С чего начать проектирование сложной информационной системы? Как обрести начальную точку опоры, от которой можно будет оттолкнуться в придумывании функционала, алгоритмов и приятных фишечек в дизайне? В статье я предлагаю рассмотреть на примере интересную методику проецирования человеческой личности на создаваемый сайт или приложение, эдакий аналог составления фоторобота для разыскиваемой концепции.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/ee9/5b0/436/ee95b043666024b0ca894024660f3943.jpg)
Последние лет пять методика проектирования, отталкивающаяся от вымышленных персонажей, вызывает во мне лично все больше и больше недоверия. Нельзя сказать, чтобы данный подход устарел — нет, он все также помогает структурировать хаос мыслей команды разработчиков и настроить всех на единую ментальную волну, позволяя генерировать гипотезы и выстраивать прогнозы в едином векторе. Это все так, но вот гарантии успеха…
Все чаще меня не покидает ощущение, что система, проектируемая для 2, 3, 5 вымышленных людей — в итоге и будет работать только с этими несколькими придуманными персонажами. Повторю свою излюбленную мысль о том, что в открытой системе, которой и является наша с вами реальность, невозможно априори учесть все факторы, влияющие на процесс взаимодействия каждого живого пользователя с системой, и именно поэтому метод персонажей изначально содержит в себе некую фантазийную условность, допущение, погрешность, составляющую иной раз до 99% от фактических результатов при первом боевом крещении рабочей программы.
Моя же методика проектирования предлагает оставить воображаемых пользователей в покое и сконцентрироваться на том персонаже, который будет представлять собой наш информационный проект. Другими словами нам нужен образ, идеально воплощающий наш посыл, первоначальную идею, очеловечивая собой бездушные буквы и картинки на экране монитора. Нам нужно измыслить такую систему, которую пользователи (любые, с любыми тараканами в голове) сумеют с радостью очеловечить и самостоятельно проникнуться симпатией. Примерно как здесь:
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/93c/5ab/773/93c5ab77338e1571122a238db31779b2.jpg)
Да, слабой стороной такого подхода является настойчивое желание «не знать» своего пользователя, не проникать в его privacy, но нужно ли нам будет такое вторжение вообще? Для примера прямо сейчас попробуем спроектировать чисто гипотетическую систему онлайн-курсов (благо, они сейчас в моде), и для этого мы с вами очеловечим проектируемую систему (воспользовавшись таким лайфхаком, как тяга человеческого мышления к антропоморфизму) и создадим некий виртуальный образ педагога, ментора, тьютора, описав те качества, которые мы, проектировщики, хотели бы презентовать живым людям. Главное — сейчас мы ничего не будем предполагать об интересах пользователя Васи из Сыктывкара или студентки Марины из Сингапура, да хоть мозгового слизня с Андромеды, желающего поработить Землю, изучив нашу историю и культуру.
Оставим пользователей в покое, их личные мысли — это их частное дело, мы лишь занимаемся дизайном той «личности», которая будет взаимодействовать с ними, если вдруг у людей возникнет необходимость в онлайн-обучении (а она возникнет, спрос на самом деле просто громадный). Воздержимся на данном этапе от оценочного суждения на тему хорош такой странный подход или плох, просто попробуем. В конце концов, плохих систем, созданных на базе выдуманных Константинов Константинопольских — уже предостаточно для того, чтобы получить моральное право испробовать хоть что-то новое.
Для такого гипотетического проектирования нарочно был взят такой интересный формат как образовательный портал с онлайн-курсами. Очень не хотелось бы в данном примере создавать образ развеселого коробейника с ярмарки, или навязчивого липкого продавца консультанта по фамилии «Вамчтотоподсказать» — нам нужны глубокие серьезные проекты для примера. Итак, портал с онлайн-курсами…
Заходим издалека
Настоящие знания всегда ценны и сакральны. Издревле у человечества сложился стереотип о том, что истинная мудрость не может быть легкодоступной, со скидкой, по акции, с бонусом — это всегда только трудный путь к цели. Настоящий Учитель не имеет права быть рубахой-парнем, эдаким дружбаном, с которым можно фамильярничать — иначе то, что он знает — мгновенно обесценивается. «Если он сам такой же как я: также говорит, живет, думает, мечтает, имеет столько же денег — что проку от имеющейся у него мудрости?» — справедливо размышляет каждый неофит. И только когда образ мыслей, поведение, уважение в социуме, личные достижения вызывают уважение — ученик мотивируется получать Мудрость именно из уст данного Учителя и готов на долгие годы боли и лишений во имя конечного результата.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/822/7d9/d5c/8227d9d5cc59bab9a84daf47b2e57141.jpg)
Вспомним монастырь Шаолинь — там для получения права начать обучение люди были готовы сутками выстаивать у дверей в ожидании приглашения, годами изнурять себя тренировками, диетой, изменением прежнего образа мыслей — и только тогда показывали впечатляющие результаты. Так мы приходим к первому выводу: обучение невозможно без непререкаемого авторитета преподавателя и мотивации ученика. Обратное тоже верно: демотивированный студент, ленящийся сотрудник — никогда не приблизятся к настоящему знанию, не смогут «образовать» из себя настоящего профессионала.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/191/748/dea/191748dea1acf72eba612554610093ee.jpg)
Сравним такую методику с массовым вовлечением, легкодоступностью и увеличением продающих свойств: сейчас, когда брошюру с методикой из самого Шаолиня можно купить в любом провинциальном ларьке — увеличилось ли в разы количество великих мастеров? Наоборот, базовый уровень упал максимально низко вместе со снижением порога входа. Берем такой подход на заметку, начинаем чертить таблицу свойств. Или диаграмму. Или даже рисовать фоторобот — главное, чтобы было удобно визуализировать все мысли проектировщика, а сам формат представления вторичен.
Для определенных проектов отлично подойдут даже комиксы, описывающие сценарий общения виртуального персонажа с группой пользователей. Можно, к примеру, оттолкнуться от идеи, что для проектирования любого по-настоящему крутого суперсайта нужно подбирать образ некоего супергероя, придумывая ему легенду, костюм -дизайн, и главное — функционал суперспособностей:
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/4d2/aba/9e1/4d2aba9e168a4b16789f8ab121a4711f.jpg)
«Суперучитель — на страже галактики в вечной борьбе против невежества, мракобесия, лени и неграмотности!» — звучит? Или наоборот, можно использовать образ строгого немногословного гуру, без заигрываний и излишних упрощений интерфейса. Выбирать вам, в любом случае образ должен быть цельным, заставлять уважать самого себя, обосновать свои претензии на свое лидирующее место в социуме интернет-проектов.
По кирпичикам собираем свойства
Если мы хотим создать солидную образовательную систему, напоминающую людям легендарных мастеров кунг-фу, то нам не потребуется никаких лишних фильтров для поиска, сортировки, подбора курсов. Необходимо сразу занять позицию, намекающую пользователю, что его незнание того или иного предмета априори подразумевает также и высокую степень незнания своей реальной потребности в нем. Пока человек не знал интернета — знал ли он, что ежедневно нуждается в нем сильнее, чем в питьевой воде? Тут все то же — истинный Учитель должен будет сам, исходя из способностей и потенциала учеников выбрать достойнейших и выдать им учебный план, никогда не начинающийся сразу с постижения ключевых знаний. Вспоминаем классику: обучение медитации и уборки, таскание воды и наблюдение за животными, затем обретение базового смирения, разрыв со старым мышлением «незнания» — вот с чего должно начинаться прохождение каждого виртуального или реального курса.
Ну а худшее, что можно себе представить в создаваемом нами образе информационной системы — это возможность тыкнуть на лекцию из середины любого курса для просмотра ее на быстрой перемотке. Это мгновенно обесценит все и разрушит запланированную концепцию. Поэтому так и пишем в брифе: не использовать открытый доступ к полному списку лекций, показывать итоговые преимущества и полученные скиллы, но не раскрывать все карты сразу на странице курса.
![](https://habrastorage.org/files/90f/3dc/23a/90f3dc23a74c4db2b4ef642324c345c2.jpg)
Еще в стародавние времена, в бытность моей работы в системе российского образования, меня лично всегда раздражал фактор требования постоянного роста успеваемости учеников. Оценки все лучше, учеников все больше, медали, дипломы, олимпиады — все это требовалось постоянно наращивать в геометрической прогрессии. Такой путь просто убивает истинное образование, заставляя учителей постоянно снижать, а не повышать планку качества в своей профессии. Та же болезнь может заразить и вашего проектировщика сложного образовательного портала, раньше делавшего только интернет-магазины и лэндинги: как можно больше кликов, быстрых заказов курсов, «мы вам перезвоним за 15 секунд», как можно меньше отказов в начале или середине пути — все это безобразие в нашей конкретной задаче ведет к тому, что любая мудрость превращается в попсу, доступную всем и каждому. Это правильно? Конечно же нет.
Ну вот так устроен этот мир: как не могут все жители мира быть миллиардерами — это обесценит деньги; так не может настоящее знание быть доступно всем — это обесценивает образование, снижает авторитет любой профессии (что мы, собственно, сейчас и наблюдаем во всей красе).
Таким образом на первом этапе проектирования приходим к выводу, что хороший образовательный портал, сделанный не ради популистских соображений, может иметь высочайший процент отказов, огромное число «соскочивших», максимально усложненный интерфейс — и все это пойдет только на пользу качеству и статусу тех, кто все же прошел и закончил курс.
Беря опять же во внимание древнюю мудрую тактику «обучение — во всем», можно вписать еще одно интересное свойство: сам интерфейс портала может обучать не хуже, чем записи лекций или сканы конспектов. Мы ведь говорим о современном интерактивном портале, а не просто об электронном хранилище, где технологии позволяют нам реализовать любые инструменты и виртуальные тренажеры для развития разума ученика в нужном ключе:
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/797/6aa/d73/7976aad736746c0a98e7be692c6d120f.jpg)
Допустим, пусть все кнопки на курсе физики имеют эффект силы тяжести, а ссылки — имитируют сопротивление тока (нужно выбрать определенную силу тока с помощью времени нажима — чтобы прокликнуть по ней и перейти дальше). При низкой успеваемости по курсу ботаники — у пользователя должно умирать его личное дерево, а от успешных расчетов уравнений по алгебре — зависит итоговая стоимость оплаты сертификата по итогам учебы. Так можно добиться максимальной реалистичности, когда каждая деятельность, каждая секунда взаимодействия в своем профиле или на странице 404 — может и должна быть уроком для того, кто готов увидеть и услышать этот урок. Именно так учили людей тысячелетиями до нас, и возможно, не стоит изобретать велосипед заново?
Итак, каким у нас получается идеальный сценарий по взаимодействию с таким авторитетным сайтом-учителем, постигшим дзен? Минимализм в дизайне, строка поиска заменена на пошаговое анкетирование каждого входящего посетителя, в ходе которого будут выявлены его способности, навыки, потребности, умения и главное — сила желания дойти до конца. Если выразиться образно, то выходит, что ЕГЭ должно предшествовать любому обучению для оценки потенциала для учебы, но никак не завершать его. И это абсолютно верно.
Затем после недельного ожидания во время которого любой пользователь, 18 или 68 лет, из Москвы или Квебека, выработал в себе стойкость или же окончательно остыл бы к учебе; поступает приглашение начать первую стадию обучения и предложение готового индивидуального учебного курса с лекциями, соответствующие уровню знаний ученика и состоящие из тех дисциплин, в которых системой-учителем выявлены явные пробелы или критичные потребности по роду текущей или планируемой в дальнейшем деятельности пользователя. После успешного прохождения 1 этапа, каждый пользователь получает статус Ученик, затем в учебном плане открывается новая усиленная программа, другие курсы и впереди маячит статус Мастера, затем очередные этапы и так далее…
Мы не знаем того — чего мы не знаем
![](https://habrastorage.org/files/48e/e0c/e3d/48ee0ce3d71f421ba08f534a34e7822a.jpg)
Таким образом, человек будет готов обучаться внутри нашей системы всю жизнь, пополняя свой багаж не однобокой субъективной информацией, а расширяя свое мировоззрение в целом, согласно своей профессии и способностям к восприятию. Напомню еще раз одну истину, являющуюся базой для понимания сути образования в целом: «каждый человек не знает того — чего он не знает». А не зная, не может адекватно оценить пользу, необходимость, свою потребность, эффект будущего знания для решения насущных проблем и т.д.
Ну а главная страница такого учебного портала пусть выглядит примерно так:
![](https://habrastorage.org/files/a9f/b6e/632/a9fb6e6323c54689a36ce9349bee2c68.jpg)
Итак, в чем сила такого странного подхода — здесь мы не зацикливаемся на собственных фантазиях и не пишем пространный литературный роман о трудной жизни никогда не существовавшего в реальности Ивана Иванова. Мы просто используем особенности человеческого мировосприятия и создаем словесный портрет, очеловечивая саму систему, планируем ее восприятие любыми людьми, которые с ней столкнутся. Мы разворачиваем вопрос иначе, не «что людям может быть надо от системы», а "что система может дать всем тем, кто намеренно или по ошибке, из любопытства или под давлением обстоятельств извне, — но перешел по ссылке или скачал приложение на телефон".
Что же касается монетизации и проблем с продвижением такой концепции, то маркетологи всего мира подтвердят вам — зачастую закрытость и элитарность, труднодоступность и статусность могут дать для продвижения бренда даже больше, чем развязная легкодоступность, вседозволенность и нарочитое упрощение.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/ee9/5b0/436/ee95b043666024b0ca894024660f3943.jpg)
Последние лет пять методика проектирования, отталкивающаяся от вымышленных персонажей, вызывает во мне лично все больше и больше недоверия. Нельзя сказать, чтобы данный подход устарел — нет, он все также помогает структурировать хаос мыслей команды разработчиков и настроить всех на единую ментальную волну, позволяя генерировать гипотезы и выстраивать прогнозы в едином векторе. Это все так, но вот гарантии успеха…
Все чаще меня не покидает ощущение, что система, проектируемая для 2, 3, 5 вымышленных людей — в итоге и будет работать только с этими несколькими придуманными персонажами. Повторю свою излюбленную мысль о том, что в открытой системе, которой и является наша с вами реальность, невозможно априори учесть все факторы, влияющие на процесс взаимодействия каждого живого пользователя с системой, и именно поэтому метод персонажей изначально содержит в себе некую фантазийную условность, допущение, погрешность, составляющую иной раз до 99% от фактических результатов при первом боевом крещении рабочей программы.
Моя же методика проектирования предлагает оставить воображаемых пользователей в покое и сконцентрироваться на том персонаже, который будет представлять собой наш информационный проект. Другими словами нам нужен образ, идеально воплощающий наш посыл, первоначальную идею, очеловечивая собой бездушные буквы и картинки на экране монитора. Нам нужно измыслить такую систему, которую пользователи (любые, с любыми тараканами в голове) сумеют с радостью очеловечить и самостоятельно проникнуться симпатией. Примерно как здесь:
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/93c/5ab/773/93c5ab77338e1571122a238db31779b2.jpg)
Да, слабой стороной такого подхода является настойчивое желание «не знать» своего пользователя, не проникать в его privacy, но нужно ли нам будет такое вторжение вообще? Для примера прямо сейчас попробуем спроектировать чисто гипотетическую систему онлайн-курсов (благо, они сейчас в моде), и для этого мы с вами очеловечим проектируемую систему (воспользовавшись таким лайфхаком, как тяга человеческого мышления к антропоморфизму) и создадим некий виртуальный образ педагога, ментора, тьютора, описав те качества, которые мы, проектировщики, хотели бы презентовать живым людям. Главное — сейчас мы ничего не будем предполагать об интересах пользователя Васи из Сыктывкара или студентки Марины из Сингапура, да хоть мозгового слизня с Андромеды, желающего поработить Землю, изучив нашу историю и культуру.
Оставим пользователей в покое, их личные мысли — это их частное дело, мы лишь занимаемся дизайном той «личности», которая будет взаимодействовать с ними, если вдруг у людей возникнет необходимость в онлайн-обучении (а она возникнет, спрос на самом деле просто громадный). Воздержимся на данном этапе от оценочного суждения на тему хорош такой странный подход или плох, просто попробуем. В конце концов, плохих систем, созданных на базе выдуманных Константинов Константинопольских — уже предостаточно для того, чтобы получить моральное право испробовать хоть что-то новое.
Для такого гипотетического проектирования нарочно был взят такой интересный формат как образовательный портал с онлайн-курсами. Очень не хотелось бы в данном примере создавать образ развеселого коробейника с ярмарки, или навязчивого липкого продавца консультанта по фамилии «Вамчтотоподсказать» — нам нужны глубокие серьезные проекты для примера. Итак, портал с онлайн-курсами…
Заходим издалека
Настоящие знания всегда ценны и сакральны. Издревле у человечества сложился стереотип о том, что истинная мудрость не может быть легкодоступной, со скидкой, по акции, с бонусом — это всегда только трудный путь к цели. Настоящий Учитель не имеет права быть рубахой-парнем, эдаким дружбаном, с которым можно фамильярничать — иначе то, что он знает — мгновенно обесценивается. «Если он сам такой же как я: также говорит, живет, думает, мечтает, имеет столько же денег — что проку от имеющейся у него мудрости?» — справедливо размышляет каждый неофит. И только когда образ мыслей, поведение, уважение в социуме, личные достижения вызывают уважение — ученик мотивируется получать Мудрость именно из уст данного Учителя и готов на долгие годы боли и лишений во имя конечного результата.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/822/7d9/d5c/8227d9d5cc59bab9a84daf47b2e57141.jpg)
Вспомним монастырь Шаолинь — там для получения права начать обучение люди были готовы сутками выстаивать у дверей в ожидании приглашения, годами изнурять себя тренировками, диетой, изменением прежнего образа мыслей — и только тогда показывали впечатляющие результаты. Так мы приходим к первому выводу: обучение невозможно без непререкаемого авторитета преподавателя и мотивации ученика. Обратное тоже верно: демотивированный студент, ленящийся сотрудник — никогда не приблизятся к настоящему знанию, не смогут «образовать» из себя настоящего профессионала.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/191/748/dea/191748dea1acf72eba612554610093ee.jpg)
Сравним такую методику с массовым вовлечением, легкодоступностью и увеличением продающих свойств: сейчас, когда брошюру с методикой из самого Шаолиня можно купить в любом провинциальном ларьке — увеличилось ли в разы количество великих мастеров? Наоборот, базовый уровень упал максимально низко вместе со снижением порога входа. Берем такой подход на заметку, начинаем чертить таблицу свойств. Или диаграмму. Или даже рисовать фоторобот — главное, чтобы было удобно визуализировать все мысли проектировщика, а сам формат представления вторичен.
Для определенных проектов отлично подойдут даже комиксы, описывающие сценарий общения виртуального персонажа с группой пользователей. Можно, к примеру, оттолкнуться от идеи, что для проектирования любого по-настоящему крутого суперсайта нужно подбирать образ некоего супергероя, придумывая ему легенду, костюм -дизайн, и главное — функционал суперспособностей:
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/4d2/aba/9e1/4d2aba9e168a4b16789f8ab121a4711f.jpg)
«Суперучитель — на страже галактики в вечной борьбе против невежества, мракобесия, лени и неграмотности!» — звучит? Или наоборот, можно использовать образ строгого немногословного гуру, без заигрываний и излишних упрощений интерфейса. Выбирать вам, в любом случае образ должен быть цельным, заставлять уважать самого себя, обосновать свои претензии на свое лидирующее место в социуме интернет-проектов.
По кирпичикам собираем свойства
Если мы хотим создать солидную образовательную систему, напоминающую людям легендарных мастеров кунг-фу, то нам не потребуется никаких лишних фильтров для поиска, сортировки, подбора курсов. Необходимо сразу занять позицию, намекающую пользователю, что его незнание того или иного предмета априори подразумевает также и высокую степень незнания своей реальной потребности в нем. Пока человек не знал интернета — знал ли он, что ежедневно нуждается в нем сильнее, чем в питьевой воде? Тут все то же — истинный Учитель должен будет сам, исходя из способностей и потенциала учеников выбрать достойнейших и выдать им учебный план, никогда не начинающийся сразу с постижения ключевых знаний. Вспоминаем классику: обучение медитации и уборки, таскание воды и наблюдение за животными, затем обретение базового смирения, разрыв со старым мышлением «незнания» — вот с чего должно начинаться прохождение каждого виртуального или реального курса.
Ну а худшее, что можно себе представить в создаваемом нами образе информационной системы — это возможность тыкнуть на лекцию из середины любого курса для просмотра ее на быстрой перемотке. Это мгновенно обесценит все и разрушит запланированную концепцию. Поэтому так и пишем в брифе: не использовать открытый доступ к полному списку лекций, показывать итоговые преимущества и полученные скиллы, но не раскрывать все карты сразу на странице курса.
![](https://habrastorage.org/files/90f/3dc/23a/90f3dc23a74c4db2b4ef642324c345c2.jpg)
Еще в стародавние времена, в бытность моей работы в системе российского образования, меня лично всегда раздражал фактор требования постоянного роста успеваемости учеников. Оценки все лучше, учеников все больше, медали, дипломы, олимпиады — все это требовалось постоянно наращивать в геометрической прогрессии. Такой путь просто убивает истинное образование, заставляя учителей постоянно снижать, а не повышать планку качества в своей профессии. Та же болезнь может заразить и вашего проектировщика сложного образовательного портала, раньше делавшего только интернет-магазины и лэндинги: как можно больше кликов, быстрых заказов курсов, «мы вам перезвоним за 15 секунд», как можно меньше отказов в начале или середине пути — все это безобразие в нашей конкретной задаче ведет к тому, что любая мудрость превращается в попсу, доступную всем и каждому. Это правильно? Конечно же нет.
Ну вот так устроен этот мир: как не могут все жители мира быть миллиардерами — это обесценит деньги; так не может настоящее знание быть доступно всем — это обесценивает образование, снижает авторитет любой профессии (что мы, собственно, сейчас и наблюдаем во всей красе).
Таким образом на первом этапе проектирования приходим к выводу, что хороший образовательный портал, сделанный не ради популистских соображений, может иметь высочайший процент отказов, огромное число «соскочивших», максимально усложненный интерфейс — и все это пойдет только на пользу качеству и статусу тех, кто все же прошел и закончил курс.
Беря опять же во внимание древнюю мудрую тактику «обучение — во всем», можно вписать еще одно интересное свойство: сам интерфейс портала может обучать не хуже, чем записи лекций или сканы конспектов. Мы ведь говорим о современном интерактивном портале, а не просто об электронном хранилище, где технологии позволяют нам реализовать любые инструменты и виртуальные тренажеры для развития разума ученика в нужном ключе:
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/797/6aa/d73/7976aad736746c0a98e7be692c6d120f.jpg)
Допустим, пусть все кнопки на курсе физики имеют эффект силы тяжести, а ссылки — имитируют сопротивление тока (нужно выбрать определенную силу тока с помощью времени нажима — чтобы прокликнуть по ней и перейти дальше). При низкой успеваемости по курсу ботаники — у пользователя должно умирать его личное дерево, а от успешных расчетов уравнений по алгебре — зависит итоговая стоимость оплаты сертификата по итогам учебы. Так можно добиться максимальной реалистичности, когда каждая деятельность, каждая секунда взаимодействия в своем профиле или на странице 404 — может и должна быть уроком для того, кто готов увидеть и услышать этот урок. Именно так учили людей тысячелетиями до нас, и возможно, не стоит изобретать велосипед заново?
Итак, каким у нас получается идеальный сценарий по взаимодействию с таким авторитетным сайтом-учителем, постигшим дзен? Минимализм в дизайне, строка поиска заменена на пошаговое анкетирование каждого входящего посетителя, в ходе которого будут выявлены его способности, навыки, потребности, умения и главное — сила желания дойти до конца. Если выразиться образно, то выходит, что ЕГЭ должно предшествовать любому обучению для оценки потенциала для учебы, но никак не завершать его. И это абсолютно верно.
Затем после недельного ожидания во время которого любой пользователь, 18 или 68 лет, из Москвы или Квебека, выработал в себе стойкость или же окончательно остыл бы к учебе; поступает приглашение начать первую стадию обучения и предложение готового индивидуального учебного курса с лекциями, соответствующие уровню знаний ученика и состоящие из тех дисциплин, в которых системой-учителем выявлены явные пробелы или критичные потребности по роду текущей или планируемой в дальнейшем деятельности пользователя. После успешного прохождения 1 этапа, каждый пользователь получает статус Ученик, затем в учебном плане открывается новая усиленная программа, другие курсы и впереди маячит статус Мастера, затем очередные этапы и так далее…
Мы не знаем того — чего мы не знаем
![](https://habrastorage.org/files/48e/e0c/e3d/48ee0ce3d71f421ba08f534a34e7822a.jpg)
Таким образом, человек будет готов обучаться внутри нашей системы всю жизнь, пополняя свой багаж не однобокой субъективной информацией, а расширяя свое мировоззрение в целом, согласно своей профессии и способностям к восприятию. Напомню еще раз одну истину, являющуюся базой для понимания сути образования в целом: «каждый человек не знает того — чего он не знает». А не зная, не может адекватно оценить пользу, необходимость, свою потребность, эффект будущего знания для решения насущных проблем и т.д.
Ну а главная страница такого учебного портала пусть выглядит примерно так:
![](https://habrastorage.org/files/a9f/b6e/632/a9fb6e6323c54689a36ce9349bee2c68.jpg)
Итак, в чем сила такого странного подхода — здесь мы не зацикливаемся на собственных фантазиях и не пишем пространный литературный роман о трудной жизни никогда не существовавшего в реальности Ивана Иванова. Мы просто используем особенности человеческого мировосприятия и создаем словесный портрет, очеловечивая саму систему, планируем ее восприятие любыми людьми, которые с ней столкнутся. Мы разворачиваем вопрос иначе, не «что людям может быть надо от системы», а "что система может дать всем тем, кто намеренно или по ошибке, из любопытства или под давлением обстоятельств извне, — но перешел по ссылке или скачал приложение на телефон".
Что же касается монетизации и проблем с продвижением такой концепции, то маркетологи всего мира подтвердят вам — зачастую закрытость и элитарность, труднодоступность и статусность могут дать для продвижения бренда даже больше, чем развязная легкодоступность, вседозволенность и нарочитое упрощение.