В честь недавнего выхода уже второго трейлера к долгожданному фильму «Звездные войны VII: Пробуждение силы» — будет интересно сравнить процесс и основные приемы создания гениальных эпичных блокбастеров и обычных веб-сайтов. Используя в качестве примеров уникальные материалы, мы выясним, что, оказывается, в голливудском менеджменте проектов все было изобретено уже в 70-х годах прошлого века. И вот как это работает:




Чаще всего для теоретиков-гуманитариев излюбленной аналогией процесса создания сложных информационных систем служит пример строительства жилых домов. Расхожие фразы о том, что перед началом строительства сначала делают чертеж здания и рассчитывают общую нагрузку, а не подбирают сразу обои в спальню и шторки на кухню – набили оскомину уже всем посоянным посетителям интернет-конференций и рунет-симпозиумов.

Как мне кажется, ввиду частого употребления данная «строительная» ассоциация уже потеряла убедительность и сегодня все больше новых проектов вновь и вновь начинаются с красивой картинки, а не с «забивания устойчивых свай в вязкую почву» рунета. Именно поэтому данная статья и предлагает рассмотреть куда более близкий и еще более красивый аналог создания сайтов – производство фантастических фильмов.
Не буду долго останавливаться и смаковать мысль о том, что современные напичканные анимацией сайты все более становятся похожи на полноценный художественный фильм с завязкой сюжета, нескольким неожиданным переходам по страницам, кульминацией при вводе номера телефона или банковской карты и финальными титрами «Спасибо за ваш заказ».Давайте же рассмотрим этапы, через которые проходят съемки каждой части «Звездных войн»:


1. Идея – она обязательно должна посетить владельца будущего сайта или авторскую команду будущего фильма. Очевидно, что без первоначальной идеи все остальное будет просто нагромождением букв и картинок без внятной цели.

2. Организация производства – этот обязательный этап тоже обязан предшествовать мозговому штурму дизайнеров по выбору иконок. Организация производства подразумевает четкое разделение процесса на конечное число этапов, и очень конкретная фиксация каждого этапа во временных и бюджетных рамках. В крупной студии задача формирования команды исполнителей и их зон ответственностей в проекте должна обязательно произойти до начала работ, а не в самом процессе, зачастую подменяя собой все остальные текущие задачи. Без грамотного планирования самого бизнеса и процесса по созданию сайта — ваш проект не спасет даже самые гениальный дизайн. Да, эти очевидные вещи поняли в Голливуде почти 100 лет назад, а знают ли об этом в вашей студии?

3. Выбор технологий – в кино это выбор камер и осветительных приборов, пейзажей для натурных съемок и софта для наложения спецэффектов. Этот этап также происходит заблаговременно, выявляя необходимые потребности и ограничения к созданию будущего шедевра. У сайта все то же самое — платформа, хостинг, способы загрузки и выгрузки данных – должны быть четко прописаны задолго до того, как дизайнеру будет разрешено загрузить графический редактор.

4. Исследования, которые проходят параллельно с выбором технологи, корректируют требования, ограничения и решаемые задачи. Например, при съемке исторического фильма — это приглашение консультантов по оружию, костюмам и психологии поведения людей в ту эпоху. Ну а при создании качественного сайта – изучение первичных потребностей, проблем и задач у четко очерченной будущей целевой аудитории сайта. Здесь уже допускается впервые включать свои компьютеры, но только ради того, чтобы красивей, чем на листке бумаги нарисовать mindmap целевой аудитории – их вопросы, ожидания, и привычные паттерны поведения на будущем сайте.

5. Написание сценария – следующим этапом в создании любого шедевра в кинематографе или вебе является текстовый документ, описывающий персонажей, их основные диалоги и конечную суть сюжета. Этот процесс можно разделить на два вложенных этапа – краткий бриф (синопсис) и полноценное многостраничное детальное описание всех действий и процессов. Главное, чтобы они были понятны всем членам команды, однозначно трактовались и достаточно четко описывали общую последовательность сцен и передавали смысл происходящего на экране. Сценарий, как и ТЗ, должен выглядеть не просто перечнем требований и пожеланий, а очень четко отвечать на вопросы: что именно планируется сделать, кем и как именно. Здесь очень приветствуются таблицы с подробными перечнями всех объектов, функций, и даже контролов. Общеизвестно, что каждый зритель ассоциирует себя с неким персонажем фильма, которому он наиболее симпатизирует, а значит, вам не повредит и таблица связей персонажей. Угадать с персонажами, их характерами и мотивами поведения – это значит угадать с будущими симпатиями целевой аудитории фильма.


6А. Музыка и звук возможно пока еще имеют меньшее значение для интернет-магазинов, чем для художественных фильмов, но давайте не будем забывать, что сайт может содержать и элементы геймификации. И уже в игровых-то составляющих без создания качественных звуковых эффектов – сегодня уже никуда.

6Б. Далее начинается самое вкусное и обычное для веб-студий – визуализация. Но и она происходит в несколько этапов – от создания примитивных раскадровок, чем-то напоминающих комиксы, до создания аниматиков, показывающих примерную логику переходов между картинками, иногда даже отображающих длительность тех или иных сцен.

7А. Параллельно с этим художники создают концепт-арт для будущего произведения. Здесь задача скорее не детализировать будущий фильм до кадра, а передать общий дух, настроение, визуальный смысл будущих картинок.


Обратите внимание, насколько эти самые первые концептуальные рисунки роботов отличаются от итогового воплощения, но главное — суть передана абсолютно верно.

А вот и скриншоты уникальных аниматиков, которые были взяты здесь dai.ly/xs4g9m, здесь dai.ly/xs4an5 и здесь dai.ly/xs4e1v и здесь dai.ly/xs40ag:





Именно тут, на этом седьмом этапе, по утверждению нескольких источников, многие сцены «Звездных войн» проходят своеобразные А\Б тестирования, в которых вся команда создателей сообща выбирает наиболее удачный вариант, который затем и отдают в окончательный продакшн.

Так, на приведенных ниже примерах отображены некоторые варианты сцен третьей части «Звездные Войны: месть Ситхов», забракованные лично Лукасом. Как видите, в целях экономии времени и бюджета, оценка крутости сцен была произведена без идеальной попиксельной проработки и доведения всех спецэффектов до идеального качества. Это было сделано потому, что при таких сплит-тестированиях проверяется не дизайн и не визуальная составляющая, а именно содержательность основной идеи, смысловая нагрузка сюжетной линии. Так без слез и истерики были отсечены многие интереснейшие эпизоды:





Итак, с очередным бесполезным холиваром на тему «Нужно ли прорисовывать и верстать все прототипы перед тестированием, а то ведь никто ничего же не поймет» думаю на этом покончено. Тема закрыта – никакой верстки и градиентов, так требует сам Дарт Вейдер.


7Б. Собственно сама съемка и моделинг в художественных фильмах – этап создания эпизодов с живыми и анимированными персонажами с учетом их пропорций и манеры движения при наложении. Веб-студия на этом этапе создает как раз дизайнерские макеты страниц. Важно отметить, что здесь согласование и регулярные утверждения на худсовете уже не требуются – все споры и сравнения были уже проведены на прототипах-аниматиках, и теперь работа ведется четко по воплощению утвержденных концепций в жизнь.

8. Сетап, анимация, визуализация и рендеринг – наложение физических законов и юридических норм на безжизненную виртуальную модель. Так буковки и пикселки на экране постепенно превращаются в настоящую уникальную вселенную «Звездных войн», в которую будет затем погружен каждый зритель. В студиях по производству сайтов на этом этапе должна происходить верстка и программинг отдельных полей, форм, индикаторов. Интерфейс постепенно оживает и готов реагировать на запросы пользователя. Ваш зритель и покупатель не должен усомниться, что огнем на экране его монитора можно обжечься, а о лезвие нарисованного клинка – поранить руку.

9. Композитинг и цветокоррекция – наложение задних фонов, проверка на читабельность текстов при различном освещении и качестве монитора. Не забудьте проверить, что ваш фильм, как и сайт — достаточно читабелен и контрастен для людей, не различающих определенные цвета или имеющих небольшие проблемы со зрением.

10. Итоговый монтаж фильма – окончательное установление всех алгоритмов, взаимодействий и логических связок в фильме. В создании сайта этому процессу соответствует обычное программирование и запуск в рабочую эксплуатацию.

Продюсирование я бы не стал выделять в один из этапов создания, так как это совершенно отдельная область продвижения создаваемого продукта, которая должна быть запущена еще на этапе написания сценария (техзадания на сайт) и поглощать до 50% всего выделенного на проект бюджета.

Подведем итоги: если сопоставлять разработку сайта со съемками фильма, то как мы видим следующую загруженность специалистов:


a) Первое включение ПК необходимо только на 4 этапе, никак не раньше;
b) Программист – нужен всего на одном этапе из десяти;
c) Дизайнер-иллюстратор задействуется только, начиная с 6 шага, то есть уже во второй половине проекта. Говоря проще, если общие временные рамки проекта вами заданы в 4 месяца – для экономии фонда заработной платы вы можете смело отправлять весь отдел дизайна в отпуск на первые два месяца – им в проекте делать пока нечего;
d) Специалист по персонажам и прототипированию нужен на этапах 4 и 5, не более того. Обратите внимание, сценарист в кинематографе вовсе не отвечает за качество рендеринга и не контролирует работы звуковой студии, также, как и составитель сторибордов не несет ответственности за некачественное продюсирование. Но ИТ-кластер живет своим умом, идет своим путем и очень любит на менеджера проектов навешивать все этапы без разбора, отчего-то рассчитывая затем на качественный результат в итоге;
e) Режиссер, он же менеджер проекта, нужен на этапах 1,2,6,7,10. То есть его вклад в процесс тоже не превышает 50%;
f) И только генеральный продюсер может и должен безвылазно погружаться в проект и собственными деньгами и репутацией отвечать как за визуальную, так и за маркетинговую составляющую своего проекта. Только от него одного в итоге зависят и сборы будущего шедевра, и планы по созданию сиквела, и продажа прав на кепочки-футболочки. Только он один рискует не рассчитаться с кредиторами и потерять инвесторов, только он один решает все вопросы по рекламе и приглашенным «звездам» в команду.

К сожалению, полномочия среднего product manager-а российских веб-студий пока сильно проигрывают в этом плане с полномочиями генерального продюсера фильма по управлению как денежными, так и кадровыми ресурсами в проекте. Может, именно поэтому на большинство сайтов без слез и не взглянешь?

.

Комментарии (0)