Наверное, вы, как и я, узнали о фотоохоте из мультика «Простоквашино». Идея фоторужья вызвала у меня восторг. Эта штука, словно сплав двух несовместимых вещей, соединяет эргономику оружия и несмертоносность фотокамеры.

В этой статье я хочу рассказать о своём опыте съёмки кошек и птиц, обитающих в черте города, и их повадках. О том, как можно снимать на доступное «железо», и об особенностях фототехники, которые помогут вам запечатлеть яркие моменты.

Моя цель — популяризировать городскую фотоохоту как подходящий почти всем способ полезного досуга, задействующий нашу эволюционную черту: потребность в выслеживании добычи. Заранее соглашусь с возразившими — утверждение спорное, но, мне кажется, так можно объяснить популярность рыбалки, командных видов спорта и компьютерных шутеров.

Внимание, в статье внушительное количество фотографий объёмом около 60 мегабайт!

Польза


Сложно придумать противопоказания к пешим прогулкам человеку, способному ходить, с состоянием здоровья, позволяющим ему это делать. Надеюсь, вы живёте не в регионах, где человек с фотокамерой может вызвать подозрение и навлечь этим на себя опасность.

Вам потребуется удобная обувь и, желательно, не очень яркая одежда, хотя сгодится любая повседневная.



Я опишу недорогую фототехнику, которую многократно испытал в разных условиях освещения и на которую заснял множество животных и птиц. Она вся была куплена на вторичном рынке, в основном на «Авито».

Если вы не хотите фотографировать или не имеете возможности, надеюсь, мой рассказ мотивирует вас на наблюдения и прогулки без камеры.



Ещё фото


Такие прогулки увлекают, и можно незаметно пройти несколько километров. Это мягкий способ ввести в жизнь дополнительное движение. Во время съёмки приходится наклоняться и приседать — получается нескучная и щадящая тренировка.

Ну и ко всему прочему это доступное средство отвлечься от грустной действительности, на время переключиться для поддержания психики.



Ещё фото




Живые существа


Как много видов птиц я не замечал прежде, считая, что в городе кроме ворон, голубей и воробьёв никого не встретить! А выяснилось, что в парках много дроздов, встречаются кулики, галки и другие виды птиц. Практика развивает внимание — начинаешь замечать скрытую жизнь маленьких существ вокруг: места, где живут дикие кошки и где их котята впервые познают большой мир за пределами убежища, гнёзда птиц, шныряющих по закоулкам крыс.

Если не ошибаюсь, это птенец дрозда

Ещё фото

Молодая серая ворона поедает соцветия сирени



А ещё с практикой фотоохоты у меня изменились представления об интеллекте птиц, кошек и собак. Животные удивляют и даже пугают своей сообразительностью. Из недавнего: ждал зелёного сигнала светофора, рядом стояла собака без поводка с хозяйкой. Мы с собакой просто смотрели друг на друга, нейтрально и неподвижно. Я приветливо помахал рукой, и она тут же считала этот жест как дружелюбный, стала вилять хвостом и радостно прыгать. Для меня такое поведение говорит о сложных процессах в психике животного, позволяющих им понимать наши намерения.

Возвращался домой уже в сумерках и заприметил кошку с каким-то странным, недобрым взглядом. Когда подошёл ближе, увидел на роговице правого глаза рубец. Кошка оказалась ласковой и контактной, дала себя погладить

Ещё фото



Собака ждёт хозяина на крыльце

В сети я встречал свидетельства о том, как люди подкармливали городских ворон, и те узнавали своих кормильцев и приветствовали их, если видели в других районах города.



Кошки


Городских кошек можно разделить на две группы:

1. Дикие, выросшие на улице, живущие в подвалах. Часто они осторожны, пугливы и убегают при малейшем проявлении внимания к ним. Таких кошек можно сфотографировать только со значительного расстояния.



Ещё фото


Часть кошек привыкла к подкармливающим их людям, в присутствии человека они спокойны и позволяют к себе приблизиться. Я не советую их гладить, т. к. животные могут неожиданно проявить агрессию, укусить или оцарапать.



Ещё фото




2. Домашние на выгуле. Они вырастают в контакте с людьми. Такие могут сами к вам подойти и начать тереться об ноги. С ними проще всего, потому что они могут подолгу находиться рядом с человеком.



Ещё фото








Кошки с котятами


Мне встречались спокойные уличные кошки, рядом с которыми резвились котята. Котята быстрые, пугливые и осторожные, на них сложно фокусироваться, и они прячутся от малейшего шороха. Но если вы деликатно приблизитесь к матери-кошке и она останется спокойной, то со временем котята выберутся из укрытия и станут крутиться вокруг неё, а вы получите отличные кадры.



Ещё фото








Я стараюсь снимать животных и людей с высоты их роста — это важно, если хотите получить потрясающий кадр. Животные, снятые с высоты роста человека, выглядят привычно, но их фигура и профиль морды теряются на фоне земли. Фотографировать с низкой точки очень помогает откидной экран.



Ещё фото






Когда животные находятся на возвышенности, их удобно снимать, потому что не приходится опускать камеру до самой земли.



Ещё фото




Если на вашей камере нет откидного экрана, можете снимать «вслепую», выставляя ракурс наугад. Сделав много кадров, слегка изменяя положение камеры, обязательно получите несколько удачных снимков. Такой способ хорош, когда у вас установлен широкоугольный объектив. Если действовать осторожно и поставить камеру перед кошкой на вытянутых руках, это может привлечь внимание животного, и когда оно подойдёт обнюхать камеру, можно сделать впечатляющий снимок.

Вот несколько кадров, которые были сняты на зеркальный фотоаппарат начального уровня со штатным зум-объективом с посредственными характеристиками (Olympus E-420 + Zuiko 14-42mm f/3.5-5.6).


Этот кадр был снят, когда котейка подумал, что я принёс ему еды

Ещё фото






Теперь давайте поговорим о технике. Начнём с объективов.

Фокусное расстояние


Для удобной съёмки животных оптимальны объективы с фокусным расстоянием около 70–135 мм. Этот диапазон значений позволяет фотографировать с расстояния, при котором животное не начнёт от вас убегать. Более длиннофокусные объективы пригодны для меньшего числа задач и подойдут скорее для съёмки птиц и спортивных мероприятий. По моему опыту, умеренный телеобъектив с фокусным расстоянием в 200 мм хорошо подходит для города, но для съёмки более осторожных птиц и животных в природе вам потребуется 300, 500 и даже 800-миллиметровые объективы. Учтите, что при съёмке на них важным фактором становится наличие устойчивой опоры, так как начинают сильно сказываться вибрации, и даже небольшие перемещения фотокамеры могут испортить кадр «шевелёнкой».


Воробей, 300 мм

Я часто снимаю на японский Nikkor 85mm f/1.8D и Юпитер 37A 135 мм производства СССР. Оба объектива имеют кольцо установки диафрагмы и кольцо фокусировки.

Юпитер, 135 мм

Ещё фото
Юпитер, 135 мм

Никкор, 85 мм

Никкор, 85 мм

Байонет


Не хочется останавливаться на базовых темах, но кратко нужно пояснить для новичков. Существуют различные и (за редким исключением) несовместимые друг с другом стандарты крепления сменных объективов к фотокамерам. Многие из них имеют многолетнюю историю развития, некоторые дожили до наших дней, другие давно перестали использоваться производителями.

В рамках статьи я хочу рассказать о двух вышеназванных моделях. Объектив фирмы «Никон» имеет байонет Nikon F, а советский «Юпитер» — резьбовое соединение М42, знакомое многим по многочисленным плёночным «Зенитам».

В плеймаркетах и на вторичном рынке продаются переходники для фотокамер, позволяющие устанавливать всевозможные объективы. Эти переходники, как правило, недорогие, имеют простое устройство и изготавливаются в Китае.

Снимки, сделанные на Юпитер 37A:



Ещё фото






А вот снятые на Nikkor 85mm f/1.8D:



Ещё фото




Если у вас нет возможности приобрести телеобъективы, вполне можно обойтись советским штатником от «Зенита» — Гелиосом 44. Их было выпущено множество разновидностей, которые сегодня легко купить на вторичном рынке.



Ещё фото




На полноматричной камере он в полной мере показывает своё фирменное закрученное боке.



Кольцо фокусировки


Так как я использую объективы с ручным фокусом, то хочу заострить ваше внимание на этой части объектива. Кольцо фокусировки у разных объективов характеризуется углом поворота, который нужно совершить, чтобы переместить блок линз при фокусировке от «бесконечности» до минимального значения. У моего Nikkor 85mm f/1.8D кольцо нужно повернуть всего лишь на 45 градусов, чтобы пройти весь диапазон фокусировок; у «Юпитера» больше, почти полный оборот. Это важно, так как малый ход позволяет быстрее наводиться на объект, не перехватывая кольцо рукой.



Также стоит обратить внимание на плавность хода кольца фокусировки и усилие, требуемое для его перемещения. Если кольцо тугое из-за старой загустевшей смазки и объектив имеет резьбовое крепление, то при фокусировке он будет откручиваться. Это очень раздражает, особенно в критические моменты.



Фотокамеры


Я снимал на много разных фотокамер, но хочу рассказать о двух беззеркалках, с которыми провёл много времени и которые могу рекомендовать. Если вы собираетесь купить камеру, то, на мой взгляд, сегодня лучшим выбором будет беззеркальная модель. Я много снимал на зеркальные камеры и продолжаю это делать, но всё же сегодня это устаревающий тип фотоаппаратов.

▍ Sony NEX-5n


Эта камера 2012 года относится к начальному сегменту модельного ряда. Она была моей основной камерой на протяжении нескольких лет. Вспоминаю о ней с большой теплотой, отснял на неё множество репортажей, носил как повседневную камеру и брал в поездки. У неё есть несколько положительных свойств:

1. Качественная и малошумная матрица формата APS-C, выполненная по технологии Exmor. Мне очень нравится цвет, который даёт эта матрица.

2. Отзывчивое управление, удобный хват.

3. Фокус-пикинг — подсветка областей с высоким контрастом, которая позволяет быстро и точно наводить резкость руками. Данный режим работает, даже если к камере не подключён объектив с электроникой, т. е. с любым объективом через пассивный переходник.

4. Высокая энергоэффективность. Одного аккумулятора мне хватало на день интенсивных съёмок. Индикатор разряда при этом показывает расход энергии линейно.

Камере свойственны также и недостатки:

1. Нет матричного стабилизатора.

2. Съёмка только при помощи механического затвора (который у моего экземпляра сломался).

3. Неудачные алгоритмы обработки цвета при съёмке в JPEG, цвета субъективно мне кажутся искажёнными, часто с выраженным зелёным оттенком. На неё стоит снимать в RAW c последующей коррекцией.

Сверху результат внутрикамерной обработки, снизу — конвертера Rawtherapee

4. Легко повреждающееся покрытие у экрана.

▍ Olympus E-M10 Mark Ⅱ


Эту камеру, как и предыдущую, дал поснимать мне отец. Он следит за технологическими новинками, раньше меня перешёл на беззеркалки и отдаёт мне старые камеры, когда обновляется.



Вначале мне она показалась какой-то несерьёзной, с запутанным меню, множеством настроек. Но когда освоился и изучил возможности, поменял к ней отношение и считаю её сбалансированным и технически продвинутым инструментом.

1. В камере установлен пятиосевой матричный стабилизатор, который эффективно гасит колебания. Упрощает и делает комфортной ручную фокусировку, уберегает кадр от смаза при съёмке с рук в условиях недостатка света. Работает в том числе и с объективами без микрочипа, т. е. со всеми, но для корректной работы стабилизатора нужно настроить величину фокусного расстояния установленного в данный момент объектива.



2. Есть возможность снимать, используя электронный затвор, т. е. исключая механические перемещения шторок. Этот режим имеет некоторые малозначимые для обсуждаемой темы особенности и ограничения, не влияющие на съёмку в условиях естественного освещения. Затвор бесшумный и мгновенно срабатывает. Так как память камеры оснащена буфером, можно снимать короткими сериями, что увеличивает шанс зафиксировать удачный момент. При этом не происходит механического износа фотокамеры.

3. Фотоаппарат оснащён качественным оптическим видоискателем с мелким, почти неразличимым, растром пиксельной решётки OLED-экрана. В нём сразу виден результат таким, как он запишется в файл при нажатии кнопки спуска. Это даёт контроль конечного результата и возможность оперативно подкорректировать оттенок, баланс белого, ползунки контраста, насыщенности.

4. Фотоаппарат хорошо передаёт богатство оттенков, даёт предсказуемый результат. С ним я наконец-то научился доверять автоматике и снимать сразу в JPEG для экономии места на флешке и времени при обработке.



Ещё фото


Минусы:

1. Быстрый расход заряда и не очень ёмкий аккумулятор. Это самый главный минус камеры, из-за которого вырабатывается привычка экономить заряд и некоторое волнение по поводу внезапного истощения электроэнергии. Но это решается покупкой дополнительных батарей и переносной зарядки для них, питающейся от USB-порта.

2. Фокус-пикинг работает только с объективами стандарта micro 4/3 в режиме ручного фокуса. На мой взгляд, это несколько бесполезно, т. к. автофокус у фотокамеры и так достаточно цепкий и быстрый.

3. Иногда случаются зависания. Это произошло с моим экземпляром пару раз за несколько лет эксплуатации.

Сейчас это моя основная и любимая камера, я оснастил её съёмной рамой с рукояткой, позволяющей удобно держать и крепить на штатив в двух положениях. Ремень от «Зенита» удивительно качественный и стойкий, шелкографические надписи не потеряли эластичность и не обсыпались за десятилетия, а сам он сделан из приятного для кожи материала.

Универсальные принципы фотосъёмки


Я давно снимаю репортажи и заметил, что люди и животные реагируют на фотографа схожим образом. Самое важное — не делать никаких резких движений и резких остановок.



Например, вы идёте и замечаете отличный кадр. Не останавливайтесь резко — это сразу привлечёт внимание! Сделайте несколько шагов, постепенно замедляясь, спокойно извлеките фотоаппарат и плавно вернитесь. Передвигайте камеру как можно плавнее. И кошки, и люди, отвлечённые на свои дела, слабо реагируют, если вы двигаетесь деликатно и плавно.



Мне удавалось приблизиться к очень пугливым и недоверчивым котам, делая мелкие шаги и перерывы, чтобы животное могло успокоиться и удостовериться в том, что я не представляю для него опасности. Пожалуй, это ключевая мысль всей статьи: если вы будете двигаться, не совершая резких движений, то удивитесь, насколько близко вы сможете подобраться к городским животным. (С дикими намного сложнее и требуется совершенно иной уровень маскировки и выдержки.)



Ещё фото




Ещё я заметил, как кошки быстро адаптируются к раздражителям: буквально несколько повторений, и они перестают реагировать на звук затвора. Иногда нужно привлечь внимание кошки, чтобы она посмотрела прямо в объектив. Можно щёлкнуть затвором камеры, но через пару снимков это перестанет действовать. Можно попробовать сказать «кис-кис», но это тоже очень быстро перестанет работать. Имейте это в виду.



Ещё фото




Хотите поснимать птиц? Придя на место, удобно расположитесь там, где они обитают, и постарайтесь лишний раз не двигаться. Например, я неоднократно ходил на местное заросшее кладбище, потому что там множество птиц и скамеек, на которых можно спокойно сидеть.



Напутствие


Конечно, как в любом другом деле, важна практика. Чем чаще вы будете выбираться на «сафари», тем прочнее будут становиться нейронные связи в вашем мозгу, отвечающие за скорость работы с фотокамерой и автоматический навык крутить кольцо фокусировки в нужную сторону.



Наблюдал занятный случай взаимодействия животных. Напротив друг друга сидели два потрёпанных кота. (Может быть, это были кошки, точно не знаю). Они понуро и неподвижно уставились друг на друга.

На шкурке чёрного уже виднеются седые волоски. На мордах у обоих виднелись множественные рубцы от царапин, полученных в поединках.

Чёрный внезапно заехал светлому по морде когтями и зашипел. Светлый отшатнулся и Рявкнул в ответ. Потом они успокоились и стали дальше тупить друг на друга. Зачем? Почему?

Ещё фото








Гуляйте, практикуйте, фотографируйте живые организмы, которые окружают вас!



Ещё фото


Хочу закончить свой рассказ на фотографии замечательного зайца. Он был приручён работниками радиолокатора, который находился вблизи леса. Зайца несколько месяцев прикармливали овощами, и он привык к людям и позволял к себе подходить.



Комментарии (107)


  1. koricca
    20.06.2023 09:37
    +7

    Чудесные снимки. Тоже этим грешу, но не на таком серьезном уровне, больше как любитель


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37

      Серьезный уровень это птичники и фотографы диких животных. Я тоже любитель.


  1. gtwenty
    20.06.2023 09:37
    +1

    Тоже пытаюсь вкатиться в фотоохоту, но на природе. Отличие только в том, что техника нужна посерьёзнее - 250мм ФР не хватает для съёмки, например, лося. Взял по глупости советский МС МТО-10СА, но не учёл то, что кадры с ним получаются только солнечным днём, а лесная скотина гулять выходит в сумерки. Вот выбираю новый сетап.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +1

      Если не секрет какую камеру хотите брать? Я вот хочу перекатиться когда-нибудь на что-то из топовой линейки олимпуса, т.к. там стабилизатор еще лучше, чем в моей десятке.


      1. gtwenty
        20.06.2023 09:37
        +1

        Пока идей нет. Бюджет на тушку (б/у) 50 т.р., не более. На объектив - ещё 30-50.

        Из требований к тушке - матричный стабилизатор и как можно большее максимальное значение ISO. Пока взгляд зацепился разве что за среднебюджетные олимпусы, да соньки.

        К стеклу - обязательно зум, максимальное ФР - 600, если не больше. Диафрагма, на этот раз, точно не 1/10.
        Заглядываюсь на Tamron 150-600mm, но жаба таки душит.

        Здесь главная проблема в том, что крайне редко удаётся увидеть живое неподвижное животное/птицу при хорошем освещении. Как правило, они выходят погулять тогда, когда их и невооружённым глазом не видно.


        1. PereslavlFoto
          20.06.2023 09:37

          Максимальное ISO, чтобы вместо фотографий делать тепловой шум? Однако имейте в виду, что хорошая матрица при съёмке в raw формате прощает ошибку в одну ступень.


          Объектив с 150—600 будет тёмным и добавит множество аберраций. На таком длинном плече нельзя исправить оптические недостатки. Подумайте лучше про два объектива, где вы заплатите не за мифическую универсальность, а за полезное качество картинки. А то, может быть, попробуете занять у добрых друзей объективы и прикинете в них свою реальную потребность?


          1. spinagon
            20.06.2023 09:37

            Тут надо учитывать, что большинство сенсоров ISO-нейтральны.

            Это значит, что соотношение сигнал/шум зависит не от ISO, а исключительно от количества света, попавшего на сенсор. ISO надо устанавливать таким, чтобы не было пересвета и недосвета. Если снять с низким ISO и потом вытаскивать равку, результат будет точно таким же.


            1. PereslavlFoto
              20.06.2023 09:37

              Ну да, ваша школа учит, что надо избегать крайний положений через ISO.


              А моя школа учит, что надо избегать крайних положений через выдержку, а если объектив тяжёл, тогда надо штатив ставить.


          1. gtwenty
            20.06.2023 09:37

            К сожалению, друзей с телеобъективами я не завёл.
            Дело в том, что лично мне эти фотографии нужны чисто на память. Никто не будет рассматривать пиксели и подкалывать меня по поводу шума и прочих недостатков. Да и бюджет у меня такой, что качественные фото при вышеописанных условиях сделать не получится.

            Касательно универсальности - она и не важна. В случае чего, могу снимать на близкие дистанции и со смартфон с кучей стёкол от 18 до 75мм.
            Да и сам бы хотел совет по поводу выбора объектива для моих сценариев съёмки.


  1. MountainGoat
    20.06.2023 09:37
    +3

    А у нас в городе с кошками борются. Я столько кошек, сколько в статье, за год не встречаю.


    1. Chillingwilli
      20.06.2023 09:37

      У нас тоже, я их если вижу, то только рядом с домами, потому что в подвалах живут.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37

      Друг спрашивает, что за город и почему борятся? И какими методами?


      1. MountainGoat
        20.06.2023 09:37
        +2

        Метод простой. Заколачивают все дыры в подвалы, законопачивают щели в теплотрассы, закрывают мусорные ящики. Приходит зима и вжух - кошек нет.


  1. Jury_78
    20.06.2023 09:37
    +1

    Фотоаппарат оснащён качественным оптическим видоискателем

    Думал оптический это когда пентапризма.

    У меня правда E-M5.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37

      Вероятно, вы правы, я имел в виду предназначенный для визирования одним глазом в окуляр.


  1. PereslavlFoto
    20.06.2023 09:37
    +1

    Ю-37 должен казаться вам нерезким по сравнению с никкором. Кажется? А Гелиос должен совсем уж мягкую картинку давать. Верно ли?

    Многие из ваших фотографий, приведённых в этой статье, будут полезны в других статьях. Пожалуйста, загружайте их в википедию или, по крайней мере, публикуйте по свободной лицензии Creative Commons BY-SA, чтобы другие физлица и юрлица могли законным образом использовать их в своих проектах.

    Спасибо.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +2

      Да, спасибо что напомнили про фотографии. Их можно использовать по лицензии CC BY-SA. https://disk.yandex.ru/d/Qbmri8koLIANnA


  1. nbkgroup
    20.06.2023 09:37
    +9

    (Может быть, это были кошки, точно не знаю).

    Коты, по лицу видно.


    1. Chillingwilli
      20.06.2023 09:37
      +1

      И они у них не особо радостные


  1. vicvoronov
    20.06.2023 09:37
    +10

    Воробушек у вас там не простой - это отдельная разновидность "Полевой воробей"! Это четко видно по почти круглому пятну на белом фоне по бокам головки. У обычных (которых мы чаще видим в городе) такого нет. Полевые изредка заскакивают в голодное зимнее время в городские кормушки. Спасибо за прекрасные снимки!


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +3

      О как. Не знал, спасибо.


    1. diogen4212
      20.06.2023 09:37
      +1

      приезжайте на Дальний Восток, там это основной вид) и южнее в Азии тоже.


  1. diogen4212
    20.06.2023 09:37
    +2

    Надеюсь, вы живёте не в регионах, где человек с фотокамерой может вызвать подозрение и навлечь этим на себя опасность.

    кажется, такое в любых районах происходит… как минимум на уровне любопытства "ой, а что это вы снимаете?" а дальше как повезёт. Особенно, если долго задерживаться в жилых районах, где ходят люди.


  1. ruraic
    20.06.2023 09:37
    +1

    Хотелось бы спросить у автора, много ли брака по фокусу при съемке на мануальную оптику?


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37

      Да, больше половины, но если объект не перемещается, то есть время по-хорошему настроиться и попасть в резкость. У сони в этом очень помогал фокуспикинг, настолько, что мне АФ казался излишним и я на ответственные съемки брал только её и снимал с ручным фокусом.


      1. Moskus
        20.06.2023 09:37
        +2

        Это вопрос тренировки и наличия функций, помогающих при ручной фокусировке - focus peaking, зона увеличения. В итоге, брак фокуса - минимальный даже на исключительно чувствительном катадиоптрическом Tokina 300mm. Без зоны увеличения или focus peaking, разрешения цифрового видоискателя просто недостаточно, чтобы увидеть, где зона фокуса. Единственный способ её увидеть - это покрутить кольцо и увидеть, как фокус перемещается по предметам разного удаления, а потом поймать среднее положение.


        1. engine9 Автор
          20.06.2023 09:37

          Всё верно, такой способ "качелей" так же позволяет быстро поймать фокус.


      1. Astroscope
        20.06.2023 09:37

        Мое мнение: для ручной фокусировки нужно менять штатный матовый фокусировочный экран на, скажем, вариант с микроклиньями. Тогда ручная фокусировка становится быстрой и практически безошибочной без ассистирования камерой - так же, как было на "мануальных" камерах. Для беззеркальной камеры, конечно, это не применимо.


  1. sfi0zy
    20.06.2023 09:37
    +2

    прогулки увлекают, и можно незаметно пройти несколько километров. Это мягкий способ ввести в жизнь дополнительное движение... средство отвлечься от грустной действительности, на время переключиться...

    Я таким вот образом постепенно пришел к стрит-фотографии. Если долго смотреть, то на улицах можно найти много чего, не только птиц и котов.


  1. Sophistik99
    20.06.2023 09:37
    +2

    У нас недалеко от дома один мужик фотографировал чаек. После этого тоже захотелось «поохотиться». Могу сказать, что помимо того, что учишься замечать то, на что обычно не обращаешь внимания, данное занятие ещё и отлично чистит мозги. Иногда полезно даже посреди дня выйти на улицу на полчасика.

    Использую Canon 4000d + Canon EF-S 18-135мм. Камера куплена у коллеги за 10к, объектив у соседей через Авито за 15к. Пока устраивает. Камера нравится ещё тем, что к ней можно подключаться прямо с телефона.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +4

      Давным давно купил 500 мм объектив и снимал им разные пейзажи и заметил, что зрение (вернее сказать, восприятие) изменилось, словно стало длиннофокусным, стал лучше замечать предметы на отдалении километра или около того. Как бы в фоновом режиме в мозге простраивал кадр так, как его бы снял на этот объектив.


  1. dyadyaSerezha
    20.06.2023 09:37

    А если телефон и разные рекламируемые объективы-примочки?


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +2

      Я не снимал никогда на телефон животных, мне не нравится что телефон неудобно держать и нажимать приходится носом.


      1. dyadyaSerezha
        20.06.2023 09:37

        Есть же куча всяких держалок-нажималрк-стабилизаторов для телефонов, в пределах 60-100 баксов.


        1. engine9 Автор
          20.06.2023 09:37

          Да, но я ретроград.


    1. AlexSky
      20.06.2023 09:37
      +2

      Давно перестал брать зеркалку в поездки, а после того, как купил Galaxy S21 Ultra, так и вовсе зеркалку не использовал. ИМХО, современные флагманы смартфонов полностью перекрывают потребности фотографа-любителя.


      1. MoscowBrownBear
        20.06.2023 09:37
        +1

        Почти согласен :-) Только, по-моему до сих пор смартфоны не могут нормально снимать ночью движущиеся объекты. У меня была зеркала, мне кажется уже 20 летней давности, и Nikkor 1.4D и вот пока мой pixel 7 не может так быстро снимать при плохом освещении, смазывает


        1. AlexSky
          20.06.2023 09:37

          Ой, вот нет. У меня был Canon eos 450d, так вот я сейчас с рук ночью на 21s снимаю лучше, чем на Кэнон со штатива. Вычислительная фотография таки рулит.

          Упс, про движущихся объекты не сразу заметил. Но и на тот Кэнон вряд ли я бы что-то снял.


          1. PereslavlFoto
            20.06.2023 09:37

            Младшие зеркалки Canon очень плохо фотографируют ночью, матрица у них не позволяет долгих выдержек, сильно шумит. Именно по этой причине я перешёл на Canon 50D, с которой ночная съёмка уже не составляет проблемы.


            1. MoscowBrownBear
              20.06.2023 09:37

              Вау, радикальное решение, объектив вы при переходе не стали менять?


              1. PereslavlFoto
                20.06.2023 09:37

                Это же кроп, там не надо менять объектив. Опять же, не китовым снимал.


          1. MoscowBrownBear
            20.06.2023 09:37

            Не удивительно, у вас стоковый объектив 18-55 видимо, у него очень слабая светосила, поверьте, разница колоссальная в съёмке ночью (у меня тоже был 18-55) в сравнении с 1.4 (50мм)


            1. PereslavlFoto
              20.06.2023 09:37

              При диафрагме 1,4 нереально добиться какой-либо резкости. Приходится закрывать его до пяти или шести, а то и больше.


      1. ruraic
        20.06.2023 09:37
        +2

        То, что смартфоны очень продвинулись в качестве фото - это несомненно. И с типовыми кейсами вполне хорошо справляются. Но у фотографа-любителя могут быть очень разные интересы. Ну к примеру съемка птиц, самолетов, астро-фото, макро и пр. где уж точно телефон не поможет


        1. dyadyaSerezha
          20.06.2023 09:37

          Я же и сказал про всякие навесные объективы-телескопы для телефонов.


        1. AlexSky
          20.06.2023 09:37

          Я с рук снял "поезд" спутников Старлинк на телефон. Для меня это было очень впечатляющие.


      1. PereslavlFoto
        20.06.2023 09:37
        +2

        Из-за маленькой матрицы смартфоны шумят и выдумывают детали («цифрография»). Смартфон хорош, если надо показать красивую картинку. Но если надо точно передать факт, смартфону доверять уже опасно.


        1. dyadyaSerezha
          20.06.2023 09:37

          А примеры выдумки деталей можно?


          1. PereslavlFoto
            20.06.2023 09:37

            Листва на деревьях.


            Дрожащие следы на воде.


            1. dyadyaSerezha
              20.06.2023 09:37

              Не видел там никаких придумок


              1. PereslavlFoto
                20.06.2023 09:37

                На смартфонах Samsung и на смартфонах ASUS передача листвы очень далека от реальности.


          1. MoscowBrownBear
            20.06.2023 09:37
            +1

            Лица людей, глубина резкости


          1. MountainGoat
            20.06.2023 09:37
            +1

            Ну например известная история про Самсунги и Луну. Самсунги дорисовывают детали на Луне на ночных фотографиях. Их ловили на этом, подвесив круглую картонку правильного цвета - на ней тоже появляются лунные пятна.


        1. AlexSky
          20.06.2023 09:37
          +1

          Конечно, смартфон не сравнится с профессиональной камерой, но, тем не менее, прогресс впечатляющий. Я как-то ради интереса сфоткал номер машины с расстояния метров 100. Глазами я вообще никак не мог рассмотреть. Потом пошёл, проверил - все правильно.

          Ну и мы говорим про любительскую съёмку. Я не против, если мой смартфон"додумает детали" и сделает кадр красивее.


          1. PereslavlFoto
            20.06.2023 09:37
            -1

            В таком подходе — вы правы. Всё так и есть.


            Да и вообще, при обсуждении фотографирования очень велика роль личных вкусов, поэтому и получается всякая вкусовщина.


            А любительская съёмка отличается от профессиональной двумя качествами:


            а) она сделана по любви, то есть намного лучше, чем профессиональная съёмка,
            б) её результат можно использовать, ничего не уплачивая автору.


            Как видите, в моей оценке тоже полно вкусовщины.


    1. gtwenty
      20.06.2023 09:37

      Пробовал - могу сказать, что это ерунда. То, где даже на телефон без объектива при кропе ещё можно что-то разглядеть, здесь, как ни крути, получится полнейшее мыло.


  1. Astroscope
    20.06.2023 09:37
    +11

    Автор - читер. Мощный заход сразу с козырей - столько няшных котиков! Добавил статью в закладки, чтобы пересмотреть снимки потом снова.


  1. treppilk
    20.06.2023 09:37

    Надеюсь, вы таки дали котейке воды)


  1. Dr_Faksov
    20.06.2023 09:37
    -2

    Уважаемый автор, разрешите покритиковать ваши снимки.

    Замечаний у меня только два.

    Первое – контролируйте задний план.

    Вы пишите «отвлечься от грустной действительности, на время переключиться для поддержания психики.» Возможно, вам привычно такое окружение, но многие ваши снимки могут вогнать в депрессию людей, не живущих рядом с вами.

    Давайте смотреть. Первый снимок – коты на старом пожарище. 100% позитив.

    Далее кот - в окне, которое последний раз красили в прошлом веке. Кот на фоне облезлого металлического шкафа, который красился примерно в тоже время что и окно. Коты на фоне дома со СЛЕДАМИ краски. Наверное, красился единственный раз в момент постройки в 50-х годах прошлого века. Кот на площадке облезлой лестницы, наверное, внутри облезлого дома

    Коты на фоне криво оштукатуренной стены. Обдолбаной лестницы. Осыпающейся штукатурки цоколя. И тут живут люди. Которым плевать, где они живут. Или не плевать, но нет возможности изменить окружение. Как тут не впасть в депресуху?

    Сначала я подумал, что это ваш стиль. Но нет, у вас есть очень красивые фото.

    Второе - контролируйте построение кадра.

    Берем второе фото. И фото подписанное «кадр был снят, когда котейка подумал, что я принёс ему еды» Обе эти фотографии прекрасны. Их можно распечатывать и вешать в рамочку с подписью «Как НЕ надо снимать.»

    По-моему, с первых занятий по композиции кадра фотографам\операторам в голову гвоздями вбивают правило « в кадре над макушкой и под подошвами ВСЕГДА должно быть свободное место» Нет места - значит это технический брак съёмки. Где кончики лап ваших котеек? Нельзя обрезать ступни. Места обрезаний (планы, если говорить правильно) вырабатывались столетиями, и пришли в кино и фотографию из живописи.

    Есть ещё одно правило, которое вбивают гвоздями –«горизонт». Посмотрите на свои фото. Примерно на четверти из них горизонт не горизонтален. И если горизонт, в основном, можно просто поправить в редакторе, то обрезанные ступни не вернуть.  

    А коты — это всегда классно. Сам кошатник, моей кисе 19 лет. Стараюсь не сильно её расстраивать.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +8

      Так-то вы всё правильно говорите. Но я давно перерос эту душную "каноничность" и могу позволить себе снимать как снимается. Считаю, что замороченность на построении композиции культивируется на многочисленных фотосайтах и мешает людям спокойно жить.

      Без всяких сомнений, композиция важна там где она является частью творческой задумки, моя творческая задумка в лёгком хаосе, придающем снимкам нарочитую неправильность.

      По поводу фонов с облезлой краской совсем натянутая придирка, это данность, я забываю обо всём когда фокусируюсь на главном. А там уж что есть, такова моя локальная облезлая действительность.


      1. Dr_Faksov
        20.06.2023 09:37
        +2

        Да я не настаиваю. Это вопрос творчества. Просто хотел спросить- вы фото исключительно для себя делаете или другим тоже показываете?

        Тут знаете, как с кодом. Не всякий код написанный для себя можно людям показывать. Потому что можно говнокодером прослыть. Код -то работает, и даже хорошо. Только там это ...лёгкий хаос.

        Просто как по мне, фон, в худшем случае, не должен отвлекать. А в лучшем - помогать видеть красоту. Вот кот, сидящий в облезлом окне. Как мне развидеть окно?

        И да, люди разные. И кто-то видит заваленный горизонт. А кто-то нет.


        1. engine9 Автор
          20.06.2023 09:37
          +1

          Так то вроде претензии по делу, но у меня они вызывают недоразумение.

          Сравнивать с программным кодом некорректно, т.к. там есть вполне инструментально измеримые критерии оценки, типа скорости работы, простоты поддержки ну и т.п. вещей.


          1. Dr_Faksov
            20.06.2023 09:37
            +1

            Нет у меня к вам претензий. Совсем. И не было. Принцип "я художник, я так вижу" никто не отменял.

            Я только слегка намекнул, что следование "канонам" делает изображения привлекательными для большего круга людей

            И да, ваши фото не монетка, чтобы всем нравится. Я, честно говоря, уже жалею что написал тот комментарий.

            И, возможно, пожалею что написал этот.


            1. engine9 Автор
              20.06.2023 09:37

              Да нормальная дискуссия, всё ок. Если следовать канонам, можно потерять индивидуальность, стать менее узнаваемым.


              1. PereslavlFoto
                20.06.2023 09:37

                Вот давайте посмотрим на то, как работает булочная. Там следуют канонам, поэтому хлеб можно есть. У фотографов точно так же — одни следуют канонам, чтобы получился вкусный и съедобный хлеб, а другие не следуют, поэтому их выпечка не находит спроса у людей.


                Конечно, тут довольно широкие границы из-за вкусовщины, однако основные критерии качества работают у всех клиентов.


                1. engine9 Автор
                  20.06.2023 09:37

                  Это если ставить востребованность как единственный критерий состоятельности автора.


          1. PereslavlFoto
            20.06.2023 09:37

            В фотографии есть измеримые критерии оценки. Хроматическая аберрация, искажения по сторонам, темные углы, неверный баланс, недодержка либо передержка, нарушенный горизонт, неверная композиция, неправильное освещение, горячие пиксели, шум в тенях, цветовой шум, контраст, резкость, цветные засветки.


            Все эти критерии каждый фотограф видит своими глазами, когда обращает внимание на то, как клиенты работают с его фотографиями.


            1. engine9 Автор
              20.06.2023 09:37

              >неверный баланс
              Вот это 99% субъективщина

              То, что вы описали — техническая сторона фотографии, здоровый, не испорченный фотофорумами разум человека в первую очередь смотрит на сюжет фотографии, на то что изображено на ней.


              1. PereslavlFoto
                20.06.2023 09:37

                Некоторые досадные ошибки не позволяют увидеть сюжет фотографии.


                Например, два фотографа в одном месте в одно время сделали по фотоснимку. У первого получилась красивая и полезная фотография, у второго получилась неясная недоделка, потому что он допустил несколько ошибок.


                Здоровый разум человека смотрит на фотографию и спрашивает, почему у человека на трибуне зелёная кожа. Или спрашивает, почему у избы серые брёвна. Или спрашивает, почему всё мутное и размытое.


    1. Earthsea
      20.06.2023 09:37
      +3

      Нормально все у автора с фоном, небольшой уклон в документалистику получился. А если искусственно выбирать фон получше, будет какой-то соцреализм.


      1. PereslavlFoto
        20.06.2023 09:37

        Соцреализм был хорош тем, что подчёркивал хорошую сторону жизни и не выпячивал недостатки. По сути, он совпадал с политикой кармы, принятой на Хабре: приятная сторона плюсовалась, а неприятная минусовалась.


    1. F1eex
      20.06.2023 09:37
      +1

      Есть ещё одно правило, которое вбивают гвоздями –«горизонт».

      Я ни разу ни фотограф, только смотрельщик фотографий. И я как ценитель никогда не понимал этого фанатизма по горизонту. Такое ощущение, что фотографы сами придумали эту фигню с горизонтальностью и сами на неё фанатеют.


      1. engine9 Автор
        20.06.2023 09:37
        +2

        Это не только у фотографов, вся история культуры пронизана различными сводами правил и условностей, и люди многие тысячи лет холиварят на тему "тру" vs "не тру", "канонично" vs "неканонично".

        Я думаю, что для тревожных и сомневающихся людей неукоснительное следование правилам может подкрепляться тем, что они как бы снимают с себя критику. Мол, "ну вот же, горизонт по уровню выверен, никто не придерется!".

        Я когда начинал фототворчество тоже всем этим страдал, т.к. много времени проводил на фотосайтах и форумах. Потом вылечился.


      1. PereslavlFoto
        20.06.2023 09:37

        Людям приятно привычное.

        Мы привыкли, что горизонт ровный. Он становится перекошен только в случае беды. Например, когда мы падаем с горы.

        Поэтому фотографии с ровным горизонтом приятны, а с неровным опасны.


        1. F1eex
          20.06.2023 09:37

          До того, как не услышал про "заваленный горизонт" от тех, кто таскается с тяжёлым фотоаппаратом, даже думать не думал, что с многими фотками что-то не так. И на фотках автора "заваленного горизонта" просто не заметил. Фотка - это ведь не картинка на стене. А горизонтальный горизонт - это какой-то снобизм.


          1. PereslavlFoto
            20.06.2023 09:37
            +1

            Ну, если совершенно уж строго говорить — то вы правы. Это всё вкусовщина.


            Однако есть и возражение. Откуда вообще возникает всякая там вкусовщина? А вот откуда: композиционно правильный снимок будет понятнее, его легче воспринимать. Впрочем, по этой же причине он будет несколько скучнее и утилитарнее.


            Разве вам не режет глаз фотография, на которой у здания не вертикальные стены? Фотография, на которой лес словно бы падает набок? Мы ведь никогда не видим такое глазами.


            1. engine9 Автор
              20.06.2023 09:37
              +2

              К слову сказать как раз здания мы видим глазами со стенами, сходящимися к верху из за законов перспективы :)

              И дело не в бочкообразной дисторсии, только в перспективе.
              И дело не в бочкообразной дисторсии, только в перспективе.


              1. PereslavlFoto
                20.06.2023 09:37
                +2

                Не могу сказать за всех, но я смотрю на здание не оптикой глаза, а нейросетью мозга. Поэтому я всегда вижу прямые и ровные стены. Мой мозг исправляет все эти оптические искажения.


                Следовательно, специальный объектив тоже обязан исправлять эти искажения. И, разумеется, он их исправляет.


                Отчего же на многих фотографиях мы видим такие искажения? Причина в том, что люди почти всегда не знают, какой объектив надо применить, потому что не читали учебников по фотографии. В частности, очень хорошо этот вопрос разобран у Микулина.


                1. engine9 Автор
                  20.06.2023 09:37
                  +1

                  Это схождение аналогично схождению рельсов или краёв дороги, их ваш мозг тоже выпрямляет?


                  1. PereslavlFoto
                    20.06.2023 09:37

                    Удивительно, но дома он выпрямляет, а рельсы — нет. Для меня это сюрприз.


          1. Dr_Faksov
            20.06.2023 09:37
            +1

            О, снобизм! Это действительно страшная болезнь. Сейчас будем её лечить!

            Посмотрим на фотографию воображаемого котика.

            Заваленный горизонт - конечно снобизм! Он не на что не влияет!

            Слегка не поместившееся в кадр ухо, хвост или лапа - тоже снобизм! И без этого ясно что котик - красавчик Главное, глаза- зеркало души, на месте.

            Вот правда они несколько не резкие... Но это тоже снобизм! Кому нужна кристальная чёткость? И вообще - это размытие, художественный приём такой. Зато шерсть так и переливается. И не важно, что она слегка зелёная. Не будьте снобом! Ведь понятно что это аппарат так выставил баланс белого.

            Предлагаю тест на снобизм. Берём лист бумаги и пишем "Это фотография красивого котика" Снобы будут плеваться, а не-снобы - умиляться.


            1. F1eex
              20.06.2023 09:37
              -1

              Заняться-то, ей богу, вам нечем...


            1. engine9 Автор
              20.06.2023 09:37
              +2

              >Берём лист бумаги и пишем "Это фотография красивого котика"

              Шутки шутками, а так концептуальное искусство и зародилось ^__^


            1. Astroscope
              20.06.2023 09:37

              Предлагаю тест на снобизм. Берём лист бумаги и пишем "Это фотография красивого котика" Снобы будут плеваться, а не-снобы - умиляться.

              Некоторые тролли от искусства закрашивали полотно черной краской и выставляли это как один из величайших шедевров. Пипл хавал™. Но есть нюанс: автор этого эпатажа умел в высококлассную фотореалистичную живопись на наивысшем уровне, поэтому провернуть тот же трюк еще раз, без блокчейна и NFT, получится не только лишь у всех. Ваш тест - задача со многими неизвестными. Кому-то это будет просто лист просто бумаги с просто надписью, а кто-то с обострением СПГС увидит в этом шедевр мирового уровня или как минимум послание от мирового правительства. В то же время, если на просто листе бумаги просто надпись сделает кто-то, кто своими художественными достижениями доказал, что он(а) - не "просто", то тут уже включается другая шкала ценностей и оценка просто надписи на просто листе будет делаться по совсем другим критериям, которыми скорее оперируют критики живописи, чем интернет-эксперты.


              1. engine9 Автор
                20.06.2023 09:37
                +1

                С чёрным квадратом не все так просто, Малевич долго и упорно форсил мем, как сейчас говорят.

                Искусство оно только кажется, что про искусство. На деле оно больше связано с особенностями психики, внимания, восприятия, культуры и т.п.


                1. Astroscope
                  20.06.2023 09:37

                  С чёрным квадратом не все так просто, Малевич долго и упорно форсил мем, как сейчас говорят.

                  Это не отменяет, а скорее дополняет мой тезис о том, что то, что вполне может сойти с рук Юпитеру, едва ли получится провернуть быку.

                  Искусство оно только кажется, что про искусство. На деле оно больше связано с особенностями психики, внимания, восприятия, культуры и т.п.

                  Ну, в целом да. Искусство должно вызывать эмоциональный отклик, субъективную и не поддающуюся объективному, численному измерению реакцию. Тем не менее, иметь представление о композиции, свете, перспективе, и вообще о всем, что изучают в художественной школе, более чем желательно, а для ремесленника - и вовсе почти что обязательно. Потому что работы гениальных мастеров-самоучек по сути единичны, пусть за несколько недавних веков их и накопилось по музеям и частным коллекциям довольно заметное количество, а ремесленнику нужно надежно выдавать годную продукцию, без сомнительных экспериментов на клиентах. Ремесленник - это не что-то обидное, хотя специалисты по фотографированию детских утренников, бывает, сильно порочат фоторемесло своим формальным к нему отношением.


  1. notice_me_senPAIN
    20.06.2023 09:37
    +3

    А я уж подумал, что вы будете использовать "Фотоснайпер" с переходным кольцом. У меня есть такая связка: "Фотоснайпер" + кольцо + Canon 1200D + кнопка фото выведена через пульт на спусковой крючок. Работает очень круто, если оценивать только эмоциональный фактор фотографа. ) Но по улицам города с такой конструкцией ходить несколько боязно, могут и полицию вызвать.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37

      У вас с шайбой-крутилкой фокуса?


      1. notice_me_senPAIN
        20.06.2023 09:37
        +1

        Да, металлический который, с шайбой-крутилкой. Кстати, как в мультиках, если смотришь глазом в видоискатель фотоаппарата, то на линзе объектива огромный глаз.


        1. engine9 Автор
          20.06.2023 09:37

          У меня был Таир-3 без крутилки. Интересный объектив, дающий ретро-картинку, неплохую резкость, но если на линзу попадает прямой солнечный свет то контраст изображения страдает.


  1. AlexanderS
    20.06.2023 09:37
    +2

    По моему опыту, умеренный телеобъектив с фокусным расстоянием в 200 мм хорошо подходит для города, но для съёмки более осторожных птиц и животных в природе вам потребуется 300, 500 и даже 800-миллиметровые объективы. Учтите, что при съёмке на них важным фактором становится наличие устойчивой опоры, так как начинают сильно сказываться вибрации, и даже небольшие перемещения фотокамеры могут испортить кадр «шевелёнкой».

    В полной мере это понимается только на личном опыте. У меня была возможность у коллеги взять телевик на 300 и 400. Я просто был не готов к такому весу)


    Ввиду такого обилия усатых тема просто обречена быть заплюсованной)


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37

      Существуют и не очень тяжелые 300 мм объективы, например https://www.kenrockwell.com/nikon/300ais.htm


      1. AlexanderS
        20.06.2023 09:37
        +1

        Он, конечно, весит меньше чем 400-ка, но 1,2 кг — это всё же 1,2 кг, которые нередко нужно будет держать на весу.


  1. tyomitch
    20.06.2023 09:37
    +2

    Тута дураков много, а зайцев, поди, мало!
    Слева заяц, справа кролик. Ваш явно не заяц.
    Слева заяц, справа кролик. Ваш явно не заяц.


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +2

      Я не очень хорошо разбираюсь в животных, но вроде у меня зая-беляк, а на вашем примере заяц-русак, не?

      Вот мой с другого кадра.
      Вот мой с другого кадра.


    1. VasVovec
      20.06.2023 09:37
      +2

      Подтверждаю, как охотник и земляк автора. В этих краях диких кроликов не водится и русаков тоже. На фото - беляк.


  1. tongohiti
    20.06.2023 09:37

    Автор, с одной стороны, пишет что зеркалки — это устаревающий класс техники, и ратует за беззеркалки, а с другой стороны — использует мануальную оптику. Почему? Разве автофокус в современной технике недостаточно точен или быстр?


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37

      Точен, быстр, но мне нравятся мануальные стёкла. Хотя, я наравне пользуюсь и АФ, но мне нравятся ретро объективы по причине их винтажности и доступной цены.


  1. alexuz84
    20.06.2023 09:37
    +2

    Отличные фотографии у вас! Как-будто прогулялся с вами и по(фото)охотился :)


  1. Leksat
    20.06.2023 09:37
    +2

    Можно вам котейку подкинуть?


  1. a-a-hz
    20.06.2023 09:37
    +5

    Да, фотоохота затягивает...И даже в городском парке могут случаться удивительные встречи.

    Начинал с простенького объектива 70-300, но потом стало его откровенно не хватать, т.к. в первую очередь интересуюсь съёмкой птиц.)

    Hidden text
    Воробьиный сыч, 300 мм
    Воробьиный сыч, 300 мм
    Коростель, 300 мм
    Коростель, 300 мм
    Длиннохвостая неясыть, 600 мм
    Длиннохвостая неясыть, 600 мм
    Серая неясыть (рыжая морфа), 480 мм
    Серая неясыть (рыжая морфа), 480 мм
    Снегирь, 600 мм
    Снегирь, 600 мм
    Средний пёстрый дятел, 600 мм
    Средний пёстрый дятел, 600 мм
    Щегол, 600 мм
    Щегол, 600 мм


    1. engine9 Автор
      20.06.2023 09:37
      +2

      Отличные кадры!


      1. a-a-hz
        20.06.2023 09:37
        +2

        Спасибо!


        1. PereslavlFoto
          20.06.2023 09:37

          Смело загружайте свои снимки в Википедию. Там они помогут людям.


    1. vadim_bv
      20.06.2023 09:37

      На 600 мм ФР что у вас? Как бердвотчер интересуюсь )


      1. a-a-hz
        20.06.2023 09:37
        +1

        Sigma 60-600 для Nikon, камера d5600. Так что, на представленных снимках, конечно, 900 мм получается.


  1. vadim_bv
    20.06.2023 09:37
    +1

    Тема фоторужья не раскрыта, а это весьма специфическая вещь
    И, конечно, при слове "фотоохота" ожидал увидеть больше не-котиков, всё-таки обычно этот термин про всякую дичь :)
    Так-то в больших городских парках можно достаточно легко увидеть за несколько часов пару-тройку десятков птиц, плюс на водоемах с десяток (я, к сожалению, чаек плохо различаю).
    И еще сколько-то млекопитающих, в т.ч. какую-нибудь лисицу и даже лося.