Под катом рассказываем, как мы организовывали техсаппорт для
С чем к нам пришел заказчик
Весной 2022 года корпорация по производству пищевых продуктов длительного хранения пришла к нам с проблемой, с которой столкнулись тысячи других компаний – западные партнеры улетели восвояси, попутно отрубив техсаппорт и часть иностранного софта. В такой щекотливой ситуации заказчику нужно было срочно организовать локализацию, проще говоря – перевести поддержку инфраструктуры на отечественные рельсы.
Заказчик – глобальная корпорация со множеством отлаженных процессов и производственных линий в нескольких регионах России. Они работают на российском рынке с начала 90-х годов и за это время видели всякое, но к тому, что произошло с их бизнесом в 2022-ом году оказались не то, чтобы очень готовы.
До дня Х всю техподдержку корпорации организовывала крупная японская ИТ-компания, их давний партнер. Когда их миссия в России оказалась невыполнимой, зарубежный офис заказчика спешно принял решение о разделении служб:
- глобальная поддержка так и остается под присмотром японцев,
- а вот для региональной, обслуживающей клиентов из России, Беларуси и Казахстана, нужно быстро отыскать российского подрядчика.
Как вы уже догадались, сделать нужно было все быстро, грамотно и чтобы бизнес-процессы не встали. Заказчику нужны были хорошо прокаченные опытные инженеры с годным набором софт скиллов, иначе сделать всё «быстро, незаметно, без потерь» было бы нереально. При этом спецы нужны были именно на аутсорс: пока рынок штормит, работать в таком формате удобнее для всех.
Заказчик организовал конкурс и мы его выиграли.
Работа с рыночным хаосом
Локализация сервиса — задача во время рыночного хаоса дико актуальная, но не то чтобы простая. До 2022 года системно подобными локализациями мало кто занимался, продуманного и отработанного алгоритма действий не существовало. Ну и объем работы у техподдержки заказчика оказался немалый.
В корпорации было несколько экспертных уровней саппорта.
- Начальный уровень — это первая глобальная и региональная линии техподдержки, о которых мы уже упоминали. Все, что они не могут отработать из-за отсутствия доступа или специфических знаний, уходило на второй уровень.
- У второго уровня техподдержки больше экспертизы и больше прав доступа к сведениям, которые касаются технологий, приложений и тому подобного. Но и они — не всемогущие боги, поэтому есть еще третий уровень, состоящий из так называемых экспертных центров.
- Экспертные центры занимаются поддержкой конкретных приложений и технологий, то есть могут помочь практически с любым запросом и обслуживают сразу все филиалы компании по всему миру.
Для понимания масштабов пара примеров из внутренней статистики заказчика по поддержке первого уровня:
- Число ежесуточных звонков на первую линию составляло 1400 обращений, на вторую — около 600.
- Первая линия отвечала на почтовые запросы, обрабатывала заявки с self-service портала, принимала звонки и одновременно работала на подхвате у чат-бота, закрывая примерно 70% рабочих кейсов.
До 2022 года налаженная работа саппорта делилась на мировые регионы. Российский филиал принимал звонки и тикеты из европейской таймзоны. Все, что происходило вне европейского часового пояса, делили между собой американцы и азиаты.
Еще одна особенность процессов заказчика— обособленность подразделений. Многие бренды корпорация покупала «под ключ» с уже отлаженными внутренними процессами на производстве и в офисе. Вливаясь в корпорацию, сотрудники подразделений не отказывались от использования привычного софта, автоматизированных систем и моделей управления, и могли годами жить в полузамкнутых мирах своих внутренних процессов.
В итоге в наследство российскому филиалу достались:
- трехуровневая система техподдержки, оказавшаяся замкнутой внутри страны после ухода внешнего подрядчика,
- «старые» спецы с большим опытом приема и обработки тикетов,
- плюс разные бренды под одной крышей, каждый со своими локальными процессами и заморочками.
Со всем этим разнообразием нам и предстояло работать.
Гибридная команда
Когда японцы ушли из России, они уволили ребят из техподдержки заказчика, живших в РФ. Мы нашли их, предложили условия не хуже и наняли в свою команду. Это, кстати, было одним из пожеланий заказчика. «Бывшие» очень помогли в обучении новых сотрудников. Новички нужны, потому что задачи, которыми раньше занимались зарубежные коллеги, никуда не делись. Но благодаря старой команде новым инженерам было намного легче адаптироваться и во всем разобраться.
В итоге получился гибрид из штатных инженеров заказчика, наших кроковских ребят и возвращенной команды бывшего подрядчика.
Совместные танцы с бубном
Всем сотрудникам, включая удаленных, заказчик предоставляет корпоративные ноутбуки с предустановленным ПО. Софт у них местами довольно специфический. Например, в одном из подразделений внедрена ERP-система Navision на основе Microsoft Dynamics NAV. Для защиты информации они используют Pulse Secure –специальное решение для удалённого подключения к корпоративной сети Pulse Connect Secure SSL VPN. Для того, чтобы разобраться в нюансах работы этого ПО, опыт старых сотрудников очень пригодился.
Что удобно, техподдержка работает через ServiceNow – универсальную платформу автоматизации кастомизируемых ITSM-процессов и хелп-деска, с помощью которой ведется фиксация и управление инцидентами, событиями, проблемами и т. д.
Процесс обучения новичков мы выстроили так, чтобы сотрудники могли учиться и работать параллельно. Саппорт работает посменно и удаленно, поэтому обучение тоже было удаленным и разнесено по времени — через скринкасты на компьютерах наставников инженеры КРОК следили за работой и тут же спрашивали, если что-то было непонятно. Сейчас наши инженеры работают на удаленке полностью автономно, на ноутбуках и софте заказчика.
Как сейчас работает техподдержка заказчика
Через пару недель после старта мы уже работали в техподдержке 24/7 и на одной волне общались как с клиентами, так и с опытными спецами, перешедшими к нам от предыдущего подрядчика.
Процесс встраивания был постепенным:
- Сначала мы помогали с саппортом сотрудникам из локального подразделения заказчика, закрывая часть операционных запросов.
- Позже мы взяли на себя внедрение процесса билдов различных виртуальных машин у TCS-команды.
- С 2023 года мы перешли на модель, которая и стала основной — это посменная техническая поддержка, которую мы параллельно с обучением у старой команды постепенно оптимизировали под общие нужды заказчика.
Гибридную модель работы (параллельное обучение + рабочие смены) мы уже не используем. Сейчас рабочая схема такая:
- Половина инженеров работают в дневные смены по будням в еженедельном режиме 5/2;
- Остальные – посменно (сутки через двое).
Этот вариант неидеален, поэтому мы планируем масштабировать процессы, увеличить штат инженеров и охватить другие сегменты поддержки. Как это будет выглядеть, покажет будущее: многое зависит от нужд компании и от нагрузки на обе линии.
Сейчас, когда пользователи звонят на первую линию или делают заявку в системе, они не видят и никогда не отличат, кто работает с их заявкой – специалисты от КРОК или инженеры заказчика. Это было одним из пожеланийй компании: чтобы для пользователей осталось «все как есть», и им не пришлось разбираться в новых алгоритмах работы поддержки, плясать с бубном для заведения заявки, или как-то специально знакомиться с новыми инженерами. Разве что по исключительно приятным поводам????
Немного доброй магии от благодарных клиентов :) В саппорте важен мгновенный отклик и быстрое решение проблемы, которая с технической точки зрения может быть довольно простой. Один из наших ребят в первое же свое ночное дежурство подключил отвалившийся сетевой диск одному из руководителей заказчика, который готовил важный отчет и, спустя неделю, получил на свое имя посылку с полной коробкой сладостей, которую целую неделю истребляли всем отделом:)
Комментарии (15)
alexhott
17.05.2023 11:46-2И че? О чем тут должно быть интересно почитать? Все банально и просто, а заказчик так и не понял что ему лучше поддержку при таких обьемах свою содержать.
timsiling
17.05.2023 11:46+2Локализация сервиса — задача во время рыночного хаоса дико актуальная, но не то чтобы простая. До 2022 года системно подобными локализациями мало кто занимался, продуманного и отработанного алгоритма действий не существовало.
В России. Для остального мира это стандартная задача на divestiture. Многие компании просто отработали стандартный сценарий.
Ivan22
17.05.2023 11:46для остального мира стандартная задача прямо противоположная. В начале есть много локальных саппортов, а в какой-то момент растущая корпорация решает перейти на один глобальный (индусский) и решает эту задачу.
timsiling
17.05.2023 11:46У остального мира много разных задач. Более того, сколько компаний, столько и разных задач. Я видел варианты, когда каждые 5-7 лет крупные компании меняли ин-хауз поддержку на индийский аутсорс и обратно. Вопрос стоимость, качества сервиса и желания менеджмента.
Neom1an
17.05.2023 11:46Как иетересно нашли сотрудников бывшего вендора поддержки? Заказчик, не мудрствуя лукаво, пошарил персональные данные?
ALomovskikh Автор
17.05.2023 11:46+1Все проще. Сработала теория теория шести рукопожатий. Команда большая, мир тесен, найти коллег о цеху не составило большого труда)
Breathe_of_fate
17.05.2023 11:46То есть задача была решена руками и знаниями "старых" сотрудников по факту?
А обучения и работа должны и так вестись на постоянной основе параллельно и взаимозаменяемо (например, в день по паре часов обучения).
Простите, но лично я в статье не увидел никакой ценной информации.
p4s8x
Прям по шагам идете за яндексом, хотя Аркадию Юрьевичу не помогли ни золотые акции ни другие способы заигрывания с властью. Удивительно, что даже крупный бизнес с, вроде бы - совсем не глупыми топ менеджерами - не учится на чужих ошибках. Почему так, жадность?
agray
Зачем знак вопроса в конце?
edger
Можете рассказать про шаги "по шагам"?
p4s8x
Обе компании аткивно заигрывали с властями, яндекс по-своему, крок вообще целиком строил бизнес на участии с власть имущими в проектах с сомнительными условиями (вот новость аж с 2003 года https://www.hse.ru/news/1163619/1102972.html это в общем никогда не скрывалось, гуглить по тендерам крока можно до бесконечности).
Результат - просто "делиться" оказалось не достаточно - обе компании отжаты, аппетиты знаете ли во время войны
своприходят. ~30 лет труда собственников.Кстати, "спасенная" часть Yandex N.V. сегодня получила предложение, от которого врядли сможет отказаться - https://vc.ru/money/699432-niderlandskaya-yandex-n-v-poluchila-zayavki-na-pokupku-51-yandeksa-ot-vladimira-potanina-i-vagita-alekperova-bloomberg?comments
edger
Тут дело не в Яндексе и не в КРОКе, а в сложившихся правилах игры на этом рынке. Не эти компании определяют правила, а государство. И насколько эти правила справедливы (и по отношению к кому) - это уже другой вопрос.
4manana
а в чем должна была быть помощь?
p4s8x
Аркадий Воложу не помогло это избежать ни потери бизнеса в рф, ни избежать межународных санкций.
Борис Бобровников - так же остался без бизнеса и активно попадаеть в санкционные списки.
На очереди будут и их родственники.
А удивляет то, что люди смогли построить бизнес такого уровня и не смогли при этом спрогнозировать последствия своих же действий и бездействий, при том, что маховик раскручивался постепенно.