ДЕНЬГИ
Деньги это выделившийся и развившийся товар до чисто количественной характеристики при однородной качественной абстрактности (однородное золото, серебро, а сегодня нефть).
Изначально в обществе посредством обмена, выделялся некий товар, который чаще всего обменивался на все другие товары. Сначала происходило выделение особого товара в узкой группе товаров и таких кандидатов на статус денег могло быть несколько. И эволюционно только некоторые товары становятся эквивалентами. Исторически это золото и серебро. Но и это ещё не деньги. Золото и серебро уже имеет все качества и атрибуты денег, кроме двух:
У раннего государства нет возможности проверить, все ли золото и серебро проходит через руки правящего класса.
У раннего государства пока нет возможности менять стоимость золота и серебра. Их стоимость меняется стихийно в обществе и зависит от количества золота и серебра и обмениваемых товаров в обществе.
Эти две проблемы решаются на всём протяжении становления ранних государств. Вопрос контроля прохождения золота и серебра через руки государства решают установлением печати на слитки. А вопрос контроля меняющейся стоимости золота и серебра решает установлением количественного номинала на слитках. Только отчеканенные печать и номинал делают стихийный эквивалент деньгами.
Деньги это особый товар (меновая стоимость) и неотъемлемая форма товаров. Стоимость всех денег в обществе, участвующих в обмене, отражает стоимость всех товаров также участвующих в обмене. Именно поэтому, достаточно регулировать стоимость одного особого товара - деньги, чтобы влиять на все товарные стоимости. А также, достаточно пропускать через государство поток денег, что будет равносильно потоку конкретных товаров, чтобы правящий класс мог отщипывать от этого потока часть прибавочной стоимости. С потоком денег это сделать гораздо проще и никто не заметит обмана.
Товары, как объективные вещи, имеют в себе разные качественные характеристики. Деньги, отражая в себе конкретные качества товаров, абстрагируют их в однородное качество золота и серебра. Соответственно, однородное качество денег это усредненная абстракция труда и потребностей. А количественные характеристики конкретных товаров отражаются в разном номинале денег.
Деньги всегда имеют товарное тело, которое в древности представляет из себя качественную абстракцию - золото и серебро. Золото и серебро были объединены с номиналами в одной монете. И монета таким образом была неразрывной противоположностью однородного абстрактного качества стоимости (ценный металл) и с другой стороны отчеканенный номинал (количества стоимости). И так как количество товаров увеличивалось со временем, то золотые и серебряные монеты постоянно изменяются в весе при неизменных номиналах. Если приток извне золота и серебра прекращается, то монеты дорожали и уменьшались в весе. Если приток золота и серебра выше чем добавленная стоимость товаров, то вес монеты, наоборот, увеличивался.
В дальнейшем, номиналы и качество начинают расходится. Сначала деньги предстают в меди, далее в железе. Затем в бумаге и в электронном виде. Но как бы номиналы не уходили в невесомый вид (бумага и цифра), деньгами они остаются только пока связаны с товарным телом, раньше с золотом и серебром, сегодня с нефтью. Если эта связь рвется, например как при эмиссии бумажных денег в России во время первой мировой войны или гиперинфляции в начале девяностых, то бумажные номиналы теряют статус денег в обществе, а эквивалентами становятся другие товары или твердая валюта других стран.
Но рано или поздно у денег появляется одна и та же проблема. Количество товарных тел денег (золота и серебра или нефти) имеет определенное количество в обществе и определенную скорость добычи. А увеличение количества и ассортимента товаров постоянно колеблется - в идеале растет. И рано или поздно товарные тела денег больше не могут увеличиваться и стоимость денег начинает расти. Без внешнего притока государство больше не может регулировать стоимость денег и экономика уходит в дефляцию, которая провоцирует остановку и деградацию производства. А затем, если внешний приток товарного тела не будет восстановлен, то запустится процесс ослабления и развала государства.
ДЕФЛЯЦИЯ
Дефляция это процесс удешевления товаров и удорожания денег. Но эта дешевизна товаров относительна. Ведь одновременно с удешевлением товаров, дорожают деньги. И после того как процесс дефляции закончится, для людей стоимость товаров будет такой же как раньше, с тем различием, что в монете станет меньше золота.
Легко представить на простом примере.
Например, было 100 буханок и 100 единиц денег в обществе, т.е. цена за буханку - 1 единица. Далее, в обществе возникла необходимость и стали производить 200 буханок. Деньги, отразив в процессе обмена факт увеличения буханок, теперь побудят цены приравняться так, чтобы на 100 единиц денег можно купить 200 буханок. Деньги не могут сразу изменить свою стоимость. Дефляция это переходный процесс от одной стоимости денег к более высокой. Теперь, после процесса дефляции, буханка стала стоить 0,5 единиц денег, т.е. на 1 единицу денег теперь можно купить 2 буханки.
Этот простой пример подтверждается практикой. Когда у государств заканчивался приток золота и серебра, а товарный поток наоборот увеличивался, то происходила дефляция. Ведь товары как неотделимая противоположность денег, стремятся сократится, что бы прийти к тождественности с деньгами. Это выражалось остановкой и деградацией уже существующих производств товаров. Также это выражалось тем, что золотые и серебряные монеты уменьшались в весе. Для государств, процесс дефляции тормозит развитие, так как деньги перестают вкладывать в производство и становится проще заработать, если деньги просто спрятать, потому что их стоимость растет со временем. Время закапывания кладов и сокровищ всегда связано с процессом дефляции.
Все империи распадались именно по причине дефляции. Как яркий пример, Россия 15-17 века. Серебряные монеты постоянно уменьшались в весе и дошли до мелких чешуек, в которых масса серебра сократилась с примерно 1 грамма до 0,2 - 0,3 грамм. И так как дальше уменьшать уже физически стало некуда, то перешли на медные деньги. Причем казна стала расплачиваться медными монетами, своей волей приравняв медные монеты к серебряным, но налоги в казну требовала серебряными монетами. Это спровоцировало “медный” бунт, но истинной причиной была дефляция.
От дефляции мог спасти только экспорт товаров за рубеж с обратным притоком золота и серебра за проданные товары (меркантилизм), что и осуществил Петр первый. Все его войны были за торговые пути за рубеж, чтобы остановить дефляцию и создать приток золота и серебра за проданные товары внешним странам.
С точки зрения государства, дефляция это болото, которое душит все производственные и технологические начинания. Государство впадает в распад в период дефляции. Остановить этот распад может только количественный прилив товарного тела денег. И так как раньше все деньги были сами по себе золотом и серебром, то меркантилисты и пришли к закономерному выводу о том, что должен быть постоянный экспорт товаров, чтобы был обеспеченный внешний приток денег.
Но как выяснилось позднее - и этого не достаточно, так как внешняя торговля тоже не бесконечна и имеет границы. И золото в недрах земли имеет ограниченное количество, а вот способность производить товар и потребности общества имеют неограниченный потенциал.
ИНФЛЯЦИЯ
Инфляция это процесс удорожания товаров и удешевления денег. Вернемся к простой модели общества, в котором 100 буханок и 100 единиц денег. И рассмотрим процесс инфляции. Теперь представим, что количество буханок не увеличилось, а денег стало в два раза больше - 200 единиц. Происходит процесс отражения в сознании всех товаров на рынке и на основе отраженного - деньги меняют свою стоимость - становятся более дешевыми. Теперь, после процесса инфляции, буханка стоит не 1 единицу денег, а 2. Это означает, что за 1 единицу можно купить только пол буханки.
Это значит, что товары будут дорожать. Эта дороговизна относительна. Ведь одновременно с удорожанием товаров, дешевеют деньги. И после того как процесс инфляции закончится, для людей стоимость товаров будет такой же как раньше, с тем различием, что в монете станет больше золота.
Но для государств процесс относительно невысокой инфляции всегда был связан со стремительным развитием государств и империй. Это происходило следующим образом.
Например, долгое время существуют деньги в виде золота, которые примерно точно отражают количество товаров на рынке. Но с какого то времени, приток золота увеличился так, что денег стало больше, чем производимых товаров. Например найдены новые месторождения золота или посредством внешних грабежей. Это приводило к процессу инфляции. В процессе инфляции, любые накопления сокровищ становятся бессмысленными. Ведь деньги в виде золота дешевеют. И тогда появляется непреодолимый стимул вкладывать деньги в производство товаров и технологии, ведь стоимость совокупных товаров и денег, участвующих в обмене это две противоположности, которые стремятся к тождеству.
Поэтому общество делает все возможное, чтобы это тождество состоялось. А для этого нужно увеличить количество товаров настолько, насколько прибавляется денег в виде золота извне в экономику. И так как приток золота стабилен в течении длительного времени, то идет развитие производств и технологий. И конечно, в этих условиях усиливается эксплуатация и развивается государство. Это своего рода стартер финансово-капиталистических отношений.
ИНФЛЯЦИЯ И ДЕФЛЯЦИЯ
Эти процессы инфляции и дефляции - они одной природы. Целью этих процессов является стремление к тождеству стоимостей денег и товаров. Потому что деньги это средство отражения всех товаров на рынке, а также средство побуждения к действиям (инфляции и дефляции), если стоимости товаров и денег не в тождестве.
Инфляция это процесс удорожания товаров и при одновременным удешевлением денег.
Дефляция это процесс удешевления товаров и при одновременным удорожании денег.
При том условии, что удорожание и удешевление происходит не в одно и тоже время, а с инерцией. Т.е., например, деньги увеличились в количестве во время эмиссии, а товары еще не подорожали. Товары подорожают, когда эмиссионные деньги повлияют на товарное тело денег (золото, нефть), а затем пройдут по всем производственным и потребительским циклам и тогда общество почувствует изменение стоимости денег. Это выражается тем, что люди не могут больше удовлетворять все привычные потребности. И чтобы сохранить свои привычные потребности, люди начинают бороться за повышения оплаты за свой труд, чтобы вернутся к своим привычным потребностям. Также это дает стимул к повышению производительности труда.
Деньги это форма экономики, а товары это содержание экономики. И закономерность заключается в том, что форма всегда стремится к тождеству с содержанием. Форма (деньги) сначала отражает с инерцией содержание (совокупность всех товаров на рынке), а затем с еще большей инерцией побуждает в сторону тождества, либо изменяя форму (стоимость денег), либо изменяя содержание, увеличивая или уменьшая производство товаров.
Таким образом, инфляция и дефляция это единый колебательный процесс вокруг плавающей точки тождества стоимости денег и совокупной стоимости товаров на рынке. При том условии, что стоимость денег и стоимость товаров постоянно меняется во времени.
Т.е. инфляция и дефляция одновременно зависят от двух переменных и образуют единый динамический процесс. Зависит от стоимости денег и от стоимости товаров, а также от времени, которое характеризует инерцию движения этих стоимостей и это время зависит от численности и структурированности общества в целом.
СУТЬ ОБМАНА ОБЩЕСТВА
С помощью денег осуществляется скрытый обман общества. Вся совокупность обмениваемых товаров за период времени имеет определенную общественную стоимость. Деньги это стоимость особого товара (золото и серебро, сегодня нефть), на который завязаны обменные пропорции всех товаров. Достаточно оседлать государством особый товар и установить на него регулятор и этот регулятор будет изменять стоимость особого товара - денег, который будет инерционно влиять на все остальные товары. Только в процессе изменения стоимости денег, правящий класс может забирать себе часть прибавочной стоимости.
Правящий класс (государство) контролирует приток товарного тела денег в общество, раньше золота, а сегодня это нефть. И это товарное тело денег, которое притекает извне - не эквивалентно труду в обществе. Это могут быть шахты или грабеж, например, как сегодня Запад ограбил Ливию, Сирию и др.
Далее на примере денег, товарное тело которых - золото и серебро.
Так как в обществе цены устоявшиеся, то трата новых золотых и серебряных денег государством происходит по устоявшимся ценам. И только через какое то время общество почувствует, что деньги подешевели, так как их стало больше количественно и отзовется увеличением производства товаров и повышением цен. Цикл замкнулся - новый приток внешних золотых и серебряных денег вновь тратится государством - и вновь общество отзывается производством и увеличением цен. Здесь важно, чтобы инфляция была не слишком высокой, чтобы общество успевало реагировать новым производством.
Если при этом растет производительность труда, то общество закрывает глаза на этот обман, так как невольно этот обман стал причиной технического и производственного прогресса.
Если постоянный приток золота и серебра выше прироста товаров, то такой приток удешевляет деньги (инфляция) и на каком то этапе производство (добыча золота и серебра) становится не выгодным.
Но на практике внешний приток золота и серебра не бесконечный. И даже если он не иссяк, выросшее товарное производство уменьшает количество золота и серебра относительно прироста товаров. Деньги начинают дорожать, а это процесс дефляции.
Видно, что присвоение общественного труда возможно лишь на общественном процессе, который течет - на изменении стоимости денег. В данном случае - это приток золота и серебра, которые связаны со всей товарной общественной стоимостью. Как только этот процесс останавливается, то государству не с чего присваивать общественный труд, кроме как грубой силой. Но на только грубое принуждение общество легко отвечает волнениями и восстаниями. Поэтому эксплуатация это неразрывное единство обмана и принуждения.
Суть грабежа общественного труда в современном мире точно такая же, просто более усложненная и запутанная. В современном мире деньги раздвоены на особый товар-нефть и бумажные номиналы. Но это все равно одно целое. Причем при раздвоенности становится не обязательным приток товарного тела денег внутрь страны эмитента. Достаточно, чтобы все торговые сделки с товарным телом (например нефтью) осуществлялись с бумажными или цифровыми номиналами (например с долларом).
Так как деньги раздвоены (особый товар и бумажные номиналы), то задача регулятора тоже раздваивается. Для примера - доллар и нефть. Регулирование стоимости происходит, как при помощи производства нефти (сокращение и увеличение предложения), так и при помощи регулятора ФРС при помощи эмиссии, государственных долгов и других биржевых механизмов.
Но суть абсолютно та же. Отчуждение труда возможно только в процессе изменения стоимости денег. Именно поэтому финансовая часть капитала и меняет стоимость денег. Правящему классу не нужны и неинтересны стоимости сами по себе - им интересно только изменение стоимости, которое они и вызывают искусственно, регулируя стоимость денег. Именно поэтому главным показателем в экономике является не сам по себе ВВП, а только скорость его изменения - темп роста ВВП.
Отъем общественного труда правящим классом равен скорости изменения стоимости денег. И если деньги долго не меняют стоимость или меняют слишком медленно, то скорость изменения близка к нулю, соответственно отъем общественного труда падает, что приводит к кризису правящего класса и государства.
СТАРТЕР КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Когда естественным образом длительное время происходит приток товарного тела денег извне и совокупная стоимость денег начинает превышать совокупную стоимость товаров на рынках, происходит как бы раскручивание маховика. Такое превышение стоимости денег над товарами запускает режим инфляции. И общество с непреодолимой необходимостью стремится привести товары в тождество с непрекращающимся потоком дешевеющих денег. Так как деньги дешевеют в процессе инфляции, то капиталы закономерно устремляются в производство товаров, что помимо выгоды является и целью общества снять противоречие, а для этого необходимо производить товаров больше внешнего притока или столько же.
После старта капиталистических отношений, общество начинает крутится как белка в колесе, прогрессируя в дурную бесконечность. Ведь внешний приток денег постоянен, а общество производит товары с целью снять противоречие. А как можно снять противоречие, если сам источник противоречия - это постоянно втекающие в экономику деньги.
Т.е. получается, что общество заметило изменение стоимости денег и стремится снять это противоречие. Но выпустив больше товаров и удовлетворив больше потребностей, общество, вместо снятия противоречия встречает опять ровно то же самое противоречие, которое требует еще большего производства товаров для удовлетворения еще больших потребностей. И так по замкнутому кругу.
От этой дурной бесконечности общество в целом - устает и впадает в депрессию. Можно даже предположить, что многие болезни людей, особенно психические, возникают из за общественной истощенности от бесконечно-дурной беготни по все время расширяющемуся кругу потребностей. Но эта усталость происходит позже - ближе к кризису. А по началу такой дурно-бесконечный прогресс воспринимается обществом в целом позитивно.