Формат обучения — один из факторов, на который можно ориентироваться при выборе образовательных курсов. Одна компания предлагает просто купить программу, где никто не контролирует ваш прогресс. Вторая — ставит жесткие дедлайны, делает строгий контроль успеваемости и отчисляет тех, кто не справляется. У третьей полностью асинхронная группа и только один дедлайн, и тот — когда заканчивается оплаченный период. Но действительно ли выбор находится между полной свободой и жесткими ограничениями?

Меня зовут Сергей Мелодин и я руководитель отдела заботы о студентах в Хекслете и руководитель учебной части в «Хекслет Колледж». В этой статье я хочу рассказать про форматы обучения и вопросы, которые нужно задать до начала обучения. А также поделиться, как вовремя заметить, что процесс обучения уже сломан и что с этим можно сделать.

Для понимания контекста и целей статьи давайте познакомимся. Хекслет — это образовательная платформа по программированию. Впервые групповое обучение у нас появилось в 2019 году и с тех пор претерпело ряд изменений. В 2022 году у Хекслета открылся собственный колледж с образовательной лицензией, дипломами государственного образца и другими атрибутами «классического» колледжа. В нем учатся более 500 студентов, а сам процесс обучения рассчитан на 3 года.

Статья предлагает небольшой практический инструментарий для оценки образовательной среды. Получилось много букв, поэтому в конце статьи вас будет ждать бонус.

Синхронное и асинхронное обучение

В 2022 году я поработал наставником на одних курсах программирования, где синхронность достигается дедлайнами и запретом проходить уроков больше нормы. Получается, что в системе мотивации «морковкой» студенты всегда убегали от настигающей сзади моркови, но морковка спереди была за запертой дверью. Дверь открывалась только по расписанию или решению каких-то сил сверху.

На Хекслете была другая проблема. Так как контент не ограничен, а скорость движения по программе ничем не нормируется, любая синхронная группа за месяц приходила в рассинхрон. Кто-то убегал далеко по контенту, кто-то сильно отставал. И с каждым месяцем разрыв становился все сильнее, опытным ребятам было скучно общаться с отставшими, а отставшим было стыдно писать вопросы в чат, потому что они считали себя глупыми.

Постепенно все синхронные группы стали асинхронными — ведь большие группы, где нет привязки к уровню студента, оказались более дружелюбными для учебы и удобными для работы преподавателей. Параллельно в 2022 году в Хекслете мы запустили собственный колледж, где совместилось синхронное обучение офлайн-классов с механиками асинхронных онлайн-групп.

Можно сказать, что так получился буткемп среднего специального образования. Буткемп — особая среда, где студенты не просто учатся, а постоянно взаимодействуют друг с другом, погружены в обучение на полный день и достигают целей вместе.

Хекслет Колледж как офлайн-буткемп

Колледж стал первым буткемпом Хекслета — в его основе лежит инверсия управления, когда студенту не указывают что и как ему делать, а спрашивают, что ему требуется на самом деле. Студенты влияют на работу преподавателей и администрации колледжа через прямую коммуникацию, анкеты и по результатам интервью. Команда узнает у студентов, что им нужно для обучения, какие темы лучше разобрать подробнее, и что мешает достигать результатов. После этого команда разбирает пожелания и проводит эксперимент по изменению процесса. Если же он действительно делает систему прозрачнее, дружелюбнее и улучшает результаты студентов, то новые практики остаются в работе.

Например, изначально домашние задания были сделаны по классической системе с оценками. Но студентам было непонятно, как их оценивают и что можно исправить. Поэтому теперь в колледже есть чек-листы для самопроверки, а домашние задания получают ревью, где студенту рассказывается, что было сделано правильно, а что можно улучшить. Там студенты изучают не только программирование, где ревью является нормой, но и общие предметы.

Пример ревью домашнего задания по философии. Студент получает обратную связь и рекомендации по улучшению вместо абстрактной тройки или четверки.

Стало видно, что классная система обучения выстраивается там, где студент задает вектор развития на тех вещах, которые ему понятны, его касаются и помогают или мешает ему учиться. Поскольку обучение не ограничивается только уроками, мы решили сделать всю среду понятной и отвечающей на запросы студентов.

Метрики и способы оценки

Образовательная среда в офлайне — это и помещения, и преподавательский состав, и административный состав и многие другие детали. Таких деталей намного больше, чем в онлайне, но их тоже можно вписать в гибкую и отзывчивую систему. Классная образовательная среда выстраивается там, где студент знает ответы на вопросы:

  • Какая должна быть стандартная ситуация/процесс

  • Какая может быть нестандартная ситуация и что делать

  • Как компания должна реагировать на обратную связь, и что будет делать

Когда мы становимся студентами, мы в первую очередь должны относиться к образовательной среде как клиенты, которым оказывают качественные или некачественные услуги. Чтобы оценить качество услуг, у нас должны быть метрики. Как оценить работу куратора, наставника, качество контента?

Хорошая образовательная среда даст нам все метрики, инструменты оценки, и покажет результаты своей работы. Это будут не субъективные личные ощущения, а ссылки на конкретные документы и вопросы, которые интерпретируются однозначно. Шкала оценки будет показывать, и как должно быть, и как — не должно.

Фрагмент анкеты для оценки Хекслета

Если оторваться от образования, то аналогией в оценке качества могут служить сервисы доставки еды. В обычной ситуации мы знаем, что нам придет то, что мы просили, и в то время, которое было обозначено. Если процесс где-то сломается, то мы сможем пожаловаться в каналы обратной связи, получить купон и услышать обещание исправиться. Сервис дает нам инструменты для достижения целей и обещает выполнить услугу качественно. Метрикой качества выступает температура еды, соответствие заказа, вкус и качество продуктов, скорость доставки и качество обслуживания. Это очень понятные и объективные метрики. Подобные должны быть в каждом образовательном проекте.

Как понять, что что-то идет не так и образовательная среда недружелюбна? Примерно так:

  • Создается впечатление, что авторы контента вставляют палки в колеса и ехидно хихикают от страданий студентов.

  • Обещают поддержку и профессиональную помощь, но посылают в гугл и предлагают разобраться самостоятельно.

  • Создают непреодолимые барьеры на пути к цели. Например, когда контент открывается спринтами. Это приводит к тому, что в одни недели нечем заняться, а в другие — аврал и пожар.

  • В системе куча людей, но никаких видимых зон ответственности — поддержка посылает к наставнику, наставник к куратору, куратор обещает уточнить и пропадает на неделю.

Студент Хекслета может сказать, что эти проблемы справедливы и для нас. Тут я мог бы привести множество оправданий про сложность процессов и человеческий фактор. Но опыт работы в колледже позволил показать реальную картину не словом, а делом.

Достижение целей студента как приоритет

Мы приходим учиться, чтобы достигать собственных целей — попробовать новое или расширить кругозор в знакомой области. За время обучения цели могут сбиваться, поэтому при общении со студентами я часто вижу, что они ставят себе целью завершить четыре проекта на Хекслете или доучиться 10 месяцев. При этом на Хекслете остался самостоятельный формат обучения, когда студент сам осваивает материал и приходит с вопросами.

Чтобы сделать нашу платформу более дружелюбной, Хекслет возвращает синхронный формат обучения. Используя опыт колледжа, теперь в такой группе студентов восемь часов в день присутствует преподаватель — это человек, доступный для общения в голосовом чате, способный помочь при возникновении первых же вопросов. Преподаватель все еще оставляет студенту пространство, чтобы разобраться самостоятельно, но при этом позволяет не забуксовать на месте. Если он видит, что студент застрял и уже несколько дней не продвигается вперед, то приглашает его на созвон и помогает преодолеть сложности.

Первая такая синхронная группа запустилась в декабре 2022 года, и в работу уже ушло около десятка полезных замечаний по контенту, который либо устарел, либо был слишком сложен. Я увидел и проблемы наших процессов, которые можно исправить, упростить или автоматизировать. По сути, синхронная группа стала лакмусовой бумажкой проверки качества обучения.

Теперь, если я приду учиться или наставничать на новую платформу, то попрошу показать их идеальный продукт, рассказать как он работает и объяснить, как я смогу на него влиять. А затем попробую его и оценю, насколько сходятся обещания компании с реальной ситуацией.

Сейчас такой продукт Хекслета – это онлайн-буткемп по фронтенду. Он позволяет четыре месяца сосредоточиться на обучении, оперативно решать любые сложности и получать от платформы максимум пользы для достижения своей цели. В этом формате сосредоточены все идеи, которые были отражены в моей статье. Резюмируем их.

Резюме

Для образовательной среды должны быть важны цели, мотивация и ожидания студентов. Мы используем образование как инструмент для достижения цели. Плох тот инструмент, который не имеет инструкции по использованию, постоянно ломается и решает какие-то собственные задачи. Образование — инструмент сложный и многосоставный, там есть погрешность и поломки. Но если обслуживающая организация не дает гарантий, отказывается от ремонта и сваливает все проблемы на клиента, то не стоит использовать инструменты этого производителя.

Любой хороший сервис, в том числе образовательный, может ответить клиенту на эти вопросы:

  • Какая должна быть стандартная ситуация/процесс.

  • Какая может быть нестандартная ситуация и что делать.

  • Как компания должна реагировать на обратную связь, и что будет делать.

При этом нужно воспринимать нестандартные ситуации спокойно, выносить проблемы на обсуждение и предлагать свою помощь окружающим. 

Бонус для прочитавшего

Не верьте на слово, приходите попробовать обучение в формате онлайн-буткемпа по фронтенд-разработке. Оставьте заявку на консультацию до 31 января включительно — с вами свяжется менеджер, которому надо сказать, что вы с Хабра. Тогда за вами закрепят скидку в 10%. Консультация не обязывает к оплате, может быть мы даже отговорим вас от этого. Для обучения на буткемпе надо сдать тестовое задание, если вы уже опытный разработчик, или пройти подготовительный трек, если вы новичок. Поэтому не откладывайте. Ближайшая группа запускается в начале февраля.

Комментарии (0)