С чего начать проектирование сложной информационной системы? Как обрести начальную точку опоры, от которой можно будет оттолкнуться в придумывании функционала, алгоритмов и приятных фишечек в дизайне? В статье я предлагаю рассмотреть на примере интересную методику проецирования человеческой личности на создаваемый сайт или приложение, эдакий аналог составления фоторобота для разыскиваемой концепции.
Последние лет пять методика проектирования, отталкивающаяся от вымышленных персонажей, вызывает во мне лично все больше и больше недоверия. Нельзя сказать, чтобы данный подход устарел — нет, он все также помогает структурировать хаос мыслей команды разработчиков и настроить всех на единую ментальную волну, позволяя генерировать гипотезы и выстраивать прогнозы в едином векторе. Это все так, но вот гарантии успеха…
Все чаще меня не покидает ощущение, что система, проектируемая для 2, 3, 5 вымышленных людей — в итоге и будет работать только с этими несколькими придуманными персонажами. Повторю свою излюбленную мысль о том, что в открытой системе, которой и является наша с вами реальность, невозможно априори учесть все факторы, влияющие на процесс взаимодействия каждого живого пользователя с системой, и именно поэтому метод персонажей изначально содержит в себе некую фантазийную условность, допущение, погрешность, составляющую иной раз до 99% от фактических результатов при первом боевом крещении рабочей программы.
Моя же методика проектирования предлагает оставить воображаемых пользователей в покое и сконцентрироваться на том персонаже, который будет представлять собой наш информационный проект. Другими словами нам нужен образ, идеально воплощающий наш посыл, первоначальную идею, очеловечивая собой бездушные буквы и картинки на экране монитора. Нам нужно измыслить такую систему, которую пользователи (любые, с любыми тараканами в голове) сумеют с радостью очеловечить и самостоятельно проникнуться симпатией. Примерно как здесь:
Да, слабой стороной такого подхода является настойчивое желание «не знать» своего пользователя, не проникать в его privacy, но нужно ли нам будет такое вторжение вообще? Для примера прямо сейчас попробуем спроектировать чисто гипотетическую систему онлайн-курсов (благо, они сейчас в моде), и для этого мы с вами очеловечим проектируемую систему (воспользовавшись таким лайфхаком, как тяга человеческого мышления к антропоморфизму) и создадим некий виртуальный образ педагога, ментора, тьютора, описав те качества, которые мы, проектировщики, хотели бы презентовать живым людям. Главное — сейчас мы ничего не будем предполагать об интересах пользователя Васи из Сыктывкара или студентки Марины из Сингапура, да хоть мозгового слизня с Андромеды, желающего поработить Землю, изучив нашу историю и культуру.
Оставим пользователей в покое, их личные мысли — это их частное дело, мы лишь занимаемся дизайном той «личности», которая будет взаимодействовать с ними, если вдруг у людей возникнет необходимость в онлайн-обучении (а она возникнет, спрос на самом деле просто громадный). Воздержимся на данном этапе от оценочного суждения на тему хорош такой странный подход или плох, просто попробуем. В конце концов, плохих систем, созданных на базе выдуманных Константинов Константинопольских — уже предостаточно для того, чтобы получить моральное право испробовать хоть что-то новое.
Для такого гипотетического проектирования нарочно был взят такой интересный формат как образовательный портал с онлайн-курсами. Очень не хотелось бы в данном примере создавать образ развеселого коробейника с ярмарки, или навязчивого липкого продавца консультанта по фамилии «Вамчтотоподсказать» — нам нужны глубокие серьезные проекты для примера. Итак, портал с онлайн-курсами…
Заходим издалека
Настоящие знания всегда ценны и сакральны. Издревле у человечества сложился стереотип о том, что истинная мудрость не может быть легкодоступной, со скидкой, по акции, с бонусом — это всегда только трудный путь к цели. Настоящий Учитель не имеет права быть рубахой-парнем, эдаким дружбаном, с которым можно фамильярничать — иначе то, что он знает — мгновенно обесценивается. «Если он сам такой же как я: также говорит, живет, думает, мечтает, имеет столько же денег — что проку от имеющейся у него мудрости?» — справедливо размышляет каждый неофит. И только когда образ мыслей, поведение, уважение в социуме, личные достижения вызывают уважение — ученик мотивируется получать Мудрость именно из уст данного Учителя и готов на долгие годы боли и лишений во имя конечного результата.
Вспомним монастырь Шаолинь — там для получения права начать обучение люди были готовы сутками выстаивать у дверей в ожидании приглашения, годами изнурять себя тренировками, диетой, изменением прежнего образа мыслей — и только тогда показывали впечатляющие результаты. Так мы приходим к первому выводу: обучение невозможно без непререкаемого авторитета преподавателя и мотивации ученика. Обратное тоже верно: демотивированный студент, ленящийся сотрудник — никогда не приблизятся к настоящему знанию, не смогут «образовать» из себя настоящего профессионала.
Сравним такую методику с массовым вовлечением, легкодоступностью и увеличением продающих свойств: сейчас, когда брошюру с методикой из самого Шаолиня можно купить в любом провинциальном ларьке — увеличилось ли в разы количество великих мастеров? Наоборот, базовый уровень упал максимально низко вместе со снижением порога входа. Берем такой подход на заметку, начинаем чертить таблицу свойств. Или диаграмму. Или даже рисовать фоторобот — главное, чтобы было удобно визуализировать все мысли проектировщика, а сам формат представления вторичен.
Для определенных проектов отлично подойдут даже комиксы, описывающие сценарий общения виртуального персонажа с группой пользователей. Можно, к примеру, оттолкнуться от идеи, что для проектирования любого по-настоящему крутого суперсайта нужно подбирать образ некоего супергероя, придумывая ему легенду, костюм -дизайн, и главное — функционал суперспособностей:
«Суперучитель — на страже галактики в вечной борьбе против невежества, мракобесия, лени и неграмотности!» — звучит? Или наоборот, можно использовать образ строгого немногословного гуру, без заигрываний и излишних упрощений интерфейса. Выбирать вам, в любом случае образ должен быть цельным, заставлять уважать самого себя, обосновать свои претензии на свое лидирующее место в социуме интернет-проектов.
По кирпичикам собираем свойства
Если мы хотим создать солидную образовательную систему, напоминающую людям легендарных мастеров кунг-фу, то нам не потребуется никаких лишних фильтров для поиска, сортировки, подбора курсов. Необходимо сразу занять позицию, намекающую пользователю, что его незнание того или иного предмета априори подразумевает также и высокую степень незнания своей реальной потребности в нем. Пока человек не знал интернета — знал ли он, что ежедневно нуждается в нем сильнее, чем в питьевой воде? Тут все то же — истинный Учитель должен будет сам, исходя из способностей и потенциала учеников выбрать достойнейших и выдать им учебный план, никогда не начинающийся сразу с постижения ключевых знаний. Вспоминаем классику: обучение медитации и уборки, таскание воды и наблюдение за животными, затем обретение базового смирения, разрыв со старым мышлением «незнания» — вот с чего должно начинаться прохождение каждого виртуального или реального курса.
Ну а худшее, что можно себе представить в создаваемом нами образе информационной системы — это возможность тыкнуть на лекцию из середины любого курса для просмотра ее на быстрой перемотке. Это мгновенно обесценит все и разрушит запланированную концепцию. Поэтому так и пишем в брифе: не использовать открытый доступ к полному списку лекций, показывать итоговые преимущества и полученные скиллы, но не раскрывать все карты сразу на странице курса.
Еще в стародавние времена, в бытность моей работы в системе российского образования, меня лично всегда раздражал фактор требования постоянного роста успеваемости учеников. Оценки все лучше, учеников все больше, медали, дипломы, олимпиады — все это требовалось постоянно наращивать в геометрической прогрессии. Такой путь просто убивает истинное образование, заставляя учителей постоянно снижать, а не повышать планку качества в своей профессии. Та же болезнь может заразить и вашего проектировщика сложного образовательного портала, раньше делавшего только интернет-магазины и лэндинги: как можно больше кликов, быстрых заказов курсов, «мы вам перезвоним за 15 секунд», как можно меньше отказов в начале или середине пути — все это безобразие в нашей конкретной задаче ведет к тому, что любая мудрость превращается в попсу, доступную всем и каждому. Это правильно? Конечно же нет.
Ну вот так устроен этот мир: как не могут все жители мира быть миллиардерами — это обесценит деньги; так не может настоящее знание быть доступно всем — это обесценивает образование, снижает авторитет любой профессии (что мы, собственно, сейчас и наблюдаем во всей красе).
Таким образом на первом этапе проектирования приходим к выводу, что хороший образовательный портал, сделанный не ради популистских соображений, может иметь высочайший процент отказов, огромное число «соскочивших», максимально усложненный интерфейс — и все это пойдет только на пользу качеству и статусу тех, кто все же прошел и закончил курс.
Беря опять же во внимание древнюю мудрую тактику «обучение — во всем», можно вписать еще одно интересное свойство: сам интерфейс портала может обучать не хуже, чем записи лекций или сканы конспектов. Мы ведь говорим о современном интерактивном портале, а не просто об электронном хранилище, где технологии позволяют нам реализовать любые инструменты и виртуальные тренажеры для развития разума ученика в нужном ключе:
Допустим, пусть все кнопки на курсе физики имеют эффект силы тяжести, а ссылки — имитируют сопротивление тока (нужно выбрать определенную силу тока с помощью времени нажима — чтобы прокликнуть по ней и перейти дальше). При низкой успеваемости по курсу ботаники — у пользователя должно умирать его личное дерево, а от успешных расчетов уравнений по алгебре — зависит итоговая стоимость оплаты сертификата по итогам учебы. Так можно добиться максимальной реалистичности, когда каждая деятельность, каждая секунда взаимодействия в своем профиле или на странице 404 — может и должна быть уроком для того, кто готов увидеть и услышать этот урок. Именно так учили людей тысячелетиями до нас, и возможно, не стоит изобретать велосипед заново?
Итак, каким у нас получается идеальный сценарий по взаимодействию с таким авторитетным сайтом-учителем, постигшим дзен? Минимализм в дизайне, строка поиска заменена на пошаговое анкетирование каждого входящего посетителя, в ходе которого будут выявлены его способности, навыки, потребности, умения и главное — сила желания дойти до конца. Если выразиться образно, то выходит, что ЕГЭ должно предшествовать любому обучению для оценки потенциала для учебы, но никак не завершать его. И это абсолютно верно.
Затем после недельного ожидания во время которого любой пользователь, 18 или 68 лет, из Москвы или Квебека, выработал в себе стойкость или же окончательно остыл бы к учебе; поступает приглашение начать первую стадию обучения и предложение готового индивидуального учебного курса с лекциями, соответствующие уровню знаний ученика и состоящие из тех дисциплин, в которых системой-учителем выявлены явные пробелы или критичные потребности по роду текущей или планируемой в дальнейшем деятельности пользователя. После успешного прохождения 1 этапа, каждый пользователь получает статус Ученик, затем в учебном плане открывается новая усиленная программа, другие курсы и впереди маячит статус Мастера, затем очередные этапы и так далее…
Мы не знаем того — чего мы не знаем
Таким образом, человек будет готов обучаться внутри нашей системы всю жизнь, пополняя свой багаж не однобокой субъективной информацией, а расширяя свое мировоззрение в целом, согласно своей профессии и способностям к восприятию. Напомню еще раз одну истину, являющуюся базой для понимания сути образования в целом: «каждый человек не знает того — чего он не знает». А не зная, не может адекватно оценить пользу, необходимость, свою потребность, эффект будущего знания для решения насущных проблем и т.д.
Ну а главная страница такого учебного портала пусть выглядит примерно так:
Итак, в чем сила такого странного подхода — здесь мы не зацикливаемся на собственных фантазиях и не пишем пространный литературный роман о трудной жизни никогда не существовавшего в реальности Ивана Иванова. Мы просто используем особенности человеческого мировосприятия и создаем словесный портрет, очеловечивая саму систему, планируем ее восприятие любыми людьми, которые с ней столкнутся. Мы разворачиваем вопрос иначе, не «что людям может быть надо от системы», а "что система может дать всем тем, кто намеренно или по ошибке, из любопытства или под давлением обстоятельств извне, — но перешел по ссылке или скачал приложение на телефон".
Что же касается монетизации и проблем с продвижением такой концепции, то маркетологи всего мира подтвердят вам — зачастую закрытость и элитарность, труднодоступность и статусность могут дать для продвижения бренда даже больше, чем развязная легкодоступность, вседозволенность и нарочитое упрощение.
Последние лет пять методика проектирования, отталкивающаяся от вымышленных персонажей, вызывает во мне лично все больше и больше недоверия. Нельзя сказать, чтобы данный подход устарел — нет, он все также помогает структурировать хаос мыслей команды разработчиков и настроить всех на единую ментальную волну, позволяя генерировать гипотезы и выстраивать прогнозы в едином векторе. Это все так, но вот гарантии успеха…
Все чаще меня не покидает ощущение, что система, проектируемая для 2, 3, 5 вымышленных людей — в итоге и будет работать только с этими несколькими придуманными персонажами. Повторю свою излюбленную мысль о том, что в открытой системе, которой и является наша с вами реальность, невозможно априори учесть все факторы, влияющие на процесс взаимодействия каждого живого пользователя с системой, и именно поэтому метод персонажей изначально содержит в себе некую фантазийную условность, допущение, погрешность, составляющую иной раз до 99% от фактических результатов при первом боевом крещении рабочей программы.
Моя же методика проектирования предлагает оставить воображаемых пользователей в покое и сконцентрироваться на том персонаже, который будет представлять собой наш информационный проект. Другими словами нам нужен образ, идеально воплощающий наш посыл, первоначальную идею, очеловечивая собой бездушные буквы и картинки на экране монитора. Нам нужно измыслить такую систему, которую пользователи (любые, с любыми тараканами в голове) сумеют с радостью очеловечить и самостоятельно проникнуться симпатией. Примерно как здесь:
Да, слабой стороной такого подхода является настойчивое желание «не знать» своего пользователя, не проникать в его privacy, но нужно ли нам будет такое вторжение вообще? Для примера прямо сейчас попробуем спроектировать чисто гипотетическую систему онлайн-курсов (благо, они сейчас в моде), и для этого мы с вами очеловечим проектируемую систему (воспользовавшись таким лайфхаком, как тяга человеческого мышления к антропоморфизму) и создадим некий виртуальный образ педагога, ментора, тьютора, описав те качества, которые мы, проектировщики, хотели бы презентовать живым людям. Главное — сейчас мы ничего не будем предполагать об интересах пользователя Васи из Сыктывкара или студентки Марины из Сингапура, да хоть мозгового слизня с Андромеды, желающего поработить Землю, изучив нашу историю и культуру.
Оставим пользователей в покое, их личные мысли — это их частное дело, мы лишь занимаемся дизайном той «личности», которая будет взаимодействовать с ними, если вдруг у людей возникнет необходимость в онлайн-обучении (а она возникнет, спрос на самом деле просто громадный). Воздержимся на данном этапе от оценочного суждения на тему хорош такой странный подход или плох, просто попробуем. В конце концов, плохих систем, созданных на базе выдуманных Константинов Константинопольских — уже предостаточно для того, чтобы получить моральное право испробовать хоть что-то новое.
Для такого гипотетического проектирования нарочно был взят такой интересный формат как образовательный портал с онлайн-курсами. Очень не хотелось бы в данном примере создавать образ развеселого коробейника с ярмарки, или навязчивого липкого продавца консультанта по фамилии «Вамчтотоподсказать» — нам нужны глубокие серьезные проекты для примера. Итак, портал с онлайн-курсами…
Заходим издалека
Настоящие знания всегда ценны и сакральны. Издревле у человечества сложился стереотип о том, что истинная мудрость не может быть легкодоступной, со скидкой, по акции, с бонусом — это всегда только трудный путь к цели. Настоящий Учитель не имеет права быть рубахой-парнем, эдаким дружбаном, с которым можно фамильярничать — иначе то, что он знает — мгновенно обесценивается. «Если он сам такой же как я: также говорит, живет, думает, мечтает, имеет столько же денег — что проку от имеющейся у него мудрости?» — справедливо размышляет каждый неофит. И только когда образ мыслей, поведение, уважение в социуме, личные достижения вызывают уважение — ученик мотивируется получать Мудрость именно из уст данного Учителя и готов на долгие годы боли и лишений во имя конечного результата.
Вспомним монастырь Шаолинь — там для получения права начать обучение люди были готовы сутками выстаивать у дверей в ожидании приглашения, годами изнурять себя тренировками, диетой, изменением прежнего образа мыслей — и только тогда показывали впечатляющие результаты. Так мы приходим к первому выводу: обучение невозможно без непререкаемого авторитета преподавателя и мотивации ученика. Обратное тоже верно: демотивированный студент, ленящийся сотрудник — никогда не приблизятся к настоящему знанию, не смогут «образовать» из себя настоящего профессионала.
Сравним такую методику с массовым вовлечением, легкодоступностью и увеличением продающих свойств: сейчас, когда брошюру с методикой из самого Шаолиня можно купить в любом провинциальном ларьке — увеличилось ли в разы количество великих мастеров? Наоборот, базовый уровень упал максимально низко вместе со снижением порога входа. Берем такой подход на заметку, начинаем чертить таблицу свойств. Или диаграмму. Или даже рисовать фоторобот — главное, чтобы было удобно визуализировать все мысли проектировщика, а сам формат представления вторичен.
Для определенных проектов отлично подойдут даже комиксы, описывающие сценарий общения виртуального персонажа с группой пользователей. Можно, к примеру, оттолкнуться от идеи, что для проектирования любого по-настоящему крутого суперсайта нужно подбирать образ некоего супергероя, придумывая ему легенду, костюм -дизайн, и главное — функционал суперспособностей:
«Суперучитель — на страже галактики в вечной борьбе против невежества, мракобесия, лени и неграмотности!» — звучит? Или наоборот, можно использовать образ строгого немногословного гуру, без заигрываний и излишних упрощений интерфейса. Выбирать вам, в любом случае образ должен быть цельным, заставлять уважать самого себя, обосновать свои претензии на свое лидирующее место в социуме интернет-проектов.
По кирпичикам собираем свойства
Если мы хотим создать солидную образовательную систему, напоминающую людям легендарных мастеров кунг-фу, то нам не потребуется никаких лишних фильтров для поиска, сортировки, подбора курсов. Необходимо сразу занять позицию, намекающую пользователю, что его незнание того или иного предмета априори подразумевает также и высокую степень незнания своей реальной потребности в нем. Пока человек не знал интернета — знал ли он, что ежедневно нуждается в нем сильнее, чем в питьевой воде? Тут все то же — истинный Учитель должен будет сам, исходя из способностей и потенциала учеников выбрать достойнейших и выдать им учебный план, никогда не начинающийся сразу с постижения ключевых знаний. Вспоминаем классику: обучение медитации и уборки, таскание воды и наблюдение за животными, затем обретение базового смирения, разрыв со старым мышлением «незнания» — вот с чего должно начинаться прохождение каждого виртуального или реального курса.
Ну а худшее, что можно себе представить в создаваемом нами образе информационной системы — это возможность тыкнуть на лекцию из середины любого курса для просмотра ее на быстрой перемотке. Это мгновенно обесценит все и разрушит запланированную концепцию. Поэтому так и пишем в брифе: не использовать открытый доступ к полному списку лекций, показывать итоговые преимущества и полученные скиллы, но не раскрывать все карты сразу на странице курса.
Еще в стародавние времена, в бытность моей работы в системе российского образования, меня лично всегда раздражал фактор требования постоянного роста успеваемости учеников. Оценки все лучше, учеников все больше, медали, дипломы, олимпиады — все это требовалось постоянно наращивать в геометрической прогрессии. Такой путь просто убивает истинное образование, заставляя учителей постоянно снижать, а не повышать планку качества в своей профессии. Та же болезнь может заразить и вашего проектировщика сложного образовательного портала, раньше делавшего только интернет-магазины и лэндинги: как можно больше кликов, быстрых заказов курсов, «мы вам перезвоним за 15 секунд», как можно меньше отказов в начале или середине пути — все это безобразие в нашей конкретной задаче ведет к тому, что любая мудрость превращается в попсу, доступную всем и каждому. Это правильно? Конечно же нет.
Ну вот так устроен этот мир: как не могут все жители мира быть миллиардерами — это обесценит деньги; так не может настоящее знание быть доступно всем — это обесценивает образование, снижает авторитет любой профессии (что мы, собственно, сейчас и наблюдаем во всей красе).
Таким образом на первом этапе проектирования приходим к выводу, что хороший образовательный портал, сделанный не ради популистских соображений, может иметь высочайший процент отказов, огромное число «соскочивших», максимально усложненный интерфейс — и все это пойдет только на пользу качеству и статусу тех, кто все же прошел и закончил курс.
Беря опять же во внимание древнюю мудрую тактику «обучение — во всем», можно вписать еще одно интересное свойство: сам интерфейс портала может обучать не хуже, чем записи лекций или сканы конспектов. Мы ведь говорим о современном интерактивном портале, а не просто об электронном хранилище, где технологии позволяют нам реализовать любые инструменты и виртуальные тренажеры для развития разума ученика в нужном ключе:
Допустим, пусть все кнопки на курсе физики имеют эффект силы тяжести, а ссылки — имитируют сопротивление тока (нужно выбрать определенную силу тока с помощью времени нажима — чтобы прокликнуть по ней и перейти дальше). При низкой успеваемости по курсу ботаники — у пользователя должно умирать его личное дерево, а от успешных расчетов уравнений по алгебре — зависит итоговая стоимость оплаты сертификата по итогам учебы. Так можно добиться максимальной реалистичности, когда каждая деятельность, каждая секунда взаимодействия в своем профиле или на странице 404 — может и должна быть уроком для того, кто готов увидеть и услышать этот урок. Именно так учили людей тысячелетиями до нас, и возможно, не стоит изобретать велосипед заново?
Итак, каким у нас получается идеальный сценарий по взаимодействию с таким авторитетным сайтом-учителем, постигшим дзен? Минимализм в дизайне, строка поиска заменена на пошаговое анкетирование каждого входящего посетителя, в ходе которого будут выявлены его способности, навыки, потребности, умения и главное — сила желания дойти до конца. Если выразиться образно, то выходит, что ЕГЭ должно предшествовать любому обучению для оценки потенциала для учебы, но никак не завершать его. И это абсолютно верно.
Затем после недельного ожидания во время которого любой пользователь, 18 или 68 лет, из Москвы или Квебека, выработал в себе стойкость или же окончательно остыл бы к учебе; поступает приглашение начать первую стадию обучения и предложение готового индивидуального учебного курса с лекциями, соответствующие уровню знаний ученика и состоящие из тех дисциплин, в которых системой-учителем выявлены явные пробелы или критичные потребности по роду текущей или планируемой в дальнейшем деятельности пользователя. После успешного прохождения 1 этапа, каждый пользователь получает статус Ученик, затем в учебном плане открывается новая усиленная программа, другие курсы и впереди маячит статус Мастера, затем очередные этапы и так далее…
Мы не знаем того — чего мы не знаем
Таким образом, человек будет готов обучаться внутри нашей системы всю жизнь, пополняя свой багаж не однобокой субъективной информацией, а расширяя свое мировоззрение в целом, согласно своей профессии и способностям к восприятию. Напомню еще раз одну истину, являющуюся базой для понимания сути образования в целом: «каждый человек не знает того — чего он не знает». А не зная, не может адекватно оценить пользу, необходимость, свою потребность, эффект будущего знания для решения насущных проблем и т.д.
Ну а главная страница такого учебного портала пусть выглядит примерно так:
Итак, в чем сила такого странного подхода — здесь мы не зацикливаемся на собственных фантазиях и не пишем пространный литературный роман о трудной жизни никогда не существовавшего в реальности Ивана Иванова. Мы просто используем особенности человеческого мировосприятия и создаем словесный портрет, очеловечивая саму систему, планируем ее восприятие любыми людьми, которые с ней столкнутся. Мы разворачиваем вопрос иначе, не «что людям может быть надо от системы», а "что система может дать всем тем, кто намеренно или по ошибке, из любопытства или под давлением обстоятельств извне, — но перешел по ссылке или скачал приложение на телефон".
Что же касается монетизации и проблем с продвижением такой концепции, то маркетологи всего мира подтвердят вам — зачастую закрытость и элитарность, труднодоступность и статусность могут дать для продвижения бренда даже больше, чем развязная легкодоступность, вседозволенность и нарочитое упрощение.