Генезис концепции реструктуризации в Российской экономической науке
Генезис концепции реструктуризации в Российской экономической науке

Всем привет!

Меня зовут, Елена. Я работаю методологом в компании Бимэйстер.

Наша компания предлагает гибкие цифровые решения для промышленных предприятий в реальном секторе экономики. Для того, чтобы разработать оптимальное решение для улучшения действующих бизнес-процессов, важно глубокое понимание действующей структуры предприятия и предпосылок ее формирования.

Финансово-экономический кризис обострил дискуссии по вопросам необходимости реструктуризации большинства российских промышленных предприятий. Централизованный способ управления крупным промышленным предприятием обеспечивает его устойчивое финансово-хозяйственное состояние в условиях стабильной экономики, что, безусловно, нельзя сказать о современном развитии рынка, склонного к частым сменам общественно-экономических формаций. В этой связи отчетливо определились два основных стратегических направления развития отечественных промышленных предприятий:

 1. посткризисное финансовое состояние большей части из них, определяет курс на ликвидацию, вследствие практически полной утраты экономической самостоятельности, смены собственников и субъектов, осуществляющих контроль, в результате вхождения в структуру более крупных финансово-промышленных групп;

2. предприятие преодолевает кризис за счет существенных структурных преобразований собственной структуры, по средствам реструктуризации.

Реструктуризация предприятия как концепция стала формироваться в конце 1940-х – начале 1950-х гг. в США, в период становления рыночных отношений развитых капиталистических стран.

Первоначально, концепция реструктуризации являлась частью общей науки об управлении предприятием и разрабатывалась на стыке различных отраслей знания. Дальнейшая эволюция концепции реструктуризации происходила по средствам интегрирования результатов исследований других традиционных экономических дисциплин.

Основные этапы эволюции концепции реструктуризации предприятия и их характеристика приведены в таблице № 1.

Таблица №1. «Характеристика основных этапов эволюции концепции реструктуризации предприятия»

Критерий

Этапы развития концепции

до 1943 гг.

(фрагментация)

1943 – 1970гг. (становление)

1970–1990 гг.

(развитие)

1990–2005 гг.

(интеграция)

 

Причины

Перепроизводство

отдельных видов

продукции; совершенствование

технологий.

Активное развитие

рынка; развитие

технологий; формирование крупных корпораций.

Рост цен на энергоносители; появление новых технологий; формирование в развитых странах рынка покупателя; достижение пределов положительного увеличения масштабов

предприятия.

Усиление конкуренции; глобализация экономики; развитие информационных

технологий.

 

Основные

направления

Материальные

активы предприятия; структура

управления.

Производство;

сбыт; финансы;

структура управления; корпоративная культура.

Производство; маркетинг;

финансы и учет; структура управления; персонал;

корпоративная культура.

Логистика;

нематериальные

активы; информационные технологии; тайм-менеджмент.

 

Методы

Прогнозирование

спроса; снижение

издержек; улучшение качества

  продукции; ликвидация морально устаревших производств; тех.перевооружение

Маркетинг;

системный анализ;

оптимизация управления поставками

и запасами;

 всеобщее управление

качеством.

Стратегическое

планирование;

оптимизация

бизнес-процессов;

диверсификация;

моделирование;

ситуационный

подход.

Реинжиниринг;

создание сетевых

структур; использование высокоэффективных

программных

продуктов; гибкое

производство.

 

В отечественной экономике происхождение первых представлений о реструктуризации связано с развитием исследований в области стратегии развития экономики СССР, в частности теории стоимости и анализа воспроизводственных процессов.

Исторически, циклические кризисные периоды являлись основанием для развития новых подходов к реструктуризации предприятий. В отечественной экономике основное развитие концепции реструктуризации предприятия связано со следующими событиями: смена политического и экономического режимов (1992–1997 гг.); внутренний системный кризис; азиатский финансовый кризис 1997 г.; российский дефолт 1998 г.; мировой финансовый кризис 2008г. – 2010г.

В настоящее время наибольшее практическое применение получили следующие концепции к реструктуризации предприятия:

  • концепция на основе создания бизнес-единиц;

  • концепция «ключевой компетентности»;

  • концепция «минимализма»;

  • концепция «совершенного предприятия».

Концепция реструктуризации на основе создания бизнес-единиц применялась в 80-е годы в успешно работающих западных компаниях, в которых проходил процесс децентрализации и образования «стратегических подразделений бизнеса».

В 90-е годы новой и перспективной стала концепция ключевой компетентности. Одними из первых концепцию описали профессор Лондонской школы бизнеса Г. Хэмер и профессор Университета штата Мичиган К. Прэхалд. Согласно данной концепции, ключевую компетенцию можно определить как уникальную технологию в совокупности с приспособленным для ее реализации хорошо отлаженным высококачественным производственным процессом и высококвалифицированным персоналом. В основе организации деятельности компании — принцип поиска, развития, интеграции передовых технологий с целью их воплощения в ключевые базовые продукты. Для определения сфер ключевой компетентности рекомендуется про инвентаризировать все имеющиеся технологии и ноу-хау.

Многие положения концепции ключевой компетентности пересекаются с основными направлениями концепции стратегического менеджмента, базирующегося на ресурсах предприятия. В частности, в работах французских авторов С. Дежу, П. Балди, Ж. Морэн, Ж.-Л. Арегль рассматриваются преимущества ресурсной парадигмы стратегического менеджмента по сравнению с классической рыночной конкурентной концепцией, не учитывающей возросшей роли информации и знаний как стратегических ресурсов предприятия.

Концепция минимализма лежит в основе процесса реструктуризации многих западных компаний. Данная концепция была разработана в Гарвардской школе бизнеса и консалтинговой фирме Артур Д. Литл. Ее основная идея состоит в том, чтобы освободить производственный процесс, рассматриваемый прежде всего как генератор прибыли, от всего лишнего: ненужных затрат, потерь времени, брака, узких мест, излишних запасов и пр. Важнейший принцип подхода заключается в экономической, финансовой оценке внутрипроизводственных параметров.

Концепция совершенного предприятия предполагает, что организация предприятия и организационная культура должны стать главным и основным объектом внимания руководства предприятия.

Среди наиболее адаптивных для практического применения выделяют: концепцию минимализма и концепцию совершенного предприятия.

Названные концепции выбраны как оптимальное решение при отсутствии денежных средств на крупномасштабные преобразования предприятия. Соответственно, единственное приемлемое направление реструктуризации связано с сокращением масштаба производства, минимизации затрат, упрощения структуры управления и оптимизации производственных процессов с целью сохранения существующего производства.

Современную концепцию реструктуризации можно назвать интеграционной. В числе ее основных предпосылок можно выделить усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции, глобализация рынков и развитие новых информационных технологий, формирование кластеров, а также создание предприятий нового типа (ресурсосберегающее, гибкое, горизонтальное, виртуальное и др.). Если традиционный подход к реструктуризации предприятия исходит из анализа взаимодействия предприятия (его внутренней среды) и его внешней среды, то современная теория рассматривает взаимодействие трех взаимосвязанных компонентов: внешней среды, бизнес – окружения и внутренней среды.

По мнению автора теории «интеллектуальных сетей» Рэндалла Коллинза, успешными являются структуры, оказавшиеся в эпицентре потоков интеллектуальной энергии и обязательно имеющие ближайшее эффективное бизнес-оружие. Особенностью интеграционной реструктуризации в России является совмещение развития гибких горизонтальных структур со стремлением к усилению контроля над бизнес-структурой в целом.

Говоря о методах и подходах к осуществлению реструктуризации, различные авторы вносят собственные акценты на те или иные процессы.

Часть исследователей, такие как Голдберг И., Уоткинс А., Кучеров Ю.  и др. связывают реструктуризацию исключительно с процессом приватизации и внешним инвестированием в производство. С начала 1990-х годов и до недавнего времени это был один из наиболее распространенных подходов. В настоящее время приватизация промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности, снова формулируется в российском правительстве, как наиболее рациональный вариант увеличения национального бюджета и возможности развития промышленных групп за счет привлечения дополнительного инвестиционного капитала. При всей актуальности настоящего подхода стоит отметить, что он не учитывает внутренние ресурсы предприятия.

Не менее распространенный подход к реструктуризации - реорганизация хозяйствующих субъектов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это единственный действенный способ оздоровления структуры предприятия. К числу таких исследователей относятся Блэйк Э., Леви Ф., Свирщевская А. и др.

На основе обзорного анализа научной литературы, посвященной вопросам реструктуризации хозяйствующих субъектов, можно выделить следующие наиболее распространенные подходы к реструктуризации предприятия:

  • функциональный подход, который рассматривает организацию управления множеством, часто непосредственно не связанных, функций одного центра затрат, используемых в разных типах бизнес-процессов;

  • проблемный подход, ориентированный, в основном, на выявление и устранение «узких» мест в деятельности организаций. В различных трудах обоснованы и достаточно полно рассматриваются разнообразные методы, направленные на ликвидацию недостатков нормативно-правового обеспечения, дисбаланса отношений собственности, низкого уровня государственного регулирования, последствий выбора ошибочной стратегии реструктуризации и т.п;

  • стоимостной подход, заключается в оценке решений и действий менеджмента компании с точки зрения их влияния на ее стоимость. Для этого на первоначальном этапе исследуется стоимость компании. На следующем этапе прогнозируется "внешняя" продажная стоимость предприятия и возможности ее увеличения посредством финансового конструирования. Все оценки соотносятся со стоимостью компании на фондовом рынке, и тогда становится очевидна потенциальная выгода для заинтересованных лиц после проведения реструктуризации;

  • системный подход, который достаточно полно охватывает вопросы, связанные: с изучением внешней среды предприятия; реформированием правовых отношений; реформированием взаимосвязей «предприятие – внешняя среда»; организационным разукрупнением; изменениями внутренней среды предприятия и реформированием бизнес-процессов организации. В значительной мере подход системной реструктуризации позволяет преодолеть большинство недостатков проблемного подхода, прежде всего, за счет более высокого уровня научной абстракции и широты охватываемых вопросов;

  • ситуационный подход, предполагает разработку сценариев, которые могли бы отразить существенные ситуационные изменения в реализации реструктуризации, а значит предугадать последствия. Реализация реструктуризации по средствам настоящего подхода характеризуется высокой степенью неопределенности;

  • программно-целевой подход, который дает возможность организации формировать четкую взаимосвязь: цель – мероприятия – результат, что повышает точность и эффективность планирования;

  • проектно-плановый подход, который недавно стали применять к управлению реструктуризацией. Преимущество применения настоящего подхода при реструктуризации производства заключается в том, что все необходимые трансформационные работы можно объединить в систему более мелких проектов, реализация которых приведет к реализации более крупных;

  • инновационный подход, ориентирует реализацию реструктуризации на достижение более высоких результатов, за счет внедрения различного рода нововведений;

  • процессный подход, как эффективное управление видами деятельности, предполагает концентрацию усилий не на отдельных функциях структурных подразделений, а на сквозных цепочках операций, проходящих через множество структурных подразделений, которые составляют бизнес-процессы, как единое целое.

Основные методы процессного управления, определяющие характер реструктуризации предприятий представлены в таблице № 2 в форме сравнительного анализа.

Таблица №2. «Основные методы процессного управления, определяющие характер реструктуризации предприятий. Сравнительный анализ»

п/п

MRP-планирование ресурсов производства

TQM – всеобщее управление качеством

BPR – Реинжиниринг б/процессов

КМ – управление знаниями

Цели

Синхронизация процессов на основе сквозных планов

Синхронизация процессов на основе внедрения стандартов

Оптимизация процессов на основе структурных изменений

Адаптация процессов на основе формирования релевантного знания

Характер процессов

Основные операционные процессы

Основные и вспомогательные операционные процессы

Основные и вспомогательные операционные процессы

Инновационные процессы

Достоинства

Прогнозирование развития видов деятельности и обоснование ресурсов на длительную перспективу

Ориентация на реализацию требований клиентов

Ориентация на системные изменения

Ускорение поиска решений по организационным изменениям и инновациям

Недостатки

Резервирование ресурсов на случай отклонений в выполнения плана

Улучшение деятельности по процессам без системной увязки

Большие затраты на разработку и внедрение проекта РБП

Большие затраты на поддержание источников знаний

Одной из наиболее распространенных концепций комплексного управления ресурсами предприятия является концепция MRP – Manufacturing Resource Planning - планирование ресурсов производства, которая в настоящее время является стандартом и поддерживается APICS (American Production and Inventory Control Society - Американское общество управления производством и запасами). Сущность применения систем планирования ресурсов заключается в оптимизации использования ресурсов для выполнения целевой производственной программы по всей цепочке взаимосвязанных бизнес-процессов.

Менеджмент бизнес-процессов зародился в рамках концепции всеобщего управления качеством (TQM - – Total Quality Management - всеобщее управление качеством), согласно которой предполагается сквозное управление бизнес-процессом, выполняемым взаимосвязанными подразделениями предприятия (компании). Основные положения управления качеством, предполагающие процессное управление, в настоящее время закреплены в международном стандарте ИСО 8402.

Системы всеобщего управления качеством породили логистическую концепцию поставок по принципу «точно вовремя» (JIT — Just in Time) или «тощее производство» (Leaning Production) с минимальными запасами. Ориентация организации бизнес-процессов на конкретный заказ делает революционным переход от крупносерийного производства к мелкосерийному и единичному производствам.

Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business Process Reengineering) по своей сути предусматривает замену старых методов управления новыми, более современными и на этой основе резкое улучшение основных показателей деятельности предприятий. Целью реинжиниринга бизнес-процессов является системная реструктуризация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов.

Анализ рассмотренных методов реструктуризации предприятия на основе процессного подхода показывает наибольшую перспективность метода реинжиниринга бизнес-процессов. Он обеспечивает повышение эффективности деятельности предприятия за счет пересмотра характера взаимодействия подразделений в рамках управляемых бизнес-процессов.

Основное отличие реструктуризации от других типов преобразований состоит в том, что она носит комплексный характер преобразований, охватывающий все элементы бизнес-системы предприятия. Следовательно, подход к реструктуризации должен предусматривать структурное преобразование всех сторон функционирования предприятия, включая стратегическую ориентацию.

Интенсивность использования ресурсов измеряется с помощью показателей, характеризующих соотношение экономических результатов с вовлеченными ресурсами. Оценку интенсивности использования ресурсов предприятия можно провести, используя теорию поля эффективности.

Потребность в разработке современного подхода к реструктуризации предприятий обусловлена критическим пересмотром существующих концепций и подходов к проведению
реструктуризации.

Комментарии (1)


  1. ACO-Andrew
    16.05.2023 17:22

    А почему ваша компания не "предлагает гибкие цифровые решения для промышленных предприятий" в нереальном секторе экономики? Почему такая дискриминация?