Привет, меня зовут Ксения, я бухгалтер в IT-компании ispmanager, и сегодня я расскажу о связанных с профессией стереотипах, своём опыте работы в IT-компании и о том, что же я почерпнула из общения с программистами (и не только). Скучно не будет, я обещаю. Начинаем!

Как вы представляете себе типичную бухгалтерию? Столы, заваленные бумагами, тишина, прерываемая лишь клацанием мышки, неприветливые лица. «Выйдите все из 1С!» — голос тучной женщины срывается на крик. С этим человеком шутки плохи. Ты нервно сглатываешь и медленно продвигаешься ближе. «Кто, по какому вопросу? Что подписать? Погоди, сейчас программа перезагрузится, и распечатаю нужный документ», — женщина откидывается в кресле, громко отхлёбывая чай.

Незнаком такой образ «бухгалтерии старой закалки»? Это здорово. Значит, отрасль всё же медленно, но верно движется в правильном направлении. Если зарплата приходит точно в срок, в общем холодильнике своевременно появляется молоко, а в кофемашине — кофе, и большинство возникающих вопросов можно решить дистанционно — поздравляю, это бухгалтерия здорового человека. Итак, ниже я расскажу, как устроен наш отдел изнутри.

Но почему я считаю, что это может быть интересно? За свою недолгую карьеру я слышала много разных версий о том, чем же мы занимаемся, но большинство из них объединяет одно: люди не очень много знают о профессии бухгалтера. Да и зачем, это же наверняка скучно. Сплошная работа с бумагами и цифрами — ни творчества, ни модернизации. Не соглашусь! Мне есть чем с вами поделиться.

Популярные вопросы о работе бухгалтеров

Сперва хочу ответить на частые вопросы коллег о работе и мышлении бухгалтеров.

1. Зачем столько бумаг? Документировать приходится каждый чих?

Действительно, значительная часть работы рядового бухгалтера — это работа с документами. Поэтому люди в этой профессии работают в офисе каждый день или приходят туда хотя бы раз-два в неделю. Конечно, и в бухгалтерской сфере прогресс не стоит на месте, и сейчас существенная часть документов, поступающих в компанию, — это документы электронные. Но до сих пор нужно распечатывать и хранить значительное количество документов. Зачем? Причин несколько.

  1. Недостаточно самому иметь электронный документооборот (ЭДО). У тех, с кем вы сотрудничаете и с кем меняетесь документами, он тоже должен быть.

Поэтому некоторые компании, особенно крупные, могут тормозить полный переход на электронный документооборот. Попробуйте заключить соглашение с «Почтой России», и вы поймёте, что там прогресс наблюдается далеко не во всех отделах.

  1. Большинство бумажных документов бухгалтерия обязана хранить 5 лет.

Для некоторых бумаг срок хранения доходит до 50 или даже 75 лет, особенно это касается кадровых документов. Поэтому документы, оформленные до появления в компании ЭДО, обречены занимать место на полках в ожидании неминуемой, но не такой уж скорой участи. Конечно, такие бумаги уже не нужно обрабатывать, они лишь занимают место, однако этот пункт я выделила для лучшего понимания картины.

  1. Из-за длительного хранения документы сложно перевести в электронный формат.

Дело в том, что опыт использования человечеством бумаги исчисляется тысячелетиями, электронный же формат относительно новый и ещё не решает всех проблем. Например, быстрая смена технологий не обеспечивает стабильную базу для сохранности и чтения электронных документов на протяжении длительного периода.

Можно подытожить, что пока, к сожалению, ЭДО не панацея. Однако хочется верить, что со временем мы найдём баланс, и количество электронных документов будет стремиться к 100%. Тем более государство движется в этом направлении. Ну а пока мы радуемся тому что есть.

А для какой операции нужно оформлять документ? Если кратко — для любой. При этом далеко не для всех видов операций есть готовая форма, поэтому творчество — неотъемлемая часть работы бухгалтера. Для кого же мы делаем документы, для которых даже нет шаблонов? Для тех, кто проверяет чистоту и законность деятельности компании. В первую очередь для налоговой. Бизнес, а особенно IT, развивается очень быстро. Поправки и дополнения в законодательство всегда немного отстают от реальности, ведь очень сложно физически охватить всё разнообразие отраслей и операций. Из-за этого бухгалтеру приходится оформлять нестандартные операции, опираясь на существующую базу, официальные уточнения, письма и свой опыт. А при необходимости — обращаться за консультациями.

Фото моего рабочего места. Со временем к основному столу добавился второй, на котором отлично прижились папки с часто используемыми бумажными документами)) А для удобства работы на компьютере у меня есть второй экран, на который я вывожу 1С. В общем, бухгалтеру нужен простор!
Фото моего рабочего места. Со временем к основному столу добавился второй, на котором отлично прижились папки с часто используемыми бумажными документами)) А для удобства работы на компьютере у меня есть второй экран, на который я вывожу 1С. В общем, бухгалтеру нужен простор!

Среди айтишников не так много тех, кто тесно взаимодействует с бухгалтерией, но, пожалуйста, если бухгалтер просит вас предоставить или запросить какой-то документ, отнеситесь к этому с пониманием. Мы сами не любим многие бюрократические вещи, но от них не уйти. Мы стараемся по возможности давать вам готовые формы, чтобы избавить от лишнего стресса, траты времени и этого пресловутого «чего там понимать, просто напиши в свободной форме» :)

2. Вы родились злыми и поэтому пошли в бухгалтеры? Почему вы не хотите улучшать сотрудникам жизнь?

Может быть, не самое популярное мнение (разве что в узких кругах), но мне показалось важным обозначить этот момент. Так что, мы правда докапываемся до любых возможностей, до ваших плюшек и привилегий, чтобы их ограничить? Отчасти это так, но не потому, что мы душные вредины, а потому, что у хорошего бухгалтера работа такая: оценивать последствия, возможные риски и целесообразность любой операции. Вот взять, к примеру, подарки сотрудникам. Подарки — это хорошо? Хорошо. Приятно? Несомненно. Любим ли мы сами получать подарки? А то! Но вот незадача: Налоговым кодексом ограничена годовая сумма подарка, которая не будет облагаться налогом. И это 4 тысячи рублей на каждого сотрудника. Получается, если мы хотим сделать подарок дороже, необходимо будет удержать налог, который вычитается впоследствии из зарплаты сотрудника. Это как если бы тебе друг на день рождения подарил красивую заказную кружку с гравировкой, а потом попросил скинуться на расходники.

Другой пример: сотрудник поехал в командировку и решил остаться там на выходные. В таком случае по правилам на эти два дня оформляется отпуск. То есть возвращаться сотрудник будет уже не из командировки, а из отпуска. Значит, стоимость обратного билета будет являться доходом, с которого опять же нужно удержать налог. Для компании такая задержка по личным делам тоже не очень выгодна, так как обратный билет в этом случае уже нельзя полноценно принять как расход организации. А ты просто хотел отдохнуть после рабочей недели и погулять в новом городе!

Именно поэтому бухгалтеры тщательно изучают все предложения, поступающие от сотрудников, и анализируют: а мы такое провести можем? А если не можем, в каком случае смогли бы? Или это предложение скорее обернётся проблемами и не окупит затраченных на него ресурсов?

3. У бухгалтеров плохо с айти?

В целом, думаю, не лучше и не хуже, чем у юристов, преподавателей или таксистов. Дело не в конкретной профессии, а в самом человеке. Я встречала вдохновляющие примеры людей, которые опережали понятие «бухгалтер» в привычном смысле. Среди них был главный бухгалтер, который настраивал своему отделу доступы и решал проблемы с 1С наравне с сисадмином. Второй человек — руководитель фирмы по предоставлению бухгалтерских услуг, который постоянно ищет способы модернизации внутренних процессов. К примеру, в этой компании документы в программе крепятся автоматически с помощью специальной обработки — и при их сканировании, и при подписании клиентом документа в системе ЭДО. Автоматизация одного этого процесса может колоссально ускорить работу бухгалтерии, сняв с неё часть низкоквалифицированной нагрузки и освободив время, которое можно потратить на более сложные и важные задачи. А ведь ещё каких-то 50 лет назад бухгалтеры использовали счёты вместо калькулятора и несколько тетрадей для записи всех фактов хозяйственной жизни вместо одной полноценной самодостаточной программы. В какое великолепное время мы живём!

Хороший бухгалтер постоянно ищет всё более эффективные способы решения задач. Признаюсь честно, до того как попасть в нынешнюю компанию, я уже была близка к тому, чтобы уйти из профессии. Многое казалось скучным, монотонным и пресным. А главное, неэффективным. А уж когда я проходила собеседование в бюджетную организацию, было по-настоящему страшно.

Что же меня спасло от разочарования? Работа с людьми, которые каждый день делают этот мир чуточку лучше и прогрессивнее, создают и улучшают свой продукт из спринта в спринт и знают, что главное — не стоять на месте, а развиваться наравне с технологиями, а иначе технологии догонят и перегонят тебя.

Чему я научилась

В заключение хочу рассказать о нескольких вещах, которые я подсмотрела у айтишников и использую в своей работе.

  1. Горячие клавиши

Не секрет, что это один из самых полезных и простых инструментов, ускоряющих работу. Но в бухгалтерии клацание мыши — привычный, понятный и приятный уху звук, помогающий собрать мысли в кучу и сконцентрироваться. Мне порой всё ещё морально сложно настроиться на освоение новых горячих клавиш. Но я поняла главное: момент, когда кажется, что потратишь больше времени на изучение и перестройку, нужно просто пересилить. И затем сэкономленное время окупится в разы. А уж как приятно нажимать на клавиши и наблюдать моментальный отклик… Волшебно.

  1. Консоль

Нет, я не разработчик и не сисадмин, и консоль в повседневной работе мне, конечно, не нужна. Да и работаем мы не на «Линуксе». Но недавно я изучила несколько команд, и уж очень мне захотелось задействовать хотя бы пару. Теперь я могу выборочно перемещать и удалять файлы по типу или названию, создавать новые папки и писать заметки с задачами в командной строке. Всё это тоже экономит время, а ещё такой способ интереснее. Правда, с заметками возникают сложности из-за шифрования на винде: текст, написанный в консоли на русском, невозможно прочитать через интерфейс. Я пока не решила, стоит ли излишне заморачиваться, чтобы иметь доступ к информации и через консоль, и через интерфейс. В конце концов, если я создала текст и знаю, как его прочитать, что ещё нужно? :)

А вообще, такая практика помогает лучше понять возможности, которые предоставляет нам софт. Как там было: «Не всё, что можно сделать в консоли, можно сделать в интерфейсе. Но всё, что можно сделать в интерфейсе, можно сделать в консоли».

Пример ежедневной задачи, выполненной через консоль. Я переименовала выгруженную в Загрузки банковскую выписку и перенесла в нужную папку + создала новую папку для следующего месяца. К сожалению, в банковской выписке у файлов нет повторяющихся слов в названии, поэтому сменить имя можно только каждому файлу отдельно. Зато перенести после можно сразу оба файла. Хотя знаю, что на Linux это вообще одна команда — перенести и переименовать. Но даже с такими особенностями работа с командной строкой в ОС Windows при большом объеме однотипных операций дает преимущества в скорости
Пример ежедневной задачи, выполненной через консоль. Я переименовала выгруженную в Загрузки банковскую выписку и перенесла в нужную папку + создала новую папку для следующего месяца. К сожалению, в банковской выписке у файлов нет повторяющихся слов в названии, поэтому сменить имя можно только каждому файлу отдельно. Зато перенести после можно сразу оба файла. Хотя знаю, что на Linux это вообще одна команда — перенести и переименовать. Но даже с такими особенностями работа с командной строкой в ОС Windows при большом объеме однотипных операций дает преимущества в скорости
  1. Фронтендерские штучки

Однажды я узнала, что на многих сайтах можно убрать назойливую рекламу или любой другой баннер с помощью инструментов разработчика, и мой мир уже никогда не был прежним. Есть один известный в бухгалтерских кругах сайт, который часто даёт развёрнутые ответы на возникающие вопросы, но есть у него один существенный недостаток: всплывающее окно, уведомляющее о необходимости зарегистрироваться, чтобы дочитать статью до конца. Согласитесь, это не всегда хочется делать.

  1. Подход ленивого программиста

Если что-то можно автоматизировать, зачем делать руками? Один мой друг говорил: «Если проблема старая, скорее всего, кто-то её уже решил, нужно только погуглить». Не так давно стояла задача проверить 700 клиентов по определённому критерию. Вручную это заняло бы… дня два с перерывами, чтобы не сойти с ума. Но что, если ты знаешь место, где хранятся данные на 5 тысяч организаций, среди которых нужные тебе 700? Вот тут уже задача упрощается: стоит только выгрузить всё в один файл и найти подходящую формулу, которая сделает всю работу за тебя.

Я стараюсь внедрять полезные идеи в свою работу, хотя на это не всегда находится время из-за рутины. Надеюсь, эти улучшения будут долгое время приносить пользу, упрощая работу с ежедневным пулом задач.

В заключение

И программист, и бухгалтер работают с большим объёмом информации и уделяет много времени деталям, ведь даже маленькая ошибка или опечатка может оказаться критичной. (Попробуй заплатить не 50 тысяч, а 500 или распечатать 300 актов с неверными реквизитами.) Так что мы не такие уж разные, как может показаться на первый взгляд… Но ещё я поняла, что не так важно, кто ты, главное, чтобы мозг твой не застаивался. IT говорит нам: смотри, любой процесс можно оптимизировать и сделать лучше. В конце концов, если бы не информационные технологии, бухгалтеры бы до сих пор считали на счётах и записывали все цифры в пресловутую тетрадь. А расти всегда есть куда, главное, не ограничивать себя проторёнными дорожками.

Комментарии (13)


  1. debet-credit
    01.06.2023 09:00
    +2

    Благодарю за интересную публикацию! Специально даже зарегистрировался, дабы прокомментировать!

    Хочу только отметить ещё такой момент: нередко непонимание может быть вызвано незнакомством с некоторыми основополагающими принципами ведения бухгалтерского учета (и я сейчас даже не о двойной записи): к примеру, в бухучете не так уж редко возникает ситуация, когда по данным учета прибыль есть, а физически денег как таковых может не быть (или наоборот). Связано это с тем, что бухгалтерский учет ведется либо по начислению, либо кассовым методом (или, как это называлось раньше, и как часто говорят до сих пор: "по отгрузке" или "по оплате"). Чаще, конечно, ведется первым способом: это означает, что и доходы, и расходы, признаЮтся в бухгалтерском учете в периоде начисления, а не тогда, когда произошла оплата (т. е. доход по выполненным работам признаётся тогда, когда был подписан акт, а не когда работы были оплачены - аналогичным образом ситуация обстоит и с понесёнными расходами). Этот момент - отражение в бухгалтерском учете операций "по начислению" - часто бывает не вполне ясен не-бухгалтерам.


  1. Ave_Ls
    01.06.2023 09:00

    Мемы шикарные)

    Могу сказать с другой стороны бухгалтерии - со стороны тех, кто тратят деньги. ЭДО и другие нововведения, которые делают легче жизнь бухгалтерии - делают легче жизнь и всем остальным. Любите и улучшайте бухглатерию, если есть возможность - все будут счастливы)


  1. Iron_Butterfly
    01.06.2023 09:00

    С такими айти навыками и стремлением развития в эту сторону не возникает ли желание покинуть рутину бухгалтерии и перейти полностью в айти направление?


  1. Veramilet
    01.06.2023 09:00

    Описание бухгалтерии старой закалки просто идеально! И на фоне этого было совсем неожиданно узнать как оно на самом деле. Прикольно. Спасибо за это погружение.


  1. DMGarikk
    01.06.2023 09:00

    эх...прям флешбеки нахлынули....несколько лет работал с 1С и видел всю эту жизнь бухгалтерии живьем и очень плотно, пару лет сидел прямо фин.департаменте...все от начисления зарплаты до бюджетирования, видишь всю жизнь фирмы кто куда зачем и почему и главное за какие деньги (и знания порождают печали...уволился когда мне "повысили зарплату чтобы было как у всех в отделе" когда я перевелся к программистам..забыв что я работаю в финотделе и вижу что моя ЗП всёравно ниже джунской среди ИТшников)

    Люди не понимают чем занимается бухгалтерия вообще..прям совсем, это классика "целыми днями сидят пьют чай, а зарплата приходит с опозданием и в конце дня...чем они там занимаются?? бездельники!!!" - черт сколько раз я это слышал... хотя могу посетовать что почти нереально найти бухгалтера который сдает отчет не в 17.50 последнего дня подачи который выпадает на пятницу...и не падает в обморок от того что "не сходится почемуто!!"..а потом все авралом пытаются этот отчет всеми правдами и неправдами отправить


  1. MarinaNi
    01.06.2023 09:00

    Бухгалтерия рулит. Знала я бухгалтера в летах, которая сама развернула 1C на облачном сервере. Другая программировала в 1С


  1. saboteur_kiev
    01.06.2023 09:00

    Консоль

    Прочитал этот абзац. Черт возьми, установите себе FAR Manager и познакомьтесь с панельными менеджерами, и ваша работа с файлами, директориями и plain текстом станет выше, быстрее, сильнее


    1. Iron_Butterfly
      01.06.2023 09:00
      +1

      Это уже не труъ консоль. А автор, может, именно к ней стремиться :)


      1. saboteur_kiev
        01.06.2023 09:00

        в фаре есть тру консоль, с отличными автокомплитами, дополнительными возможностями, шикарным редактором и макросами =)


  1. dmitryvolochaev
    01.06.2023 09:00

    текст, написанный в консоли на русском, невозможно прочитать через интерфейс

    Вероятно, дело в кодировках. В консоли по умолчанию выбрана кодировка 866, которая использовалась только в DOS. Вот так можно выставить кодировку windows-1251:

    mode con cp select=1251

    А вот так Unicode:

    mode con cp select=65001

    Возможно, что-то из этого вам поможет


    1. doctorw
      01.06.2023 09:00

      Или ещё короче:

      chcp 1251
      chcp 65001


  1. axe_chita
    01.06.2023 09:00
    +2

    Категорически приветствую!
    Айтишники, что плотно работают с бухгалтерами и бухгалтерией, ни когда не смеются над бухами т.к. знают эту кухню изнутри. И неизбежные квартальные и годовые вечерования, плавно переходящие в ночные посиделки ибо налоговая ждать не будет, а отчет сам по себе не подготовится. А уж если приходит камеральная проверка из налоговой...:)
    А уж те айтишники, кто дополнительно имеет имеет бухгалтерское образование, точно знают что у бухгалтеров тяжелая, монотонная, сложная и ответственная работа, в которой им надо помогать, а не смеяться в курилке.


  1. Plovchik
    01.06.2023 09:00
    +2

    Отличная статья, коллега!

    Хочу добавить что не только it специалистам необходимо постоянно изучать что то новое. Законы, постановления, решения меняются ежегодно, иногда ежеквартально, бывает ежемесячно. Постоянно приходится подстраиваться под "хотелки" бизнеса в условиях постоянно меняющихся условиях "игры" налоговой/государства. Особенно "веселит" нововведения от органов регулирования. Запилила налоговая новую форму отчета, а она кривая, либо не учитывает тонкую специфику деятельности твоего предприятия, до сроков сдачи пару дней. Не успеешь - начинает капать пеня, автоматически. Спасибо прогрессу :)

    И к ненормированным рабочим графикам бухгалтер тоже привык. Собирал весь день отчет. А в конце дня приносят документ который месяц у кого то на столе лежал. И не понимают почему бухгалтер такой злой :) Приходится переделывать, оставаться дорабатывать или брать работу на дом. Ведь сроки установлены, а мы ответственные не хотим чтобы с предприятия деньги уходили.