Чтобы ответить на этот вопрос, вначале давайте ответим, почему Скрам стал таким популярным фреймворком в Software development?

Большинство людей скажут, что залог успеха в его простоте. И будут правы.

Скрам гайд помещается, примерно, на 10 страницах (привет PMBoK), а в нём самом простые церемонии и правила.

Поэтому многие компании и команды внедряют Скрам быстро и просто.

Но тут кроется большое заблуждение. 

И Скрам, на самом то деле, куда сложнее внутри (попробуйте сдать PSM I просто прочитав пару раз гайд (про PSM II и III вообще молчу)) и внедряют 99% не Скрам, а лишь его элементы. 

Многие ошибочно думают, что Скрам это гибкий фреймворк. 

"А разве не так?" - спросят многие - "Он ведь относится к Agile. А это про гибкость."

Скрам, на самом деле, это жесткий набор правил и настоятельных рекомендаций. 

Дейлики растягиваются до 30 минут - нет, это не Скрам.

Решили скипнуть ретро, так как команда вымотана в конце спринта - нет, это не Скрам.

РО решил сам погрумить задачи без команды - нет, это не Скрам.

Нет Скрам мастера - нет, это не Скрам.

Сделали шаг влево от гайда - нет, это не Скрам.

Соблюдать все обязательные пункты и следовать рекомендациям Скрам гайда 99% командам сложно (а иногда просто и невозможно), но без этого, Скрам гайд говорит: «У вас не Скрам». 

И тут есть один нюанс: у 99% команд не Скрам, но все при этом все они как-то работают. Ведут разработку. Добиваются каких-то результатов. 

Я видел команды, у которых от Скрама были только дейлики (растянутые иногда до часа) и спринты (каждый раз с разной длительностью). Но при этом, они говорили, что работали по Скраму и умудрялись деливерить приличный результат. 

Да, Скрам подойдет не всем, не каждой компании/команде. Но его в чистом виде и нет почти нигде. 

Зато его элементы есть повсюду. И по отдельности они тоже отлично работают и помогают достигать целей.

Жалко, что такое подход Скрам запрещает называть Скрамом.

Дак в чем же сложность?

Один из главных факторов, создающих сложности для многих команд, - это его философия.

1.Сложность для новичков и неподготовленных команд:

Философия Scrum предполагает высокую степень самоорганизации, коллаборации и обучения на практике. Для команд, которые только начинают свой путь с Agile-подходами, внедрение Scrum может быть сложным. Новым участникам может быть трудно понять ценности Agile и адаптировать свои повседневные практики под принципы Scrum.

2. Ограниченная применимость в некоторых ситуациях:

Хотя Scrum может быть эффективным для большинства проектов, существуют определенные сценарии, в которых он может быть ограничен или неэффективен. Например, проекты с высокой степенью неопределенности или постоянно меняющимися требованиями могут столкнуться с трудностями в применении строгих рамок Sm.

3. Проблемы масштабирования на большие проекты и в организации с несколькими командами:

Scrum хорошо работает в небольших и средних проектах, но его масштабирование на более крупные проекты или в организациях с несколькими командами может быть сложным. Управление зависимостями между командами и согласование общих целей может стать вызовом.

4. Ограничения гибкости, особенно в отношении быстрой реакции на изменения:

Scrum предоставляет структуру и предсказуемость через итеративные спринты, что обеспечивает стабильность в процессе разработки. Однако, из-за строгих временных рамок и внесения изменений только в конце спринта, командам может быть сложно быстро реагировать на неожиданные изменения.

5. Проблемы с коммуникацией и координацией внутри команды и между командами:

Scrum подразумевает тесное взаимодействие между членами команды и активную коммуникацию. В больших командах или в организациях с несколькими командами может возникнуть сложность в поддержании эффективной коммуникации и координации между всеми участниками.

6. Отсутствие формальной документации может привести к проблемам в передаче знаний и управлении знаниями:

Scrum ставит акцент на рабочие продукты над полной документацией, что может затруднить передачу знаний и опыта между участниками команды. Это особенно актуально в ситуациях с переходами участников команды или в проектах с высоким уровнем сложности.

7. Недостаточное внимание качеству продукта из-за упора на быструю доставку работающих продуктов:

Из-за фокуса на доставку работоспособного продукта в конце каждого спринта, некоторые команды могут уделить недостаточно времени тестированию и обеспечению качества. Это может повлиять на стабильность и надежность окончательного продукта.

8. Не всегда подходит для проектов с жесткими временными рамками или высокой степенью неопределенности:

Scrum предполагает гибкость, но в проектах с строгими временными ограничениями или когда требования меняются ежедневно, использование Scrum может быть сложным или неприменимым.

9. Сложности оценки и планирования, особенно при работе с неопределенными или новыми задачами:

Scrum предполагает оценку и планирование на основе опыта команды, что может быть сложным, если команда сталкивается с новыми технологиями или неопределенными задачами.

10. Трудности в изменении рабочей культуры и привычек команды для соответствия принципам Scrum:

Внедрение Scrum требует изменения рабочей культуры и привычек команды. Это может быть вызовом, особенно в случае, если участники команды привыкли к другим методологиям разработки.

В заключение, фреймворк Scrum имеет ряд недостатков, связанных с его сложной философией. Сложность для новичков, ограниченная применимость в некоторых ситуациях и трудности масштабирования являются главными проблемами, которые могут возникнуть при использовании Scrum. Несмотря на его популярность, командам следует тщательно рассмотреть свои потребности и реальные возможности перед принятием решения внедрять данный фреймворк.

Комментарии (9)


  1. Ivnika
    11.08.2023 07:29
    +4

    Хочется задать уточняющий вопрос - иииИ? Как-то не очень понятен итоговый посыл статьи :)


    1. Yuri_nedre Автор
      11.08.2023 07:29

      иииии.... всё
      посыла нет, не гожусь в посыльные :)
      но, наверное, основная мысль стати в последнем предложении.


  1. DikSoft
    11.08.2023 07:29
    +3

    Единственная ценность, которую он создает, это новые "рабочие" места для "эффективных менеджеров".

    Все минусы вытекают из этой "ценности".

    Единственный плюс - команда хоть как-то описывает и формализовывает свои процессы. Если их вообще не было, то становится лучше. Временно. Потом всё улучшение хоронится под грузом искусственно навешанных ритуалов.


  1. K0styan
    11.08.2023 07:29
    +3

    Эээ... Скрам в принципе создавался под высокую неопределённость и постоянно меняющиеся требования. Они фиксируются ровно на длину спринта, не дальше - там уже может что-то совершенно противоположное прилететь, но система выдержит. Именно выдержит, не развалится в погоне за разбегающимися фокусами - о суперпродуктивности вопрос даже не ставится.

    И уж тем более для стабильного контекста скрам будет менее эффективным, чем другие подходы, типа тщательно спланированного каскада. Если же скрам таки попытаться применить, то все эти жёсткие рамки, о которых написано, тут же станут как минимум излишними, а то и палками в колёсах...


  1. Dekmabot
    11.08.2023 07:29
    +2

    Имхо, методики scrum и прочие из семейства - помогают менеджерам как-то контролировать не до конца понятную им область, держать руку на пульсе и корректировать направление как можно раньше. Программистам тоже помогают, но в другом: научиться общаться "словами из рота" и слышать друг друга.

    На сколько рьяно следовать каждой из методик - уже зависит от команды и от самого менеджмента, вечный баланс между "шашечки" и "ехать".


  1. saboteur_kiev
    11.08.2023 07:29
    +1

    так гибкость скрама не в гибкости методологии, а в гибкости самой разработки, которую можно направлять туда-сюда чуть ли не каждый спринт.


  1. dgoncharov
    11.08.2023 07:29
    +7

    Автор пишет, что Скрам - это, мол, "сложная философия". Не надо путать сложное (complex) с запутанным (complicated) и неясно изложенным (smoke and mirrors). Скрам-гайд даже осмысленное определение Скраму дать не может. Scrum is a lightweight framework - не "work organization method", не "management theory", не "planning approach", а lightweight framework. Framework for what?

    Сложные, но при этом вполне понятно описанные идеи была у Нонака и Такегучи, которые первыми и предложили организовывать работу по принципам, похожим на игру в регби. Built-in instability. Self-organizing project teams. Overlapping development phases. Multilearning. Subtle control. Примечательно, что в Скрам-гайде они вообще никак не упоминаются.

    А Швабер и Сазерленд превратили Скрам из методологии в идеологию. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. The Scrum framework, as outlined herein, is immutable. А потом, конечно, мы будем брать с вас деньги, чтобы сертифицировать вас на знание нашего immutable учения. А что мы в 2017 г. внесли в него изменения, так это нам можно а вам нельзя, потому что вы - не мы. И т.д.


  1. XeL077
    11.08.2023 07:29
    +4

    Скрам, это не методология, а идеология, полный карго-культ, его умеет использовать очень мало команд, подходит ещё меньшей группе команд.


  1. unicrus
    11.08.2023 07:29

    "Когда требования меняются ежедневно", то винить надо не скрам.