Привет! Меня зовут Александр Сухарев и я люблю звезды — у меня даже есть свой телескоп. Но больше, чем звезды, я люблю информационную безопасность.

Я отвечаю за развитие ИБ-сервисов в beeline cloud. И сегодня хочу обсудить с вами ИТ-аутсорсинг в разрезе облаков. Расскажу, почему я верю в облака, как интегрировать сервисную модель в свои бизнес-процессы и как найти провайдера, с которым можно разделить риски.

Про сервисную модель

Я верю, что будущее — за сервисной моделью.

Все преимущества облаков перечислять не буду. Уверен, что читатели этой статьи и так знают, как облака помогают сокращать издержки, снижать time to market цифровых продуктов и повышать эффективность затрат на ИТ.

«Новейшая история» показала, что все больше заказчиков делают выбор в пользу сервисов от провайдеров:

  • В период пандемии 2020 года компании по всему миру, включая Россию, были вынуждены оперативно трансформировать бизнес-процессы под изменившиеся реалии. Вспомните, сколько предприятий в срочном порядке разворачивались в облаке и переводили сотрудников на удаленку.

  • В 2022 году индустрию накрыло новой волной интереса к облакам. До момента введения санкций компании строили инфраструктуру на решениях зарубежных вендоров. Позже они ушли, а потребности в ИТ-решениях остались. Заказчики начали импортозамещать иностранные решения, и довольно часто они делали выбор в пользу облачных (SaaS, PaaS и пр.), а не коробочных решений.

Поэтому я убежден, что в конечном итоге облака победят. Не нокаутом, но по очкам. Безусловно, часть заказчиков останется с «железом» on-premise, например, из-за требований регуляторов. Большинство в той или иной мере перейдет на облачные технологии.

Рынок облаков увеличивается невероятными темпами. Он обрастает новыми компаниями и сервисами, которые так или иначе связаны с ИТ-аутсорсингом, облаками и безопасностью в облаках.

Ведь если сервисы появляются — значит — это кому-нибудь нужно.

Прежде всего — бизнесу. Все эти компании появляются не просто так. Их рождение — ответ на современные потребности бизнеса, который стремится быть еще более совершенным, эффективным, сокращать издержки и увеличивать прибыль. 

А облака — это как раз про сокращение издержек. Когда не нужно держать на балансе оборудование, которое рано или поздно пойдет в утиль. Или оплачивать команду высококвалифицированных специалистов. Все это можно получить по сервисной модели у облачного провайдера.

Как решиться на ИТ-аутсорсинг

Перейти в облако — полностью или частично — значит, отдать часть своего бизнеса под ответственность другой компании, куда-то вовне. Ожидаемо, у многих заказчиков это вызывает опасение.

Как вообще понять, нужен ли вам ИТ-аутсорсинг? 

  1. Если заказчик задумался о переходе на облачные технологии, значит, на то есть веская причина. Внедрения ради внедрения быть не должно. Определите, какую цель позволит достичь облако. Возможно, запустить какое-то новое направление или бизнес-функцию? Снизить расходы на ИТ? Повысить эффективность бизнес-процессов?

  2. Проведите оценку эффективности:

    a. Проанализируйте, какие процессы вы можете отдать в облако, а какие — закрыть самостоятельно.

    b. Оцените эффективность аутсорса выбранных процессов. На одной чаше весов — стоимость аутсорса, на другой — риски и работа с ними.

    c. Выберите подрядчика, исходя из требований и задач бизнеса.

Как выбрать провайдера

Итак, вы решили, что вам необходим ИТ-аутсорсинг, и определили список нужных сервисов. Как же выбрать провайдера, который не подведет?

Когда заказчик приходит к нам в beeline cloud, на стадии предпроектной подготовки мы в обязательном порядке рассказываем, как устроена инфраструктура, сколько у нас ЦОД, как реализовано резервирование. После того, как клиент убедится в надежности хранения данных, переходим к юридическим вопросам — обсуждаем договор, SLA, разграничение зон ответственности. 

Не стесняйтесь задавать провайдеру неудобные вопросы.

Например: «А что будет, если вы завтра — раз! — и закроетесь?». Лучше на берегу обсудить все неприятные моменты и максимально изучить провайдера изнутри.

Итак, давайте подытожим. При выборе провайдера:

  • исходим из целей;

  • следим за договором, SLA;

  • задаем провайдеру как можно больше вопросов.

Риски: разделяй и властвуй

Любой заказчик, который хочет переехать в облако, хочет знать, как в контексте сотрудничества с провайдером будет происходить разделение рисков.

При этом нужно понимать, что в первую очередь заказчик опасается, что при возникновении каких-либо проблем с облаком он останется с этими проблемами один на один. А провайдер просто скажет: вот тебе платформа/ПО/сервис, с остальным разбирайся сам, и не забудь в договоре текст мелким шрифтом прочитать.

Безусловно, ни один надежный провайдер, который заботится о своей репутации, не позволит себе так поступить с клиентом. Однако наш мир не идеален, и как бы поставщик сервиса не заботился об инфраструктуре, всегда что-то может пойти не так. 

Именно поэтому рекомендую тщательно следить за тем, чтобы провайдер в явном виде регламентировал, кто и за что отвечает. При этом предусмотреть все нюансы просто нереально: при разделении ответственности между провайдером и заказчиком может возникнуть некая серая зона, пункты, которые не вошли в SLA и другие документы. Как быть, если возник инцидент и неясно, кто должен отвечать за его устранение?

Конечно, клиент может конструктивно высказать заказчику претензию относительно случившегося. Как правило, внутри компании такие инциденты разбираются довольно тщательно. При этом, если с выбором провайдера вы не ошиблись, ситуация разрешается простым человеческим общением, в редких случаях — компенсацией со стороны провайдера.

Чтобы избежать неприятных моментов в будущем, постарайтесь еще на стадии подготовки проекта обсудить с поставщиком услуги все риски и зафиксировать их в договоре. А если что-то упустили и в «серой зоне» ответственности случился инцидент, будьте уверены — облачный провайдер пойдет вам навстречу. Потому что в облаках выигрывают все. И дело не только в технологиях.

Надеюсь, вам было интересно. Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях. Постараюсь ответить даже на самые неудобные ????

beeline cloud — secure cloud provider. Разрабатываем облачные решения, чтобы вы предоставляли клиентам лучшие сервисы.

Комментарии (49)


  1. arheops
    01.11.2023 15:00
    +5

    Пока облака настолько сильно дороже, что многие компании задумываются о выходе обратно.


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Ну не :) если бы они были дороже, никто бы на них не переходил. Бухгалтерия компаний высоко ценит экономию на закупках оборудования/ПО и отсутствие расширения штата.


      1. arheops
        01.11.2023 15:00
        +5

        Они никогда не были дешевле.

        Реклама рассказывает, что вы можете сэкономить на зарплате SRE/DevOps

        Все мейнстрим облака дороже чем аналогичные ВПС или dedicated начиная с очень смешного обьема услуг.

        Но в данный момент даже в США с их зарплатами DevOps в 10к в месяц компании видят, что сервисы стоят в разы дороже.

        Предполагалося, что у вас будет доступ к микро-обьемам всякий супер сервисов за малую толику цен. Но на практике когда смотришь смету по облакам(ко мне обращаются с такими вопросами) там получается 10х от стоимости того же обьема на ваших ресурсах и обьемы счетов в 500+ тысяч долларов в год. Да, надо добавить еще обслуживающий персонал. Но фигня в том, что копорации поверили этому булшиту и перестроили свои отделы разработки на облака. И у них получается, что счет в разы больше, но свой эксперт по облакам И DevOps внезапно, все равно нужен. Не все так идеально работает!

        Теперь до них понемножку доходит, что дешевле обратно. Но выход не так прост. Если у тебя в бюджете есть три строчки AWS architect, что с ними делать при переходе на Openstack? Естественно, архитекты топят за сохранение занятости.


        1. Alexander_Sukharev Автор
          01.11.2023 15:00

          При определённых раскладах on-prem и правда выгоднее, не спорю. Но бизнес так или иначе старается сокращать издержки, так что выбирает облако. Не всегда и не везде, но выбирает :)


          1. MixaSg
            01.11.2023 15:00
            +1

            Любой человек с калькулятором может убедиться, что on-prem дешевле облака на дистанции от двух лет. Учитывая, что обычно поддержка оборудования берется на 5 лет, но после 5 лет эксплуатации оно вполне может быть передвинуто на тестовые среды, то при игре в долгую шансов у облаков нет. Но! Облака прекрасная возможность для псевдоруководителей переложить риски на другого. Отсюда и популярность.


            1. Alexander_Sukharev Автор
              01.11.2023 15:00

              Вопрос дешевле/дороже он весьма непростой. Пример: можно закупить себе в инфру дорогое оборудование, но придется достать на него деньги из оборотных или инвестиционных средств. А это = недополученная прибыль. А ведь есть еще стоимость денег, затраты на персонал, амортизация и т.д.


              1. MixaSg
                01.11.2023 15:00

                Умные люди всё давно сказали за меня: "Пара действительно хороших башмаков стоила пятьдесят долларов. А пара доступных по средствам башмаков, которых хватало на сезон или два, пока не изнашивался подметочный картон, после чего они начинали течь как сито, стоила десять долларов. Именно такие башмаки Ваймс покупал и носил до тех пор, пока их подошвы не становились настолько тонкими, что даже в самую туманную ночь он легко мог определить, на какой улице Анк-Морпорка находится, лишь по ощущению булыжников под ногами. Хорошие башмаки служат долгие годы — вот в чем дело. У человека, который может позволить себе выложить за пару башмаков целых пятьдесят долларов, ноги остаются сухими и через десять лет, тогда как бедняк, у которого просто нет денег и который покупает самую дешевую обувку, за тот же период времени тратит на башмаки сотню долларов — и все равно ходит с мокрыми ногами . " (с) Т. Пратчетт


              1. arheops
                01.11.2023 15:00

                Там, где бюджеты на это есть вы закупаете оборудование Dell с 5 летней расширенной гарантией и сервисом замены с SLA 24 часа, кредит прямо от Dell без дополнительных документов на те же 5 лет. И все равно получается дешевле почему-то.

                А если бюджета нет - берете vultr VPS за 10 баксов и колхозите все сами.


    1. Batalmv
      01.11.2023 15:00

      Я думаю, стоит разделять причины и следствия.

      В цивилизованном мире облака дешевле и все идут туда

      Но я допускаю, что в некоторых странах, в силу отягощающих внешних обстоятельств намечается обратный трнед :)

      Про стоимость ... боюсь те кто так говорят, как раз в лучшем случае брали в руки калькулятор и считали невесть что

      Облака дают стоимость ресурсов от нагрузки, а почти все приложения часто имеют суточный профиль нагрузки, где разница пика и пропасти: порядок, а то и два. А вот onprem: вам или надо купить ресурсы под пик и радоваться утилизации в 10-20% остальное время,либо несколько раз просто говорить бизнесу "ну не смогла я, они сами пришли"

      Вопросы отказоустойчивости в случае onprem тоже на вас, а часто это просто значит "мы на них забили болт". Что конечно не видно в калькуляторе, но это до первого срабатывания риска. Я знаю, многие риски не любят добавлять к стоимости. Зачем? Можно ж уволится лично, если что. Или рассказать заказчику про инопланетное вмешательство, когда системы легли.


      1. arheops
        01.11.2023 15:00
        +1

        Только сегодня видел два поста в линкедине вида "мы тут вернули часть сервисов с Amazon и получили 60% экономии". Последний вот буквально перед тем, как увидел ваш ответ. Это США.

        А отказоусточивость может быть как в облаке, так и локально. И не быть тоже. Забыли историю про недельный простой облака Амазона? Вот только вчера у клиента бакет в Vultr Silicon Valley лег на неопредленное время(до сих пор лежит).


        1. Batalmv
          01.11.2023 15:00
          +1

          Надо знать детали, весьма вероятно перенесли стабильные задачи, которые молотят как мясорубка 24/7. Либо народ реально не парился костами, а задачу отслеживать и оптимизировать никто не отменял :)

           Забыли историю про недельный простой облака Амазона?

          И не знал. Можно почитать? Просто з учетом количества Regions/AZ сомнительно что-то такое имело место быть именно в такой формулировке


          1. arheops
            01.11.2023 15:00

            Не, ну конечно, не все регионы. Но многим этого хватило.

            Тут можно посмотреть. https://awsmaniac.com/aws-outages/

            Самый большой факап был в 17м в США когда вылетели стореджи ЕБС и многие не востановилися вообще. Соответсвенно с ними не работали сервера. Причем у большинства сервисов даунтайм был сильно больше, чем заявили Амазон официально. Ибо часть хранилищ вообще не восстановилися.

            https://www.datacenterknowledge.com/archives/2017/03/02/aws-outage-that-broke-the-internet-caused-by-mistyped-command

            https://www.zdnet.com/article/how-amazon-web-services-crashed-and-rose-again/

            Взлет ЕС2 утром в США практически невыполним(30-40 минут). Потому мало кто выключает критичные сервисы на ночь или вообще этим заморачивается.


            1. Batalmv
              01.11.2023 15:00

              Да ладно, сейчас на календаре 2023. Или вы пишете из 2017? :)

              Давайте трезво. Концепция мультирегионов и AZ позволяет игнорировать подобного рода инциденты. А вот в случае своих дата центров - меня трезает уверенность, что почти скорее всего завалят тест на вылет дата центра.

              Не, конечно, есть те, кто реально это построил и тренирует каждый год (приложения то добавляются). Но думаю, число таких сознательных и богатых компаний находится около нуля

              ----------------------------------

              По ссылке, если я правильно увидел, за 22 год ни одного кейса. За 21й - 4 или 5. Причем я так понимаю, мы это застали, так как как раз у нас дев. стенд прилег на полдня. Там не весь, но какие-то сервисы. Понятно, что dev никто не защищал и в целом, даже трудно сказать, имело ли это влияние на прод (скорее всего нет, но если честно, я не помню, чтобы я проверял)


              1. arheops
                01.11.2023 15:00

                Вот вчера вылетел бакет vultr. Да, я знаю что он показывает healthy. Но факт - не работает. У амазона за последние пару лет ничего не вылетало, да. Кроме днс глобального. Сколько так будет? Ну вы не угадаете.

                Трезво - у вас вылетает регион и оказывается что DevOps ван нужен чтоб понять что происходит.


                1. Batalmv
                  01.11.2023 15:00

                  Я не знаю, внутренней кухни. Сорян, но это так и почему это критично для сервиса

                  Трезво - у вас вылетает регион и оказывается что DevOps ван нужен чтоб понять что происходит.

                  А про вылет региона - чуда нет, и решение с АВТО переездом при вылете площадки стоит космических денег. Банально хотя бы потому, что вам нужно три для того, чтобы просто понять, кто живой. Ну и еще потому, что есть вероятность получить системы восстановленные на разные промежутки времени и неконсистентности в данных.

                  Ну и никто не отменял задачи с компромисным решением "мы ждем репликации, либо бежим вперед допуская потерю данных". Это и с двумя площадками решить надо.

                  Клауд - это не просто то, что я типа его купил и оно само завелось. Вообще. Если в компании ИТ рукожопы - то и решение будет рукожопское. Это закон, который всегда работает.

                  Это возможности, которыми вы либо пользуетесь, либо нет. Но если нет - чего жаловаться.

                  -----------

                  Из последнего проекта. DevOps заказчика прям скажем, тубо забил болт на оптимизацию в принципе. Поднял виртуалку - и пусть крутится. На фига смотреть отчет? База много есть - да фиолетово, пока денег хватает, пусть крутиться на том что есть. В сторону смотреть принципиально не будем.

                  Нам было тоже по фиг, в контракт это не входило.


                  1. arheops
                    01.11.2023 15:00

                    В компании не ит рукожопы, а как правило менджеры задачу проверки на вылет региона и правильной репликации в беклог поставили как переносящую релиз.

                    Постоянно так.

                    Это только идеальный проект в вакууме может работать в актив-актив в двух регионах и не чесаться.


                    1. Batalmv
                      01.11.2023 15:00

                      Ну тогда зачем "жаловаться"?

                      Ну если HA не в приоритете - вот риск и сработал :)

                      -------------------------------

                      Значит менеджеры рукожопы

                      Либо ИТ, которые не пояснили почему это важно для всех. Это ж несложно. Пишется риск, оценивается его цена, желательно по максимуму и дальше у задачи появляется "ценник", который чудестно повышает ее приоритет

                      Но тут ведь нет связи с тем, где развернуто решение, правда? Если HA нет - его просто нет.

                      Это как, упрощенно, с кусом мяса. Если его нет, его нет ни в холодильнике, ни на столе.

                      Или я неверно понял ситуацию, сорян


                      1. arheops
                        01.11.2023 15:00

                        Есть HA или нет - стоимость облаков СЕЙЧАС больше чем стоимость того же развернутого самостоятельно на серверах.

                        Я не понимаю почему вы с этим не согласны. Облака хорошо для прототипирования. Но текущая ценовая политика - сбить денег, а не сделать дешевле.


                      1. Batalmv
                        01.11.2023 15:00

                        Именно с утверждением, что они дороже :)

                        Причин для этого несколько:

                        • Облака позволяют платить на использованные ресурсы, а сервера надо купить из расчета на пик и всегда платить за это. Для большинства приложений это очень существенно

                        • Облака позволяют существенно сократить штат сотрудников

                        • Облака позволяют не платить за свой датацентр

                        Сорян, но свой дата центр стоит очень много, а есть строить по уму, то надо ТРИ. Ну ОК, пусть будет два, но с определенными ограничениями


                      1. arheops
                        01.11.2023 15:00

                        Это какойто безпредметный спор. Удачи запросить ЕС2 сервер или расширение RDS у Амазона в черную пятницу.

                        По факту это все блеф. В болшинстве случаев вы все равно запускаете эти сервера и не стопаете ибо старт долго. А стоимость часа - от х2-х3. Тоесть если у вас 12 часов оно онлайн из 24 то уже ах.


                      1. Batalmv
                        01.11.2023 15:00

                        Да нет, autoscaling. Какая проблема? Привязывайтесь, к примеру, к утилизации CPU и все

                        А базу по хорошему надо отделять всякими Redis'aми, чтобы ей проще жилось. Понятно, надо уже смотреть на архитектуру в целом, но с stateless нагрузкой как раз особо проблем быть не должно


        1. Ivan22
          01.11.2023 15:00
          -1

          а то что я вижу каждый день - это новые проекты все ТОЛЬКО в облаках


  1. outlingo
    01.11.2023 15:00
    +4

    А что будет, если вы завтра — раз! — и закроетесь?». Лучше на берегу обсудить все неприятные моменты и максимально изучить провайдера изнутри. Итак, давайте подытожим.

    Подытожим: "это ваши риски, уважаемый клиент"

    Поэтому я убежден, что в конечном итоге облака победят. Не нокаутом, но по очкам

    Угу. Приватные облака (т.н. on-premise)


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Это совместный риск :) Облачные провайдеры хотят длительного сотрудничества с клиентами. Это основа бизнеса, тут sell-and-run не работае.


      1. iwram
        01.11.2023 15:00

        Конечно и пункты в договоре от облачного провайдера, которые явно говорят "Облачный провайдер вправе увеличить тарифы в 3 раза по независящим причинами, например из-за жадности или высокой стоимости аммортизации оборудования". Как ни крути, а облака в любом случае заставляют платить клиента за аммортизацию оборудования и внезапный скачок цен на коннектор, которые покупается однократно, но тут он берется в аренду. На эти 3% и живем....


  1. mixsture
    01.11.2023 15:00
    +5

    Или оплачивать команду высококвалифицированных специалистов.

    Вот это и есть центральный вопрос. Почему-то все полагают, что на той стороне в облаках будут высококвалифицированные специалисты и стоить они будут дешевле, несмотря на обилие дополнительных управленческих прослоек и рисков простоя.


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Для работы с облаком и правда нужны квалифицированные спецы. Небольшой бэкстейдж: в департаменте ИБ beeline cloud новым инженерам требуется до года чтобы разобраться во всех нюансах сервиса.

      По экономике: небольшая команда спецов может поддерживать работу облачного сервиса для большого количества заказчиков. В том числе из этого складывается финансовая выгода для клиентов: им не надо самим держать большой штат.


      1. arheops
        01.11.2023 15:00

        Текучка то в отделе обычная, два года? Или меньше?


  1. Master_Yoda_810
    01.11.2023 15:00

    Облака победят, когда воцарится мировое правительство. До этого момента всегда будет риск санкций по политическим, религиозным и другим мотивам.


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Риски санкция так или иначе будут, даже без мирового правительства. Деглобализация...


  1. aleks-th
    01.11.2023 15:00
    +1

    Ага победят, а потом правительство скажет - уважаемый - отключите ка юзеров вот из того Никарагуа , они нам не нравятся....

    И облака сразу победят ....


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Согласен с вами, и аргумент что наше облако внутри России - железный :)


      1. aleks-th
        01.11.2023 15:00

        Это не аргумент.

        Внутри страны есть огромные риски среди которых - siloviki, и прочие надзоры, санэпидемстанции, пожарные , полиция по мановению волшебной палочки превращают все облака в тыкву.

        Как обычно пока владелец который вовремя отката не дал ждёт когда его выпустят из кпз, его бизнес тихо накрывается медным тазом, а клиенты - как будто есть какое-то дело до этих клиентов в этом случае...

        Причем тут риски даже выше политических.

        Надо мной ржали когда я говорил что Гугл и Амазон - ненадёжны , в любой момент кирдык, и ... Вот оно случилось..

        Теперь кто ржал, покупают свое, и в очень редких случаях на непродолжительное время используют арендные ресурсы.


        1. Ivan22
          01.11.2023 15:00

          гугл с амазон как работали - так и продалжают. К их надежности никаких претензий нет. Вы явно что-то с чем-то перепутали


          1. aleks-th
            01.11.2023 15:00

            Ну да, и оплатить вы их можете сейчас по безналу с юрлица из России....

            Технически они так продолжают работать, но политически делят людей на угодных и неугодных. И нет никаких гарантий что завтра неугодным станете именно вы.


            1. Ivan22
              01.11.2023 15:00

              а мы как-то тут в европе ими продолжаем пользоваться с удовольствием


  1. JOHA2005
    01.11.2023 15:00

    "А если что-то упустили и в «серой зоне» ответственности случился инцидент, будьте уверены — облачный провайдер пойдет вам навстречу. Потому что в облаках выигрывают все. И дело не только в технологиях."

    Мне кажется, если клиент будет в луже облачный провайдер не всегда может решить проблему. Даже когда провайдер идёт на встречу у него есть весомый аргумен. И всё что не указано в договоре - провайдер не возьмёт на себя ответственность.

    И мне кажется дело в технологиях, потому что всё что есть в 21 веке результат бурного развития технологий.


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Заказчик заинтересован в том чтобы ему оказывали качественный сервис, провайдер заинтересован в том чтобы клиент был доволен и стабильно этот сервис потреблял. Это классическая ситуация win-win. Так что и в случае инцидентов тут все заинтересованы быстрее решить вопросы. А так да, идеального сервиса не бывает, не все ситуации можно «отрулить».


  1. anonym0use
    01.11.2023 15:00
    +5

    У облаков есть фатальный неустранимый недостаток - ваши данные вам не принадлежат.


  1. DenSyo
    01.11.2023 15:00

    бывает, облаком является съёмная (не обязательно, но часто так проще) квартира с размещёнными в ней серверами. и как-то уютно, спокойно на душе...


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Вот только охлаждать надо :) так что проще арендовать стойку в датацентре, поставить туда сервак и "нарезать" клиентам сервисы.


  1. vagon333
    01.11.2023 15:00
    +2

    Риторический вопрос - облако или on-prem.

    Опыт давно прояснил:
    - облако для начальной разработки, когда неизвестны сервисы и сколько их нужно;
    - после выхода на стабильное плато - переход на on-prem.

    За этот подход и бюджет и risk management и infosec.


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Согласен, там много нюансов. В России пока превалирует он-прем, но многие вендоры начинают "допиливать" свои продукты для развертывания в облаке. Оно и понятно - интерес есть, а значит вендоры хотят занять эту нишу.


  1. ozzyBLR
    01.11.2023 15:00

    Как-то очень сладко получилось. Затрат меньше, хлопот меньше, людей меньше. Риски? За них тоже не переживайте.

    Про то, что парой сделанных или несделанных кликов в облаке можно грохнуть годовой бюджет за месяц/неделю, думаю в 2023 году уже никому не надо рассказывать.

    По поводу рисков/ответственности - надо понимать, что все облачные тулы по логированию, инспектированию, фильтрации тоже стоят денег.

    Принципиальное отличие облака от онпрема заключается в скорости изменений и... территориальной доступности. Поставить сервачок в уютненькой серверной и показать фигу облакам - это сработает при сравнительно локализованном бизнесе. Когда вы глобальная корпорация с кучерявыми сервисами, а не просто страничной на Тильде, без облака обеспечить достойную скорость работы будет трудно.


    1. GospodinKolhoznik
      01.11.2023 15:00

      У глобальной корпорации есть сеть своих дата центров распредленных по всему миру. Иначе это не глобальная корпорация.


      1. Alexander_Sukharev Автор
        01.11.2023 15:00

        У крупняка чаще история гибридная - что-то он-прем, что-то в облаке.


    1. Alexander_Sukharev Автор
      01.11.2023 15:00

      Как показывает практика, компании "заезжают" в облако и начинают потреблять много разных сервисов а не единичные. Но в целом да, тут вопрос осознания и принятия рисков. Сейчас видим интерес к облакам со стороны финансовых организаций, а ведь они как никто другой умеют взвешивать все за и против.


  1. Samodelkin333
    01.11.2023 15:00

    Проблему специфических нагрузок и неуловимых глюков никто не отменял. Здесь облака в пролёте. Только недавно читал про такое. По мне всему должно найтись своё место.