Информационная служба Хабра побывала на шестом окружном хакатоне проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект», входящего в президентскую платформу «Россия — страна возможностей». Хакатон организовали и в онлайн, и в офлайн режиме. Офлайн‑часть проходила в отраслевом центре разработки и внедрения информационных систем в Сочи, призовой фонд был заявлен в ₽3,6 млн. Задания в хакатоне были от Центрального Банка РФ, регионального отделения РЖД, видеохостинга RUTUBE, компании «Статера», ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, Центра когнитивного моделирования МФТИ и Sber Robotics Lab.
Организаторы заявляли основными целями проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект» создание системы отбора кадров для решения задач, поиск, развитие и поддержку талантливых, перспективных специалистов, желающих создавать продукты и сервисы с использованием технологий искусственного интеллекта, повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами, а также формирование и развитие ИИ‑сообщества, популяризацию, разработку и развитие продуктов с использованием искусственного интеллекта.
В 2023 году в рамках проекта проходят 8 окружных хакатонов внутри федерального округа. На каждый такой хакатон предоставляется от 3 до 5 задач. В этом сезоне реализуется ещё два других формата: Всероссийский и Международный.
Всего в окружном соревновании участвовало 140 команд, 111 дошли до финальных защит, а 18 команд заняли различные призовые места. Создание решений было по 6 задачам, связанным с ИИ. В каждом кейсе за первое место давали ₽300 тысяч, за второе — ₽200 тысяч, за третье — ₽100 тысяч. Кроме того, было разделение на «бывалые» команды и «новичков».
Первой из шести была задача от Центрального Банка РФ. Она была посвящена созданию алгоритма для оценки параметров экономической модели. В этом треке первые три места заняли следующие команды:
«Опять Ботать»
«C_кайфом! Squad»
«ikanam»
Победителем в разделе новичков стала команда «Feature_88».
Следующий кейс был от видеохостинга RUTUBE. Его задача состояла в ИИ‑генерации обложек к видео и каналам. Призовые места в кейсе заняли команды:
«Dungeon MASSters»
«No name»
«NOSTYLIST»
Победителями в лиге новичков стали команды:
«Dungeon MASSters»
«Bite Masters»
«ЛЮДЬиЧЕЛОВЕКИ»
Ростислав Корст
Ведущий специалист по машинному обучению RUTUBE
«Этап в Южном федеральном округе стал для нас, пожалуй, самым масштабным по количеству участников. Из заявленных 25 команд, которые начали кодинг по нашему кейсу, до защит дошла 21 команда, что, определённо, является потрясающим результатом. Мы искренне рады, что участники проявляют немалую выдержку и продолжают бороться до конца».
Кейс от ОАО «РЖД» был посвящен разработке модели для анализа поступающих учётных документов. Призовые места в кейсе от ОАО «РЖД» заняли команды:
«AAA Team»
«AI Wizardry»
«space»
Победителями в лиге новичков стали команды:
«AAA Team»
«Искусственный да, интеллект нет»
«Future View»
Следующий кейс также связан с железной дорогой, но задание состояло в распознавании номеров железнодорожных вагонов. Этот кейс был от ООО «Статера». На основе фотографий с камер, установленных на различном расстоянии от объекта, участники создали программный модуль поиска и распознавания найденных на фотографии номеров железнодорожных вагонов, нанесенных на борт и платформу с проверкой корректности.
Места в кейсе от ООО «Статера» распределились так:
«Герои ML и магии»
«Ultra»
«Чубрики»
Победителями в разделе новичков стали команды:
«Чубрики»
«Обычная команда»
«Исходный кот»
Центр когнитивного моделирования МФТИ и Sber Robotics Lab предложили кейс по разработке программного модуля планирования поведения робота на основе большой языковой модели.
Призовые места в этом кейсе заняли команды:
«Алгоритмы»
«Pressure»
«Russkaya krasavica 2.0»
Победителями в лиге новичков стали команды:
«Russkaya krasavica 2.0»
«Хакотики»
«alpha»
Последний кейс был от Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России). Участникам надо было создать прототипы веб‑приложений для оценки влияния городской инфраструктуры на здоровье жителей. Кстати, с представителем ФГБУ «НМИЦ ТПМ» у нас на портале вышло интересное интервью. Призовые места в треке были распределены так:
«AI Sisters»
«PRAI»
«Avenir»
Победителями в разделе «новички» в этом кейсе стали команды:
«AI Sisters»
«Avenir»
«Peace Division».
Иван Агутенков
Руководитель проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект» АНО «Россия – страна возможностей»
«На соревновании очень активные и целеустремленные участники, 77% команд дошли до защит решений. К нам на площадку приехало 49 студентов РИНХ из Ростова-на-Дону, ребята из Краснодара и Екатеринбурга также очно приняли участие. Интересен и состав команд. Кейсы решали студенты военного училища, команды преподавателей и студентов, школьников».
На этом общая организационная информация закончилась, поэтому переходим непосредственно к обзору самого хакатона.
У меня почему‑то сложилось впечатление, что хакатоны — это соревнования хакеров или программистов на заданную тему. Есть тема — программисты состязаются, кто быстрее справится с заданием. Последнее предположение было почти верным, только задания оказались с конкретными требованиями, а не просто внутри темы «искусственный интеллект» или «веб‑аналитика».
Всегда хотел попасть на такое соревнование, но как‑то не складывалось, а сейчас наконец‑то сложилось. Да и не где‑нибудь, а в Сириусе рядом с Сочи.
Как обычное мероприятие хакатон обозреть не получится. Во‑первых, нет стендов, во‑вторых, нет лекций. Есть общие мероприятия для всех — это панельные дискуссии. Но их немного.
Поэтому обзор будет состоять из плюсов хакатона, минусов и в конце — моего мнения по мероприятию.
Плюсы:
Сама организация хакатона. Место, доставка участников, возможность поработать. Это всё было организовано хорошо. То есть как надо, чтобы участники могли погрузиться в процесс работы с головой. И это не просто мои мысли, это именно отзывы участников хакатона. Я опросил представителей нескольких команд офлайн-участников. Те, кто был первый раз, не имеют возможности с чем-то сравнивать, но постоянные участники хакатонов отмечали нормальный уровень организации. Они говорили, что этот хакатон был лучше, чем другие, где они участвовали.
Для прессы сильных проблем в организации интервью я тоже не заметил.
Минусы:
Начну с минусов, озвученных участниками хакатона. Как уже раньше говорилось, все опрошенные хвалили организацию мероприятия, но не всё так гладко. Почти все рассказали про две проблемы: интернет и кровати. Интернет постоянно падал, часть людей перешла на свой (скорее всего, мобильный).
Что же касается второй проблемы, ребятам бы хотелось отдельное место для отдыха с кроватями. Некоторые отметили, что нужно обособленное помещение для питчинга и сдачи проекта. (Возможно, переговорная или отдельная комната).
Как можно заметить, для участников критичных минусов почти не было. Некоторые из участников говорили о разных мелких недостатках, но в целом я их озвучивать не буду. Массового характера они не носили.
Со стороны прессы я могу отметить небольшое количество пресс-мероприятий. Например, пресс-подход был только к главному организатору хакатона. Мне и моим коллегам в итоге удалось договориться с организаторами про общение со спикерами. Но даже традиционной сессии вопросов в конце панельных дискуссий не было.
Также не хватало экспертов по технической части. Было много маркетологов и руководителей, а на таких хакатонах хочется видеть больше техспециалистов.
В рамках хакатона для участников и гостей были две лекции: от амбассадора проекта Анны Мендель по математическому моделированию ИИ и от амбассадора Игоря Кожелина по созданию стартапа. Правда, стоит отметить, что последнее мало относится к технической части.
Ну что ж, с минусами разобрались. Переходим к мнению.
Мнение:
Моё мнение — это и итоги мероприятия, и мысли, извлечённые из плюсов и минусов, и рассуждения по хакатону. Начну с организации: поговорив с участниками, посмотрев в целом на организацию, каких‑то особенных претензий я не сформулировал. Кроме того, мне сравнивать организацию хакатона не с чем. Если соотносить с другими мероприятиями, то, на мой взгляд, здесь организация нормальная: есть примеры и получше, есть и похуже. Из значимых для меня вещей — это, конечно, очень маленький пул пресс‑мероприятий. Понимаю, хакатон для программистов, но, например, у участников были менторы, с которым можно консультироваться. Можно было организовать пресс‑мероприятия с этими менторами или, например, с опытными участниками подобных состязаний. Да, мне удалось поговорить с некоторыми из них и даже опросить одну команду, интервью с ней выйдет позднее. Но централизованных мероприятий не было.
Отдельно хочу отметить шоу‑программу. Чтобы хакатонщики совсем не заскучали и не зарылись в программирование, был ведущий и юмористические видеоперебивки с его участием, там же отметились некоторые соревнующиеся и волонтёры хакатона. Лично моё мнение — это лишнее. Юмор я оценивать не буду, я в этом плане брюзга, и, на мой взгляд, это совсем не смешно. Однако тут вопрос скорее к тому, что в таких мероприятиях ведущий пытается как‑то расшевелить окружающих, а в ответ — стрекотание сверчка. И не всегда он виноват в подборе программы, бывает, аудитория настолько занята или настолько «каменная», что взаимодействие просто не получается. Лично моё мнение — организаторам надо в таких узконаправленых мероприятиях не делать из ведущего тамаду, а подобрать программу серьёзнее. С опросом участников, с подробными рассказами о кейсах, и если уж делать юморные вставки, то глубже связанные с программированием и темами хакатона. И моя отдельная боль — это видео с не‑актёрами. Считал, считаю и буду считать, что блогерский подход, когда в кадр приглашают для отыгрыша роли (даже самого себя) человека, не владеющего актёрскими навыками, — очень плохой вариант. Ведущий в кадре умеет себя подать, он смотрится легко, а вот люди, не работающие на камеру, вызывают у меня раздражение, и хочется выключить видео. Мне кажется, для разрядки офлайн‑участников лучше бы подошло не участие в шоу, а какой‑нибудь турнир по компьютерной игре или просто игра в приставку. Возможно, караоке. Да, хочу отметить, одна спортивная активность была — настольный теннис. И был вроде как неофициальный турнир среди участников, организаторов и всех причастных к хакатону.
Иной раз я ловил себя на мысли, что нахожусь на каком‑то студенческом мероприятии, а не на хакатоне. Да, там были люди разных возрастов (студенты, школьники и так далее), но если бы в конце вышли студенческие музыкальные группы и начали петь и танцевать, я бы так и понял — я на фестивале «Студенческая весна». Да, повторюсь, это сугубо моё мнение. Возможно, участникам понравилось, потому что при опросе на шоу‑программу никто не жаловался.
По итогам я понял, что хочу чуть больше ходить по хакатонам, чтобы можно было сравнивать организацию и хардкорность кейсов. Надеюсь, было интересно.
MentalSky
флешбэк испытал - команда вышла в призы, ведущий - итак - победители! а я ну никакой после бессонных-то ночей, какие там фонтаны эмоций, со стороны смотрелось - испанский стыд, если честно ))) ведущий - реально крутой, но на лице его читалось прямо - ну что за тормоз на экране (видео-трансляция была)
Ведущий - извини )))
IgnatChuker Автор
А в каком треке вы выиграли?
MentalSky
дела минувших дней, преданья старины глубокой (c) ...
ЦП 2021 год, давно уже дело было )