1С начиналась с бухгалтерии. Кто‑то скажет, что не с бухгалтерии, а с электронной почты. Но все таки, 1С стала тем, чем она стала во многом благодаря именно с бухгалтерии. В первых версиях был только бухгалтерский регистр и весь учет строился на нем. С тех пор много что изменилось. Какие времена переживает бухгалтерский регистр сейчас и какое место занимает он в платформе 1С:Предприятие

Как устроен бухгалтерский регистр

Обратите внимание — не регистры, а регистр, в единственном числе. Действительно, регистр бухгалтерии, как правило, один. Ну разве что в флагманской типовой конфигурации ERP их два. Один называется «международный», а другой позднесоветским словечком «хозрасчетный». В типовой конфигурации Бухгалтерия предприятия регистр бухгалтерии один. Дело в том, что регистр бухгалтерии это по сути множество учетных регистров. Если посмотреть на регистр бухгалтерии в конфигураторе, то мы увидим что‑то очень похожее на регистр накопления

Но это не должно вводить вас в заблуждение. Измерения регистра бухгалтерии работают примерно также, как в регистре накопления. Но они являются вспомогательными и, в принципе, их может и не быть. Основные измерения регистра бухгалтерии «спрятаны» в плане счетов под загадочным словом субконто, которое вы с трудом встретите где‑нибудь еще за пределами 1С.

Эти самые субконто задают набор измерений для каждого счета. Счет это отдельный учетный регистр. Как и регистр накопления, счет может аккумулировать данные из первичных документов. Записи в регистре накопления могут быть со знаком «+» или со знаком «‑» В регистре бухгалтерии то же самое называется дебет и кредит. Концепция дебета и кредита немного более изощренная, чем плюс и минус. Для т. н. активных счетов дебет можно условно считать плюсом, а кредит минусом. Для пассивных счетов все наоборот. Но это не столь существенно. В основе своей принцип все тот же. Дебет и кредит, так же, как минус и плюс компенсируют друг друга. Если вы в регистр накопления добавите две одинаковые записи с противоположными знаками, вы получите в результате 0. То же самое происходит и в регистре бухгалтерии.

Принципиальное отличие в другом. В регистр накопления записи добавляются независимо от других записей в этом же или еще в каком‑нибудь регистре накопления. Разработчики типовых и не типовых конфигураций очень любят бороться с отрицательными остатками, но им приходится делать это на уровне конфигурации. Со стороны платформы нет никаких ограничений на создание записей в регистре накопления. Например, при поступлении товара на склад, мы просто добавляем в регистр запись со знаком плюс. С регистром бухгалтерии другая ситуация. Он спроектирован с учетом определенной философии, которая сложилась в учетной практике задолго до появления компьютеров. Согласно этой философии нельзя просто добавить запись на один из счетов. Любая операция рассматривается, как сочетание причины и следствия. Если у нас стало больше товара на складе, мы должны обязательно указать чему или кому мы обязаны, что явилось причиной столь счастливого события. Обычно увеличение товара на нашем складе сопровождается тем, что мы берем на себя обязательство заплатить поставщику. Но даже если мы этот товар просто найдем (такое случается по результатам инвентаризации), мы все равно отразим этот факт, как связку причины и следствия. Причина — мы нашли товар. Следствие — у нас возникли обязательства, но в данном случае не перед поставщиком товара, а перед учредителями.

Запись на один счет, или, если угодно, в один регистр должна быть в обязательном порядке скомпенсирована записью‑антиподом в другой регистр. Это называется двойная запись. В докомпьютерную эпоху это была и в самом деле двойная запись. Одна и та же сумма записывалась два раза. Сначала в один бумажный журнал, затем во второй.

С появлением в учете компьютеров необходимость писать два раза одну и ту же сумму отпала. Сейчас двойная запись выглядит примерно вот так:

Надо сказать, что здесь приведен пример более строгого подхода. Записи компенсируют друг друга одна к одной. В мире довольно широко распространен и другой, более свободный способ балансирования записей. Одна или несколько записей могут быть сбалансированы одной или несколькими другими записями. Более свободный подход оправдан следующими соображениями.

Например, мы продаем за 120 рублей что‑то, что ранее купили за 100. У нас есть три счета или три регистра: товары, доходы, расчеты с покупателями. При строгом подходе мы будем балансировать записи так:

расчеты с покупателями

доходы

120

доходы

товары

100

При свободном так:

расчеты с покупателями

120

товары

100

доходы

20

В некотором смысле второй способ более точный. В обоих случаях мы фиксируем доход в размере 20 рублей. Но во втором это просто 20 рублей, а в первом это 120–100 рублей. Для анализа обороты бывают не менее важны, чем остатки. Поэтому второй способ столь популярен. Платформа 1С поддерживает оба способа.

Регистр бухгалтерии сегодня

До появления компьютеров, бухгалтерский регистр веками служил людям верой и правдой, представляя собой систему упорядоченного и разумного сбора информации. С появлением в учете компьютеров, в отношении регистра бухгалтерии был небольшой период энтузиазма. Оказалось, что двойную запись можно оформлять в два раза быстрее и, при этом, она не перестает быть двойной. «Избавить пользователя от необходимости повторно вводить данные». Это во многом оттуда. Но потом что‑то пошло не так (опять же, для регистра бухгалтерии, не для учета в целом) Оказалось, что регистры накопления как‑то... проще. Зачем ломать голову, чего там с чем балансируется? Просто пишем приход или расход. Если бы кто‑то попробовал вести учет таким образом в докомпьютерную эпоху, он бы никогда не смог свести концы с концами, потому что ему потребовалось бы проделывать очень много вычислений.

Компьютеры устранили это ограничение. Теперь у нас в типовой конфигурации Бухгалтерия предприятия один бухгалтерский регистр и более восьмидесяти регистров накопления.

Очевидно, что бухгалтерский регистр перестал быть единственным источником информации. Почему система ведет себя так, а не иначе? Почему вот эта цифра в налоговой декларации такая, а не другая? Раньше бухгалтер знал, где искать ответы на эти вопросы и как можно воздействовать на систему. Теперь же ситуация стала более запутанной.

Заключение

Вековые традиции сильны и бухгалтерский регистр все еще остается важным источником информации для пользователей учетных систем. Важным, но далеко не единственным. Разработчикам конфигураций он только мешает. Им проще иметь дело с регистрами накопления. Фискальным органам он тоже не так, чтобы очень нужен. Их интересуют в первую очередь декларации по НДС, налогу на прибыль и т. д. А они уже давно создаются не из бухгалтерского регистра. Интересно, что с ним будет в будущем?

В завершение хочу порекомендовать бесплатный вебинар от OTUS по теме: «Работа с заказчиком по сбору требований на разработку 1С». На вебинаре узнаем как правильно общаться с заказчиком, как готовиться к встрече, Какие вопросы задавать, чтобы лучше собрать требования, и заказчик остался доволен после разработки.

Комментарии (12)


  1. bazafaka
    00.00.0000 00:00

    Да давно надо отменить эту бухгалтерию вместе с гегемонией сша, однополярным миром и геями! Деды на бересте черточками записывали кому должны за пол литра, без всяких этих двойных премудростей, навязанных нам венецианскими купцами.


    1. ultrinfaern
      00.00.0000 00:00

      Первичны все таки документы. В докомпьютерную эпоху нужно было их как-то генерализовать, вот и появился регистр да еще и двойная запись. В век компьютеров, компьютер может перелопатить сто раз в секунду ваши документы и создать отчет с любым видом и разрезом.

      Так что да - это атавизм.


      1. bazafaka
        00.00.0000 00:00

        Да вы правы, в век компьютеров активов можно себе нарисовать столько, что потом ни один аудитор концов не найдет, ведь двойной записи с источником происхождения актива нет.


        1. ultrinfaern
          00.00.0000 00:00

          Вы аппелируете к результату, а вам рассказывают про структуру хранения данных. Практически ни в одной программе структура результата и структура хранения не сопадают.

          При том для хранения данных есть критерии. Хранение документов и проводок - это дублирование данных, что не очень хорошо. На это идут (дублирование) только для увеличения производительности. С производительностью сейчас проблем нет. Тогда в полный рост встает вопрос, а зачем дублировать данные.


          1. Naf2000
            00.00.0000 00:00

            С производительностью сейчас проблем нет.

            Это очень сильное утверждение. К сожалению, моя практика говорит о том, что проблемы с производительностью никуда не исчезли.


  1. BigKote
    00.00.0000 00:00
    +1

    В конфигурации 1С:Бухгалтерия 3.0 уже более 2 млн строк, вы сами пишите что "Теперь у нас в типовой конфигурации Бухгалтерия предприятия один бухгалтерский регистр и более восьмидесяти регистров накопления" у вас нет подозрения, что что-то пошло не так? Это так законы в РФ меняются или, что то в 1С стимулирует такую монструозность? На сколько программистам 1С удобно работать с кодовой базой в более 2 млн строк?


    1. DvoiNic
      00.00.0000 00:00

      Это так законы в РФ меняются или, что то в 1С стимулирует такую монструозность?
      Не то, чтоб меняются (в 90-х это было гораздо чаще), но не без того. Причем меняются чаще всего по причине ИБД. Ну и легаси тянется — там всякие декларации по алкашке разные варианты года с 2012-го, например. Ну и прочие.
      Но ведь еще появляются разные ГосИСы: ЕГАИС-шубоис-честныйзнак-меркурий- ФГИС Зерно, меняются протоколы шифрования, и т.п.


  1. SergeyS1976
    00.00.0000 00:00

    Не согласен "В докомпьютерную эпоху это была и в самом деле двойная запись. Одна и та же сумма записывалась два раза. Сначала в один бумажный журнал, затем во второй.", так не было. Двойная запись была по итогам. К примеру книга продаж велась просто списком в обычном журнале, к примеру Sales Day Book , по итогам дня делался casting или подбивание итогов по дню, т.е писали итого продаж за день. Далее делали двойную запись / double entry для примера Дт Деньги (если продажи были за деньги) Кт Продажи

    По итогам месяца делали пробный баланс когда обороты по Дт и Кт делали по каждому счету выписывали в 3 столбца: счет, Дт оборот, Кт оборот. Если итого по столбцу Дт не равно итого по столбцу Кт, то добавляли балансирующий счёт Suspense Account и потом разгребали до нуля через корректирующие двойные записи.

    Например находили ошибку в итоге книги продаж за какой то день overcasting или undercasting т.е. или завышен итог дня или наоборот занижен типичная человеческая ошибка, или ошибки transposition error когда к примеру человек пишет не 67, а 76, тоже типовые ошибки, другие виды ошибки,

    в итоге разгребали этот Suspense account до нуля или в зависимости от материальности до приемлемой суммы ошибки как итог если оставался дт остаток на этом счёте списывали через Дт Расходы Кт Suspense Account в расходы, а Кт остаток то вешали в доходы прочие

    Никто в бумажную эру не делал individual double entry, это геморрой ещё тот и трудозатраты

    В этом и прелесть электронного регистра иметь физически такую возможность когда для каждой транзакции двойную запись осуществляется, а в бумажную эру делали двойную запись по итогам дня, недели, месяца

    Как то так


    1. exwill Автор
      00.00.0000 00:00

      Очень интересно. В целом, я с вами согласен


  1. frkbvfnjh
    00.00.0000 00:00

    СлАбо, слАбо... Где все рисованные таблички регистра со связями по ключам? Где пример как спроектировать полностью аналогичный стек таблиц на какой нибудь сторонней СУБД? Что, через SQL самому исследовать что ли связи между всеми таблицами? У них же там названия китайские! Сложна, сложна, ничего не понятна!!! Нужно тоже самое но нормальными именами и картинками со стрелочками и табличками


  1. ssdvig
    00.00.0000 00:00

    Больше похоже на статью для песочницы. Тема вообще не раскрыта


  1. DvoiNic
    00.00.0000 00:00

    а ведь эти люди еще и учат. На таком уровне понимания...