После завершения строительства линий связи от подрядчика, как правило, всегда проблема добиться качественной исполнительной документации. Документация с которой мне приходилось сталкиваться по долгу службы представляла собой очень печальное зрелище. Очерченная линия с примерной привязкой к местности очень не информативна, когда нужно найти кабельную линию хотя бы с точностью в 1 метр. Как следствие куча времени тратится на поиски места залегания проложенной кабельной линии.

Задача усложняется если кабель проложен по дну водоема. Есть такой способ прокладки ВОЛС, когда кабель укладывают на дно и он постепенно погружается в ил, где потом работает годами.

И вот настал день, когда этот самый водоем решили осушить, почистить и углубить дно. Не нужно рассказывать, что такие работы проводятся с применением спецтехники и повреждения кабельной линии было не избежать.

Без трассировки линии связи не обойтись. В этот процесс входит измерение глубины залегания кабеля и его местонахождения. Поскольку кабель много лет лежит в илистом дне трасса виляет из стороны в стороны, а глубина везде разная. Поэтому для более точных результатов трассировки вешки приходилось ставить гораздо чаще, чем обычно.

Первый сюрприз не заставил себя долго ждать. Много всего интересного можно найти на дне водоемов и к сожалению это не клад, а оптическая муфта. Она то и будет отправной точкой нашей трассировки.

Трассоискатель ПОИСК-410 Мастер, незаменимый прибор для этих дел.

Прибор состоит из двух частей: генератора и приемника. У него есть два режима работы: активный и пассивный. Все просто, активный режим с подключением генератора, а пассивный без подключения. Мы будем использовать активный режим, такой способ самый точный. Итак, подключим генератор к кабельной линии. Поскольку мы имеем дело с оптическим бронированным кабелем, подключение произведем к броне. По кабелю потечет переменный ток, который создаст магнитное поле и трассо-дефектоискатель уловит его.

На картинке генератор ГК-310А-2 производства СвязьПрибор
На картинке генератор ГК-310А-2 производства СвязьПрибор
Трассоискатель
Трассоискатель

При поиске кабельной трассы надо ориентироваться на показания дисплея и характерный звук, который указывает на минимум и максимум магнитного поля, созданного в броне кабеля.

Из инструкции прибора ПОИСК 410 СВЯЗЬПРИБОР
Из инструкции прибора ПОИСК 410 СВЯЗЬПРИБОР

Немного теории.

Прямое подключение к кабельной линии - залог успешной трассировки. При заземлении на другом конце кабельной линии уровень сигнала самый высокий.

Если обратить внимание на картинку выше, то увидим, что максимальный уровень сигнала будет именно в тот момент, когда мы окажемся непосредственно над кабелем. Звуковой индикатор на приборе известит нас об этом событии.

Очень важно!!!

Правильное подключение генератора к кабелю равно успешному поиску. Если в кабеле не будет тока, который создаст магнитное поле, то кабеля вам не найти, как бы вы ни старались.

Чтобы организовать контур для распространения сигнала, нужно вывести броню на щиток заземления на дальнем конце кабеля, а также подключить землю к разъему на генераторе.

Вывод брони на щиток заземления на дальнем конце кабеля.
Вывод брони на щиток заземления на дальнем конце кабеля.
Схема подключения генератора.
Схема подключения генератора.

В общем цепь должна приобрести такой вид: красный разъем на броню трассируемого кабеля, синий разъем на землю.

Искать кабель можно как по максимуму так и по минимуму сигнала. На дисплее выводится информации об уровне сигнала, глубине залегания, силе тока и уровне заряда аккумуляторной батареи. Кроме того есть шкала настройки чувствительности приемника.

Пиковые значения или даже сигнал «перегрузка» известят вас о том , что кабельная линия прямо под вами. Сигнал «перегрузка» возникает если выставлена большая чувствительность приемника.

Используя эти данные, прямо над кабелем устанавливаем отметки (вешки). Они будут ориентирами для спецтехники при проведении земляных работ. Такие вешки показаны на фото.

Наш экспедиционный корпус к месту трассировки преодолел сложные грязевые преграды и в этом нам помогли надежные помощники в лице: УАЗ Патриот, УАЗ Буханка, УАЗ Фермер. Нас еще ждали препятствия на пути в дальнейшем, но суровый отечественный автопром с легкостью их преодолел и без помощи трактора.

Как говорится у нас в стране три вида погоды: грязь, грязь засохла и грязь замерзла! Наступило третье состояние, пришла зима. Именно зимой начались масштабные работы по очистке и углублению дна.

Трассировка закончена успешно. Кабельная линия осталась цела и невредима.

Ну а мы получили уникальный опыт по трассировке линии по дну водоема.

Надеюсь, вы дочитали до конца. Если у вас есть вопросы, дайте мне знать в комментариях.

Комментарии (25)


  1. sektor305
    00.00.0000 00:00
    +1

    Было у меня начинание в виде миниземснарядов для аккуратного дноуглубления с сохранением ихтиофауны и т.п.
    Не пошло на Северо-Западе России...
    Почему?
    А потому что проще притащить экскаватор на осушенный водоём или поставить оный на понтон и копать, копать... и снова копать...
    В моём случае никакой кабель на дне (другие конструкции) не будет повреждён, но останутся без работы другие люди, подобные автору...
    Зато не нужны самосвалы, убивающие дороги рядом... Да и грунт, поднятый со дна распределиться по берегу, укрепляя оный.
    Но моему соотечественнику не понять перспектив - живём одним днём под лозунгами о "светлом будущем" и это печалит...
    Ибо, прогресса нет... Лопата рулит :)


    1. agat000
      00.00.0000 00:00
      +2

      Потому что экскаватор можно найти в любой подворотне, это универсальная техника. А специализированная, типа вашего илососа - только там, где она есть и применима только для этого. Штука хорошая, не спорю.


      1. sektor305
        00.00.0000 00:00

        Согласен, что чем проще, тем лучше...
        Однако, так при лопатах и останемся :) А про различие универсальности "илососа" и "бензолопаты" вполне понимаю не только я...
        В войсках помню аксиому: "Взвод солдат с лопатами заменяет экскаватор" )))


  1. fndrey357
    00.00.0000 00:00
    +4

    Я так понимаю - это реклама трассоискателя?

    Потому как водоема в статье не увидел. Одна грязь. И если бы не сказали, что это бывший водоем не удивился бы.

    Крайний раз, когда наблюдал поиск коммуникаций в воде выглядело это примерно так. Дюкера канализации- примерно на 4 метрах ниже дна искали щупом с гидроразмывом. Труа, наконечник, подача воды. "Тыкали" этой палкой краном пока не, пока не упирались в трубу. кабели (10кВ) искали сетевики с резиновой лодочки. Там проще - прокладка подводная (как описал автор "в ил"). И тоже протыкивали щупом. Благо это были берегоукрепительные работы - все в прибрежной зоне, максимум 2,5 метра.


    1. AKudinov
      00.00.0000 00:00
      -3

      Я так понимаю - это реклама трассоискателя?

      И отечественного автопрома. Здесь -- производства Ульяновского автомобильного завода. Как будто статья для "СделаноУНас".


      1. VladislavFedyukov Автор
        00.00.0000 00:00

        Это даже забавно))). Даже и не думал, что упоминание транспорта сочтут за рекламу. С уверенностью можно сказать, что Ульяновский Автомобильный завод был бы доволен.)))))


  1. Radisto
    00.00.0000 00:00
    +4

    Это болото на фотографиях или водоем осушили?


    1. VladislavFedyukov Автор
      00.00.0000 00:00

      Это водоем!!!


  1. arozhankov
    00.00.0000 00:00

    А что, магазин НАГ больше не приносит старых прибылей? Решили маркетингом заняться ? На Хабр притащились?


    1. VladislavFedyukov Автор
      00.00.0000 00:00
      -1

      С чем связан такой негатив?


      1. arozhankov
        00.00.0000 00:00
        +1

        С нежеланием превращения Хабра в рекламную площадку, чего вы, автор, очень желаете.


        1. VladislavFedyukov Автор
          00.00.0000 00:00

          Я очень ценю ваше мнение, но хочу вас огорчить, что цели "превращения Хабра в рекламную площадку" не преследую))) Всех вам благ и хорошего настроения!!!)


          1. arozhankov
            00.00.0000 00:00
            -4

            Свою фальшивую приторную вежливость оставьте при себе.


            1. VladislavFedyukov Автор
              00.00.0000 00:00

              No comments... Спасибо за обратную связь!


  1. losacef
    00.00.0000 00:00
    +1

    Весьма интересно.

    Становится печаль, когда представляешь картину, одно ведомство решает осушить и углубить водоем\озеро, а другое об этом узнает, когда падает их канал связи и выясняется, что углублять нельзя было...


    1. paulsv77
      00.00.0000 00:00
      +1

      У нас как-то упал провайдер, благо есть два резервных. Позвонил в поддержку, дождался их инженеров. Они пошли смотреть, что не так. Вернулись и сообщили, что рядом достраивающийся ТЦ, облагораживал территорию вокруг, менял-переносил мачты освещения на которых была проложена оптика и благополучно резал полкилометра оптики никого не предупредив.


  1. adeshere
    00.00.0000 00:00
    +9

    Я люблю на досуге бродить по глухим полям и лесам, поэтому на фотографии экскаватора в болоте взглянул с удовольствием. Но вот зачем на Хабре настолько подробно рассказывать о том, как правильно включить и использовать некий конкретный трассоискатель, мне понять трудно. Такой материал, вероятно, мог бы быть интересен на занятиях в детском кружке, но соответствующих тегов у статьи нет...

    Минусовать не буду: я крайне далек от "железа" и сетевых технологий, и не мне судить о потенциальной полезности представленных материалов для специалистов. Но как дилетанту, заглянувшему за ликбезом, мне категорически не хватило в статье технической информации о возможностях и ограничениях этой технологии в целом. Какие вообще трассировщики бывают, насколько уверенно лоцируются ВОЛС разных типов в зависимости от глубины прокладки (в т.ч в море) и наличия геологических (коммуникации) и электромагнитных помех (жила в городе?), и т.д. и т.п. То есть тех подробностей, о значимости которых я, как полный чайник в данной теме, даже и не догадывался. Все-таки нам, неспециалистам, тоже хочется узнавать из таких статей что-то новое...


    1. cofein51
      00.00.0000 00:00
      +2

      Я как то занимался укладкой водяных труб, не много, пару км. И наш экскаваторщик откопал кабеля (электричество) и порвал их.... Хотя казалось бы - глухой лес и без табличек.

      Мне было приятно узнать что есть такие штуки, но я уверен на 200% что контора где я работал тогда, в жизни даже в аренду не взяла бы такой прибор.


      1. adeshere
        00.00.0000 00:00
        +1

        Таких примеров сколько угодно можно привести.

        У нас в городе

        энтузиасты из турклуба как-то решили перекопать выезд с дороги на берег реки, где расположен заказник и машинам не место. Чтобы народ меньше мусора после пикников в заказнике оставлял. Там от дороги до реки 200м - никто не мешает оставить машину на обочине и до речки пешком дойти. В общем, согласовали мы это дело с администрацией города, она пригнала трактор, а мы ему должны были помочь.

        А одним из главных активистов в турклубе был основатель и руководитель главного городского провайдера. И так совпало, что командовать трактористом должен был именно он. Наверно, глядя на тему статьи, вы уже догадались, что под руководством этого матерого IT-шника не менее матерый тракторист порвал основной кабель ОВЛС той самой компании, связывающий наш город с окружающим миром... когда-то очень давно его просто закопали параллельно этой дороге...

        Вот я и думаю, насколько реально было позицию такого придорожного кабеля прозвонить, учитывая, что там параллельно дороге еще идет довольно глубокий кювет с какими-то трубами и бетонным желобом водостока, а сверху, как обычно, сразу две ЛЭП: местная и высоковольтка?


  1. slaz83
    00.00.0000 00:00
    +13

    пару вопросов нарисовалось..хоть они того и не стоят.

    1. Почему во всей статьи фигурирует всего одна веха, и та - стальная труба!!! Очень похоже на постановочный фотоотчёт для начальства=).
      Ну а если к реальной трассировке линейного объекта - отмечается вехами в углах поворота, переломах рельефа и в прямых участках через 100м. (в среднем). Стальные трубы тут не применимы - замучаешься сначала платить за них ,а потом таскать.

    2. Почему у вас название расходится с содержанием ? Чем в вашем случае трассировка по дну осушенного водоёма отличается от трассировки по полюшку обычному ? Такая же ровная, грязная местность - технологических отличий ровно ноль!


  1. ganqqwerty
    00.00.0000 00:00
    +1

    А как определяется место, где кабель перебит? Вот если мы им перекусим проводок, по которому банки синхронизячатся между Америкой и Европой, как быстро можно будет понять, где именно разрыв?


    1. AKudinov
      00.00.0000 00:00
      +9

      Оптическим рефлектометром. Этот прибор подключается к ближайшему оптическому разъёму на кабеле и запускает внутрь него короткие импульсы света. Свет добегает до места повреждения, отражается от него (т.к. это -- неоднородность среды распространения) и бежит назад, к прибору. Рефлектометр замеряет время пробега света, и, зная оптическую плотность волокна, определяет расстояние до повреждения.
      Технология ещё из 19 века, когда телеграфисты искали обрывы в кабелях.


  1. stalinets
    00.00.0000 00:00
    +2

    Знакомый прибор) У нас в конторе таких два.
    В целом ищут кабель и определяют глубину неплохо, но я выделю пару недостатков.

    Первый, очень серьёзный: режим индуктора (бесконтактный поиск, когда генератор ставится на землю над кабелем, а щупом в нескольких десятках-сотнях метров ищется кабель), - практически не работает на обоих приборах с завода. А искать кабель бесконтактно намного быстрее и удобнее, чем искать где подключиться к броне. Я пользовался импортным поисковым генератором, и там бесконтактный режим работает чётко, на километры!

    Второй недостаток - низкое качество тумблеров на генераторе и пластиковой плёнки над кнопками на щупе. Мне пришлось перепаять все эти переключатели на новые, то ли старые забиваются пылью, то ли я не знаю, но пока не поменял - они непредсказуемо выделывались. Ну и пластиковая плёнка над кнопками примерно за год использования рамтрескалась, в микрики попала грязь и вода, и стало глючить. Поменять штатные микрики я не смог за неимением паяльной станции и подходящих микриков, так что мне пришлось изготовить из других микриков, пластика, термоклея и толстой полиэтиленовой плёнки новый блок кнопок, приклеить его на термоклей прямо поверх старых кнопок, и припаять проводки от этих самодельных кнопок параллельно раздолбанным заводским, выглядит страшно, но работает отлично, и от влаги защищено.

    Вот доработать бы это, и будет отличный прибор.


  1. Felan
    00.00.0000 00:00
    +1

    Эх… Когда-то очень давно, лет примерно 20 назад, на первой работе делали НИОКР проект по построению устройства для поиска кабеля под водой и определения глубины глубины его залегания под грунтом. Одновременно имеется ввиду. Помню сделали хитрую антенну, круглую, с кучец индукционных датчиков и контроллером, подключили ее по RS485 к ноуту… Я как раз писал прогу на Delphi еще что бы снимать данные и строить графики.

    Предполагалось, что на тросе будут спускать эту антенну с катера и двигаясь в «створе» по береговым меткам в реальном времени определять место залегания и глубину залегания под грунтом. И все это предполагалось делать только при помощи пассивных электромагниных датчиков.

    Даже ездили на Волгу пару раз на полевые испытания. Выяснилось, что есть две большие проблемы :)

    Во первых это калибровка системы. Если в одном месте таская по двору антену еще удавалось как-то откалиброваться что бы определить расстояние до кабеля плюс минус 10см, то перейдя на новое место в 20 метрах все ползло и точность исчезала совсем. :(

    Во вторых оказалось что когда антенна оказывается под водой, то ее тащит и крутит в произвольных направлениях и понять че-там вообще происходит просто не реально. А если еще и катер движется, то она вообще теряет вертикальную ориентацию полностю и про детектирование чего-либо можно просто забыть. Кстати, скорость движения или течения для этого вообще не должна быть хоть сколько нибудь большой. Даже в затонах оказывается вода движется :)

    Вобщем, было интересно. Насколько понмю, тогда проект приостановили, а потом я ушел. Интересно даже че с ним стало.

    Надеялся тут увидеть что-то похоже и описание технических проблем и их решений, а оказалась одна реклама и «тривиальный случай» :(

    ПС Интересно в наше время че-нить придумали на эту тему?


    1. VladislavFedyukov Автор
      00.00.0000 00:00

      Интересный опыт. Жаль, что неудачный.