Налоги – это безвозмездный сбор денег с граждан того или иного государства, взимаемый странами для поддержания общественных благ, таких как: полиция, медицина, армия, образование, социальные нужды и т.д. на своей территории.


В современной России, как показывает статистика за 2018 год, основными статьями доходов федерального бюджета были:

  • НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - 3 547,5 млрд. рублей

  • Вывозные таможенные пошлины - 1932,1 млрд. рублей

  • Налог на прибыль организаций - 806,1 млрд. рублей

  • НДС (налог на добавленную стоимость) - 5 624,9 млрд. рублей

  • Акцизы - 1 054 млрд. рублей

  • Дивиденды по акциям - 379,9 млрд. рублей

  • Ввозные таможенные пошлины - 572,2 млрд. рублей

  • Прочие нефтегазовые доходы - 1 341,1 млрд. рублей

Данная статистика наглядно показывает какую важную роль играют налоги в нашей стране и по сей день. Несколько пунктов из примера связаны именно со сборами в пользу государства налогов. Это ещё и самая прибыльная часть поступлений в казну.


Если обратиться к мировой практике, всего лишь малая часть стран отошли от налогов как основы государственного контроля и пополнения бюджета. Это такие страны как:

Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Сингапур.

С точки зрения исторически сложившихся традиций, берущих своё начало ещё с самых древних зародышей государственных основ, налоги были началом функционирования того или иного строя людей в разные эпохи. Целые империи от Рима до Китая строились и рушились, но налоги сохранились и по сей день.

Современный мир не стоит на месте. Всё вокруг нас постепенно устаревает и требует осовременивания. Это касается и налогов. Они также прошли долгий путь от сбора дани и перевозки монет на телегах до современных инкассаций и безналичных переводов.

Российская Федерация, как ключевой игрок на мировой арене и крупнейшее государство в мире, должна регулярно поддерживать нужды своего немалого населения. Учитывая все вышесказанные факторы, полный переход на цифровизированное налоговое обложение является лишь вопросом времени.

Однако нельзя забывать про ряд трудностей, с которыми могут столкнуться сторонники перехода на электронную форму налогообложения. К таким трудностям можно отнести:

  • низкую грамотность населения в интернет-пространстве;

  • недоверие к защите персональных данных со стороны граждан.

Это является тормозом прогресса и налоговой цифровизации.

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной

политики на 2020 г. и на плановый период 2021–2022 годов» содержатся параметры финансового обеспечения национальных проектов за счёт средств федерального бюджета. В 2020 г. на развитие цифровой экономики предусмотрены расходы в размере 124,2 млрд руб., что сопоставимо с планируемыми расходами на образование.

Несложно представить какие финансы могут потерять напрямую сами граждане, которых будут обманывать хакеры методом социальной инженерии, перехватом транзакций и попросту используя банальную невнимательность самих граждан. Со всем этим нужно бороться уже сейчас, готовя молодых специалистов в области информационной безопасности, прививая им долг, порядочность и ответственность за будущие счета наших граждан.

Но, несмотря на это, проводить резкий переход нельзя по причине технической. Важно своевременно подготовить с запасом сервера с петабайтами памяти для хранения личных данных перевода граждан.

Серверам свойственно нагреваться ломаться или того хуже сгорать. Одно только это может нанести ущерб сопоставимый с бюджетом маленьких европейских стран. Также такие скопления информации рано или поздно закономерно станут мишенью для хакерских атак на государственном уровне. Подобная диверсия в перспективе может привести страну к фатальному коллапсу.

Следующим важным вопросом, которым стоит заняться после подготовки почвы для хранения данных о налогоплательщиках является Налоговое администрирование.

Налоговое администрирование — это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков.

В эту систему входят такие мероприятия как:

  • мониторинг налоговых поступлений;

  • подготовка финансовой и налоговой политики;

  • законодательные изменения в федеральные законы о налогах и сборах;

  • аудит денежных средств;

  • привлечение ответственности.

Необходимость Российской Федерации переходить на Цифровое налоговое обложение не должно осуществляться только в высших органах власти. Это общая задача всех государственных служащих. Необходимы такие действия как:

  • внедрение компьютеров в каждый налоговый отдел;

  • создание логистики передачи данных по закрытым каналам наподобие «Соболь»;

  • внедрение специальных алгоритмов двойного подтверждения личности служащих налоговых органов;

  • блокчейн для многосторонней зашифрованной передачи данных;

  • найм программистов в области веб-администрирования для генерации ключей входа сотрудников и граждан на их личные кабинеты налогоплательщика;

  • грамотная система оповещения смс, почтовой рассылки.

Наиболее грамотным поступком будет интеграция с сайтом Гос. Услуги, но на более высоком уровне чем сейчас, чтобы Налоговые органы можно было экстренно и беспрепятственно оповестить с двух информационных ресурсов.

Не менее важным может стать простая и крайне необходимая уже сейчас методология внедрения ботов в социальных сетях. Это должна быть самообучающаяся нейронная сеть для максимально конструктивного взаимодействия налоговых органов (администрации) с гражданами РФ.

Учитывая все вышесказанные методики развития Цифрового налогового обложения наше государство, к сожалению, предпринимает неверные для перехода в новую эпоху налогов шаги.


Согласно пользовательским соглашениям, построенным на основании закона, чтобы не оставить человека без средств к существованию, закон защищает некоторые виды доходов от списания.

Собственные средства: можно взыскать в 100% размере. Внесение наличных, перевод между своими счетами, выплата процентов по депозитам, перевод денег из других банков, переводы от физических лиц. При недостатке собственных средств взыскиваются Периодические зачисления. Периодические зачисления: можно взыскать до 50% от суммы. Зарплата, пенсия, стипендия, пособия по безработице и другие периодические доходы, поступившие на счёт в течение дня. Социальные доходы: не подлежат аресту или взысканию, такие как алименты, единовременные выплаты пенсионерам, материнский капитал, выплаты по уходу за детьми, выплаты инвалидам, ветеранам и другие социальные выплаты.

Но если перевести их со счёта на счёт, деньги будут автоматически отнесены к категории «Прочие доходы», которая подлежит аресту или взысканию в полной мере.

Всё вышеперечисленное лишь усугубляет ситуацию и провоцирует людей максимально “прятать” свои доходы от Налоговых служб. Об этом свидетельствуем факт нежелания хранить свои деньги в электронном формате среди граждан. Многие уверены, что это прямое вторжения государства в личную и частную жизнь. Дальнейшее давление на личные счета в банках приводит к появлению чёрных контор по переводам средств и появлению нового вида спекуляции как, например, создание счетов на чужие имена с целью сокрытия доходов от государства.

Всё это приводит к рассвету теневого бизнеса, а с таким бороться в условиях интернета и отсутствия высокого уровня контроля за переводами станет фактически невозможной задачей. Самое главное, что давление на население или ужесточения закона не даст никаких результатов кроме негативных, причем, как и для граждан так и для органов власти. Избежать этого можно лишь грамотной стратегией внедрения льгот за уплату через электронные счета. Это сократит поступления в казну пропорционально сокращению теневого перевода и хранения средств. Государство же сможет возместить свои убытки от сокращений за счёт количества поступлений.

Относительно недавно мир охватила чудовищная пандемия коронавируса. Как ни странно, но именно она подтолкнула весь мир, включая и нашу страну, к активной мобилизации технических ресурсов. Созданию карточек для передвижения и работе над улучшением способов подачи электронных документов. В тот период налоговая сфера перешла в совсем новое прогрессивное будущее. До 31 мая 2020 года налоговым органам было запрещено проведение вне рамок ВНП (Валовой национальный продукт) мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками. Это очень интересный шаг для России, и мы стали его свидетелями. На официальном сайте же до сих пор располагается вот такая информация:

«В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, а также с целью сохранения жизни и здоровья работников организаций, запрошенные документы (информация) могут быть предоставлены по телекоммуникационным каналам связи.»

Внимательно изучив официальный сайт, можно заместить достаточно удобную систему подачи документов на открытие бизнеса в нашей стране. Там представлены вариации типовых уставов, а также множество пунктов затрагивающие цифровизацию документооборота между гражданами и налоговыми органами в разных уголках отечества.

Учитывая всё вышесказанное можно перейти к логичному выводу: Российская Федерация достаточно успешно и, что в крайней степени важно, оперативно смогла внести корректировки в рабочих процесс огромного государственного органа, предотвратив методом цифровизации налогов огромное количество жертв от пандемии.

Цифровизация налогового контроля – это, логично последовательная прогрессия старого элемента воздействия государства на население. Переход на электронный формат является исключительно вопросом времени. Уже сейчас в нашей стране идут огромные дотации на развитие бизнеса в интернет-пространстве. Этот ход закрывает целых три актуальных вопроса:

  1. Создание бизнеса = новые налоги.

  2. It-сфера принесёт новые технологии для внедрения на государственном уровне.

  3. Создание новых рабочих мест и обучение квалифицированных специалистов, которые, в том числе, смогут работать налоговых органах в качестве новых сотрудников.

Не обойдется так же и без минусов. На данный момент, слабая подготовка кадрового состава на техническо-административных должностях. Высокая возможность хакерских атак на сервера, на которых хранятся личные данные пользователей и их электронных валют. И самое главное, сами ошибки органов власти, которые уже изымают с дебетовых карт финансовые поступления, тем самым создавая теневой бизнес в области хранения и перевода счетов.

В заключение остаётся лишь сказать, что, взвешивая все “за” и “против”, можно с полной уверенностью сказать о крайней необходимости перехода на Цифровизацию налогового контроля в период пандемии. Однако по истечению важно сохранить наработанный материал и опыт для обучения и развития этого направления в будущем.


Материалы

  • Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг. (утв. Минфином России).

  • Васюченкова Л. В. О перспективном планировании выездных проверок // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 2. – С. 27-30.

  • 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

  • Официальный сайт Налоговой службы

Комментарии (0)