Всем привет, Меня зовут Богдан Печёнкин, Я автор Симулятора ML.
Сегодня Я расскажу Вам о 10 ошибках, которые могут поджидать Вас в первые годы вашей карьеры в машинном обучении. Почти каждую из этих ошибок допускал Я сам и надеюсь, что Ваша осведомлённость о них после прочтения этого поста поможет избежать хотя бы часть из них.
Итак, приступим.
Ошибка 1. Начинать с машинного обучения
Научился пользоваться молотком – весь мир кажется гвоздями
Само машинное обучение никому не интересно. Заказчик заинтересован в увеличении прибыли, сокращении издержек и решении проблем пользователя. Если задачу можно решить простой эвристикой, написанной на коленке за два вечера, – зачем усложнять жизнь себе и другим, сжигая десятки рабочих часов на моделирование, оптимизацию, усложняя систему и увеличивая число мест, где что-нибудь может сломаться?
Порой константный бейзлайн для прогноза спроса (скажем, медиана продаж за 90 дней), который можно «деплоить» прямо SQL-запросом, надёжнее, чем градиентный бустинг, который долго обучается, много весит, должен где-то сохраняться и версионироваться, требует периодического дообучения и порождает ряд других инфраструктурных проблем. Притом прирост качества может оказаться всего 2-5% по сравнению с медианным прогнозом или линейной регрессией (что несущественно с учётом усложнения поддержки, когда речь идёт о построении нового сервиса).
Ошибка 2. Не писать дизайн-документ
Прежде чем начинать что-то делать, нужно понять, что ты собираешься делать.
Даже если вы берётесь за короткий проект в 2 недели, необходимо описать ваше намерение текстом. Я предпочитаю фреймворк Why-What-How.
Why? Почему возникла потребность в новом сервисе? Что за проблему мы решаем? Какую пользу мы хотим принести? Здесь вы описываете весь необходимый контекст и цели нового проекта.
What? Что этот сервис будет делать, каким будет результат его работы? На каких метриках это отразится? Как он будет взаимодействовать с существующими системами? Здесь мы описываем требования к сервису и критерии успеха.
How? Как мы достигнем поставленной цели? Как сформулируем проблему на языке машинного обучения? Какие данные нам нужны? Как оценим результат и поймём, что мы на что-то повлияли? Как будем проводить А/B-эксперимент?
Поговорив со всеми заинтересованными лицами и оформив 1-страничный документ, вы будете уверены, что все участники (вы, ваши коллеги, менеджер, заказчик и другие) правильно друг друга поняли, согласовали ожидания и говорят на одном языке.
Полноценный дизайн-документ для более долгосрочных ML-проектов требует более глубокой проработки и включает в себя
● цели проекта и формулировку проблемы, которую надо решить;
● анализ подобных решений по индустрии;
● описание онлайн и оффлайн метрик;
● описание необходимых данных и их разметки (где брать X, где брать Y);
● описание того, какие бейзлайны попробуем в первую очередь и как будем анализировать модель;
● как будет выглядеть пайплайн обучения модели и деплой;
● дизайн A/B-теста (включая сценарии, что будем делать, если просядут метрики, что-то отвалится, или возникнут другие критические проблемы);
● а также шаги масштабирования и поддержка сервиса после раскатки.
Ошибка 3. «Тесты? Документация? – как-нибудь потом!»
Результат работы ML-инженера (как и любого другого разработчика) – это не только работающий код, но и всё, что помогает другим инженерам быстро разобраться в его логике, поддерживать, изменять и дополнять. Двумя важнейшими инструментами здесь являются документация и тесты.
Документация облегчает коммуникацию с другими командами, сохраняет актуальный контекст проекта и увеличивает Bus Factor (нет необходимости каждый раз дёргать вас, чтобы разобраться в части проекта, которую писали вы). Это особенно важно для ML-проектов, поскольку логика их работы понятна остальным меньше всего и требует больше пояснений.
Проектная документация описывает логику работы сервиса и протокол взаимодействия с другими сервисами, что крайне ценно как для коллег, которые не пишут код (менеджеры и заказчики), так и для коллег из других отделов (аналитики, backend-разработчики, дата-инженеры).
Документация к коду (которую мы пишем под названием класса или функции) даёт понять, что происходит внутри (включая формат входа и выхода), не читая сам код.
Многие откладывают написание или обновление документации до лучших времён, когда горящие фичи доедут до пользователей, а менеджер уйдёт в отпуск. В итоге новому сотруднику приходится лично опрашивать всех членов команды, чтобы разобраться как работает каждый компонент, тогда как при наличии хорошей документации он справился бы самостоятельно. Приятный бонус дизайн-документа, о котором мы рассказали выше: он помогает начинать вести документацию не с чистого листа. Если в вашем проекте (даже pet-проекте!) ещё нет документации, начните её сегодня.
Другой инструмент, не увеличивающий кодовую базу напрямую, но существенно влияющий на её качество, – это тесты. Популярно мнение, что код, включающий алгоритмы машинного обучения, «сделан из другого теста» и его трудно тестировать. В ML слишком много неопределённости, это что-то волшебное и неподатливое. На деле, ML-код можно и даже необходимо покрывать тестами, однако у них есть своя специфика.
Большую долю ML-проекта занимают данные и их обработка на разных этапах до и после обучения или применения моделей. Здесь работают стандартные тесты: unit-тесты, интеграционные и нагрузочные тесты, регрессионные тесты, мок-тесты, smoke-тесты и т. д.
Часть тестов, что касается конкретно моделей, нуждается в специализированных тестах: consistency тесты, negation тесты, тесты инвариантности, exact-value тесты, direction expectation тесты.
Покрытие кода тестами предотвращает ошибки в будущем и упрощает поддержку кода. Лучше потратить час на написание тестов сегодня, чем 4 часа в неопределённый момент в будущем на поиск и починку бага. Неочевидный бонус тестов в том, что они отчасти выполняют роль документации к коду, предоставляя запускаемые примеры использования той или иной функции: вот, что на входе, вот, что ожидается на выходе.
Ошибка 4. «Я птичка, мне такое сложно»
Ещё одно препятствие для роста – это страх перед сложностью:
«В Data Science много математики, поэтому я эта профессия не для меня»;
«Документация библиотеки на английском, поэтому я ничего не пойму»;
«Моей экспертизы недостаточно, чтобы написать дизайн-документ»;
«Scikit-learn, pandas и numpy писали сверхразумы, поэтому я не разберусь в их исходном коде»;
«Я не знаю Java/PHP/С++, поэтому я не смогу посмотреть в часть backend-кода, который обращается к моей ML-модели».
На деле оказывается, что в машинном обучении нет сложной математики; что технический английский не такой уж сложный и, если переводить слово за словом, довольно быстро запомнишь весь необходимый словарь; что дизайн-документ способен написать даже стажёр, пускай короткий и с разными неточностями, но уже вполне выполняющий свою основную функцию и предотвращающий множество проблем на стадии реализации.
В частности исходный код в наших любимых библиотеках не такой уж мудрёный (просто его много), и если внимательно разбирать строчку за строчкой, ты не только поймёшь, как всё работает под капотом, но и освоишь новые приёмы, не говоря уже о повышении качества твоего кода на Python. Ведь он состоит всего-навсего из списков, словарей, функций, классов, циклов, if-else и других знакомых вам кубиков Lego.
Кроме того, в том же scikit-learn можно изучить множество референсов написания тестов для моделей машинного обучения. Перейдите по ссылке, это правда не сложно!
Ошибка 5. Говорить сложно о простом
Если вы не можете что-то объяснить 6-летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.
Говоря о сложности, другая распространённая ошибка – говорить с коллегами без ML-бекграунда на языке ML. В итоге у многих людей складывается впечатление, что ML инженеры и дата сайентисты – это выскочки, которые говорят на своём эльфийском языке и считают всех вокруг за идиотов. Будьте здесь исключением.
Освойте навык говорить просто о сложном. Это вам пригодится как на стадии защиты проекта до его реализации, так и во время презентации решения коллегам (например, после успешно проведённого A/B эксперимента). Мало кто любит ощущать себя глупым, поэтому избегайте сложных терминов абсолютно везде, где можно, чтобы не вставлять себе палки в колёса и упрощать коммуникацию с вами.
Секретный приём, который поможет вам говорить понятно, – это black-box мышление: говорите меньше о том, что происходит внутри сервиса, и фокусируйтесь на том, что снаружи: какие данные модель принимает на входе (например, просмотры и клики), на что влияет и какую ценность приносит бизнесу (модель показывает более релевантную рекламу, что увеличивает конверсию в покупку на X%).
Этот приём пригодится вам не только во время общения с коллегами, но и в обучении. Когда вы изучаете новый алгоритм, новую идею или читаете статью, сперва ищите ответ на вопросы: какую задачу это решает? что на входе и на выходе? где это работает и где не работает? как это использовать? – а уже впоследствии, если в этом есть необходимость, погружайтесь в детали. К слову, такой практико-ориентированный подход к изучению машинного обучения сокращает объём необходимой математики (по аналогии, чтобы печь самые вкусные пирожки, не обязательно иметь степень доктора наук по органической химии).
Ошибка 6. Жить в Jupyter-тетрадках
Моделирование в работе ML-инженера занимает меньше 20% времени
Инструмент Jupyter-тетрадок замечателен. Он сильно понижает планку входа в Data Science и делает машинное обучение доступным. Например, тетрадки – отличный инструмент для EDA (когда нужно быстро посмотреть в данные и понять, «о чём они»), для подготовки отчётов, для эспериментирования с разными моделями и других ad-hoc задач (ad-hoc – «по случаю”»).
Однако у всего этого есть и минус. Код в тетрадках – это всегда черновой код. Он неструктурирован (не разбит на файлы), его трудно версионировать, проводить код ревью, воспроизводить и переиспользовать (часто теряется последовательность, в которой нужно запускать ячейки, чтобы воспроизвести результат). Jupyter-код грязный, не покрыт тестами, в нём сложно ориентироваться другим. Это не production-ready код. Вы не обернёте этот код в Docker и не превратите в ML-сервис.
Вместо этого как можно раньше (и во время обучения, и во время работы над реальным проектом) познакомьтесь с IDE (среда разработки; Мой фаворит VSCode).
Разбивайте код проект на модули, выносите воспроизводимые элементы в файлы (например, data.py, model.py, train.py, metrics.py).
Разберитесь с путями и импортами, чтобы ваш код мог воспроизвести любой инженер и у него попадали в область видимости все необходимые файлы.
Вынесите все необходимые сторонние библиотеки (и зафиксируйте их версии) в requirenments.txt, научитесь работать в виртуальном окружении (conda помогает это делать легко и быстро); познакомьтесь с Docker.
Заведите линтеры (в VSCode это делается в 2 клика): black, pylint, flake8. Это позволит контролировать форматирование кода и соблюдение конвенции PEP 8, что повышает качество и читаемость вашего кода. Также этому поспособствуют документация и указание типов, которые при беглом написании кода в Jupyter часто пропускаются.
Покройте код тестами, это делается просто и приятно. Pytest ваш лучший друг здесь.
В конечном итоге, чтобы ваш проект ожил и «начал приносить X денег каждые Y дней», его в любом случае придётся переносить в Python-файлы. Работа сразу в IDE, с одной стороны, будет вас дисциплинировать, с другой – сильно сокращает время превращения вашей модели в полноценный ML-сервис.
Ошибка 7. Учиться в отрыве от реальных задач
Теория без практики – рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего.
Многие кандидаты, приходящие на собеседования, вроде и всё знают, но когда даёшь конкретный кейс, теряются и не могут приложить знания и навыки к реальной задаче. Всё упирается в нехватку насмотренности. На Мой взгляд, обучать машинному обучению необходимо не на абстрактных задачах машинного обучения, а на бизнес-проблемах:
сервис рекомендаций на стриминговой платформе,
матчинг товаров на маркетплейсе,
динамическое ценообразование в приложении такси,
прогноз оттока на образовательной платформе,
антифрод в платёжной системе.
Обучаясь в отрыве от задач из индустрии, вы копите всё больше знаний, не формируя из них цельные структуры в голове, не тренируя интуицию, где их можно применить. Лучше всего превращает знания в навыки, как ни странно, практика: стажировка, пет-проекты, соревнования, хакатоны, симуляторы.
Andrej Karpathy (бывший директор по Искусственному Интеллекту в Tesla) даёт следующую рекомендацию, как стать экспертом в любом деле: учиться по запросу. Начинать работать руками как можно раньше, взяв конкретный проект или конкретную задачу и начав её решать. Как только вы сталкиваетесь с трудностью, восполняйте этот пробел в знаниях соответствующим уроком из курса или главой из учебника. Тогда эти знания будут привязываться к конкретной проблеме в вашем опыте, когда у вас был на них эмоциональный запрос («пока я не знал X, это не позволяло мне сделать Y»).
Ошибка 8. «В ML нормально не успевать в срок»
Долгое время у Меня было убеждение, что в ML давать точные эстимейты практически невозможно (эстимейты – оценки времени выполнения), ведь ML – это особая магическая область, где много неопределенности и много что может пойти не так.
Я расстался с этой иллюзией, когда начал пробовать: декомпозировать проекты на стадии, стадии на задачи, задачи на подзадачи. Разбив что-то большое, новое и незнакомое на знакомые элементы, мы ищем что-то похожее из нашего опыта (Мне помогает приложение для трекинга времени и последующий анализ статистики) и домножаем на 2 (или другой коэффициент, зависящий от степени неопределённости данного шага). Это уже даёт сносные оценки, с которыми можно работать.
Eщё одним эффективным инструментом, помогающим не срывать сроки (не только в ML), являются приоритеты. Мне нравится MoSCoW фреймворк. Он заключается в разделении задач на следующие категории (+5 примеров для каждой):
-
Must Have – задачи критической важности, без которых не будет ничего работать.
ML System Design документ,
Сбор и чистка данных, выделение базовых фичей,
Построение валидации, имплементация метрик,
Обучение бейзлайна,
Деплой ML-сервиса и интеграция с бекендом.
-
Should Have – важные задачи, которые мы должны выполнить, но и без них уже что-то будет работать. Если мы их не успеем, будет очень больно, но не смертельно.
Настройка пайплайна для регулярного дообучения модели,
Углублённый EDA и анализ остатков модели,
Эксперименты с продвинутыми признаками,
Добиться ROC-AUC больше чем 0.9 (при требованиях в 0.8),
Написание юнит-тестов и документации проекта.
-
Could Have – то, что хорошо было бы сделать, но мы этим займёмся только если на это будет оставаться время. Сюда может входить рефакторинг
Покрытие сервиса мониторингом,
Перевод версионирования библиотек с pip на poetry,
Версионирование моделей (MLflow) и данных (DVC),
Рефакторинг проекта, оптимизация инференса до 50 ms,
Добавление линтеров (black, flake8) в CI/CD-пайплайн.
-
Won’t Have – всё, что выходит за рамки текущей фазы проекта (или текущего спринта)
Добиться ROC-AUC больше 0.98,
Исправить все замечания линтеров по коду проекта,
Учесть проблему каннибализации продаж товаров,
Добавить учёт Real-Time фичей для рекомендаций,
Переписать наш фреймворк загрузки данных с нуля.
На стадии планирования мы закладываем львиную долю времени (например, 60-70%) на Must Have задачи, оставляя буфер (например, 30-40%) и заполняя его Should Have и Could Have задачами. Таким образом, если мы не успеем всё из критически важных (Must Have), мы пожертвуем Could Have или даже Should Have. Разумеется, такой метод планирования и бюджетирования времени также целесообразен далеко за пределами машинного обучения.
Ошибка 9. Раскатка без A/B-экспериментов
То, что нельзя измерить, нельзя улучшить
В это трудно поверить, но не для всех очевидна необходимость проведения A/B-тестов при выкатке нового продукта или новой версии существующего сервиса. A/B тесты необходимы для честного замера эффекта вашей работы (что суммарно позволит оценить в будущем, сколько денег вы и ваша команда принесли) и принятия решений на основе метрик и данных, а не вслепую («по интуиции»).
Если A/B-тесты ещё не проводились в компании, где вы работаете, подайте пример – начните это делать первым. Для самого первого A/B-теста достаточно:
Jupyter-тетрадки, чтобы оценить длительность эксперимента и/или размер минимального ожидаемого эффекта,
И несложной инструкции для backend-разработчика (по какой логике делить пользователей, куда перенаправлять, сколько будет длиться эксперимент).
Полноценный A/B-тест начинается с дизайна эксперимента: гипотезы, ключевых и контрольных метрики, стратегии разбиения пользователей, фиксации ошибок I и II рода, подбора стат.теста, оценки длительности эксперимента и детектируемого эффекта, а также проведения синтетических A/A и A/B-экспериментов, чтобы удостовериться, что мы всё сделали правильно.
Один из самых быстрых способов закрыть для себя вопрос А/В-тестов – это пройти Симулятор А/В от Александра Сахнова, где вы в короткие сроки научитесь разрабатывать оптимальный дизайн эксперимента, проверять гипотезы со сложными метриками и пользоваться современными методами повышения чувствительности тестов.
Ошибка 10. Браться за любой проект
Сказали делать – буду делать
И последняя ошибка, которую рассмотрим сегодня, – это слепо верить во всемогущество машинного обучения. Не каждый проект машинного обучения заслуживает того, чтобы появлиться на свет. Многие ML-проекты – мертворождённые дети. Они могли не начаться в принципе, если перед их стартом был бы проведён полноценный рисёрч, как следует оценён потенциальный аплифт и учтены все возможные риски.
Если этого не сделать, в частности, если на эту фазу в дизайн-документе уделить слишком мало времени (предвзято думая, что проект 100% стрельнет) – это может обернуться тем, что мы выясним это, когда будет слишком поздно, а на проект будут потрачены месяцы.
Маловероятно, что проект, за который вы берётесь, никто до вас ещё не делал. Ценность больших DS и ML-коммьюнити в том, что в них можно найти специалистов, которые уже реализовали проект, которым вы только начинаете заниматься. Изучайте большое количество статей, обращайте внимание на то, какого прироста по бизнес-метрикам удалось добиться. Оцените, с какими денежными оборотами и с каким числом пользователей имеет дело ваша компания. Где-то прирост выручки на 0.5% уже оборачивается десятками миллионов, а для какого-то небольшого сервиса и +10% не окупают инвестиции.
Наконец, полезным является разделение ML-сервисов на два лагеря:
Value-added сервисы. Те продукты, где машинное обучение не является жизненно важным, но на какое-то число процентов оптимизирует некоторый процесс в системе. Например, цены может выставлять и человек, поэтому динамическое ценообразование – это value-added сервис. Value-added сервисы дают количественное улучшение.
С другой стороны, существуют value-enabling сервисы. Речь идёт о продуктах, которые не могут существовать без машинного обучения (процессы, где ML жизненно важен). Например, нельзя построить поиск на маркетплейсе без алгоритмов машинного обучения, поэтому поиск часто является первым проектом для ML-команды на маркетплейсе. Value-enabling сервисы дают качественное улучшение.
Как можно раньше сориентируйтесь, где вы находитесь. Очевидно, value-enabling сервисы более критичны для бизнеса, имеют потенциал существенно увеличить выручку и обладают меньшим риском закрыться. Если же вы находитесь в value-added сервисе, дотошный анализ аналогов и их успехов поможет сформировать реалистичные ожидания для заказчика и заранее предотвратить потерю инвестиции, переключившись на проекты с меньшим риском.
Многие из этих шишек можно набить ещё до попадания на свою первую работу. Одно из мест, где можно это сделать – Симулятор ML. Здесь как в песочнице вы получаете опыт реальной работы ML инженера: от разработки бизнес-метрик и выгрузки данных – до деплоя ML-сервисов и проведения A/B-экспериментов.
Каждая задача Симулятора – это квест, который погружает в свою историю (e-com, ритейл, соц.сети, фин-тех, реклама) и свой продукт (ценообразование, рекомендашки, прогноз оттока, матчинг). Как персонаж в игре, он водит вас от инструмента к инструменту на инфраструктуре, приближенной к индустрии (ClickHouse, PySpark, MLFlow, FastAPI, Docker). Всё это вырабатывает насмотренность, формирует целостное представление, где и как применять машинное обучение, и набивает руку писать production-ready сервисы с нуля.
Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Начните свой карьерный путь с практики в Симуляторе ML.
Комментарии (23)
ArkadiyShuvaev
00.00.0000 00:00Уважаемый автор, написано очень интересно. Задумываюсь о переквалификации из бэкенда и у меня к вам пару вопросов.
1. Исходя из вашего опыта, насколько важно иметь математический бэкграунд?
2. Сколько, по вашему мнению, мне может понадобиться, чтобы стать ML джуниором, в моем случае? Имеется в виду самостоятельное обучение. Курсы и т.п.
У меня высшее техническое, опыт в ИТ с безостановочным обучением и разными сертификатами от Microsoft, IBM и AWS - 20 лет.
Ни с Docker, ни с языками программирования проблем нет.
thevlad
00.00.0000 00:00+3Не автор, но попробую ответить. Чтобы работать на профессиональном уровне, желательно хотя бы в первом приближении понимать, как работают все этим модели. Для этого нужна математика, но совершенно базового уровня: линейная алгебра, матан, теорвер, статистика, численные методы. В принципе это должны давать в вузе по многим техническим специальностям. Собственные оригинальные модели вы разрабатывать или реализовывать вряд ли будете, это все уже есть в библиотеках и гитхабе. Но что куда втыкать и почему, понимать крайне желательно.
Если хочется просто попробовать и понять насколько это вам подходит и интересно, есть kaggle, где можно позатягивать разные соревнования.
uberkinder
00.00.0000 00:00+2Спасибо за приятный отзыв,
Знаю много матёрых коллег которые пришли в ML из гуманитарных наук, в ML нет сложной математики. Вот к примеру 4 странички (алгебра, матан, диффуры, теорвер) необходимого минимума для Deep Learning (http://www.d2l.ai/chapter_preliminaries/linear-algebra.html). Сложной математики в ML нет, более того, чтобы применять ML и строить ML сервисы её знать необязательно. Да, это во многих местах ускоряет поиск проблем или даёт идеи попробовать нестандартные метрики, нестандартные модификации моделей – но такое пригождается нечасто.
Дам консервативную оценку, за 4-6 месяцев или даже быстрее сможете. Тем более, с таким опытом в бекенде. Многие чисто технические вещи будут даваться быстро. Вопрос чисто в усидчивости.
EGA_production
00.00.0000 00:00Не соглашусь по поводу математики: если вы работаете в research отделе и разрабатываете, например, алгоритмы компьютерного зрения, то здесь тоже нет сложной математики? Сингулярное разложение матриц, дискретное преобразование Фурье и т.д. - это всё нужно понимать и с нуля это быстро изучить не получится, увы.
Всё сильно зависит от задач и компании: если шатать регрессию в банках, то сильно знать математику мб и не стоит, но если заниматься всякими чатами GPT, беспилотниками и т.д., то здесь уже описанный вами подход не прокатит.
uberkinder
00.00.0000 00:00Сингулярное разложение это простая математика. Я писал по нему курсовую, включая тензорное расширение. Берешь находишь перпендикулярные друг другу вектора, так чтобы аппроксимировать исходные данные минимизируя фробениусову норму. За два-три вечера можно разобраться.
В deep learning тоже не знаю где там сложности. Никаких тебе интегральных и вариационных исчислений, знаний 11 класса про первую-вторую производную достаточно.
ArkadiyShuvaev
00.00.0000 00:00Кстати, @uberkinderбольшое спасибо за ваш ответ выше. Я поверил в себя, осознал, что можно начинать и без 5-ти лет обучения в физ мате и записался на один из курсов по машинному обучению :)
Сейчас прохожу мини-курс по линейной алгебре. Далее в программе курса будут Производные, Градиенты, Линейные модели и т.п.
Понятно, что этим дело не ограничится, и нужно будет снова и снова углубляться в теорию.
Но, главное, начало положено :) Ещё раз спасибо :)
Kyvakh
00.00.0000 00:00Полноценный дизайн-документ для более долгосрочных ML-проектов требует более глубокой проработки и включает в себя
…
● описание онлайн и оффлайн метрик;Что подразумевается под оффлайн и онлайн метриками? Правильно ли я понимаю, что на оффлайн мы обучаем модель, а онлайн показываем бизнесу?
art290790
00.00.0000 00:00Есть три уровня метрик: офлайн, онлайн и бизнес-метрики. Офлайн метрики - это как раз наши accuracy, recall, precision - всё, что можно измерить на модели без пользователей. Далее. Вы построили модель машинного обучения, максимизировали скажем recall и теперь хотите посмотреть, на что это влияет. Вы деплоите модель и смотрите как она влияет на средний чек, конверсию и пр. Эти метрики необходимо измерять на живых пользователях, поэтому это и называется онлайн-метрики. Здесь уже нужны АB тесты, чтобы понять, что после внедрения вашей модели онлайн-метрика изменилась и это не просто случайное совпадение.
uberkinder
00.00.0000 00:00+3Да, как верно сказано выше, offline-метрики можно посчитать на исторических данных, online-метрики только в боевых условиях. Оффлайн мы можем посчитать быстро не рискуя пользователями. Онлайн только в ходе А/Б или пилота (что "долго", но ближе к цели проекта).
Не всегда онлайн-метрики в ходе АБ совпадают с целью проекта. Например, хотим увеличить на 20% месячный оборот, в качестве хорошей прокси-метрики подойдёт средняя выручка на 1 клик. Прокси-метрика – косвенная метрика, коррелирующая с данной, но обладающая другими полезными свойствами, например, её быстрее посчитать, более чувствительна и т.д.
Хорошо выбранные оффлайн метрики будут хорошими прокси для наших онлайн метрик. Конкретно оценить ожидаемый прирост по онлайн зная прирост по оффлайн (прикинуть MDE) очень сложно.
Либо у нас есть история АБ и мы примерно знаем что каждые X% прироста по такой-то оффлайн метрике (например nDCG, ERR, PFound) дают в среднем прирост на Y% по такой-то онлайн метрике (например CTR)
Либо мы делаем симуляцию среды в которой будет находиться модель (разработка может быть очень трудоемкой и легко занять месяц).
Либо пытаемся строить корреляцию на истории, если для этого собирались данные по текущему сервису.
Есть также квази-онлайн метрики - валидация от разметчиков (релевантная / нерелевантная выдача; матч / не матч). Они занимают промежуточное место между оффлайн и онлайн, их дольше считать (ручной труд), но мы не рискуем реальными юзерами.
windoozatnick
00.00.0000 00:00А где, кстати, принято сейчас размечать данные? Вот есть Толока, а ещё?
uberkinder
00.00.0000 00:00Кроме Толоки, из русских, знаю, у мейл.ру были разметчики. Но знакомые говорят что собираются отказываться от них в пользу Толоки.
Из зарубежных много говорят про Scale AI, "толоку на стероидах".
Далее цитирую Игоря Котенкова:
Еще ~год назад я увидел, что OpenAI пользуются их [Scale AI] услугами для найма контрактных сотрудников, которые будут помогать готовить данные для моделей, основанных на GPT (включая ChatGPT?). Вот он, успех :)
Kyvakh
00.00.0000 00:00Документация облегчает коммуникацию с другими командами, сохраняет актуальный контекст проекта и уменьшает Bus Factor…
Bus Factor (согласно этой же ссылке) — количество программистов, которые должны «попасть под автобус», чтобы проект остановился. То есть наоборот, документация помогает повысить фактор.
NikyParfenov
00.00.0000 00:00ARIMA лучше по скорости чем gradboosting...? Вот ни разу не видел ARIMA в проде, и сам сколько не работал с ней - плевался. Конечно, если надо посчитать 1 мини-ряд на 100-200 значений, то все хорошо. А вот если запустить оптимизатор авто-аримы на нормальном датасете с несколькими десятками тысяч значений (я не говорю про сотни тысяч и миллионы), то она улетит по времени далеко за все известные градиентные бустинги. Лучше уже тогда наделать lag-фичей shift'ом, понасчитать разности ряда и тд, и использоавть линейную модель, чем Arima (это моя личная боль xD). Да я даже нейросетки больше люблю, чем arima))
40kTons
А можно расписать собственно кто такой ml инженер и в чём его работа? Я ковырял ml модели и сделал сервис на их основе. Прикольно, подумал я и начал задумываться "может быть из backend когда-нибудь в ml перейти?". Но не понятно, чем придётся заниматься в качестве ml инженера. В обучении ml оно как происходит - вот мне дали данные, я выбрали модели, протестировал, выбрал лучшую, радуюсь. Какие тут вещи повседневно надо делать помимо оборачивания в сервис? Получение и очистка данных это тоже работа ml инженера? Можно ли сказать, что ml инженер это программист, который делает сервисы, но при этом специализируется на определённом классе задач и владеет статистикой для оценки работоспособности своих решений?
ArkadiyShuvaev
Очень, кстати интересный вопрос, я тоже задумывался над тем же самым.
QtRoS
Вот отличный материал по теме: Workera AI Career Pathways
Если кратко, то вот сравнение ML-профессий:
Описание типичных задач предлагаю посмотреть в документе.
uberkinder
Спасибо большое за очень хороший вопрос.
Идём по порядку. Инженер машинного обучения end-2-end специалист.
Один из ключевых навыков - это продуктовое мышление и способность быстро освоиться в новом домене, понять, где бизнес получает или теряет деньги, какую ценность мы даем пользователю и какую роль в каком месте какой цепочки играет или будет играть ML сервис. Отсюда: поговорить с заказчиками, аналитиками, бекендерами, разобраться что и как работает сейчас с разных сторон, понять какую цель или боль бизнеса покроем.
Следующий пласт навыков - ML System Design. Умение декомпозировать большой проект на составляющие (примерный план упомянут в статье во 2 пункте).
Датасет никто за вас не подготовит, поэтому SQL и навыки работы с БД (включая аналитические) также входят в наш инструментарий. Также в больших компаниях нужно работать с распределенными системами, HDFS или, доводилось, ODPS. Здесь какие-то азы из дата инженерии лишними не будут. В каком-то случае нужные под задачу данные еще не собираются, соответственно нужно дата инженеру или бекендеру сформировать набор требований. К этому же кластеру отнесем data quality, методы препроцессинга, чистки, мониторинга данных.
Само машинное обучение - отдельная большая тема. Умение быстро разобраться в новой или старой задаче; читать научные статьи, искать имплементации, знать что как запускать, валидировать, оценивать в оффлайн/онлайн.
Сюда же включим навыки писать качественный код на Python, включая оптимизацию, тестирование (как общее, так и специфическое для ML кода), дебаг и остальное.
Первая версия построена - вопросы интеграции, деплоя. Какие-то базовые вещи из MLOps будут не лишними: написать CI/CD, завести версионирование моделей, версионирование данных. Мониторинг моделей.
Навык дизайна А/Б экспериментов. Отдельная большая тема. Не всегда в компании есть платформа А/Б или выделен аналитик. Всегда нужно понимать что тестируем, как и на что это повлияет, отдельная тема для исследования в каждой отдельной задаче как мы оцениваем ожидаемый эффект в онлайн метриках по оффлайн метрикам.
Ну и широкий спектр soft skills: навык презентации, объяснение что мы сделали или что будем делать (так чтобы было понятно человеку без математического склада ума), работа с разными командами, приоритизация, дисциплина, всё всё.
Надеюсь, верхнеуровнево обрисовал
40kTons
Я так понимаю это к сеньору требования, т.е. то, к чему надо стремиться?
uberkinder
От джуна ждут что у него всего, каждого пункта, понемногу либо на поверхностном уровне. Например, джун не участвовал в проведении реальных А/Б, поэтому от него ждут уверенной ориентации в статистической терминологии, но не более; не дизайнил системы, не имеет насмотренности, поэтому здесь от него ждут больше здравого смысла в рассуждениях о том как применить ML, а не способности за 45 минут задизайнить с нуля новый для себя ML сервис.
Lunaplush
В Яндекс-практикум предлагают такие характеристики профессий:
Аналитик данных — помогает бизнесу принимать решения на основе данных;
Специалист по Data Science — исследует данные с помощью алгоритмов, чтобы найти неочевидные закономерности;
ML-инженер, скорее всего, человек, который может работать в одной из этих профессий, но с большем акцентом на инженерную, а не исследовательскую деятельность. Хотя моя версия - только личное мнение, основанное на логических умозаключениях.
EGA_production
Постараюсь ответить. Есть такое понятие как data scientist под которым часто путают ML-инженера, но на самом деле это набор профессий (аналитик, дата инженер, ML-щик) как computer scientist - программист, но так никто не говорит.
Работа ML-инженера состоит из 3-х этапов:
1) Сбор и подготовка данных. Сюда входит написание sql и mapreduce запросов, аугментация и синтез данных, их очистка от ненужных признаков, заполнение пропусков, приведение к одному виду и т.д.
2) Подбор, обучение или создание модели, оценка её качества - здесь мы можем выбирать готовую модель и обучать на ней данные или создавать собственную. Нужно хорошее понимание как работает каждая модель изнутри, а для этого нужна неплохая математика.
3) Вывод в продакшн и поддержка. Когда модель готова и хорошо справляется с поставленном задачей, то нужно её внедрить в продукт, запустить на серваке, проверить как она работает в реальных условиях. Тут уже пригодятся всякие докеры, линуксы и т.д. Также иногда бывает, что модель учат на питоне, а в прод тащат на плюсах или джаве.
В data science есть куча направлений:
аналитики, которые используют ML для предиктивной аналитики и которые этого не умеют и просто рисуют дэшборды в Power BI;
дата-инженеры: админы баз данных, sql-разработчики, cloud-разработчики и т.д.;
ML-щики: classic ML и deep learning (NLP, CV, ASR и т.д.);
reseearch ML - те, кто разрабатывает новые модели и нейросети;
ML-ops - девопсеры, знающие специфику работы с ML.
Ещё ML-инженеры могут очень сильно разниться по скиллам и задачам: кто-то пользуется готовыми моделями без понимания как они работают - это плохие ML-инженеры, а кто-то умеет их реализовывать с нуля самостоятельно, что говорит о том, что человек имеет очень глубокое понимание как всё устроено изнутри и у такого специалиста модель никогда не накроется, кто-то просто учит модели, а кто-то делает всё подряд.
Хороший ML-инженер - это всё, что я описал выше и даже больше, и это уровень хорошего джуна, но очень часто от них требуют гораздо меньше. К слову, алгоритмы и системный дизайн тоже нужно знать.