Эта корпорация, ставшая одним из первопроходцев в мире IT, исчезла в конце 90-х.
Несмотря на то, что в сфере компьютерных технологий осталось не так много стоявших у её истоков игроков, мы по сей день продолжаем пользоваться плодами их разработок. Bell Labs создали транзистор, а Fairchild Semiconductor изобрели интегральную схему, но ни одной из этих компаний сегодня уже не существует. То же касается Digital Equipment Corporation (DEC).
И хотя её больше не существует, есть вероятность, что вы читаете эту статью с карманного устройства, несущего в себе наследие технологии, изобретённой именно в DEC.
DEC была основана в 1957 году Кеном Олсеном, Харланом Андерсоном и Х. Эдвардом Робертсом. Изначально компания была нацелена на разработку небольших цифровых модулей, но её основатели вскоре поняли, что могут использовать эти модули для создания микрокомпьютеров, которые хоть и были менее мощными в сравнении с мейнфреймами, в те времена являвшимися бизнес-стандартом, зато имели компактные размеры и стоили гораздо дешевле.
В 1977 году компания выпустила VAX, новую линейку компьютеров, в которых использовалась 32-битная архитектура и виртуальная память. Установленная на этих ПК операционная система, VMS, являлась многопользовательской многозадачной ОС, обладавшей возможностями, которые сегодня мы уже считаем само собой разумеющимися, включая ту же виртуальную память, обмен файлами и сетевое взаимодействие. Вслед за ней было разработано огромное множество сторонних пакетов, сделавших эту систему самой популярной в своём классе.
В конце 80х – начале 90х Энди Грин запустил электронную доску объявлений (BBS, Bulletin Board System), а следом интернет-провайдера Intelecom Data Systems (IDS) на своём сервере VAX 11/730 (позднее названном VAXstation 4000) в подвале дома родителей, проживавших в Род-Айленде. У IDS было семь линий – в те времена неслыханно много – и через неё пользователи могли общаться в чате в реальном времени. Все эти программные возможности Грин написал на VAX BASIC.
Сегодня он является владельцем и генеральным директором Acme Atronomatic, занимающейся разработкой мобильного приложения MyRadar.
DEC VAXstation 4000 96 с операционной системой OpenVMS 6.1 и рабочей средой DECWindows
Грин познакомился с VAX на работе, где ему подвернулся старенький VAX 11/730, с которым он и начал экспериментировать. До этого он запускал свою площадку BBS на TRS-80, но VAX со своей мультиарендностью сделал возможным её одновременное использование множеством клиентов.
«До IDS решения вроде PC или TRS-80 базово создавались под одного пользователя и не поддерживали многопользовательский режим. – сказал Грин в беседе с Ars. – Тот факт, что в VAX и VMS многопользовательские возможности закладывались изначально, и стал определяющим в развитии этого потенциала».
На протяжении 80-90х годов компания DEC благополучно доминировала на рынке со своими продуктами VAX, но к концу 90х в этой сфере у них возникла серьёзная конкуренция со стороны вендоров UNIX, а частности компании Sun Microsystems. В DEC не смогли угнаться за технологиями конкурентов, и в конечном итоге компанию поглотила Compaq, которую затем в 2001 году приобрела корпорация Hewlett-Packard. Линейка DEC, включая систему VAX/VMS, была снята с производства, и с рынка постепенно исчезла.
Тем не менее технологии этой компании живы и по сей день.
▍ VMS=WNT
Популярность VMS была обусловлена усердной поддержкой системы со стороны DEC. В ней присутствовал удобный интерфейс и мощные инструменты командной строки. При этом она была одной из первых ОС, поддерживающей сетевые протоколы, включая TCP/IP, DECnet и SNA. В ней использовалась развитая, широко кастомизируемая файловая система, которая поддерживала иерархические каталоги и разрешения файлов.
В 1988 году старший инженер VMS по имени Дэвид Катлер присоединился к Microsoft, возглавив разработку Windows NT. Windows NT в значительной степени отклонилась от прежних операционных систем Microsoft, поскольку стала уже 32-битной, многопользовательской ОС с поддержкой многозадачности. Клиентом Windows, тогда ещё не особо удобным в использовании, выступал 16-битный слой, работавший через MS-DOS. Это была не операционная система в полном смысле – скорее, система запуска программ.
Windows NT была впервые выпущена в 1993 году под версией 3.1, совпавшей с только что вышедший на тот момент версией Windows. Но в Windows 3.1 всё было реализовано более удачно, и NT 3.1, оказавшись тяжеловатой для компьютеров того времени, была переработана в серверную ОС.
Обе этих системы продолжили развиваться параллельно. Windows для настольных ПК вскоре эволюционировала в Windows 95/98, а NT доросла до версии 3.5, затем версии 4.0 и, наконец превратилась в Windows 2000. Только после релиза Windows XP в 2001 году потребительские и бизнес-продукты были совмещены в одну линию на основе NT.
XP в последствии стала печально известной Windows Vista. За ней последовала значительно доработанная Windows 7, затем провальная Windows 8, потом Windows 10 и, наконец, Windows 11.
Катлер со своей командой не копировали VMS полностью, но многие структурные элементы и функции, такие как сетевая файловая система, сетевые протоколы, механизмы безопасности и управление памятью, в NT были продублированы.
Грин сразу это заметил.
«Между NT и VMS определённо были сходства. Системы разрешений, механизмы защиты файлов, привилегии и роли – все эти принципы безопасности, интегрированные в VMS, в то время были уникальными, но невероятно полезными и настраиваемыми. В NT реализовали очень похожие парадигмы, и сегодня, когда мы оглядываемся назад, это решение, безусловно, кажется разумным».
«Между этими двумя системами есть очевидное общее наследие». – говорит Вес Миллер, аналитик подразделения Directions в Microsoft. Он отметил, что многие возможности в NT выглядят «поразительно похожими» на возможности VMS. – Очень интересно оглянуться назад и посмотреть, как работает планировщик процессов, как организована приоритезация задач. Между этими двумя механизмами есть много общего».
«Я бы сказал, что NT имеет много сходств с VMS. – выразил свои мысли Натан Бруквуд, исследователь из команды Insight 64, который прежде работал в DEC. – Их структуры команд и пользовательские интерфейсы были очень похожи».
И действительно, как отметил Миллер, инновации происходили в обоих направлениях. Реестр, иерархическая база данных аппаратной и программной конфигурации системы, изначально был разработан для NT, и затем уже инженеры DEC в VMS 7.3 создали собственный реестр.
Какой именно объём изначального кода Windows NT 3.1 был написан Катлером и его командой более 30 лет назад и на сегодня остаётся в Windows 11, неизвестно. Последние версии Windows для клиентов и серверов лишились совместимости с 16-битными приложениями, которая определённо являлась функциональностью этой ОС начиная с Windows NT 3.1 и до Windows 2000. В начале-середине 90х большинство приложений были 16-битными, и только в конце того десятилетия на рынке начали появляться 32-битное ПО.
Причём в современных версиях ОС 32-битная поддержка не является базовой и реализуется только за счёт слоя совместимости «Windows on Windows». По мере того как Windows неуклонно идёт к работе исключительно с 64-битными приложениями «приходится избавляться от старья». – сказал Миллер. А это значит, что постепенно из операционных систем исчезает всё больше старого кода.
«С появлением AMD64 16-битные решения в некотором смысле умерли, и команда, которая работала в этом направлении, решила не переносить в новую систему поддержку 16-битного ПО. Когда они полностью перешли на 64 бита, то осталась только 32-битная подсистема и никаких 16 бит». – сказал Миллер.
▍ Альфа и Омега
Микропроцессор Alpha AXP 21064
Вторым элементом паззла является процессор. Если вы не пользователь Mac, то процессор вашего ПК является наследником процессора DEC, который в своё время потерпел неудачу на рынке.
В конце 80х – начале 90х компания DEC стремилась поспеть за тенденциями того времени и усовершенствовать свою линейку VAX. В 1992 году они представили систему Alpha AXP, которая позднее стала называться просто Alpha. В её основе лежал процессор на базе RISC, который должен был конкурировать с другими аналогичными решениями на рынке вроде SPARC от Sun Microsystems или PA-RISC от Hewlett-Packard.
«DEC проиграла конкурентам по использованию технологии RISC. В первую очередь их обошли Sun Microsystems, но в некоторой степени и Silicon Graphics со своей продукцией MIPS. Обе компании выпускали свои решения на базе новейшей архитектуры RISC. – поделился Джон Калвер, специалист по истории процессоров и оператор The CPU Shack. – Они понимали, что нужно либо дорабатывать текущие решения, либо создавать что-то более быстрое, поэтому перебирали все альтернативы, которые, по сути, заключались в попытке ускорить VAX или придумать архитектуру, которая бы смогла конкурировать на рынке. И такой архитектурой стала Alpha».
Основным преимуществом Alpha была 64-битность в то время, когда все другие процессоры являлись 32-битными. Количество бит не влияет на вычислительную производительность, они лишь изменяют объём адресуемой памяти. А в 1992 году никого ещё не беспокоили теоретические пределы 32-битных компьютеров в 4 ГБ памяти. В этом плане процессоры Alpha значительно опередили своё время.
«Все тогда задумывались ‘А зачем мне может понадобиться больше 4 ГБ RAM?’ Решение то было правильным, но очень уж преждевременным. Мы часто встречаем подобное в технологиях, которые опережают своё время, и люди в итоге не знают, что с ними делать». – сказал Калвер.
Но процессоры Alpha отличались не только высокой разрядностью. Они были быстрее процессоров Intel и более эффективно выполняли инструкции. Единственное, чего им недоставало – это программного обеспечения. DEC предоставляли несколько операционных систем: OpenVMS, Tru64 UNIX (до этого именовавшуюся DEC OSF/1 AXP и Digital UNIX) и очень недолго Windows NT.
Но в 90е рынок UNIX был сильно раздроблен. На нём присутствовала компания Sun Microsystems с двумя операционными системами, SunOS на базе BSD и Solaris на базе Unix System V, а также HP с HP-UX, Silicon Graphics с IRIX и IBM с AIX. Для разработчиков ПО такая раздробленность рынка очень неудобна, поэтому они в итоге сконцентрировались вокруг победителей и лидеров, в ряды которых DEC не вошла. Компания оказалась в беде – продажи падали, а параллельно с этим заканчивались и ресурсы. А поскольку у DEC было собственное производство процессоров, то достаточное их число компания выпускать уже не могла.
«У них не хватало денег на развитие, ускорение архитектуры, повышение тактовой частоты, уменьшение процессоров. И всё это происходило в 90е, когда в сфере производства однозначно лидировала Intel». – сказал Калвер.
Логотип Digital Equipment Corporation, использовавшийся компанией с 1957 по 1993 годы
В итоге DEC поступили так, как поступает любая компания, оказавшаяся в серьёзных неприятностях – они урезали расходы и свернули линейки продуктов, среди которых также оказались системы Alpha.
В тот период у Sun тоже возникли некоторые проблемы, и они начали сокращать персонал в подразделении SPARC. Так совпало, что эти разработчики находились в Бостоне, штат Массачусетс, а DEC располагалась неподалёку – в Нью-Гемпшире. Увидев в сложившейся ситуации свои возможности, AMD открыла офис за пределами Бостона и наняла туда бывших инженеров из DEC и Sun. К ним относился и Дик Мейер, один из создателей Alpha.
В итоге AMD разработали то, что в итоге было названо поколением K7, более широко известным под именем Athlon. Эта линейка процессоров во многих отношениях стала первой: Athlon первыми перешагнули порог в 1 ГГц, в них впервые использовалось несколько ядер на одном кристалле, впервые был установлен контроллер памяти, а в следующем поколении – K8 – впервые появились 64-битные расширения архитектуры x86.
K7/K8 переняли немало идей от процессоров Alpha, в частности, шину CPU, 64-битные расширения и похожие кэш-структуры. В то же время 64-битная стратегия Intel опиралась на бесперспективный Itanium. Как и Alpha, ему сильно недоставало программного обеспечения. Он предлагал симуляцию x86, но упакованное ПО x86 работало слишком медленно.
В Intel начали понимать, что Itanium – это тупиковый путь. Как вспоминает Калвер, у компании тогда было два варианта: разработать собственные расширения x86-64, либо купить лицензию у AMD, которая предлагала её всем желающим. Осознавая, что на собственную разработку уйдут годы, и они в итоге сильно отстанут от AMD, генеральный директор Intel, Крэг Баррет, принял нелёгкое решение приобрести лицензию, тем самым навсегда связав их компании в этой технологической точке. Решение действительно было очень тяжёлым.
«Я помню, как в 2004 году он сделал объявление на Intel Developer Forum. Выглядел он тогда так, будто предпочёл бы удаление зуба без анестезии. – вспоминает Бруквуд. – До этого объявления витали сильные сомнения относительно того, предложит ли Intel собственную, несовместимую версию 64-битных расширений, разделив таким образом индустрию. И все явно выдохнули, когда узнали, что компания пошла иным путём. Позже стало известно, что к этому решению Intel также подталкивали в Microsoft, где заявили, что будут использовать только расширения AMD64 и никакие другие. Думаю, что такой позиции в Microsoft способствовал Дэйв Катлер».
Благодаря своему преимуществу перед Intel, AMD значительно преуспела и впервые уверенно закрепилась в серверном бизнесе. Затем в 2006 году компания допустила промах с линейкой процессоров Barcelona, которые на тот момент уже отставали по скорости и вызывали сбои. На этом AMD утратили всё своё преимущество, и Intel, которой тогда управлял Пол Отеллини, вернула себе инициативу. Затем в AMD сменилось аж несколько управляющих, включая Мейера, прежде чем в 2014 году этот пост уверенно заняла Лиза Су.
Су подняла доход компании с $4 до $25 миллиардов/год, сделав её достойным соперником для Intel (для Nvidia не особо). Но здесь ей, опять же, в некоторой степени помогла DEC. В 2017 году AMD представили микроархитектуру Zen, полностью изменённый процессор, значительно опережавший скоростью предыдущее поколение и уверенно соперничавший с лучшими решениями Intel. Ключевой фигурой в команде разработки был Джим Келлер, хорошо известный своими выдающимися идеями по дизайну CPU и активным движением в отрасли. За всю свою карьеру он успел поработать в DEC, Intel, Apple, AMD (дважды), Tesla и нескольких компаниях поменьше.
Изначально он пришёл в AMD из DEC и трудился в команде K7. Затем он перешёл в SiBite, которую позже приобрёл. Потом устроился в P.A. Semi, которую купила Apple. Прежде чем присоединиться к AMD для работы над Zen, Келлер работал над микросхемами А4 и А5.
В DEC также экспериментировали с процессором Arm. Этим направлением занималась команда из Хадсона, штат Массачусетс, создавшая в итоге линейку StrongARM. В 1997 году Intel выкупила у DEC эту разработку, переименовав её в XScale. Однако позднее в 2006 году в Intel решили продать её компании Marvell, посчитав рынок мобильных устройств бесперспективным. Хотя здесь они, как теперь все понимают, сильно ошибались.
▍ Связь с Mac
Как оказалось, между Apple и DEC тоже есть связь. Среди первых разработчиков Alpha был Дэн Добберпул, который потом ушёл из DEC и запустил собственную компанию по разработке микросхем под названием P.A. Semi. Эту компанию в 2008 году выкупила Apple для работы над процессорами Arm. В итоге это подразделение создало микросхемы, используемые в iPad и iPhone, а в конечном итоге процессоры M1 и M2, устанавливаемые в линейку Mac. Другие члены P.A. Semi перешли в AMD, где занялись работой над линейкой 64-битных серверов Opteron.
Так что если вы читаете эту статью на компьютере Mac или iPad, то делаете это благодаря DEC.
Digital Equipment Corporation давно прекратила своё существование. Её продукты VAX теперь находятся в музеях, и на смену им пришли более эффективные серверы x86, к созданию которых приложили руку инженеры этой компании. Почти все ведущие игроки в этой индустрии исчезли. Многие бывшие сотрудники DEC уже на пенсии, включая Катлера, которому перевалило за 80 (в Microsoft не разрешили взять у него интервью).
Мейер просто пропал с радаров. У него нет профиля на LinkedIn, и он уже больше десяти лет не светился ни в каких компаниях. Даже в AMD не смогли его найти. Келлер остаётся одной из последних действующих фигур в индустрии из тех, кто участвовал в разработке Alpha и x86-64.
Но технология DEC и компании, которым она позволила развиться, по-прежнему составляют очень активную часть современного технологического мира.
Узнавайте о новых акциях и промокодах первыми из нашего Telegram-канала ????
Комментарии (29)
barbaris76
13.10.2023 13:27+6Традиционно стоило написать, что все читатели, в юности приобщившиеся к миру ИТ посредством компьютера БК-0010, также должны быть за это благодарны компании DEC, т.к. архитектура БК базируется на архитектуре машин DEC PDP-11.
kekoz
13.10.2023 13:27+1В DEC не смогли угнаться за технологиями конкурентов, и в конечном итоге компанию поглотила...
На мой взгляд, чудовищно далёкий от действительности вывод о причинах краха DEC. Ключевая ошибка DEC не в каком-то [мифическом] технологическом отставании, а в стратегических ошибках — в DEC скептически отнеслись к идее персональных систем и их перспективам, и делали ставку на всё те же мини- и микро-системы, развивающие идеи VAX. Закопали на годы Prism, в результате чего в некоторых смыслах революционная для своего времени Alpha появилась на годы позже, чем могла бы.
select26
13.10.2023 13:27+4Количество бит не влияет на вычислительную производительность, они лишь изменяют объём адресуемой памяти.
Неужели? Даже целочисленное сложение зависит от разрядности.
Надеюсь это ляпы перевода.sepuka
13.10.2023 13:27Это биты данных. Во времена 32 / 64 числа в названиях статистически чаще означачали биты адреса, в отличие от времён 8/16/32, когда они чаще обозначали ширину шины данных внутри/снаружи. Какое число было больше, то в названии и писали, т.е. если линий памяти было 20, шина данных снаружи 16, а внутри 32, то в название гордо добавляли 32. А так ещё 80187 умел в 80-бит вычисления внутри.
PuerteMuerte
13.10.2023 13:27+1Это биты данных. Во времена 32 / 64 числа в названиях статистически чаще означачали биты адреса, в отличие от времён 8/16/32, когда они чаще обозначали ширину шины данных внутри/снаружи.
Это всё биты данных. Никогда биты адреса не указывали в названиях, всегда только биты данных, и сейчас, и раньше. Альфа была 64-битной именно по шине данных, как и современные процессоры, чем она выгодно и отличалась от современных ей Пентиумов. Хотя нет, вру, не отличалась. Пентиумы тоже имели 64-битную шину данных, но 32-битные регистры, а у Альфы и регистры были 64-битные.
А так ещё 80187 умел в 80-бит вычисления внутри.
А это другое (с). В 80 бит вычисления умел и 8087, но он все равно 16-битный, шина данных у него 16-битная, а 80 бит, это всего лишь один из внутренних форматов представления вещественных чисел.
select26
13.10.2023 13:27+2Даже не представляю где вы это нашли, откровенно говоря.
Я собирал персоналки ещё в прошлом веке: i8080 и Z80 - это восьмибитный процессоры. Но у них было 16 бит на шине адреса, чтобы адресовать 64К.
I8086 - 16-битный, но мог адресовать мегабайт - имел 20 бит адресную шину.
I80286 был также 16 битным, но адресную шину имел 24 битную (16Мб).
Или современные 64 битные x86 совместимые процессоры: есть которые могут адресовать 32, а есть и 128Гб.
Это из общеизвестных примеров.
Из терминологии: разрядность процессора - это разрядность его машинного слова.sepuka
13.10.2023 13:27В вышеприведённой цитате речь про адресацию. Ко времени перехода 32/64 основной упор был уже не про слово, а про адресацию, которой начинало не хватать. x86 умел в 80 бит вычисления при добавлении сопроцессора гораздо раньше, пусть данные и приходилось пропускать через узкую шину. Обмен с памятью в то время уже был достаточно широкий даже у 32 бит процессоров. А так при прочих равных 64 бит не обязательно быстрее, он будет быстрее только при обработке специфических выровненных данных шире чем 4 байта за раз по сравнению с обработкой их же на 32 бит процессоре. При обработке 32 битных данных скорость могла быть такой же, а если данные не выровнены, то скорость на 64 могла быть и меньше, чем на 32.
PuerteMuerte
13.10.2023 13:27+1В вышеприведённой цитате речь про адресацию
В вышеприведённой цитате речь идёт о том, что автор сам нифига не понимает, что он пишет (ну, или может быть переводчик не понимает, но такое сложно перевести неправильно, поэтому скорее всего автор). Повторюсь, никакого упора про адресацию никогда не было, "битность" процессора всегда и во все времена обозначала размерность шины данных процессора и/или машинного слова. DEC Alpha имел 64-битную шину данных и 64-битное машинное слово, и только это и означает 64-битность DEC Alpha, особенно в свете того, что шина адреса у первых Альф вообще была 34-битная, т.е. адресовать они умели лишь 16 гигабайт ОЗУ, что по меркам 1992 года и так превышала все мыслимые возможности и потребности на несколько лет вперёд.
которой начинало не хватать
Помилуйте, на дворе был 1992 год. Средний объем ОЗУ 2-4 мегабайта, способности 486 процессоров адресовать 4Гб ОЗУ по их 32-битной шине адреса хватит на следующие два десятилетия для персоналок, и на десятилетие для убер-мощных машин и серверов.
jar_ohty
13.10.2023 13:27+1Не упомянули MSP430 -- микроконтроллеры, сделанные очень сильно по мотивам PDP-11.
alan008
13.10.2023 13:27Вот тут в комментарии упомянули, но кто-то не согласен )
https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/766630/#comment_26056180
mpa4b
13.10.2023 13:27Есть разница между "по мотивам" и "там пдп-11".
Так вот, сделано по мотивам, но НИ РАЗУ не пдп-11
vvbob
13.10.2023 13:27+1XP в последствии стала печально известной Windows Vista. За ней последовала значительно доработанная Windows 7, затем провальная Windows 8, потом Windows 10 и, наконец, Windows 11.
Как-то никогда не понимал этого хейта Висты, норм была система, не лучшая из всех, но и ничего в принципе. Лично мне больше не нравилась 8-я, с одной стороны концепция интерфейса была интересной, с другой стороны ее толком не допилили, в итоге ОСь превратилась в какое-то лоскутное одеяло с кучей элементов нового и старого интерфейса и многими неочевидными вещами для пользователя.
Сейчас сижу на 11 на ноуте, и в принципе - она мне нравится. Наконец-то ОСь довели до чего-то удобоваримого. Хотя и 7-ка и ХР мне в свое время тоже нравились.
nochkin
13.10.2023 13:27+1Основная жалоба на Vista была в том, что она очень уж жрала ресурся на сомнительные улучшалки, что влияло на производительность и общую отзывчивость. Та же XP и даже семёрка были более экономичными и потому шустрее.
vvbob
13.10.2023 13:27Насколько я помню - там все эти украшалки без проблем отключались, приводя внешний вид и производительность к полному аналогу ХР. У меня тогда была Виста, мне в принципе нравилась, и украшательства не бесили, комп проапгрейдил и все нормально было.
А вот 8-я на рабочем компе (дома уже Линукс был) подбешивала своим нелепым интерфейсом.
nochkin
13.10.2023 13:27Если выключать украшалки, то это только немного улучшало ситуацию. Уж проще тогда на XP вернуться. Если апгрейд делать, то XP шустрее тоже будет.
vvbob
13.10.2023 13:27Я не выключал, слышал от других. Я тогда комп все равно апгрейдил, что-бы игры шли современнее, нормальная работа операционки при этом шла довеском. При достаточном объеме памяти и хорошем проце, работала она хорошо, а в играх наличие/отстутсвие "украшалок" вообще оп барабану - игры в своем графическом режиме работают, от украшалок не зависят. Если бы был ретрогадомЪ и принципиальным противником апгрейдов, тогда сидел бы на ХР до упора, это да.
RealBeria
Странно, ни одного упоминания в этой статье про PDP-11. Понимаю это перевод. Потому что для любого советского (позднего периода СССР ) человека связанного с IT, фирма DEC в первую очередь ассоциировалась с PDP-11 и ее советскими многочисленными клонами, начиная от CM4 и до БК0010.
PuerteMuerte
Живое сейчас наследие PDP-11 - оно сугубо программное, и не от самой DEC. Это всякого рода юниксы и родственные им системы, язык С и его потомки. Аппаратная же часть ушла в историю. Ну, или правильнее сказать, получила дальнейшее развитие в линейке VAX, с которой и начинается эта статья.
Oangai
не совсем, она живет в весьма популярной линейке микроконтроллеров msp430 от Texas Instruments и их радио- дериватах cc430, это всё на архитектуре pdp11. Правда они там несколько расширили адресную шину до 20-и бит, но не совсем удобно, с костылями вобщем.
mpa4b
Там совершенно не архитектура PDP-11.
yerm
Как архитектура может иметь программное наследование? А язык С - это дитя Белл. Кстати, в начале 80-х, я поставил ДВК-2 на испытательный стенд и на виртовском Паскале написал программное обеспечение, которое считывало и записывало данные на дискетку. Ребята из соседнего отдела спаяли мне 8 канальное АЦП. Друг из МАИ дал дискету с Паскалем и учебную методичку по программированию на нём. Сам-то я был инженером по ракетным двигателям и до этого был оченьнебольшой опыт программирования только в институте на Наири.
R0bur
Что интересно, в настоящее время выпускается микропроцессорный комплект 588-й серии, теоретически позволяющий воссоздать эти легендарные ЭВМ на современной и аутентичной элементной базе, однако энтузиастов это, похоже, не сильно интересует. По крайней мере, я не встречал сообщений об аппаратных клонах БК-0010. Один из последних продуктов в этой линейке - ПЭВМ "Немига" и микрокалькулятор МК-90. Микрокалькулятор и сейчас мог бы представлять интерес при адекватной стоимости. Кстати, интересно, сколько стоят 588-е микросхемы, необходимые для сборки, например, БК? Если больше, чем RPI, то, конечно, не надо...
PuerteMuerte
588 серия, это и не современно, и не аутентично, и не PDP-11. Это довольно медленный модульный микропроцессор, у которого микрокод вынесен во внешнее ПЗУ. Соответственно, микрокодом можно эмулировать различные системы команд, в том числе и PDP-11. БК из этого компплекта вы вообще никак не соберёте, там совсем всё другое. Ну, Немигу можете собрать, если где-то найдёте её схему.
Radon17
Так у DEC всё то же самое, микрокод внешний )
Посмотрите на LSI-11, F11, J11 - отдельно процессор, отдельно микрокод.
PuerteMuerte
Ну не совсем так, у DEC кристалл с микрокодом ведь в одном мультичиповом модуле с модулем управления (кроме совсем уж старинного LSI-11), это просто особенность реализации, лепить из него разные архитектуры не предполагалось.
А 588, собственно, это программно конфигурируемый набор. Он, собственно, и выпускается сейчас ради своей второй ипостаси - архитектуры НЦ31, которая обильно юзалась в отечественных станках ЧПУ.
R0bur
Документация на Немигу имеется: альбом схем, техническое описание и инструкция по эксплуатации, и даже формуляр. Не совсем понимаю Ваш скепсис по поводу БК. Процессор с системой команд БК на 588 серии, кажется, можно реализовать. Не думаю, чтобы в БК были какие-то специфические узлы, вроде звукового контроллера или видеоадаптера.
PuerteMuerte
Процессор с системой команд - ну в принципе можно. Но это будет другой процессор, из четырёх отдельных чипов, с иной шиной, с иными таймингами и быстродействием. Софт, который как-то полагается на быстродействие процессора (читайте, часть игр), работать там корректно уже не будет. Плюс, в БК, помимо собственно процессора, системная логика ещё засунута в два крупных БМК, которые тоже надо будет реализовать (уж не знаю, есть ли по ним документация). И в любом случае, даже если вы это сделаете, итоговый компьютер уже не будет БК-0010, это будет программно-аппаратный эмулятор БК-0010, но зачем он тогда такой нужен? Эмулятор можно написать и без всей этой суеты с проектированием абсолютно нового компьютера, аппаратно ни в чём не похожего на БК-0010, но эмулирующего его работу.
R0bur
Теперь понимаю, спасибо. Нужен ли такой программно-аппаратный эмулятор? Наверное, не нужен, раз никто его не сделал. Просто иногда люди занимаются не менее странными вещами вроде сборки процессора на дискретных элементах, в отношении которых понятие "нужно" тоже сложно применить.
PuerteMuerte
Так кроме "нужно", есть ещё и "интересно", или, если хотите, "прикольно". Собрать компьютер, эмулирующий БК... ну, я как ретрокомпьютерщик, который подобными вещами занимался (например, я делал адаптер IDE и СОМ-портов для "Поиска"), честно не вижу в этом никакого интереса. Интересно воспроизводить утерянные компьютеры, интересно добавлять новые фичи в ретро-машины, как-то апгрейдить их, повышать их совместимость с более современным софтом и т.д. Это другое, здесь есть что-то новое, есть какой-то, пусть это и пафосно звучит, "вызов". А в данном случае, что будет на выходе? Работающий компьютер? Ну да, это и так понятно, что получится. Но компьютер, как бы это сказать, скучный, однозначно хуже оригинала.