Давно хотел написать что-нибудь для Хабра и вот этот момент настал.
Предисловие
Сразу скажу что статья никак не связана с электовелосипедами и, даже наоборот, в рядах велотуристов в основном противники использования электротяги для передвижения на велосипеде. Допускается лишь преобразование мускульной энергии в электрическую по средством динамовтулок и других приспособлений.
Начнем с велосипеда. В 2017 году я уже пару лет вынашивал идею собрать титановый туристический велосипед на планетарной втулке Rohloff с дорожным рулем «бараном». Эту втулку используют довольно много туристов уже 25 лет, и конструкция её почти не менялась. Имеет 14 скоростей, все обслуживание - это замена масла пару раз в сезон, которая осуществляется за ~10 минут. Баран - лично для меня это необходимость в дальних поездках, так как вел еще планировалось использовать на бреветах (заездах на 200, 300, 400, 600, 1200... км за один раз) и очень важно иметь свободу хватов при длительных заездах. Титан? В целом так получилось, выбирал много вариантов типа карбона, стали, люминя. В общем Rohloff просто так на велосипед не поставить, а рама моего роста просто в один момент появилась в продаже за приемлемую цену, и сразу была приобретена. Потом были найдены втулки, закупилось все остальное и вот он велосипед
Сразу есть один большой минус - это переключение передач. Осуществляется оно посредством грипшифта (крутилки) и двух цельных тросов, которые идут через весь велосипед, дико мешаются спереди, неудобное расположение переключателя и тд. Для «барана» оригинальные переключатели не разрабатывались, есть только сторонние (не очень удачные) решения. А так как я у мамы инженер, поэтому и решил осуществить данный проект.
Часть 1. Общая схема
Ток не синусоидальный и в пике может достигать 3А в зависимости от рабочей точки генератора (динамо втулки)
-
Динамо втулка SonDelux (обозначение DH). Пожалуй лучшая втулка, что есть на рынке. Выдает переменное напряжение номиналом 6В и 0.5 А. Но есть два нюанса:
Холостое напряжение пропорционально скорости велосипеда и на 80 км/ч будет больше 120 В, это надо учитывать
Ток не синусоидальный, а скорее пульсирующий до 3 А в пике, разный в зависимости от рабочей точки генератора - динамо втулки
Преобразователь переменного напряжение динамо втулки в постоянное, пригодное для питания устройств, выполнен в виде зарядки 2S 21700 Li-ion батареи. Используемое напряжение подается напрямую от батареи через BMS драйвер.
Фара Fenix btr20 - на момент покупки аналогов особо не было, питается напрямую от батареи. Поменял в нем диод на новый шести вольтовый XHP50B-00-0000-0D0BJ40E5 и выпаял один из токовых шунтов, для уменьшения тока - одинаковой мощности.
Головной контроллер. Питается напрямую с батареи. Подключается к переключателям (вернее кнопкам) Shimano Di2 по одножильному коаксиальному проводу. Схема кнопок выполнена по топологии R2R ЦАП: на две кнопки идет кнопки провода вместо трех, при этом распознается любое сочетание нажатий этих кнопок. Выход на переключатель идет также по одножильному коаксиальному проводу за счет передачи 1Wire сигнала поверх линии питания.
Переключатель выполнен с применением 3D печати и использует мотор-редуктор, купленный на али.
-
Задний свет. Питается от одной линии с переключателем для удобства. Питание развязано через индуктивность, чтобы не подавливать 1W сигнал.
При этом есть два основных требования:
проводка должна быть проста и надежна, находиться на солнце длительное время, быть стойкой к воздействию камней, деревьев, перетиранию вещами и тд. Поэтому был выбран тефлоновый коаксиальный провод и все сделана по принципу 1 wire.
все должно быть предельно предельно простым, переключатель должен сниматься, легко настраиваться, и главное должно все быть водостойким
Часть 2. Динамо втулка и питание от неё
Эпопея с зарядками от динамо втулок для меня длится уже больше 7 лет. Было множество вариаций. Изначально хотелось использовать как зарядку c выходом USB. Такие решения есть на рынке, но основные проблемы - это низкий КПД, проблемы на высоких скоростях и плохая водостойкость. Года три назад появилась микросхема импульсного зарядного устройства с напряжением питания 9...24 В. И вариант постоянной зарядки 2S 21700 аккумулятора и использования питания от него оказался самым надежным.
При этом был использован опыт для повышения эффективности и защиты преобразователя от высокого напряжения.
На входы Vin1 и Vin2 подключается втулка. Дальше идет полусинхронный мостовой выпрямитель, в котором верхние плечи выполнены на диодах Шоттки, нижние на полевых транзисторах с топологией идеального диода при напряжении питания больше 6В. Все сделано для максимальной эффективности и надежной работы. Все выполнено на 100В элементах, дополнительно стоит супрессор VD5 на 45 В для защиты выпрямителя от перенапряжения.
На транзисторе Q2 организовано ограничение напряжения питания микросхемы зарядки SY6912, R3 и С1 нужны для снятия тока с динамо втулки при закрытии Q2.
Q3 работает как ограничитель обратного тока для уменьшения потребления батареи при отсутствии питания. Дальше сама зарядка, схема взята из даташита на микросхему.
Корпус герметичный проклеенный с одним герметичным четырех (был только пяти, потому - пяти) выводным разъемом с али. При долгом использовании лучше дополнительно промазать литиевой смазкой для защиты от окисления.
Часть 3. Электронное переключение передач
Выше я указал, что все необходимо делать простым, водостойким и на тефлоновых одножильных коаксиальных проводах. С R2R ЦАП преобразованием на общей схеме все довольно понятно. Топология стандартная, хоть используется на обрыв вместо pull up и pull down. В результате имеем четыре состояния на входе АЦП: 100% при разомкнутых кнопках, 66% при нажатой первой кнопки, 50% — при второй, 33% — при обеих нажатых. Резисторы напаивались последовательно внутри самих ручек Shimano Di2 ST7950 напрямую к кнопкам, далее два провода ведутся к главному контроллеру.
C «1Wire over Power line» немного сложнее. Не скажу, что так делать правильно и можно использовать в других проектах. Наоборот, сейчас бы я использовал «RS485 over Power line», потому как он более универсальный и более документированный. Этот же интерфейс я делал сам и для себя, и в данном случае его применение вполне допустимо. Итак схема:
Преобразователь выполнен на автогенераторе на триггере Шмидта SN74LVC2G14 D2B, и буфере SN74LVC1G126 D1 c тремя состояниями на выходе. Когда на входе RX = 0, схема генерирует меандр с частотой около 2 МГц - доминантное состояние линии, когда RX = 1 - генерации нет. Схема стабильно работает на 3...4 устройства на линии до 2х метров, но
так как линия получилась не согласованная, то её применение сильно ограничено.
Главный контроллер находится под фарой - небольшая плата
плата залита лаком, упакована в термоусадку с термосоплями внутри, и зафиксирована к тормозному тросику изолентой для надежности.
Эта же плата используется для управления мотором, немного в другом подключении:
Чтобы снимать колесо на случай пробития и для удобства другого обслуживания был предусмотрен водостойкий разъем, а так же возможность простого снятия переключателя с колеса.
Мотор выбран из доступных на али. Кроме мотора еще понадобится подшипник 6705 и шайба под него, которую я вырезал из жестяной банки.
Важное условие для мотора - наличие датчика обратной связи, в данному случае трех датчиков Холла, и редуктор способный выдавать 0.6 (а лучше 1) Нм.
Для передачи момента на механизм переключения во втулке спроектирован конусный косозубый редуктор. Делал я его во FreeCAD. Сначала был распечатан пластиковый вариант.
Но через несколько месяцев сломалась большая шестерня, а через год с небольшим и ведущая:
Благо на JLCPCB появилась возможность печати металлом, что и было сделано. Причем обошлось это все в 16 баксов + доставка.
При подключении питания переключатель калибруется по упору в крайнем положении, дальше работает в штатном режиме.
Так же был предусмотрен режим пониженного потребления, при этом основное потребления сейчас у датчиков Холла. Небольшое видео с работой.
Исходники выложены в сыром виде как есть. До вида продукта там далеко, а повторная реализация требует базовых знаний в программировании и схемотехнике. В программы написанные почти 4 года назад даже мне стыдно смотреть, но в целом все работает и менять что-то я не собираюсь.
На данный момент в таком виде (включая пластиковые шестерни) проехал на нем уже больше 13 тыс км.
Рама кстати выкрашена в этот цвет анодным электро оксидированием с помощью источника питания, ватки и уксуса. Напряжение для данного цвета - 78 В (Будьте осторожны!). Хотя планировался цвет немного другой, но так тоже неплохо.
Исходники проекта:
Комментарии (36)
Hledacek
21.07.2023 19:40+1Проект бомбический, хотя я и далек от вело-туристической тематики, но так замоддить di2 очень круто. Максимум что я видел на спотах так это дополнительные кнопки ближе к stem, чтобы можно было переключаться при подьеме в гору. Пара вопросов:
Насколько сильно динамовтулка отбирает мощность? Когда борешься за каждый грамм, делаешь байкфит, чтобы получить максимальную мощность, сама идея что что-то будет забирать у тебя энергию чтобы питать свет заставляет вздрогнуть. Понимаю что в туризме совсем другие правила.
Какие влюсы у динамовтулки в сравнении например с небольшой солнечной панелью на заднем багажнике которая будет заряжать ту же батарею на 16850?
105 R7000 и Ultegra R8000 поколения у Shimano очень живучие, сам проехал под 10к на одном сете только смазывая цепь и чистя ее после каждых 50км. Почему туристы предпочитают Rohloff?
На гравийниках часто используют карбоновые подсидельные штыри с аммортизацией, у вас же SMP на алюминиевом штыре, вообще без хода. Нет проблем на пересеченке с отсутствем аммортизации?
FelixTheMagnificent
21.07.2023 19:40+1Отвечу как житель страны, где планетарные задние и динамовтулки передние - скорее норма, чем исключение из правил)
Если не гнаться за каждым граммом и не учитывать влияние веса, то по моим расчетам (вставлял вольтметр и амперметр на ESP32 между втулкой и фарой) - она жрет на 10% больше, чем потребление фары минус КПД генератора, с учетом, что фара у меня потребляет чуть меньше ватта, то все в сборе - около 1.5 ватта.
Предупрежу сразу, я хоть и езжу на велике по городу достаточно, но при этом большие поездки (больше 50км/день) не осуществляю - не думаю, что лично для меня эти полтора ватта будут играть роль.
Говоря же о конструкции автора - динамовтулка однозначно более надежна в сравнении с солнечной панелью, потому что солнце - штука нестабильная (особенно на территории РФ, где инсоляция сильно меньше южных стран, ), а втулка будет нагружаться именно в тот момент, когда нужно подзарядить аккумы; к тому же, в дневной период это можно считать нулевым, т.к. энергия расходуется по факту только на переключение передач.
К тому же, динамовтулка - вещь исключительно надежная, я тут в Нидерландах видел 30-летние велы с оригинальной втулкой, и она все еще работает и питает фару.
cujos Автор
21.07.2023 19:40+2У меня два вела (не считая третьего)), второй карбошоссер на супер рекорде. На этот я могу кинуть 20 (было даже 27) кг груза и поехать куда-нибудь на неделю, причем без особых проблем. С шоссером, где каждый грамм на счету так не прокатит. Да этот вел медленнее, тяжелее, но и надежнее и грузоподъемнее.
Ну в целом, я с собой вожу еще павербанк с быстрой зарядкой на 45W (ZMI QB820). Можно добавить и солнечную панель, но особо нет необходимости. Втулка скорее нужна для света и езды вечером, ночью. Она не зависит от погоды, и я говорю скорее про снег и дождь, а не про отсутствие солнца.
Ну 10к конечно на одном комплекте цепь-кассета можно проехать, но вот то что на последнем фото я проехал 1500 км + 15000 м набора (и спуска), два дня был целый день дождь + еще 2 вечера. Думаю R8000 цепь с кассетой за этот поход бы убились. На самом деле втулка прошла уже 34к км, это 4я цепь и где-то 10 замен масла, внутрь я не заглядывал. Планирую поставить ремень, чтобы не париться за цепь.
В целом карбоновый штырь работает хуже 40х покрышек, он тут не нужен.
sim2q
21.07.2023 19:40+1Насколько сильно динамовтулка отбирает мощность?
Извините, совсем не в теме. Всё же больше по электронике.
...
У меня когда-то был Турист с советским генератором прислонённым к шине, а последний хотя и Старт-Шоссе, но про электрический переключатель узнал только из статьи!А что если на
(заездах на 200, 300, 400, 600, 1200... км за один раз)
включать зарядку (отбора тока) только во время торможения/горки или этого не хватает на таких дистанциях ?
Tarakanator
21.07.2023 19:40я прикидывал в черновом варианте вел с электрификацией для рекуперации энергии на спусках.
Вобщем получается мотор-генератор там нужен на киловатты. (и батарея которая эти киловатты принять сможет)
Можно конечно не всю энергию рекуперировать, но объём работ тот-же а эффект меньше. Рукожопить я это не решился, готовый комплект может быть и приобрёл бы.
Okmor
21.07.2023 19:40+1У меня просто велосипед с фарой 6вт.
На асфасьте немного уменьшается накат. Под горку едешь медленно, потому не чувствуется.
Мощность!. Панель должна быть не менее пол квадратного метра. Всякие сказки про повербанки с солнечными панелями забудьте.
Nick0las
21.07.2023 19:40У меня был повербанк с панелями. Панели - 3 шт примерно 25*25см. Выдавали 5В 1А каждая. В повербанке контур заряда на MAX1879, разьем для банок 18650 и контур разряда на каком-то DC/DC 5В/2А, уже не помню каком. В байдарочном походе хватало заряжать телефоны и планшеты всем. Но если в солнченый день за несколько часов можно зарядить все 18650 и все телефоны, то в пасмурный день ток заряда падает в 5-20 раз. елефон зарядить хватит но не более.
TedBeer
21.07.2023 19:40Каждые 50км?! Т.е. вы получается почистили свою 200 раз? У меня одна поездка на работу это 54 км, т.е. надо чистить после каждой поездки? Я просто чайник в велосипедной теме. Езжу пока не начинаются неприятности и меняю кассету и цепь
Tarakanator
21.07.2023 19:40Там много переменных.
условия эксплуатации,
тип смазки.
что назвать чисткой(снять и полоскать в керосине или просто тряпочкой протереть)
количество передач цепи
в целом раз в 50км может быть оправданным даже не для жутких условий эксплуатации. В среднем по больнице рекомендуют не реже раза в 100км.(на парафиновых смазках реже)
Hledacek
21.07.2023 19:40Это road bike с Dry chain lube. Они очень текучие, на них не налипает много пыли, добавляют минимум сопротивления цепи, но надо часто менять, поэтому чистил и смазывал цепь после каждой либо после каждой второй поездки. В итоге мне это надоело и перешел на Silca SYNERGETIC даже для road bike, ее мне хватает на 200-250 миль, если оставлять на 500 как заявляет производитель она пластифицируется. На предыдещей раме со 105 групсетом, за цепью следил очень плохо, в итоге за 3к миль она растянулась и пришлось менять. Это опыт с 11 скоростными грепсетами, почти уверен, что там где меньше скоростей, цепи толще и они более выносливые.
Vsevo10d
21.07.2023 19:40+1Респект и плюс от меня.
1200... км за один раз
Это уже уровень Глеба Травина прям.
Рама кстати выкрашена в это цвет анодным электро оксидированием с помощью источника питания, ватки и уксуса. Напряжение для цвета - 78 В (Будьте осторожны!)
А простым нагреванием побежалость на титане не делается? Что-то задумался, погуглил и про чистый титан ничего не нашел.
cujos Автор
21.07.2023 19:40На самом деле мне немного стыдно перед одноклубниками из Балтийской Звезды, потому как в последнее время не имею возможности много ездить (а в зачет совсем сложно). Там 1200 ездят несколько раз за месяц. Лимит 90 часов от старта до финиша.
Титан можно термооксидировать. Например, газовой горелкой. Но конкретный цвет сложно получить, скорее что-то сине-фиолетово-серое.
konst90
21.07.2023 19:40Если делать побежалость нагревом - есть риск, особенно в бытовых условиях, что тем же нагревом поведет геометрию и/или произойдет отпуск (изменение прочностных свойств).
artemisia_borealis
21.07.2023 19:40Да, если всерьёз думать о совмещении шифтера для Rohloff и руля барана, то преложенное решение, вероятно, наиболее разумное.
Есть конечно вопрос как всё это электричество себя поведёт при полном погружении в воду, но думаю, что задача уже решена или может быть решена просто.Сам много лет использую Rohloff, это конечно идеальное решение (и долгое время было единственным) для путешествий, да и не только. Баран мне тоже кажется лучшим рулём, но вот совместить по понятным причинам не получилось.
Эту втулку используют довольно много туристов уже больше 30 лет, и конструкция её почти не менялась.
Всё же чуть меньше. Втулки они делают только с 1998 года, хотя компания старшеДля тех, кому интересен иной подход:Сейчас есть решения на Pinion. Это во многом кажется ещё более интересным решением (хотя, кажется, куда уж лучше). Но там вообще нет шансов поставить редуктор на обычную раму, но выбор рам и великом всё-таки есть большой.
Вот, например, у Olsen'a можно посмотреть, там хоть схемы и фотки есть, а то на сайте пиньона шизоидный дизайн какой-то.
Да, и есть совместимость с бараном.Rsa97
21.07.2023 19:40но выбор рам и великом всё-таки есть большой
Добавлю. Раму можно и заказать. Тот же РАПИД делает титановые рамы на заказ, в том числе и под Pinion.
Subfocus
21.07.2023 19:40А как на таких колесах по бездорожью? Они же вроде для шоссе предназначены? Или это какая-то гибридная модель?
cujos Автор
21.07.2023 19:40на нем марафоны 40мм стоят, по грунту/грейдеру вполне нормально ехать, на последнем фото как раз был участок около 35 км грунтовки
да и как я уже сказал, это не шоссер, а туринг, он на грунт тоже заточен, а шоссер есть отдельно
SpiderEkb
21.07.2023 19:40+1Я сам больше по пеше-лыжным (потом горным) был, но есть несколько знакомых, которые серьезно занимаются спортивным велотуризмом. Т.е. реально серьезно - 4-5-6кс ездят. И вот смотрю на их снарягу и вижу все ровно то же самое, что было у нас (пеще-лыжно-горное) - борьба реально за каждый грамм. Т.е. никаких планетарок - слишком тяжелые. Никаких динамовтулок - тяжело и мощность отнимают.
Я просто смотрю как они ездя (по фото) и понимаю что "это другое". Совсем другое.
И велы там не гревелы и не туринги, в КК, причем, достаточно высокого уровня.
Ваша работа весьма интересна, но вот вопрос - сколько все это весит в итоге? И как там с влагозащищенностью? Что будет при преодолении бродов "по самые ктулхи" - как себе ведет динамо и планетарка в таких условиях?
Т.е. видимо все это делалось под себя и свои конкретные интересы и условия?
cujos Автор
21.07.2023 19:40+2да, это делалось под себя и вряд ли кто-то будет повторять, я не боюсь с этим ездить, потому что знаю, как работает, как чинить, как использовать, делать себе такой проект из интернета и ехать с ним ща десятки(не говоря о сотнях) км от цивилизации я бы точно не стал
ехал целыми днями в ливень, окунал по втулки на бродах, там все хорошо, хотя в целом можно еще все залить компаундом в дальнейшем и разъемы с золотом поставить, чтобы совсем никаких проблем не было
а тип вела и навесное, еще от возможностей зависит, даже у вас на фото один вел и снаряжения довольно дорогие, другой - наоборот
а динамку не ставят, потому что использовать сложно и все, что есть на рынке для нее ломается на ура, причем даже за сотни евро
сравнивать себя с опытными туристами не буду, потому, что я сам знаю таких, до которых мне очень далеко, но определенный опыт у меня тоже есть и все это собрано не на пустом месте
и даже сейчас я нахожусь на веле в горах)
SpiderEkb
21.07.2023 19:40Как вариант "для себя" - конечно отличное решение. В целом все выглядит продуманным.
Просто не сталкивался с таким видом велотуризма (точнее, нет таких знакомых - все, или одно-двухдневные покатушки по лесам, или вот уже так - 3кс для них "разминка в начале сезона перед чем-то серьезным").
Сам катаюсь немного, но преимущественно грунтом (т.е. может быть и грязь вода и "велопоносинг" - участки преодолеваемые пешком). Ну и 1500м набора высоты за день (причем, отфильрованного, без учета "каждой кочки +/- метр-два") в наших краях легко. А в категорийках по горам народ и по 3км за день набирает...
Короче, разные условия, разные требования. Но интересно было почитать, спасибо за публикацию.
А про автоматическую трансмиссию не думали? Вроде бы та же шимана на базе планетарок что-то такое делала. Не знаю уж как оно там устроено у них было (думаю, по каденсу переключались). Вроде бы, у вас уже привод переключения электрифицирован, осталось только датчик каденса и простейшее управление к нему.
cujos Автор
21.07.2023 19:40сегодня уже 2200 набор, к вечеру должно быть 3600
автомат не нужен, на самом деле основная проблема была подружить Rohloff с бараном, и то что получилось прям очень удобно, в сравнении с тем что можно купить, вот и все
0x1A4
21.07.2023 19:40сегодня уже 2200 набор, к вечеру должно быть 3600
Как такие числа получаются? На велосипеде реально можно с утра стартануть, к примеру, с уровня моря, а вечером быть на высоте 3600м? Мне, как пешему походнику, непонятен этот момент.cujos Автор
21.07.2023 19:40+1с утра стартуешь с 400, вечером на 2100, но едешь не только вверх, но и вниз
набор это сумма всего при движении вверх
причем сегодня будет старт 2100, финиш на 400 и 1400 набора
0x1A4
21.07.2023 19:40с утра стартуешь с 400, вечером на 2100
Так понятно, спасибо. 1700 за сутки это серьезно, респект.
А набор по трекеру он только для вас информативен, если одним приложением считать. В другом приложении другие числа будут, а если GPS модуль опрашивать с частотой 10 Гц без усреднения, то вероятно можно и на низкую орбиту выйти по набору )cujos Автор
21.07.2023 19:40велокомп с альтиметром(барометром)
вот такой трек https://www.komoot.com/tour/1190427050
konst90
21.07.2023 19:40По каденсу - не вариант, надо ещё как минимум мощность учитывать. Потому что при подъёме в гору каденс желательно повыше, а на ровной дороге можно и отдохнуть.
EvgeniyIvanovhabr
21.07.2023 19:40Вопрос не по теме, но очень интересно спросить у велосипедиста с такими огромными пробегами и нагрузками – как у вас спина, не болит от таких запредельных нагрузок? У меня просто самое слабое, что не даёт проезжать серьезные расстояния – это спина. Возможно есть какие-то лайфхаки уменьшающие нагрузку на опорно-двигательный аппарат?
Искренне восхищаюсь и описанным проектом и вашим способностям.
Kanut
21.07.2023 19:40Если у вас постоянно болит спина после езды на велосипеде, то скорее всего вы просто как-то плохо сидите.
Но в чём конкретно проблема вам "по интернету" вряд ли кто-то сможет сказать.
Hledacek
21.07.2023 19:40+2Спина может болеть по огромной куче факторов, на вскидку: плохая посадка, травмы, зажатые мышцы, перекос таза, разная длинна ног, не симетричная сила в мышцах, не подходящая обувь. Не зря говорят Bike Fit First. Если любите сами разбираться и/или рядом нет доступного хорошего фитера, можно попробовать начать с myvelofit. Требования к посадке и тренировкам кратно возрастают с повышением пробега.
VT100
21.07.2023 19:40… с одним герметичным четырех (был только пяти, потому — пяти) выводным разъемом с али. При долгом использовании лучше дополнительно промазать литиевой смазкой для защиты от окисления.
Литиевые смазки — мыла и более-менее разлагаются водой. М.б. технический вазелин и т.п.?
cujos Автор
21.07.2023 19:40там дело не в воде, а в том что смазка оксидную пленку снимает и не дает появиться новой, ну и у велосипедиста должны быть нормальные смазки: синие или зеленые "сопли"
AlexSky
21.07.2023 19:40Вместо резисторов в блоке переключения передач на руле можно поставить диоды, направленные в разные строгая, и подключить к двум пинам контроллера. Поочерёдно один пин делать входом с подтяжкой, другой выходом и наоборот. Так можно узнать, какая комбинация кнопок нажата.
cujos Автор
21.07.2023 19:40на r2r можно собрать гирлянду хоть из 5 кнопок и узнавать любую комбинацию, а из двух так это надежно с запасом, у современных контроллеров проблем с АЦП нет
randomsimplenumber
21.07.2023 19:40К 2 пинам 2 кнопки можно и без диодов подключить. Удобство подключения к АЦП в том что на любое количество кнопок достаточно 1 провода.
Ded_Pichto
Респект за подход к делу, за качество и талант!
Накатанный пробег - моё отдельное почтение!