Выбираем лучшего из лучших
Выбираем лучшего из лучших

Привет, Хабр! Я Анастасия Дмитриева, работаю ведущим техническим писателем в компании «Актив». Долгое время я была единственным техническим писателем в компании. Но в какой‑то момент мне стало понятно, что задач очень много, и одной мне просто не справиться. Я начала поиск junior‑а. Особой спешки не было, и я понимала, что я могу потратить какое‑то время и научить его всему.

В этой статье я опишу первый этап поиска: формирование требований к кандидатам и просмотр их резюме. Здесь вы увидите только моё мнение, и я не возражаю, если в комментариях появится ваше личное видение процесса поиска. Мне также хочется рассказать молодым специалистам про профессию «технический писатель». Может, кто‑то увидит себя в ней.

Обо мне

Для начала расскажу немного о себе. Техническим писателем я работаю десять лет, и за это время я работала в полноценных отделах документирования всего лишь два раза. Из этого следует, что целых восемь лет своего опыта я работала единственным техническим писателем в компании. Хотя далеко не всегда технический писатель вообще есть в компании — зачастую документацию пишут люди других профессий параллельно со своими основными обязанностями.

О профессии «технический писатель» я узнала абсолютно случайно. У меня был довольно непростой путь, не было понимания того, какие навыки нужны, а курсов и сообществ на тот момент практически не было. Это сейчас есть чаты в Телеграм, где можно задать любой вопрос по профессии и просто пообщаться с техническими писателями. Самый известный чат на русском языке: https://t.me/technicalwriters. Он создан в 2017 году, и сейчас в нём уже больше двух тысяч человек.

Итак, как я искала junior-a

Я думала, что мне не придётся «изобретать велосипед». Представлялось, что достаточно открыть hh, найти вакансию с похожим названием и просто скопировать её описание, но не тут‑то было. Вакансия для технического писателя на тот момент была только одна, в ней были очень высокие требования, и больше половины из них вызывали много вопросов.

Мне удалось проанализировать сотни вакансий из других источников для технических писателей с опытом и получить список ключевых навыков. Я разделила их на три группы:

1) Навыки, которых у junior‑а, вероятнее всего, не будет:

  • разработка технической документации на русском и английском языках;

  • знание стандартов оформления технической и проектной документации;

  • написание UX‑текстов;

  • навык ведения деловой переписки;

  • навыки работы с продуктами Atlassian: JIRA, Confluence;

  • понимание принципа работы систем версионирования;

  • умение читать и понимать код;

  • знание основ работы с различными системами виртуализации;

  • понимание основных этапов и процессов разработки и внедрения ПО.

2) Навыки, которые я сочла обязательными для junior‑а:

  • грамотная устная и письменная речь;

  • коммуникабельность;

  • умение разобраться в сложных технических вопросах;

  • интерес к информационным технологиям.

3) Навыки не обязательные, но являющиеся плюсом для junior‑а:

  • создание понятных графических схем;

  • способность излагать сложные описания простыми словами;

  • работа с большим объёмом информации;

  • умение работать в команде.

Примечательно, что в описаниях большинства вакансий были требования, которые никак не относились к работе технического писателя. Приведу здесь несколько примеров и замечу, что, если вы видите такие требования в описании вакансии, это означает, что работодатель не совсем понимает роль технического писателя. Вот они:

  • опыт обучения групп людей — это делает преподаватель;

  • опыт написания методических материалов — это делает методист;

  • опыт разработки ТЗ — это делает аналитик;

  • знание принципов нормоконтроля — это делает нормоконтролёр (да, есть такая профессия);

  • опыт в проведении функционального тестирования программного обеспечения — это делает тестировщик;

  • опыт описания бизнес‑процессов — это снова делает аналитик;

  • умение создавать презентации — а это делает дизайнер.

И вот я определила свои требования, написала текст вакансии, отправила его нашему рекрутеру, и началось самое интересное. Кто только на неё не откликался! Происходило это, на мой взгляд, по нескольким причинам:

  • Люди видели в вакансии слово «младший» и считали, что подойдёт любой. Про профессию технический писатель такие люди чаще всего ничего не знали. Пару раз откликнулись даже водители.

  • Сейчас ИТ‑сфера очень популярна, и многие хотят работать в ИТ‑компаниях. Увидев вакансию технического писателя, они думают, что эта какая‑то не совсем понятная им профессия может оказаться реальным шансом, чтобы попасть туда.

  • Кто‑то откликался, так как у него просто нет работы, или он хочет её поменять.

За первую неделю просмотра резюме мне захотелось пригласить на собеседование только одного кандидата. При этом просмотров у вакансии было больше 50, а откликов больше 10. И это происходило не только потому, что откликались люди без нужных навыков. Часто резюме были составлены неправильно и по ним было очень сложно понять, что умеет и знает кандидат. В результате мы, конечно же, нашли подходящего человека, но на собеседование позвали только двоих.

Далее расскажу, какие основные требования к кандидату я сформулировала, а также покажу на примерах, на что я обращала внимание при просмотре резюме.

Требования к кандидату

По себе знаю, что в профессии технического писателя существуют критически важные навыки и умения — например, грамотность. Нарабатывать эти навыки можно самостоятельно, но это процесс не быстрый. Люди, которые такими навыками не обладают, а только занимаются их развитием, на должность junior‑а не очень подходят — уж очень много времени уходит на «взращивание». Поэтому я выбирала соискателей, которые уже приобрели описанные навыки за время учебы или на предыдущих местах работы. То есть первым ключевым требованием стало уверенное знание русского языка и хорошая грамотность.

Вторым важным требованием являлось знание нескольких настольных и мобильных операционных систем. Опыт работы в разных операционных системах подтверждает интерес человека к информационным технологиям и лично мне говорит о том, что он сможет разобраться в чем‑то для него новом. Очень ценно, например, когда у кандидата есть опыт работы в ОС Linux, научить этому быстро не всегда получается. (В нашем случае соискателю предстояло как раз описывать работу в различных операционных системах).

Третьим основным требованием стало умение и предрасположенность кандидата работать в команде. Да, безусловно, технический писатель немало времени работает в одиночку, но любой документ, даже самый простой — это совместная работа. Ведь технический писатель изначально может не обладать всеми необходимыми знаниями. Поэтому почти каждый документ — это результат его диалога с экспертом. Технический писатель, которому сложно обратиться с вопросом к аналитику или разработчику, обязательно что‑то поймёт неверно и сделает много ошибок.

На что важно обратить внимание при составлении резюме

Давайте разберемся с тем, как не надо составлять резюме, на конкретных примерах. Это будут фрагменты реальных резюме технических писателей.

Что не нравилось в резюме

Пример 1. Указан нерелевантный опыт.

Из раздела "Опыт работы"
Из раздела "Опыт работы"

На иллюстрации фрагмент из раздела “Опыт работы”.

Что не так? Кандидат указывает опыт, который никак не относится к данной вакансии. Единственный пункт, который хоть как-то можно отнести к работе технического писателя  — ведение документации и деловой переписки. 

Почему это неправильно? При просмотре такого резюме рекрутеру тяжело вычленить нужное, на это уйдет много времени. А у него чаще всего на просмотр каждого резюме есть всего несколько минут. За это время он может не успеть найти тот самый подходящий опыт в резюме и, как итог, не позовёт кандидата на собеседование.

Пример 2. Указано нерелевантное дополнительное образование.

Из раздела "Повышение квалификации, курсы"
Из раздела "Повышение квалификации, курсы"

На иллюстрации фрагмент из раздела “Повышение квалификации, курсы”.

Что не так? Ситуация такая же, как и с указанием нерелевантного опыта. Необходимо указывать только те курсы, которые относятся к профессии. 

Почему это неправильно? Прочитав много всего, не относящегося к профессии, рекрутер может не дойти до по-настоящему важного. Про курсы для технических писателей, где и чему можно поучиться, чтобы это было актуальным для профессии, я  расскажу дальше. 

Пример 3. Указана избыточная информация о кандидате.

Из раздела "Обо мне"
Из раздела "Обо мне"

На иллюстрации фрагмент из раздела “Обо мне”.

Что не так? Указана информация, которая никак не относится к работе технического писателя. Может быть, для каких-то профессий наличие данных устройств действительно важно, но точно не для технического писателя. 

Почему это неправильно? После таких предложений создаётся впечатление, что человек не совсем понимает обязанности технического писателя и в целом не осознаёт, что следует указывать в резюме.

Пример 4. Одно резюме на несколько вакансий.

Из раздела "Специализации" —   пример 1
Из раздела "Специализации" — пример 1
Из раздела "Специализации" —  пример 2
Из раздела "Специализации" — пример 2

— На иллюстрациях фрагменты из раздела “Специализации”.

Что не так? У кандидата одно резюме на несколько вакансий, это выглядит очень странно. Человек-оркестр?

Почему это неправильно? Для рекрутера не понятно, кем всё-таки хочет работать такой кандидат. По-хорошему, для каждой вакансии надо создавать отдельное резюме.

Пример 5. Мало обязанностей или достижений за продолжительное время работы.

Из раздела "Обязанности"
Из раздела "Обязанности"

На иллюстрации фрагмент из раздела “Обязанности”.

Что не так? Для конкретного места работы, на котором кандидат работает уже 2 года, указано слишком мало информации. Очень хочется верить, что за такое продолжительное время он успел поработать не только с методическим материалом. 

Почему это неправильно? Создается впечатление, что кандидату было просто лень описывать все обязанности и он решил, что многозначительного “и т.п” хватит. 

Чтобы сделать хорошее резюме, надо всё-таки постараться — потратить на это время, попросить кого-то его прочитать, самому проанализировать свой опыт и указать не просто то, что будет уместно, но и подробнее об этом рассказать.
Здесь есть и другая крайность, когда кандидат указывает слишком много обязанностей. Представьте себе, был кандидат, у которого для каждого места работы было указано обязанностей на страницу формата А4. Это конечно перебор. На мой взгляд, следует указать три-пять обязанностей или достижений для каждого места работы.

Пример 6. Неадекватная оценка своих способностей.

Из раздела "Обо мне" —  пример 1
Из раздела "Обо мне" — пример 1

— На иллюстрации фрагмент из раздела “Обо мне”.

Что не так? Адекватность описания в данном примере легко проверить, стоит просто прочитать любой текст кандидата, написанный в свободной форме. Представьте, вы читаете про “талант к красивому письменному слогу”, знакомитесь с резюме поближе и находите в нём ошибки и неверно построенные предложения.

Почему это неправильно? Первая реакция — хочется просто закрыть такое резюме. Сразу возникает ощущение, что кандидат пытается обмануть. Поэтому лучше оценивать себя адекватно, особенно в том, что легко проверить, просто прочитав резюме.

Здесь хочется добавить ещё фрагмент из того же раздела, но другого резюме.

Из раздела "Обо мне" —  пример 2
Из раздела "Обо мне" — пример 2

Мы видим странные согласования и пунктуацию. В резюме надо выделяться не наглостью. В нём кандидат демонстрирует подходящие для вакансии навыки и умения.

Пример 7. Неподходящая фотография.

Фотография из реального резюме
Фотография из реального резюме

Что не так? Девушка из резюме, вероятнее всего, на отдыхе, в повседневной одежде, интересной позе, а ещё на фотографии есть другие люди.

Почему это неправильно? Фотография должна быть либо актуальной и в деловом стиле либо её не должно быть совсем. Когда рекрутер открывает резюме, первое, что он видит — это фотографию (если она там есть). И уже в этот момент у него начинает формироваться мнение о кандидате. То есть фотографией можно всё испортить. 

Из того, что я видела, подходящая фотография была только в одном резюме. Просматривая отклики на вакансию, я видела, как девушка разместила в резюме фотографию трёхлетней давности и её невозможно было на ней узнать, так сильно она изменилась за это время. 

В конечном счете, идеальной фотографией в резюме будет изображение человека по пояс, в деловой одежде и на однотонном фоне.

Что нравилось в резюме

Давайте теперь о хорошем, а именно, о том, что мне нравилось в резюме кандидатов. Чаще всего я начинала читать резюме с опыта работы. Понятно, что у junior-а опыта очень мало, и в этом главная сложность составления хорошего резюме. Кандидату надо было так осознать свой опыт и навыки, чтобы грамотно их преподнести и показать, что они соответствуют вакансии, на которую откликается. 

Большим плюсом для наших соискателей был опыт написания статей и ведения личного блога. Я всегда внимательно изучала всё, что было связано с любым опытом написания текстов. Это были научные публикации, статьи для сайтов вузов, какие-то интересные посты в социальных сетях и т.п.

Познакомлю вас с Миленой, именно она и стала нашим младшим техническим писателем. Ниже, на иллюстрации представлен фрагмент её резюме. Ей удалось описать свой опыт так, чтобы привлечь моё внимание. В её резюме не было ничего лишнего. 

Из резюме Милены
Из резюме Милены

Ещё Милена очень внимательно отнеслась к верстке своего резюме. Это показывает ответственное отношение к его подготовке и в целом к поиску работы, что также говорит о любви к работе с текстом. 

Если кандидат совсем не работал по специальности технического писателя, всегда можно подготовить портфолио, которое будет хоть немного отражать его текущие навыки и способности. 

Сейчас Милена пишет статью для Хабра про свой путь в ИТ, в которой расскажет о своем портфолио. Оно и будет отличным примером.

Милена не испугалась и откликнулась на нашу вакансию, она сделала интересное портфолио и довольно хорошо выполнила тестовое задание. Совсем скоро закончится её испытательный срок, и я очень рада, что в моей команде есть такой смелый и целеустремленный человек. Теперь все вопросы “А как это пишется?” адресуются ей, так как только у неё в нашей команде есть филологическое образование ????

Советы и пожелание junior-ам

Если вам хочется работать техническим писателем, то перед подготовкой резюме добавляйтесь в чат технических писателей в Телеграм, про который я писала выше, и посмотрите какие вопросы там задают, что обсуждают и рекомендуют.

Также есть несколько книг, которые я советую прочитать:

  • Кагарлицкий Ю.В. “Разработка документации пользователя программного продукта”.

  • Нора Галь “Слово живое и мертвое”.

  • Ильяхов М. и Сарычева Л. “Пиши, сокращай”.

  • Ян Уайт “Редактируем дизайном”.

  • Егерев К. “Этой кнопке нужен текст”.

Кроме того, есть несколько видео, которые можно посмотреть:

А еще существуют курсы, которые можно закончить за деньги и получить документ:

… и просто телеграмм-каналы, которые можно читать:

Главный совет — будьте смелей при поиске своей первой работы и не бойтесь обращаться к старшим коллегам за помощью. Мне, например,  очень часто задают вопросы про профессию, и я с удовольствием на них отвечаю.  

Очень хочется, чтобы каждый из вас понял, что ему действительно подходит, и с уверенностью двигался к своим профессиональным целям. А правильно составленное резюме будет этому только способствовать. 

Комментарии (11)


  1. Shavadrius
    13.04.2023 10:48
    +1

    Так и не понял, что делает технический писатель если техзадание и описание бизнес-процессов делает аналитик, методические пособия - методист, презентации - дизайнер. Тексты рассылок? Статьи для корпоративных блогов?


    1. Nastya_d Автор
      13.04.2023 10:48

      Вадим, приветствую!

      У нас очень много обязанностей и без этого.


      1. Shavadrius
        13.04.2023 10:48
        +2

        Мне всегда казалось, что главной обязанностью технического писателя является разработка сопроводительной документации проекта, которая соответствует всем нормам, принятым в компании. И для этого технический писатель взаимодействует со всеми причастными согласно матрице ответственности. Т.е. писатель - пишет, что не знает - спрашивает у нужных людей и пишет.

        Если это не так, то прошу просветить меня какие еще обязанности есть у тех.писателя. Просто интересно стало.


        1. Nastya_d Автор
          13.04.2023 10:48

          Проще всего вам показать фрагмент из нашей вакансии.

          Что нужно делать

          • разработка и актуализация пользовательской документации по продуктам компании;

          • написание текстов для интерфейсов;

          • вычитка и редактирование технических документов коллег;

          • взаимодействие с менеджерами, разработчиками для сбора информации и поддержания ее в актуальном состоянии;

          • консультирование коллег по написанию технической документации.


          1. ASergeevich
            13.04.2023 10:48
            +1

            Забавно, очень похоже на то, чем я занимаюсь. Разработка технологических процессов согласно конструкторской документации.


            1. Nastya_d Автор
              13.04.2023 10:48

              А вы при это какую должность занимаете?


              1. ASergeevich
                13.04.2023 10:48
                +1

                Инженер-технолог. Есть документация, разработанная конструкторами, это например: сборочные чертежи, спецификации, технические условия. По этим конструкторским документам разрабатывается технологический процесс, который включает в себя пооперационное описание каждого действия, в моем случае по сборке изделия, для конечного пользователя — монтажника. При разработке и согласовании сопутствует тесное взаимодействие со всеми членами, так сказать, команды. Естественно, тех. процесс проходит нормоконтроль и должен соответствовать требованиям ЕСТД, а так же всегда быть актуальным.


                1. RomanBlinov
                  13.04.2023 10:48
                  +2

                  Вы поднимаете вечную проблему, с которой бизнесовая или девелоперская сторона часто приходят, говоря "Зачем нам техписатель, если мы прекрасно можем обойтись и без него, т.к. самим все приходится писать", и техпис тупо правит за нами текст.

                  Тут важно учитывать одну тему - технический писатель - это специалист по разработке и оформлению документации. Он чаще всего самостоятельно не создает контент (контент создает разработчик, аналитик, проектировщик и т.п.); он его формирует и превращает в осмысленный документ, в соответствии со стандартами, понятный широкому читателю и пользователю продукта.

                  Опыт показывает, что документация, которая разрабатывалась без участия технических писателей однобока и часто плохо принимается заказчиком, т.к. писатель таки специалист с грамотным и хорошим языком. Вот в этом его функция.


          1. Yukr
            13.04.2023 10:48
            -1

            • написание текстов для интерфейсов;

            Это разве не прямая задача дизайнера UX/UI?


            1. Nastya_d Автор
              13.04.2023 10:48

              Юрий, приветствую!

              Нет. UX/UI дизайнерам совсем не обязательно уметь писать UX-тексты.
              В идеальном мире есть отдельная профессия - UX-редактор. Но очень часто в этот процесс включены технические писатели.


  1. UprightMan
    13.04.2023 10:48
    +1

    У меня, конечно, немного другой фронт работ - в основном инфо-статьи и кейсы, но с подобным функционалом (или функциональностью, как поправит авто-редактор)) приходилось немало сталкиваться, когда наполняли Базу знаний на корпоративном ресурсе. Для меня (как для законченного гуманитария), лучший способ работы с такими сугубо техническими текстами - активное взаимодействие со специалистами. В идеале — даю выбранным сотрудникам ТЗ, они все расписывают, а я потом это превращаю этот материал в логичный и читабельный текст с картинками. Может с более сложной документацией все не так просто, но мой опыт таков.