто "упирает на прокачку софт-скиллов". То есть

          Проблема в разные несознательные люди стараются софт-скиллами компенсировать недостаток или отсутствие хард-скиллов

          Они, разумеется, неизбежны. Неизбежны из-за того, что есть конкуренция между работниками. Ведь прокачка soft-skills позволяет очень эффективно конкурировать, оставляя этих "лохов-трудяг" позади.


          1. 13oz
            21.12.2022 19:42
            +4

            Судя по моему опыту, если в компании есть конкуренция между работниками - это лютый-бешеный факап непосредственного руководства, и стоит рассмотреть вариант эвакуации из этой шараги.


            1. Neom1an
              21.12.2022 21:54
              +3

              Особенно если конкуренция поощряется руководителями


            1. vkni
              24.12.2022 02:19

              При капиталистическом производстве, где работник может быть выброшен на улицу, если он не нужен, она всегда есть. Да, она может быть приглушена, закрыта, но она есть.


              1. 13oz
                24.12.2022 10:11

                Коммунисты на хабре? No way

                Если серьезно, то я не понял пассажа про "работник может быть выброшен на улицу, если он не нужен". Что, есть такая страна эльфов, где работников держат на зарплате просто так? Ну, не считая коррупционных моментов типа "брат жены дяди очень просит помочь сыну друга свояка тещи"?


          1. PuerteMuerte
            21.12.2022 19:47
            +1

            Неизбежны из-за того, что есть конкуренция между работниками.

            Конкуренция между работниками бывает лишь в том случае, когда есть лишние работники, ну т.е. ни задач, ни зарплаты на всех не хватает. Тогда кого-то можно подсидеть и выдавить. Если штат адекватен, то и места для конкуренции особо и нет, разве что в тех редких случаях, когда кто-то лезет по карьере.


            1. vkni
              24.12.2022 02:18

              Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Увы и ах, при капитализме сами капиталы бьются на смерть (проигравшего пожирают).

              Это неизбежно, несмотря на разные прокладки и прочее, отражается на работниках творческого труда. Вы же знаете про разные банки с обрядами ежегодной децимации, про ежегодные "отчёты о производительности" и прочее?


              1. 13oz
                24.12.2022 10:14

                Мы тут вроде все инженеры, при чем тут работники творческого труда?


  1. Racheengel
    21.12.2022 17:41
    +4

    Увы, так устроено большинство людей: работаю от сих до сих, а всё что сверху, не оплачено. Эта пассивная агрессия отбивала руки не у одного активного и живого сотрудника, который знал, умел и готов был начать делать и достигать результата.

    А почему "увы", собственно? У наёмного сотрудника есть определённый круг обязанностей, которые он выполняет согласно контракту и за что, собственно, ему и платят зарплату. Если ему кажется, что требования не соответствуют его квалификации или должностным обязанностям, про это надо говорить непосредственно с менеджером, а не пытаться "втянуть" других сотрудников, чтобы они выполняли эту работу вместо тебя.


    1. R3B3LL10N
      21.12.2022 18:39
      +6

      Это же давняя мечта бизнеса - растить инициативных кабанчиков, которые сами как батареечки пашут за троих и весь коллектив к этому подстраивают :)

      Но джуну обычно хватает пары месяцев чтобы понять, что смысл делать сверх оплачиваемого околонулевой. Спасибо в карман не полезет, а нередко и его ты не получаешь. Карьерный рост это обычно никак не стимулирует, зарплатный тоже. Ты просто делаешь больше, а в ответ получаешь столько же (если не меньше).


      1. GooFFu
        21.12.2022 21:55

        в ответ получаешь ещё больше работы за те же деньги, пока не перестаёшь справляться и не начинаешь косячить


        1. Chillingwilli
          22.12.2022 01:57
          +2

          А затем ты морально устаёшь и тебя увольняют. Конец!


      1. Neom1an
        21.12.2022 21:55

        Для этого даже специальные компетенции в план развития вносят и гнобят, когда ты не вовлекаешь целые соседние команды вместе с их менеджерами в свои дела


      1. Racheengel
        22.12.2022 00:49
        +1

        Классика же: "Хуже менеджера- дурака может быть только дурак с инициативой".

        У подобного фанатика- менеджера, как правило, бывает высокая текучка, а в проектах факап за факапом. Но если он сумеет хорошо уговорить своего босса, то авось и вверх пойдёт. Не то что его сотрудники. Они ещё и виноватыми за факапы останутся...


  1. 800TrackEndField
    22.12.2022 01:42
    +5

    Ха, типичные слова немножко замкнутого IT-шника (без обид, вы клёвые ребята, куда же без вас).

    "Никому не говори важных тонкостей работы, а то подсидят",

    "ни с кем не общайся на личные темы, будь безразличным и бесчувственным (грубо), или не имей дружеских отношений".

    Вот она самая токсичность). Считаю нужно быть открытым и отзывчивым. Или точнее везде имей золотую середину ;).


  1. lexore
    22.12.2022 05:56
    +3

    Самая лучшая стратегия — абстрагироваться от всех рабочих конфликтов и показывать свой профессионализм. Но скорее всего, у вас это не получится. Ни у кого не получится.

    Если стратегией не удается пользоваться, то это явно не лучшая стратегия. Лучшая стратегия - та, которая работает лучше всего на практике.


  1. CrashLogger
    22.12.2022 10:05
    +2

    Такое впечатление, что описана какая-то госконтора или банк. В IT компаниях обычно нет всей этой санта-барбары. Зачем кого-то "подсиживать", если проще уйти в другую компанию с повышением в должности и на зарплату в 1,5 раза выше. И делать так каждые 2 года.


    1. vasek07
      22.12.2022 12:57
      -2

      Какие наивные представления о рабочем периоде своей жизни. Я вот принимаю IT разработчиков на реально хорошие зп в Москве - моя задача чтобы таких как вы близко не было в нашем коллективе. Думаю я не одинок в своей цели. Ну что поборемся - думаю такие как я тебя прихлопнут - максимум свой финт пару раз провернешь. А потом - ага - здравствуй реальность - в черный список в нормальных компаниях.


      1. AASelivanov
        22.12.2022 14:41
        +1

        Но ведь по сообщению выше нельзя ничего сказать о навыках человека, зачем же сразу его "прихлопнуть"? Может он достаточно компетентен, чтобы влиться в ваш коллектив и вполне стоит "хорошей зп в Москве".


      1. CrashLogger
        22.12.2022 15:03

        К счастью, я не в Москве и не в России. Никогда ни с кем не боролся, не интриговал и никакие финты не проворачивал. Делал свое дело, достигал потолка и уходил дальше. С коллегами из предыдущих компаний прекрасно общаемся, тем более, что многие из них придерживаются той же стратегии.


      1. 13oz
        24.12.2022 10:15

        Разрешите список ваших "нормальных компаний"? Ну просто что бы обходить стороной


  1. vvbob
    22.12.2022 10:33
    +2

    Показательно что большинству больше всего мешает бюрократия. Реально есть такая тема даже объективно нужная бюрократия, без которой не обойтись (вроде всяких там заявлений на отпуск, служебок на технику и т.п.) сильно выбивает из рабочего потока, а если на фирме с этим плохо (как, помню, было в одном банке) то это просто люто мешает, По пол дня тратишь на заполнение разной хреномудии, нужной исключительно для того, что-бы местный менеджмент друг перед другом отчитывался о своей интенсивной и плодотворной работе.


    1. Efimov_pr
      23.12.2022 23:23

      Есть бюрократия полезная и нужная, а есть лишняя. Их стоит различать) Но все думают, что это что-то плохое изначально и часто жёстко реагируют. Но тут скорее не бюрократия виновата, а проблемы в бизнес-процессах.


  1. starik-2005
    22.12.2022 11:27
    +1

    Не встречался, т.к. программист и мне на всех пофиг. Основная проблема - ленивость собственная, но с этим много есть что поделать богам слава..

    зы: бюрократия мне нравится. Заполнять всякие слова во всяких системах - да я бы этим с утра до вечера занимался, да нет столько систем у нас - всего-то две.


  1. XXXXPro
    22.12.2022 19:03
    -1

    Хотя проблема затронута важна, но совет

    Не делитесь ключевыми секретами мастерства с ближайшими коллегами и подчинёнными — пусть у вас будут уникальные функции и обязанности, с которыми никто не справится.

    вызывал такое отвращение, что даже читать дальше не могу. Кем нужно быть, чтобы написать такое? Жаль, что не могу минусануть. Вообще, лично я считаю так: если быть хорошим специалистом, достойным человеком и не хотеть каких-то слишком больших карьерных высот, то даже в случае подсиживания можно спокойно найти новую работу.