![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1d8/041/f60/1d8041f604009db7e6e845704aa03c63.png)
Привет! На связи Оля Муттер, руководитель проектного офиса в СберМаркете. Я помогаю выстраивать процессы для эффективной работы команд, развиваю проджект-менеджеров и подходы к управлению проектами.
Внутри компании мы активно используем ретроспективы: за последние четыре года я провела больше 350 таких встреч. Но не всегда ретроспективы внутри кросс-функциональных команд эффективны против проблем в рамках конкретных функций. Поэтому формат Retro я попробовала адаптировать и применить для функциональных решения проблем. В статье расскажу, как это было и дам шаблоны и рекомендации, как забрать практику к себе.
![Это я рассказываю про техретро на TeamLead Conf. Видео выступления можно посмотреть вот тут. Это я рассказываю про техретро на TeamLead Conf. Видео выступления можно посмотреть вот тут.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0f0/13a/e7e/0f013ae7ee72684464ee2fe60a6b2ffc.png)
Представим фронтендера Даню. Он работает в кросс-функциональной команде: с бэкендерами, аналитиками, дизайнерами и т. д. У Дани есть проблемы с рабочим окружением, он не понимает, какую из многочисленных библиотек использовать, как избавиться от постоянного легаси в коде. Он пытается обсудить эти проблемы на ретроспективе внутри команды, но никто из восьми человек не может помочь. Даже если команда и пытается помочь, то ей может не хватить ресурса, чтоб исправить проблему комплексно. Фронтендер Даня страдает.
Между тем в компании много кросс-функциональных команд. И в каждой есть такой же Даня. И получается, что у каждого могут совпадать эти проблемы и появляться еще новые. Мы можем собрать всех фронтендеров и запустить обсуждение внутри направления. Это я и называю TechRetro.
Отличия технической ретроспективы от обычной
Любая ретроспектива — это мероприятие, которое помогает повысить эффективность команды. Но в деталях есть большая разница.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/77b/ae2/832/77bae2832ea176ce8bc2b4c9880033c9.png)
Чего мы добились введением TechRetro
Техническая ретроспектива приобретает уникальный формат в зависимости от компании. Однако на примере результатов СберМаркета вы можете увидеть, насколько большой охват у этого инструмента.
Ниже приведены примеры наших решений, но у вас они могут быть совершенно иными, смысл в том, что такой формат позволил нам объединить сотрудников одной функции и понять, что им не хватает для счастья.
Появились зоны ответственности у всех фронтендеров из доменов, где мы проводили TechRetro.
Задачи по избавлению от техндолга псобрались в единый приоретизированный список.
Ускорился процесс ревью.
Сократилось количество чатов. Теперь понятно, куда и за какой информацией обращаться, — не только самим фронтендерам, но и остальным специалистам.
Запустился постоянный шаринг знаний. В компании уже были фронтенд-новости, но их стало больше, и на TechRetro мы стали обсуждать, что можем туда вынести.
Создан технический радар, который помог понять, какие технологии у нас используются и от чего мы хотим избавиться.
Еще техническая ретроспектива — это возможность выговориться, получить психологическую поддержку. После сессий мне пишут, что ретроспектива зарядила, дала новую энергию. Обязательно берите на заметку, если следите за эмоциональным состоянием своих сотрудников.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/826/d89/fba/826d89fba44fef6778bd5ad06fcd6319.png)
Как собрать техническую ретроспективу
Наконец, переходим к инструкции. Помимо того, что нужно правильно структурировать ретроспективу, к ней нужно правильно подготовиться. Успешно провести TechRetro с налета может только тот, кто провел ее уже много раз.
Как подготовиться?
Определите участников. В начале была история о фронтендере Дане, еще я однажды собирала всех менеджеров. Вы можете захотеть собрать всех тимлидов, аналитиков, дизайнеров — кого угодно. Проблемы могут быть у любой вертикали, но важно выяснить, где их больше.
Донесите ценность. У каждого мероприятия должна быть адженда: что будем делать, что хотим получить. Покажите, что ретроспектива нужна каждому фронтендеру, потому что он сможет вынести на обсуждение то, что его беспокоит, и получить рабочие советы или помощь.
Зафиксируйте тайминг. Время каждого разработчика стоит дорого. В среднем ретроспектива не должна занимать больше часа. Если вы будете проводить ее впервые для этой функции, лучше взять время с запасом.
Соберите TechRetro по одному из моих шаблонов в Miro. Шаблоны ничем не отличаются от командной ретроспективы, с точки зрения своего построения, но отличаются например категории, вопросы и данные с которыми мы работаем.
![Шаблоны, о которых пойдёт речь дальше и которые можно забрать себе. Лежат в Miro Шаблоны, о которых пойдёт речь дальше и которые можно забрать себе. Лежат в Miro](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/788/ad3/512/788ad3512d3ee049f78d3cd834fea263.png)
Этапы технической ретроспективы
Открытие (5-7 минут)
Многие пропускают этот этап, и зря: он позволяет вовлечь в ретроспективу всех участников, переключить их с рутины на вдумчивый разговор.
Если TechRetro проходит впервые, расскажите, что это такое, еще раз проговорите адженду. Попросите участников рассказать, в каких командах и чем они занимаются, где видят слабые места.
Я люблю шаблон, где каждому участнику задается вопрос «Как ты сегодня?» или «Как ты чувствовал себя за последний месяц?». Так мы выходим на эмоциональный уровень. Можно предложить участникам обозначить настроение в игровой форме — например, выбрать стикер с котиком.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5df/021/b43/5df021b43e94d24ba84c486a600dbd1d.png)
Другой вариант для старта — провести диагностику отношения к ретроспективе. Пусть каждый участник скажет, кто он:
исследователь (способен генерировать много проблем и много решений)
покупатель (принес одну проблему и нацелен ее обсудить)
отдыхающий (устал, хочет развлечься)
заключенный (не хочет быть на ретроспективе)
Если у вас окажется половина заключенных, ретроспектива не удастся, поэтому нужно попробовать перевести их как минимум в отдыхающих.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0c9/161/402/0c91614024b900a4fb8514ab3fbb9435.png)
Третий вариант — поработать на сплочение и дать возможность участникам познакомиться поближе. Этот вариант подходит лучше всего, когда никто не знает друг друга и нет возможности устроить тимбилдинг.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bd0/ce3/b9b/bd0ce3b9b4c60fd896956a86a685df59.png)
Сбор данных (15 минут)
На этом этапе мы прорисовываем общий контекст и формулируем проблемы, которые будем обсуждать на встрече.
Сделайте три колонки: для сильных сторон, для слабых сторон и для идей. Также выделите категории проблем. Я чаще всего использую категории «Технологии», «Взаимоотношения», «Процессы» и «Другое», но вы можете выбрать что-то под себя.
![Когда участники будут мыслить в разрезе категорий, им будет более понятно, что писать Когда участники будут мыслить в разрезе категорий, им будет более понятно, что писать](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/750/81f/da5/75081fda5177440aa01f27c906b83647.png)
Альтернативный подход — организовать маленький health check. Выберите четыре характеристики и оцените по десятибалльной шкале. Это похоже на колесо жизненного баланса. Характеристики зависят от участников ретроспективы. Можно брать, например, технологии, взаимозаменяемость, коммуникации и экспертизу.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/669/a8e/cad/669a8ecadfdab78a4bf48d2e6ec52006.png)
Третий вариант — собрать данные через призму абстракции. Вопрос «Какой суперсилы нам не хватает?» помогает растормошить ребят, выводит их на интересные ответы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ed4/090/331/ed40903310d79f61550619ddffc40207.png)
Генерация идей (20 минут)
Находим паттерны, закономерности, почему вообще те или иные проблемы возникают, и думаем, как улучшить технологии, взаимоотношения, процессы.
Здесь можно оттолкнуться от выявления узких мест в процессе. Какие проблемы уже решают, то итога нет? Участникам нужно подумать, что они уже делают, что еще не пробовали, какие есть препятствия и как их устранить.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ae1/e7b/291/ae1e7b2916ec8361f9b1c6b7e9860f27.png)
Другой вариант — чтобы каждый выдал собственную идею по каждой из проблем. Если этот состав не может повлиять на проблему, следует подумать, кто в компании может.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4a4/069/a9a/4a4069a9a91195045bc12dafb2542e49.png)
План действий (10 минут)
Это время мы тратим, чтобы определить, что будем делать, кто из присутствующих на ретроспективе будет это делать, когда мы хотим получить результат и какими будут промежуточные шаги. Важно придумать и критерии успеха — как мы поймем, что проблема действительно решена.
Если участники сгенерировали слишком много решений, нужно сократить количество, выбрав самые актуальные с учетом ресурсов команды. С выбором поможет матрица с осями «Сложность» и «Ценность». Нужна наибольшая ценность при наименьшей трудоемкости.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c63/b94/e38/c63b94e386b1535135b96f2fb09e4751.png)
Закрытие (5-7 минут)
Это возможность получить обратную связь по ретроспективе, договориться о правилах: будем ли еще проводить техническую ретроспективу, нужно ли что-то поменять, кого-то позвать.
![На первой ретроспективе важно прощупать, попал ли ваш подход в точку На первой ретроспективе важно прощупать, попал ли ваш подход в точку](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/38a/477/48a/38a47748a75867b399c871c2cce22d56.png)
В первую очередь спрашиваем, что помогало работать и что мешало, собираем идеи по улучшению формата. Далее можно узнать, как ребята относятся к принятым решениям, верят ли они, что план действий будет выполнен.
![Собираем полезные идеи по улучшению формата ретроспективы Собираем полезные идеи по улучшению формата ретроспективы](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/20b/c9f/583/20bc9f5836bbd490884c78b355282f9c.png)
Самое главное — закончить на позитивной ноте. Я ввожу этап, когда участники благодарят друг друга за что-то внутри ретроспективы или вообще рабочих процессов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c1b/c27/e05/c1bc27e0584e09dcf780fca4092d9ac4.png)
Что может пойти не так во время TechRetro
Внедрение технических ретроспектив вряд ли обойдется без фейлов, и к этому тоже нужно быть готовым. Хочу поделиться сложностями, которые возникли у меня.
Первый фейл — слабая вовлеченность. Это решается, в первую очередь, релевантными темами. Если вы собираете тех, кто занимается, например, админками, то подумайте о том, что им будет не очень интересно обсуждать новые фреймворки, ведь они постоянно используют одно и то же. Вы должны понимать, кто аудитория ретроспективы, могут ли ребята обсуждать одни и те же проблемы. Привлекайте тимлидов из доменов или активных разработчиков, чтобы они закидывали удочку и просили потенциальных участников заранее подумать, что их волнует.
Второй фейл — группа что-то обсудила, но никто не выполняет договоренности. Главное в таких случаях — декомпозиция. Разделите задачи, найдите ответственных, выделите точки проверки. Есть вероятность, что решение придется пересмотреть, потому что вы поймете, что оно рассматривалось через неправильную призму.
Третий фейл — проблемы заканчиваются. Скорость зависит от вводных компании, но после какого-то количества ретроспектив ребята приходят и ничего не говорят. Чтобы этого избежать, нужно создавать мероприятия по разным шаблонам и разграничивать их тематически. Возможно, придется пересмотреть периодичность, и это нормально. Мы делали разрыв в два месяца, давали накопить материал для обсуждения.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/495/e0f/e80/495e0fe803250960e446631d60c2928f.png)
А что, если…
…нет человека, который будет вести TechRetro? Возьмите инициативу на себя.
…вы никогда не проводили ретроспектив? Еще раз прикрепляю свои шаблоны.
…у вас больше 10-12 человек? Поделите их на группы: по доменам или поддоменам, по людям, которые как-то соприкасаются друг с другом в рабочих процессах. Иначе вы не сможете услышать каждого участника.
…ваши проблемы нельзя решить? Проверьте, действительно ли это так. Скорее всего, в компании все же есть человек с соответствующими компетенциями, — найдите его.
…сотрудники считают, что это бесполезно? Донести до них ценность вы сможете только с помощью действий. Заберите их проблемы и через какое-то время принесите решение.
Техническая ретроспектива объединяет сотрудников внутри одного направления, позволяет сделать health check текущей ситуации, а затем — наметить конкретные действия. Вы можете сразу решить, что этот инструмент вам не подходит, а можете прийти завтра на работу и провести мини-TechRetro. Скорее всего, вскроются проблемы, о которых вы даже не слышали, и, соответственно, новые точки роста.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Сохраните материал, если он показался вам полезным и задайте вопросы в комментариях, если что-то осталось непонятным :)
У Tech-команды СберМаркета появились соцсети с новостями и анонсами. Следи за нами в Telegram и на YouTube, если хочешь узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce. А также у нас есть подкаст «Для tech и этих». Там наши EM-ы пытаются понять, как крутые IT-компании стали теми, кого мы любим, и чему у них можно поучиться.