Что могут сделать профессионалы, чтобы инструменты ИИ не вытеснили их с рынка труда? В этой статье авторы предлагают пять рекомендаций, которые должны помочь защитить карьеру в эпоху процветания искусственного интеллекта.
С осени 2022 года искусственный интеллект, и в частности, ChatGPT и его последняя версия GPT-4 — стал занимать важное место в разговорах о будущем бизнеса, профессиональной деятельности и возможностей обучения. ChatGPT стал самым быстрорастущим пользовательским приложением в истории, обогнав Instagram и даже TikTok, а компания Google даже потеряла 100 млрд. долларов из-за того, что демонстрация ее ИИ-продукта прошла неудачно, что поставило под сомнение ее конкурентоспособность.
Ставки повышаются не только для IT-компаний, но и для людей, на карьере которых стремительное развитие ИИ может сказаться не лучшим образом. Многие годы эксперты в области искусственного интеллекта доносили нам мысль о том, что ключ к выживанию в условиях развивающегося ИИ — это развитие креативного мышления и других теоретически уникальных человеческих навыков. Однако последние достижения показывают, что инструменты на базе ИИ могут делать гораздо больше, чем просто перебирать цифры и анализировать данные: они также способны создавать художественные работы на профессиональном уровне, писать сносные статьи и рекламные тексты, что может привести к замене какого-то количества журналистов и маркетологов.
Нет смысла спорить о том, является ли ИИ-инструменты «умнее» нас или «лучше» в чем-то. Они уже существуют и ими активно пользуются. Что для нас важно — это как мы можем вырасти с профессиональной точки зрения, используя эти инструменты.
Тактическое применение ИИ ограничивается только фантазией пользователя. Например, можно повысить свою продуктивность при проведении мозговых штурмов, написании драфтов писем или проведении быстрых исследований. В этом помогут тот же GPT-4 и другие инструменты, например, Bing от Microsoft, в который теперь интегрирован GPT-4, а также недавно запущенный Copilot.
Но помимо конкретных примеров использования, какие стратегии могут использовать профессионалы для создания уникальной ценности, когда ИИ начинает демонстрировать огромную и экспоненциально растущую мощь? Другими словами, что мы можем сделать лично, чтобы не допустить вытеснения себя с рынка труда и обеспечить свое профессиональное будущее в эпоху интеллектуальных машин? Вот пять моментов, которые мы считаем особенно важными.
Избегать предсказуемости
Важно помнить, что ИИ не генерирует новые идеи, а занимается прогнозированием, то есть угадывает наиболее вероятное следующее слово. На микроуровне это полезно: за словом «спасибо» действительно часто следует «вам»/«тебе». Но на макроуровне его предложения имеют тенденцию к однообразию: это можно сравнить с мудростью толпы, которая зачастую прямо противоположна истинной мудрости. Как сказал Оскар Уайльд: «Все, что популярно, — неверно».
И все же этот аспект генеративного ИИ может принести немало пользы при правильном его применении. Например, чтобы узнать, что думает или чувствует большинство людей по какому-либо поводу, учитывая их предрассудки и заблуждения, можно использовать GPT-4 для доступа к этому общему знанию — или незнанию. Но если эти инструменты использовать бездумно, их алгоритмы могут превратить нас в более предсказуемых существ, которые в конце концов начнут звучать одинаково.
Подумайте вот о чем: всякий раз, позволяя Gmail автоматически заполнять наши поисковые запросы или электронные письма, мы тем самым отказываемся от присущей нам доли оригинальности и уникальности, превращая предсказание ИИ в самоисполняющееся пророчество, которое делает нас более предсказуемыми. GPT-4 является хорошим инструментом для разработки идей и первоначальных драфтов. Но если вы хотите выделиться, то в некоторых случаях вам стоит выбирать варианты, противоположные предложенному им — так вы будете идти вразрез с общепринятыми принципами. Подобно тому, как некоторые корпорации осознали, что шаблонный «корпоративный язык» отталкивает клиентов, мы можем начать больше ценить наше собственное звучание — и принимать свою индивидуальность, интуитивность и непредсказуемость, в то время когда все остальные обращаются к искусственному интеллекту.
Развивать навыки, которым машины пытаются перенять
Несомненно: GPT-4 обучен быть уважительным и корректным — особенно сейчас, когда стали известны его прежние уязвимые места. Его ответы демонстрируют эмпатию («Мне жаль, что мой ответ вас расстроил»), самосознание («Я всего лишь модель искусственный интеллект, и мои ответы основаны на обучающих данных») и даже креативность (вспомним про создание гениальных хокку о неравенстве, пародирование Илона Маска и бесконечные шутки про сыр на разных языках). Но, повторимся, эти ответы основаны на предсказании текста, а ИИ не способен испытать или проявить человеческую версию этих «мягких» навыков. Как неоднократно утверждал Томаш, люди склонны реагировать на искренние эмоции. Поэтому важной частью стратегии, которая позволит выделяться в эпоху искусственного интеллекта, становятся реальное знание и забота о том, что думают и чувствуют другие, подлинное понимание себя и способность создавать то, чего не могут создать машины.
Активнее включаться в реальный мир
GPT-4, как и ИИ в целом, замкнут в цифровом мире, находясь в виртуальной клетке из нулей и единиц. Но важно понимать, что ИИ не в силах разрушить наши аналоговые, личные связи с другими людьми, поэтому необходимо беречь их и обязательно выделять на них свое время. Как резюмирует результаты исследования профессор Гарвардского университета Артур К. Брукс, «технологии, которые вытесняют наше общение с другими людьми в реальной жизни, снижают уровень нашего благосостояния, поэтому ими нужно управлять с большой осторожностью». Такие артефакты допандемийной жизни, как обеды с коллегами, участие в оффлайн-конференциях, случайные разговоры с незнакомцами, могут показаться не столь актуальными сейчас, когда мы уже так долго обходимся без них. Но они помогают налаживать связи и получать знания, которые просто невозможно приобрести только с помощью ИИ — а значит, являются уникальным конкурентным преимуществом, которым мы все еще обладаем.
Аналогичным образом, оригинальные исследования, которые подразумевают реальное общение с людьми и выявление новых идей, становятся критически важными, поскольку ИИ может соединять только точки в прошлом и информацию, которая ему уже была представлена. Когда вы получаете информацию, которой еще нет в интернете, через свой жизненный опыт или разговоры с людьми, вы привносите что-то действительно новое, что невозможно сделать только с помощью искусственного интеллекта.
Развивать персональный бренд
ИИ-инструменты достигли такого качества, что вполне могут вытеснить представителей низшего и среднего звена рынка во многих профессиях — например, копирайтеров и дизайнеров на биржах фриланса или тех, кто работает с экономными заказчиками, которые стремятся сокращать расходы, выбирая бесплатные инструменты. В некоторых случаях ИИ может даже сравняться по качеству с профессионалами высшего эшелона — но почти наверняка лидеры отрасли не будут вытеснены, и причина тому — сила их брендов. Подобно тому как покупатели в мире искусства будут платить в больше за «настоящего Рембрандта», а не за столь же прекрасную картину одного из его менее известных современников, руководители компаний, скорее всего, будут продолжать нанимать людей, считающимися «лучшими в своей области». Например, даже местная шиномонтажная мастерская или цветочный магазин могут использовать искусственный интеллект для создания логотипа. Но те, кто обладает разборчивостью и большими деньгами, могут позволить себе воспользоваться услугами элитной группы агентств. Развитие искусственного интеллекта не меняет того факта, что брендинг имеет огромное значение для человеческой природы.
Накапливать экспертизу
GPT-4 и другие технологии искусственного интеллекта обладают сильными способностями к исследованиям и могут практически мгновенно собирать большое количество фактов. К сожалению, некоторые из этих фактов не соответствуют действительности — это разновидность «галлюцинаций», которые до сих пор были характерны для ИИ. (Один из читателей связался с Дори и спросил, где он может найти одну из статей Дори в Harvard Business Review, на которую ссылался ChatGPT. Оказалось, что такой статьи в действительности не существовало). Таким образом, несмотря на то, что искусственный интеллект является чрезвычайно ценным инструментом, его результаты не всегда точны — по крайней мере, на данный момент. Именно поэтому так важно развивать признанную экспертизу в своей области. Даже если искусственный интеллект выполняет функции «создания драфтов», результаты должны перепроверяться надежным и проверенным источником. Если это вы, то вы не останетесь без внимания на рынке труда, поскольку обладаете навыком проверять ответы ИИ.
Заключение
Технологии искусственного интеллекта способны изменить нашу профессиональную жизнь — возможно, уже в самом ближайшем будущем. Мы считаем, что, следуя этим стратегиям, вы сможете найти свои способы определения и предоставления уникальной ценности даже в условиях развития GPT-4 и других технологий. Даже в меняющиеся времена это самый верный способ застраховать свою карьеру.
В завершение рекомендуем всем IT-рекрутерам обратить внимание на открытый урок, посвященный использованию LinkedIn и GitHub для сорсинга. На этой онлайн-встрече участники обсудят:
Как использовать сорсинг для поиска скрытых талантов.
Что важно знать для работы международным рекрутером.
Как использовать инструменты рекрутера для автоматизации.
Структура и карьерные возможности роста в найме.
Если тема интересна, записывайтесь на урок по ссылке.
sim31r
Так и Chat GPT 5 тоже может быть брендом. Как сейчас в целом узел конвейерной или автоматической сборки ценится больше, чем ручная работа.
Rampages
Ну конвейерная или ручная, все зависит от качества на самом деле. Иногда еще играет роль уникальность или индивидуальность. Если качество и ощущение проделанной работы/продукта от ИИ будут хотя бы на том же уровне, который может предложить человек, тогда выбор скорее всего будет в сторону ИИ. Просто на длинной дистанции скорее всего ИИ обойдет человека во многих областях, но насколько эти дистанции длинные и хватит ли их на наш век или это будет в следующем веку не понятно.