Компьютерные игры популярны, индустрия уверенно развивается. Разработчики не хотят терять то, что создано с огромными усилиями и приносит доход. Компании разрабатывают инновации, чтобы стимулировать пользователей к использованию IT-продукта. Нередко компьютерные игры крадут, копируют или просто используют без разрешения правообладателя. Права на разработку необходимо защищать. Пока единого закона для защиты компьютерных игр нет, но в целом существующие нормы позволяют регулировать отношения в этой сфере. 

Как защитить права на компьютерную игру, расскажем в статье.

Из чего состоит компьютерная игра и кому она принадлежит?

Традиционно компьютерные игры приравниваются к программам для ЭВМ либо воспринимаются, как составные произведения. Второй подход, на наш взгляд, логичнее. Потому что в состав игры входит код программы, музыкальное оформление, графические элементы, сценарии, персонажи и другие компоненты. 

Каждый объект нужно защищать от копирования и незаконного использования. Такой подход существует в зарубежных правовых системах. Это сложно и затратно, но иначе есть риск потерять права на часть игры.

Каждый объект изначально принадлежит автору – тому, кто его создал. В создании игры обычно участвуют геймдизайнеры, программисты, звукорежиссеры, копирайтеры и другие специалисты. Они должны передать права на использование объектов одному лицу – тому, кто организовал процесс. 

Авторами не являются люди, которые вложили в проект финансы или выполнили какие-либо организационные действия. Для того чтобы быть автором нужно внести творческий вклад. 

Если вы привлекли к созданию игры одного или нескольких специалистов, с каждым из них нужно заключить договор отчуждения или лицензионное соглашение, в котором указано, что права на объект в полном объеме переходят к вам. 

Ситуация схожа с созданием кинофильма. Там тоже авторы передают права одному лицу – продюсеру. Способ передачи прав на уже готовый объект – заключение лицензионного соглашения или договора об отчуждении. Авторы не теряют свой статус. За ними сохраняются личные неимущественные права, например, право на имя, право авторства. 

Если объект еще не создан, то заключают договор авторского заказа с передачей исключительных прав выбранному лицу. А со штатными сотрудниками работа строится на основе трудового договора. 

Если объект создается в процессе исполнения трудовых обязанностей, по закону права принадлежат работодателю. Только нужно соблюдать ряд правил:

  • указать в трудовом договоре и должностной инструкции, что создание объекта входит в обязанности специалиста;

  • оформить четкое и подробное техническое задание и выплатить автору вознаграждение за его исполнение;

  • передать объект и подписать акт-приема передачи.

При заказе услуги у стороннего специалиста в договоре также нужно прописать, какой результат вы намерены получить. Важно, правильно зафиксировать договоренности, чтобы в будущем между автором и правообладателем не возникло споров. 

Помимо этого, отдельные части компьютерной игры можно отнести к объектам патентования и средствам индивидуализации. Дизайн можно зарегистрировать как промышленный образец, а персонажа – в качестве товарного знака. Принадлежат эти объекты лицам, указанным в качестве правообладателей. Лучше если это будет один человек или компания. 

Если разработчиков несколько, можно передать в рамках соглашений исключительные права на игру одному лицу или открыть юридическое лицо, которое станет правообладателем. 

Защита авторских прав

Авторским правом автоматически защищена вся графика, название, шрифты, видео, логотип, музыка, тексты. То есть с момента создания объекта вы или наемный специалист – автор. У автора есть две категории прав: личные неимущественные и имущественные.

Личные неимущественные права не передаются. Если шрифт для вашей игры создал дизайнер, он навсегда останется его автором. А вот имущественные права он может вам передать по договору. Тогда вы сможете использовать шрифт в своих целях. 

Доказать авторство можно при наличии исходников, договоров со специалистами и официальных документов, выданных Роспатентом. Из этого следует, что документы на игру получить желательно. 

Регистрация товарного знака

В качестве товарного знака регистрируют имена и изображения персонажей, название игры, уникальные графические элементы. В этом случае никто не сможет законно использовать аналогичные или схожие объекты. Наличие свидетельства о регистрации товарного знака – обязательное условие для размещения программы в некоторых магазинах приложений. 

Например, названия игр и логотипы GTA, The Sims, S.T.A.L.K.E.R. зарегистрированы в Роспатенте.

Для регистрации товарного знака нужно убедиться, что обозначение уникально: тождественных и схожих знаков в реестре нет. Дополнительно сопоставить с требованиями законодательства и убедиться в охраноспособности. Основания для отказа в регистрации есть в ст. 1483 ГК РФ. Преимущество регистрации товарного знака для защиты компьютерной игры – возможность наносить обозначение на атрибутику для геймеров. 

Товарный знак регистрируется в течение 3-18 месяцев. Действует свидетельство 10 лет, потом нужно охрану продлить. 

Персонажа можно зарегистрировать в качестве товарного знака, но в то же время при наличии уникальных характеристик он охраняется как объект авторского права. Это подтвердило Постановление Пленума ВС от 23.04.2019 года №10.  

На исполнение возникают смежные права, если в игре использованы голоса и образы актеров. 

Регистрация исходного кода

Регистрация кода в качестве программы ЭВМ помогает защитить его от плагиата. Программа ЭВМ – это код, самая уязвимая часть игры. Доказать, что код у вас украли почти невозможно без документов. Нарушитель может сказать в суде, что сам написал аналогичный код. И на практике такое совпадение действительно реально. Свидетельство о регистрации программы ЭВМ не подтверждает, что регистрируемый код уникален. 

Исходный код могут переписать другим языком программирования, тогда доказать нарушение не получится. Процедура регистрации кода не защищает от использования другими лицами функционала и других частей компьютерной игры. 

Свидетельство на программу ЭВМ поможет доказать, что вы раньше создали код, если у оппонента не найдется опровержений. В судебных спорах это весомое доказательство. Еще регистрация кода позволит передавать права на него по лицензионному договору и получать дополнительную прибыль.

В реестре программ ЭВМ зарегистрировано много игр, например  «Медиэвалаж», «Эпоха», «Новая эра», «ЗОДИАК». Обратите внимание, что в заявках указаны авторы и правообладатели. У компьютерной игры «ЗОДИАК» два автора, но правообладатель один – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 

Регистрация кода длится в течение 1-2 месяцев. При этом защищает именно код в качестве литературного произведения, а не суть программы. Защита действует на весь мир. 

Получение патента

Получить патент на изобретение можно для неочевидных способов взаимодействия игроков между собой, например правообладатель игры World of Tanks сделал именно так. 

Помимо способа, можно зарегистрировать аппаратно-программный комплекс. В данном случае под защиту попадает не только алгоритм работы, но и само устройство. 

Не каждый алгоритм или АПК можно зарегистрировать в Роспатенте. Есть три обязательных условия, которым должен соответствовать объект:

  • новизна;

  • изобретательский уровень;

  • промышленная применимость. 

Из всех вариантов защиты программы патент на изобретение – самый затратный. Зато он действует 20 лет. Сама процедура патентования длится больше 1 года.

АПК можно запатентовать в качестве полезной модели. Это дешевле и быстрее, но защита действует только 10 лет. Аппаратно-программный комплекс должен отвечать следующим критериям:

  • новизна;

  • промышленная применимость.

Для защиты интерфейса и его элементов можно получить патент на промышленный образец. В этом случае защищается только внешнее решение. Так правообладатель игры World of tanks зарегистрировал в качестве промышленного образца танк. Можно запатентовать даже одну единственную кнопку, если ее внешний вид имеет ключевое значение, или наоборот всю программу. Известны случаи патентования внешнего вида персонажей.

К промообразцам тоже есть требования. Объект должен отвечать критериям:

  • новизны;

  • оригинальности. 

Патент на промышленный образец действует 5 лет, потом его можно снова продлить на тот же срок. 

Если вы получили патент, значит, ваша разработка уникальна. Патент – подтверждение этого факта. 

Все ли процедуры необходимы?

Защитить компьютерную игру полностью, значит:

  • зарегистрировать код в качестве программы ЭВМ;

  • запатентовать дизайн интерфейса как промышленный образец;

  • зарегистрировать иконку как товарный знак;

  • запатентовать важные алгоритмы и аппаратно-программные комплексы как изобретения.

Регистрировать все объекты – дорого и не всегда оправданно. Лучше проанализировать, какая часть игры имеет ключевое значение. Ее стоит защитить в первую очередь. 

Отметим, что всегда важно заключать договоры с авторами и получать исключительные права. 

Судебная практика пока недостаточно развита в отношении компьютерных игр, но мы замечаем ежегодный прирост количества споров. Не стоит пренебрегать возможностями для защиты программы. 

Что нельзя использовать при создании игры?

Использовать в своей игре чужие объекты интеллектуальной собственности нельзя. Автор может в любой момент предъявить права на объект и взыскать компенсацию. В идеале создавать все объекты самостоятельно или с привлечением специалистов по договору. 

Иногда в играх используются образы известных медийных личностей. Нельзя делать это без разрешения человека. Иначе вы нарушите право на изображение, которое есть у каждого из нас.

Ответственность за нарушение прав разработчика

Разработчик имеет право запретить использовать игру или ее часть без разрешения, требовать от нарушителей компенсацию или возмещение убытков, если он сможет их доказать. Для получения компенсации достаточно доказать только факт нарушения и принадлежность исключительных прав. 

Вариант компенсации выбирает правообладатель. 

Есть три варианта: 

  • от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;

  • в двойном размере стоимости контрафакта;

  • в двойном размере стоимости права использования игры. 

Окончательный размер компенсации устанавливает суд, исходя из обстоятельств дела. Второй и третий вариант выплат лучше выбирать, когда точно известно количество нелицензионных копий. 

Споры с привлечением к гражданско-правовой ответственности самые частотные. За незаконное распространение нарушителя могут привлечь к административной и уголовной ответственности. Первый вариант встречается чаще, нарушитель платит штраф до 40 000 рублей и у него изымают контрафакт и средства для его производства.

Если вашу игру незаконно разместили на таких площадках как App Store и Google Play, можно подать жалобу там же. После чего подать в суд, если ситуация не разрешилась в досудебном порядке. 

Отметим, что в игровых стримах, которые сейчас популярны, по закону нельзя использовать трансляцию игры без разрешения правообладателя. Однако некоторые разработчики лояльно относятся к стримам, потому что это повышает популярность игры. В этой ситуации все зависит от вашего отношения к явлению. Но разработчик всегда имеет право предъявить претензию.

Если gamedev-проект не позаботиться о защите компьютерной игры до ее выпуска в свет, можно увидеть, как части разработки безнаказанно внедряют в свои продукты конкуренты. Обидно, когда уникальный сюжет практически без изменений попадает в чужую игру. Разработчик теряет прибыль. 

Мы рассказали о существующих возможностях для охраны игр. На практике требуется оценка объекта, чтобы определить, как оптимально построить защиту. Опираясь на данные статьи, вы можете самостоятельно понять, какие части игры требуют охраны в первую очередь. 

Мы уже писали в других статьях подробно о том, как зарегистрировать товарный знак и программу ЭВМ, получить патенты. Заходите к нам в блог и читайте интересующие материалы.  

В некоторых случаях компьютерную игру не получается защитить даже при условии, что у вас есть документы на какую-то ее часть. Это случается редко, но исключать такую возможность нельзя. Относитесь к своей интеллектуальной собственности серьезно.

Остались вопросы? Пишите в комментариях. 

Комментарии (0)