Часть 1 >> Часть 2 >> Часть 3 >> Часть 4 >> Часть 5 >> Часть 6 >> Часть 7 >> Часть 8 >> Часть 9 >> Часть 10 >> Часть 11 >> Часть 12 >> Часть 13 >> Часть 14 >> Часть 15 >> Часть 16 >> Часть 17 >> Часть 18

Для восстановления гендерного паритета сразу после «женской» главы в книжке должна быть «мужская». И я немедленно к ней приступаю. Но посвящена она будет вовсе не выдающимся мужам, коих в Intel было в преизбытке. Она будет посвящена самым отъявленным разгильдяям light blue — команде Competitive Response Team(CRT), в которой я провел, наверно, свои лучшие годы в Интел. Чисто мужской коллектив — отнюдь не редкость в мире ИТ. Из этой главы вы узнаете, как мы справлялись с этим бедствием в Интел ????

Ты помнишь, как всё начиналось?

Как ни странно, своим возникновением в 2004 году CRT обязан сделке по приобретению Эльбруса и Unipro. До этого момента на российской карте Интел были только Нижний Новгород и Саров; там было множество небольших проектов. После приобретения «медведей» было принято решение о консолидации. Ну, например, компиляторная работа была сосредоточена по большей части в Москве, математические библиотеки — в Новосибирске. Как результат, те люди, которые были задействованы в этих проектах в «старых» интеловских локациях, либо перебирались в «новые», либо оставались не у дел. Тогда-то в Нижнем впервые объявился Пареш Паттани и собрал подобных «изгоев» под свое крыло. В задачу CRT входила техническая поддержка продаж, а проще говоря — запуск и оптимизация бенчмарков для тендеров в области HPC. И в этом деле люди с компиляторным и библиотечным бэкграундом пришлись весьма ко двору. Руководил этой вновь созданной командой поначалу Андрей Нарайкин, я появился в середине 2005. В конце того же года произошло заметное расширение. Не будем забывать, что в Интел шел «Золотой век софта» — в сегменте высокопроизводительных вычислений мы с трудом отбивались от AMD c Opteronом. Значение нашей банды, которой нет-нет да удавалось переломить уже почти проигранную сделку, было осознано. И принято решение численность нашу удвоить. Понятно, что готовых экспертов в бенчмаркинге и оптимизации в Нижнем на тот момент было не сыскать. Поэтому подбирали хотя бы минимально подходящих по смыслу, тех, кто имел какое-то представление об архитектуре и параллельном программировании. Собирали по всей России: в команде были выходцы из НН, Cарова, Саратова, Ебурга, Кемерова и тд. Как-то так получилось, что большинство «старожилов» (то есть проработавших в команде более полугода) осталось у Андрюхи, а «новобранцы» отошли ко мне. Многие из них лишь недавно закончили институт, и Интел по сути был их первой серьезной работой. Средний возраст нашей лавочки составлял тогда что-то около 25. Я был одним из самых старших, а мне еще не стукнуло и 30. К тому же многие приехали из других городов, вырвавшись из-под родительского присмотра. Собственных семей тогда почти ни у кого не было. Их пьянила свобода (ну и не только свобода ????). В общем, это был набор сорвавшихся с цепи мальчишек, и хлебнуть мне с ними пришлось немало... Но об одном случае хочу рассказать особо.

Неуправляемые

В те счастливые времена Development Relations Division (к которому СRT и принадлежал) раз в год собирал своих аппликейшн-инженеров (appliсation engineers) на Software Enabling Summit. На людей посмотреть, себя показать, за технологии новые послушать и просто хорошо провести время в каком-нибудь отличном месте. В сентябре 2006 SES проходил в Лос-Анджелесе. И именно тогда мы впервые вывезли весь свой «выводок» (около 20 человек) за границу. Эта поездка запомнилась мне на всю жизнь. Не только прекрасной погодой и лучшим в жизни купанием в Тихом океане. Но еще и ежедневными приключениями и первыми седыми волосами... ????
Для многих моих архаровцев тот SES был вообще первой в жизни поездкой за границу. И столкнулись они с Америкой и всеми ее соблазнами, вооруженные безлимитными интеловскими кредитками ???? От столкновения этого каждый день летели искры.

Мне звонил Шальнов и говорил:

— Валер... Ну мы это... Lincoln Navigator (здоровый такой минивэн) убили...

— Это как вас угораздило?

— Мы его того... колесом о бордюр...

У этого Navigator'а нам удалось поставить запаску в полевых условиях (что в Америке не так просто), а на следующий день обменять его на другую машину в Hertz. Но это была лишь разминка.

Ford Mustang
Ford Mustang

Другой разгильдяй взял в том же самом Hertz напрокат Ford Mustang (цена которого в разы превышала все корпоративные гайдлайны). И на мой возмущенный вопрос: «Какого, собственно, ...???» — выдал следующий монолог:

— Валер, ну я там ходил. Смотрю, он стоит. Такой красивый... Я всю жизнь о таком мечтал. Дай, думаю, покатаюсь хоть денечек...

Разумеется, по возвращении из поездки я был вызван на ковер бухгалтерией: кроме этого Мустанга за моими бойцами обнаружились и другие прегрешения. Матерились долго, но на первый раз ограничились устным внушением. Да поручили присматривать за своими бандитами повнимательнее.

Третий, столкнувшись с искушениями буржуазного общества, решил пуститься во все тяжкие. Но поскольку это был его первый визит в Объединённые Штаты Северной Америки, с тонкостями местного быта он был не знаком. И принял решение пойти самым естественным (как ему казалось) путем. Выпив для храбрости граммов триста виски, он обратился к сотруднице reception отеля Hyatt, в котором и проходил наш саммит. Начал с главного.

Hello, I want to fuck, — изложил он свое желание на предельно доступном английском языке. Но девушка, видимо, попалась обученная и далеко не первый раз столкнувшаяся с подобными капризами постояльцев.

How much money do you have, sir? — Лучезарно улыбаясь, осведомилась она.

I have one hundred dollars, — ладно, еще у нашего охотника за приключениями хватило ума не пускать в ход корпоративную кредитку.

— I am terribly sorry, sir, but one hundred is only to suck, — не моргнув глазом, ответила девушка с reception.

Пришлось незадачливому искателю разврата убираться восвояси не солоно хлебавши... ????

Лучший водитель западного побережья

В общем, та поездка была наполнена всякого рода косяками и казусами, но самую драматическую историю, как ни странно, организовали мы с Андреем Алексеевичем. Люди, которые по идее должны были следить за порядком. Однако прежде чем ее рассказать, позволю себе небольшое лирическое отступление. Один из первых моих начальников в Интел, Shinn-Horng Lee, за несколько лет до этой поездки рассказывал мне такую историю.

Еду, — говорит, — как-то по автостраде (freeway) в Санта-Кларе. Скорость — миль 80. И вдруг боковым зрением вижу, что что-то идет не так. Поворачиваю голову налево и вижу через отбойник, что девушка едет по встречке в том же направлении, что и я...

Ну и что? — вяло откликнулся я. — Может, ошиблась. Не в ту сторону на автостраду выехала...

— Как что? — Шинн явно рассчитывал на куда более эмоциональную реакцию. — Это же безвыходная ситуация! Ей с этой автострады деваться некуда!

— На этой автостраде сколько полос?

— Шесть.

— Включил аварийку, встал в крайнюю, развернулся и едешь туда же, куда все. Делов -то...

— Хмм, — задумался Шинн. — Этого я как-то не сообразил.

Я не стал цитировать ему Задорнова, но случай этот мне как-то запомнился...

Ну а теперь вернемся в Лос-Анджелес 2006. В выходной день наша развеселая шатия-братия отправилась на пляж в Анахайм.

Лос-Анджелес 2006.
Лос-Анджелес 2006.

По дороге от отеля на пляж за рулем был я, а обратно доставить бренные тела вызвался Андрей Алексеич. В общем, целый день 5 достойных аппликейшн-инженеров загорали, купались (а купание там райское), ели и, разумеется, выпивали. Это не ускользнуло от внимания хранителей пляжа. В какой-то момент к нам подошел человек в форме и попытался объяснить, что drinking here is prohibited by state law. Митяй посмотрел на него окосевшими глазами и ответил.

— Вот ты говоришь нельзя... Ну так это, вам, камерам, нельзя. А мы русские, нам можно.

— Ну, я вас предупредил, — как-то осекся человек в форме. — Просто я добрый Lifeguard – ничего сделать с вами не могу. А вот если приедет злой ranger – у вас будут крупные неприятности.

Но бог хранил дураков, и злой Ranger по нашу душу так и не приехал. В общем, к концу дня все были изрядно «начитаны», кроме Андрюхи. И когда стемнело, он сел за руль. Ехать от пляжа до отеля было недолго, минут 20. Но то, что было простым при свете дня, ночью оказалось куда сложнее. А машина на беду была без навигатора. Где-то через час мы окончательно поняли, что заплутали. Я к этому моменту уже немного протрезвел и начал претендовать на место у руля.

Тут уместно будет сделать еще одно лирическое отступление. Мужская команда подразумевает обостренную конкуренцию. Тем более, что ребята у нас в основном были спортивные. Иногда градус зашкаливал и приходилось принимать меры. По счастью, мы с Андрюхой конкурировали большей частью на спортивной площадке (и надо сказать, успех сопутствовал мне крайне редко). В жизни же соревнования были по большей части в шутку. Но уступать все равно никому не хотелось. Поэтому Андрюха настолько же упрямо, насколько безуспешно пытался отыскать дорогу в отель. Однако пьяные тела на заднем сиденье все громче выражали свое недовольство. И он вынужден был сдаться. Я торжествующе водрузился в водительское кресло.

— Сейчас я покажу всем, кто лучший водитель западного побережья!

И тут же в оптимистическом угаре совершил ошибку. Заболтавшись с кем-то, пропустил правильный поворот на автостраду. А потом, спохватившись, пролетел под кирпич, выехал на freeway во встречном направлении. В глаза ударили фары встречных автомобилей. Осознав, что произошло, мои попутчики подняли невообразимый ор. И ничего лестного я о себе из него не узнал. Но вместо того чтобы запаниковать, я вспомнил тот давний разговор с Шинном. Включил аварийку, врубил для вящей уверенности дальний свет, лихо развернулся через шесть полос и поехал в правильном направлении. Остаток пути мы проехали в гробовом молчании. Но когда я вылезал из-за руля, руки у меня слегка дрожали...

До сих пор удивляюсь, как с нами тогда ничего не случилось: никто не убился и даже не попал в полицию. Видимо, как говорит моя супруга, дуракам должно везти, иначе их давно выбил бы естественный отбор. Так или иначе, я отправил своих гавриков домой после SES живыми и невредимыми. А сам потом вернулся в Портленд (где работал тогда), зашел в церковь и поставил свечку. Чисто на всякий случай...

Сломанная коммуникация

Ну и конечно, чисто мужской мир — это совершенно особый язык и стиль общения. Нежный и хрупкий. Не верите? Следующая история показывает, как легко его сломать.

Проводили мы раз в неделю оперативку, дабы обсудить с командой дела текущие. Обычно она продолжалась минут 25, ну, от силы полчаса. Но в тот раз нашла, что называется, коса на камень. Пришёл к нам с Андрюхой Александр Николаич и говорит:

Мужики, жена по делам уехала, а на мне старший сын остался. Некуда мне его пристроить, можно, он со мной на оперативке посидит?

— Да пусть сидит, жалко что ли... — легко согласились мы, ещё не представляя, к чему это приведёт. В тот день наша «летучка» продолжалась один час десять минут. Коммуникация была сломана в хлам. Люди скрипели извилинами в попытках трансформировать естественную, как улыбка младенца, фразу «Максим Павлович, какого х... (лешего) вы вторую неделю возитесь с этим е... (растаким) бенчмарком?» во что-то, что можно произнести при ребенке. Вышли мы из переговорки аж вспотевшие от непосильного напряжения мысли. Уже потом в курилке Андрюха попросил Александра Николаича больше так не делать.

— Почему? — удивился Саня.

А потому, — ответил Андрей Алексеич, — что мы матом не ругаемся. Мы им разговариваем.

Как мы боролись за diversity

В общем, управлять чисто мужским коллективом — это совершенно особый вид искусства. Но со временем мы с Андрюхой начали все больше от него уставать. А тут как раз в конторе начала раскручиваться тема diversity. И вот в один прекрасный день я пришел к Андрею Алексеевичу и сказал:

Слушай, тут все борются за diversity. Давай мы тоже станем за нее бороться?

— Давай, — отозвался Андрюха. — Только не радикально.

И мы взяли в интерны Егора. В то время как ядро нашей развесёлой братии составляли бестолковые футболисты (это было одним из критериев отбора), Егор был лыжник. И надо сказать, что он не только быстро сумел освоиться, но и притащил за собой Дэна. Дэн был легкоатлет. Но, впрочем, оба в скором времени стали гонять с нами мяч. Ибо не только мы учились от них хорошему, но и они от нас плохому. Воодушевленный успехами в борьбе за diversity, я решил проинтервьюировать мальчика, который вообще никаким спортом не занимался. С несложными задачками по математике и программированию (а на интернских собеседованиях сложных мы не давали) паренек справился довольно уверенно. Потом разговор зашел за всякие хобби. Выяснилось, что чувак любит рок и сам немного поигрывает на гитаре. Разговор про Accept, Metallica, Rainbow и UFO протекал довольно непринужденно, но у меня крепло ощущение, что он «не из нашей песочницы». И я задал следующий вопрос.

— Ну а что кроме музыки любишь?

— Читать люблю, — после некоторой паузы и с достоинством ответил юноша, чем лишь усугубил мои опасения.

— А кого?

— Прозаиков.

— Ну «про заек» — это очень уж общая категория. Имена какие-нибудь назови.

— Бунин, Набоков... Если из поэтов, то Ахматова. — Этот ответ меня окончательно убедил в том, что мы с этим парнем каши не сварим.

— Ладно, я из профессорской семьи. Со мной еще хоть как-то можно на подобные темы разговаривать. Но вообще, если ты будешь общаться с кем-то еще из нашей лавочки, надо сразу оговариваться «Вы, пожалуйста, не подумайте, что я пижон. Потому что на самом деле я эстет».

— А почему?

— Тут такая публика, что тебя немедленно заклеймят пижоном. И попробуй потом докажи, что это не так.

В итоге парнишка устроился в Интел, но в другую команду. Он был очень неглупым и сделал неплохую карьеру. Просто в СRT при такой специфике ему было не место...

Вот так методом проб и ошибок мы боролись за diversity. И в конце концов даже наняли несколько девчонок. Но это было уже после того, как я покинул команду в 2013...

PS. В этой главе я перечислил лишь небольшую часть косяков и накладок, с которыми пришлось столкнуться, работая в СRT. Но оглядываясь назад, можно сказать, что все получилось не так уж и плохо. Из нашей разгильдяйской лавочки вышло 6 Principal Engineers, один Senior Principal Engineer и один Vice President. Правда, уже не Интела, а Хуавея... ????

Комментарии (15)


  1. Rusrst
    24.08.2023 16:48
    +1

    Про ребенка на совещании вы повторяетесь :)


    1. vvvphoenix Автор
      24.08.2023 16:48
      +3

      Это в блоге было. А на Хабре не было еще


  1. izard
    24.08.2023 16:48
    +2

    Отличная была поездка, когда SES еще были в Анахайме! "Заболтавшись с кем -то, пропустил правильный поворот на автостраду" Мы в это же время тоже ехали с другого пляжа назад в отель. И наш водитель Женя, заболтавшись с кем-то из пяти пассажиров в машине, подрезал полицейского. Который тут же включил люстру, и очень удивился, пересчитав пассажиров. Но даже не оштрафовал, а лишь подробно объяснил, как добраться до Хайята.


  1. DustCn
    24.08.2023 16:48

    — Валер... Ну мы это... Lincoln Navigator (здоровый такой минивэн) убили...

    Вообще убил его Юра, а Шальнов в это время завтракал в отеле, откуда тебя просто попросил помочь.


    1. vvvphoenix Автор
      24.08.2023 16:48

      Я помню. Но звонил то мне Серёга :)


      1. DustCn
        24.08.2023 16:48

        А Серега уже ничего не помнит :)

        Вот он, счастливый момент обретения подкатного домкрата на ближайшей заправке.


        1. vvvphoenix Автор
          24.08.2023 16:48

          Зачётная фотка. Щас прям в текст вставлю :)


  1. victor_1212
    24.08.2023 16:48
    +1

    > Из нашей разгильдяйской лавочки вышло 6 Principal Engineers, один Senior Principal Engineer и один Vice President. Правда, уже не Интела, а Хуавея...

    вероятно VP Хуавея - это Вы, интересно какой у Вас ranking в компании, и почему Вас нет в "key executive team" ?

    см.

    https://craft.co/huawei/executives

    https://www.comparably.com/companies/huawei/executive-team


    1. 1dNDN
      24.08.2023 16:48

      Потому что он VP новгородского R&D филиала Хуавея


      1. victor_1212
        24.08.2023 16:48

        спасибо, теперь понятно


      1. unreal_undead2
        24.08.2023 16:48
        +1

        Нижегородского


  1. Astrolux78
    24.08.2023 16:48
    +2

    У вас фотка Ford Mustang последних лет выпуска, для иллюстрации истории 2006 года лучше использовать актуальную в тот год модель (абсолютно другую). К слову, я тоже в США брал Mustang в аренду 2 раза, один раз в версии GT, в 2018 и 2020 годах. Правда, в США это не такой уж престижный и дорогой автомобиль, если честно. В 2020 году версия GT от Avis стоила менее 5000 рублей в сутки по тому курсу. Недорогой хэтчбек Cruze я тогда же брал в районе 3500 рублей в сутки.


    1. victor_1212
      24.08.2023 16:48

      > в США это не такой уж престижный и дорогой автомобиль, если честно

      согласен, вообще для большинства большой разницы нет на чем ездить, для школьников и свежих эмигрантов конечно другая шкала ценностей, для афро американцев аналогично


  1. IvanPetrof
    24.08.2023 16:48
    +1

    Сперва подумалось "как скучно я живу", но потом вспомнил что по молодости в наших командировках тоже хватало приключений))


  1. Mike-M
    24.08.2023 16:48
    +1

    После прочтения статьи в голове крутится только одно: "Crazy Russians" ©  )