Миниатюризация спутников и снижение стоимости их запуска привели к появлению нового поколения стартапов, стремящихся принять участие в космической гонке. Компании новой волны даже придумали для себя специальный термин – NewSpace.

На недавней конференции в Сан-Хосе лидеры движения NewSpace (термин описывает стартапы, которые находятся в тени гигантов космической индустрии, таких как Boeing и Lockheed-Martin) обсудили новейшие подходы к космическим полетам, а также космическим открытиям и исследованиям.

В то время как многие NewSpace-стартапы грезят исследованиями планет и промышленной разработкой астероидов, первые шаги по запуску делаются на Земле. Да, первые шаги, и хотя NewSpace существует уже около десятилетия, все стартапы по-прежнему находится на ранних этапах развития.



Торжественное вручение награды NewSpace Awards Энди Вейру, автору «Марсианина». На вставке: Мэтт Деймон – застрявший на Марсе астронавт из фильма-экранизации

Главным спикером первого дня стала Дава Ньюман, первый заместитель руководителя НАСА. Она известна благодаря своей работе в MIT: разработке гибких и легких скафандров нового поколения. Ньюман начала с презентации, где назвала NewSpace-стартапы важной частью индустрии исследования космоса, которой исполнилось уже более 50 лет. Днем рождения считается день запуска первого искусственного спутника «Спутник-1».

В США исследование космоса началось по инициативе правительства – было создано НАСА. Этому способствовала необходимость разработки современной электроники и желание США принять участие в космической гонке.

NewSpace – это совсем другая гонка – это погоня за мечтой молодого поколения инженеров, финансируемая усилиями частных инвесторов.

Хотя NewSpace-компании развивают несколько различных перспективных рынков, один из крупнейших – это промышленная разработка астероидов. Например, Deep Space Industries (DSI) из Техаса борется за лидерство в этой сфере.



«Небольшой, чуть менее километра в ширину, астероид содержит больше железа и дорогих и редкоземельных металлов, чем было изъято из недр земли за всю историю человечества. Астероиды, находящиеся недалеко от нашей планеты, содержат количество сырья, способное обеспечить потребности 100 миллиардов человек», – ведущий исследователь DSI Джон Льюис (John Lewis)

Еще одной важной проблемой, которую решает индустрия NewSpace, является разработка новых методов доставки грузов на орбиту. Для дальнейшего развития индустрии жизненно важно снизить стоимость доставки килограмма груза в космос.

Такие программы, как ALASA (Airborne Launch Assist Space Access) от DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), решают проблему путем отказа от первой ступени. Этот альтернативный метод запуска описал Митчелл Барнсайд Клапп (Mitchell Burnside Clapp), менеджер тактического отдела агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA).

Запуск осуществляется с воздуха с помощью истребителя F-15 (проект ALASA) – решение DARPA позволяет использовать для вывода спутника на орбиту одноступенчатую ракету. Использование F-15, развивающего скорость до 3000 км/час, позволяет снизить стоимость запуска на 10%.

Кроме того, ALASA работает над возвращаемой пусковой установкой для доставки небольших грузов. Время, необходимое для вывода груза на орбиту, уменьшится с нескольких лет до нескольких месяцев. Clapp и DARPA надеются, что спрос на услугу позволит снизить цену как для грузов министерства обороны, так и для грузов частного сектора.

Спрос – это ключ к успеху альтернативных систем запуска, таких как LauncherOne от Virgin Galactic. Здесь спрос формирует другой проект компании Virgin Group Ричарда Брэнсона (Richard Branson) – OneWeb, целью которого является обеспечение всего мира интернетом.

Уильям Померанц (William Pomerantz), вице-президент по специальным проектам в Virgin Galactic, рассказал, что в проекте LauncherOne задействовано воздушное судно WhiteKnightTwo, способное летать на высоте пятнадцати километров.

«Возможность проведения десяти запусков за десять дней изменит правила игры», – сказал Шон Махони (Sean Mahoney), генеральный директор Masten Space Systems. Он и его команда считают, что плоды, которые принесет прохождение сложных рискованных испытаний, стоят потраченных усилий.



Молодежь индустрии NewSpace

Рождение NewSpace-индустрии обязано двум событиям, произошедшим в начале 2000-х годов. Первой ключевой точкой стало объявление приза Ansari XPrize, что привело к созданию первого негосударственного летательного аппарата, на котором в 2004 году Барт Рутан (Burt Rutan) совершил первый суборбитальный полет. Вторым событием стало создание SpaceX Илоном Маском в 2002 году, когда он решил разработать ракета-носитель, без использования российских двигателей.

В этой индустрии нет миллиардеров, которые заработали свое состояние за одну ночь. Илон Маск был «спасен» друзьями, потому что для достижения успеха ему потребовалось осуществить целых четыре старта ракеты «Фэлкон-1». Один из участников конференции сказал: «Предприниматели, которые имеют шанс преуспеть в NewSpace-индустрии, работают за $5 в час».

Участники конференции, выступавшие на сцене, советовали инженерам дважды подумать, прежде чем создавать еще один ракета-носитель. Есть и другие сферы NewSpace-индустрии с еще большим потенциалом.

Область Сан-Франциско богата на стартапы: Planet Labs, NanoRacks, Spire Global (бывший Nanosatisfi), SkyBox Imaging от Google, Elysium Space и многие другие. Все они занимаются самыми разнообразными вещами: Elysium предоставляет услуги по доставке праха на околоземную орбиту, SpaceVR разрабатывает платформы виртуальной реальности, компания Mountain View, являющаяся структурным предприятием Made in Space, Inc., поставляет 3D-принтеры, пригодные для работы в сложных условиях, Planet Labs, Spire и Skybox предлагают различные наноспутники стандарта кубсат для наблюдений Земли.

Хотя некоторые разработки, выполняющие роль двигателя NewSpace-индустрии, основываются на последних передовых научных исследованиях, не забывают и старые законы, например, закон Мура.

Увеличение производительности электроники, прорывы в программировании и снижение размеров и энергопотребления устройств снизили вес, потребляемую мощность и габариты авиационного оборудования, управляющего космическими аппаратами. Также уменьшился размер используемых измерительных приборов, таких как тепловизоры и спектрометры.

Венчурные предприятия Кремниевой долины принесли огромную пользу. Это они сохранили SpaceX, тем самым открыв дорогу бесчисленному количеству стартапов.

Участниками индустрии NewSpace в основном являются молодые инженеры и предприниматели. Средний возраст в космической индустрии близок к 50 годам, потому термин «седые бороды» звучал на конференции очень часто. Уже опытные инженеры становятся наставниками или занимают руководящие должности, наставляя стартапы на путь истинный.

Джеймс Манси (James Muncy), «серая борода» NewSpace и человек с опытом, представлял, так сказать, прошлое индустрии. Его консалтинговое агентство по вопросам космической политики Polispace делится знаниями с главными инженерами и менеджерами NewSpace. Еще он является соучредителем Space Frontier Foundation.



Хотя индустрия выглядит многообещающе и захватила воображение инженеров и инвесторов, будущее NewSpace до сих пор неясно. Пузырь доткомов, «лопнувший» в 2000-х, и экономический кризис в 2008 году осушили ресурсы и привели к провалам в космической индустрии всего за несколько недель.

Внезапный нынешний экономический спад точно так же может повергнуть в небытие существующие компании. Поскольку индустрия сильно зависит от НАСА, то политические волнения легко могут поменять перспективы индустрии.

Сейчас у индустрии с НАСА непростые отношения. Постоянный контроль был помехой, но, по словам участников индустрии, агентство меняет курс и занимает более активную позицию в движении NewSpace.

И все же есть программы, которые поддерживают NewSpace, например, центр продвижения науки в космосе CASIS (Center for the Advancement of Science in Space), SBIR (Small Business Innovation Research), STTR (Small Business Technology Transfer) и SAA (Space Act Agreement).

Последнее соглашение обеспечивает NewSpace-стартапам доступ к технологиям НАСА, промплощадкам и инженерному опыту агентства. CASIS предоставил компании NanoRacks доступ к МКС, а также программе по запуску кубсатов с космической станции.



Анонс:

В этот четверг (26 ноября 2015) с 10:30 до 16:00 ФРИИ совместно с АО “Объединенная ракетно-космическая корпорация” и Роскосмос проведут конференцию «Инновации и ИТ-решения в ракетно-космической отрасли».

Цель и задачи конференции – показать планы и потребности космической индустрии, а также дать возможность технологическим компаниям пообщаться с лидерами отрасли.

Ознакомиться с программой и зарегистрироваться на конференцию можно тут.

Комментарии (7)


  1. VGTGroup
    24.11.2015 18:43
    +2

    Читаешь такие статьи и в тебя вселяется вера, что и самому надо попробовать. Обламаться все же не могут. У кого-то да и получится, что-то сделать.

    И да, направлений в космосе множество и некоторые из них, вполне, коммерческие. Есть несколько из них, которые можно будет достаточно легко окупить (5-10 лет).


    1. VGTGroup
      24.11.2015 18:44

      Читаешь такие статьи и в тебя вселяется вера, что и самому надо попробовать. Обламаться абсолютно все стартапы же не могут. У кого-то да и получится, что-то сделать.

      И да, направлений в космосе множество и некоторые из них, вполне, коммерческие. Есть несколько из них, которые можно будет достаточно легко окупить (5-10 лет).


  1. SelenIT2
    24.11.2015 21:12

    Новость удачно совпала с сообщением Blue Origin, что им удалось-таки посадить ракету «на лапы»! Причём, как я понял, с первой попытки. Правда, всего лишь после суборбитального полёта, вертикально вверх ровно на 100500 м (как нарочно:), но тем не менее…


    1. dmitrykabanov
      24.11.2015 21:34

      Да-да. Ребята во всю американские движки обкатывают как могут


    1. alff31
      24.11.2015 22:45

      Со второй, первая попытка была в апреле 2015года, но первую(и единственную) ступень тогда не посадили. Поэтому её в видео даже не показали.

      Видео: www.youtube.com/watch?v=rEdk-XNoZpA


      1. SelenIT2
        25.11.2015 00:25

        По текстам я понял, что в тот раз задача спасения ступени не ставилась, проверяли, может ли она вообще летать. А в этот раз заодно попробовали спасти — и сразу получилось. Возможно, старую новость задним числом подправили (для инвесторов лучше полный успех простой задачи, чем частичная неудача сложной). Но в любом случае ребята молодцы!


        1. alff31
          25.11.2015 00:50
          +1

          По ссылке что я привел выше:

          “One of our goals is reusability, and unfortunately we didn’t get to recover the propulsion module because we lost pressure in our hydraulic system on descent,” Bezos wrote. “Fortunately, we’ve already been in work for some time on an improved hydraulic system. Also, assembly of propulsion module serial numbers 2 and 3 is already underway — we’ll be ready to fly again soon.
          В статье приводится цитата Безоса о том что не смогли пасадить разгонный модуль из-за потери давления в гидравлической системе при спуске. Сходная проблема была и у SpaceX.