Что могут сделать профессионалы, чтобы инструменты ИИ не вытеснили их с рынка труда? В этой статье авторы предлагают пять рекомендаций, которые должны помочь защитить карьеру в эпоху процветания искусственного интеллекта.

С осени 2022 года искусственный интеллект, и в частности, ChatGPT и его последняя версия GPT-4 — стал занимать важное место в разговорах о будущем бизнеса, профессиональной деятельности и возможностей обучения. ChatGPT стал самым быстрорастущим пользовательским приложением в истории, обогнав Instagram и даже TikTok, а компания Google даже потеряла 100 млрд. долларов из-за того, что демонстрация ее ИИ-продукта прошла неудачно, что поставило под сомнение ее конкурентоспособность.

Ставки повышаются не только для IT-компаний, но и для людей, на карьере которых стремительное развитие ИИ может сказаться не лучшим образом. Многие годы эксперты в области искусственного интеллекта доносили нам мысль о том, что ключ к выживанию в условиях развивающегося ИИ — это развитие креативного мышления и других теоретически уникальных человеческих навыков. Однако последние достижения показывают, что инструменты на базе ИИ могут делать гораздо больше, чем просто перебирать цифры и анализировать данные: они также способны создавать художественные работы на профессиональном уровне, писать сносные статьи и рекламные тексты, что может привести к замене какого-то количества журналистов и маркетологов.

Нет смысла спорить о том, является ли ИИ-инструменты «умнее» нас или «лучше» в чем-то. Они уже существуют и ими активно пользуются. Что для нас важно — это как мы можем вырасти с профессиональной точки зрения, используя эти инструменты.

Тактическое применение ИИ ограничивается только фантазией пользователя. Например, можно повысить свою продуктивность при проведении мозговых штурмов, написании драфтов писем или проведении быстрых исследований. В этом помогут тот же GPT-4 и другие инструменты, например, Bing от Microsoft, в который теперь интегрирован GPT-4, а также недавно запущенный Copilot.

Но помимо конкретных примеров использования, какие стратегии могут использовать профессионалы для создания уникальной ценности, когда ИИ начинает демонстрировать огромную и экспоненциально растущую мощь? Другими словами, что мы можем сделать лично, чтобы не допустить вытеснения себя с рынка труда и обеспечить свое профессиональное будущее в эпоху интеллектуальных машин? Вот пять моментов, которые мы считаем особенно важными.

Избегать предсказуемости

Важно помнить, что ИИ не генерирует новые идеи, а занимается прогнозированием, то есть угадывает наиболее вероятное следующее слово. На микроуровне это полезно: за словом «спасибо» действительно часто следует «вам»/«тебе». Но на макроуровне его предложения имеют тенденцию к однообразию: это можно сравнить с мудростью толпы, которая зачастую прямо противоположна истинной мудрости. Как сказал Оскар Уайльд: «Все, что популярно, — неверно».

И все же этот аспект генеративного ИИ может принести немало пользы при правильном его применении. Например, чтобы узнать, что думает или чувствует большинство людей по какому-либо поводу, учитывая их предрассудки и заблуждения, можно использовать GPT-4 для доступа к этому общему знанию — или незнанию. Но если эти инструменты использовать бездумно, их алгоритмы могут превратить нас в более предсказуемых существ, которые в конце концов начнут звучать одинаково.

Подумайте вот о чем: всякий раз, позволяя Gmail автоматически заполнять наши поисковые запросы или электронные письма, мы тем самым отказываемся от присущей нам доли оригинальности и уникальности, превращая предсказание ИИ в самоисполняющееся пророчество, которое делает нас более предсказуемыми. GPT-4 является хорошим инструментом для разработки идей и первоначальных драфтов. Но если вы хотите выделиться, то в некоторых случаях вам стоит выбирать варианты, противоположные предложенному им — так вы будете идти вразрез с общепринятыми принципами. Подобно тому, как некоторые корпорации осознали, что шаблонный «корпоративный язык» отталкивает клиентов, мы можем начать больше ценить наше собственное звучание — и принимать свою индивидуальность, интуитивность и непредсказуемость, в то время когда все остальные обращаются к искусственному интеллекту.

Развивать навыки, которым машины пытаются перенять

Несомненно: GPT-4 обучен быть уважительным и корректным — особенно сейчас, когда стали известны его прежние уязвимые места. Его ответы демонстрируют эмпатию («Мне жаль, что мой ответ вас расстроил»), самосознание («Я всего лишь модель искусственный интеллект, и мои ответы основаны на обучающих данных») и даже креативность (вспомним про создание гениальных хокку о неравенстве, пародирование Илона Маска и бесконечные шутки про сыр на разных языках). Но, повторимся, эти ответы основаны на предсказании текста, а ИИ не способен испытать или проявить человеческую версию этих «мягких» навыков. Как неоднократно утверждал Томаш, люди склонны реагировать на искренние эмоции. Поэтому важной частью стратегии, которая позволит выделяться в эпоху искусственного интеллекта, становятся реальное знание и забота о том, что думают и чувствуют другие, подлинное понимание себя и способность создавать то, чего не могут создать машины.

Активнее включаться в реальный мир

GPT-4, как и ИИ в целом, замкнут в цифровом мире, находясь в виртуальной клетке из нулей и единиц. Но важно понимать, что ИИ не в силах разрушить наши аналоговые, личные связи с другими людьми, поэтому необходимо беречь их и обязательно выделять на них свое время. Как резюмирует результаты исследования профессор Гарвардского университета Артур К. Брукс, «технологии, которые вытесняют наше общение с другими людьми в реальной жизни, снижают уровень нашего благосостояния, поэтому ими нужно управлять с большой осторожностью». Такие артефакты допандемийной жизни, как обеды с коллегами, участие в оффлайн-конференциях, случайные разговоры с незнакомцами, могут показаться не столь актуальными сейчас, когда мы уже так долго обходимся без них. Но они помогают налаживать связи и получать знания, которые просто невозможно приобрести только с помощью ИИ — а значит, являются уникальным конкурентным преимуществом, которым мы все еще обладаем.

Аналогичным образом, оригинальные исследования, которые подразумевают реальное общение с людьми и выявление новых идей, становятся критически важными, поскольку ИИ может соединять только точки в прошлом и информацию, которая ему уже была представлена. Когда вы получаете информацию, которой еще нет в интернете, через свой жизненный опыт или разговоры с людьми, вы привносите что-то действительно новое, что невозможно сделать только с помощью искусственного интеллекта.

Развивать персональный бренд

ИИ-инструменты достигли такого качества, что вполне могут вытеснить представителей низшего и среднего звена рынка во многих профессиях — например, копирайтеров и дизайнеров на биржах фриланса или тех, кто работает с экономными заказчиками, которые стремятся сокращать расходы, выбирая бесплатные инструменты. В некоторых случаях ИИ может даже сравняться по качеству с профессионалами высшего эшелона — но почти наверняка лидеры отрасли не будут вытеснены, и причина тому — сила их брендов. Подобно тому как покупатели в мире искусства будут платить в больше за «настоящего Рембрандта», а не за столь же прекрасную картину одного из его менее известных современников, руководители компаний, скорее всего, будут продолжать нанимать людей, считающимися «лучшими в своей области». Например, даже местная шиномонтажная мастерская или цветочный магазин могут использовать искусственный интеллект для создания логотипа. Но те, кто обладает разборчивостью и большими деньгами, могут позволить себе воспользоваться услугами элитной группы агентств. Развитие искусственного интеллекта не меняет того факта, что брендинг имеет огромное значение для человеческой природы.

Накапливать экспертизу

GPT-4 и другие технологии искусственного интеллекта обладают сильными способностями к исследованиям и могут практически мгновенно собирать большое количество фактов. К сожалению, некоторые из этих фактов не соответствуют действительности — это разновидность «галлюцинаций», которые до сих пор были характерны для ИИ. (Один из читателей связался с Дори и спросил, где он может найти одну из статей Дори в Harvard Business Review, на которую ссылался ChatGPT. Оказалось, что такой статьи в действительности не существовало). Таким образом, несмотря на то, что искусственный интеллект является чрезвычайно ценным инструментом, его результаты не всегда точны — по крайней мере, на данный момент. Именно поэтому так важно развивать признанную экспертизу в своей области. Даже если искусственный интеллект выполняет функции «создания драфтов», результаты должны перепроверяться надежным и проверенным источником. Если это вы, то вы не останетесь без внимания на рынке труда, поскольку обладаете навыком проверять ответы ИИ.

Заключение

Технологии искусственного интеллекта способны изменить нашу профессиональную жизнь — возможно, уже в самом ближайшем будущем. Мы считаем, что, следуя этим стратегиям, вы сможете найти свои способы определения и предоставления уникальной ценности даже в условиях развития GPT-4 и других технологий. Даже в меняющиеся времена это самый верный способ застраховать свою карьеру.

В завершение рекомендуем всем IT-рекрутерам обратить внимание на открытый урок, посвященный использованию LinkedIn и GitHub для сорсинга. На этой онлайн-встрече участники обсудят:

  • Как использовать сорсинг для поиска скрытых талантов.

  • Что важно знать для работы международным рекрутером.

  • Как использовать инструменты рекрутера для автоматизации.

  • Структура и карьерные возможности роста в найме.

Если тема интересна, записывайтесь на урок по ссылке.

Комментарии (2)


  1. sim31r
    31.08.2023 12:39

    и причина тому — сила их брендов

    Так и Chat GPT 5 тоже может быть брендом. Как сейчас в целом узел конвейерной или автоматической сборки ценится больше, чем ручная работа.


    1. Rampages
      31.08.2023 12:39

      Ну конвейерная или ручная, все зависит от качества на самом деле. Иногда еще играет роль уникальность или индивидуальность. Если качество и ощущение проделанной работы/продукта от ИИ будут хотя бы на том же уровне, который может предложить человек, тогда выбор скорее всего будет в сторону ИИ. Просто на длинной дистанции скорее всего ИИ обойдет человека во многих областях, но насколько эти дистанции длинные и хватит ли их на наш век или это будет в следующем веку не понятно.