Привет! Меня зовут Михаил Дырма, я отвечаю за развитие финтех‑направления в AGIMA. На прошлой неделе мы провели митап для участников рынка финтех. Вместе с экспертами из Альфа‑Банка, Тинькофф, МКБ и Московской биржи обсудили, как работать с пользователями финтех‑продуктов. В этой статье собрал самые важные мысли из каждого доклада.
В первую очередь поделюсь ссылкой на запись самого митапа. Доклады были посвящены как продуктовой, так и технической составляющей финтех‑проектов.
Но наш главный фокус был на пользователе. Вся команда экспертов рассказывала о своем опыте привлечения и удержания пользователей с помощью новых фичей, грамотной архитектуры, сильной команды и метрик. Посмотреть всё это можно здесь:
Но если смотреть все полтора часа недосуг, то можно прочитать текст ниже. Там я максимально емко рассказываю, чему было посвящено каждое выступление. Здесь же найдете и тайм-коды, а презентации доступны в нашем хабе.
Поехали.
Доклад №1. Как мы запускали мобильное приложение Финуслуги
Алексей Киров, лидер разработки продукта мобильного приложения Финуслуги
Тайм-код: 5:28.
Алексей рассказал об опыте создания приложения Финуслуги, над которым Московская биржа работала вместе с AGIMA. Наша команда участвовала во всех этапах разработки: от архитектуры и создания MVP до внедрения новых функций в уже полноценный продукт с лояльной аудиторией. Про кейс Финуслуг мы подробно писали на нашем сайте.
Предпосылки к созданию мобильного приложения:
более 80 млн россиян пользуются онлайн-сервисами банков, в том числе мобильными сервисами;
51% пользователей веб-версии Финуслуг заходили на сайт через мобильные устройства.
Эти цифры показали команде Финуслуг, что мобильное приложение — это важный финтех-продукт, без которого им не обойтись. Поэтому они начали разработку.
I. Исследования
Первым делом команда выяснила, какие финансовые продукты и какие функции интересны пользователям. Опросы показали, что большинство хотело бы увидеть в приложении ОСАГО. Также выяснилось, что пользователи хотели бы регистрироваться в приложении по номеру телефона.
Законодательство требует, чтобы авторизация проходила через Госуслуги — это нужно для оформления вкладов или кредитов. Но команда решила начать с быстрой регистрации по номеру — ОСАГО можно оформить и без Госуслуг. Так у пользователя появился выбор: зарегистрироваться он мог разными способами.
В итоге в MVP вошло:
оформление ОСАГО;
регистрация по номеру телефона;
ссылки на другие продукты — они вели на сайт;
полезные статьи и ссылки.
II. Развитие MVP
Следующим продуктом, по итогам опросов, стали вклады. При запуске этого канала команда уделяла особое внимание UX-киту — важно было сохранить консистентность. Первый продукт — оформление ОСАГО — уже работал, и остальные должны были ему соответствовать.
Как развивалось приложение дальше, читайте в этой статье.
III. Технологии
На старте разработки команда выбирала между 3 вариантами:
создать нативные приложения;
использовать кросс-платформенные решения;
применить No Code.
Выбор пал на нативную разработку. Подробнее о причинах такого выбора — в докладе. Среди других важных технологических этапов Алексей выделил обеспечение качества. Команда тестирования работала с актуальным стеком, применяла самые современные решения. Второй важный аспект — система мониторинга.
IV. Результаты
49% пользователей Финуслуг заходят через мобильное приложение.
>30% вкладов открывают через мобильное приложение.
18% пользователей впервые регистрируются в приложении.
Доклад №2. Сегментная стратегия работы с МСБ на конкурентном банковском рынке
Спикер: Юрий Мироненков, Chief Product owner SME, МКБ.
Тайм-код: 24:40.
Юрий поделился опытом исследования новых ниш и разработки продуктов для малого и среднего бизнеса. Он рассказал, какую сегментную стратегию выбрал банк МКБ и что из этого получилось.
Команда банка выбирала из двух стратегий:
Прямая конкуренция на рынке.
Создание диджитал-банка.
Но в результате команда выбрала третью, — по сути, гибридную стратегию. Это ресегментация рынка. Такая стратегия предполагает, что банк выбирает ключевых клиентов и начинает работать с определенными сегментами. О том, почему именно этот путь подошел МКБ, подробнее в докладе.
Важными сегментами для себя команда МКБ выбрала продуктовые магазины и грузоперевозки. Про них и поговорим ниже.
I. Грузоперевозки
У любого бизнеса, в том числе у бизнеса грузоперевозок, много специфических потребностей. Финансовые — только часть из них. МКБ решили выделить основные потребности сегмента и замкнуть их реализацию на себе.
Это позволило команде создать сервисы внутри своего финтех-продукта:
сервис по ремонту;
электронный документооборот;
сервис проверки контрагентов;
заказы на грузоперевозки;
лизинг автотранспорта;
страхование транспорта и груза.
Также команда уделила много внимания исследованиям и аналитике данных. Они изучили клиентов, которые работают в сегменте грузоперевозок, чтобы понять их проблемы и потребности. Это позволило понять, какие продукты, помимо банковских, им интересны.
II. Структура разработки продуктов
Цикл разработки состоит из трех этапов:
Идентификация и оценка сегмента.
Потребности, гипотезы, эксперименты, MVP.
Запуск, развитие.
Структура каналов продаж:
Отделения банков.
Онлайн-продажи.
Крупные клиенты.
Партнерская сеть.
В онлайн-продажах команда делает особый акцент на роботах. Фактически это холодные звонки, но звонят потенциальным клиентам не люди, а машина. Это позволяет компании получать лиды, но экономить ресурсы.
III. Результаты работы для клиентов
Единая точка входа.
Выгодные условия работы.
Гибкая история взаимодействия.
Доклад №3. Как правильно развивать финтех-продукт в новых реалиях
Спикер: Елена Маеркина, CPO AGIMA
Тайм-код: 42:48.
Елена рассказала, как построить и внедрить пирамиду продуктовых метрик в цифровой продукт, чтобы понять, как можно повлиять на прибыль и основные бизнес-показатели продукта через косвенные метрики.
Метрики — прозрачные, измеримые, сравнимые, соотносимые — самые надежные показатели успешности продукта. Чтобы работать с метриками, удобно использовать фреймворк «Пирамида метрик». Он позволяет не допустить гиперфокуса на какой-то одной метрике.
Алгоритм построения пирамиды:
Аудит: определяем данные, которые нужно отслеживать.
Классификация показателей: избавляемся от гиперфокуса.
Иерархия: выделяем главные метрики.
Связи между метриками: понимаем, как они взаимодействуют.
Из этих четырех кирпичей и состоит пирамида.
В основании пирамиды — платформенные метрики, связанные с надежностью и доступностью продукта. На следующем уровне — интерфейсные метрики. Затем продуктовые метрики. На вершине пирамиды бизнес-метрики.
Работа с метриками идет циклично:
осознаем потребности;
генерируем идеи;
выдвигаем гипотезы;
проверяем гипотезы;
дорабатываем;
изменяем выбранный показатель.
Работа с метриками невозможна без продуктовой команды.
О том, как с ней работать, на митапе я рассказываю сам. Посмотреть мою часть доклада можно в записи — она начинается с 51:40. Вот о чем я говорю:
как мотивировать команду продукта;
как настроить процесс взаимодействия;
что такое AGIMA Flow и как работает процесс;
как собрать отличную команду;
как найти подрядчиков и т. д.
Презентацию к докладам, как я и писал выше, доступны в нашем хабе. А еще у Лены есть свой телеграм-канал о продуктовом подходе — подписывайтесь.
Доклад №4. Как подружить финансовые и нефинансовые фичи в продукте
Спикер: Владимир Посвянский, Head of Engagement, Тинькофф
Тайм-код: 1:07:40.
Владимир рассказал, как с помощью нефинансовых фичей (игр, квизов и сторис в приложении) можно увеличить доход компании, лояльность клиентов и вовлечение пользователей в продукт. А также как Sticky Factor влияет на доход.
Согласно докладу, у любого бизнеса есть 2 большие задачи:
заработать;
повысить лояльность.
Чтобы достичь этих целей, в финтех-проекте можно использовать несколько инструментов. Например, усилить коммуникации с помощью пушей или других приемов. Другой вариант — попасть на главный экран, чтобы быть ближе к пользователю.
Но оба этих подхода уязвимы — они ведут к расслабленности. Пользователь не предпринимает никаких шагов самостоятельно. И с этим нужно работать — вовлекать пользователей. Вовлечение — это набор механик, направленных на повышение лояльности. Вовлечение может быть финансовым и нефинансовым. К финансовым относятся пуши, рассылки, баннеры и т. п. Но доклад посвящен нефинансовым методам:
геймификация;
контент;
поиск;
хелп и т. д.
Как измерить нефинансовое вовлечение:
Интерес к продукту.
Включенность в продукт.
Оба эти блока в сумме дают целевое действие. В докладе намного больше подробностей о том, какие конкретно метрики использовать для каждого из этих пунктов.
Как влиять на метрики
Подходов много. В докладе речь идет о таких из них, как:
персонализация;
виральность;
пасхалки;
пазлы и квизы и т. п.
Но у таких подходов есть и свои нюансы. Все минусы связаны с процессами, стоимостью и временем на разработку и проверку гипотез.
Выводы:
нефинансовые инструменты работают, ими нужно пользоваться;
нефинансовые инструменты дают реальный финансовый результат;
но при этом нельзя ожидать мгновенного результата — это долгосрочная инвестиция.
Доклад №5. В чем Cloud Value, или Зачем финтеху в облака
Спикер: Светлана Вагнер, Cloud Product Owner, Альфа-Банк.
Тайм-код: 1:27:54.
Светлана рассказала об использовании облачных технологий и создании голосовых помощников в финансовом продукте на базе машинного обучения.
Главный тезис доклада — облачные технологии позволяют сократить Time-to-market:
они увеличивают скорость и качество разработки продукта;
ускоряют тестирование технологий;
ускоряют масштабирование ресурсов.
Технологии речевой аналитики на базе машинного обучения не имеет смысла разрабатывать с нуля. Это такие же инструменты, как, например, таск-трекеры — ими нужно просто пользоваться.
Облачные решения дают команде гибкость:
не нужно обновлять железо каждые N лет;
получаете ЦОДы без затрат на строительство;
переводите CAPEX в OPEX.
Плюс если у вас зрелая архитектура и инфраструктура, вы получаете возможность гибкого масштабирования и готовность к любым нагрузкам.
Выводы:
Облако ускоряет Time-to-market.
Компания может сфокусироваться на разработке конкурентных продуктов, стать более гибкой и управляемой.
Облако позволяет изучать, как конкуренты осваивают новые облачные технологии.
Законодательство не запрещает размещать инфраструктуру в облаке. Однако она должна соответствовать требованиям 152-ФЗ.
Инфраструктура облака надежна.
Всего на митапе прозвучало 5 докладов. Вы только что прочитали их конспекты. Больше примеров, подробностей и вообще «мяса» в записи с митапа. Еще раз ссылка.
Задать вопросы спикерам по-прежнему можно в нашем чате. Возможно, вы найдете там ответы на вопросы, которые не прозвучали в эфире, поскольку докладчики параллельно общались с участниками. Буду признателен, если оставите обратную связь после просмотра. Кстати, в той же небольшой анкете сможете задать вопрос экспертам митапа, мы постараемся на него ответить.
Приходите на наши онлайн-конференции. Будем рады вас там видеть. А вместо заключения прикладываю подборку статей, которые могут помочь вам в работе:
Если возникли вопросы, задавайте в комментариях — постараюсь ответить.