Всем привет!
Меня зовут, Елена. Я работаю методологом в компании Бимэйстер.
Наша компания предлагает гибкие цифровые решения для промышленных предприятий в реальном секторе экономики. Для того, чтобы разработать оптимальное решение для улучшения действующих бизнес-процессов, важно глубокое понимание действующей структуры предприятия и предпосылок ее формирования.
Финансово-экономический кризис обострил дискуссии по вопросам необходимости реструктуризации большинства российских промышленных предприятий. Централизованный способ управления крупным промышленным предприятием обеспечивает его устойчивое финансово-хозяйственное состояние в условиях стабильной экономики, что, безусловно, нельзя сказать о современном развитии рынка, склонного к частым сменам общественно-экономических формаций. В этой связи отчетливо определились два основных стратегических направления развития отечественных промышленных предприятий:
1. посткризисное финансовое состояние большей части из них, определяет курс на ликвидацию, вследствие практически полной утраты экономической самостоятельности, смены собственников и субъектов, осуществляющих контроль, в результате вхождения в структуру более крупных финансово-промышленных групп;
2. предприятие преодолевает кризис за счет существенных структурных преобразований собственной структуры, по средствам реструктуризации.
Реструктуризация предприятия как концепция стала формироваться в конце 1940-х – начале 1950-х гг. в США, в период становления рыночных отношений развитых капиталистических стран.
Первоначально, концепция реструктуризации являлась частью общей науки об управлении предприятием и разрабатывалась на стыке различных отраслей знания. Дальнейшая эволюция концепции реструктуризации происходила по средствам интегрирования результатов исследований других традиционных экономических дисциплин.
Основные этапы эволюции концепции реструктуризации предприятия и их характеристика приведены в таблице № 1.
Таблица №1. «Характеристика основных этапов эволюции концепции реструктуризации предприятия»
Критерий |
Этапы развития концепции |
||||
до 1943 гг. (фрагментация) |
1943 – 1970гг. (становление) |
1970–1990 гг. (развитие) |
1990–2005 гг. (интеграция) |
|
|
Причины |
Перепроизводство отдельных видов продукции; совершенствование технологий. |
Активное развитие рынка; развитие технологий; формирование крупных корпораций. |
Рост цен на энергоносители; появление новых технологий; формирование в развитых странах рынка покупателя; достижение пределов положительного увеличения масштабов предприятия. |
Усиление конкуренции; глобализация экономики; развитие информационных технологий. |
|
Основные направления |
Материальные активы предприятия; структура управления. |
Производство; сбыт; финансы; структура управления; корпоративная культура. |
Производство; маркетинг; финансы и учет; структура управления; персонал; корпоративная культура. |
Логистика; нематериальные активы; информационные технологии; тайм-менеджмент. |
|
Методы |
Прогнозирование спроса; снижение издержек; улучшение качества продукции; ликвидация морально устаревших производств; тех.перевооружение |
Маркетинг; системный анализ; оптимизация управления поставками и запасами; всеобщее управление качеством. |
Стратегическое планирование; оптимизация бизнес-процессов; диверсификация; моделирование; ситуационный подход. |
Реинжиниринг; создание сетевых структур; использование высокоэффективных программных продуктов; гибкое производство. |
|
В отечественной экономике происхождение первых представлений о реструктуризации связано с развитием исследований в области стратегии развития экономики СССР, в частности теории стоимости и анализа воспроизводственных процессов.
Исторически, циклические кризисные периоды являлись основанием для развития новых подходов к реструктуризации предприятий. В отечественной экономике основное развитие концепции реструктуризации предприятия связано со следующими событиями: смена политического и экономического режимов (1992–1997 гг.); внутренний системный кризис; азиатский финансовый кризис 1997 г.; российский дефолт 1998 г.; мировой финансовый кризис 2008г. – 2010г.
В настоящее время наибольшее практическое применение получили следующие концепции к реструктуризации предприятия:
концепция на основе создания бизнес-единиц;
концепция «ключевой компетентности»;
концепция «минимализма»;
концепция «совершенного предприятия».
Концепция реструктуризации на основе создания бизнес-единиц применялась в 80-е годы в успешно работающих западных компаниях, в которых проходил процесс децентрализации и образования «стратегических подразделений бизнеса».
В 90-е годы новой и перспективной стала концепция ключевой компетентности. Одними из первых концепцию описали профессор Лондонской школы бизнеса Г. Хэмер и профессор Университета штата Мичиган К. Прэхалд. Согласно данной концепции, ключевую компетенцию можно определить как уникальную технологию в совокупности с приспособленным для ее реализации хорошо отлаженным высококачественным производственным процессом и высококвалифицированным персоналом. В основе организации деятельности компании — принцип поиска, развития, интеграции передовых технологий с целью их воплощения в ключевые базовые продукты. Для определения сфер ключевой компетентности рекомендуется про инвентаризировать все имеющиеся технологии и ноу-хау.
Многие положения концепции ключевой компетентности пересекаются с основными направлениями концепции стратегического менеджмента, базирующегося на ресурсах предприятия. В частности, в работах французских авторов С. Дежу, П. Балди, Ж. Морэн, Ж.-Л. Арегль рассматриваются преимущества ресурсной парадигмы стратегического менеджмента по сравнению с классической рыночной конкурентной концепцией, не учитывающей возросшей роли информации и знаний как стратегических ресурсов предприятия.
Концепция минимализма лежит в основе процесса реструктуризации многих западных компаний. Данная концепция была разработана в Гарвардской школе бизнеса и консалтинговой фирме Артур Д. Литл. Ее основная идея состоит в том, чтобы освободить производственный процесс, рассматриваемый прежде всего как генератор прибыли, от всего лишнего: ненужных затрат, потерь времени, брака, узких мест, излишних запасов и пр. Важнейший принцип подхода заключается в экономической, финансовой оценке внутрипроизводственных параметров.
Концепция совершенного предприятия предполагает, что организация предприятия и организационная культура должны стать главным и основным объектом внимания руководства предприятия.
Среди наиболее адаптивных для практического применения выделяют: концепцию минимализма и концепцию совершенного предприятия.
Названные концепции выбраны как оптимальное решение при отсутствии денежных средств на крупномасштабные преобразования предприятия. Соответственно, единственное приемлемое направление реструктуризации связано с сокращением масштаба производства, минимизации затрат, упрощения структуры управления и оптимизации производственных процессов с целью сохранения существующего производства.
Современную концепцию реструктуризации можно назвать интеграционной. В числе ее основных предпосылок можно выделить усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции, глобализация рынков и развитие новых информационных технологий, формирование кластеров, а также создание предприятий нового типа (ресурсосберегающее, гибкое, горизонтальное, виртуальное и др.). Если традиционный подход к реструктуризации предприятия исходит из анализа взаимодействия предприятия (его внутренней среды) и его внешней среды, то современная теория рассматривает взаимодействие трех взаимосвязанных компонентов: внешней среды, бизнес – окружения и внутренней среды.
По мнению автора теории «интеллектуальных сетей» Рэндалла Коллинза, успешными являются структуры, оказавшиеся в эпицентре потоков интеллектуальной энергии и обязательно имеющие ближайшее эффективное бизнес-оружие. Особенностью интеграционной реструктуризации в России является совмещение развития гибких горизонтальных структур со стремлением к усилению контроля над бизнес-структурой в целом.
Говоря о методах и подходах к осуществлению реструктуризации, различные авторы вносят собственные акценты на те или иные процессы.
Часть исследователей, такие как Голдберг И., Уоткинс А., Кучеров Ю. и др. связывают реструктуризацию исключительно с процессом приватизации и внешним инвестированием в производство. С начала 1990-х годов и до недавнего времени это был один из наиболее распространенных подходов. В настоящее время приватизация промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности, снова формулируется в российском правительстве, как наиболее рациональный вариант увеличения национального бюджета и возможности развития промышленных групп за счет привлечения дополнительного инвестиционного капитала. При всей актуальности настоящего подхода стоит отметить, что он не учитывает внутренние ресурсы предприятия.
Не менее распространенный подход к реструктуризации - реорганизация хозяйствующих субъектов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это единственный действенный способ оздоровления структуры предприятия. К числу таких исследователей относятся Блэйк Э., Леви Ф., Свирщевская А. и др.
На основе обзорного анализа научной литературы, посвященной вопросам реструктуризации хозяйствующих субъектов, можно выделить следующие наиболее распространенные подходы к реструктуризации предприятия:
функциональный подход, который рассматривает организацию управления множеством, часто непосредственно не связанных, функций одного центра затрат, используемых в разных типах бизнес-процессов;
проблемный подход, ориентированный, в основном, на выявление и устранение «узких» мест в деятельности организаций. В различных трудах обоснованы и достаточно полно рассматриваются разнообразные методы, направленные на ликвидацию недостатков нормативно-правового обеспечения, дисбаланса отношений собственности, низкого уровня государственного регулирования, последствий выбора ошибочной стратегии реструктуризации и т.п;
стоимостной подход, заключается в оценке решений и действий менеджмента компании с точки зрения их влияния на ее стоимость. Для этого на первоначальном этапе исследуется стоимость компании. На следующем этапе прогнозируется "внешняя" продажная стоимость предприятия и возможности ее увеличения посредством финансового конструирования. Все оценки соотносятся со стоимостью компании на фондовом рынке, и тогда становится очевидна потенциальная выгода для заинтересованных лиц после проведения реструктуризации;
системный подход, который достаточно полно охватывает вопросы, связанные: с изучением внешней среды предприятия; реформированием правовых отношений; реформированием взаимосвязей «предприятие – внешняя среда»; организационным разукрупнением; изменениями внутренней среды предприятия и реформированием бизнес-процессов организации. В значительной мере подход системной реструктуризации позволяет преодолеть большинство недостатков проблемного подхода, прежде всего, за счет более высокого уровня научной абстракции и широты охватываемых вопросов;
ситуационный подход, предполагает разработку сценариев, которые могли бы отразить существенные ситуационные изменения в реализации реструктуризации, а значит предугадать последствия. Реализация реструктуризации по средствам настоящего подхода характеризуется высокой степенью неопределенности;
программно-целевой подход, который дает возможность организации формировать четкую взаимосвязь: цель – мероприятия – результат, что повышает точность и эффективность планирования;
проектно-плановый подход, который недавно стали применять к управлению реструктуризацией. Преимущество применения настоящего подхода при реструктуризации производства заключается в том, что все необходимые трансформационные работы можно объединить в систему более мелких проектов, реализация которых приведет к реализации более крупных;
инновационный подход, ориентирует реализацию реструктуризации на достижение более высоких результатов, за счет внедрения различного рода нововведений;
процессный подход, как эффективное управление видами деятельности, предполагает концентрацию усилий не на отдельных функциях структурных подразделений, а на сквозных цепочках операций, проходящих через множество структурных подразделений, которые составляют бизнес-процессы, как единое целое.
Основные методы процессного управления, определяющие характер реструктуризации предприятий представлены в таблице № 2 в форме сравнительного анализа.
Таблица №2. «Основные методы процессного управления, определяющие характер реструктуризации предприятий. Сравнительный анализ»
п/п |
MRP-планирование ресурсов производства |
TQM – всеобщее управление качеством |
BPR – Реинжиниринг б/процессов |
КМ – управление знаниями |
Цели |
Синхронизация процессов на основе сквозных планов |
Синхронизация процессов на основе внедрения стандартов |
Оптимизация процессов на основе структурных изменений |
Адаптация процессов на основе формирования релевантного знания |
Характер процессов |
Основные операционные процессы |
Основные и вспомогательные операционные процессы |
Основные и вспомогательные операционные процессы |
Инновационные процессы |
Достоинства |
Прогнозирование развития видов деятельности и обоснование ресурсов на длительную перспективу |
Ориентация на реализацию требований клиентов |
Ориентация на системные изменения |
Ускорение поиска решений по организационным изменениям и инновациям |
Недостатки |
Резервирование ресурсов на случай отклонений в выполнения плана |
Улучшение деятельности по процессам без системной увязки |
Большие затраты на разработку и внедрение проекта РБП |
Большие затраты на поддержание источников знаний |
Одной из наиболее распространенных концепций комплексного управления ресурсами предприятия является концепция MRP – Manufacturing Resource Planning - планирование ресурсов производства, которая в настоящее время является стандартом и поддерживается APICS (American Production and Inventory Control Society - Американское общество управления производством и запасами). Сущность применения систем планирования ресурсов заключается в оптимизации использования ресурсов для выполнения целевой производственной программы по всей цепочке взаимосвязанных бизнес-процессов.
Менеджмент бизнес-процессов зародился в рамках концепции всеобщего управления качеством (TQM - – Total Quality Management - всеобщее управление качеством), согласно которой предполагается сквозное управление бизнес-процессом, выполняемым взаимосвязанными подразделениями предприятия (компании). Основные положения управления качеством, предполагающие процессное управление, в настоящее время закреплены в международном стандарте ИСО 8402.
Системы всеобщего управления качеством породили логистическую концепцию поставок по принципу «точно вовремя» (JIT — Just in Time) или «тощее производство» (Leaning Production) с минимальными запасами. Ориентация организации бизнес-процессов на конкретный заказ делает революционным переход от крупносерийного производства к мелкосерийному и единичному производствам.
Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business Process Reengineering) по своей сути предусматривает замену старых методов управления новыми, более современными и на этой основе резкое улучшение основных показателей деятельности предприятий. Целью реинжиниринга бизнес-процессов является системная реструктуризация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов.
Анализ рассмотренных методов реструктуризации предприятия на основе процессного подхода показывает наибольшую перспективность метода реинжиниринга бизнес-процессов. Он обеспечивает повышение эффективности деятельности предприятия за счет пересмотра характера взаимодействия подразделений в рамках управляемых бизнес-процессов.
Основное отличие реструктуризации от других типов преобразований состоит в том, что она носит комплексный характер преобразований, охватывающий все элементы бизнес-системы предприятия. Следовательно, подход к реструктуризации должен предусматривать структурное преобразование всех сторон функционирования предприятия, включая стратегическую ориентацию.
Интенсивность использования ресурсов измеряется с помощью показателей, характеризующих соотношение экономических результатов с вовлеченными ресурсами. Оценку интенсивности использования ресурсов предприятия можно провести, используя теорию поля эффективности.
Потребность в разработке современного подхода к реструктуризации предприятий обусловлена критическим пересмотром существующих концепций и подходов к проведению
реструктуризации.
ACO-Andrew
А почему ваша компания не "предлагает гибкие цифровые решения для промышленных предприятий" в нереальном секторе экономики? Почему такая дискриминация?