Почти каждый разработчик программного обеспечения работал с СУБД, по крайней мере каждый слышал о них. В мире существует множество способов для работы с базами данных и один из них - это ORM (англ. Oblect-Relational Mapping). Для разработчиков приложений, особенно бизнес-приложений, различного рода реализации данного способа стали в прямом смысле "спасательным кругом" в грубом мире работы с базами данных. Ещё начиная с .Net Framework компания Microsoft кидала такой круг разработчикам, который носил название Entity Framework (EF). И теперь, в .NET есть кроссплатформенная реализация старенького EF - Entity Framework Core (EF Core).
В EF Core существует несколько способов конфигурирования сущностей, все они рассмотрены в моей предыдущей статье. Лучший из них на мой взгляд - это реализация IEntityTypeConfiguration<>
. Он позволяет отделить модель предметной области от хранилища, сделать структуру проекта более упорядоченной, а само решение более гибким. Далее по статье мы рассмотрим все преимущества данного способа. Итак, пришло время на не реальном реальном проекте разобраться наконец с этим способом описания отношений полей и сущностей.
Сделаем конфигурацию для магазина, который занимается продажей автомобилей. База данных у нас уже существует, нужно только "подружить" с ней наше решение на .NET. Будем считать, что структуру нашей будущей БД разрабатывал вменяемый человек, который соблюдал элементарные правила именования полей и т.п.
Имеем несколько таблиц Cars, EquipmentOptions, Makes, Models. Все они имеют поля, которые являются системными, имеют один и тот же тип и называются одинаково. Это поля Id, CreatedDateTime, UpdatedDateTime. Для описания этих полей, мы создадим базовую модель для будущих сущностей BaseEntity
:
public class BaseEntity
{
public virtual Guid Id { get; set; }
public virtual DateTime CreatedDateTime { get; set; }
public virtual DateTime? UpdatedDateTime { get; set; }
}
После этого мы уже можем не описывать эти три поля в будущих моделях сущностей. Далее приводится листинг сущностей вышеприведенных таблиц.
CarEntity
public class CarEntity : BaseEntity
{
public virtual string Vin { get; set; }
public virtual string EngineNum { get; set; }
public virtual string ChassisNum { get; set; }
public virtual string BodyNum { get; set; }
public virtual Guid EquipmentVariantId { get; set; }
public virtual EquipmentVariantEntity EquipmentVariant { get; set; }
}
MakeEntity
public class MakeEntity : BaseEntity
{
public string Name { get; set; }
public virtual EquipmentVariantEntity EquipmentVariant { get; set; }
public virtual ICollection<ModelEntity> Models { get; set; }
}
ModelEntity
public class ModelEntity : BaseEntity
{
public virtual string Name { get; set; }
public virtual Guid MakeId { get; set; }
public virtual MakeEntity Make { get; set; }
public virtual EquipmentVariantEntity EquipmentVariant { get; set; }
}
EquipmentVariantEntity
public class EquipmentVariantEntity : BaseEntity
{
public virtual string Engine { get; set; }
public virtual Guid ModelId { get; set; }
public virtual ModelEntity Model { get; set; }
public virtual ICollection<CarEntity> Cars { get; set; }
}
Как видим, модели наши чисты и намерения наши светлы. Приступим к конфигурации сущностей. Подобно выделению базовой сущности - выделим базовую конфигурацию BaseEntityConfiguration<TEntity>
:
internal class BaseEntityConfiguration<TEntity> : IEntityTypeConfiguration<TEntity> where TEntity : BaseEntity
{
public virtual void Configure(EntityTypeBuilder<TEntity> builder)
{
builder.HasKey(k => k.Id);
builder.Property(p => p.Id).HasColumnName("Id");
builder.Property(p => p.CreatedDateTime).HasColumnName("CreatedDateTime").IsRequired();
builder.Property(p => p.UpdatedDateTime).HasColumnName("UpdatedDateTime");
}
}
Далее для каждой сущности создадим также конфигурации, но они уже будут расширять нашу базовую конфигурацию. Область видимости мы намеренно делаем internal
, т.к. вне проекта, предназначенного для работы с БД никто не должен знать этих деталей.
Ниже листинг данных конфигураций.
CarEntityConfiguration
internal class CarEntityConfiguration : BaseEntityConfiguration<CarEntity>
{
public override void Configure(EntityTypeBuilder<CarEntity> builder)
{
base.Configure(builder);
builder.ToTable("Cars");
builder.Property(p => p.Vin)
.HasMaxLength(64)
.IsRequired();
builder.Property(p => p.BodyNum)
.HasMaxLength(64);
builder.Property(p => p.ChassisNum)
.HasMaxLength(64);
builder.Property(p => p.EngineNum)
.HasMaxLength(64)
.IsRequired();
builder.Property(p => p.EquipmentVariantId)
.HasColumnName("EquipmentVariantId")
.IsRequired();
builder.HasOne(o => o.EquipmentVariant)
.WithMany(m => m.Cars)
.HasForeignKey(fk => fk.EquipmentVariantId)
.IsRequired();
}
}
MakeEntityConfiguration
internal class MakeEntityConfiguration : BaseEntityConfiguration<MakeEntity>
{
public override void Configure(EntityTypeBuilder<MakeEntity> builder)
{
base.Configure(builder);
builder.ToTable("Makes");
builder.Property(p => p.Name)
.HasColumnName("Name")
.HasMaxLength(256)
.IsRequired();
builder.HasMany(m => m.Models)
.WithOne(o => o.Make)
.HasForeignKey(fk => fk.MakeId)
.IsRequired()
.OnDelete(DeleteBehavior.Cascade);
}
}
ModelEntityConfiguration
internal class ModelEntityConfiguration : BaseEntityConfiguration<ModelEntity>
{
public override void Configure(EntityTypeBuilder<ModelEntity> builder)
{
base.Configure(builder);
builder.ToTable("Models");
builder.Property(p => p.Name)
.HasColumnName("Name")
.HasMaxLength(256)
.IsRequired();
builder.Property(p => p.MakeId)
.HasColumnName("MakeId")
.IsRequired();
}
}
EquipmentVariantEntityConfiguration
internal class EquipmentVariantEntityConfiguration : BaseEntityConfiguration<EquipmentVariantEntity>
{
public override void Configure(EntityTypeBuilder<EquipmentVariantEntity> builder)
{
base.Configure(builder);
builder.ToTable("EquipmentOptions");
builder.Property(p => p.Engine)
.HasColumnName("Engine")
.HasMaxLength(20)
.IsRequired();
builder.Property(p => p.ModelId)
.HasColumnName("ModelId")
.IsRequired();
builder.HasOne(o => o.Model)
.WithOne(o => o.EquipmentVariant)
.HasForeignKey<EquipmentVariantEntity>(fk => fk.ModelId)
.IsRequired();
}
}
Вот и всё, конфигурация сущностей произведена. На первый взгляд кажется, что такой подход это оверхед - куча классов, лишняя работа, мы же не индусы????. Действительно, если весь проект - это монолит, то такой подход избыточен, хоть и лаконичен. Там вполне подойдут атрибуты аннотаций данных. Но если например мы разрабатываем сервисы в микросервисной архитектуре - то такой подход кажется единственно верным для поддержания чистой архитектуры и гибкости, к которым многие так сильно стремятся. Модели сущностей мы можем положить в Shared-проект, в то время как конфигурацию вынести в проект, отвечающий за работу с конкретной БД. Таких проектов может быть несколько и все они будут переиспользовать наши модели сущностей и иметь свои конфигурации. Тем самым мы больше не зависим от конкретного хранилища и особенностей работы с ним, мы имеем чистые модели сущностей.
Выводы каждый делает сам, всё конечно зависит от целевой архитектуры. Если монолит - то можно не заморачиваться написанием конфигураций, а сделать всё атрибутами аннотаций данных (хоть на мой взгляд это и сильно загрязняет код и лучше прибегнуть к FluentApi прямо в OnModelCreating
контекста). Но если речь идёт о чём-то более гибком - то речи и не может идти об атрибутах данных. Реализация IEntityTypeConfiguration<>
кажется единственно верной.
Комментарии (11)
ivanstus
16.01.2023 09:59+1Да и virtual в ссылках на связанные сущности является пережитком старого Entity Framework и абсолютно избыточен, если только вы не хотите использовать Lazy loading.
MDiMaI666
18.01.2023 22:16-1Реально про такое статью надо написать? Тут уровень ниже плинтуса...
Хоть бы рассмотрели вопросы наследования в реальном проекте. Как его маппит ef, миграции и другие тонкости. Там вагон всего.
eugene_naryshkin Автор
18.01.2023 22:54Эта статья - мнение, кому-то может оказаться полезной.
Ну и если бы тема статьи была - "EF Core - про миграции и вагон всего..." то обязательно бы раскрыли эти вещи, не переживайте????
nronnie
Всё, как бы верно, но только как пример, потому что на самом деле, в данном случае это все не нужно. Id будет автоматически ключом по соглашению, IsRequired будет добавлен или не добавлен на основе nullable/not-nullable типов свойств. Единственно что нужно это MaxLength, но вот как раз его-то лучше задать аттрибутом свойства, потому что это больше свойство самого домена/модели, а не меппинга данных.
И еще, я бы не увлекался наследованием в моделях - из личного опыта, если модель начинает хоть немного усложняться и разрастаться, то это порождает намного больше проблем, чем сначала дает выгоды.
Oceanshiver
Поддерживаю, однако вот вынесение таких полей, как идентификатор, даты удаления/создания в базовый класс все же считаю допустимым. Но в остальном да, лучше не увлекаться наследованием
eugene_naryshkin Автор
Наследование нам может помочь в будущем в дженерик репо/сервисах. Но если не хочется прибегать к базовой сущности, то можно с этими общими полями определить интерфейс, вместо базового класса, чтобы также иметь все преимущества дженериков в будущем.
nronnie
Ну так вот именно, что намного лучше интерфейс, хотя это и стоит дополнительного кода. А иначе потом окажется, что в десятой сущности Id должен по какой-то причине быть не гуидным, а численным, в одинадцатой ничего никогда не обновляется поэтому UpdateDate там вообще лишний и так далее, и со временем вся эта изначальная красота с EntityBase превращается в полный бедлам в котором одни сущности наследуют от EntityBase, другие от какого-нибудь EntityBase2, третьи вообще ни от чего не наследуют, и тут появляются какие-то еще, которые вообще непонятно куда в эту имеющуюся схему пристроить. Наследование с целью полиморфизма (т.е. те же интерфейсы) это хорошо, но наследование с целью просто повторного использования кода далеко не всегда, и чаще всего это наоборот плохо и чревато последующими проблемами - про это уже давно писали и Саттер и Александреску, и Рихтер. Это как с принципом KISS - с одной стороны он правильный, а с другой стороны регулярно видишь, как создание разделямого кода для применения этого принципа превращается в еще большее зло чем дублирование этого кода.
nronnie
Конечно, я имел в виду не KISS, а DRY, прошу прощения.
eugene_naryshkin Автор
Всё как бы верно, но:
На проект может попасть новый разработчик, который в принципе не слышал о таких соглашениях, и, для наглядности и более быстрого онбординга коллеги как раз такое конфигурирование (кроме builder.HasKey(k => k.Id)) будет очень даже полезным.
nronnie
Так ведь все соглашения описаны в официальной документации.