Палитра. Что-то вполне себе разумеющееся. Много цветов. А ведь когда-то палитра означала все что есть и не более. Описание в контексте IBM PC и не более, правда с оговорками.

Первая "палитра" на "что-то вроде компьютера" состояла из восьми цветов.

Откуда восемь? Ну видимо пять показалось авторам слишком мелким.

Почему первая палитра должна была быть из пяти цветов.

Мониторы. Вопросы именно к жестянкам. Самый простой способ передачи цвета - покомпонентный.

RGB. 1 R, 1 G, 1 B. Либо один, либо ничего, либо все. Один дает 3 варианта, без единого еще один вариант и все вместе последний, пятый вариант.

Итого получаем: Красный, Зеленый, Синий, Все вместе (Белый) и Без ничего (Черный).

Как получилась палитра из 8 цветов.

В самом деле очень просто. Совмещением сигнала двух любых других.

А почему не стало N-цветов? Да потому, что черный и белый и так были комбинацией более чем одного сигнала.

Следующий шаг. Палитра в 16 цветов.

Парадокс, но тут не было единого мнения. Кто-то решил взять палитру в 8 цветов и понизить бит яркости, кто-то решил повысить бит яркости, а кто-то решил выбрать свое решение.

Мы приходим к времени когда никто точно не знал как будет развиваться графика. И тогда...

Из тех, кто решил использовать 100% аппаратное решение, 99% производителей железа выбрали понизить бит яркости и только Синклер решил повысить бит яркости. В итоге у 99% получилось 16 цветов, а у Синклера 15.

Но, это только у производителей железа низкого уровня. У производителей компьютеров было свое собственное видение.

Commodore

У Commodore было свое видение палитры в 16 цветов. И основывалось оно на одном простом принципе - телевизор. NTSC давал отличные от RGB цвета. На самом деле не слишком отличные, но все же заметные. И, главное, распределение цветов по RGB на монохромных и цветных источниках отображения сигнала было явно предсказуемо. В результате миру явилась довольно блеклая, но вполне репрезентативная палитра Commodore 64. Аналогичное, но не идентичное, видение было у многих производителей того времени.

IBM PC

IBM пошла своим путем, который на 100% поддержала в ближайшем будущем только Tandy. 16 цветная палитра, где один из цветов не укладывается в общую картину. А именно - коричневый. Коричневый из палитры CGA это не 2/3 желтого, а именно коричневый. 99.9% совместимых сторонних адаптеров устанавливали цвет LoYellow аналогично со всеми остальными.

Первые 16 цветов из палитры CGA перекочевали в проклятый EGA, потом в VGA и... существуют и по сей день. Даже ваша видеокарта считает что LoYellow это коричневый, пока ОС не скажет ей обратного.

Тряпками собранная и замоченная в тазике футура

Много лет спустя... В далекой галактике... Кто-то задумался: "А так ли нужно многообразие цветов?"

В момент появления MCGA адаптера (в народе VGA) некоторые задумались... А что еще можно сделать с это фиговиной помимо его основной функции? Если добавить много памяти то мы сделаем... высокое разрешение?! Топинамбур вам! Много страниц памяти.

Как это выглядит?

Представьте что Nkb дают вам картинку в 320x200 при 256 цветах. А теперь представьте логику тех времен. 4Nkb дают вам не 640x400 при 256 цветах, а 4 страницы 320x200 при 256 цветах. Фигово? А вот и нет. Это дает вам возможность практически моментальной смены одной страницы на другую. Мечтаете о 60fps? А как вам 250-1000fps? Страница могла меняться каждый такт. И это еще без всяких прочих трюков, вроде ротации палитры.

Отвлекся от основной темы. Надеюсь смогу вернуться к ней позднее и рассказать причину выбора каждой конкретной палитры для определенной системы.

P.S. Спасибо за внимание. Кидайте тапками, я, в отличие от некоторых, абсолютно не против.

Комментарии (6)


  1. maedv
    13.09.2023 18:19
    +7

    "без единого", "без ничего", кривая стилистика и мутная суть...
    не надо таких статей


    1. Schokn-Itrch Автор
      13.09.2023 18:19
      -6

      Статья говно, я понял. Предложите ваш вариант для описания отсутствия сигнала. Шутим и извергаемся ведь, ни больше, ни меньше.


  1. VladimirFarshatov
    13.09.2023 18:19
    +2

    Ну .. именно благодаря большой памяти EGA и возможности хранить несколько как экранов, так и страниц шрифтов, когда-то в далеком 1992-м мною и был создан драйвер "псевдографики" выдававший 16 кадров в секунду, на обыкновенной 286 машинке с 16Мгц. 1 кадр в секунду на мегагерц тактовой. Но .. поизголяться пришлось, не без этого.

    Графическая картинка нарезалась на "шрифт" 8х8 точек и загонялась в теневую страницу .. далее всё просто. Движущиеся мелкие картинки - вообще просто.. А если заранее (или в процессе) сопоставлять шрифт нового кадра и старого и совать в EGA только изменяемые "буквы".. ;)


  1. YMA
    13.09.2023 18:19

    В момент появления MCGA адаптера (в народе VGA)

    Ну так-то это были весьма разные вещи. По крайней мере, на MCGA, установленном в IBM PS\2 (286 с 1 МБ памяти) - можно было путем несложных извращений получить 1024*768*4бит, или 640*400*8бит, чего классический VGA не дозволял.

    Мониторы пищали, учителя ругались, а мы наслаждались.


  1. Hungryee
    13.09.2023 18:19
    +7

    О чем статья?

    Несвязный бред без цели, стиля и смысла.

    И в конце, как тряпкой в лицо - опрос про еще одну, третью тему

    Феноменально


  1. Newm
    13.09.2023 18:19

    С синклерами и подобными я не общался, но на IBM палитра была, какую не поленился задать программист. Выводимый цвет можно было переопределять. Некоторые популярные игрушки на цга пользовались этими возможностями для получения разнообразия цветов на разных уровнях. На тот момент казалось классно...