За свою карьеру я провел множество собеседований с тимлидами. Когда кандидаты рассказывают о своем переходе из программиста в менеджеры, многие из них упоминают одни и те же сложности, причем такие, с которыми вряд ли сталкиваются специалисты из нетехнических сфер. Самая главная неожиданность в том, насколько резко происходит этот переход, и насколько сильно самому человеку приходится поменяться в процессе.

Проведя большую часть карьеры за клавиатурой, полностью погрузившись в технические вопросы, новоиспеченный тимлид внезапно оказывается в ситуации, когда на первое место выходят его софт скиллы. Может случиться и так, что до этого момента у него не было ни возможности, ни мотивации получить эти навыки на собственном опыте. Именно этот фундаментальный сдвиг приоритетов, оставляющий позади собственно программирование, может сделать переход пугающим.

Я много размышлял на эту тему и вывел несколько принципов, которых советую придерживаться начинающим ИТ-руководителям и тем, кто хочет ими стать. Часть моих тезисов вдохновлена книгой “90 THINGS YOU NEED TO KNOW IF YOU WANT TO become the CTO”, изданная CTO Academy. 

Находите время на саморазвитие 

Хороший технарь развивается всю жизнь: учит новые языки, пробует другие фреймворки, ищет новые способы решить старую проблему. Когда вы переходите на новую должность, этот процесс приостанавливается. Вы загружены; все интересные технические задачи отданы вашим подчиненным; у вас просто другой уровень ответственности, который мешает отвлекаться на самого себя. Хорошо, если в вашей компании принято давать тимлидам время на самостоятельную техническую работу, где тимлид выступает в роли играющего тренера. Но что, если у вас в организации подход совсем не такой?

Об одном из решений постоянно рассказывают Баффет и Гейтс, которые с невероятной скоростью поглощают литературу на любые темы. Любые — потому что они хотят видеть дальше своего информационного пузыря. Будучи техлидом, вы должны понимать, какие угрозы и возможности маячат на горизонте, и как они могут повлиять на бизнес. 

Как выиграть время на чтение и саморазвитие? Научиться грамотно делегировать. И здесь мы сталкиваемся со второй проблемой неопытного руководителя.

Учитесь делегировать

Инженер внутри вас все еще хочет вникнуть в каждую деталь проекта. Эта привычка вырабатывалась в вас годами, а потому нет ничего удивительного в том, что передача задач идет через боль и сопротивление. Но без умения делегировать вы сильно себя ограничиваете. Вы не можете сосредоточиться на задачах, соответствующих вашей роли, и тратите огромное количество энергии на более прикладные вещи. 

Здесь можно выделить 2 подхода: 

  1. Вы делегируете исполнение. В этом случае нужно ставить четкое ТЗ вашему подчиненному, но и ответсвенность за результат будет полностью на вас. Например: “Андрей, команде безопасности требуется решение по анализу логов на предмет чувствительной информации, пожалуйста, договорись с ними о встрече, чтобы выяснить детали. Важно узнать, как они планируют добавлять паттерны поиска, есть или у них уже в наличии список проверок, которые они хотели бы добавить в сервис. Также выясни, какие нефункциоанальные требования по алертингу они ожидают, особенно обрати внимание на скорость срабатывания алертинга”.  Такой способ подходит для делегирования новичкам, которым действительно нужен контроль. 

  2. Вы делегируете ответственность за решение задачи. Этот способ подходит для сотрудника, которому вы доверяете и уверены, что он сам разберется, как подойти к вопросу. Главное — оговорить сроки. Пример: “Андрей, команде безопасности требуется решение по анализу логов на предмет чувствительной информации, пожалуйста, выясни, что им именно требуется и предложи решение. Давай согласуем архитектуру к 1-ому числу и возьмем в работу, если не будет других вопросов”.

Здесь важно осознать не самую приятную истину: скорее всего задачи, которые вы так не любите делегировать, прекрасно могут быть сделаны кем-то другим и без вашего участия. Но для того, чтобы это работало, нужно научиться доверять людям. 

Доверяйте команде

Доверие и автономия — важные факторы, влияющие на вовлеченность сотрудников, их производительность и сплоченность. Важно запретить себе быть надзирателем, контролирующим каждый шаг команды и диктующим им, что делать в тот или иной момент. 

Исследователи из Корнельского университета изучили 320 малых предприятий, в половине из которых сотрудники получили высокую автономию, а в другой половине — жестко управлялись сверху вниз. Предприятия, которые давали людям быть более самостоятельными, росли в 4 раза быстрее, чем фирмы, ориентированные на контроль.

Когда сотрудники чувствуют меньше давления, они начинают работать более эффективно:

  • Повышается удовлетворенность работой, вовлеченность и мотивация;

  • Уменьшается отток сотрудников, развивается культура доверия;

  • Растет производительность команды, а у ее членов появляется шанс развивать свои лидерские навыки.

Кто из членов команды может обеспечить соответствие стандартам, которые вам нужны? У кого из коллег достаточно любознательности и рассудительности, чтобы справиться с ключевыми задачами? Кто улавливает более широкую стратегическую картину и понимает, как в нее вписывается его работа? Если на все вопросы вам хочется угрюмо ответить “никто”, то у вас большие проблемы с доверием, а значит, и с делегированием. Так что сделайте еще одну попытку: подумайте, какие сильные стороны есть у ваших подчиненных, и дайте им хотя бы небольшой аванс доверия.

Развивайте эмпатию

На поведение и производительность коллег иногда могут влиять внешние факторы, и за некачественной работой обычно стоит вовсе не саботаж, а обычные личные обстоятельства и чувства. Чтобы научиться этим управлять, вам понадобится эмоциональный интеллект, или, как минимум, умение слушать людей и анализировать причины их поведения.

Изучайте, как выявлять первые признаки выгорания, обращайте на них внимание и будьте открыты к общению. А лучше сделайте так, чтобы люди, которые хотят рассказать о своей проблеме, не чувствовали для себя каких-то рисков. Помните, что никто не идеален, у каждого из нас бывают моменты рассеянности, и потому так важно, чтобы эмпатия лежала в основе вашего лидерского подхода.

Старайтесь, чтобы ежедневные стендапы были смесью личного и профессионального общения — например, спрашивайте не только о том, каких ключевых показателей эффективности коллеги надеются достичь в этом месяце, но и о том, как у них дела и что у них происходит в жизни. Людям важно чувствовать себя интересными и ценными, быть значимой частью команды. Признание руководителя помогает им эффективно работать даже в трудные времена.

Учитесь вести переговоры

Чем выше ваша роль, тем больше необходимость кого-то убеждать, договариваться, отстаивать свои интересы и не забывать о дипломатии. Рекрутеры, подчиненные, ваш босс, руководители других отделов, ваши внутренние заказчики… Это лишь часть людей, с которыми вам нужно будет постоянно вести переговоры. От того, как хорошо у вас будет это получаться, будут зависеть результаты команды и то, как высоко вас будут ценить в компании. 

Это не значит, что ради хороших отношений нужно постоянно идти на компромиссы. Речь скорее о том, что времени на совершенствование переговорного скилла у вас не будет, так что постарайтесь готовиться заранее.

Есть несколько хороших книг по теме: 

Полезная практика перед встречей выписывать или мысленно проговаривать, с каким результатом вы хотите с нее выйти и прописать свои аргументы, желательно в нескольких сценариях.

Нанимайте разных людей

Найм является одним из самых сложных и важных аспектов роли тимлида, особенно потому, что с каждым годом борьба за лучшие IT-умы только ужесточается. 

Четко определите, кого вы ищете, не только с какими хард скиллами и бэкграундом вам нужен сотрудник, но и с какими ценностями. Если ваша командная культура уже сформирована, то распознать, подойдет ли вам кандидат, относительно легко. Но если вы набираете инженеров на ранней стадии развития команды, когда культурная ДНК только начинает проявляться, вам нужно детально сформулировать, кто вам нужен. При этом важно помнить: узкие стратегии найма ведут к узким командам, и эмпирические данные показывают, что это плохо влияет на восприятие рынка, инновации и прибыльность.

Помните об этих основных правилах, пытаясь создать высокоэффективную команду:

  • Нанимайте более подходящего специалиста, даже если он стоит дороже. 

  • Не нанимайте, если сомневаетесь: либо выясните все детали того, что вызывает у вас сомненияв кандидате, либо переходите к следующему;

  • Поощряйте разнообразие, не нанимая людей одного типа. 

Будьте терпимее к ошибкам

Как говорил Уинстон Черчилль, успех — это переход от неудачи к неудаче без потери энтузиазма. Я уверен, что неудача — это предпосылка к изобретению, а бизнес не может разработать прорывной продукт или процесс, если он не желает поощрять риск и учиться на собственных ошибках.

На собеседованиях я часто прошу соискателей описать идеального руководителя, и очень многие описывают человека, умеющего прощать ошибки, способного взять удар на себя. Развивайте в себе толерантность к чужим косякам и здоровое отношение к риску. Лидеры, руководствующиеся таким подходом, помогают людям преодолеть страх перед неудачей. Благодаря этому люди начинают смотреть за рамки привычных решений, так что это способ не только заслужить доверие, но и создать настоящую культуру инноваций.

Это не означает, что следует терпеть повторяющиеся ошибки, которых можно было бы избежать. Но проницательные менеджеры отмечают ежедневный прогресс, беспристрастно фиксируют успехи и неудачи с открытым любопытством. Они выносят из них урок и более эффективно планируют дальнейшие шаги.

Больше общайтесь с командой

Лидеры-новаторы, такие как Томас Эдисон, Чарльз Кеттеринг из General Motors, Уотсоны из IBM и Уильям Макнайт из 3M, были известны тем, что много общались с сотрудниками — не сомневаясь, не критикуя, а на равных участвуя в оживленных дискуссиях. Исследования креативности на рабочем месте показывают, что для создания инновационной среды важен не только уровень автономии, но и искренний интерес лидеров к своим сотрудникам.

«Эдисон сделал работу интересной», — сказал механик и чертежник, проработавший на изобретателя полвека. «Я чувствовал, что мы вместе делаем одно дело. Я был не просто рабочим». Покажите людям, что их мнение вам интересно, и новые идеи не заставят себя ждать.

Празднуйте даже маленькие победы

Дорога ну пути к успеху чаще всего довольно утомительна. Вот почему так важно обращать внимание даже на небольшие победы. Со временем именно из них складываются действительно значимые достижения. 

Так что любой маленький прогресс каждого отдельного сотрудника важно замечать и поощрять, даже если он кажется вам чем-то совсем обыденным. Боритесь с привычкой обесценивать маленькие шаги — этого нельзя делать даже с самим собой, и тем более с собственной командой.

Начинающим тимлидам приходится тратить большое количество времени на нетехнические задачи, и в процессе вашего карьерного продвижения это время будет только увеличиваться. Мир становится более непредсказуемым, компании стараются быть все более гибкими и проворными, так что роль тимлидов важна как никогда. Если вы только что стали руководителем или хотели бы им стать в будущем, не забывайте: теперь важно, чтобы постоянно росли, обучались и чувствовали поддержку не только вы, но и ваша команда. 

Комментарии (9)


  1. DimaSmirnov
    00.00.0000 00:00
    +2

    Красиво. Сейчас все 20-38 побегут читать. Нужно учитывать специфику рынка. Приходя в работать в одну из самых крупных компаний страны, понимаешь - что вот тут первая линия не может оторвать диски из-за косяка миграций, вот тут надо резетнуть, вот тут это всё го.но потому что импортозамещение не позволяет обновиться на последний LTS потому-что вот викторию опенстека СБ когда-то пропустило, а вот на девятку центоса с zed мы не можем переехать, где всё это давно пофиксено, и тратим 80% времени на вот всё это. Напишите книгу, как работать в условиях некрофилии , отсутствием возможности влиять на решения, реализации и сделать условия труда комфортными.


    1. MiraclePtr
      00.00.0000 00:00
      +1

      Напишите книгу, как работать в условиях некрофилии , отсутствием возможности влиять на решения, реализации и сделать условия труда комфортными.

      Других мест вообще нету? Единственный работодатель во всей отрасли, или к батарее приковали?

      Я не троллинга ради, просто серьезно интересно, зачем добровольно работать в местах, где все настолько плохо. Ну, можно ещё понять, когда за такое платят 2x-3х от рынка, но душевное здоровье по-моему дороже любых денег.


      1. Warchoon
        00.00.0000 00:00

        В каждой избушке свои погремушки. Где-то некрофилия (очень часто). Где-то увлечённость организацией процесса, где-то наоборот отсутствие организации процесса. Где-то фрагментация, где-то всё свалено в кучу. Где-то отсутствие архитектуры, где-то мы пишем код только на основе нашего фреймворка с фабриками фабрик фабрик.


  1. ozzyBLR
    00.00.0000 00:00
    +2

    Я бы выделил следующие две вещи для начинающего тимлида:

    1. Понять, в чём заключается твоя роль как тимлида. В разных компаниях под этим термином понимают разный набор компетенций и зон ответственности. Где-то в разработки лиды продолжают кодить, а где-то становятся строго "говорящими головами", например. Где-то приходится прокачивать софт-скилы команды, а где-то эту задачу нужно просто подсветить эйчару. В общем, как и в любой ситуации с изменением роли, важно понимать, где ты оказался. Ну, ещё лучше понимать заранее, где ты окажешься)

    2. Не поймать звезду. Некоторые работники, перейдя в категорию лидов считают, что в своём удельном княжестве они теперь равны богам. Всё будет так, как они прикажут! К чёрту процессы компании, лучшие практики индустрии и здравый смысл. Только самодержавие, замыкание всех решений на одном человеке. Это, кстати, отсылки и к делегированию, и к эмпатии. Держите под контролем свой ЧСВ, не тыкайте коллегам в лицо своей новой должностью по поводу и без.


  1. pavelchernyshov
    00.00.0000 00:00
    +1

    В дополнение к упомянутым советам, я бы подчеркнул, что работа в команде в любом случае способствует не только приобретению технических навыков, но и развивает навыки общения. Для тимлида высокий уровень soft навыков всегда будет столь же необходимым, как и уровень hard навыков. Без качественной внутренней коммуникации реализовать командные процессы будет сложно, если не невозможно.

    Команда состоит из разных людей, у каждого свой характер, свои сильные стороны. Умение тимлида налаживать связь между этими разными людьми, умение быть проницательным для правильного делегирования задач - это ключевой фактор.

    Ну и умение адаптироваться под внешние факторы - обязательно. Особенно в наше переменчивое время. Тимлид должен первым реагировать на внешние факторы и задавать своей команде нужный курс и вектор развития.


  1. brake
    00.00.0000 00:00

    В разделе «Учитесь вести переговоры» предполагался список литературы, однако его нет. Автор забыл или цензура не пропустила ????


    1. Naftizin Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Прошу прощения, при переносе слетело форматирование. исправляюсь
      «Сначала скажите «НЕТ»», Джим Кэмп
      «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Ларри Кинг
      «Переговоры», Брайан Трейси


  1. Darksol_89
    00.00.0000 00:00

    Хорошая статья, спасибо. Иногда даже спустя время непонятно как влиять на сотрудников и процесс внутри компании.

    Например, сотрудник косячит, а у тебя нет рычагов влияния на его косяки. Только разговоры и 1-1. Или один из процессов внутри компании явно плохо работает - но руководство не слышит и продолжает гнуть свою линию.

    Что делать в таких случаях?


    1. Naftizin Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Добрый день, на самом деле 1-1 - очень мощный инструмент, который, при правильном использовании, может дать ощутимые результаты. В вашем случае, точно нужно начинать с разговоров и прямо сказать, что, по вашему мнению, нужно исправить вашему подчиненному. Давать фидбек можно по методу "Бутерброда", вот пример https://agilemasters.ru/2018/02/02/obratnaya-svyaz-model-buterbroda/. Если не поможет, то можно выйти через команду, организовать ретроспективу и обсудить без перехода на личности, почему возникли подобные "косяки". Я понимаю, что это очень общие советы, тут действительно сильно помогает опыт, нужно учиться чувствовать человека и пытаться понять, что у него "на уме", чтобы общение было эффективным. Так что чаще проводите 1-1 и со временем вы наработаете этот навык. Однако, не стоит полагать, что общение, это серебряная пуля, которое избавит от всех проблем. Иногда, действительно, проще расстаться с человеком (не обязательно увольнение, можно предложить ему перевестись в другую команду, если есть такая возможность)